Научная статья на тему 'Структура и содержание электронного учебного пособия "Первые шаги в музыку" для детей дошкольного возраста'

Структура и содержание электронного учебного пособия "Первые шаги в музыку" для детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА НОВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА СИНТЕЗАТОРЕ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунькова А.Д., Фахрутдинова К.С.

В статье рассматривается актуальность обучения детей на новых музыкальных инструментах (синтезаторах). Подробно описана структура и содержание авторского электронного учебного пособия «Первые шаги в музыку» для детей дошкольного возраста. С его помощью учащийся может изучить нотную грамоту и получить первоначальные навыки игры на инструменте как на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, так и на подготовительных отделениях детских школ искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENTS OF THE ELECTRONIC MANUAL \"THE FIRST STEPS IN MUSIC\" FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In article relevance of training of children on new musical instruments (synthesizers) is considered. The structure and contents of the author's electronic manual \"The First Steps in Music\" for children of preschool age is in detail described. With its help the pupil can study musical notation and receive initial skills of game on the tool as on musical occupations in preschool educational institutions, and on preparatory offices of children's schools of arts.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание электронного учебного пособия "Первые шаги в музыку" для детей дошкольного возраста»

проверка, однако обыскивать сотрудников и изымать их личные вещи запрещено. В тоже время более половины респондентов - 63,3% опрошенных фельдшеров и 50,8% медицинских сестер полагают, что они обязаны открывать сейфы, шкафы и личные сумочки при обследовании.

Кроме того, выяснилось, что 5 медицинских сестер и 1 фельдшер (6,4% от всех опрошенных) вообще полагают, что эти знания нужны только руководству медицинских учреждений и для них являются лишними. На практике же нередкими являются случаи, когда сотрудники правоохранительных органов целенаправленно проводят данные следственные действия в отсутствии руководства медицинских учреждений и, превышая свои полномочия и пользуясь правовой неграмотностью среднего и младшего медицинского персонала, получают избыточную и не вполне корректную информацию. Впоследствии эту информацию могут интерпретировать в качестве доказательства вины сотрудников данного медицинского учреждения.

Отдельным камнем преткновения являются вопросы разглашения персональных данных и врачебной тайны. По письменному запросу полицейские могут потребовать любые справки, документы или их копии, персональные данные пациентов и сотрудников, а также сведения, составляющие налоговую тайну. То же самое касается персональных и медицинских данных наркозависимых, которые по решению суда должны пройти лечение или реабилитацию. Все эти данные медицинская организация обязана предоставлять в течение месяца со дня вручения запроса. Медперсонал может передать правоохранительным органам данные, которые представляют собой врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя по официальному запросу от МВД, прокуратуры или следственного комитета. Если в больницу поступил пациент, у которого есть раны и иные повреждения насильственного характера, согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 323 [3] «Об основах охраны здоровья граждан» медперсонал вправе (а по ряду внутренних подзаконных актов обязаны) сообщить о нем в полицию. Среди опрошенных медицинских сестер только 6 человек (9,5% респондентов) правильно ответили на вопрос о врачебной тайне, еще 9,5% опрошенных считают, что эти сведения могут открыть только руководители медицинских учреждений, 33,3% полагают,

пациентов или их представителей, а 47,7% утверждают, что врачебную тайну нельзя разглашать ни при каких условиях. Существенно лучше обстоят дела с законом о персональных данных - 20,6% респондентов считает, что предоставлять эти сведения имеет право только руководство медучреждений, 9,5% что эти сведения не разглашаются ни при каких обстоятельствах, 1,6 % (1 человек) наоборот, считает, что их тайну соблюдать не надо вовсе, и более 68% респондентов дали правильный ответ по данному вопросу. Аналогичные результаты с минимальными колебаниями показал опрос фельдшерской группы тестируемых.

Таким образом, следует признать, что обучение среднего медицинского персонала общим положениям правового обеспечения профессиональной деятельности позволило существенно улучшить общую правовую грамотность и защищенность фельдшеров и медицинских сестер. В тоже время, проведенное исследование позволило выявить разделы и направления, которые требуют более углубленного изучения. Это, в первую очередь, вопросы соблюдения врачебной тайны, закона о персональных данных, практические рекомендации по правилам поведения, правам и обязанностям среднего медперсонала при взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов в ходе различных до-следственных проверок и следственных действий.

Литература

1. УК РФ от 13 июня 1996 года N 63-Ф3.

2. УПК РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ.

3. ГПК РФ от 14.11.2002 года № 138-Ф3.

4. Галанова, Г.И. : К вопросу совершенствования знаний медицинских работников в области нормативно-правовой базы здравоохранения //Менеджер здравоохранения, 2009. - № 1. - С. 24-28.

5. Молин, Ю.А. Основы правовых знаний в деятельности среднего медицинского персонала. https ://lawbook. online/sudebnaya-ekspertiza_862/molin-yua-osnovyi-pravovyih-znaniy-12399.html

6. Светличная, Т.Г. Характеристика правовой информированности медицинских работников муниципального здравоохранения / Т.Г. Светличная, О.А. Цыганова, В.К. Зинкевич // Медицинское право, 2011. - №6. -С. 19-24.

7. Сергеев, Ю.Д. Медицинское право: Учеб. комплекс для студентов медицинских вузов: В 3 т. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

что их можно давать только при наличии согласия

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МУЗЫКУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бунькова А.Д.

Доцент кафедры художественного образования ФГБОУ Во УрГПУ, Преподаватель музыкального отделения МАУКДО ДШИ№ 5 и заведующая отделением синтезатора и музыкально-компьютерных технологий МБУК ДО ЕДШИ № 9

Фахрутдинова К.С

Студентка Института музыкального и художественного образования ФГБОУ ВО УрГПУ

Екатеринбург

22_Sciences of Europe # 28, (2018)

STRUCTURE AND CONTENTS OF THE ELECTRONIC MANUAL "THE FIRST STEPS IN MUSIC" FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Bunkova A.D.,

Associate professor of the Ural state Pedagogical University, teacher of children's school of arts № 5,

teacher of children's school of arts № 9 Fahrutdinova K.S.

Student of the Ural state Pedagogical University

Yekaterinburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается актуальность обучения детей на новых музыкальных инструментах (синтезаторах). Подробно описана структура и содержание авторского электронного учебного пособия «Первые шаги в музыку» для детей дошкольного возраста. С его помощью учащийся может изучить нотную грамоту и получить первоначальные навыки игры на инструменте как на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, так и на подготовительных отделениях детских школ искусств.

ABSTRACT

In article relevance of training of children on new musical instruments (synthesizers) is considered. The structure and contents of the author's electronic manual "The First Steps in Music" for children of preschool age is in detail described. With its help the pupil can study musical notation and receive initial skills of game on the tool as on musical occupations in preschool educational institutions, and on preparatory offices of children's schools of arts.

Ключевые слова: электронное учебное пособие, обучение детей дошкольного возраста, обучение игре на новых электронных инструментах, музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста, обучение игре на синтезаторе в детской школе искусства.

Keywords: the electronic manual, training of children of preschool age, training in game on new electronic tools, musical occupations with children of preschool age, training in playing a synthesizer at children's school of art.

На сегодняшний день все большее распространение получают музыкально - компьютерные технологии. Музыкальный компьютер становится неотъемлемым инструментом и все шире применяется в преподавательской деятельности. Данные технологии открывают еще большие возможности для творческого развития, расширение музыкального кругозора обучаемых, и дает толчок для его углубленного изучения. Все это и делает его актуальным в наше время. Музыкальный компьютер все глубже проникает в различные сферы человеческой деятельности, в область культуры, в частности, и особенно - в область образования. Появлении большого количества разнообразных цифровых музыкальных инструментов способствовало формированию самостоятельной области творчества, а значит, она может заинтересовать потребителей и в системе дополнительного образования детей, а также в дошкольном образовании.

В свою очередь включение нового музыкального инструмента в обучении детей порождает свои проблемы и в музыкальной педагогике, что обуславливает поиск новых подходов в этой области.

При анализе учебных пособий по обучению игре на синтезаторе, было выявлено, что такие пособия не могут использоваться на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, так как данный материал по своей структуре более сложный в освоении для детей дошкольного возраста. Этот недостаток учебного материала снижает уровень заинтересованности к предмету «Синтезатор» и к самому инструменту у детей старшего дошкольного возраста. Что является актуальной проблемой современного общества. Детям данного возраста

необходимо постоянно изучать новую для него информацию в форме активного восприятия. Удовлетворение их потребностей приводит к желанию учиться и изучать современные музыкальные инструменты. Исходя из этого, создается потребность в повышении мотивации и заинтересованности детей, а так же в развитии их музыкальных и творческих способностей. Поэтому появляется необходимость в создании и внедрении в образовательный процесс учебного пособия, которое так же соответствует запросам и требованиям современного общества.

Исходя из актуальности проблемы Буньковой А.Д. и Фахрутдиновой К.С. было разработано электронное учебное пособие для детей дошкольного возраста «Первые шаги в музыку».

С его помощью можно, без каких либо усилий изучить нотную грамоту и получить первоначальные навыки в освоении инструмента. Нотный материал и творческие задания составлены по принципу поэтапного усложнения. Забавные и знакомые песенки, красочные иллюстрации, аудио и видео материалы, интересные упражнения могут без труда заинтересовать ребенка. Имеются творческие задания для закрепления материала и развития музыкальных и творческих способностей детей, которое следует выполнить. Ребенку смогут помочь не только преподаватели, но также и родители, не имеющие музыкального образования. Данное пособие можно использовать как дополнительный материал для закрепления изученной информации на предмете «Синтезатор», так и для самостоятельного изучения инструмента.

В структуру данного пособия входит: титульная страница, содержание, введение, темы с изложенным материалом, аудиоматериалы, видеоматериалы, отдельный документ Microsoft Office Word с творческими заданиями, список гиперссылок.

Раздел Содержание. Содержит перечень тем для изучения, с гиперссылками на каждую тему, для удобного перехода на нее.

Раздел Введение. Кратко описывается, какова цель данного пособия, кто создал первый синтезатор, и что можно делать с помощью электромузыкального инструмента.

Раздел Звуки высокие и низкие.

Рис. 1.

Показаны разноцветные клавиши синтезатора, где каждая октава определенного цвета. На слайде показано, где находится низкие звуки, а где высокие. Вся информация сопровождается красочными иллюстрациями животных. Каждый персонаж на картинках относится к определенной октаве.

Далее следует подробное описание каждой октавы клавиш синтезатора. Показана каждая октава отдельно, написано ее название, где она находится на клавиатуре. Красочные картинки животных говорят о том, кого напоминает звучание данной октавы. Слайды сопровождаются аудиофайлами звуков животных изображенных на картинках, которые можно прослушать, нажав на картинку.

Далее имеется информация, в какой октаве легче петь и играть. Так же это показано на изображении клавиш с выделенной в желтый цвет первой

октавой. Рассказано в виде чего изображаются звуки, и перечислены название нот в предложенном стихотворении. Слайд сопровождается аудиофайлом, в котором можно прослушать гамму первой октавы.

Раздел Ноты. В данном разделе помещена информация о том, что каждая нота на нотном стане имеет свое место, и имеет свое название. Они могут записываться на линиях, между линиями, над линиями и под линиями. Так же это показано на картинке с изображением гаммы. Необходимо чтобы ученик понял, что такое нотный стан, как он изображается и как можно записать ноты для дальнейшего изучения материала.

Для успешного освоения названий и расположений нот учебное пособие предлагает учащимся просмотреть видеофайл о нотах. В нем показаны различные виды транспорта, на которых едут ноты на свои места в нотном стане. Когда нота встает на

свое место, она озвучивается, чтобы ребенок понимал, как звучит данная нота. Все видео сопровождается детской песней, в которой изложено название нот и на какой линейке она располагается.

Выполни творческое задание № 1

Рис. 3

Рис. 4

Так же в разделе рассказывается про каждую ноту. В каждом слайде про ноты имеется маленькое стихотворение и несколько изображений. В первой картинке показано, как пишется нота в нотном текст. На втором - где она находиться на клавишах

синтезатора. В конце изучения каждой ноты следует выполнить творческое задание, на которое можно перейти при помощи гиперссылки, нажав на выделенный текст.

Рис. 5

Стоит уделить особое внимание расположению нот на клавиатуре синтезатора, чтобы ученик мог без помощи учителя найти нужную ему ноту. Преподавателю следует объяснить ученику, что после ноты си опять следует нота до, и со следующей ноты до ноты повторяются. Чтобы понять усвоил ученик материал, или нет, в творческом задании предлагается сыграть и назвать не подписанные ноты.

Скрипичный и басовый ключ. В данных разделах раскрывается понятие скрипичного ключа и для чего он нужен. Следует объяснить ученику, почему скрипичный ключ еще называют ключом соль.

Приводиться ассоциативный пример в виде изображения командира для лучшего усвоения материала. Так же показано как скрипичный ключ пишется в нотном тексте.

На ярких картинках пособия изображены ноты скрипичного и басового ключа, чтобы сравнить, чем они отличаются, и чем они похожи. Педагогу следует показать пример игры двумя руками, сыграв любое произведение (можно воспользоваться приложением, где имеются нотные примеры произведений)

Раздел Длительности нот.

На первых двух слайдах раздела разбирается одно произведение - это русская народная песня

«Андрей воробей». В первом случае рассматривается и слушается видеофайл, во втором - рассматриваются нотный текст данной песни. В первом

случае ученик должен услышать долгие и короткие звуки. Во втором случае он должен увидеть, чем отличается одна и та же нота соль.

Рис. 7

Любой музыкальный звук бывает не только высоким и низким, но и также он может быть долгим и коротким. Именно эти свойства звука объясняются в данном разделе. Рассмотрены основные длительности нот, такие как целая нота, половинная, четверть и восьмая. Каждая длительность рассматривается не только в картинках с изображением нотного текста, а также в картинках с изображением яблока. Именно пример с яблоком хорошо помогает объяснить детям, каким образом делятся длительности. Целая нота изображена в виде целого яблока, половинная в виде половины яблока, четверть в виде одной четвертой части яблока, и восьмая - одной восьмой части яблока. В конце раздела также следует сделать творческое задание, где надо назвать длительности мелодии и сыграть ее ритмично.

Раздел Размер. В разделе раскрываются такие понятия как тактовая черта, сильная и слабая доля и их количество в одном такте. Понятие тактовой черты объясняется при помощи нотного текста песни «Петушок - золотой гребешок». Для хорошего восприятия информации, текст сопровождается картинкой с изображением петуха.

От понятия тактовой черты идет плавный переход к понятию сильных и слабых долей. Для того чтобы ребенок понял что такое сильная и слабая доля в музыке, ему предлагается послушать марш. В марше четко слышно как звучат сильные и слабые доли. Для лучшего освоения информации педагогу следует включить ребенку аудиофайл несколько раз. На второй раз прослушивания ребенок должен самостоятельно сказать, где сильная доля, а где слабая доля, тем самым он покажет, насколько освоен данный материал.

Если в такте одна сильная доля и одна слабая, то в

о две доли. На рисунршШ^^Нкшя >асным цветом, а слг

J JIJ JIJ J177

8аепсе5 of Бигоре # 28, (2018)

17

Сколько бывает в такте сильных и слабых долей показано на многочисленных примерах двухдольного, трехдольного и четырехдольного размеров различных музыкальных произведений (народной и классической музыки). Для закрепления изученного материала в конце этого раздела следует выполнить несколько творческих заданий, где надо определить ритм и начертить тактовую черту

в предложенных произведениях, а так же сыграть их ритмично на синтезаторе.

Раздел Диез, Бемоль и Бекар. В разделе вся информация изложена поэтапно. В первую очередь рассказывается, какой знак повышает звуки, а какой понижает их. Далее следует раскрытие понятия полутон, и каким способом он образуется. Имеется картинка для лучшего восприятия материала, где подробно показано какие бывают полутона.

Рис. 9

Далее следует подробное изучение знаков диез, бемоль и бекар. Вся информация сопровождается картинками клавиатуры, где подробно показывается, как повышается или понижается каждая нота, и нотным текстом, где показано как пишется знаки нотах. Для того чтобы ребенок лучше понял

и изучил данный знак, в конце раздела имеется нотные примеры с диезами и бемолями, которые можно играть вместе с педагогом в ансамбле. Для закрепления материала, также следует учащемуся выполнить творческое задание. Раздел Паузы.

Рис 10.

В данном разделе учебного пособия юному музыканту предлагается просмотреть и прослушать видеофайл. В нем представлено произведение, в котором четко видно и слышно где находятся паузы.

В конце данной темы следует выполнить творческое задание, в котором надо сыграть произведение с паузами. Играть следует внимательно, четко следуя музыкальному ритму.

Раздел Тембры синтезаторов.

18

8аепсеБ of Бигоре # 28, (2018)

Рис 11.

В данном разделе раскрывается понятие тембры синтезаторов. Для примера перечислены несколько основных тембров синтезатора, которые можно прослушать, нажав на каждую картинку,

присутствующую в тексте. Для лучшего восприятия информации ребенку предлагается посмотреть видео, в котором можно услышать применение различных тембров во время игры на синтезаторе. Раздел Стили синтезаторов.

Рис. 12.

По принципу предыдущего раздела рассматриваются стили синтезатора. Раскрыто понятие автоаккомпанемента и его функции. Так же перечислены примеры стилей синтезатора, которые сопровождаются яркими изображениями и соответствующими примеру аудиофайлами. В конце разделов тембра и стиля синтезаторов необходимо сделать творческие задания.

На сегодняшний день цифровые музыкальные инструменты являются востребованными в сфере

музыкального образования. Растет количество обучаемых на данных музыкальных инструментах. В связи с этим возникает потребность создания новых универсальных учебных пособий, подходящих для обучения не только в системе дополнительного образования в ДШИ и ДМШ, для «домашнего» обучения, а также для музыкальных занятий в ДОУ.

Литература

1. Артюгина О. Н. Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 84-85.

2. Бунькова А.Д. Современные компьютерные технологии в развитии креативности обучающихся // Педагогика искусства: история. теория и практика: сборник научных трудов/ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2010 - 135с.

3. Бунькова А.Д. Современные педагогические технологии и развитие творческой активности учащихся // Психологи и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов V всероссийской научно-практ. конфе-

ренции. В 3 частях /Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС - Изд-во «СИБПРИНТ», 2009 -145с.

4. Бунькова А.Д. Истомина Е.В. Музыкально-компьютерные технологии на начальном этапе обучения в ДМШ и ДШИ // Современное музыкальное образование - 2013: Материалы международ. науч. -практ. конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 - 565а

5. Бунькова А.Д., Сгонников В.О. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях в студии компьютерного творчества в ДМШ и ДШИ // EDUCATЮ Ежемесячный научный журнал № 5 (23), Новосибирск, 2016 - 32-35 с.

6. Долинер Л.И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы [Текст] / Л. И. Долинер // Информатика и образование. - 2003. - №6. - С 125-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЛИВОСТ1 ФОРМУВАННЯ ВИРОБНИЧО-ГРАФ1ЧНИХ УМ1НЬ МАЙБУТН1Х РОБ1ТНИК1В В ЗАКЛАДАХ ПРОФЕСШЫО-TEXHraHOÏ ОСВ1ТИ ЗАСОБАМИ МУЛЬТИМЕД1ЙНИХ АЛГОРИТМ1В

Гаврищук 1.В.

Техтчний коледж ТНТУ iMem 1вана Пулюя, викладач, м. Тернопшь, Украша,

Калушка В.П.

Техтчний коледж ТНТУ iMeHi Ыана Пулюя, кандидат техтчних наук, доцент,

м. Тернопшь, Украша,

THE FEATURES OF PRODUCTION AND GRAPHIC SKILLS FORMATION OF THE FUTURE EMPLOYEES IN VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS THROUGH

MEANS OF MULTIMEDIA ALGORITHMS

Havryshchuk I. V.,

Technical College of Ternopil Ivan Puluj National Technical University, teacher, Ternopil, Ukraine

Kalushka V.P.

Technical College of Ternopil Ivan Puluj National Technical University, Ph.D. in Technical Sciences, assistant professor, Ternopil, Ukraine

АНОТАЦ1Я

Розглядаються проблеми застосування мультимедшних алгоршшв у графiчнiй шдготовщ майбутшх робггаишв з обслуговування сучасно1 техшки. Визначено дидактичш функцп та види мультимедшних алгоршшв у вивченш техшчного креслення. Доведено дощльнють впровадження мультимедшних алгоршшв у навчальний процес закладiв професiйно-технiчноï освiти.

ABSTRACT

The problems of multimedia algorithms application in graphic training of the future employees for the maintenance of modern technical equipment are considered. Didactic functions and types of multimedia algorithms are determined in the study of engineering drawing. The expediency of multimedia algorithms implementation in the educational process of vocational educational institutions is proven.

Ключовi слова: мультимедшш алгоритми, креслення, заклади професiйно-технiчноï освгга, майбутш робггаики з обслуговування сучасно1 технiки.

Keywords: multimedia algorithms, drawings, vocational educational institutions, future employees for the maintenance of modern technical equipment.

In the context of information technology development of the educational process, the teachers are provided with new opportunities for managing cognitive activity of students, which differ from those used in traditional forms of education. The new role of computers in the educational work as a bank of professionally structured information changes the goal of learning from memorizing a significant amount of material for the ability to carry out its search and comprehension.

This requires the formation of analytical skills of the future employees for the maintenance of modern technical equipment. Therefore, the use of information technology in the study of individual subjects should be oriented to achieving a strategic objective - youth training for creative thinking, continuous improvement and self-development.

Issues of the introduction and effective use of multimedia means of training are studied by such scholars

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.