Научная статья на тему 'Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с музыкой'

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с музыкой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МУЗЫКА / АРТ-ПЕДАГОГИКА / АРТ-ТЕРАПИЯ / IDEAS ABOUT MATHEMATICS CHILDREN PRESCHOOL AGE / MUSIC / ART PEDAGOGY / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

В статье рассматриваются теоретические основы формирования математических представлений о цифре и количестве, числовом ряде, обучение детей дошкольного возраста устному счету в процессе ознакомления с музыкой. Представлены дидактические упражнения музыкального содержания, позволяющие эффективно формировать у детей дошкольного возраста математические представления. Актуализируется в период дошкольного детства значение интеграции видов деятельности занятий музыкой и математикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH THE MUSIC

The article has the theoretical foundations of mathematical representations of number and quantity, numeric range, teaching preschoolers oral account in the process of familiarization with the music. There is a didactic exercise musical content that can effectively foster children preschool age math presentation. Relevance there is in music and mathematics in childhood for a harmonious development of.

Текст научной работы на тему «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с музыкой»

Педагогика

УДК 37016:51-053.4 (045)

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования Кахнович Светлана Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МУЗЫКОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы формирования математических представлений о цифре и количестве, числовом ряде, обучение детей дошкольного возраста устному счету в процессе ознакомления с музыкой. Представлены дидактические упражнения музыкального содержания, позволяющие эффективно формировать у детей дошкольного возраста математические представления. Актуализируется в период дошкольного детства значение интеграции видов деятельности - занятий музыкой и математикой.

Ключевые слова: математические представления детей дошкольного возраста, музыка, арт-педагогика, арт-терапия.

Annotation. The article has the theoretical foundations of mathematical representations of number and quantity, numeric range, teaching preschoolers oral account in the process of familiarization with the music. There is a didactic exercise musical content that can effectively foster children preschool age math presentation. Relevance there is in music and mathematics in childhood for a harmonious development of.

Keywords: ideas about mathematics children preschool age, music, art pedagogy, art therapy.

Введение. В условиях современного образования становится актуальным приобщения детей дошкольного возраста к культуре и искусству. Несмотря на то, что музыка часто рассматривается в противопоставлении точным наукам, к которым традиционно относят математику, мы используем музыкальные средства для формирования у детей дошкольного возраста математических представлений. В процессе ознакомления с музыкой: нотами, консонансами и диссонансами ребенок может усваивать основы математики: цифра и число, дробь, схема.

В музыке уже есть математика, точнее в нотной записи. Математика призвана избавить людей от хауса и вести их к порядку и гармонии, поэтому музыка наиболее плотно связана с математикой, чем другие виды искусства. Неслучайно, что игра на музыкальных инструментах развивает логику и математические способности. Плод воображения Артура Конан Дойля Шерлок Холмс - сыщик, играющий на скрипке, да и сам писатель увлекался музыкой, играл на многих инструментах.

Связь музыки с интеллектом выражается в образности этих видов деятельности. Образность -абстракция, которая есть в музыке, выражается в том, что, даже просто просматривая ноты, музыкант мысленно слышит соответствующие им звуки. Математик также воспринимает знаки, выражения, которые перерастают в логические рассуждения.

Схема в математике, музыке и в изобразительном искусстве - это объединяющая визуальная информация, которая, безусловно, способствует умственному развитию ребенка, занимающегося этими видами деятельности. Такие математические понятия, как часть - целое, дробь ребенок усваивает эффективнее, если он обучается игре на музыкальном инструменте. В музыке понятие ритм, в математике -дробь.

Ребенок, играющий на музыкальном инструменте, должен постоянно мысленно разбивать ритм на равные составляющие, слышать его, держать под контролем. Занимаясь музыкой, ребенок в уме делает много расчетов, играет по нотам (схеме), развивая визуальные пространственно-временные ориентации, перерастающие в важные элементы когнитивных способностей (мышление, речь, воображение), которые могут проявиться, в том числе и в арифметике [1; 2].

Формирование у детей математических представлений в процессе ознакомления с музыкой будет наиболее эффективным из-за образности этих видов деятельности. В математике - цифра, в музыке - нота. Это определенный образ в первом случае количества, во втором звучания, звука. Обучение детей дошкольного возраста в процессе и средствами музыки ориентируется на использование дидактических основ, сформулированных в арт-педагогике [4].

Арт-педагогика [4; 5] разрабатывает интегративные связи между культурой и искусством для воспитательных и обучающих целей. Обучение основам математики сопряжено с определенной тревожностью и напряжением. В тоже время, занимаясь музыкой, ребенок может усваивать математику и реализовывать потребности в творчестве. Такой синергетический подход к обучению детей дошкольного возраста основам математики представлен в арт-терапии [3].

Изложение основного материала статьи. Музыка, по идеи Пифагора, к слову, известного и заслуженного математика, сделавшего много открытий в этой науке, должна быть разделена на консонансы и диссонансы.

Консонанс - это порядок и математика в музыке, поэтому есть и чисто математическое выражение совокупности звуков простым соотношением чисел: чистая октава - 1/2; чистая квинта - 2/3; чистая кварта -3/4. Более того, консонанс - это созвучие, которое звучит благостно, вызывая ощущение покоя, гармонии, устойчивости.

Пример, Людвиг ван Бетховен, композитор прославившейся на весь мир, в конце жизни потерявшей слух создал математически выверенную Лунную Сонату. Но математика присутствует только в первой части этого культового произведения, а его чувственность и любовь композитора к Джульетте Гвиччарди (Бетховен именно ей посвятил свою лунную сонату) есть во второй части, где диссонансы.

Впрочем, математика описывает и диссонансы: большая септима - 8/15; малая секунда - 15/16. Диссонансы звучат тревожно, резко, создают ощущение незавершенности, поэтому созвучны только с консонансами и выражаются в математике более сложными числовыми соотношениями. Однако именно диссонансы в музыке передают высшую эмоциональность.

Звук начинает слышать новорожденный ребенок на седьмой день, но еще в утробе матери он ощущает звуковую вибрацию от биения ее сердца.

Звук - это, прежде всего, вибрация, звуковая волна от звучащего объекта или субъекта. Для людей лишенных возможности слышать есть возможность ощущать вибрацию от звука на телесном уровне, положив голову, руку на музыкальный инструмент, рояль, пианино.

В музыке нас привлекает благозвучие, которое возникает из сочетания гамм и звукорядов. Услышать музыку мы можем без труда, а вот записать ее (нотная грамотность) и воспроизвести (исполнение) - это искусство.

Еще музыка - это высшая эмоциональность. Она поднимает настроение, помогает перенести стресс, физическую и умственную нагрузку.

Музыку, как любое другое произведение искусства, можно создать, написать. Чтобы записать и сохранить созданное композитором музыкальное произведение используют нотную запись, содержащую информацию о высоте нот, их порядке, времени начала воспроизведения, длительности, громкости и музыкальных инструментах, на которых данная мелодия должна исполняться.

В математике числовой ряд - это механизм арифметических действий с числами: в сторону увеличения, либо наоборот уменьшения. Научите ребенка считать по линейке, чтобы уменьшить нервное напряжение, возникающее на первых порах обучения устному счету. Чтобы прибавить пять к одному надо по обычной линейке, которая всегда есть в наличии, перемещаться от одного к шести по числовому ряду.

Если ребенок уже знаком с написанием нот, то предложите ему зашифровать их цифрами. В музыке -это звукоряд, перемещаясь по которому, мы вычисляем музыкальный звук. Если звукоряд восходящий, то перемещаясь по нему, каждый последующий звук выше прежнего на одну единицу, что соответствует полутону.

Поэтому, когда музыкант воспринимает музыкальные интервалы, то в его воображении возникает числовой ряд, отрезок которого равен интервальному: от 1 до 4 - слышим кварту или от 1 до 7 - септиму (названия говорят сами за себя). Для кодирования музыки числами надо за единицу измерения длительности взять целую ноту, а все остальные длительности этой ноты кратны целой: 1/2; 1/4;1/6; 1/8. В гамме ребенок изучающий музыку, может выделить семь нот: 1 - До; 2 - Ре; 3 - Ми; 4 - Фа; 5 - Соль; 6 - Ля; 7 - Си.

Этих знаний вполне достаточно, чтобы попытаться расположить свое имя нотами и перевести его в музыку. Каждой букве алфавита соответствует нота хроматической гаммы первой октавы, следующие 12 букв второй октаве и, оставшиеся буквы соотносятся с частью третьей. Если полученное музыкальное произведение из имени ребенка звучит неблагозвучно, то его надо изменить до благозвучия, добавляя в имя новые буквы или уменьшая его, полученное измененное имя означает благозвучное музыкальное произведение. Такое забавное упражнение доступно только детям, которые имеют музыкальную грамотность.

Дидактическое упражнение «Волшебная задача» учит устному счету и закрепляет умение ребенка устанавливать связь ноты со ступенью в гамме. Взрослый предлагает ребенку угадать число, которое он задумал. Для этого надо произвести следующие арифметические действия. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5. В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть разным, но благодаря правильно разработанному заданию, всегда получается 5. Эту отгадку следует раскрыть, выполняя арифметические действия, ребенок учится устному счету. По такому же принципу, можно разработать музыкальное задание.

В гамме до-мажор, загадай любую ноту, обрати внимание на ее ступень в этой гамме. Запиши ноту, расположенную на следующей ступени. Отними от ноты количество ступеней, которое равно ступени заданной ноты. Прибавь четыре ступени к полученной ноте, у тебя получилась нота «Соль». Это упражнение можно транспонировать в любую другую гамму с учетом переноса получаемой ноты (ответа).

Следующие упражнения доступны всем детям и знакомят их с музыкальными понятиями: звук, нота, музыкальные лады.

Дидактическое упражнение «Музыкальное настроение». Задача детей нарисовать музыку. Музыка - это звук, звуковая волна, исходящая от инструмента, а это вибрация. Музыку можно записать нотами (показать нотный стан и расположить на нем семь нот). Если мы слышим веселую музыку, то говорим о мажорном настроении. В музыке за эмоциональную окраску отвечают лады - мажор и минор. Соответственно, минор -грустная мелодия. Но не все так просто, иногда музыка передает тревожность, возвышенность чувств, поэтому ее можно нарисовать, хотя это и достаточно трудно. Если выбрать темные оттенки, то это минор, а яркие теплые солнечные - мажор (предложить разложить восковые мелки от минора к мажору). Дети слушают музыку композитора Дмитрия Борисовича Кобалевского «Рондо Марш», Людвига ван Бетховена «Лунная соната», Амодея Моцарта «Турецкий марш» и поднимают карточки с настроением. Затем предлагаем детям нарисовать любое настроение понравившейся музыки.

Упражнение можно проводить в домашних условиях с одним ребенком, так и в условиях общественного образования: в детском саду, музыкальной школе. Выбор музыки может быть произвольным. Дети рисуют образы солнца, облака по своему желанию и без образцов.

Дидактическое упражнение «Цветные ноты». Цвет мы можем видеть, а звук слышать. Музыка - это хорошо звучащие ноты. Нот тоже семь, как и цветов видимого спектра в радуге. Задача детей нарисовать цветные ноты в соответствии с кодом.

1) КАЖДЫЙ - Красный цвет, нота ДО.

2) ОХОТНИК - Оранжевый цвет, нота РЕ.

3) ЖЕЛАЕТ - Желтый цвет, нота МИ.

4) ЗНАТЬ - Зеленый цвет, нота ФА.

5) ГДЕ - Голубой цвет, нота СОЛЬ.

6) СИДИТ - Синий цвет, нота ЛЯ.

7) ФАЗАН - Фиолетовый цвет, нота СИ.

Если на пианино или на синтезаторе играть по белым клавишам поочередно, получается гамма, где есть все семь нот. Можно использовать ксилофон и молоточком поочередно сыграть на нем гамму. Ребенок закрашивает ноты в соответствии с цветами радуги, начина с ноты «До», получаются цветные ноты.

Мы апробировали в практике дидактические упражнения «Волшебная задача», «Музыкальное настроение», «Цветные ноты». Эти упражнения предлагались детям старшего дошкольного возраста без

обучения нотной грамоте и игре на музыкальном инструменте. Дидактическое упражнение «Волшебная задача» преподносилась в том варианте, который предусмотрен для отработки умений устного счета.

Дидактические упражнения «Музыкальное настроение» и «Цветные ноты» были представлены как интегрированные занятия, на которых дети усваивали музыкальные и математические представления.

Выводы. После апробации разработанных дидактических упражнений в образовательном процессе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 104» в городе Саранске мы сформулировали следующие выводы.

Музыка и математика как виды человеческой деятельности оказывают влияние на гармоничное и всестороннее развитие ребенка. Синергетический подход к обучению детей старшего дошкольного возраста усиливает эффект в интеллектуальном становлении.

Использование дидактических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста влияет на формирование математических представлений о цифре и количестве, о числовом ряде и перемещении по нему от 0 до 10 (прибавляя единицу) и формируют представления детей об обратном счете (убавляя единицу); знакомят с музыкальными понятиями: звук, нота, лад.

Литература:

1. Кахнович С. В. Формирование учебных умений дошкольников средствами изобразительной деятельности // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 3. С. 72 - 79.

2. Кахнович, С. В. Наказание искусством // Мама. Папа. Я. 2017. № 9. С. 14 - 16.

3. Кахнович, С. В., Извеков В. В., Извеков К. В. Факторы здоровьесбережения в дошкольном образовании: арт-терапия // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 1 (42). С. 257-263.

4. Кузьмина Н. Н. Моделирование артпедагогических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1 (17). С. 46-50.

5. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н. [и др.]. Артпедагогика и арттерапия в социальном образовании: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 246 с.

Педагогика

УДК: 372.881.111.1

старший преподаватель Кашафутдинова Линара Хамитовна

Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)

ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

Аннотация. Рассмотрены особенности дисциплины «Деловой английский язык» и трудности, которые могут возникнуть в преподавании данной дисциплины. Выявлено, что деловой иностранный язык изобилует метафорами и фразеологизмами, примеры которых рассматриваются в данной статье. Также рассмотрены преимущества использования аутентичных материалов, создающих атмосферу погружения в языковую среду и обладающих высоким уровнем авторитетности среди обучающихся, в связи с отсутствием в них дидактической направленности, так как традиционные учебные материалы основаны на фиктивных ситуациях, которые очень редко можно встретить вне занятий, что способствует снижению мотивации обучающихся.

Ключевые слова: дисциплина «Деловой английский», аутентичные материалы, реалити-шоу, языковая среда, видеоурок.

Annotation. The main characteristic features of the discipline "Business English" and the difficulties that may appear while this discipline teaching process are considered. It is revealed that a business foreign language abounds with metaphors and phraseological units, examples of which are considered in this article. The advantages of using authentic materials that create an atmosphere of the language environment immersion are also considered. In addition, they have a high level of authority among students due to the lack of didactic orientation, since traditional teaching materials are based on fictitious situations that can be rarely met outside the classes and that fact reduces the motivation of students.

Keywords: the discipline "Business English", authentic materials, reality show, linguistic environment, movie tutorial.

Введение. В современном мире английский язык является международным языком делового общения. Деловой английский язык, так называемый Business English, представляет собой целый пласт лексики и включает в себя различные термины из области финансов, торговли, промышленности, предоставления товаров и услуг др. Он также предполагает развитие таких навыков, необходимых в сфере бизнеса, как умений убеждения, отстаивания своей позиции, поиска компромиссных решений.

Деловой английский является общим термином, охватывая и повседневный английский язык общий английский для делового общения а также и ряд специфичных сфер бизнеса. Английский для делового общения не ограничен языковыми средствами, присущими исключительно данному подвиду языка. Он не ограничен языковыми средствами, присущими исключительно данному подвиду языка, а изобилует различными метафорами и сравнениями, которые характерны для английского языка для общих целей. Например, в нем присутствует целый пласт лексики, привнесенной из морской тематики, который будет рассмотрен далее.

Формулировка цели и задач статьи. Целью статьи является рассмотрение лексического состава делового английского, основные отличительные особенности английского для делового общения и выявить эффективные методы и средства для развития иноязычной компетенции обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Анализируя труды лингводидактов и лексический состав делового английского языка, мы выявили, что существуют некоторые его отличительные характеристики, которые могут представлять определенные сложности его преподавания и освоения. В реальной практике деловой английский используется в межличностном общении, прогнозировании и анализе ситуаций, процессе переговоров, деловой корреспонденции, телефонных переговорах, в командировках, при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.