УДК 349 ПЕТУХОВ С.В.,
ШЕВЦОВ С.С., ГАВРИЛОВ Д.А.,
студенты 4 курса Юридического факультета ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности
ФГОБУ ВО «(Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
О.Н. ПЕТЮКОВА
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются сущность антимонопольного регулирования, а также изменения в правовом регулировании данной сферы. Кроме того, анализируются процессы глобализации и их роль на структуру антимонопольного регулирования.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, глобализация, цифровые платформы, корпорация, пятый антимонопольный пакет.
PETUKHOV S.V., SHEVTSOV S.S., GAVRILOV D.A.,
4th year students, Faculty of law of the Federal State University,
Financial University under the Government of the Russian Federation
Scientific adviser: Doctor of Law, Professor of the Department of legal regulation of economic activity,
Financial University under the Government of the Russian Federation
O.N. PETYUKOVA
THE STRUCTURE AND CONTENT OF ANTITRUST REGULATION IN MODERN RUSSIA
Annotation. This article discusses the essence of Antimonopoly regulation, as well as changes in the legal regulation of this sphere. In addition, the processes of globalization and their role in the structure of antitrust regulation are analyzed.
Key words: Antimonopoly regulation, globalization, digital platforms, Corporation, the fifth Antimonopoly package.
Антимонопольное регулирование является важным элементом экономики любого современного государства. Непосредственно монополизм является источником большого количества противоречий
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
и служит катализатором проблем в экономике. В свою очередь, неограниченная деятельность монополий несет в себе опасность, как для потребителей, так и для всей экономики страны в целом. Антимонопольное регулирование в Рос-
сии относительно развитых стран Европы и США только начинает свое становление.
Усложняет процесс регулирования увеличение количества рынка информационных услуг, связанного с внедрением цифровых технологий в механизм государственного управления, а также в деятельность частных компаний. В свою очередь, антимонопольное законодательство является неотъемлемым элементом в системе обеспечения и защиты свободы в условиях рыночной экономики [1, с. 106].
Ключевым актом, направленным на регулирование процесса внедрения цифровых технологии, является Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [2]. Несмотря на то что он не является источником антимонопольного законодательства в силу ст. 2 Федерального закона «О защите конкуренции» [3], Указ закрепляет основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции в условиях цифровой экономики. Особое внимание рассматриваемый нормативный акт уделяет обеспечению прозрачности системы государственных закупок, в том числе с использованием цифровых технологий. Кроме того, указывается на необходимость внедрения риск-ориентированного контроля и надзора в деятельности органов государственной власти, целью которого будет являться повышение роли информационных технологий в реализации административной функции государства.
Огромное количество правоотношений, связанных с конкуренцией на различных рынках, приводит к недостаточному уровню ответственности субъектов, виновных в нарушении норм антимонопольного законодательства. Как подчеркивает Ю.С. Верзун, функционирование ст. 178 УК РФ практически отсутствует ввиду отсутствия возбуждений уголовных дел на основании решений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) [4, с. 91]. Кроме того, ФАС России функционирует в специфических условиях новой экономической реальности - условиях глобализации и цифровизации. Так, например, усиление влияния и контроля на товарных рынках в цифровую эпоху можно добиться путем получения доступа к распоряжению «большими данными» (big data), использования прав интеллектуальной собственности, внедрения цифровых алгоритмов и специализированных платформ в ценообразовании. Таким образом, возникает потребность в реформировании антимонопольного законодательства для эффективного реагирования на вызовы, которые несут в себе новейшие информационные технологии.
Цифровизация должна отразиться на методах и инструментах антимонопольного регулирования. В настоящее время уже заложено начало для развития таких методов [5, с. 141]. В цифровую эпоху перед антимонопольным органом возникает задача антимонопольного регулирования по следующим трем направлениям: деятельность хозяйствующих субъектов в особых отраслях, вовлеченных в производство товаров в цифровой экономике; использование хозяйствующими субъектами новых технологий продвижения товаров; практическая деятельность ФАС России, которая нуждается в новых технологиях и инструментах [6].
Для развития и уточнения положений антимонопольного законодательства с учетом новых реалий подготовлен так называемый «пятый антимонопольный пакет». Он практически полностью посвящен регулированию конкурентного законодательства в условиях цифровой экономики. Разработанный ФАС России документ подразумевает изменение некоторых положений Федерального закона «О защите конкуренции». Данные изменения прежде всего продиктованы необходимостью приведения антимонопольного законодательства в соответствие с условиями современного рынка. Эти условия, несомненно, диктуют, в том числе, информационные технологии. Так, например, заместитель руководителя ФАС России С. Пузыревский, выражая свою точку зрения по поводу развития антимонопольного законодательства, указал следующее: «именно информационные технологии определяют формирование современного рынка» [7]. Особого внимания заслуживают новеллы, которые предлагается внести в российское антимонопольное законодательство проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации» (пятый антимонопольный пакет) [8].
В первую очередь следует отметить, что с принятием данного проекта при оценке наличия влияния той или иной организации на рынок будет приниматься во внимание наличие у организации «больших данных» о покупателях и продавцах, которые собраны при помощи различных цифровых платформ. Одно из ключевых понятий - «сетевой эффект», которое предлагается ввести проектом, станет критерием, благодаря которому появится возможность признать положение хозяйствующего субъекта доминирующим даже в том случае, если его доля на товарном рынке не превышает 35%.
ФАС России также предлагается усовершенствовать правовое регулирование обраще-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
ния товаров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в частности, определить «ценовой алгоритм» как программное обеспечение (ПО), которое предназначено для мониторинга, расчета и установления цен или совершения действий на торгах. Это стало необходимым в связи с тем, что используя подобное ПО, хозяйствующие субъекты могут использовать данные алгоритмы для оптимизации взаимоотношений с конкурентами, что может спровоцировать картельный сговор, что, безусловно, недопустимо. Помимо этого пакет изменений затрагивает и иные важные моменты антимонопольного регулирования, например, проблемы слияния цифровых платформ; новые подходы к контролю сделок экономической концентрации при приобретении технологий или иных нематериальных активов; вопрос упразднения иммунитетов в отношении интеллектуальной собственности.
Стоит отметить, что на данный момент «пятый антимонопольный пакет» проходит стадию публичных обсуждений и до момента его принятия, скорее всего, пройдет еще довольно продолжительный промежуток времени, который, в первую очередь, необходим для нахождения приемлемых для всех участников рынка решений по ключевым вопросам. Тем не менее потребность российского антимонопольного законодательства в так называемом «цифровом» блоке антимонопольного пакета требует его принятия уже в ближайшее время для более эффективного правового регулирования в условиях цифровой экономики.
В связи с процессами глобализации отдельное внимание следует уделить аспекту защиты конкуренции на глобальных рынках. Проблемой в данной области является использование крупными корпорациями своего доминирующего положения на глобальных рынках для закрытия доступа на эти рынки для отечественных организаций. Актуальность данного вопроса наглядно демонстрирует практика ФАС России по пресечению недобросовестной деятельности транснациональных корпораций в Российской Федерации. Примером может служить дело, возбужденное ФАС России в отношении Microsoft в связи с нарушением антимонопольного законодательства. Корпорация сократила время адаптации антивируса сторонних разработчиков к операционной системе Windows 10 с целью продвижения своего собственного антивирусного продукта - Windows Defender, чем нарушила ст. 14.2, 14.8, а также п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Антимонопольному органу удалось добиться устранения указанных нарушений [9].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
Еще одним примером является дело ФАС России в отношении Google, когда корпорацию оштрафовали на 438 млн руб. за использование операционной системы Android для продвижения исключительно своей продукции в качестве предустановленных и не удаляемых приложений [10]. В итоге нарушения законодательства были устранены, пользователям был предоставлен выбор в установке приложений, но проблемным остается вопрос о том, не превысили ли доходы компании от данных недобросовестных действий сумму штрафа и не возникнет ли у нее соблазн воспользоваться своим положением вновь.
На наш взгляд, увеличение количества оборота и объема современной продукции, созданной на основе новых технологий, - важный аспект для системы антимонопольного регулирования. Положительным является стремление законодателя к постоянному развитию антимонопольного законодательства, что в конечном счете позволит защитить отечественную экономику от недобросовестной конкуренции и обеспечить стабильный экономический рост в будущем.
Список литературы:
[1] Максимова М.А. Основные направления и методы антимонопольного регулирования рынка информационных технологий / / Инновационная наука. 2015. № 3-4. C. 106-110.
[2] Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // СЗ РФ. 2017. № 52 (ч. I), ст. 8111.
[3] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3434.
[4] Верзун Ю.С. Проблемы защиты конкуренции в России // Марийский юридический вестник. 2016. № 1 (16). С. 90 - 93.
[5] Петровский Н. М., Мазурова Л. И., Корчагин А. Г. Цифровизация в сфере антимонопольного регулирования // Теология. Философия. Право. 2018. № 2 (6). С. 137 - 146.
[6] Аносов М. «Пятый антимонопольный пакет»: ФАС приступила к обсуждению // «ЭЖ-Юрист». 2018. № 14 (1015).
[7] Пятый антимонопольный пакет и ужесточение уголовной ответственности за картели: быть или не быть? [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/ article/1195501/ (дата обращения: 30.09.2018).
[8] Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] -
Режим доступа: URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PR J;n=170528#06540268519080623 (дата обращения: 30.09.2018).
[9] ФАС закрыла дело против Microsoft / / Lenta.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://lenta.ru/news/2017/08/15/fas_vs_ microsoft/ (дата обращения: 30.09.2018).
[10] ФАС оштрафовала Google на 400 миллионов рублей // Lenta.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://lenta.ru/ news/2016/08/11/google_fas_shtraf/ (дата обращения: 30.09.2018).
Spisok literatury:
[1] Maksimova M.A. Osnovnye napravleniya i metody antimonopol'nogo regulirovaniya rynka informacionnyh tekhnologij // Innovacionnaya nauka. 2015. № 3-4. C. 106-110.
[2] Ukaz Prezidenta RF ot 21 dekabrya 2017 g. № 618 «Ob osnovnyh napravleniyah gosudar-stvennoj politiki po razvitiyu konkurencii» // SZ RF. 2017. № 52 (ch. I), st. 8111.
[3] Federal'nyj zakon ot 26 iyulya 2006 g. № 135-FZ «O zashchite konkurencii» // SZ RF. 2006. № 31 (ch. 1), st. 3434.
[4] Verzun Yu.S. Problemy zashchity konkurencii v Rossii // Marijskij yuridicheskij vestnik. 2016. № 1 (16). S. 90 - 93.
[5] Petrovskij N. M., Mazurova L. I., Korchagin A. G. Cifrovizaciya v sfere antimonopol'nogo regulirovaniya // Teologiya. Filosofiya. Pravo. 2018. № 2 (6). S. 137 - 146.
[6] Anosov M. «Pyatyj antimonopol'nyj paket»: FAS pristupila k obsuzhdeniyu // "EZh-Yurist". 2018. № 14 (1015).
[7] Pyatyj antimonopol'nyj paket i uzhestochenie ugolovnoj otvetstvennosti za karteli: byt' ili ne byt'? [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://www.garant.ru/ article/1195501/ (data obrashcheniya: 30.09.2018).
[8] Proekt federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O zashchite konkurencii" i inye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj re-surs] -Rezhim dostupa: URL:http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PR J;n=170528#06540268519080623 (data obrashcheniya: 30.09.2018).
[9] FAS zakryla delo protiv Microsoft // Lenta.ru [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://lenta.ru/news/2017/08/15/fas_vs_ microsoft/ (data obrashcheniya: 30.09.2018).
[10] FAS oshtrafovala Google na 400 millionov rublej // Lenta.ru [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: https://lenta.ru/ news/2016/08/11/google_fas_shtraf/ (data obrashcheniya: 30.09.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018