Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1433
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / МОНОПОЛИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ANTIMONOPOLY POLICY / ANTIMONOPOLY SERVICE / MONOPOLY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зугумова Зубалжат Махмудовна, Исакова Гулизар Казбековна

Предметом работы является процесс формирования конкурентной среды посредством государственного регулирования экономических процессов на товарном рынке, а также проблемы деятельности Федеральной антимонопольной службы. Целью работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в Российской Федерации, а также определение особенностей антимонопольной политики. Методологией работы являются общенаучные положения системного подхода, описательный, логический, экспертный, инвестиционный и статистический виды анализа, а также сравнительные и эконометрические методы обработки и систематизации данных. Результатом работы является рассмотрение антимонопольной политики Российской Федерации, которая представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных мер, осуществляемых государством, направленных на создание условий для развития добросовестной конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации рынка, а также пресечение недобросовестной конкуренции, угрожающий нормальному функционированию рынка. Области применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть в государственных программах в области антимонопольной политики. Выводы. Антимонопольная политика является важным инструментом для развития экономики государства, особенно в условиях выхода из глобального экономического кризиса, меняющего структуру конкурентных рынков. Положительное влияние на развитие конкуренции может оказывать только эффективная антимонопольная политика российского государства, поддерживающая весь спектр российских производителей и обеспечивающая доступ потребителей к товарам и услугам по ценам конкурентного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ANTITRUST POLICY RUSSIAN FEDERATION

The subject of this work is the process of creating a competitive environment through state regulation of economic processes in the commodity market, as well as the problems of the Federal Antimonopoly service. The purpose of this paper is to consider the problems and prospects of development of Antimonopoly policy in the Russian Federation, as well as to determine the features of Antimonopoly policy. The methodology of the work is the General scientific pro visions of the system approach, descriptive, logical, expert, investment and statistical types of analysis, as well as comparative and econometric methods of data processing and systematization. The result is the antitrust policy of the Russian Federation, which is a complex of economic, administrative and legislative measures taken by the government aimed at creating conditions for development of fair competition, to prevent excessive monopolization of the market, as well as suppression of unfair competition that threatens the functioning of the market. Areas of application of the results. The results of the research may be included in state programs in the field of Antimonopoly policy. Conclusions. Antimonopoly policy is an important tool for the development of the state's economy, especially in the context of emerging from the global economic crisis, which is changing the structure of competitive markets. Only an effective antitrust policy of the Russian state that supports the entire range of Russian manufacturers and provides consumers with access to goods and services at competitive market prices can have a positive impact on the development of competition.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.2 ЗУГУМОВА ЗУБАЛЖАТМАХМУДОВНА

магистр кафедры «Государственного и муниципального управления» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: [email protected]

ИСАКОВА ГУЛИЗАР КАЗБЕКОВНА

к.э.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССКИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Предметом работы является процесс формирования конкурентной среды посредством государственного регулирования экономических процессов на товарном рынке, а также проблемы деятельности Федеральной антимонопольной службы. Целью работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в Российской Федерации, а также определение особенностей антимонопольной политики. Методологией работы являются общенаучные положения системного подхода, описательный, логический, экспертный, инвестиционный и статистический виды анализа, а также сравнительные и эконометрические методы обработки и систематизации данных. Результатом работы является рассмотрение антимонопольной политики Российской Федерации, которая представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных мер, осуществляемых государством, направленных на создание условий для развития добросовестной конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации рынка, а также пресечение недобросовестной конкуренции, угрожающий нормальному функционированию рынка. Области применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть в государственных программах в области антимонопольной политики. Выводы. Антимонопольная политика является важным инструментом для развития экономики государства, особенно в условиях выхода из глобального экономического кризиса, меняющего структуру конкурентных рынков. Положительное влияние на развитие конкуренции может оказывать только эффективная антимонопольная политика российского государства, поддерживающая весь спектр российских производителей и обеспечивающая доступ потребителей к товарам и услугам по ценам конкурентного рынка.

Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольная служба, монополия, конкуренция.

ZUGUMOVA ZUBALZHATMAHMUDOVNA

master of the Department of State and municipal management Dagestan state University,

e-mail: [email protected]

ISAKOVA GULIZAR KAZBEKOVNA

Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of State and municipal management Dagestan state University,

e-mail: [email protected]

MODERN ANTITRUST POLICY RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The subject of this work is the process of creating a competitive environment through state regulation of economic processes in the commodity market, as well as the problems of the Federal Antimonopoly service. The purpose of this paper is to consider the problems and prospects of development of Antimonopoly policy in the Russian Federation, as well as to determine the features of Antimonopoly policy. The methodology of the work is the General scientific pro-

visions of the system approach, descriptive, logical, expert, investment and statistical types of analysis, as well as comparative and econometric methods of data processing and systematization. The result is the antitrust policy of the Russian Federation, which is a complex of economic, administrative and legislative measures taken by the government aimed at creating conditions for development of fair competition, to prevent excessive monopolization of the market, as well as suppression of unfair competition that threatens the functioning of the market. Areas of application of the results. The results of the research may be included in state programs in the field of Anti-monopoly policy. Conclusions. Antimonopoly policy is an important tool for the development of the state's economy, especially in the context of emerging from the global economic crisis, which is changing the structure of competitive markets. Only an effective antitrust policy of the Russian state that supports the entire range of Russian manufacturers and provides consumers with access to goods and services at competitive market prices can have a positive impact on the development of competition.

Keywords: Antimonopoly policy, Antimonopoly service, monopoly, competition.

Введение. На развитие государства в политическом, экономическом и социальном аспектах благоприятно действует так называемая здоровая конкуренция. Чтобы добиться этого, государство принимает определенные меры. Однако в этом вопросе возникают проблемы, с которыми следует бороться. В данном случае это монополия.

Антимонопольная политика - государственная деятельность по созданию структуры рыночной конкуренции, где вся сила направлена на устранение чрезмерной монополизации рынка, которая мешает нормальному функционированию рыночного процесса [14, с. 36].

Методы исследования. Антимонопольная политика направлена на предотвращение, ограничение и подавление монополистической деятельности, сформирование и развитие конкуренции, рынков товаров и услуг и защиту прав потребителей. Существуют следующие направления антимонопольной политики:

- Создание и развитие конкуренции.

- Контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов.

- Защита интересов потребителей.

- Поддержка и развитие среднего и малого бизнеса.

- Контроль над процессом концентрации капитала.

В условиях современной экономической ситуации все государства с развитой экономикой борются с монополиями. Монополия - исключительное право на осуществление любого вида деятельности, предоставляемое конкретному субъекту хозяйствования.

Существуют следующие виды монополий:

- Открытая монополия.

- Естественная монополия.

- Закрытая монополия.

Открытая монополия возникает в ситуации, когда фирма или организация является единственным производителем товаров и услуг по причине технологического прорыва, авторитета фирмы или организации, бренда и т. д.

Монополия является естественной, когда спрос может наиболее эффективно удовлетворяться в отсутствии конкуренции из-за технологических особенностей производства.

Закрытая монополия возникает при законодательном ограничении конкурентного соперничества [9, с. 143].

Каждый вопрос по объему охвата своей сферы можно разделить на категории узкого и широкого понимания. Так, при рассмотрении антимонопольного регулирования рынка можно найти сферы узкого и широкого охвата вопроса. В широком смысле понятие «антимонопольная система» выступает как государственная политика по поддержанию здоровой конкуренции, которая использует различные методы и системы для поддержания необходимого уровня благосостояния антимонопольного регулирования и применяет их во всех сферах экономики государства. В узком же смысле антимонопольное регулирование рынка представляет собой государственную политику, назначение которой ограничивается системным

контролем и сдерживанием монопольных движений на локальном уровне рыночной сферы.

Следовательно, данная государственная политика представляет собой определенный набор действий антимонопольного характера, который объединяет в себе правовые, законодательные, политические и экономические аспекты для образования благоприятной ситуации на конкурентном рынке.

9 марта 2004 г. была создана Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации для открытой антимонопольной политики государства. Данная антимонопольная служба была создана в целях выполнения функций по защите конкуренции на рынке товаров и услуг, защиты и соблюдения указов антимонопольного законодательства. Полномочия данного исполнительного органа распространяются на сферу контроля в области иностранных инвестиций. Также антимонопольная служба призвана регулировать в силу своих полномочий, данных антимонопольным законодательством, проблемы закупок товаров, услуг и работ государственного значения.

Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации выработаны следующие направления:

- Улучшение и совершенствование законодательства и информационного обеспечения для эффективного антимонопольного регулирования.

- Контроль и ограничение нарушений в сфере недобросовестной конкуренции.

- Контроль над государственными закупками.

- Пресечение и предупреждение ограничивающих конкурентную деятельность действий органов государственной власти и местного самоуправления [14, с. 40].

В деятельности и проведении своей политики антимонопольная система обладает некоторыми неточностями и несовершенствами. Это сказывается на работе соответствующих антимонопольных служб на местах. Принимая определенные решения, которые, несомненно, имеют последствия, данная государственная структура должна перейти на уровень более профессионального качества, чем дилетант в области антимонопольного регулирования. Каждая определенная структура рынка на локальных уровнях должна быть изучена, анализирована, и только после этого для этой структуры должны быть сделаны определенные выводы, предложения и сформированы изменения. Часто антимонопольная система регулирования рынка не производит необходимые работы по анализированию и проверке информации. Это, в свою очередь, указывает на необходимость проверки всех аспектов, которые могут влиять на каждый сегмент рынка.

Можно отметить много отрицательных последствий установления на том или ином рынке монопольного положения. Однако самой глобальной проблемой, по моему мнению, является финансовая дискриминация. Устанавливается своего рода цепочка взаимосвязанных проблемных аспектов, которые вытекают одна из другой. Так, к той же финансовой дискриминации ведет хозяйское отношение к рынку субъектов с более привилегированным положением. А сама дискриминация автоматически приводит к искаженной картине конкурентного рынка, где потребитель теряет больше, а монополист от этого только выигрывает.

Антимонопольная деятельность Российской Федерации обеспечивает эффективную реализацию таких мер, как:

- Препятствие деятельности хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию.

- Недопущение создания барьеров на рынке товаров и услуг для развития конкуренции.

- Ограничение права хозяйствующих субъектов занимать доминирующее положение на рынке товаров и услуг.

- Осуществление контроля на рынке для поддержания развития конкуренции.

- Недопущение доминирующим хозяйствующим субъектам диктовать свои условия для других участников рынка.

- Своевременное пресечение возникновения негласных соглашений и слияния хозяйствующих субъектов [16, с. 49].

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации заинтересовался работой антимонопольной службы России и с 18 января по 18 февраля провел онлайн-опрос среди субъектов бизнеса России, который должен был дать основания для составления общей карти-

ны состояния антимонопольной политики Российской Федерации. В опросе приняли участие более 1300 респондентов, были выявлены причины сокрушения конкуренции и было определено число конкурентов на рынке. Результаты опроса отображены на рис.

Рис 1. Число конкурентов на рынке, по мнению респондентов [19].

1. Большинство респондентов (50,5) ответили, что на рынке большое число конкурентов.

2. 35,6% респондентов ответили, что имеются 4 и более конкурентов.

3. От 1 до 3 конкурентов имеются у 11,8% респондентов.

4. И только у 0,85% опрошенных нет конкурентов.

5. Остальные 1,3 затрудняются ответить.

Результаты. Здоровую конкуренцию необходимо обеспечить в любом рыночном государстве. Российская антимонопольная служба призвана создавать условия для нормального функционирования рыночной системы государства. Как результат, она должна обеспечивать свободный вход, функционирование и выход при желании любого субъекта с бизнес-ориентацией. Заданы условия для нормальной деятельности предпринимательского фактора, а данной службе предстоит обеспечить сохранность имеющегося уровня и создать условия для перехода на качественно новый этап с развитой системой рыночного хозяйствования. Мировая система антимонопольного регулирования базируется на трех основных системах, которые применяются во всех рыночных государствах. Одним из этих государств является Российская Федерация. Интеграция и глобализация в данной проблеме сказываются на общности систем и методов регулирования монополии в разных государствах. Однако для более успешного развития деятельности в данной сфере России полезно было бы создать свою собственную систему для борьбы с нездоровой конкуренцией, которая охватила бы историю и особенности нашей страны как необходимые структурные аспекты при формировании способов борьбы с монополией.

Выводы. Рыночная экономика нашего государства, которая находится на этапе становления, в силу незавершенности ее структурных элементов, а также опасности ее положения нуждается в качественной поддержке со стороны антимонопольного регулирования. Необходимо создавать благоприятные условия для отечественных предпринимателей в борьбе с иностранной конкуренцией и конкуренцией между самими субъектами российского бизнеса. Недопущение монополизации рынка - это самая основная задача антимонопольного регулирования, обеспечение которой приведет к развитой экономике страны. Решение данной задачи эффективно скажется на функционировании и политической и социальной основах страны.

Литература

1. Федеральный закон О защите конкуренции "от 26.07.2006 N135-Ф3

2. Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. Экономика: учебник для бакалавров [Текст]/С.У.Нуралиев, Д.С.Нуралиева.-М.:Издательской-торговая корпорация «Дашков и К», 2018.- 431с.

3. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное (конкурентное) право [Текст]: учебник /К.А.

4. Цибульникова В.Ю. Государственное регулирование экономики [Текст]/В.Ю.Цибульникова.-учебное пособие.- Томск: Эль Контент, 2014.- 156с.

5. Шишкин Н.Б., Смирнов А.В. Антимонопольное регулирование [Текст] /Н.Б.Шишкин, А.В. Смирнов.-учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры.-М.:Юрайт, 2018.-143с.

6. Бурлакова Е.В., Качалова С.М. Антимонопольная политика в Российской Федерации [Текст]/ Е.В.Бурлакова, С.М.Качалова//Инновационная экономика и право, 2017- M 4(9).- 93-97 с.

7. Васильева Т.В. Антимонопольная политика государства: Зарубежный опыт [Текст]/ Т.В. Васильева/Двадцать первые апрельские экономические чтения.-2015.-115- 118с.

8. Гладкий К.И. Антимонопольная политика Российской Федерации [Текст]/ К.И.Гладкий // Новая наука:стратегия и вектор развития, 2016- M 5-1(82).- 40-42с.

9. Демидович И.А., Демидович А.А. Монополии и антимонопольная политика в России [Текст] / И.А.Демидович, А.А.Демидович//Аллея науки, 2018- M 5(21).- 142-144 с.

10. Ертимишли К.Э. Антимонопольное регулирование экономики [Текст]/ К.Э.Ертимишли// Новая наука-от идеи до мысли, 2016- M 6-1(90).- 180-183 с.

11. Кисец А.А. Совершенствование антимонопольного регулирования на региональном уровне [Текст]/ А.А.Кисец//Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика, 2018.- 110-112 с.

12. Комаров А.В., Пилюк К.А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения [Текст] / А.В. Комаров, К.А.Пилюк// Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2016- M 60.-46-53 с.

13. Лашин М.Н. Государственное регулирование экономики регионов и антимонопольная политика [Текст]/М.Н.Лашин//Новая наука: финансово-экономические основы, 2017- M 3.- 133-135 с.

14. Родионова Д.Н., Базаров А.Ц. Антимонопольная политика современной России //Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2015. M1 .-36-43с.

15. Цибульский И.Ю., Бондаренко О.В. Явление монополизма и антимонопольное регулирование в российской экономике [Текст]/ И.Ю.Цибульский// Научно-техническое творчество аспирантов и студентов, 2017.- 1144-1146 с.

16. eLibrary.ru [Электронный ресурс]: электронная библиотека/научн.электронная бибилиотека // http://www. elibrary. ru/

17. Moodle [Электронный ресурс]: система виртуального обучения [база данных]/ДГУ. - Махачкала -URL: http://www.moodle.dgu.ru

18. Электронный каталог библиотеки ДГУ [Электронный ресурс]: http://www.elib.dgu.ru ЭБС «Университетская библиотека онлайн» /http://www.biblioclub.ru/

19. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации /http://www.ac.gov.ru

20. Федеральная антимонопольная служба/http://www.fas.gov.ru

References:

1. Federal'nyj zakon O zashchite konkurencii"ot 26.07.2006N135-FZ

2. Nuraliev S. U., Nuralieva D.S. Ekonomika: uchebnik dlya bakalavrov [Tekst]/S. U.Nuraliev, D.S.Nuralieva.-M.:Izdatel'skoj-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2018.-431s.

3. Pisenko K.A., Cindeliani I.A., Badmaev B.G., Kazaryan K.V. Antimonopol'noe (konkurentnoe) pravo [Tekst]: uchebnik /K.A.

4. Cibul'nikova V.YU. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki [Tekst]/ V.YU.Cibul'nikova.-uchebnoe posobie.- Tomsk: El' Kontent, 2014.- 156s.

5. SHishkin N.B., Smirnov A.V. Antimonopol'noe regulirovanie [Tekst] /N.B.SHishkin, A.V. Smirnov.-uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury.-M.:YUrajt, 2018.-143s.

6. Burlakova E. V., Kachalova S.M. Antimonopol'naya politika v Rossijskoj Federacii [Tekst]/ E. V.Burlakova, S.M.Kachalova//Innovacionnaya ekonomika i pravo, 2017- M 4(9).- 93-97 s.

7. Vasil'eva T.V. Antimonopol'naya politika gosudarstva: Zarubezhnyj opyt [Tekst]/ T.V. Vasil'eva//dvadcat' pervye aprel'skie ekonomicheskie chteniya.-2015.-115-118s.

8. Gladkij K.I. Antimonopol'naya politika Rossijskoj Federacii [Tekst]/K.I.Gladkij //Novaya nauka:strategiya i vektor razvitiya, 2016- M 5-1(82).- 40-42s.

9. Demidovich I.A., Demidovich A.A. Monopolii i antimonopol'naya politika v Rossii [Tekst] /I.A.Demidovich, A.A.Demidovich//Alleya nauki, 2018- M 5(21).- 142-144 s.

10. Ertimishli K.E. Antimonopol'noe regulirovanie ekonomiki [Tekst]/K.E.Ertimishli//Novaya nauka-ot idei do mysli, 2016- M 6-1(90).- 180-183 s.

11. Kisec A.A. Sovershenstvovanie antimonopol'nogo regulirovaniya na regional'nom urovne [Tekst]/ A.A.Kisec//Ekonomika i sovremennyj menedzhment: teoriya, metodologiya, praktika, 2018.- 110-112 s.

12. Komarov A. V., Pilyuk K.A. Antimonopol'naya politika RF na sovremennom etape: problemy i puti ih raz-resheniya [Tekst] / A.V. Komarov, K.A.Pilyuk// Ekonomika i sovremennyj menedzhment: teoriya i praktika, 2016- M 60.-46-53 s.

13. Lashin M.N. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki regionov i antimonopol'naya politika [Tekst]/ M.N.Lashin//Novaya nauka: finansovo-ekonomicheskie osnovy, 2017- M 3.- 133-135 s.

14. Rodionova D.N., Bazarov A.C. Antimonopol'naya politika sovremennoj Rossii // Vestnik BGU. Ekonomika i menedzhment. 2015. M1 .-36-43s.

15. Cibul'skij I.YU., Bondarenko O.V. YAvlenie monopolizma i antimonopol'noe regulirovanie v rossijskoj ekonomike [Tekst]/I.YU.Cibul'skij// Nauchno-tekhnicheskoe tvorchestvo aspirantov i studentov, 2017.- 11441146 s.

16. eLibrary.ru [Elektronnyj resurs]: elektronnaya biblioteka/nauchn.elektronnaya bibilioteka //http:// www. elibrary. ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Moodle [Е1еШготу resurs]: cistema virtual'nogo оЬи^етуа [Ьа2а dannyh]/DGU. - Mahachkala -URL: http://www.moodle.dgu.ru

18. Ек^тппу; katalog biblioteki DGU [Elektronnyj ге&ип]: http://www.elib.dgu.ru EBS «Universitetskaya biblioteka оп^п» /http://www.biblioclub.ru/

19. Analiticheskij сеп&рп Pravitel'stve Rossijskoj Federacii /http://www.ac.gov.ru

20. Federal'naya antimonopol'naya sluzhba/http://www.fas.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.