УДК 338.242.2
1Шрз://с1о1.огд/10.34680/ВЕМЕГ1С1иМ.2019.1(30).67-77
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИ ГОСУДАРСТВА
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
СИНЯК О.В.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь
Антимонопольное регулирование - одна из форм государственного регулирования экономики, представляющая комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации. В разных странах антимонопольное регулирование имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. При государственном регулировании экономики ставится широкий спектр задач: они могут касаться цен, доходов, распределения прибыли, изменения макроэкономических показателей и т.д. Изучение хронологии развития антимонопольного регулирования позволяет выделить несколько этапов его становления, каждый из которых имеет свое историческое место, содержание и тактику реализации политики. В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования осуществлялось в несколько этапов. Создание единой самостоятельной централизованной системы антимонопольного органа в Республике Беларусь обусловлено необходимостью защиты добросовестной конкуренции, создания цивилизованных и эффективных инструментов контроля ценообразования. Анализ и обобщение опыта реализации антимонопольного регулирования в развитых странах позволяет выделить такие основные его цели как нейтрализация монополистической власти и различных форм ее проявления, создание условий для развития добросовестной конкуренции, повышение общественного благосостояния, обеспечение устойчивого экономического роста. Основными принципами антимонопольного регулирования являются недопущение устранения конкуренции органами власти, использование ими принципа разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, контроль за процессами концентрации, законность, глас-
Образец цитирования:
Синяк О.В. Антимонопольное регулирование: исторические этапы развития и подходы к определению роли государства в экономической системе // ВЕЫЕПСШМ. 2019. 1(30): 67-77.
/1Пр5//Сошгд/10.34680/ВЕЫЕЕ1С1иМ.2019.1(30).67-77
For citation:
Sinyak O.V. Antimonopoly regulation: historical stages of development and approaches to defining the role of the state in the economic system // BENEFICIUM. 2019. 1(30): 67-77. In Russian. https://doi.org/10.34680/BENE-FICIUM.2019.1(30).67-77
ность и публичность в действиях антимонопольных органов, содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства. Достижение этих целей предполагает формирование эффективной нормативной правовой базы в области антимонопольного регулирования, принятие мер по предупреждению, ограничению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением субъектами рынка, активизацию работы по профилактике, пресечению и ограничению недобросовестной конкуренции, контроль за уровнем концентрации, снижение барьеров входа на рынок для новых субъектов, а также обеспечение эффективного контроля над поведением субъектов, занимающих доминирующее положение, контроль ценообразования, обеспечение защиты прав потребителей и т.д. Цель антимонопольного регулирования состоит в обеспечении условий для развития добросовестной конкуренции, создании механизма формирования цен, функционирование которого обеспечивалось бы свободой выбора и конкуренцией. Такой механизм стимулирует участников рынка находиться в состоянии конкуренции между собой и при этом руководствоваться ею для принятия своих хозяйственных решений.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, государство, конкуренция, ценовое регулирование, товарный рынок.
ANTIMONOPOLY REGULATION: HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT AND APPROACHES TO DEFINING THE ROLE OF THE STATE
IN THE ECONOMIC SYSTEM
SINYAK O.V.
Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus, Minsk, the Republic of Belarus
Antimonopoly regulation is one of the forms of state regulation of the economy, representing a complex of antimonopoly measures and mechanisms for their implementation. In different countries, antimonopoly regulation has its distinctive features and accents, which is associated with the peculiarities of national economies' development and functioning. With state regulation of the economy a wide range of tasks is set. They can relate to prices, income, profit distribution, changes in macroeconomic indicators, etc. The chronological study of the antimonopoly regulation development makes it possible to single out several stages of its formation, each of which has its own historical place, content and tactics for implementing the policy of antimonopoly regulation. In the Republic of Belarus, the development of antimonopoly regulation was carried out in several stages. The creation of a single independent centralized system of the
antimonopoly authority in the Republic of Belarus is due to the need to protect fair competition, create civilized and effective pricing control tools. Analysis and synthesis of antimonopoly regulation experience of application in developed countries enables us to single out such main objectives of antimonopoly regulation as neutralizing monopolistic power and various forms of its manifestation, creating conditions for the development of fair competition, improving public welfare, and ensuring sustainable economic growth. The main principles of antimonopoly regulation are to prevent elimination of competition by authorities, their use of the principle of a rational approach in applying antimonopoly laws, control over the processes of concentration, legality, transparency and publicity in the actions of antimonopoly authorities, promoting the formation of market relations on the basis of competition and entrepreneurship. The achievement of these goals involves the formation of an effective regulatory framework of antimonopoly regulation, the adoption of measures to prevent, restrict and curb the abuse of authority by market entities which take advantage of their dominant position, the intensification of work to prevent and curb unfair competition, control of the level of concentration, reduction of entry barriers to the market for new subjects, as well as ensuring effective control the behavior of entities with dominant position, control of pricing, ensuring protection of consumers rights, etc. The purpose of antimonopoly regulation is to provide conditions for the development of fair competition, creating a pricing mechanism, the functioning of which would be provided with freedom of choice and competition. Such a mechanism encourages market participants to be in a state of competition among themselves and at the same time be guided by it for making their business decisions.
Keywords: antimonopoly regulation, state, competition, price regulation, commodity market.
Антимонопольное регулирование в разных странах имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик.
Антимонопольное регулирование представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов управления, противодействующую неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленную на создание и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных правил «игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя и реализуется через комплекс экономических, административных, законодательных мер. Сохранение конкурентных структур рынка предупреждает поведение субъектов, которое может приводить к последствиям, негативным для конкуренции [Бурба, 2011; 86].
Изучение хронологии развития антимонопольного регулирования позволяет условно выделить пять исторических этапов его становления, каждый из которых имеет свое историческое место, содержание и тактику
реализации политики антимонопольного регулирования.
Первый этап развития антимонопольного регулирования связан с появлением и формированием прецедентов законодательного ограничения монополистического поведения на рынках, которые впервые были отмечены в XVII веке в Англии, где был принят закон, аннулировавший часть существующих к тому времени монополий. Позднее, возникшие под влиянием общественных движений антимонопольные меры появились в «Законе о фабричных и товарных знаках» (Великобритания, 1883) и в «Законе против недобросовестной конкуренции» (Германия, 1896).
Наиболее известным законодательным актом данного периода является принятый в США под влиянием общественного возмущения трестами, получившими широкое развитие в этой стране в 1870-1880-е гг., «Акт, предназначенный для защиты торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий» (Закон Шермана, 1890), основной целью которого являлось создание условий в пользу свободного предпринимательства и ничем не ограничиваемой конкуренции, а также политическое намерение правительства повысить благосостояние потребителей, предотвратить несправедливое перераспределение благ от потребителей к производителям, обеспечить поддержание жизнеспособности демократических институтов [Martin, 2015; 214; Chatterjee, 2014; 367].
Второй этап развития антимонопольного регулирования характеризуется как период становления и апробации методов активного вмешательства в механизм функционирования рынков, в результате чего впервые в мире в США было сформировано антитрестовское законодательство, основу которого составили Акт Клейтона (1914), Закон о Федеральной торговой комиссии (1914), Акт Робинсона-Патмана (1936), поправка Уилера-Ли к Закону «О Федеральной торговой комиссии» (1938), поправка Селлера-Кефовера к Акту Клейтона (1950).
Акт Клейтона (1914) запрещал и предупреждал ограничительную деловую практику сбыта, ценовую дискриминацию (когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), горизонтальные слияния путем частичного или полного приобретения акционерного капитала компании-конкурента, ведущие к ограничению конкуренции. Закон о Федеральной торговой комиссии (1914) был направлен на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Акт Робинсона-Патмана (1936) запрещал ограничительную деловую практику в сфере ценообразования в торговле: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др. Поправкой Уилера-Ли к Закону «О Федеральной торговой комиссии» (1938) были расширены права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов. Поправкой Селлера-Кефовера к Акту Клейтона (1950) были уточнены понятия незаконного слияния, запрещены слияния путем скупки активов, и в отличие от акта
Клейтона, ограничены горизонтальные слияния путем приобретения неакционерного капитала компании и вертикальные слияния, ведущие к ограничению конкуренции.
Третий этап развития антимонопольного регулирования сопряжен с принятием норм, ограничивающих монопольное поведение компаний в Японии и Германии, историческую роль в принятии которых сыграло поражение и капитуляция этих стран во Второй мировой войне: в Германии были приняты Правила об отмене картелей, как мера против высококонцентрированной и милитаризованной экономики; в Японии в 1947 г. был принят Закон «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», который способствовал роспуску конгломератов «дзайбатсу», занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 г.
Одним из примеров эффективного международного законодательства о конкуренции служит законодательство Европейского Союза (ЕС), утвержденное ст. 85 и ст. 86 Римского договора (1957), которые содержат условие о том, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран-членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли и оказывать влияние на ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке.
Четвертый этап развития приходится на период 1970-80-х гг. и связан с либерализацией конкурентного законодательства. В законодательство о конкуренции Японии, Великобритании, Франции и других стран были внесены существенные поправки, направленные на либерализацию отношения к слияниям и поглощениям, способствующим укрупнению компаний. Тезис о том, что эффективное функционирование общества и конкурентное преимущество стран достигается благодаря активной экономической деятельности крупных компаний, нашел свое отражение в либерализации антимонопольного закон одател ьства.
Пятый этап в развитии антимонопольного регулирования ознаменовался изменением политической карты мира, интеграционными изменениями на европейском континенте и характеризуется становлением международной системы регулирования конкуренции. Глобализация экономики, активизация мирохозяйственных связей и принципиально новые явления в международном экономическом сотрудничестве, включая создание Всемирной торговой организации, обусловили необходимость принятия законодательства о защите конкуренции в ключе международных правил торговли [Антонова, 2009; 197-199].
За последние годы практически каждая развитая страна усовершенствовала свое законодательство в области конкуренции. Почти в ста странах мира были приняты законы о конкуренции. Центр тяжести от концепции антимонопольного регулирования перенесен в область поддержки и обеспечения конкуренции, недопущения со стороны органов государственной власти административных и межрегиональных барьеров.
Государственное вмешательство в экономику обусловлено необходимостью стабилизации экономики, поддержания внешнего и внутреннего экономического равновесия, поддержания валютных курсов на определенном уровне, снижения инфляции и т.д. Конкуренция, стимулируя развитие производства, внедрение инноваций, эффективное распределение ресурсов, в конечном итоге, приводит к увеличению благосостояния потребителей, способствует экономическому развитию страны. Конкуренция выступает элементом успешной экономики, ее краеугольным камнем. На конкуренции базируется экономическое развитие, рост благосостояния общества.
Вместе с тем рынки не функционируют идеально, «невидимая рука» рынка не всегда дает наилучший конечный результат, а модель совершенной конкуренции возможна лишь в идеале. Крупные предприятия, обладающие рыночной властью, подавляют небольшие предприятия, подчиняя их своим условиям, служат причиной возникновения ценовой дискриминации, сокращения производства, ухудшения качества выпускаемой продукции, увеличения экономической и социальной дифференциации общества.
Погоня за прибылью, конкурентная борьба заставляют производителей экономить ресурсы при производстве продукции, при этом экономия может ухудшить ее потребительские качества. Борьба за потребителя, за рынки сбыта может осуществляться в разных формах. Для проникновения на рынок и захвата рыночного пространства предприятия могут применять демпинговые цены, идя на временные убытки. Могут использоваться и более жесткие методы: распространение слухов, порочащих конкурента; промышленный шпионаж; подделка продукции под маркой конкурента и др. Данные отрицательные последствия конкурентной борьбы требуют контроля и регулирования со стороны органов власти. В интересах государства также поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке. Поэтому рыночный механизм в обязательном порядке корректируется и дополняется воздействием государственного регулирования, направленного на защиту конкуренции и ограничение монопольной власти.
Для поддержания целостности общественной системы государство должно обеспечить сбалансированное развитие всех подсистем общества. Ввиду того, что бизнес оплачивает ресурсы, непосредственно участвующие в производственном процессе, возникает проблема расходов на этапах разведки и создания этих ресурсов. Подобные расходы берет на себя государство.
Государство призвано обеспечить удовлетворение общественных потребностей, плата за которые экономически нецелесообразна. Например, невозможна коммерциализация деятельности пожарной команды. Население, нуждающееся в неотложной помощи при травмах, наводнениях, иных чрезвычайных ситуациях, не в состоянии заплатить за оказанные услуги по спасению. Государство обеспечивает доступ к общественным товарам, оплачивая за счет государственного бюджета их приобретение и предоставление услуг.
В результате к началу XXI века в теории государственного регулирования сформировался ряд концепций, которые используются в современных моделях экономических институтов: теория прав Л. Оноре, Р. Познера; теория асимметрии экономической информации Дж. Неймана и Дж. Стиглица; теория оппортунистического поведения участников хозяйственной деятельности О. Уи-льямсона; теория трансакционных издержек Р. Коуза, С. Чена.
Различные теории, концепции и точки зрения на функции, выполняемые государством в сфере регулирования экономики, отражены в работах Т. Веблена, Дж. К. Гэлбрейта, Дж. М. Кейнса, А. Маршалла, Г. Мюрдаля, А. Смита, Ф. Хайека, современных российских и зарубежных ученых, изучавших процессы государственного регулирования рыночной экономики.
Существующие в настоящее время подходы к определению роли государства в экономической системе и степени его воздействия на протекающие в ней процессы, позволяют охарактеризовать целенаправленное воздействие государства на хозяйственные процессы макро- и микроуровня, нацеленное на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества в экономической области, как государственную экономическую политику, а влияние государственных органов власти на экономическую сферу -как государственное регулирование экономики, управление экономикой.
В современной экономической литературе понятия государственного регулирования экономики и государственного управления экономическими объектами определены следующим образом [Воробьева, 2014; 34]:
государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям;
государственное управление экономическими объектами - это сознательное, целенаправленное воздействие органов государственной власти на экономические объекты, процессы и связанных с ними людей с целью получения желаемых результатов и применимо в тех случаях, когда объекты в той или иной степени легко подчиняются воздействию органов власти.
Определения показывают, что государственное регулирование экономики применяется достаточно широко. Решаемые при этом задачи могут касаться цен, доходов, распределения прибыли, изменения макроэкономических показателей. Объектами государственного регулирования могут быть все рыночные агенты.
Государственное управление экономическими объектами, в отличие от государственного регулирования, осуществляется в случае управления объектами, находящимися в государственной собственности (государственными предприятиями), а также управления процессами перераспределения ресурсов.
Как правило, в странах с централизованно управляемой экономикой вмешательство государства в экономику осуществляется преимущественно
через участие в «управлении» экономикой в виде директивных планов, распоряжения материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.
В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность носит преимущественно косвенный характер. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, регулирует экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Вмешательство государства в свободную игру рынка происходит с использованием разнообразных средств и с различной интенсивностью. В экстремальном случае оно замещает рыночные механизмы, однако чаще оно лишь дополняет, корректирует или создает рамки для свободных решений участников рынка.
Таким рамочным государственным вмешательством в экономику и является антимонопольное регулирование, как одна из форм государственного регулирования экономики.
Ряд ученых и экономистов трактуют понятие «антимонопольное регулирование» следующим образом:
антимонопольное регулирование - основное средство повышения эффективности рыночной экономики, которое представляет собой комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации;
антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции и недопущение чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма;
антимонопольное регулирование - реализация государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов;
антимонопольное регулирование - постоянная деятельность государства по соблюдению пропорциональности (оптимального равновесия) между монополией и конкуренцией, созданию развитых рыночных конкурентных отношений и повышению эффективности общественного производства.
Анализ и обобщение опыта реализации антимонопольного регулирования в развитых странах позволяет выделить такие основные цели антимонопольного регулирования, как нейтрализация монополистической власти и различных форм ее проявления, создание условий для развития добросовестной конкуренции, повышение общественного благосостояния, обеспечение устойчивого экономического роста.
В качестве основных принципов антимонопольного регулирования можно обозначить недопущение устранения конкуренции органами власти, использование ими принципа разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, контроль за процессами концентрации, законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов, содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Достижение этих целей предполагает:
формирование эффективной нормативной правовой базы в области антимонопольного регулирования;
принятие мер по предупреждению, ограничению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением субъектами рынка;
принятие мер по предупреждению, ограничению и пресечению антиконкурентных соглашений;
активизацию работы по профилактике, пресечению и ограничению недобросовестной конкуренции;
контроль за уровнем концентрации;
упорядочение предоставления государственных преференций; организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на рынке;
обеспечение единства экономического пространства страны посредством пресечения и недопущения его фрагментации;
снижение барьеров входа на рынок для новых субъектов, а также обеспечение эффективного контроля над поведением субъектов, занимающих доминирующее положение;
контроль ценообразования; обеспечение защиты прав потребителей;
выработку сбалансированной экспортно-импортной политики; проведение мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.
Наряду с вышеперечисленными мерами важным элементом антимонопольной политики государства является адвокатирование конкуренции - деятельность, направленная на повышение информированности общества о пользе конкуренции, а также пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил [Князева, 2014; 65].
В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап характеризуется тем, что после приобретения Республикой Беларусь суверенитета в 1991 г. активный импульс развития получила экономика в целом, законодательство о регулировании экономической деятельности, зарождались инструменты и нормы, характерные для рыночной
экономики.
Второй этап характеризуется тем, что в 2001 г. Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь упраздняется, и его функции в части антимонопольного регулирования передаются Департаменту антимонопольной и ценовой политики (позже Департаменту ценовой политики) в структуре Министерства экономики Республики Беларусь.
Третий этап начинается с того момента, когда Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. №188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли Республики Беларусь переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Создание единой самостоятельной централизованной системы антимонопольного органа обусловлено необходимостью защиты добросовестной конкуренции, создания цивилизованных и эффективных инструментов контроля ценообразования.
В настоящее время ключевым блоком работы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь является совершенствование нормативно-правовой базы.
В 2018 г. наиболее значимые изменения коснулись Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон), который был изложен в новой редакции, вступившей в силу 3 августа 2018 г.
Прежде всего, это внедрение нового для страны инструмента - выдача предупреждений и предостережений антимонопольного органа, направленных не на установление факта нарушений антимонопольного законодательства, а на упреждение таких действий. Новая редакция Закона также четко регламентирует порядок установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, впервые вводит антимонопольные требования к закупкам товаров и т.д. Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь ведется работа по контролю соблюдения антимонопольного законодательства. Работает Комиссия по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного закон одател ьства.
Одна из глобальных целей антимонопольного органа в настоящее время - это формирование и стимулирование открытой и добросовестной конкуренции для повышения эффективности функционирования экономики.
Развитие конкуренции на текущем этапе следует рассматривать как осознанную необходимость и мощнейший драйвер экономики. При этом антимонопольный орган является одним из ключевых инструментов рыночного регулирования и контроля. Политика в области конкуренции и степень фактического развития конкуренции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также одним из важнейших инструментов достижения целей социально-экономического развития страны
Анализируя вышеизложенное, антимонопольное регулирование можно
определить как деятельность государства, направленную на недопущение монополизации рынка и создание условий для развития добросовестной конкуренции на этом рынке путем применения комплекса экономических, административных и законодательных мер.
Библиография
1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование национальной экономики: курс лекций. - Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. -253 с.
2. Бурба В.В. Основы антимонопольной деятельности: учеб. пособие / В.В. Бурба, О.А. Ломовцева. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-т, 2011. - 116 с.
3. Воробьева И.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / И.П. Воробьева. - Томск: Издательский дом ТГУ, 2014.
- 292 с.
4. Князева И.В. Антимонопольная политика государства: учебное пособие / И.В. Князева. - Новосибирск: СибАГС, 2014. - 208 с.
5. Martin L.L. The Political Economy of International Trade. New York: Oxford University Press, 2015. - 576 p. In English.
6. Chatterjee K., Samuelson W. Game Theory and Business Applications. New York, 2014. - 398 p. In English.
References
1. Antonova N.B. Gosudarstvennoe regulirovanie natsional'noy ekonomiki: kurs lektsiy [State regulation of the national economy: course of lectures]. Minsk. Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, 2009. -253 p. In Russian.
2. Burba V.V. Osnovy antimonopol'noy deyatel'nosty [Fundamentals of anti-monopoly activity]. Volgograd. "Volgograd State University" Publ., 2011. - 116 p. In Russian.
3. Vorobyova I.P. Gosudarstvennoe regulirovanie natsional'noy ekonomiki [State regulation of the national economy]. Tomsk. " TSU Publishing House", 2014.
- 292 p. In Russian.
4. Knyazeva I.V. Antimonopol'naya politika gosudarstva [Antimonopoly policy of the state]. Novosibirsk. "SibAPS"Publ., 2014. - 208 p. In Russian.
5. Martin L.L. The Political Economy of International Trade. New York: Oxford University Press, 2015. - 576 p.
6. Chatterjee K., Samuelson W. Game Theory and Business Applications. New York, 2014. - 398 p.