АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА НА СТРАЖЕ СПРАВЕДЛИВОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
С.А. Грязнов, канд. пед. наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10905
Аннотация. В статье исследуется антимонопольное регулирование, в частности поправки в российское законодательство о конкуренции, которые изложены в проекте «Пятый антимонопольный пакет», а также введение системы антимонопольного комп-лаенса. В качестве примера автор приводит решение ФАС России по антимонопольным делам «Лаборатория Касперского» против Apple Inc.; «Лаборатория Касперского» против Microsoft.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, пятый антимонопольный пакет, ФАС, защита конкуренции, цифровые рынки.
Антимонопольное регулирование в России - один из важнейших факторов, влияющих на экономическое развитие страны. В последнее время наблюдается усиление такого воздействия, что приводит к модификации существующих и формированию новых институтов антимонопольного законодательства. Основную роль в этих процессах играет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая в последние годы стала одним из самых активных органов государственной власти и оказывает существенное влияние на экономические вопросы в Российской Федерации.
Российское законодательство о конкуренции было впервые введено в 1991 году и с тех пор претерпело значительные изменения. Действующая правовая база основана на Федеральном законе №135-Ф3 2006 г. «О защите конкуренции» [1]. В целом российское антимонопольное законодательство, как правило, соответствует европейским правилам конкуренции, но все же существуют некоторые различия.
Российский антимонопольный орган -ФАС, наделен широкими исполнительными полномочиями, включая контроль над слияниями; расследованием соблюдения закона о конкуренции; регулированием государственных закупок, недобросовестной конкуренцией, рекламой и тарифами естественных монополий.
В последние годы ФАС проявляет все большую активность в секторе цифровых
рынков, а его руководители неоднократно подчеркивали важность учета рынков цифровой экономики и подробно рассказывали о применении традиционных инструментов законодательства о конкуренции для их регулирования.
Особое внимание ФАС уделяла нарушениям законодательства о конкуренции, связанным с использованием искусственного интеллекта, больших данных, он-лайн-платформ, агрегаторов и алгоритмов ценообразования. 18 марта 2019 года ФАС опубликовала рекомендации по использованию алгоритмов ценообразования.
Наиболее активно обсуждаемые поправки в российское законодательство о конкуренции изложены в проекте «Пятый антимонопольный пакет». Целью законопроекта является регулирование цифрового рынка путем внедрения доктрины цифровой платформы и сетевых эффектов. Предлагается, чтобы компании, у которых есть цифровые платформы с сетевым эффектом, считались доминирующими субъектами на рынках, где они работают.
Законопроект также предлагает внести изменения в режим контроля за слияниями, введя, среди прочего, следующие положения: если ФАС выдает условное разрешение операции, она может потребовать назначения контролирующего доверенного лица для проверки соответствия процесса условному разрешению; ФАС может продлить период рассмотрения слияния в
отношении трансграничных сделок до пяти лет при условии получения согласия правительства России; если ФАС считает, что операция приводит или может привести к ограничению конкуренции, ФАС должен выпустить отчет, содержащий свою позицию по существу сделки, и пригласить заявителя и другие соответствующие стороны для обсуждения таких проблем [2]. Ожидается, что законопроект будет принят в 2020 году.
Еще одна долгожданная реформа антимонопольного законодательства - это введение системы антимонопольного компла-енса. Согласно законопроекту о данной мере антимонопольный комплаенс определяется как совокупность внутренних актов и организационных мер, направленных на предотвращение антимонопольных нарушений. Законопроект предусматривает, что, если компания внедрит эффективно функционирующую систему соблюдения антимонопольного законодательства, она может иметь право на уменьшение штрафа за случайное нарушение закона о конкуренции. Эта поправка к закону о конкуренции введена 12 марта 2020 года [3].
В августе 2020 года ФАС России завершила рассмотрение антимонопольного дела в отношении Apple Inc., возбужденного по итогам рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства от «Лаборатории Касперского» (разработчика антивирусных программ и приложений родительского контроля).
Управление обнаружило, что осенью 2018 года, после выпуска операционной системы iOS 12 с предустановленным приложением «Экранное время», Apple Inc. начала ограничивать инструменты и возможности сторонних приложений родительского контроля в результате которых такие приложения утратили некоторые важные функции.
В то же время предустановленное приложение Screen time имеет функцию родительского контроля и использует возможности технологии iOS, которые недоступны сторонним разработчикам. Кроме того, документы компании, которыми руководствуются разработчики, содержат двусмысленные положения, а также положе-
ния, на основании которых Apple Inc. может отклонить любое стороннее приложение из своего App Store, даже если оно соответствует всем требованиям компании.
После тщательного изучения документации и технологических особенностей приложений iOS и оценки действий Apple комиссия ФАС России пришла к выводу, что компания злоупотребила доминирующим положением на рынке распространения мобильных приложений на операционной системе iOS.
Apple Inc. получила предписание для устранения нарушения, в соответствии с которым она должна удалить из своей документации положения, дающие ей право отклонять сторонние приложения в App Store по любой причине, даже если они соответствуют всем требованиям.
Средство защиты также требует от Apple Inc., чтобы внутренние приложения не имели приоритета над сторонними приложениями, и чтобы разработчики приложений родительского контроля могли распространять приложения в App Store без потери важных функций. Компания должна выполнить требования до 30 ноября 2020 г. и проинформировать ФАС России в течение 5 дней с даты внедрения исправлений [4].
Еще одно интересное дело «Лаборатория Касперского» инициировала против Microsoft - они посчитали, что компания препятствует работе других антивирусов и создают сложности в пользу собственного программного продукта. Прецедент интересен тем, что ФАС вынесла предупреждение компании, после чего компания устранила нарушение в течение 9 месяцев, поэтому не понадобилось налагать санкции. Причем устранила не только в России, но и глобально, на всех мировых рынках. По сути это произошло впервые в мировой практике - обычно нарушения устраняются в рамках соответствующих юрисдикций, а другие государства вынуждены рассматривать эти дела отдельно [5].
Недавние резонансные расследования включают расследования против транснациональных корпораций. Активно противостоят Amazon, Apple, Facebook и Google
- агрессивное поведение глобальных IT-корпораций вынуждает власти актуализировать антимонопольное законодательство РФ, чтобы защитить интересы своих граждан и технологических компаний.
Предполагается, что, если, например, вы Facebook, и к вам обращаются конкуренты и запрашивают данные, вы должны ими поделиться. Кроме того, если IT-гиганты будут злоупотреблять своим доминирующем положением на товарных рынках ЕС, власти будут принудительно разделять такие компании - структурное разделение вполне востребованная тактика.
Но здесь я соглашусь с мнением директора Института права и развития ВШЭ, что сейчас основная проблема состоит в том, что Google и Facebook сконцентрировали в своих руках такие большие базы
данных, которые делают конкуренцию с ними пока невозможной.
Развитие и прогресс возможны только в условиях здоровой конкуренции, то есть когда компании, создающие похожие продукты, должны придумать что-то, чтобы привлечь пользователей к своей идее. Когда на рынке появляется доминирующая сущность, она немедленно начинает устанавливать свои собственные правила, которым все должны следовать. Во многих случаях эти правила ставят многих в невыгодное положение, не оставляя им выбора. В результате прогресс практически останавливается, поскольку монополист не сталкивается с конкуренцией и не вынужден развивать свои идеи. Именно для разрешения подобных ситуаций существуют регулирующие органы, такие как Федеральная антимонопольная служба.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 07.11.2020).
2. Кудрявцев К.А. Развитие антимонопольного регулирования: нужен ли единый мегаре-гулятор // Вестник института экономики Российской академии наук. - 2018. - №1. - С. 126133.
3. Медведева Н.В. Антимонопольный комплаенс в системе развития конкуренции // Власть и управление на востоке России. - 2019. - №1 (86). - С. 51-59.
4. Russia's Federal Antimonopoly Service found Apple Guilty of abusing its dominant market position in the area of Mobile Apps. - [Electron. data]. - Access mode: https://www.patentlyapple.com/patently-apple/2020/08/mssias-federal-antimonopoly-service-found-apple-guilty-of-abusing-its-dominant-market-position-in-the-area-of-mobile-apps.html (date accessed: 07.11.2020).
5. Microsoft сдался Касперскому без боя. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/08/11/728937-microsoft-kasperskomu (дата обращения: 07.11.2020).
ANTIMONOPOLY SERVICE ON GUARD OF FAIR COMPETITION
S.A. Gryaznov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Russia, Samara)
Abstract. The article examines Antimonopoly regulation, in particular the amendments to the Russian competition law, which are set out in the draft "Fifth Antimonopoly package", as well as the introduction of the Antimonopoly compliance system. As an example, the author cites the decision of the FAS of Russia on Antimonopoly cases "Kaspersky Lab" against Apple Inc.; "Kaspersky Lab " against Microsoft.
Keywords: Antimonopoly regulation, fifth Antimonopoly package, FAS, competition protection, digital markets.