Научная статья на тему 'Цифровизация в сфере антимонопольного регулирования'

Цифровизация в сфере антимонопольного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1660
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / антимонопольный орган / конкуренция / цифровая экономика / Федеральная антимонопольная служба / digitalization / antimonopoly authority / competition / digital economy / federal antimonopoly department

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петровский Никита Максимович, Мазурова Лидия Игоревна, Корчагин Анатолий Георгиевич

В статье приведены различные направления развития антимонопольного регулирования в свете глобальной цифровизации экономики. Проанализированы положения пятого антимонопольного пакета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN THE SPHERE OF ANTIMONOPOLY REGULATION

The article presents various directions for the development of antimonopoly regulation in the light of global digitalization of the economy. The provisions of the fifth antimonopoly package are analyzed.

Текст научной работы на тему «Цифровизация в сфере антимонопольного регулирования»

УДК 339 + 137.2

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Петровский Никита Максимович

Студент 4 курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета г. Владивосток petrovskiy096@gmail. com

Мазурова Лидия Игоревна

Студентка 4 курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета г. Владивосток mazurova. li96@gmail. com

Научный руководитель: Корчагин Анатолий Георгиевич к.ю.н., проф., зав. кафедры конкурентного и предпринимательского права Юридической школы ДВФУ

DIGITALIZATION IN THE SPHERE OF ANTIMONOPOLY REGULATION.

Petrovskiy Nikita Maksimovich

student 4 courses of Law school Far Eastern Federal University Vladivostok

Mazurova Lidia Igorevna

student 4 courses of Law school

Far Eastern Federal University, Vladivostok

Research supervisor: Korchagin Anatoly Georgiyevich

Candidate of Juridical Sciences, professor, manager of department of the competitive and enterprise rights Law school of FEFU

АННОТАЦИЯ

В статье приведены различные направления развития антимонопольного регулирования в свете глобальной цифровизации экономики. Проанализированы положения пятого антимонопольного пакета.

ABSTRACT

The article presents various directions for the development of antimonopoly regulation in the light of global digitalization of the economy. The provisions of the fifth antimonopoly package are analyzed.

Ключевые слова: цифровизация, антимонопольный орган, конкуренция, цифровая экономика, Федеральная антимонопольная служба

Keywords: digitalization, antimonopoly authority, competition, digital economy, federal antimonopoly department

Возросший интерес к цифровизации экономики в России привел к принятию ряда документов, направленных на регулирование этой сферы. К основным декларативным документам можно отнести государственную программу «цифровая экономика в Российской Федерации» принятую во исполнение Указа Президента РФ от 09.05.2017 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», которая помимо прочего направлена на реформирование антимонопольного законодательства. По определению Всемирного банка, «цифровая экономика - это новая парадигма

ускоренного экономического развития» [4]. По прогнозам, потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики в России должен составить к 2025 году 4,1-8,9 трлн рублей, что составит 19-34 % общего ожидаемого роста ВВП [2].

По мнению Анатолия Николаевича Голомолзина, являющимся заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы (далее по тексту ФАС), цифровые вызовы - это глобальное явление. «Странами СНГ уже утверждена цифровая повестка на уровне Евразийского Экономического союза» [11].

Причины роста интереса к данной теме вполне понятны: компании, действующие в секторе цифровых технологий, уже оказывают преобладающее влияние в экономике. Начало XXI века принесло развитие цифровых технологий на основе информационной революции и процессов глобализации экономики. Первая волна цифровых инноваций сводилась к автоматизации существующих технологий и бизнес-процессов. Вторая волна связана с распространением интернета, мобильной связи, социальных сетей. Появление смартфонов привело к стремительному росту цифровых технологий конечными потребителями [1]. Список компаний, занимающих топ 10 списков крупнейших, изменился кардинально, если десять лет назад первые позиции занимали компании индустриального сектора, сырьевые или финансовые компании, то сегодня первые три строчки рейтинга занимают Apple, Alphabet (материнская компания Google) и Microsoft. Главными элементами цифровой экономики являются: электронная коммерция; электронный банкинг; электронные платежи; интернет-реклама; интернет-контент и др. [3] Даже в середине списка можно увидеть Amazon и Facebook также относящихся к цифровым корпорациям.

Конкуренция между такими компаниями в своей сфере возрастает, однако, с другой стороны, нельзя допустить обратного эффекта - ограничения конкуренции. В этой связи у антимонопольного органа особая роль - создание возможности для развития конкуренции и недопущение ее ограничения. Сегодня «цифровые гиганты» обладают колоссальной рыночной властью за счет

контроля больших объемов данных, внедрения платформ и использования новых технологий адресного маркетинга. Компании цифрового сектора имеют доступ почти ко всем данным их пользователей, они могут узнать сколько у пользователя денег, что он покупает, где проводит свое время. Обладая такими данными, у цифровых корпораций появляется возможность формировать предпочтения людей. Цифровизация, несомненно, несет в себе блага, но нельзя забывать и о возможности нарушения прав граждан, и об ограничении условий конкуренции [5].

Одной из основных проблем товарного рынка является сложность определения географических или продуктовых границ рынков для цифровых компаний. Проявляется эта сложность в том, что доходы цифровых компаний формируются по совершенно разным цепочкам взаимодействия между компанией и пользователем ее услуг. Примером для этого может служить таргетированная реклама, где пользователь используется рекламодателями для продажи своих услуг. Хотя и использование социальной сети для конечного пользователя бесплатно, однако рекламодатели потратили более 70 млрд. рублей только в 2017 году. В этой связи достаточно сложно происходит определение количественных оценок при анализе рынка, антимонопольному органу необходимо учитывать значительное число факторов, таких как минимальные транзакционные издержки, отсутствие барьеров для способов реализации услуг и прочего [7]. Учитывая сказанное безусловно необходимы изменения законодательства, в том числе антимонопольного, а также актуализация, учитывающая современные тенденции.

Современные корпорации IT сектора обладают сравнительно небольшими параметрами установленными антимонопольными органами для контроля за крупными сделками слияния и поглощения. Однако доходы таких компаний несоизмеримо больше, чем доходы индустриальных гигантов. Данное обстоятельство необходимо учитывать антимонопольным органам. В связи с этим наряду с учетом размеров оборотов, размером активов и численности персонала необходимо учитывать размер сделки. Такие дополнения позволят

контролировать сделки по покупке компаний, даже если размеры активов этих компаний не столь велики для контроля со стороны антимонопольного органа.

Цифровизация должна отразиться на методах и инструментах антимонопольного регулирования. Развитие таких методов уже имеет некоторое начало. Сегодня антимонопольный орган обладает средствами для сбора информации при проведении проверок, а также для анализа полученной информации. Также вопросы цифровизации должны быть учтены при тарифном регулировании. Информация, подаваемая заявителем в бумажном виде, может быть оцифрована и при принятии решения по изменению тарифов. Антимонопольный орган будет иметь возможность ею пользоваться, агрегировать и дезагрегировать. Эта работа уже ведется в рамках Информационно-технического центра, который существует при Федеральной антимонопольной службе, в котором соответствующие массивы информации накапливаются, обрабатываются и используются при принятии решений.

На практике можно выделить три этапа изменений рынка. Первый этап включает в себя расширение возможностей применения цифровых технологий в секторах, традиционно связанных с системой автоматического и диспетчерского управления [6]. Следующий этап — это внедрение цифровых технологий в производственные отношения и хозяйственные взаимоотношения с другими лицами. И, наконец, третий этап — это появление новых участников рынка, таких как агрегаторы. Появление смарт-контрактов позволяет адаптироваться к многообразию меняющихся ситуаций на рынке. Регулятору необходимо адаптироваться в данных условиях, потому как сегодня уже немалую часть операций возможно проводить в электронной форме.

Одной из острых тем в сфере антимонопольного законодательства является идея о прекращении существовании закона о естественных монополиях. Реализация данной идеи может быть осуществлена с помощью закрепления базовых принципов тарифного регулирования в отдельной главе Закона о защите конкуренции. Сейчас такие нормы закреплены в различных отраслевых законодательных актах. На практике получается, что, например,

подходы к исчислению амортизации или исчислению прибыли в разных законах формируются по-разному, хотя это общие экономические категории и соответственно их необходимо унифицировать. Если анализ рынка, выполненный в соответствии с положениями этого закона покажет, что условия конкуренции в установленных сферах отсутствуют, то будут применяться специальные нормы законодательства об основах тарифного регулирования. В таком случае нужно будет выбрать соответствующий метод регулирования из имеющегося перечня, затем, в соответствии с процессуальными нормами и общими нормами, касающимися основных контролируемых параметров, установленных в законодательстве об основах тарифного регулирования, обосновать предлагаемые тарифные решения. Такие процессуальные нормы о принятии тарифных решений, безусловно, должны быть прописаны в законе. Это защитит законные права и интересы регулируемых организаций, и потребителей их услуг. Такого мнения придерживается заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы.

Еще одним изменением в антимонопольном регулировании предлагается переход от затратного метода ценообразования к рыночному методу. Потому как сегодня госкорпорациям выгодно раздувать издержки, а, следовательно, снижать свою операционную эффективность. Предлагается применять долгосрочный принцип формирования себестоимости на основе определенного индекса, сохраняя экономию предприятию. Будет сформирована система мотивации предприятия, согласно которой корпорации будут сами заинтересованы в применении комплаенс процедур не только в рамках антимонопольного законодательства, но и в сфере управления. Под этим понимается оценка методов, используемых компанией в рамках внедрения комплаенс-процедур. Планируется проводить сопоставление поведения компании на рынке и количества совершаемых ею правонарушений в зависимости, от тех действий, которые она предприняла в раках применения систем внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства о госзакупках. Если антимонопольный орган выявит расхождение данных на бумаге и в

действительности, то будет понятно, что работа производится неправильно и нужно применять дополнительные меры в отношении конкретных лиц.

Одной из идей цифровизации является идея повсеместного введения электронной подачи заявок, в том числе в системе государственных закупок [10]. Позиция антимонопольного органа в этом вопросе однозначна положительна. По инициативе Федеральной антимонопольной службы Сбербанк и Ростех уже создали закрытую специализированную площадку, которая позволяет проводить государственные закупки. В дальнейшем планируется развитие таких площадок с точки зрения инфраструктуры и обеспечения соответствия законодательству о защите государственной тайны. Электронные процедуры также позволят минимизировать возможность сговора участников торгов или заказчика с участником.

В соответствии с потребностями цифровой экономики существенным изменениям подвергнется антимонопольное законодательство.

Предполагается принятие НПА, обеспечивающих устранение ключевых правовых ограничений в сфере антимонопольного законодательства и его адаптацию к потребностям цифровой экономики, дополнение и уточнение терминологического аппарата и базовых понятий конкурентного законодательства применительно к специфике цифровой экономики, в том числе необходимо:

а) формирование инструментов снятия (снижения) барьеров входа на рынки цифровой экономики для "стартапов" в части доступа к ключевым технологиям, базам данных и т.п.;

б) внедрение правового инструментария противодействия картелям, основанного на цифровых алгоритмах, злоупотреблениях цифровыми технологиями;

в) разработка правовых мер противодействия антиконкурентному поведению на инновационных рынках, в том числе основанному на эксклюзивном знании особенностей цифровых технологий;

г) подготовка и использование новой методологии анализа рынков и рыночной власти с учетом особенностей развития цифровой экономики, в том числе уточнение правил определения географических и товарных границ рынков в условиях цифровой экономики;

д) приведение правил контроля экономической концентрации в соответствие с условиями цифровой экономики, в том числе в части концентрации больших массивов данных как средства монополизации и учета сетевых эффектов цифровых платформ, а также функционирования глобальных цепочек создания стоимости и эффектов для инновационного развития;

е) уточнение требований к запретам злоупотребления доминирующим положением в части использования данных (информации) и цифровых платформ для монополистической деятельности, а также требований к запретам антиконкурентных соглашений (согласованных действий), в том числе картельных, и незаконной координации экономической деятельности, осуществляемых с помощью цифровых алгоритмов и платформ.

Федеральная антимонопольная служба России разместила на портале общественных обсуждений законопроект, который должен повысить эффективность применения антимонопольного регулирования в условиях цифровых рынков.

Документ, разработанный ФАС в инициативном порядке, вносит изменения в федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации.

Как поясняет ФАС, в основе современной рыночной экономики решающую роль играют технологии (в первую очередь цифровые технологии), информация, цифровые и информационные платформы, интеллектуальная собственность. Однако отдельные стандартные категории действующего антимонопольного регулирования не могут быть эффективно применены в этих условиях. Негативным эффектом этого становится злоупотребление доминирующим положением.

Для исправления ситуации необходимо ввести в законодательство правила, «определяющие регулирование с учетом современных вызовов». Должны появиться дополнительные критерии, позволяющие отнести к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ, которые обладают соответствующей рыночной властью, отмечает ФАС.

Также законопроект:

Определяет правила привлечения доверенных лиц для выполнения функций по мониторингу и содействию исполнения предписания, выданного в рамках эконмической концентрации, в том числе в связи с передачей технологий;

Определяет последствия неисполнения предписания антимонопольного органа, в том числе в виде выдачи в судебном порядке принудительной лицензии на использование изобретения и запрета на оборот товара на территории Российской Федерации;

Исключает «иммунитеты» для применения антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2017. - No 3. - c. 9-25.

2. Цифровая Россия: новая реальность. Mckinsey. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mckinsey.com (дата обращения: 11.04.2018).

3. Бакин А.В. Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы. / труды научно-практической конференции с международным участием., 2017. - 699 c.

4. Перспективы получения цифровых дивидендов в Евразийском экономическом союзе. Доклад всемирного банка. [Электронный ресурс]. ШЬ: Ый:р:/М-russia.ru/wp- content/up1oads/2016/10/Navas-Sabater-J._WB-Digita1-Dividends-£ог-ЕАЕи-01§йа1- Agenda.pdf (дата обращения: 11.04.2018).

5. Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями // Научно -технические ведомости санкт-петербургского государственного политехнического университета. экономические науки. - 2017. - N0 1. - с. 7-18.

6. Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - N0 5. - с. 117-124.

7. Грингард С. Интернет вещей: Будущее уже здесь. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 188 с.

8. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. - М.: Маркет ДС., 2010.

9. Беляцкая Т.Н., Князева Л.П. Электронная экономика: теория, модели, технологии. - Минск: БГУИР, 2016. - 252 с.

10. Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего, индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. - 2016. - N0 3. - с. 214- 218.

11. Анатолий Голомолзин: цифровая экономика требует новых подходов антимонопольного контроля, предупреждения нарушений законодательства и развития конкуренции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/24675 (Дата обращения 25.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.