Научная статья на тему 'Структура и процесс формирования коммуникативной компетенции студентов средствами икт'

Структура и процесс формирования коммуникативной компетенции студентов средствами икт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРУКТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИКТ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STRUCTURE / ICT / ELECTRONIC EDUCATION / COMPLEX APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Минеева Ольга Александровна, Максимова Ксения Алексеевна

В данной статье раскрываются структура и процесс формирования коммуникативной компетенции студентов в вузе в рамках реализации программ бакалавриата. Коммуникативная компетенция определяется как универсальная компетенция, позволяющая выпускнику свободно осуществлять деловое общение на иностранном языке. Коммуникативная компетенция определяется как подсистема общей профессиональной культуры и характеризуется сложным компонентным составом. В статье рассматриваются теоретические подходы к процессу формирования коммуникативной компетенции Авторами подчеркивается необходимость использования комплексного подхода к процессу формирования, при котором акцент при обучении необходимо сделать на овладении обучающимися совокупностью знаний, навыков и умений. Авторы полагают, что применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет решить задачи внедрения электронного образования в образовательный контекст вуза, так как данные технологии предлагают совершенно новые возможности интенсификации процесса овладения иностранным языком. В статье приводится ряд несомненных преимуществ ИКТ, которые позволяют комплексно подойти к вопросу формирования коммуникативной компетенции обучающихся. В заключении авторы делают вывод о необходимости внедрения ИКТ в образовательное пространство вуза с целью создания персонализированного обучения, учитывающего индивидуальные образовательные возможности и способности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Минеева Ольга Александровна, Максимова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS BY MEANS OF ICT

The paper discusses the structure and the process of formation of communicative competence of undergraduates. The phenomenon is defined as a subsystem of the overall professional culture of future specialists and includes several interconnected subsystems. The paper deals with methodical underpinnings of the process and describes some approaches to implement the technology in order to achieve expected outcomes. The article pays special attention to the advantages that ICT could bring into teaching and learning in case they are deployed. The authors arrive at the conclusion that the teaching methods and learners themselves should change to be flexible and ready for the coming changes.

Текст научной работы на тему «Структура и процесс формирования коммуникативной компетенции студентов средствами икт»

УДК 378.147

СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

СРЕДСТВАМИ ИКТ Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н., доцент (e-mail: mslyashenko@mail.ru) Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: mineevaolga@gmail.ru) Максимова Ксения Алексеевна, студент (e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье раскрываются структура и процесс формирования коммуникативной компетенции студентов в вузе в рамках реализации программ бакалавриата. Коммуникативная компетенция определяется как универсальная компетенция, позволяющая выпускнику свободно осуществлять деловое общение на иностранном языке. Коммуникативная компетенция определяется как подсистема общей профессиональной культуры и характеризуется сложным компонентным составом. В статье рассматриваются теоретические подходы к процессу формирования коммуникативной компетенции Авторами подчеркивается необходимость использования комплексного подхода к процессу формирования, при котором акцент при обучении необходимо сделать на овладении обучающимися совокупностью знаний, навыков и умений. Авторы полагают, что применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет решить задачи внедрения электронного образования в образовательный контекст вуза, так как данные технологии предлагают совершенно новые возможности интенсификации процесса овладения иностранным языком. В статье приводится ряд несомненных преимуществ ИКТ, которые позволяют комплексно подойти к вопросу формирования коммуникативной компетенции обучающихся. В заключении авторы делают вывод о необходимости внедрения ИКТ в образовательное пространство вуза с целью создания персонализированного обучения, учитывающего индивидуальные образовательные возможности и способности обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, структура, компе-тентностный подход, ИКТ, электронное образование, комплексный подход

Введение

Современный этап развития общества характеризуется всеобщей техно-логизацией, которая затрагивает все стороны социума: культуру, экономику, образование, науку. Вопросы коммуникации в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, характеризующемуся технологизацией коммуникативных процессов затрагивают все стороны

социального развития [1;2;3]. Новое информационное пространство диктует новые стратегии работы со знанием, необходимость формирования определенных коммуникативных компетенций, позволяющих ориентироваться и эффективно принимать решения. [4]

В стандартах ФГОС ВПО третьего поколения (бакалавриат) компетенция определена как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Коммуникативная компетенция понимается как способность эффективно использовать стратегии коммуникативного поведения, метапрофессиональные качества, включающие в себя способности, свойства личности, обусловливающие продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности будущего специалиста [5]. Результатом освоения программы должна стать универсальная компетенция коммуникации, те способности осуществлять общение в устной и письменной форме на иностранном языке. Новые социо-экономические реалии ставят перед вузовским образованием задачи внедрения и эффективного использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для реализации ком-петентностного подхода в рамках программ бакалавриата [6].

Методологические основы понимания сущности коммуникативной компетенции

Вопросам компетентностного подхода в образовании посвящено много работ и исследований как зарубежных (L.Bachman, M.Canale, N.Chomsky, D.Hymes, K.Keen, R.White и др.), так и отечественных ученых (В.И. Бай-денко, И.А. Зимняя, Л.М. Митина, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и многие др.). Подходы в рассмотрении соотношения компетенций и компетентности, структуры коммуникативной компетентности достаточно разнообразны. По мнению К. Кина, компетенция сравнима с пальцами на руке (навыки, знания, опыт, контакты, ценности), которые координируются ладонью и контролируются нервной системой, управляющей рукой в целом [7]. Продолжив данную мысль, можем сказать, что эффективность управления рукой и будет характеризовать компетентность. Ю.Г. Татур приводит в своем исследовании еще одно образное сравнение компетентности со «слоеным пирогом», где компетенции представляют собой слои знаний, способностей, умений, а само понятие компетентность понимается ученым как «реализованная образованность» [8]. И.А.Зимняя соотносит определения компетентности с характеристиками компетенций и делает вывод о том, что «компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы... действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.» [9]. Коммуникативная компетенция является важной составляющей общей профессиональной компетентности специалиста вне зависимости от профиля [10]. Этнолингвист Д. Хаймс в 1966 вводит термин коммуникативная компетенция, определяя ее как «внутреннее знание

ситуационной уместности языка» [7], что позволяет эффективно выстраивать коммуникационный акт. Внимание переносится с лексико-грамматической стороны оформления коммуникации на знание социальных условий, предопределяющих выбор лексики и грамматики.

В концепции преподавания иностранных языков Мининском университете сделан акцент на развитие коммуникативной компетенции, необходимой для академической и профессиональной деятельности на английском языке. Целью обучения английскому языку в рамках бакалавриата ставится достижение следующих образовательных результатов. В результате освоения программы по иностранному языку выпускник должен демонстрировать умения и способности логически, грамотно и ясно строить устную и письменную речь в рамках межличностного и межкультурного общения на иностранном языке, а так же способность находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников в рамках социокультурного общения для решения коммуникативных задач [3; 11].

Теоретические подходы к рассмотрению структурного состава и процесса формирования коммуникативной компетенции

Существует разнообразие подходов к пониманию структурного состава коммуникативной компетенции. Большинство отечественных и зарубежных ученых приходят к выводу, что структура коммуникативной компетенции характеризуется сложным многокомпонентным составом [7;11]. Ключевыми составляющими коммуникативной компетенции являются лингвистическая (возможность осуществления высказываний на основе знаний о языке как о системе); прагматическая (умение достичь цели коммуникации - передать информацию - в соответствии с социальным контекстом); дискурсивная (связанность, логическая организация текста); стратегическая (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения); социокультурная ( знание культуры, культурных различий, этикета); социолингвистическая (степень понимания социокультурного контекста) [5].

Процесс формирования коммуникативной компетенции не должен сводиться к работе только с отдельными составляющими, например, высокий уровень лингвистической компетенции, предполагающей систему знаний о лексико-грамматических и фонетических языковых средствах. Н.Д. Галь-скова, Н.И. Гез отмечают, что коммуникативная компетенция характеризует уровень овладения совокупностью знаний, навыков и умений [12]. Полагаем, что применение информационно-коммуникационных технологий в обучении может создать возможность комплексного подхода к вопросу формирования высокого уровня коммуникативной компетенции обучающихся. [10].

Формирование коммуникативной компетенции средствами ИКТ

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку отвечает всем требованиям современной

образовательной реальности, характеризующейся интенсивной интеграцией данных технологий в контекст образования в целом. Исследователями в области применения ИКТ в образовательном пространстве отмечается необходимость перехода от репродуктивного использования компьютерных технологий (курсы электронных лекций, тестовые контрольные задания и др.) к продуктивным творческим видам деятельности [1;11]. Информационно-коммуникационные технологии не только используются с целью лучшей репрезентации учебного материала (гиперссылки, видео, графика и др.), увеличения доступности более качественного образования, но и помогают моделировать и проектировать профессиональную и исследовательскую деятельность как студентов, так и преподавателей на качественно новом уровне. Применение ИКТ в преподавании иностранных языков создает совершенно новые возможности интенсификации процесса овладения иностранным языком и создания персонализированного обучающего пространства, которое имеет ряд несомненных преимуществ, учитывая при этом основные дидактические принципы обучения. Применение информационно- коммуникационных технологий в обучении характеризуется:

• вариативностью репрезентации учебного материала с использованием мультимедийных средств;

• созданием приближенной к аутентичной среды при изучении иностранного языка (использование подкастов, вебквестов, блогов, аутентичного видео, отвечающих целям занятия, которые естественным образом могут быть проинтегрированы с контекстом занятия);

• использованием мультимедийных информационных ресурсов (словарей, энциклопедий, справочников, электронных библиотек, электронных ресурсов по изучению лексики, грамматики, фонетики и т.д.), предлагающих различные методы работы с языковыми единицами;

• соблюдением и сочетанием принципов доступности, элективности, вариативности при прохождении учебного курса;

• системностью и стуктурированностью в подаче учебного материала;

• эффективностью мониторинга и оценки учебных результатов с быстрой обратной связью;

• индивидуальным подходом к обучаемым, учитывающим психологические особенности, уровень языковой подготовки, возможность адаптирования материала в зависимости от целевой аудитории;

• апеллированием к мотивационной компоненте информационной культуры обучающихся;

• возможностью комплексного формирования коммуникативной компетенции при выполнении даже одного задания с использованием икт.

Выводы

Современный этап развития информационно-коммуникационных технологий характеризуется переходом на социальный этап, когда при обучении используются такие технологии как веб блоги, социальные закладки, вики,

аудио и видео сервисы, эффективное использование которых предполагает определенный уровень коммуникативной компетенции субъектов образовательного процесса [13]. ИКТ помогает участникам образовательного пространства изменить свое отношение к практической деятельности (образовательной для студентов и профессиональной для преподавателей) и самому себе через осмысление своего и опыта конкретного виртуального лингвосоциума, в котором происходит коммуникация. ИКТ повышают социальную адаптивность участника коммуникации: помогают ориентироваться на новые ценности динамично-развивающегося образовательного сообщества. Информационно-коммуникационные технологии характеризуют новый вид коммуникации, когда социальное взаимодействие, опосредованное общением, происходит посредством интернета. Новые образовательные стандарты диктуют отбор нового содержания, что в свою очередь предполагает использование новых средств и технологий. Информационно-коммуникативные технологии создают более широкие возможности формирования высокого уровня коммуникативной компетенции, отражающей высокий уровень общей и профессиональной культуры специалиста.

Список литературы

1. Даричева М.В. Опыт применения ИКТ в обучении иностранным языкам в неязыковым вузе //Вестник Мининского университета. 2013. №. 3. С 582-587.

2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 Б01: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

3. Ляшенко М.С., Даричева М.В. Мультикультурный аспект преподавания английского языка посредством социальных. //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 173-182.

4. Жилина Н. Д., Таренко Л. Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у будущих ит-специалистов в вузовском образовании // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - №. 4 (25).

5. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход //Образование и наука. - 2004. - №. 3.

6. Ляшенко М. С., Минеева О. А. Методологические подходы к пониманию педагогической культуры в педагогических исследованиях // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 10-17. ёо1: 10.32744/рве.2018.5.1

7. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Ярославский педагогический вестник. I том, 2009. С.179-184.

8. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования, М, 2004. С.10-11.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. М, Высшее образование сегодня, 2003, № 5.С.22

10. Ляшенко М. С. Научно-теоретические основы формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе. - 2010.

11. Минеева О. А., Ляшенко М. С. Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка //Балтийский гуманитарный журнал. -2018. - Т. 7. - №. 4 (25).

12. Гальскова Н.Д, Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М, 2005. С.19

13. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика:// Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М, 2009. С.51-89.

Liashenko Maria Sergeyevna, Cand. Ped. Sci. assistant professor (e-mail: mslyashenko@mail.ru),

Mineeva Olga Aleksandrovna Cand.Ped.Sci ,associate professor Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, (e-mail: mineevaolga@gmail.ru) (e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru)

The paper discusses the structure and the process of formation of communicative competence of undergraduates. The phenomenon is defined as a subsystem of the overall professional culture of future specialists and includes several interconnected subsystems. The paper deals with methodical underpinnings of the process and describes some approaches to implement the technology in order to achieve expected outcomes. The article pays special attention to the advantages that ICT could bring into teaching and learning in case they are deployed. The authors arrive at the conclusion that the teaching methods and learners themselves should change to be flexible and ready for the coming changes.

Key words: communicative competence, structure, ICT, electronic education, complex approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.