Научная статья на тему 'Анализ представлений преподавателей о роли и процессе формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе'

Анализ представлений преподавателей о роли и процессе формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИАГНОСТИКА / АНКЕТИРОВАНИЕ / ANALYSIS OF TEACHERS' PERCEPTIONS / PSYCHO-PEDAGOGICAL CULTURE / DIAGNOSTICS / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Минеева Ольга Александровна, Максимова Ксения Алексеевна

Данная статья посвящена вопросам диагностики и анализа представлений преподавателей о роли, структуре и способах формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе. Актуальность данного исследования обусловлена введением стандартов нового поколения ФГОС 3++, в которых основные обще универсальные компетенции требуют освоения психолого-педагогических знаний, лежащих в основе психолого-педагогической культуры, понимаемая как сложная многокомпонентное система в профессиональной структуре специалиста и включает в себя следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, профессионально образовательный, коммуникативный, технологический, коммуникативный, рефлексивный. Авторами отмечается важность диагностического этапа в процессе формирования данного психолого-педагогического явления, когда особое внимание исследователей должно быть обращено не только на диагностику степени сформированности подсистем у обучающихся, но и на анализ представлений педагогов и их понимания важности и технологий формирования психолого-педагогической культуры у студентов в узе. Для решения поставленной задачи авторами была разработана анкета диагностики и выявления представлений преподавателей о сущности психолого-педагогической культуры, компонентном составе, применении понятия в соответствии с профессиональной направленностью, использовании педагогических технологий в процессе формирования. Анализ результатов показал, что большинство опрошенных преподавателей относят психолого-педагогическую культуру (ППК) к профессиональной культуре специалиста. Важными компонентами ППК и наиболее сложными для педагогического влияния являются аксиологический и регулятивные компоненты. Данное исследование позволило выявить разнообразие методик и технологий, которые могут использоваться преподавателями с учетом специфики преподаваемого предмета для формирования отдельных компонентов ППК. В заключении авторы делают вывод о важности проведения исследований представлений преподавателей о педагогических явлениях, так как именно представления и мотивация преподавателей имеет прямое влияние на результативность педагогической детальности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Минеева Ольга Александровна, Максимова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TEACHERS ' PERCEPTIONS OF THE ROLE AND THE FORMATION PROCESS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The paper discusses teachers’ perceptions of the role, structure and the process of forming psycho-pedagogical culture of students at the university. The paper provides the information about the components of psycho-pedagogical culture and the relevance of the issue under the analysis to the current situation in the higher educational context. The authors give evidence about the importance of diagnostics of teachers’ awareness and understanding for better implementation of educational programs. The findings of the diagnostic survey, which are related to different aspects of psycho-pedagogical culture, are presented in the paper. The survey showed a high level of teachers’ awareness of the place and the role of psycho-pedagogical culture in overall professional culture of future specialists. The research resulted in identifying the most important components in the structure and the methods to be used in different disciplines to form a high level of psycho-pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Анализ представлений преподавателей о роли и процессе формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе»

УДК 378.147

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ О РОЛИ И ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н., доцент (e-mail: mslyashenko@mail.ru) Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: mineevaolga@gmail.ru) Максимова Ксения Алексеевна, студент (e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

Данная статья посвящена вопросам диагностики и анализа представлений преподавателей о роли, структуре и способах формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе. Актуальность данного исследования обусловлена введением стандартов нового поколения ФГОС 3++, в которых основные обще универсальные компетенции требуют освоения психолого-педагогических знаний, лежащих в основе психолого-педагогической культуры, понимаемая как сложная многокомпонентное система в профессиональной структуре специалиста и включает в себя следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, профессионально - образовательный, коммуникативный, технологический, коммуникативный, рефлексивный. Авторами отмечается важность диагностического этапа в процессе формирования данного психолого-педагогического явления, когда особое внимание исследователей должно быть обращено не только на диагностику степени сформированности подсистем у обучающихся, но и на анализ представлений педагогов и их понимания важности и технологий формирования психолого-педагогической культуры у студентов в узе. Для решения поставленной задачи авторами была разработана анкета диагностики и выявления представлений преподавателей о сущности психолого-педагогической культуры, компонентном составе, применении понятия в соответствии с профессиональной направленностью, использовании педагогических технологий в процессе формирования. Анализ результатов показал, что большинство опрошенных преподавателей относят психолого-педагогическую культуру (ППК) к профессиональной культуре специалиста. Важными компонентами ППК и наиболее сложными для педагогического влияния являются аксиологический и регулятивные компоненты. Данное исследование позволило выявить разнообразие методик и технологий, которые могут использоваться преподавателями с учетом специфики преподаваемого предмета для формирования отдельных компонентов ППК. В заключении

авторы делают вывод о важности проведения исследований представлений преподавателей о педагогических явлениях, так как именно представления и мотивация преподавателей имеет прямое влияние на результативность педагогической детальности в целом.

Ключевые слова: анализ представлений преподавателей, психолого педагогическая культура, диагностика, анкетирование.

Введение

Профессиональные стандарты нового поколения по уровню образования бакалавриат ставят своей задачей формирование высоко квалифицированных специалистов, обладающих набором компетенций и трудовых действий для выполнения профессиональной деятельности. Современная модель образования ориентируется на формирование как универсальных компетенций, так и профессиональных, таким образом обеспечивая комплексную подготовку специалиста к решению об и узко профессиональных задач [1]. Основными универсальными компетенциями, формирующими ядро, основу профессиональной деятельности являются критическое мышление, умение работать в команде, создание и реализация проектов, коммуникация и межкультурное взаимодействие, самоорганизация и др. Новые стандарты ФГОС 3++ отражают процессы модернизации всего высшего образования, стремящегося к единообразию и унификации (Ильиных 2015)[2]. Анализ стандарта нового поколения направления бакалавриата Профессиональное обучение (по отраслям) 44.03.04 позволил выделить ряд общеобразовательных компетенций, требующих овладения психолого-педагогическими знаниями (ОПК-3, ОПК-4, ОПК -6, ОПК-8) [3]. Особенно хотелось бы отметить ОПК-6, отражающую способность использовать психолого-педагогические технологии для решения профессиональных задач.

Психолого-педагогическая культура как подсистема общей профессиональной культуры специалиста

В психолого-педагогических исследованиях отмечается важная роль психолого-педагогических знаний в профессиональной сфере «человек-человек» [4; 5; 6; 7; 8]. Краткий обзор литературы позволяет выделить общие характеристики специалистов, готовых к профессиональной деятельности. Одним из важных моментов является понимание и осознанное применение психолого-педагогических технологий как в академическом, так и неакадемическом контексте. Ориентиром является способность умело и целесообразно выстраивать личностные профессиональные отношения, умение работать в команде, выбирая правильные стратегии коммуникации. Акцент при проведении психолого-педагогического обучения доложен ставиться на критическое отношение к себе и к окружающим, основанное на рефлексии поступков и действий. Важной задачей является умение реализоваться личностно и профессионально. Для решения поставленных задач будущий специалист

должен иметь высокий уровень психолого-педагогической культуры, характеризующей общую профессиональную культуру и обеспечивающей успешную работу с людьми. Под психолого-педагогической культурой нами понимается сложное многомерное психолого-педагогическое явление, состоящее структурно из подсистем. В предыдущих исследованиях были выявлены следующие подсистемы психолого-педагогической культуры: аксиологический, когнитивный, профессионально - образовательный, коммуникативный, технологический, коммуникативный, рефлексивный [9]. Аксиологическая подсистемы включает в себя мотивационные и этические установки, мировозренческие позиции и в целом характеризует направленность личности. Когнитивная подсистема представлена умственными логическими операциями и действиями, мыслительными процессами как основа любой учебной деятельности. Профессионально-образовательная компонента неразрывно связана с профессиональным становлением будущего специалиста и овладением специальными профессиональными знаниями. Эффективная организация как учебной, так и профессиональной деятельности в будущем обуславливается умением эффективно применять технологии и стратегии коммуникации в профессиональном сообществе. Следовательно, технологическая и коммуникативная подсистемы являются неотъемлемыми составляющими общей психолого-педагогической культуры. Рефлексивный компонент важен для любого познавательного процесса, отвечая прежде всего за саморегуляцию и осмыслении опыта для недопущения возможных ошибок в будущем. Регулятивная подсистема имеет прямое влияние на ценностный установки и нравственные ориентиры индивидуума, заставляет его переосмысливать опыт и регулировать свои состояния. Роль рефлексии в профессиональном развитии и становлении будущего специалиста рассматривается во многих исследованиях [8; 10; 11].

Формирование психолого-педагогической культуры на диагностическом этапе

Процесс формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе должен быть организован преподавателями с учетом общей профессиональной подготовки при изучении дисциплин гуманитарного блока, а также с использованием различных инновационных подходов и педагогических технологий обучения: дискуссии в группах, семинарские занятия, диспуты, обсуждение кейсов, ролевые игры и др.[12]. Особая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям, позволяющим дифференцировать подходы и сделать обучение индивидуализированным, то есть учитывающими особенности обучающихся. Необходимо отметить важность диагностического этапа в процессе формирования психолого-педагогической культуры, на котором происходит диагностика уровня сформированности подсистем и проводится педагогический анализ

текущей ситуации с учетом профессионального контекста и преподаваемой дисциплины. Данный этап помогает решать ряд задач: рассмотреть и учесть индивидуальные особенности обучающихся; создать ситуации сотрудничества между студентами и преподавателями; обозначить ряд педагогических задач, которые необходимо решить на последующих этапах процесса формирования психолого-педагогической культуры; отобрать педагогические технологии для решения выявленных проблем и педагогического целеполагания и планирования. На данном этапе происходит изучение и диагностика не только студенческих установок и отношений, но и проводится анализ образовательного контекста вуза в целом, осуществляется отбор диагностических методик для проведения исследования [9]. Наиболее важным моментом является готовность преподавателей и их представления о сущности и процессе формирования психолого-педагогической культуры студентов. Диагностика и анализ представлений о педагогических явлениях дает, по мнению Н.А. Аминова, ряд преимуществ и является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и переподготовки учителей в системе повышения квалификации [13]. Важность мотивационных установок преподавателей и индивидуальный педагогический стиль, основывающийся на понимании основных педагогических явлений и процессов, отмечается отечественными и зарубежными исследователями, занимающимися теоретическими и практическими вопросами диагностики педагогического стиля и мастерства в средней и высшей школе [13; 14].

Анализ представлений преподавателей о роли и процессе формирования психолого-педагогической культуры

Целью проведения анализа представлений преподавателей ставилось выявление степени понимания сущности психолого-педагогической культуры, путей формирования и возможных проблем при выборе технологий организации учебного процесса для решения поставленных задач. В ходе опроса нами было анкетировано 20 преподавателей кафедры иностранного языка, менеджмента и экономики. Данная анкета была составлена с учетом ряда параметров для диагностики: выявление представлений преподавателей о сущности психолого-педагогической культуры, компонентном составе, применение понятия в соответствии с профессиональной направленностью, использование педагогических технологий в процессе формирования. Ограничение анкеты до четырех вопросов со множественным выбором было сделано намеренно для быстрого прохождения диагностики. Анкета включала в себя вопросы о месте психолого-педагогической культуры в структуре общей профессиональной культуры специалиста. Второй вопрос выявлял понимание компонентного состава психолого-педагогической культуры. Третий аспект диагностики касался профессиональных групп и понимания преподавателями важности и роли психолого-педагогических знаний именно для группы человек- человек. Четвертый аспект анкетирования

затрагивал технологическую составляющую процесса формирования психолого-педагогической культуры и возможные проблемы или специфику использования определенных форм организации учебного процесса. Преподавателям предлагалось выбрать наиболее эффективные из предложенных методы, например, не имитационные, имитационные неигровые, имитационные игровые, традиционные.

Анализ результатов показал, что большинство опрошенных (70%) под психолого-педагогической культурой (ППК) понимают систему психолого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Данные знания составляют основу профессиональной культуры специалиста. 20 % преподавателей высказали мнение, что психолого-педагогическая культура является частью общей культуры; и 10% посчитали психолого-педагогическую культуру подсистемой психологической культуры ( рис 1).

Понмание сущности и места ППК

■ Профессиональная культура ■ Общая культура ■ Психологическая культура ■

Рисунок 1 - Анализ представлений преподавателей о роли психолого-педагогической культуры (ППК)

Следует отметить, что в качестве компонентов были названы, кроме психологической и педагогической составляющих, образовательный компонент, неотрывно связанный с личностно-деятельным и творческим подходами; технологический компонент, предполагающий знание психологических техник и педагогических технологий; коммуникативный компонент, формируемый, в том числе, и на занятиях по иностранному языку. Особую важность некоторые преподаватели придавали аксиологическому компоненту, отражающему ценностно-мотивационную сторону психолого-педагогической культуры, справедливо отмечая необходимость наличия высокого уровня психолого-педагогической культуры у преподавателей. Регулятивный компонент так же был отмечен

как один из наиважнейших при формировании высокого уровня психолого-педагогической культуры. Преподавателями подчеркивалась важность и сложность процессов саморегуляции и мотивации обучающихся Большинство преподавателей, участвовавших в анкетировании, уделили особое внимание психолого-педагогическим знаниям для межличностного и профессионального общения.

В вопросе об использовании технологий в учебно- образовательном процессе преподаватели выразили разнообразие мнений. Большинство преподавателей, участвовавших в анкетировании, отметили важность отхода от традиционных информативных методов и форм обучения к активным, предполагающим включение в деятельность обучающихся элементов проблемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы. Особая роль отводится активизирующим, развивающим, игровым способам организации учебного процесса. Отмечается, что именно занятия по иностранному языку создают больше возможностей для формирования различных подсистем психолого-педагогической культуры по сравнению с лекционными и семинарскими занятиями по дисциплинам экономики и менеджмент. Групповые формы проведения занятий по иностранному языку предполагают не только использование индивидуально-дифференцированного подхода, но и позволяют реализовать принципы вариативности, модульности, сотрудничества. На практических занятиях по экономике и менеджменту в свою очередь формирование психолого-педагогической культуры может осуществляться через анализ конкретных ситуаций, кейсов, ролевых игр, связанных с профессиональной деятельностью. Несколько преподавателей высказали мнение, что компьютеризация обучения может способствовать повышению не только информационной культуры студентов, их мотивации и самостоятельности, но и повышению психолого-педагогической культуры через когнитивный и технологический компоненты. Данное видение преподавателями проблемы формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе характеризует понимание большинством преподавателей современных тенденций развития профессионального образования и демонстрирует их готовность к реализации принципов предлагаемой нами структурной многокомпонентной модели психолого-педагогической культуры студентов в вузе.

Выводы

В заключении следует отметить, что диагностика и анализ представлений преподавателей об основах педагогической деятельности и особенностях современного образовательного пространства является важным элементом как профессионального роста, так и педагогического профессионализма в целом [13]. Четкое понимание целей и образовательных задач в вопросах психолого-педагогического воспитания студентов требует проведения отдельных исследований, так как именно

представления и ориентации педагогов имеют прямое влияние на результативность учебного процесса.

Список литературы

1. Жилина Н. Д., Таренко Л. Б. педагогические условия формирования аналитических умений у будущих ИТ- специалитсов в вузовском образовании //Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - №. 4 (25).

2. Ильиных С.А. Модернизация российского высшего образования: размышления о качественных переменах // Гуманизация образования. 2015. №2. - С.46-51.

3. Бабина А. А. Психологические особенности профессиональной деятельности педагога в контексте федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) //Фундаментальные исследования. - 2014. - №. 8-5. - С. 1178-1181.

4. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. - М.: Просвещение, 1971. - 126 с.

5. Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / под. ред. А. А. Деркача, Э.А. Манушина. - М.: РАГС, 1997. - 122 с.

6. Воробьев, Н.В., Суханцева В.К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. - 1992. - № 1-2. - С. 66 -70.

7. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М.: Интер-Диалект, 1997. - 697 с.

8. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. -М.: РАГС, 1996. - 129 с.

9. Ляшенко М.С. Научно-теоретические основы формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе. //Монография. ГОУ ВПО «Волжский инженерно-пед. Ун-т». Нижний Новгород, 2010.-115 с

10. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию: учеб.пособие. - Калуга: КГПУ, 2000. - 97с.

11. Сластенин В. А. Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. -1991. - № 10. - С. 79-84.

12. Минеева О. А. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров в вузе.//Дисс. На соискание уч. степени канд. пед.наук./ ГОУ ВПО «Волжский инженерно-пед. Ун-т». Нижний Новгород, 2009.

13. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей //М.: Институт практической психологии. - 1997.

14. Лотон Д. Учитель в меняющемся мире //Перспективы. Вопросы образования. -1987. - №. 4. - С. 34-46.

Liashenko Maria Sergeyevna, Cand. Ped. Sci. assistant professor Mineeva Olga Aleksandrovna Cand.Ped.Sci ,associate professor Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, (e-mail: mineevaolga@gmail.ru) Maksimova Ksenia Alekseevna, student

ANALYSIS OF TEACHERS ' PERCEPTIONS OF THE ROLE AND THE FORMATION PROCESS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Abstract. The paper discusses teachers' perceptions of the role, structure and the process of forming psycho-pedagogical culture of students at the university. The paper provides the information about the components of psycho-pedagogical culture and the relevance of the issue under the analysis to the current situation in the higher educational context. The authors give evidence about the importance of diagnostics of teachers' awareness and understanding for better implementation of educational programs. The findings of the diagnostic survey, which are related to different aspects of psycho-pedagogical culture, are presented in the

paper. The survey showed a high level of teachers' awareness of the place and the role of

psycho-pedagogical culture in overall professional culture of future specialists. The research

resulted in identifying the most important components in the structure and the methods to be

used in different disciplines to form a high level of psycho-pedagogical culture.

Key words: analysis of teachers' perceptions, psycho-pedagogical culture, diagnostics,

survey

УДК 372.881.111.1 ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: mineevaolga@gmail.com) Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н., доцент (e-mail: mslyashenko@mail.ru) Казначеев Дмитрий Александрович, студент (e-mail: dakaznacheev@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

Авторы статьиобращаются к рассмотрению вопросов контроля и мониторинга процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Авторы указывают на значимость контроля и определяют его сущность. Дано краткое описание функций каждого типа контроля. Перечислены объекты, типы, виды и формы контроля. Рассмотрены применяемые формы контроля в процессе обучения студентов с использованием учебно-методического комплекса «English File 3rd Edition Pre-Intermediate».

Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, иностранный язык, коммуникативная компетенция, языковая подготовка, контроль и мониторинг результатов обучения, функции контроля, типы контроля, виды контроля, формы контроля.

Одной из главных задач оценивания результатов обучения по дисциплине является улучшение качества преподавания и учебной деятельности студентов [10, с. 9]. В этой связи контроль необходимо рассматривать как своеобразное продолжение обучения, позволяющее студенту осознавать свои достижения, выявлять и корректировать недостатки, а преподавателю искать пути совершенствования учебно-воспитательного процесса за счет применения наиболее эффективных технологий обучения [11, с. 238].

Важно отметить, что контроль должен быть ориентирован не только на диагностику качества знаний, умений и навыков (ЗУН), но и на уровень сформированности компетенции или компетенций [9, с. 15]. В контексте обучения английскому языку в педагогическом вузе речь идет о формировании коммуникативной компетенции студента, рассматриваемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.