Научная статья на тему 'Особенности оценивания результатов обучения по дисциплине "английский язык"'

Особенности оценивания результатов обучения по дисциплине "английский язык" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / ТИПЫ КОНТРОЛЯ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / HIGHER EDUCATION / TEACHING PROCESS / FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SECOND LANGUAGE TRAINING / ASSESSMENT AND EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Ляшенко Мария Сергеевна, Казначеев Дмитрий Александрович

Авторы статьиобращаются к рассмотрению вопросов контроля и мониторинга процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Авторы указывают на значимость контроля и определяют его сущность. Дано краткое описание функций каждого типа контроля. Перечислены объекты, типы, виды и формы контроля. Рассмотрены применяемые формы контроля в процессе обучения студентов с использованием учебно-методического комплекса «English File 3rd Edition Pre-Intermediate».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Ляшенко Мария Сергеевна, Казначеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE ASSESSMENT AND EVALUATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The authors of the paper discuss the issues of the assessment and evaluation of English language learners progress in a pedagogical university. The authors highlight the evaluation importance and determine its nature. A brief description of the assessment functions is given. The goals of assessment, types, and methods of assessment are listed. The applied methods in the process of teaching students using “English File 3rd Edition Pre-Intermediate” have been considered.

Текст научной работы на тему «Особенности оценивания результатов обучения по дисциплине "английский язык"»

paper. The survey showed a high level of teachers' awareness of the place and the role of

psycho-pedagogical culture in overall professional culture of future specialists. The research

resulted in identifying the most important components in the structure and the methods to be

used in different disciplines to form a high level of psycho-pedagogical culture.

Key words: analysis of teachers' perceptions, psycho-pedagogical culture, diagnostics,

survey

УДК 372.881.111.1 ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: mineevaolga@gmail.com) Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н., доцент (e-mail: mslyashenko@mail.ru) Казначеев Дмитрий Александрович, студент (e-mail: dakaznacheev@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

Авторы статьиобращаются к рассмотрению вопросов контроля и мониторинга процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Авторы указывают на значимость контроля и определяют его сущность. Дано краткое описание функций каждого типа контроля. Перечислены объекты, типы, виды и формы контроля. Рассмотрены применяемые формы контроля в процессе обучения студентов с использованием учебно-методического комплекса «English File 3rd Edition Pre-Intermediate».

Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, иностранный язык, коммуникативная компетенция, языковая подготовка, контроль и мониторинг результатов обучения, функции контроля, типы контроля, виды контроля, формы контроля.

Одной из главных задач оценивания результатов обучения по дисциплине является улучшение качества преподавания и учебной деятельности студентов [10, с. 9]. В этой связи контроль необходимо рассматривать как своеобразное продолжение обучения, позволяющее студенту осознавать свои достижения, выявлять и корректировать недостатки, а преподавателю искать пути совершенствования учебно-воспитательного процесса за счет применения наиболее эффективных технологий обучения [11, с. 238].

Важно отметить, что контроль должен быть ориентирован не только на диагностику качества знаний, умений и навыков (ЗУН), но и на уровень сформированности компетенции или компетенций [9, с. 15]. В контексте обучения английскому языку в педагогическом вузе речь идет о формировании коммуникативной компетенции студента, рассматриваемой

как «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [3-5].

Таблица 1 - Основные типы и задачи контроля при обучении _иностранному языку_

Типы контроля Задачи контроля

Входной контроль - определить начальный уровень языковых знаний и речевых умений студентов; - выявить уровень и вид мотивации к изучению иностранного языка; - диагностировать уровень способностей к изучению иностранного языка.

Текущий контроль - проверить усвоение учебного материала (отдельной темы); - выявить пробелы в усвоении ранее изучаемого материала; - обеспечить выбор и повторение ранее изученного материала в новых ситуациях; - развивать навыки рефлексии и самооценки.

Рубежный (модульный) контроль - проверить усвоение учебного материала (модуля); - динамика развития формируемой компетенции.

Промежуточный контроль - оценить эффективность овладения определенным разделом программного материала; - динамика развития формируемой компетенции.

Итоговый контроль - определить уровень владения иностранным языком, достигнутый в результате изучения всего учебного курса; - определить уровень сформированности коммуникативной компетенции согласно данным критериям; - оценить эффективность применяемых технологий и методик обучения иностранному языку.

Этап контроля направлен на выявление, измерение и оценивание уровня сформированности языковых знаний и речевых умений в области говорения, аудирования, чтения и письма [1,6-7]. Контроль в обучении выполняет ряд дидактических функций: диагностическую, управленческую, корректировочную, оценочную, планирующую, обучающую, а также стимулирующую и мотивирующую функции.

При обучении иностранному языку в вузе принято различать следующие типы контроля: входной (пропедевтический), текущий, рубежный (модульный), промежуточный, и итоговый контроль [2, 9]. Основные виды, формы и задачи контроля, применимые к дисциплине «Иностранный язык» представлены в таблице 1.

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина студенты бакалавриата педагогических специальностей изучают дисциплину «Иностранный (английский) язык» на первом и втором курсах. Она является базовой дисциплиной модуля «К.М.03.Иностранный язык» и рассчитана на курс обучения общей трудоемкостью 15 з.е. (540 академических часов: 180 часов аудиторной работы, 108 часов контактной работы, 252 часа самостоятельной работы). Обучение английскому языку ведется с использованием учебно-

rd

методического комплекса «English File 3 Edition Pre-Intermediate» [13-14].

Контроль и мониторинг процесса и результатов обучения иностранному языку организуется на основе ключевых общепедагогических и частно-методических принципов оценивания:

- валидности: объекты контроля соответствуют целям обучения;

- надежности: обязательное применение единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;

- объективности: соответствие полученных результатов некоему эталону, содержащемуся в требованиях к уровню владения языком для различных этапов обучения;

- интегрированности: контроль является запланированным и интегрированным в процесс обучения;

- открытости: информирование студентов о критериях и методах оценивания заранее, до выполнения работы;

- систематичности и регулярности;

- дифференцированный характер контроля: форма контроля должна соответствовать тому аспекту языка или виду речевой деятельности, который проверяется;

- ясности и четкости формулировки задания [9, с. 34].

В учебном процессе преподаватели используют как традиционные формы контроля, такие как тесты и контрольные работы, доклады и сообщения, так и инновационные, такие как проекты, презентации, деловые и ролевые игры, творческие письменные задания. Рассмотрим каждый из методов на конкретных примерах.

Тесты являются самой распространенной формой среди основных типов контроля. Небольшие по объему, они применяются для организации текущего контроля и нацелены на проверку сформированности языковых навыков (фонетических, грамматических и лексических навыков) в рамках изучаемых тем. Применимы тестовые задания как закрытого (перекрестный выбор, альтернативный выбор, множественный выбор, упорядочение), так и открытого (задания со свободно конструируемым ответом) типа: Grammar

Choose A, B, or C to complete the sentences:

1. Do you think ... tomorrow?

a) it's going to snow b) it's snowing c) it snows

2. Is Mike going to get a summer job? - Yes, ... . a) he's getting b) he is c) he gets

3. ... before lunchtime tomorrow?

a) Did they leave b) Are they going to leave c) Are they leaving Vocabulary

Underline the odd word out:

1 fly mosquito dolphin bee

2 palace statue receipt castle

3 talkative polluted crowded dangerous Write the opposite:

clever

friendly

funny

Pronunciation Odd one out:

1. works - laughs - watches

2. lives - relaxes - does

3. leaves - dresses - washes

4. runs - starts - thinks

Контрольная работа как средство контроля полученных студентами знаний, умений и навыков применяется в рамках тем или разделов. Контрольная работа отличается от теста по объему и по объектам контроля. С помощью контрольной работы проверяются не только языковые навыки, но и речевые умения (чтения, письма, аудирования и говорения).

Эссе на английском языке является формой контроля письменной творческой самостоятельной работы студента и представляет собой краткое изложение в письменном виде результатов изучения определенной темы, а также предоставление своей точки зрения и взглядов на анализируемую проблему. Примерами тем сообщений могут являться следующие:

Some people think that family is the most important thing in our lives. Write about your opinion. Answer these questions.

• What type of family do you have?

• What are its pluses and minuses?

• How does your family support you?

Some people think that friendship is so important for people. Write about your opinion. Answer these questions.

• Do you have a lot of friends?

• Do you have quarrels with your friends?

• How do you choose friends?

• How do your friends help you?

Write about the reasons for people to travel. Answer these questions.

• How far do people travel?

• What are their reasons?

• What are your reasons for travelling?

• Why are some people against travelling?

Проект - это конечный продукт творческой деятельности студента по решению той или иной проблемы с обязательной презентацией конечных результатов. Проект позволяет оценить умения студентов решать сложные коммуникативные задачи и умения ориентироваться в информационном пространстве, а также уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков критического мышления. Студентам предлагаются следующие темы проектов:

My city

Compare where it is better to live in a big city and a small city. You should talk about:

• opportunities that people living in big cities have

• drawbacks of big cities (noise, air pollution, traffic jams etc.)

• reasons for people to live in a small city

• disadvantages of living in a small city.

Positive thinking

Describe what people should do to live a long and happy life. You should talk about:

• why positive vision of life is important

• ways to develop positive-thinking

• tips for a healthy life style.

Foreign languages in my life

Compare your ideas about effective ways of learning languages. You should talk about:

• why learning foreign languages is so popular

• why you learn English

• what you do to be a successful learner.

Презентация - это, с одной стороны, особый жанр публичной речи и эффективный приём развития и совершенствования умений

монологического высказывания. С другой стороны, использование презентации как формы контроля, позволяет оценить умения студентов самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем. Студентам предлагаются следующие темы презентаций:

The biography of a famous person.

The history of a famous photo.

How to make a successful online shopping.

The place where I live.

Everything bad is good for you.

Superstitions around the world.

Важно подчеркнуть, что каждое оценочное средство включает в себя также показатели и критерии оценивания [12]. Критериями оценивания тестов и контрольных работ является количество правильных ответов. Что же касается творческих видов работ, то тут в число показателей входят не только показатели, связанные с оценкой уровня владения иностранным языком, но такие показатели, как степень и глубина раскрытия сущности вопроса, оформление работы, защита реферата / проведение презентации, умение коммуницировать с аудиторией и др.

Обобщая все вышесказанное, подчеркнем значимость регулярного и систематического контроля знаний, умений и навыков в рамках формируемой коммуникативной компетенции, поскольку текущий контроль - это проверка усвоения учебного материала теоретического и практического характера, регулярно осуществляемая на протяжении всего курса обучения. Промежуточная аттестация завершает изучение разделов дисциплины или осуществляется в конце семестра. Она помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях даже формирование компетенции в целом.

Список литературы

1. Белова Е.Е., Гаврикова Ю.А. Современный подход к обучению чтению на английском языке // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 80-83.

2. Борщевская Ю.М., Минеева О.А., Ляшенко М.С. Реализация профессиональной направленности в обучении английскому языку студентов бакалавриата экономического профиля // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 18-25.

3. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

4. Даричева М.В., Алейникова О.О. Сущностная характеристика и структура иноязычной коммуникативной компетенции // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (36). С. 61-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Жулина Е.В., Архипова М.В. Современные технологии обучения языкам // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 68-71.

6. Куванова Н.С., Ляшенко М.С. К вопросу о формировании положительной мотивации к изучению иностранных языков у студентов в вузе // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков сборник

статей по материалам Международной научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 191-196.

7. Ляшенко М.С., Даричева М.В. Мультикультурный аспект преподавания английского языка посредством социальных сайтов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 173-182.

8. Минеева О.А. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжский государственный инженерно-педагогический университет. Нижний Новгород, 2009. 23 с.

9. Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Мададова К.Х., Пирогова А. А., Корнева Т.А. Из опыта формирования фонда оценочных средств учебной дисциплины // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С. 33-39.

10. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 9.

11. Цветкова С. Е., Минеева О. А. Методическая система, цели и средства иноязычной подготовки бакалавров в сфере экономики и бизнеса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25). С. 235-240.

12. Цветкова С.Е., Малинина И. А. Контроль профессионально-иноязычной подготовки студентов бакалавриата в неязыковом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 479-492.

13. Oxenden C., Latham-Koenig Ch., Seligson P. English File 3rd Edition Pre-Intermediate: Student's Book. - Oxford University Press, 2012.

14. Oxenden C., Latham-Koenig Ch., Seligson P. New English File. Pre-Intermediate Workbook. - Oxford University Press, 2012.

Mineeva Olga Aleksandrovna, Cand. Ped. Sci., associate professor (e-mail: mineevaolga@gmail.com) Liashenko Maria Sergeyevna, Cand. Ped. Sci. (e-mail: mslyashenko@mail.ru) Kaznacheev Dmitry Alexandrovich, student

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod Russia (e-mail: dakaznacheev@gmail.com)

PECULIARITIES OF THE ASSESSMENT AND EVALUATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Abstract. The authors of the paper discuss the issues of the assessment and evaluation of English language learners progress in a pedagogical university. The authors highlight the evaluation importance and determine its nature. A brief description of the assessment functions is given. The goals of assessment, types, and methods of assessment are listed. The applied methods in the process of teaching students using "English File 3rd Edition Pre-Intermediate" have been considered.

Keywords: higher education, teaching process, foreign language, communicative competence, second language training, assessment and evaluation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.