Научная статья на тему 'Использование социальных сетей как обучающей платформы в межкультурном образовании'

Использование социальных сетей как обучающей платформы в межкультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SOCIAL NETWORKING SITES / MULTICULTURAL EDUCATION / TEACHERS’ ATTITUDES / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / PHENOMENOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Минеева Ольга Александровна, Поваренкина Ирина Александровна

Социальные медиа стали неотъемлемой частью образовательной среды. Данное исследование был проведено с целью изучения отношения учителей к использованию данной технологии для мультикультурного образования в контексте преподавания иностранного языка. Теоретическую основу исследования составили зарубежные концепции преподавания ценностей мультикультурного образования. Отношения учителей анализировались с использованием феноменологического подхода, который применялся к рефлексивным журналам. Полученные результаты свидетельствуют о том, что преподаватели положительно отнеслись к внедрению социальных сетей в качестве обучающей технологии, хотя существует ряд ограничений и отрицательных моментов при использовании социальных сайтов для преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SOCIAL NETWORKS AS A LEARNING PLATFORM IN INTERCULTURAL EDUCATION

Social networking sites (SNSs) have become an integral part of the educational environment. This small-scale project has been conducted to explore teachers’ attitudes towards using SNSs for multicultural education. The research design combined two clusters within Bennett’s conceptual framework. The teachers’ attitudes were analysed using interpretative phenomenological approach (IPA) which was applied to teachers’ reflective journals. The results suggest that the teachers showed positive attitudes towards the deployment of SNS as an educational tool, although there are limitations to its usage. Additionally, the research points to theoretical and pedagogical implications for using SNSs as an educational technology in multicultural education.

Текст научной работы на тему «Использование социальных сетей как обучающей платформы в межкультурном образовании»

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ОБУЧАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н., доцент (e-mail: mslyashenko@mail.ru ) Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: mineevaolga@gmail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет

им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия Поваренкина Ирина Александровна, старший преподаватель (e-mail: povarenkinaia@mail.ru), Национальный исследовательский университет НИУ ВШЭ- Нижний Новгород, Россия

Социальные медиа стали неотъемлемой частью образовательной среды. Данное исследование был проведено с целью изучения отношения учителей к использованию данной технологии для мультикультурного образования в контексте преподавания иностранного языка. Теоретическую основу исследования составили зарубежные концепции преподавания ценностей мультикультурного образования. Отношения учителей анализировались с использованием феноменологического подхода, который применялся к рефлексивным журналам. Полученные результаты свидетельствуют о том, что преподаватели положительно отнеслись к внедрению социальных сетей в качестве обучающей технологии, хотя существует ряд ограничений и отрицательных моментов при использовании социальных сайтов для преподавания.

Ключевые слова: социальные сайты, мультикультурное образование, отношение учителей, преподавание иностранного языка, феноменологический подход

Введение

Современное образование характеризуется повсеместным использованием информационно коммуникационных технологий, которые стали неотъемлемой частью процесса обучения. Педагоги сталкиваются с дилеммой: как, когда и какие технологии использовать для решения образовательных задач [1;2]. Социальные медиа, проникнув во все сферы общественной жизни от политической до культурной и социальной сфер, не могли не затронуть образовательный контекст. Возникает необходимость проанализировать, как социальные медиа могут быть использованы не только как форма «технологии персональных развлечений» [1], но и как инструмент обучения в глобальном образовательном контексте с его разнообразием и слиянием культур. Учителя как агенты изменений должны осознать важность идей поликультурного пространства и межкультурного взаимодействия, и использовать те формы и технологии общения, передачи ин-

формации, популярные и востребованные обучающимися [3;4]. Социальные медиа оказываются одним из технологических решений, которые изначально не были созданы с целью обучения, но могут быть эффективно использованы как обучающий инструмент для трансляции и популяризации среди обучающихся ценностей мультикультурного образования в глобальном мире [2]. Мультикультурное образование включено в национальные учебные программы как один из столпов эффективного общения и профессиональной компетентности, так как современное образование должно основываться на принципах культурного плюрализма, социальной справедливости, важности культуры в преподавании и обучении [3]. Таким образом, более глубокое понимание отношения учителей к новым технологическим решениям в поликультурном образовательном пространстве может способствовать более эффективному внедрению данных решений в обучение. Исследовательский интерес данной статьи связан с отношением учителей к технологическому решению и образовательному потенциалу социальных сетей для продвижения ценностей многокультурного образования в рамках преподавания иностранных языков (английский) в неязыковом вузе, учебные планы которых не предполагают отдельных предметов страноведческой направленности.

Изложение основного материала. Беннетт (2001) разработала концептуальную основу исследовательских направлений в мультикультурном образовании, основанную на междисциплинарном подходе к пониманию этого понятия [3]. Согласно данной концепции, мультикультурное образование включает в себя четыре основные ценности: признание и признание культурного разнообразия; уважение человеческого достоинства и универсальных прав человека; ответственность перед мировым сообществом; уважение к Земле. Четыре кластера, охватывающие сферу исследований в области мультикультурного образования, охватывают основные жанры, или темы, исследований (Табл. 1).

Каждый кластер включает в себя ряд направлений исследований, которые проводятся в области теории и практики мультикультурного образования. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации как инструменту достижения социальной справедливости на основе равноправного доступа, участия и расширения прав и возможностей [3]. Данное направление лежит в рамках темы/жанра 11 согласно классификации. Социальные медиа рассматриваются нами как часть поп культуры и как технология, которая выполняет функции трансляции и воспроизводства виртуальной этнонациональной идентичности и сохранения национальной культуры [5].

Таблица 1 - Направления исследований в области мультикультурного _ образования (Беннет 2001)_

Кластеры Основные темы/жанры исследований

1. Реформа учебных планов и программ 1). Исторические предпосылки реформ 2). Разработка учебных планов и материалов с учетом мультикультурной направленности образования 3). Теория разработки учебных планов и материалов

2. Педагогика равных возможностей 4). Атмосфера классного и школьного пространства 5). Достижения обучающихся 6) Стили преподавания и обучения с учетом культурных особенностей

3. Мультикультурная компетенция 7). Вопросы этнической идентичности 8). Корректировка и изменение стереотипов и предрассудков 9). Культура этнических групп

4. Социальное равенство 10). Демография 11). Культура и расовые вопросы в популярной культуре 12). Социальное взаимодействие и социальные действия

Роль средств массовой информации в мультикультурном образовании уже давно обсуждается исследователями [6;7]. Социальные медиа сегодня считаются неотъемлемой частью образовательной среды [8]. Не только эмпирические исследования, но и документы и отчеты указывают на широкое распространение социальных медиа в профессиональных и образовательных целях в университетах [9]. Предварительный поиск в Google scholar, по ключевым словам "сайты социальных сетей", "мультикультура-лизм" выявил более 17000 статей на эту тему. Что касается российского исследовательского домена, то поиск Google Scholar и российские электронные библиотеки (Киберленинка и E Library) показали определенный исследовательский интерес к данному исследовательскому кластеру (4,55% от всех статей, загруженных в библиотеку). Большинство документов описывает использование социальных сетей на национальном или институциональном уровнях. Большинство статей написаны на русском языке и анализируют вопросы иммиграции и религиозные аспекты. Данные результаты указывают на то, что тема использования социальных сетей в мультикультурном образовании хорошо изучена зарубежными исследователями, в то время как в российском академическом контексте актуальны вопросы изучения отношения педагогов к использованию социальных медиа в поликультурном образовании.

Вопрос об установках и ценностях находится в аффективной области обучения и человеческого поведения [10]. Маклеод (1992) определяет аффективную область как " широкий спектр убеждений, чувств, настроений и установок, которые находятся за пределами области познания" [11]. Отношения учителей исследуются на 5 уровнях в рамках структуры предметной области, которая отражает иерархическую природу таксономии Крат-вола: припоминание (восприятие)- понимание- применение- анализирование- оценивание [10] Анализ отношения учителей лежит в рамках кластера 3 (мультикультурная компетентность) концептуальной основы Беннетт ( табл1.). Тема исследования в этом кластере будет сосредоточена на отношении учителей к преподаванию ценностей мультикультурного образования через социальные сети. С другой стороны, в рамках кластера 4 (социальное равенство) предлагается использовать социальные сети в качестве технологии, способствующей развитию мультикультурного образования и предложенной в исследованиях Кортес (1992), рассматривающих обучающий потенциал средств массовой информации как часть"социальной учебной программы". Он предложил структуру, описывающую пять путей обучения средствам массовой информации: i). представление информации; ii). организация информации; iii). трансляция ценностей iv). формирование ожиданий; v). предоставление моделей поведения [6]. Исследование использует данную структуру для создания и использования заданий в рамках курса иностранный язык, когда размещение заданий происходит через социальные сети. Это исследование будет направлено на возможность исследования связи между жанром 11 (популярная культура) и мультикуль-турной осведомленностью учителей (жанр 7). Мультикультурная компетентность (кластер 3) является одним из основных навыков, необходимых для преподавания, и включает в себя открытость, отсутствие предрассудков, знание о мире, культурное сознание и осознание разнообразия идей

[3].

Метод исследования и результаты. Для проведения практической части исследования авторами были разработаны задания в рамках курса английского языка. Данные задания предлагались преподавателям, участвующим в экспериментальной части исследования, для использования на практических занятиях по иностранному языку. Структура была адаптирована к традиционному учебному плану на основе учебного пособия New English file pre-intermediate [12]. Преподавателям было предложено подумать об эффективности предлагаемых заданий в случае их включения в учебный план. Примеры данных задний в соответствии со структурой Кортеса обучения через медиа приведены ниже (Табл 2).

Вопросы для проведения опроса преподавателей, участвующих в экспериментальной части, были сформулированы вокруг пяти основных категорий аффективной области, состоящей из различных уровней от самого простого до самого сложного [10].

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (41), 2019 153 Таблица 2

Функция использования соц сети для обучения Примеры заданий

1. Предоставляют информацию Преподаватель просит студентов найти и изучить информацию в социальных сетях о культурных различиях в разных странах: как можно проводить избирательные кампании? (различие культур.) Преподаватель может разделить студентов на группы и дать несколько стран для анализа (США, Россия, Германия, Франция и др.) (Блок 2В История, стоящая за фотографией. стр 14-15).

2. Организуют информацию и идеи Преподаватель находит истории в социальной сети или интернете о модных привычках/ тенденциях в разных странах и делится ссылкой на (блок 4В Мода и шоппинг, стр. 30-31).

3. Трансляция ценностей Преподаватель загружает ссылки на фотографии, показывающие различные мультикуль-турные ценности (традиционные игрушки семья, еда). Студентам предлагается изучить изображения и поразмышлять о культурных ценностях или различиях, которые показаны на фотографиях.

4. Формировать ожиданий для корректировки стереотипов Преподаватель просит студентов найти в сети информацию о языках этнических групп, проживающих в России (азербайджанский, татарский, цыганский, армянский, еврейский языки с использованием хэш тегов). Учитель спрашивает студентов о сложности или легкости. Так же можно спросить об особенностях по сравнению с родным или иностранным языком. Студенты сообщают о своих выводах и размышляют о разнице между их ожиданиями и информацией, которую они нашли. Задание может быть дано в виде окончательного проектного задания (например, Урок 5 стр. 57).

5. Представляют ролевые модели Преподаватель просит студентов найти в соц сетях информацию о знаменитостях из разных стран Студенты могут порассуждать о том, как эти ролевые модели используются социальными сетями для влияния на молодежь и продвижения культурных ценностей. Задача может быть связана с Ех 5 р 73 (разговор и письмо).

Вопросы были построены с учетом концепции Беннетт [3]. Исследование было проведено с небольшой группой преподавателей, согласившихся добровольно принять участи в эксперименте. Критерии отбора были следующими: женщины-преподаватели английского языка, специалисты среднего возраста со стажем преподавания более 10 лет в высших учебных заведениях, имеющие аккаунты в социальных сетях, и те, кто дал устное согласие на участие в исследовании. Преподавателям было предложено написать свои размышления в рефлексивных журналах, отвечая на предложенные вопросы об их отношении к использованию социальных сетей в разных обучающих функциях согласно теории Кортеса. [6] Рубрики для рефлексивного журнала были составлены в соответствии со следующими аспектами: i). основные компоненты поликультурного образования; б). функция социальных сетей как образовательного инструмента; iii). эффективность определенного вида упражнений. Опросник был отправлен участникам через социальные сети. Ответы были проанализированы с использование феноменологического подхода [13; 14]

Полученные результаты позволили сделать вывод о тех сложностях, которые учителя испытывают при осознании, принятии и применении данных технологий и конкретных упражнений в практике преподавания иностранного языка для трансляции ценностей мультикультурного образования через социальные сети. Учителя продемонстрировали смешанные реакции в отношении эффективности данной технологии и ее образовательном потенциале. На уровне принятия технологии как обучающей для мультикультурного образования, учителя осознают важность культурной и индивидуальной идентичности. Респонденты подчеркивают имплицитный характер мультикультурной компетентности и необходимость постоянного самообразования для педагогов. Эти идеи резонируют с исследованиями, которые легли в основу данной статьи [3; 6]. Социальные сети воспринимаются как наиболее популярное средство обмена контентом с различными сообществами для образования и развлечений. Однако нехватка времени является одной из причин исключения преподавателями данной технологии из учебного процесса. На уровне применения данной технологии, учителям трудно принять соц. сети в качестве обучающей технологии, так как они привыкли полагаться на другие источники информации (книги, фильмы, видео). Некоторых респонденты не остро осознают важность мультикультурализма в профессиональном контексте из-за культурной гомогенности групп обучающихся, где происходит доминирование одной культуры. Большинство преподавателей выразило нежелание обсуждать стереотипы в классе, и только 25% опрошенных нашли такие дискуссии полезными, так как это делает студентов более вовлеченными и близкими к реальной жизни. В этой связи российские социальные сети сравнивались с FB /Twitter /Instagram, в которых поликультурный образовательный потенциал оценивался выше, но они не так широко используются российскими студентами по сравнению с соц. сетью ВКонтакте или Однокласс-

ники. Респонденты согласились с важностью учителя в контроле процесса использования социальных сетей для мультикультурного образования. С другой стороны, необходимо менять отношение и студентов к использованию социальных сетей в качестве обучающей технологии. При поиске информации для выполнения заданий, необходимо учитывать достоверность и качество информации, размещенной в соц. сетях. Данный аспект был отражен в ответах всех участников эксперимента. Отмечался тот факт, что в обязанность учителя должна входить консультативная и информационная помощь учащимся различать достоверную и предвзятую информацию. Несмотря на определенные недостатки и сложности использования социальных сетей для обучения мультикультурному образованию, учителя видят много преимуществ использования, к которым можно отнести педагогические аспекты обучения и большой потенциала сотрудничества. Следует также отметить аффективную составляющую при использовании соц. сетей, так как данная технология интересна и востребована у обучающихся, которые могут быть более мотивированы к выполнению проектных работ с использованием социальных сетей [15].

В заключении следует отметить, что в ходе исследования была предпринята попытка проанализировать отношения преподавателей к использованию социальных сетей для трансляции ценностей мультикультурного образования на практических занятиях по иностранному языку. В целом, проведенное исследование показало, что разработанные в его рамках обучающие стратегии и упражнения позитивно воспринимаются учителями. Цель дальнейших исследований может быть направлена на анализ всех аспектов аффективной сферы не только учителя, но и обучающихся с целью более эффективного применения данной технологии в преподавании и обучении.

Список литературы

1. Evans, T. (1995). Globalization, post-Fordism and open and distance education. Distance Education, 1б(2), 25б-2б9. doi:10.1080/0158791950160207

2. Ляшенко, М. С. (2015). Применение социальных медиа технологий в образовательной среде вуза. Управление мегаполисом,.¡(б), 2S-32.

3. Bennett, C. (2001). Genres of Research in Multicultural Education. Review of Educational Research, 71(2), 171-217.

4. Ляшенко М. С., Даричева М. В. Мультикультурный аспект преподавания английского языка посредством социальных. //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 173-1S2.

5. Глухов, А. П., Окушова, Г. А., & Стаховская, Ю. М. (201б). Платформы социальных медиа: история, аудитории, возможности использования: массовый открытый он-лайн-курс.

6. Cortes, С (1992) "Media Literacy: An Educational Basic for the Information Age", Education and Urban Society: Vol. 24, 4: pp. 4S9-497

7. Sleeter, C. E. (2001). Preparing teachers for culturally diverse schools: Research and the overwhelming presence of whiteness. Journal of teacher education, 52(2), 94-10б

S. Liu, Y. (2010). Social media tools as a learning resource. Journal of Educational Technology Development and Exchange, 3(1), 101-114

9. Peterson, P., Baker, E., & McGaw, B. (2010). International encyclopedia of education. Elsevier Ltd.

10. Krathwohl, D. R. (1964). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals (Vol. 2). Longmans, Green.

11. McLeod, D. B. (1989). Beliefs, attitudes, and emotions: New views of affect in mathematics education. In Affect and mathematical problem solving (pp. 245-258). Springer, New York, NY.

12. Latham-Koenig, C., Oxenden, C., & Seligson, P. (2012). English File: Pre-intermediate Workbook with key and iChecker. Oxford: Oxford University Press.

13. Laverty, S. M. (2003). Hermeneutic phenomenology and phenomenology: A comparison of historical and methodological considerations. International journal of qualitative methods, 2(3), 21-35.

14. Козлова, Т. А. (2018). Классическая и неклассическая философская антропология: компаративистский анализ. Вестник Мининского университета, 6(1 (22)).

15. Минеева О.А. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров в вузе.//Дисс. На соискание уч. степени канд. пед.наук./ ГОУ ВПО «Волжский инженерно-пед. Ун-т». Нижний Новгород, 2009.

Liashenko Maria Sergeyevna, Cand. Ped. Sci. assistant professor (e-mail: mslyashenko@mail.ru),

Mineeva Olga Aleksandrovna Cand.Ped.Sci, associate professor Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, (e-mail: mineevaolga@gmail.ru) Povarenkina Irina Alexandrovna, PhD student, a senior lecturer, National Research University Higher School of Economics (e-mail: povarenkinaia@mail.ru) USING SOCIAL NETWORKS AS A LEARNING PLATFORM IN INTERCULTURAL EDUCATION

Abstract. Social networking sites (SNSs) have become an integral part of the educational environment. This small-scale project has been conducted to explore teachers' attitudes towards using SNSs for multicultural education. The research design combined two clusters within Bennett's conceptual framework. The teachers' attitudes were analysed using interpretative phenomenological approach (IPA) which was applied to teachers' reflective journals. The results suggest that the teachers showed positive attitudes towards the deployment of SNS as an educational tool, although there are limitations to its usage. Additionally, the research points to theoretical and pedagogical implications for using SNSs as an educational technology in multicultural education.

Key words: social networking sites, multicultural education, teachers' attitudes, teaching a foreign language, phenomenological approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.