Научная статья на тему 'Структура и предметное наполнение онлайн-журнала «Нож»'

Структура и предметное наполнение онлайн-журнала «Нож» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3580
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежная онлайн-периодика / контент / медиапроекты / геймификация.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Максимова Наталья Викторовна

В статье приводится характеристика структурно-содержательных особенностей популярного в молодежной среде онлайн-журнала «Нож», контент которого формируется в соответствии с психологическими и социокультурными потребностями адресной аудитории. Формы презентации контента в онлайн-журнале «Нож» отличаются многообразием. В издании задействован большой арсенал существующих сегодня мультимедийных средств и приемов визуализации контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и предметное наполнение онлайн-журнала «Нож»»

15. Лотман, Ю. М. Избранные статьи : В 3 т. Т. 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры [Текст] / Ю. М. Лотман. - Таллин : Александра, 1992. - 479 с.

16. Малышева, Е. Г. Русский спортивный дискурс : лингвокогнитивное исследование [Текст] : монография / Е. Г. Малышева. - Изд. 3-е, стер. - М. : ФЛИНТА, 2017. - 370 с.

17. Мангутова, В. Р. Спортивный дискурс и его участники [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. - URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01004743293, свободный (дата обращения: 09.10.2010).

18. Михайлов, С. А. Спортивная журналистика [Текст] / С. А. Михайлов, А. Г. Мостов. - СПб, 2005. - С. 11.

19. Панкратова, О. А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса : автореф. дис. канд. филол. наук [Текст] / О. А. Панкратова. - Волгоград, 2005. -22 с.

20. Панова, Е. Ю. Риторический код в дискурсе массмедиа: объем и содержание понятия [Текст] / Е. Ю. Панова // Медиалингвистика. Язык в координатах массмедиа: Материалы II Международной научно-практической конференции (2-6 июля, Санкт-Петербург). - 2017. - Вып. 6. - С. 78-80.

21. Снятков, К. В. Коммуникативно-прагматические характеристики телевизионного спортивного дискурса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 [Текст] / К. В. Снятков. - Череповец, 2008.- 245 с.

22. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный. -М. : Аспект-пресс, 2000. - 320 с.

23. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 576 с.

24. Чудинов, А. П. Спортивная метафора в современном российском политическом дискурсе [Текст] / А. П. Чудинов // Вестник ВГУ. Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2001. - № 21. - С. 26-31.

Кучугова Ксения Александровна - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета, k.kuchugowa@yandex.ru.

Научный руководитель: Панова Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10134

Н. В. Максимова

Астраханский государственный университет

Астрахань (Россия)

СТРУКТУРА И ПРЕДМЕТНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛА «НОЖ»

В статье приводится характеристика структурно-содержательных особенностей популярного в молодежной среде онлайн-журнала «Нож», контент которого формируется в соответствии с психологическими и социокультурными потребностями адресной аудитории. Формы презентации контента в онлайн-журнале «Нож» отличаются многообразием. В издании задействован большой арсенал существующих сегодня мультимедийных средств и приемов визуализации контента.

Ключевые слова: молодежная онлайн-периодика, контент, медиапроекты, геймификация.

За последнее десятилетие типологические рамки традиционной системы периодических изданий расширились и вызвали к жизни разветвленную систему сетевой периодики - журналов и газет, функционирующих в пространстве Интернет. Ожидаемо было появление и насыщение в сетевой среде сектора, сориентированного на молодежную аудиторию. Российская молодежная журналистика имеет богатую историю, в которой были и периоды ее расцвета, и периоды застоя, но совершенно новый этап начался в период динамичного развития интернета и социальных сетей, которые в буквальном смысле стали «средой обитания» молодежи.

История интернет-журналов в России берет свое начало в 1994 году, когда была предпринята первая попытка создания периодического издания на базе веб-технологий в русскоязычном домене. Имеется в виду журнал «Тятя, тятя, наши сети...» (http:www. mark-itt.ru/FWO, провайдер «МАРК-ИТТ», главный редактор Андрей Ермолаев). Журнал был посвящен вопросам работы в Сети, но нельзя не отдать должное остроумию авторов, сумевших придать пушкинским строчкам актуальный для современности смысл. В журнале было два раздела: «Проба пера» и «Обзор сетевых услуг в России». Просуществовал он около полугода и по неизвестным причинам не стал полноценным изданием, проторив, однако, путь, десятилетия спустя ставший широкой интернет-дорогой. Более успешным стал другой интернет-первенец. Этот журнал был посвящен собственно Интернету и развлечениям, с ним связанным, в частности, компьютерным играм, а также музыке и кино. Назывался он «CrazyWEB», выходил на русском и английском языках с 1995 по 1997 годы. Первоначально журнал имел несколько рубрик: «Специальный репортаж», «Тенденции», «Заметки редактора», «Новости», «Волны», «Игры для ПК», «Киноэкран». Спустя год существования журнала издатели поменяли структурную концепцию издания, объединив все темы в одну еженедельную колонку. Безусловная первопроходческая заслуга издания заключается в том, что в нем появляются интерактивные рубрики «Форум» и «Игры для ПК», оправдывающие специфику интернет-издания. Кроме того, использовались мультимедийные технологии, подключающие к тексту звук и движущуюся картинку. Адресная аудитория этого журнала очевидна, из чего можно заключить, что именно интернет-журналы для молодежи стояли у истоков веб-журналистики, то есть появление интернет-изданий для этой целевой аудитории было естественным и закономерным, как и последующее за этим изучение данного сегмента СМИ.

Среди исследователей, активно занимающихся вопросами сетевой журналистики, такие ученые, как Я. Н. Засурский, И. И. Засурский, Е. Л. Вартанова [1; 4], А. А. Грабельников, А. А. Тертычный, А. И. Акопов, Л. А. Коханова, А. А. Калмыков [3], М. М. Лукина [2], А. Носик, М. К. Раскладкина, М. В. Шкондин [10] и др. Попытку систематизировать представления о молодежных СМИ как медиафеномен в условиях информационного общества предприняла С. И. Симакова в статье «Молодежные СМИ как феномен медиасферы» [9]. Кроме того, она представила обстоятельную характеристику научных работ, посвященных различным аспектам молодежных СМИ [9]. Нельзя не согласиться с заключением исследовательницы о том, что молодежная периодика в сети Интернет изучена довольно слабо, отсутствует систематизированная информация о развлекательном журнале как феномене молодежных СМИ. К тому же, трансформация молодёжных изданий под влиянием социальных медиа и требований молодой аудитории неизбежно ведёт к возникновению новых тем, жанров, форм организации и презентации контента в онлайн-журналистике, анализ которых является актуальной научной задачей.

Современная молодежная онлайн-периодика представлена значительным количеством изданий, не ставших пока предметом специального научного исследования. К таким изданиям следует отнести онлайн-журнал «Нож», появившийся на отечественном медийном рынке в ноябре 2015 года. В августе 2016 он прекратил свою работу, а с 1 июля 2017 стал функционировать в обновлённом виде. Возобновление работы онлайн-журнала «Нож» было отмечено рядом популярных и качественно сделанных интернет-изданий, среди которых «Афиша», «Мел», «Популярная механика», что уже само по себе позволяет встраивать новое издание в их контекст. С 2018 года онлайн-журнал «Нож» представляет собой уже успешный медиапроект, имеющий аудиторию полтора миллиона человек, а также дополнительные проекты в социальных медиа (ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Zen). В разделе «О нас» содержится краткая характеристика издания: «Нож - развлекательный онлайн-журнал для умных людей. Надоело ужасаться новостям? Начинайте день с «Ножа» [7]. На сайте «Нож» также аттестован как «интеллектуальный журнал о культуре и обществе», таким образом очерчено его проблемное поле.

Структура и предметное наполнение журнала определяются его приоритетными направлениями, среди которых самообразование и самосовершенствование, наука, культура и искусство, неординарный личный опыт. Структура «Ножа» складывается из разделов «Статьи», «Новости», «Тесты», «Психология», «Лучшее». В свою очередь, разветвленная рубрикация позволяет ориентироваться в обширном материале многообразной тематической направленности: «общество», «книги», «интернет», «общение», «возраст», «секс», «искусство», «экология», «животные», «нейросети», «кино» и т. д. [7]. Огромный проблемно-тематический диапазон публикаций соответствует разнообразию интересов современного молодого человека, а также интенциям создателей проекта «помогать людям понять, как и для чего жить, открывая для них многообразие мира» [8]. Об особенностях «стиля» издания также можно узнать из медиакита, где сказано: «Мы рассматриваем современный мир и явления в нем через научно-исследовательскую оптику. Обычно медиа пишут либо серьёзно о серьезном (N+1), либо легко о легком (Афиша Daily), у нас получается совмещать оба подхода и сам подход позволяет писать о любых вещах» [8]. Можно сказать, что в основе такого подхода лежит принцип инфотейнмента. Очевидно, что контент издания формируется в соответствии с психологическими и социокультурными потребностями адресной аудитории, значительную часть которой составляют «миллениалы» и «зеты». Однако нельзя не заметить также стремления издателей, сохраняя молодёжную аудиторию, привлечь читателей постарше. В частности, материалы «Ножа» о финансах, здоровье, питании и науке могут быть интересны более возрастной аудиторной группе.

Помимо тематических рубрик в структуре журнала есть жанровые рубрики: «интервью», «видео», «фотографии». В издании задействован весь арсенал существующих на сегодня мультимедийных средств и приемов визуализации контента. «Нож» продолжает «реабилитацию» формата listicle, особенности которого отражены в статьях медиааналитика А. Мирошниченко [5; 6], регулярно предоставляя разнообразные статьи-списки, которые пользуются популярностью у читателей («70 поэтов, которые писали хорошие детские стихи», «Где раздельно сдать мусор или стать волонтёром: 37 городов на карте Полезный город», «Вечеринка в «Рихтере», магический реализм и селёдка под шубой: 6 идей как провести выходные», «Что вы несёте? : 7 жутких историй возникновения фразеологизмов, которые мы используем почти каждый день» и множество других), а также развивает новые для себя форматы видеоисторий, сториз и больших визуальных лонгридов.

Также обращают на себя внимание рубрики, материал для которых создается с помощью читателей журнала. Например, спецпроект «Ножа» о российских городах

«Неизвестная Россия» публикует материалы, написанные авторами из этих городов. Цель каждой статьи цикла - показать целевой аудитории российские города с неизвестных сторон; рассказать о том, что у этих городов есть интересное прошлое и не менее интересное настоящее; показать жизнь в провинции. Издание не ограничивается московской повесткой, оно рассказывает о событиях и людях в регионах, тем самым расширяя информационную повестку и свою читательскую аудиторию. Другая рубрика журнала - «личный опыт» интересна тем, что в основе публикаций лежит читательский жизненный опыт, который может быть актуален и полезен для других. Таким образом, выстраиваются интерактивные отношения с читателем, который вовлекается в процесс создания медиаконтента, в творческое взаимодействие с проектом. Рекомендации будущим авторам текстов от редакции «Ножа», помимо прочего, уточняют концепцию издания и выполняют медиаобразовательную функцию.

Формы презентации контента в онлайн-журнале «Нож» отличаются многообразием, обусловленным стремительным развитием технических средств и особенностями читательского адреса. Одним из эффективных способов конкуренции за внимание молодежи сегодня является геймификация, использование игровых элементов в неигровых процессах: тесты, новостные игры, викторины, конкурсы. Отмеченные приемы являются неотъемлемой частью контента этого сетевого продукта.

Онлайн-журнал «Нож», как и другие молодежные медиапроекты, идет в ногу со временем, демонстрируя инновационные медийные практики организации, презентации и дистрибуции контента.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что веб-журналы в условиях стремительного развития интернет-среды - одно из важнейших средств развития личности молодого человека, образования, распространения знаний, социализации, развлечения. Роль молодежных интернет-журналов достаточно значима в современной ситуации. Трансляция интернет-журналами разнообразных сведений о мире, знаний и общечеловеческих ценностей позволяет в какой-то степени избежать дегуманизации «сетевого поколения». Кроме того, чем привлекательнее интернет-журнал своим интересным наполнением, разнообразием рубрик, продуманностью интерфейса, наличием возможности для общения, частым обновлением ресурса, тем востребованнее он для молодежной аудитории.

Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. [Текст] / Е. Л. Вартанова. - М. : Медиамир, 2013. - 280 с.

2. Интернет-СМИ: теория и практика [Текст] / Под ред. М. М. Лукиной. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 348 с.

3. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика [Текст] / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. -М. : ЮНИТИ, 2005. - 383 с.

4. Медиасистема России [Текст] : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. - М. : Аспект Пресс, 2017. - 384 с.

5. Мирошниченко, А. 10 причин перестать стесняться списков про «10 причин» [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // АкаМедиа.ги. - URL: http://www.aka-media. ru/knowhow/926/ (дата обращения: 04.01.2020).

6. Мирошниченко, А. 11 реплик о тупиковом литературоцентризме отечественной журналистики [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // relga - Научно-культурологический журнал. - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww. woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=438 (дата обращения: 04.01.2020).

7. Онлайн-журнал «Нож» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL: https://knife.media/about/ (дата обращения: 04.01.2020).

8. Онлайн-журнал «Нож» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL: https:// knife.media/wp-content/uploads/2019/07/knife-mediakit-07-2019.pdf (дата обращения: 04.01.2020).

9. Симакова, С. И. Молодежные СМИ как феномен медиасферы [Текст] / С. И. Симакова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2014 -№ 1. - C. 93-98.

10. Шкондин, М. В. Печать в условиях трансформации медиасистемы [Текст] / М. В. Шкондин // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -2013. - № 6. - С. 39-54.

Максимова Наталья Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики Астраханского государственного университета, nmaksimova11@yandex.ru.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10135 Н. В. Мамонова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ГЛОБАЛИЗАЦИИ МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОГО ДИСКУРСА

В статье рассматриваются проблемы глобализации массово-информационного дискурса. В работе представлены результаты исследования российского языкового сознания, проведенного на основе ассоциативного эксперимента, в котором участвовали порядка 1000 респондентов. Статистическая обработка данных и их анализ позволяют выявить ряд особенностей восприятия английского языка как средства глобализации массово-информационного дискурса.

Ключевые слова: англоязычный дискурс, глобализация, английский язык, ассоциативный эксперимент.

На сегодняшний день с развитием высоких технологий в обществе ускоряется технологизация и информатизация социального пространства, формируется социально-технологическая культура. Данный феномен ведет к интенсификации процессов обмена информацией, что стимулирует бурное развитие использования технологий в СМИ [5]. Появление онлайн газет, журналов, новостных сайтов, страничек, личных блогов и прочего - явное свидетельство тому. Так, по мнению канадского филолога М. Маклюэна, огромный объем, легкодоступность, открытость информационного пространства и скорость обмена информацией объединит людей и сформирует новую структуру социума: мир сузится до размеров «глобальной деревни» [9].

В результате, медиадискурс становится объектом исследования не только журналистики, но и лингвистики, лингвокультурологии, социолингвистики, социальной инженерии и многих других наук. С одной стороны, медиадискурс - это «специфичный тип речемыслительной деятельности, характерный исключительно для информационного поля масс-медиа», с другой стороны, «вид дискурса, реализуемый в поле массовой коммуникации, продуцируемый СМИ» [1. С. 37-38]. К главным отличительным признакам медиадискурса исследователи относят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.