Научная статья на тему 'Структура и функции профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск Российской Федерации'

Структура и функции профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК РФ / MILITARY EDUCATION MODERNIZATION / STRUCTURE OF PROFESSIONAL STABILITY / PREPARATION OF THE OFFICER OF INTERNAL TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучер В. А.

В статье рассматривается структура профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск РФ. Профессиональная устойчивость военнослужащего важная составляющая его служебной деятельности. Определено, что профессиональная устойчивость в служебной деятельности связана с постоянными изменениями, к которым офицер должен уметь адаптироваться.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the structure of professional stability of officers of internal troops of the Russian Federation is considered. Professional stability of the military man an important component of its labor activity. It is defined that professional stability in office activity is connected with constant changes for which the officer should be able to adapt

Текст научной работы на тему «Структура и функции профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск Российской Федерации»

«дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

I

В. А. Кучер, канд. пед. наук, доцент, кафедра уголовного и гражданского права, Северо-Кавказский военный институт внутренних войск МВД России, г. Владикавказ, Россия

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В последние годы система профессионального психологического отбора во внутренние войска (ВВ) МВД России активно совершенствуется. Рост востребованности мероприятий по военному профессиональному психологическому отбору обусловлен переходом к смешанному (по призыву и контракту) способу комплектования личным составом; сокращением численности военнослужащих и одновременно повышением требований к их профессионализму. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору военных ставят ограниченную цель — определить пригодность к данной профессии, при этом не рассматривается вопрос о продолжительности работы. Игнорирование данного момента приводит к так называемой текучести кадров в военных образовательных учреждениях и определяется формулировкой в рапорте на отчисление как ошибка в выборе профессии. В сложившихся условиях, по нашему мнению, необходимо более эффективное развитие системы выявления профессиональной устойчивости граждан, призываемых на военную службу. В этой связи образовательная среда и ее педагогическая модель (структурные компоненты, функциональные связи, педагогические условия и средства и т. д.) обеспечивают эффективное формирование в образовательном процессе профессиональ-

ной устойчивости офицеров внутренних войск МВД РФ (далее - ВВ МВД РФ). Для офицера данное качество особенно актуально, т. к. его служебная деятельность сопровождается постоянным взаимодействием с другими участниками повседневной жизнедеятельности подразделения (подчиненные, командиры, начальники). Задачей нашего исследования является характеристика профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ.

Выбор профессии — это сложный процесс, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои определения, социальная ситуация, своя среда и атмосфера. Продолжительность каждого этапа зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта, выбирающего профессию. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности — от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору военных ставят ограниченную цель — определить пригодность к данной профессии, при этом не рассматривается вопрос о продолжительности работы.

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

Если какая-либо система гипертрофированно устойчива, то она не способна к изменениям. Постоянные изменения необходимы человеку и являются необходимым условием его личностного развития и всей жизнедеятельности в целом.

путь человека и является определяющим критерием его профессиональной устойчивости. Однако пиком его является акт принятия решения о выборе профессии.

Профессиональная устойчивость является важным аспектом профессиональной деятельности человека. Данное свойство основано на индивидуальных личностных особенностях и интересах личности и проявляется в успешности, удовлетворенности и длительности профессиональной деятельности, которые также оказывают влияние на профессиональную устойчивость. Под понятием устойчивости, как правило, понимается сопротивляемость, инертность при каком-либо деструктивном внешнем воздействии или тяжелых условиях обитания и функционирования. Рассматривая понятие профессиональная устойчивость, мы говорим о таком свойстве личности, которое определяет трудовую профессиональную деятельность человека и зависит от нее. Анализ самых общих, фундаментальных оснований устойчивости позволяет нам прийти к выводу о том, что профессиональная устойчивость, равно как и любая другая разновидность устойчивости человека, опирается на активность, являющуюся основополагающим свойством. В связи с этим интересно проанализировать альтернативу устойчивости — неустойчивость. Если какая-либо система гипертрофированно устойчива, то она не способна к изменениям. Известно, что постоянные изменения необходимы человеку и являются необходимым условием его личностного развития и всей жизнедеятельности в целом. Следовательно, полноценная жизнедеятельность человека, в том числе — в профессиональной сфере, обеспечивается не одной лишь устойчивостью, но и некоторой неустойчивостью, обеспечивающей способность к изменениям.

Если понимать профессиональную устойчивость в абсолютном, раз и навсегда заданном, статичном аспекте, то тогда профессиональная устойчивость превращается из сугубо положительного качества в свою противоположность — в качество, сдерживающее, ограничивающее профессиональное и личностное развитие. Однако такой подход ошибочен по следующим причинам.

Вся жизнь человека представляет собой динамический процесс, процесс постоянных изменений, включающих как развитие (не обязательно линейное, возможно гетерох-ронное и т. д., но, тем не менее — определенный прогресс, позитивные, конструктивные изменения), как и, наоборот, отставание, регресс, стагнацию (деструктивные изменения). Более того, аналогичным закономерностям подчиняется и жизнь всего человеческого общества. В таких высоко динамичных условиях абсолютизировать какую-либо устойчивость человека теоретически можно, но для практики не целесообразно, поскольку любая устойчивость определяется, с одной стороны, по отношению к собственному, внутреннему состоянию человека, а, с другой, — по отношению к условиям окружающего его мира, в том числе и социума. Как только изменяются эти исходные условия определения устойчивости — меняется и само конкретное содержание устойчивости, т.е. это становится, строго говоря, уже другая устойчивость. Поясним эту мысль на простом примере. Любой человек, побывавший в «горячих точках» или аналогичных экстремальных ситуациях, хорошо знает, что те характеристики личности, которыми некто обладал вполне устойчиво в мирной жизни, в экстремальных условиях часто перестают «работать»: человек нередко становится совершенно другим, и его новая устойчивость может быть (часто так и бывает) уже совершенно не эквивалентна прежней. И в этом, кстати, заключается одна из самых больших сложностей, решаемых в рамках нашего исследования: формировать профессиональную устойчивость офицеров ВВ МВД РФ в образовательном процессе приходится, преимущественно, в мирных условиях, а проявляться она должна, в частности, и в боевых, экстремальных условиях. Имеющиеся наработки по части прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, хотя и значительны, но, тем не менее, говорить об их полноте и достаточности принципиально ошибочно — хотя бы в силу бесконечной

«дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Занимаясь любимым делом, военнослужащие нередко жертвуют чем-то важным в своей жизни, но по приоритетам менее значимым по сравнению с любимым делом.

вариативности самих экстремальных ситуаций, в которых может оказаться человек.

Профессиональная устойчивость состоит из таких компонентов, как: эмоциональная устойчивость (эмоционально-волевая), нравственная устойчивость, помехоустойчивость, адаптация к стрессовым ситуациям, устойчивость физиологических и психологических функций в тяжелых условиях, психологическая подготовка человека к сложным видам профессиональной деятельности.

Существует множество факторов, которые определяют степень профессиональной устойчивости. К ним можно отнести личностные и профессионально значимые качества и свойства человека; мотивацион-ная и профессиональная направленность и позитивное отношение к своей работе; стрессоустойчивость; особенности темперамента и тип нервной системы, умение адаптироваться к меняющимся условиям; объем профессиональной нагрузки и уровень выносливости. Перечисленные факторы (за исключением объема профессиональной нагрузки, условиями и организации трудовой деятельности) носят субъективный характер. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и влияют на качество работы и каждого отдельного человека, и всей системы в целом.

Определение военной профессиональной устойчивости позволяет качественно комплектовать воинские должности на основе выявления и вероятностной оценки профессионально значимых качеств у граждан, призываемых на военную службу, что определяет успешное овладение военно-учетными специальностями и выполнение должностных обязанностей на сроки, предусмотренные контрактами военной службы.

Чтобы выявить структуру профессиональной устойчивости, зададимся сначала вопросом: Как можно классифицировать устойчивость жизнедеятельности человека? Очевидно, что для этого можно выбрать различные способы, в зависимости от того, какие основные принципы будут положены в основание подобной классификации.

В рамках нашего исследования целесообразно использовать два таких основополагающих принципа. Во-первых, устойчивость можно классифицировать по модусам существования человека, который, как известно, может рассматриваться в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности (Б. Г. Ананьев). Из этих четырех модусов последний является интегральным, образованным вследствие пересечения первых трех, поскольку индивидуальность человека, по Б. Г. Ананьеву, включает в себя все его особенности как индивида, субъекта и личности, отличающие его от других людей. Следовательно, индивидуальность характеризует, по сути, только отличия человека, но не затрагивает общие черты с другими людьми. Таким образом, как и в случае с устойчивостью, ошибочной является абсолютизация индивидуальности. Например, в педагогике индивидуальный подход, индивидуальные образовательные траектории и технологии должны, с нашей точки зрения, рассматриваться разумно и взвешенно — в соотношении с аналогичными общими составляющими всех перечисленных педагогических понятий. И дело не в том, что на практике очень трудно обеспечить индивидуальный подход, тем более в военной сфере; главное — принципиальная необходимость сбалансированности, взаимозависимости общего и индивидуального. Что станет с педагогикой, да и с обществом в целом, если у людей не будет общего, а останется лишь индивидуальное? На какой основе тогда будет строиться взаимопонимание, взаимоприятие и взаимодействие людей?

На основе вышесказанного можно выделить устойчивость личности, устойчивость индивида, устойчивость субъекта и устойчивость индивидуальности. Далее можно классифицировать устойчивость человека по типу тех подсистем его жизнедеятельности, с которыми она связана. В этом плане традиционно выделяют нервно-психическую устойчивость, эмоциональную устойчивость и т. д. Наконец, можно выделять виды устойчивости по тем внешним факторам, «сопротивлению» воздействия которых способствует тот или иной вид. В этом плане выделяют помехоустойчивость, социальную устойчивость и т. д. Важное место среди всех

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

этих видов устойчивости занимает профессиональная устойчивость.

Большое значение для профессиональной устойчивости имеет отношение к своему делу, любовь к своей профессии, удовлетворенность работой (в частности возможная перегруженность, перспективы служебного роста, адекватной оценки своей деятельности другими людьми и пр.). Это всегда повышало уровень работоспособности и готовность выполнять соответствующие функции (и даже идти на некоторые жертвы). «Есть такая профессия — Родину защищать!» — девиз российского офицера, своеобразное жизненное кредо, подчеркивающее отношение к работе. Занимаясь любимым делом, военнослужащие нередко жертвуют чем-то важным в своей жизни, но по приоритетам менее значимым по сравнению с любимым делом. Не редки случаи в подразделениях специального назначения, когда человек жертвовал своей жизнью, семьей, здоровьем, деньгами и др. ради любимой работы. При наличии положительного отношения, любви к своей профессии и удовлетворенности своей работы уровень профессиональной устойчивости значительно выше.

При большой профессиональной нагрузке уровень профессиональной устойчивости может понизиться, и тогда возникает опасность развития синдрома выгорания. Большая нагрузка также является стрессовой ситуацией. Однако в данном случае большую роль играет выносливость военнослужащего. Физическая и моральная выносливость при большой профессиональной нагрузке позволяет справиться с большим объемом работы, сконцентрироваться, мобилизоваться для преодоления возникших трудностей. Однако работа в таком темпе длительное время сложна для любого человека.

Как мы видим, профессиональная устойчивость военнослужащего очень важная составляющая трудовой деятельности. Каждый тип темперамента обладает соответствующим набором личностных качеств и психологическими особенностями, которые влияют на жизнедеятельность, поведение и работу военнослужащего. При этом, говоря о профессиональной устойчивости в служебной деятельности офицера, стоит отметить постоянные изменения, к которым он должен адаптироваться. Эти изменения обуслов-

лены социально-экономическими факторами, коммуникативно-информационными технологиями, в рамках которых развивается процесс модернизации ВВ МВД России. А офицер как часть этой системы должен быть адекватным этим изменениям.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что профессиональная устойчивость офицера ВВ МВД РФ представляет собой системное качество, обусловленное взаимоотношениями структурных составляющих системной триады «личность — профессия — общество» и состоящее в способности; которое в процессе профессионального становления офицера в течение длительного времени позволяет ему соответствовать требованиям профессиональной деятельности и профессионального сообщества. Применительно к профессии офицера профессиональная устойчивость представляет собой системное качество личности, обусловливающее ее сущностную, интегральную характеристику как общую способность к инициированию и регуляции целенаправленной активности, самореализации, самоутверждению и непрерывному самосовершенствованию в процессах образования, профессионального становления и социального взаимодействия. Становление профессиональной устойчивости офицера в образовательной среде и практической профессиональной деятельности представляет собой сложный системный процесс, характеризующийся взаимодействием процессов личностного развития, профессионального роста, социализации, межличностной профессиональной коммуникации и профессионального взаимодействия. ^

1. Аналитический обзор военно-психологических и военно-педагогических исследований. М.: ВПА, 1983. 104 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

3. Рыков С.Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика. М.: Изд-во Воен. ун-та, 2002. 157 с.

4. Пилипонский А.Г., Примаков В.Л. Социализация личности и ее особенности условиях воинской службы. М.: Военный университет, 1998. 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.