МАРКЕТИНГ
УСЛУГ И ТЕРРИТОРИЙ
УДК 338.48(470) й01: 10.12737/21827
АНДРЕЯНОВА Светлана Игоревна 0 ЕЛФИМОВА Юлия Михайловна 6
Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь, РФ);
0 кандидат географических наук, ассистент; [email protected];
6 кандидат экономических наук, доцент; [email protected]
Структура и формирование продукта сельского туризма
В статье рассматривается существующая ресурсная база Ставропольского края, которая может стать основой для развития сельского туризма. В основе данной работы лежит представление о том, что сельский туризм на глобальном уровне способен стать локомотивом развития иных видов деятельности на сельских территориях: на региональном - развиваться с учётом ресурсов природного и культурного наследия конкретных территорий, а на локальном -менять модель взаимоотношений «человек-природа» в конкретной территориальной точке.
Методология проведённого исследования включает различные виды анализа туристского потенциала территории, в числе которых ведущая роль принадлежит картографическому анализу. Результатом проделанной работы является разработка маршрутов сельского туризма по территории Ставропольского края - «По зову сердца ехали к нам в трест», «Изобильный край казачий» и «Стопами казачьей веры». В настоящее время совместно с администрацией сельских поселений и районов края проводится проверка и доработка данных маршрутов с использованием социологических опросов первых туристских групп.
Областью применения результатов исследования является деятельность туроператоров внутреннего туризма, распространяющих свои услуги на территорию Ставропольского края, однако полученные сведения могут также быть интересны лицам, задействованным в краеведческой деятельности, и тем, кто занимается разработкой новых туристских направлений на территории края. Данное исследование ограничено территорией Ставропольского
края, тем не менее, информация может быть трансполирована на Ключевые слова:
иные регионы Российской Федерации. В качестве направлений разви- сельский туризм,
тия будущих исследований возможно рассмотрение в отдельности туристский потенциал,
таких видов туризма на территории, как винный, этнографический, туристские аттракции,
рыболовный, охотничий и др. туристский маршрут
Введение. В условиях интенсивных процессов глобализации в настоящее время происходит быстрая смена инварианта культурного, а вместе с ним и туристско-рекреационного пространства. Предложение на рынке туристских услуг в значительной степени предвосхищает спрос на те или иные виды отдыха и путешествий. Жизнеспособными остаются предприятия, которые предлагают широкий спектр услуг, адаптированных под разноплановую как в экономическом, так и познавательном аспектах аудиторию. Как правило, это туроператоры внутреннего и внешнего туризма, сумевшие быстро переориентировать свою деятельность в условиях кризиса. Именно они занимаются созданием готовых туристских пакетов, включающих два основных вида деятельности:
- бумажно-отчётная работа (страховочная, бухгалтерская и т.д.);
- создание туристского продукта - организация путешествия группы, включающего все основные элементы отдыха: трансфер, проживание, экскурсионное обслуживание и т.д.
Анализируя изменения, произошедшие в бумажно-отчётной работе туристских предприятий, можно говорить о том, что они были поступательными, в то время как в создании и разработке туристского продукта произошли значительные изменения. Речь идет прежде всего о диверсификации их услуг - на первый план в условиях кризиса выходят наиболее бюджетные виды туризма1. К их числу можно отнести и сельский туризм, роль которого во многом обусловлена интенсивными процессами урбанизации населения мира.
Теоретический обзор. Несмотря на то, что в настоящее время на туристских предприятиях упразднена должность методиста, отвечающего за разработку туристских маршрутов и составление готового тура, эти полномочия берут на себя менеджеры предприятий - туроперейтинговых компаний внутрен-
1
Привалова М. Кризис подстегнет развитие туризма внутри России. URL: http://finam.ru/analysis/ forecasts00d3b (Дата обращения: 22.11.2015).
него и внешнего профиля. Однако алгоритм этих действий зачастую не выработан, что значительно усложняет подобную работу [21]. Говоря о сельском туризме, прежде всего следует выяснить, какой вид отдыха может считаться собственно «сельским».
Существует множество определений понятия «сельский туризм». Однако обобщенно можно выделить два основных исследовательских подхода.
1. Сельский туризм - это отдых в сельской местности, с полным или частичным погружением в сельский образ жизни. Приверженцами данного подхода являются, как правило, исследователи, связанные с административно-управленческими структурами [4, 7, 19]. Данный подход позволяет отделить сельский туризм от других видов туристской активности в сельской местности и способствует разработке программ развития сельских территорий и финансирования успешных сельских проектов. Важным аспектом данного подхода является определение главного критерия сельского туризма - ведение сельского образа жизни, а также занятие различными видами сельской деятельности, распространённой в данной местности.
2. Сельский туризм - это любой вид туризма на сельской территории [6, 16, 17, 18]. Данный подход также связан с развитием сельских территорий. Предполагается, что культурно-познавательный, религиозный, экстремальный, спортивный и другие виды туризма, территориально реализуемые в сельской местности, могут считаться сельским туризмом. Таким образом, получается, что в глобальном отношении все виды туризма можно разделить на туризм в городской или сельской местности и на естественно-природных территориях.
Изучению проблем сельского туризма в Ставропольском крае посвящено незначительное количество работ. Это труды А.В. Тру-хачева [13], А.Н. Абалдова [1]. Многие исследования косвенно освещают сельский туризм на Ставрополье на фоне общего развития ту-
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
ристской отросли [5, 19]. В данных работах отмечается, во-первых, особая роль казачества как субкультуры, формирующей уникальное культурное наследие сельской местности на Ставрополье, а во-вторых, наличие многочисленных баз отдыха и крестьянско-фермерских хозяйств, характерных для данного аграрного региона, которые также могут стать основой для сельского туризма в крае.
Данные и методы. Для разработки продукта сельского туризма прежде всего необходимо определиться с информационной базой - совокупностью достоверных данных об объектах сельского туризма в субъекте предположительной разработки туристского маршрута. Как правило, источником данной информации является Министерство сельского хозяйства, где ведётся учёт различных видов деятельности, в т.ч. туристских аттракций в сельской местности. Например, на территории Ставропольского края это реестр сельских предприятий, сгруппированных по административным районам [1].
Из всего перечня существующих объектов сельскохозяйственного назначения, выделяются те, которые относятся непосредственно к сельскому туризму, т.е. являются интересными для посещения. Для наглядности отобранная информация картографируется с целью создания визуальной базы данных. Желательно, чтобы условные знаки наглядно отражали ту туристскую специфику сельской местности, на основании которой в дальнейшем их можно будет объединить в группы по видовой принадлежности.
Далее необходимо соотнести полученную ресурсную карту с агроклиматической, флористической, фаунистической и гидрологической картами для того, чтобы определить те места сельской местности, которые являются наиболее удачными для развития определённых видов туризма [14]. Таким образом, для целей туризма картосхема является важнейшей и наиболее наглядной базой данных, на основании которой можно провести первичный анализ туристского потенциала территории.
На следующим этапе необходимо выбрать ключевой туристский ресурс, который будет находиться в фокусе всего туристского маршрута и определять его тематику [2]. Желательно, чтобы название тура было прямо или косвенно связано с ключевым ресурсом. Выделяют следующие ключевые ресурсы сельского туризма:
- природно-аграрный - непосредственно связанный с сельскохозяйственным потенциалом территории (успешные фермерские хозяйства, агрокультурные предприятия и др.);
- культурно-антропогенный - связанный с объектами культурного значения, расположенными в сельской местности (храмы, музеи и др.)
Название маршрута сельского туризма обязательно должно отражать его специфику, для того чтобы при продвижении данного продукта было понятно, что речь идёт именно о сельском туризме [10].
В зависимости от ключевого ресурса определяется продолжительность поездки. Наиболее востребованными являются однодневные туры или маршруты выходного дня [3]. Также в последние годы особое значение приобретает ивент-туризм в сельской местности (Например, Праздник молодого вина в Ставропольском крае, Камышинский арбузный фестиваль в Волгоградской области и др.).
После этого, при необходимости, определяются места проживания туристов, которые, как правило, располагаются в микрогостиницах, базах отдыха, гостевых или частных фермерских домах. Это позволяет сохранить колорит и специфику отдыха в сельской местности [15]. Места проживания обычно связаны с дополнительными аттракциями сельского туризма - приготовлением пищи на костре или мангале, ловлей рыбы, сбором фруктов и т.д. Это позволяет усилить впечатление от маршрута [20].
Выбор возможных мест санитарных остановок и дополнительных туристских аттракций - это мероприятия, которые производятся непосредственно во время экспедиционных
полевых выездов на маршрут. Здесь происходит корректировка разработанной нитки маршрута, проводится её первичная апробация. Также данный этап возможно совместить с фольклорными исследованиями, которые позволят собрать уникальный материал для информационного наполнения маршрута [8]. Это позволит более качественно реализовать туристский продукт на рынке, дополнив турпутевку подробным описанием специфики условий среды ключевого объекта сельского туризма.
Классическая схема создания турпродук-тов предполагает совершение нескольких подобных разведывательных рейдов различными группами специалистов [17, с. 631]. Разработкой нового маршрута должны заниматься не только узкие специалисты - историки, географы, филологи, но и в данном случае работники аграрного сектора, которые смогут создать элементы театрального действа, отражающие особенности жизни в конкретной сельской местности.
Далее следует прокладка основного маршрута путешествия. Нитка маршрута проходит по основным пунктам, определённым посредством анализа визуальной базы данных от места отправления туристов до ключевого объекта.
Наиболее важным и недооцененным компонентом в организации продукта сельского туризма является экскурсионное наполнение маршрута. В настоящее время в нашей стране существует большое количество мест специализированной подготовки экскурсоводов общего профиля. Однако в области профильных экскурсоводов по различным видам туризма программы подготовки или переподготовки отсутствуют. Поэтому подготовка кадров для сельского туризма является одним из важнейших этапов при формировании продукта сельского туризма.
Модель исследования. Ставропольский край как один из аграрных субъектов Российской Федерации обладает значительным потенциалом для развития сельского туризма.
Уникальное сочетание природных, климатических и историко-культурных ресурсов на фоне значительной распространённости сельского образа жизни создает здесь широкие возможности для развития различных направлений сельского туризма.
На основании данных, предоставленных Министерством сельского хозяйства Ставропольского края, была составлена визуальная база данных сельского туризма в виде картосхемы, состоящей из 51 объекта сельского туризма, в т.ч. фермерских хозяйств, баз отдыха и аграрных предприятий (рис. 1).
Из материалов картосхемы видно, что наибольшим потенциалом для развития данного вида туризма обладают окрестности крупнейших городов края - Ставрополя и агломерации Кавказских Минеральных Вод, что обусловлено фактором достаточной близости для организации маршрутов выходного дня и однодневных туров [9]. Это подчеркивает необходимость развития сельского туризма различных направлений, в т.ч. и природно-ландшафтного в северных и восточных районах края, где отсутствуют антропогенные ресурсы сельского туризма.
Общая методика проектирования и создания продукта сельского туризма может быть представлена в виде трехчастной модели (рис. 2).
На верхнем уровне такой модели находится визуальная база данных сельского туризма - картосхема, условно отражающая основные туристские ресурсы территории. Далее, в результате анализа полученных данных, организуется первая полевая экспедиция. На среднем уровне решаются основные организационные задачи - организация проживания туристских групп (возможно заключение договора о сотрудничестве), посредством экспедиционных выездов намечаются места наиболее значимых туристских аттракций - привлекательных с точки зрения выбранного маршрута мест. После этого происходит апробация разработанной нитки маршрута - экспериментальная группа отмечает достоинства
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
¡тт;
--J —
I
Красногвардейское
J...J у за
Чгь ■ -. ,*2 Г
L- —
'¡t'jX 42 '
Дивное
«0
Г
Ипатово
Рис. 1 - Потенциал развития сельского туризма в Ставропольском крае
X
Новоалександровск
]\ I 4
1-4*1 " .11111 "
38
.40 Q Донское
N
Изобильный
- !'■ ■
Летняя Ставка /■
J1
о
Объекты arpo- и зкотуризма ! /•■ '
О база отдыха '
Светлоград
I . ^М'и-- ° -
—''V, 18 17 Щ РГ^г г, ...
, — Грачевка
л ■кг ЩЕ ?*-Г г
2^7-гО Л5 ^51
£'—~ * Ц» ' ' 45
—I „т ** Ставрополь 2
ШГ животноводческая ферма
^ I" -
Ч^Ч рыбоводческая ферма —1и
г Й ■■'■' ■■
" , ■ ....., *' ' 5
А страусиная ферма . — 21
' '' • ■Щ;*-':; Т»"- эЬ
« \\ £ц 20 ¿¿Александровское
Л* конный туризм \ ^
Кочубеевское
Арзгир
Благодарный
Буденновск ^ Новоселицкое щр
— —. оо
г
ТЛевокумское •^24
винный туризм ^^ этнотуризм ^¡рг геотермальные источники
^ ботанический сад ф участок агростепи водно-степной парк
j
Курсавка
Зеленокум ск^-
Нефтекумск /
* > ^ :'/
Минеральные Воды
j 37 зз А
фк 2 ® wt21 - 50 ГеорГиевск
Степное
г> г
к A32
34 Í — Ессентуки
Новопавловск
23
J *'/ V/ ¡ Курская
LÜJ" -*
у
L_______I
Цифрами на карте обозначены:
1. БО «Вербовая балка», г. Ставрополь
2. БО «Голубая волна», с. Сенгилеевское
3. БО «Земзюлька», х. Грушевый
4. Ставропольский ботанический сад
им. В.В. Скрипчинского
5. БО «3елёный мир», г. Михайловск
6. БО «3атеряный рай», х. Балки
7. Участок «Агростепь», г. Михайловск
8. Звероводческое хозяйство «Лесные Ключи»,
с. Пелагиада
9. БО «Казинка», с. Казинка
10. ООО «Темнолесское», с. Темнолесское
11. Конноспортивная база «Тулпар», г. Ставрополь
12. БО «Лесное озеро», с. Верхнерусское
13. БО «Пелагиада», с. Пелагиада
14. БО «У бассейна», г. Михайловск
15. Загородный развлекательный комплекс «Усадьба», г. Михайловск
16. Музей русского самовара, ст. Новотроицкая
17. Ферма «Сомов», г. Солнечнодольск
18. БО «Берег солнца», Новотроицкое вдхр.
19. БО «Чистые пруды», ст. Рождественская
20. Горячие термальные источники, с. Казьминское
21. БО «На сопёном», с. Кочубеевское
22. БО «Курское водохранилище», ст. Курская
23. БО «Страусиная ферма», с. Ростовановское
24. Туркластер «Левокумье», п. Новокумский
25. Ферма «Бургун-Маджары», с. Бургун-Маджары
26. ООО СХП «Темпельгофф», с. Прикумское
,-v'
27. ЗАО «Терский племенной конный завод №169», п. Новотерская
28. БО «Чернолесское водохранилище», с. Новоселицкое
29. Гостиничный комплекс «Золотые пески», с. Новоселицкое
30. Конноспортивная база, с. Новоселицкое
31. Охотничье хозяйство «Южный регион», г. Светлоград
32. БО «Казачье подворье», с. Боргустанская
33. Племенной завод «Форелевый», ст. Суворовская
34. БО «Страусиная ферма», п. Подкумок
35. Филиал ОАО «МКШВ» - «Кавигрис», п. Иноземцево
36. БО «Пионерский лагерь», г. Ессентуки
37. БО ООО «Олимпия», ст. Суворовская
38. БО «Фаворит», п. Кирова
39. БО «им. Горького», с. Безопасное
40. ООО «Колос», с. Донское
41. БО «Пруд Львовский», с. Круглолесское
42. Туристско-охотничий комплекс «Маныч-Гудило», с. Дивное
43. База «Гвардеец», с. Апанасенковское
44. БО «Конная база», с. Арзгир
45. БО «Журавушка», х. Большевик
46. ООО «Вина Прикумья 2000», п. Терек
47. ЗАО СХП «Виноградное», п. Виноградный
48. ЗАО «Прасковейское», с. Прасковея
49. БО «7-ая автомиля», п. Шаумянский
50. БО «Горько-Балковское водохранилище», п. Терский
51. БО «Страусиная ферма», с. Красное
и недостатки тура, вносятся предложения и дополнения. Уровень подготовки кадров позволяет выявить потенциально активных лиц из среды местного населения, заинтересованных в развитии сельского туризма (возможно, это сотрудники местных музеев, школьные учителя, местные деятели культуры и т.д.). На этом уровне также происходит подготовка текста экскурсии, в случае если экскурсовод, разрабатывающий данное направление, является сторонним приглашенным сотрудником.
Рис. 2 - Модель создания туристского продукта
На уровне реализации готового продукта сельского туризма происходит последний экспедиционный выезд методической комиссии. На этом этапе, как правило, проверяется соответствие работы сельскохозяйственных предприятий туристским нуждам. Здесь важно учитывать эстетические мелочи - удобство пешего подхода к объектам показа, наличие мусорных баков, ландшафтное оформление территории и т.д.
Важно отметить, что данную модель можно использовать не только для разработки продукта сельского туризма, но и для куль-
турно-познавательного, религиозного, экологического и других видов туризма. Однако в каждом конкретном случае наполнение среднего блока и подготовка кадров будут различными. Например, для культурно-познавательного туризма специальная подготовка кадров не требуется, поскольку любой экскурсовод общего профиля ориентирован первоначально на культурно-познавательные маршруты. При разработке горного палаточного лагеря, количество полевых экспедиций можно сократить, а блок, касающийся проживания и питания группы, заменить организацией палаточного лагеря.
Результаты. Материалы составленной картосхемы наглядно отражают взаимосвязь между туристскими аттракциями и средствами размещения районов Ставропольского края, обладающих наибольшим потенциалом для развития сельского туризма. Так, например, в окрестностях краевого центра расположено двенадцать сельских баз отдыха. Наряду с этим в данном районе есть животноводческие и рыбоводческие фермы и один сельский музей. Это послужило основой для формирования следующих маршрутов.
«Изобильный край казачий» проходит по территории исторического проживания Кубанских казаков, где сохранились традиции, обычаи и архитектурные элементы казачьих построек. Многочисленные биографические данные свидетельствуют о том, что значительная часть населения ведёт свою историю от казачьих предков. Ключевым пунктом маршрута является база отдыха «Чистые пруды», которая является не только примером успешного бизнес-проекта в сельской местности, но и взаимодействует с другими фермерскими предприятиями для организации ярмарки-продажи сельскохозяйственной продукции [11]. Маршрут проходит через станицу Рождественская, где находится казачья церковь, построенная ещё в середине XVIII века, станицу Староизобильненская - родину традиционной казачьей староизобильненской игрушки и станицу Новотроицкую, где распо-
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
ложен Музей Русского самовара.
«Стопами казачьей веры» проходит по территории исторического проживания Донских казаков. Здесь сохранились остатки укреплений крепости Донская, которая входила в Азово-Моздокскую оборонительную линию. Ключевым пунктом данного маршрута является самый крупный сельский храм Ставропольского края - Покрова Пресвятой Богородицы. Маршрут проходит через подворье субэтнической группы казаков-романовцев и храмы села Труновского - Живоначальной Троицы и Преподобного Серафима Саровского, которые являются памятниками культурного значения середины XIX века и играют существенную роль не только в истории казачьей культуры, но и становления «ославянивания» территорий Предкавказья.
На основании ресурсов, расположенных в окрестностях центра Кочубеевского района, крупного промышленного центра края - города Невинномысск, а также уникальных микроклиматических условий долины реки Кубань, был создан ещё один маршрут - «По зову сердца ехали к нам в трест».
Ключевым пунктом данной экскурсии является станица Барсуковская как один из примеров успешного развития аграрного сектора экономики, наряду с повышением общего уровня жизни населения и национального самосознания [12]. Маршрут проходит через фермерское хозяйство Д. Гапоева, Осетровое рыбное хозяйство колхоза «Полярная Звезда», этнографический комплекс «Казачье подворье» станицы Боргустанская. Данные объекты отражают уникальный колорит жизни на территории сел Ставрополья, получивших промышленную переориентацию в Советские годы.
Разработанные маршруты являются бюджетными, поскольку, с одной стороны, проложены вблизи краевого центра (основная целевая аудитория - жители г. Ставрополя), а с другой стороны, организованы за счёт ресурсов (питания, сувенирной продукции и т.д.) сельских территорий, для которых туризм не является основным источником дохода.
Заключение. Проведённое исследование показало, что формирование продукта сельского туризма - это многоаспектный и трудоёмкий процесс, несмотря на то, что данный вид отдыха не предназначен для широкой целевой аудитории. При формировании данного продукта можно столкнуться с рядом наиболее значительных трудностей, а именно:
- переориентирование сельскохозяйственных предприятий на реализацию туристских целей, т.е. обоснование важности развития туризма на сельских территориях для представителей аграрной элиты;
- создание уникального семантического образа села, наделённого характеристиками, необходимыми для поддержания туристского интереса;
- реализация эстетико-ландшафтного подхода в организации работы сельхозпредприятий.
Особую роль играет подготовка персонала для реализации турпродуктов на сельских территориях. Здесь наблюдается острая необходимость создания программы подготовки экскурсоводов, работающих на сельских территориях, аниматоров, формирующих неповторимый колорит сельской жизни, и сотрудников сервисной сферы, которые будут ориентированы не на работу в крупных гостиничных комплексах, а на создание собственных мини-гостиниц, гостевых и фермерских постоялых домов.
Список источников:
1. Абалдов А.Н. Перспективы развития сельского туризма на Ставрополье // Ваш сельский консультант. 2010. №3. С. 25-27.
2. Боголюбов В.С. Инновационные методы управления эффективным развитием туризма: монография / В.С. Боголюбов, С.А. Боголюбова, О.С. Акимова; под общ. ред. В.С. Боголюбова. СПб.: СПбГЭУ, 2011.
3. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 160 с.
4. Дарган О.Н., Чорненькая Ю.И. Развитие агротуристических услуг: региональный аспект // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в экономике региона. Матер. IV Региональной науч.-практ. конф. Ставрополь: СтГАУ, 2011. С. 202-206.
5. Кононенко А.А. Культура и традиции казаков как один из способов повышения престижа сельского туризма и развития сельских территорий Ставропольского края // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. статей по матер. XXX межд. науч.-практ. конф. № 10(30). Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. С. 178-188.
6. Кривошеева Т.М. Сельский туризм и устойчивое развитие сельских территорий // Сельский туризм: опыт и перспективы развития: тезисы выступлений участников II Межд. форума «Сельский туризм в России». М.: ФГБНУ, «Росинформагротех», 2013. С. 42-46.
7. Отдых в деревне. Развитие агротуризма в России // АГРОкредит. 2014. №2. С. 30.
8. Отто Э. Руководство по разработке туристического продукта. Донецк: ICON-INSTITUT Private Sector GmbH, 2012.
9. Попов В.Н., Островская В.Н. Оценка существующей стратегической модели позиционирования Ставропольского края как туристского региона // Теория и практика общественного развития. 2013. №2. С. 247-250.
10. Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы развития в России. М.: ООО «Столичная типография», 2008. 72 с.
11. Сергеева Т.К. Экологический туризм. М.: Финансы и статистика, 2004. 360 с.
12. Сидорова Д.В., Черникова Л.И., Вайцеховская С.С. Состояние и тенденции развития туризма в Ставропольском крае // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2015. №7 (53). С. 13-16.
13. Трухачев А.В. Индустрия сельского туризма Ставропольского края // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т.9. №3(59). С. 22-32. DOI: 10.12737/14390.
14. Чижова В.П., Севостьянова Л.И. Экологический туризм: географический аспект. Йошкар-Ола: Марийский гос. технический ун-т, 2007. С. 276.
15. Gorobets A. Corrections to the human development index and alternative indicators of sus-tainability // International Journal of Sustainable Society. 2011. Vol. 3. No.2. Pp. 107-115.
16. McGregor S., Thompson-Fawcett M. Tourism in a small town: impacts on community solidarity // International Journal of Sustainable Society. 2011. Vol. 3. No.2. Pp. 174-189.
17. Miller G., Rathouse K., Scarles C., Holmes K., Tribe J. Public understanding of sustainable tourism // Annals of Tourism Research. 2010. Vol. 37. №3. Рp. 627-645.
18. Möller P., Thulemark M., Engström C. Urbanity and Rurality in a Tourism Context: Exploring the Myth of Vivid Cities and Sleepy Villages // Rural Tourism: An International Perspective. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2014. Pp. 22-41.
19. SanagustinFons M.V., Fierro J.A.M., Patino M.G. Rural tourism: A sustainable alternative // Applied Energy. 2011. Vol. 551-557. 88 p.
20. Tao T., Wall G. Tourism as a sustainable livelihood strategy // Tourism Management. 2009. Vol. 30. Рp. 90-98.
21. Telfer D.J. Tourism and Regional Development / In: R. Sharpley & D.J. Telfer (eds.): Tourism and Development: Concepts and Issues. 2002. Channel View Publications.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т. JO, No. 7(6B) 2016
Svetlana ANDREYANOVA a Yulia ELFIMOVA b
THE RURAL TOURISM PRODUCT: STRUCTURE AND FORMATION
Stavropol State Agrarian University (Stavropol, Russia);
a PhD in Geographic sciences, Assistant; e-mail: [email protected]; b PhD in Geographic sciences, Associate Professor,
e-mail: [email protected]
Keywords:
rural tourism, touristic potential, tourist attractions, tourism route
The article deals with the existing resource base of the Stavropol region, which could become the basis for the development of rural tourism. The basis of this work is the notion that rural tourism at the global level is able to be the development driver of other activities in rural areas. Rural tourism can be evolved at the regional level in view of natural and cultural heritage of specific areas, and on the local level can change the relationship model "man-nature" in a particular territorial point. The methodology of the study involves various types of the analysis of territory tourist potential, among which the leading role belongs to the cartographic analysis. The result of this work is the development of rural tourism routs in the destinations of Stavropol region: "Come to our trust by the call of the heart", "Abundant Cossack Land" and "In the wake of Cossack faith". At present, together with the administration of rural settlements and districts of the regions these routes are being tested and revised using public opinion polls of the first tourist groups. The scope of research results application is the activity of domestic tourism tour operators that distribute their services in Stavropol region. Persons involved in regional studies and engaged in the development of new tourist destinations in the region may also be interested in the obtained information.
This study is limited by the territory of Stavropol region, but the results can be applied to other regions of the Russian Federation. Such types wine tourism, ethno-tourism, fishing and hunting, and so forth are the promising directions of future research.
References
1. Abaldov A.N. Development prospects of rural tourism in Stavropol region // Vash sel'skij konsul'tant [Your Rural Consultant]. 2010. №3. Pp. 25-27.
2. Bogoljubov V.5. Innovative management methods of effective development tourism: a monograph / V.S. Bogoljubov, S.A. Bogoljubova, O.S. Akimova. Under the general editorship of V.S. Bogoljubov. St. Petersburg: SPbSEU, 2011.
3. Voskresenskij V.Yu. International Tourism. Innovative Development Strategy. Moscow: UNITY-DANA, 2007. 160 p.
4. Dargan O.N., Chornenkaya Yu.I. The agro-tourism services development: Regional perspective // Opyt i problemy marketingovoj dejatel'nosti v ekonomike regiona [Experience and problems of marketing activity in the region's economy]. Mater. of the IV regional scientific-practical. conf. Stavropol: SSAU, 2011. Pp. 202-206.
5. Kononenko A.A. Cossacks' culture and traditions as a way to enhance the rural tourism prestige and rural development of Stavropol Region // Ekonomika i sovremennyj menedzhment: teorija i praktika [Economy and modern management: Theory and practice]: Coll. articles based on the mater. of the XXX Int. scientific-practical. conf. № 10 (30). Novosibirsk: Publishing House "Seebach", 2013. Pp. 178-188.
6. Krivosheeva T.M. Rural tourism and sustainable development of rural areas // Sel'skij turizm: opyt i perspektivy razvitija [Rural tourism: Experience and development prospects]: The theses of the participants of the II Int. Forum "Rural Tourism in Russia". Moscow: FGBNU "Rosinformagroteh", 2013. Pp. 4246.
7. Holidays in countryside. The agro-tourism development in Russia // Agrocredit. 2014. №2. P. 30.
8. Otto E. Guideline for tourism product development. Donetsk: ICON-INSTITUT Private Sector GmbH, 2012.
9. Popov V.N., Ostrovskaja V.N. Assessing the existing strategic model of positioning Stavropol Krai as a tourist region // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and Practice of Social Development]. 2013. №2. Pp. 247-250.
10. Rural tourism: Experience, problems and development prospects in Russia. Moscow: LLC "Capital typography", 2008. 72 p.
11. Sergeeva T.K. Ecological tourism. Moscow: Finance and Statistics, 2004. 360 p.
12. Sidorova D.V., Chernikova L.I., Vajcehovskaja S.S. The state and development trends of tourism in Stavropol Region // Novyj universitet [New University]. Series: Economics and Law. 2015. №7(53). Pp. 13-16.
13. Truhachev A.V. Industry of rural tourism in Stavropol region// Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2015. Vol. 9. №3(59). Pp. 22-32. DOI: 10.12737/14390.
14. Chizhova V.P., Sevostjanova L.I. Ecological tourism: Geographical aspect. Yoshkar-Ola: Mari State Technical University, 2007. P. 276.
15. Gorobets A. Corrections to the human development index and alternative indicators of sustainability // International Journal of Sustainable Society. 2011. Vol. 3. No. 2. Pp. 107-115.
22. McGregor S., Thompson-Fawcett M. Tourism in a small town: impacts on community solidarity // International Journal of Sustainable Society. 2011. Vol. 3. No.2. Pp. 174-189.
23. Miller G., Rathouse K., Scarles C., Holmes K., Tribe J. Public understanding of sustainable tourism // Annals of Tourism Research. 2010. Vol. 37. №3. Pp. 627-645.
24. Möller P., Thulemark M., Engström C. Urbanity and Rurality in a Tourism Context: Exploring the Myth of Vivid Cities and Sleepy Villages // Rural Tourism: An International Perspective. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2014. Pp. 22-41.
25. SanagustinFons M.V., Fierro J.A.M., Patino M.G. Rural tourism: A sustainable alternative // Applied Energy. 2011. Vol. 551-557. 88 p.
26. Tao T., Wall G. Tourism as a sustainable livelihood strategy // Tourism Management. 2009. Vol. 30. Pp. 90-98.
16. Telfer D.J. Tourism and Regional Development / In: R. Sharpley & D.J. Telfer (eds.): Tourism and Development: Concepts and Issues. 2002. Channel View Publications.
Андреянова С.И., Елфимова Ю.М. Структура и формирование продукта сельского туризма // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 07(68). С. 80-89. 001: 10.12737/21827.
Andreyanova S., Elfimova Yu. The rural tourism product: structure and formation. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.07(68), pp. 80-89. DOI: 10.12737/21827.