спортивной среды.
В работе раскрыто понятие «гуманитаризация физкультурно-спортивной среды», обоснованы организационно-педагогические условия интеграции воспитательной и физ-культурно-спортивной среды, а также представлены основные результаты проведённых исследований по теоретической разработке и экспериментальному обоснованию модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды и обозначению перспектив её развития.
Полученные результаты позволяют утверждать, что организация интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, учитывающей региональные особенности, определяет содержание гуманитарного направления в теории и методике физического воспитания школьников и имеет важное общественное значение в современных социально-экономических условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
2. Щетинина, С.Ю. Педагогические условия реализации модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 185-192.
3. Щетинина, С.Ю. Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 1 (30). - С. 167-177.
REFERENCES
1. Ed. Davydov, V.V. (1993), Russian pedagogical encyclopedia: two volume book. Vol. 1, publishing house "Great Russian encyclopedia", Moscow.
2. Schetinina, S.Yu. (2014), "Pedagogic conditions of integrated educative physical-sports environment model realization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 185-192.
3. Schetinina, S.Yu. (2014), "Development prospects of an integrated educative physical-sport environment in a region", Pedagogic psychological and medico biological problems of physical education and sport, Vol. 30, No. 1, pp. 167-177.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2014.
УДК 796.011; 374
СТРУКТУРА И АНАЛИЗ МОДЕЛИ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье, с позиции системного подхода, представлена структурная модель креативно-оздоровительной деятельности (КОД), определено её внутреннее содержание, описана взаимосвязь структурных компонентов и функциональных отношений в модели, наличие и взаимодействие которых позволяет выстроить учебно-педагогический процесс в креативно-оздоровительной деятельности во взаимодействии с культурой и социумом, что значительно раздвигает традиционные организационные рамки обучения. Внешние связи КОД отражают её объективное взаимодействие с культурой, социумом и др. структурами, показывают эффективное пространство оздоровления и креативности детей в предложенной модели. Системно-компонентный анализ помог выделить компоненты креативно-оздоровительной деятельности, а системно-структурный - дал представле-
ние по структурной организации, а также по характеру координационных и субординационных связей между компонентами, наличие и взаимодействие которых обеспечивает полноценную реализацию КОД в практической деятельности. Сделаны выводы о том, что специфичность этой модели - её мотивационная сущность, поликультурная направленность и открытость для системы оздоровления - позволяет реализовывать задачи, направленные на повышение и поддержание здоровья различных групп детей, развитие личности ребёнка в единстве духовного и телесного.
Ключевые слова: модель креативно-оздоровительной деятельности, оздоровление, дополнительное образование детей.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p158-161
STRUCTURE AND ANALYSIS OF THE MODEL OF CREATIVE AND HEALTH -IMPROVING ACTIVITY IN SYSTEM OF THE ADDITIONAL EDUCATION OF
CHILDREN
Lyubov Nikolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences, Non-state educational establishment "Educational center of fitness "Natalie ", St. Petersburg
Annotation
In article, based on the position of the system approach, the structural model of creative and health-improving activity is presented, its internal content is defined, the interrelation of structural components and functional relations in model is described, existence and interaction of which allows to build up the educational and pedagogical process in creative and health-improving activity in interaction with the culture and society that considerably moves apart a traditional organizational framework of training. External links of the creative and health-recreational activities reflect its objective interaction with the culture, society and other structures, showing the effective space of health-improvement and health-creativity of children in the proposed model. System-component analysis helped to identify the components of creative and health-recreational activities, and system-structural - gave a presentation of the structural organization, as well as of the nature of coordination and subordinate relationships between the components, the presence and interaction of which provides the complete implementation of the creative and health-recreational activities in practice. The author draw the conclusion that the specificity of this model - its motivational nature, multicultural orientation and openness to healing system - allows to realize the tasks aimed at improving and maintaining the health of different groups of children, the child's personality development in the unity of mind and body.
Keywords: model of creative and health-improving activity, improvement, additional education of children.
Теоретико-методологический анализ и практические предпосылки исследуемой проблемы дали возможность построения структурной модели креативно-оздоровительной деятельности (КОД) с позиции системного подхода. Спроектированная модель представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов и функциональных отношений, наличие и взаимодействие которых позволяет выстроить учебно-педагогический процесс в КОД во взаимодействии с культурой и социумом, что значительно раздвигает традиционные организационные рамки обучения.
Креативно-оздоровительная деятельность является производной от деятельности и поэтому сохраняет все её сущностные свойства (целеполагание, преобразующий характер, субъектность, осознанность, предметность и др.), что позволяет отнести её к системным объектам. Её вертикальная структура вбирает в себя социальный заказ государства в сфере образования - формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в современных условиях развития общества. Горизонтальная структура обеспечивает необходимые условия для внедрения КОД в практику и показывает внутреннюю взаимосвязь элементов самой системы. Все вышеперечисленные структурные элементы взаимосвязаны и подчиняются общим закономерностям развития целого.
В русле данного исследования КОД рассматривается как часть подсистемы оздоровления. Соответственно, КОД обладает отдельными свойствами системы, а также
определёнными специфическими особенностями. В подсистеме можно выделить специфический (центральный) элемент - танцевальное искусство. Этот элемент является доминирующей частью КОД и во многом определяет развитие целого. В КОД, как носителе синергетических свойств развития оздоровительного потенциала ребёнка, реализуются общие функции системы оздоровления и специфические функции танцевального искусства.
Системно-компонентный анализ помог выделить компоненты КОД, а системно-структурный - дал представление по структурной организации, а также по характеру координационных и субординационных связей между компонентами, наличие и взаимодействие которых обеспечивает полноценную реализацию КОД в практической деятельности. Необходимо отметить, что в научной литературе креативность «есть не процесс, а характеристика особенностей его протекания» [1, С. 190], связанная с продуктивностью, мотивационной направленностью на творчество и рефлексию, что характерно и для КОД.
Структура модели включает в себя:
- системообразующий фактор, содержащий целевой компонент и выполняющий регулятивную функцию. Раскрывается через комплекс разнообразных задач и принципов в соответствии друг другу (принцип Эшби);
- системорегулирующий фактор, определяющий специфическую направленность КОД (программное, научно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение);
- системонаполняющий фактор, определяющий отбор форм и методов КОД в соответствии с её целевыми и содержательными установками, оптимальные средства управления и реализующий исполнительную функцию;
- результативность - выход, содержащий в себе результат деятельности и критерии её достижения, определяющие качество КОД в оздоровлении детей;
- методологические подходы, позволяющие научно обосновать КОД и условия её реализации в практической деятельности;
- метазнания как фон центробежного надкритического взаимодействия необходимы для создания эффекта креативной ориентации педагогического процесса, содержат знания из смежных образовательных областей, обеспечивают доброжелательную критику и психологический комфорт, а так же оказывают решающее влияние на педагогический процесс в КОД.
Обращение к системному подходу побуждает подвергнуть исследованию свойства, возникающие при взаимодействии креативной и оздоровительной деятельности в системе оздоровления детей. Многообразие внешних связей характеризует систему оздоровления, как сложную систему, включающую биологическую, социальную, материальную и научную составляющие. Внешние связи КОД отражают её объективное взаимодействие с культурой, социумом и др. структурами, показывают эффективное пространство оздоровления и креативности детей в предложенной модели.
Следовательно, мы видим, что КОД отличает динамичность, управляемость, специфичность и эмерджентность как внезапно возникающий элемент. При этом следует учитывать невозможность однозначной реакции системы (выход) на раздражитель (вход), которая обусловлена характерной чертой любой открытой системы, а значит, это относится и к системному объекту КОД, который существует в условиях постоянно изменяющейся среды. Функционирование КОД в открытой системе свидетельствует о том, что мотивированность детей, их интерес к деятельности, позитивное отношение специалистов дополнительного образования детей к инновационным процессам, знание возможностей искусства для обеспечения качества КОД, рефлексия педагогической деятельности, творческая активность, методологическая и технологическая готовность к введению новшеств, культура общения значительно расширяют и обеспечивают устойчивое внутреннее состояние системы, её структурные позиции, рентабельное использо-
вание потенциала КОД в постоянно меняющихся условиях. В соответствии с этим, данные условия характеризуют качество модели и степень соответствия конечного результата цели педагогической деятельности.
Таким образом, исходя из вышеизложенных рассуждений, обоснована структура и содержание модели креативно-оздоровительной деятельности.
В заключении можно сделать вывод, что специфичность этой модели - её мотива-ционная сущность, поликультурная направленность и открытость для системы оздоровления - позволяет реализовывать задачи, направленные на повышение и поддержание здоровья различных групп детей, развитие личности ребёнка в единстве духовного и телесного.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ирхен, И.И. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России : монография / И.И. Ирхен ; Мос. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : [б.и.], 2012. - 240 c.
REFERENCES
1. Irkhen, I.I. (2012), Regional education in the sphere of culture and art of Russia in the globalizing : monograph, publishing house "MGUKI", Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2014.
УДК 796.332
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ
СОРЕВНОВАНИЙ
Анатолий Николаевич Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Евгений Александрович Масловский, доктор педагогических наук, профессор, Полесский государственный университет (ПолесГУ), Пинск, Республика Беларусь, Алексей Петрович Саскевич, магистрант, Мозырьский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина, Мозырь,
Республика Беларусь
Аннотация
Развитие детско-юношеского спорта в нашей стране остается делом государственной важности, так как его массовость обеспечивает его результативность. Сегодня остаются проблемными основные направления учебно-тренировочного процесса: повышение уровня спортивных достижений, поиск новых методов тренировки, спортивный отбор и комплексное привлечение детей к занятиям спортом с целью дальнейшей спортивной ориентации. Современные методико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические, многолетние занятия спортом играют важную роль в укреплении здоровья детей и подростков. Нормальное развитие ребенка немыслимо без энергичных и многообразных двигательных действий. Именно в детские и юношеские годы наиболее ярко проявляется положительное влияние регулярных физических нагрузок на развитие организма. Футбол не является исключением, он характеризуется высокой двигательной активностью игроков, основными являются действия с мячом и передвижения по полю. Умение футболиста хорошо владеть своим двигательным аппаратом характеризует его двигательные способности, которые могут проявляться в результате проявления физических качеств, главным образом, быстроты, где точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи сопряжено с новым «живым движением».
Ключевые слова: футбол; спортивное мастерство, технико-тактические действия, методи-ко-биологические и социологические исследования; новые «живые движения»; интенсификация соревновательной деятельности (СД); волевые качества.