Области применения профессиональных знаний: туристские фирмы, специализирующиеся на спортивно-оздоровительном (активном) туризме; туристские базы; туристские приюты; подразделения МЧС России (контрольно-спасательные службы и контрольно-спасательные пункты); центры и станции детско-юношеского туризма; подростково-молодежные туристские центры (клубы) сферы дополнительного образования; городские и районные туристские клубы; туристские кружки, туристские секции и отделения туризма общеобразовательных школ, колледжей и вузов.
Таким образом, нами были определены содержание и структура основных компонентов профессиограммы инструктора-проводника СОТ, что является важным шагом для формирования профессиональных характеристик исследуемой категории специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безопасность жизнедеятельности : учебник / под ред. Э.А. Арустамова. - М. : Изд-во «Дашков и К°», 2006. - 476 с.
2. Романова, Е.С. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - СПб. : Асток-Пресс, 2011. - 416 с.
REFERENCES
1. Ed. Arustamov, E.A. (2006), Health and safety. Textbook, publishing house “Dash-kov&Co”, Moscow, Russian Federation.
2. Romanova, E.S. (2011), 147 popular professions. Psychological analysis andpro-fessiogrames, publishing house “Astok Press”, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2013.
УДК 373.2; 374; 796
КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА
ИССЛЕДОВАНИЯ
Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,
Санкт-Петербург
Аннотация
Креативно-оздоровительная деятельность является одним из наиболее противоречивых и наименее изученных видов деятельности в системе дополнительного образования детей. Установлено, что научные исследования, отражающие роль креативности в процессе формирования личностного потенциала ребёнка, не охватывают образовательную систему оздоровительной направленности. Отмечено, что, несмотря на научный интерес, теоретическую разработанность многих аспектов оздоровительной деятельности, многолетний опыт её организации в практике учреждений дополнительного образования, наблюдается в целом недостаточная результативность оздоровительного эффекта в работе с детьми при организации образовательного процесса. Теоретическая неопределённость креативной и оздоровительной деятельности - этих двух взаимосвязанных областей развития, оздоровления и воспитания детей затрудняют создание модели креативнооздоровительной деятельности (КОД), доступной управлению и контролю. Отсутствие логических связей делают процесс оздоровления ребёнка средствами КОД дискретным и непоследовательным.
Проблема исследования креативно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования заключается в том, что до сих пор общепринятая дефиниция креативнооздоровительной деятельности отсутствует, концепция её преподавания не разработана, она никогда не становилось объектом специального изучения. Соответственно отсутствуют официально утвержденные программы обучения по данному виду деятельности, нет методических пособий.
Ключевые слова: креативно-оздоровительная деятельность, креативная деятельность, оздоровительная деятельность, дополнительное образование детей.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p192-196 CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AS RESEARCH PROBLEM
Lyubov Nicolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences,
Non-state educational establishment "Educational center of fitness "Natalie", St.-Petersburg
Annotation
Creative and health-improving activity is one of the most inconsistent and least studied kinds of activity in system of additional education of children. It is established that the scientific researches reflecting a role of creativity in the course of formation of personal potential of the child, don't cover educational system of an improving orientation. It is noted that, despite the scientific interest, a theoretical readiness of many aspects of improving activity, long-term experience of its organization in practice of the establishments of additional education, insufficient productivity of improving effect in work with children at the organization of educational process is observed as a whole. heoretical uncertainty of creative and health-improving activity - these two interconnected areas of development, health improvement and education of children complicate creation of model of the creative and health-improving activity available to management and control. Lack of logical communications makes the process of health improvement of the child by the means of the CODE discrete and inconsistent.
The problem of research of creative and health-improving activity in system of additional education is that still the standard definition of creative and health-improving activity is absent, the concept of its teaching isn't developed, it has never become the object of special studying. Respectively, there are no officially approved programs of training on this kind of activity, there are no methodical aids.
Keywords: creative and health-improving activity, creative activity, health-improving activity, additional education of children.
В настоящее время вполне правомерно говорить об увеличении числа специфических видов деятельности в системе дополнительного образования детей. Дополнительное образование является институтом, способствующим освоению личностью культуры социума, позволяет сочетать различные виды деятельности, способствует подлинному развитию детей. Более того, многие его ниши до сих пор не заняты, а спектр образовательных услуг нуждается в расширении и научном обосновании.
Для решения многообразных задач в сфере дополнительного образования детей необходимы различные виды деятельности: креативно-оздоровительная, креативная, инновационно-креативная, рекреационная, оздоровительная, образовательная, спортивная, экологическая и др. Они образуются в результате сдвига мотива деятельности на предмет (цель) действий. Именно так и происходит переход от физкультурно-спортивной деятельности (как от ранее единого и традиционно укоренившегося понятия) к вышеуказанным видам [5].
Учитывая, что настоящее исследование опирается на смежные научные области знания, происходит естественное введение терминов и понятий, обозначающих и новые педагогические компоненты в оздоровлении человека и понятия, с ними связанные. Выделение их в определённой мере условно, однако в аналитическом аспекте - для лучшего понимания проблемы - вполне оправданно.
Креативная деятельность представляет собой основу для личностного развития индивида средствами искусства, стимулирует развитие творческих способностей детей, является социально одобряемой, доставляет субъекту деятельности радость и удовольствие. Сегодня специалисты по физической культуре, психологии, медицине, искусству в своей работе используют термин креативная деятельность. В то же время большинство практических работников, использующих этот термин, не могут достаточно чётко определить цели и задачи креативных видов деятельности, их функции и принципы. Это свя-
зано с тем, что креативная деятельность предполагает поиск принципиально новых подходов к решению известных задач, «приращение» новой информации, форм и технологий, требует переоценки сущности образовательного процесса в оздоровлении детей.
Проведённый анализ литературы показывает, что предпринимаемые в последние годы попытки изучения креативности осуществлялись, в основном, в педагогическом и социально-экономическом аспектах. Несмотря на имеющиеся сведения, отражающие роль креативности в процессе формирования личностного потенциала, научные исследования по этой проблематике не охватывают образовательную систему оздоровительной направленности.
Объективная реальность, данные исследований свидетельствуют о том, что актуальным направлением в системе дополнительного образования является оздоровление детей [1, 4]. При этом следует отметить, что систематические исследования в этом направлении крайне редки и в основном решают узко поставленные задачи. Основной акцент при реализации задач этого направления ставится на реализацию профилактических программ, организацию внеурочных спортивных мероприятий. Ориентация на такое видение заведомо обречена на узость подхода к изучаемой проблеме.
В то же время, несмотря на научный интерес, теоретическую разработанность многих аспектов оздоровительной деятельности, многолетний опыт её организации в практике учреждений дополнительного образования, следует отметить в целом недостаточную результативность оздоровительного эффекта в работе с детьми при организации образовательного процесса [3, 6, 7].
Изменения, происходящие в настоящее время в системе дополнительного образования, дают возможность более эффективно внедрять оздоровительные модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является воспитание здорового человека, внутренний потенциал которого должен быть реализован более полно, который мыслится как креативная, полностью самоактуализировавшаяся личность.
В связи с появлением в физической культуре понятия «креативность» возник вопрос, каково соотношение между креативностью и оздоровлением? Теоретическая не-определённость этих двух взаимосвязанных областей развития, оздоровления и воспитания детей затрудняют создание модели креативно-оздоровительной деятельности (КОД), доступной управлению и контролю. Отсутствие логических связей делают процесс оздоровления ребёнка средствами КОД дискретным и непоследовательным.
Креативно-оздоровительная деятельность, выступая частью педагогического процесса, является ценностно-заданной и просоциальной. Р.Р. Булатова отмечает, что современная педагогическая наука рассматривает просоциальную деятельность как одно из наиболее эффективных средств воспитательного воздействия на личность ребёнка, которое позволит скорректировать физическое, нравственное и психическое состояние детей [2].
По своему содержанию креативно-оздоровительная деятельность разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются потребности в творческой деятельности, как отдельного занимающего ребёнка, так и группы в целом.
Беря за основу принципы добровольного участия и общности интересов, креативно-оздоровительная деятельность создаёт условия не только для развития духовной и эстетической сферы, но и представляет возможность для общения, самоутверждения и самовыражения в среде людей, с которыми ребёнок связан отношениями взаимного участия и взаимной заинтересованности.
Проблема исследования креативно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования заключается в том, что до сих пор общепринятая дефиниция креативно-оздоровительной деятельности отсутствует, концепция её преподавания не
разработана, она никогда не становилось объектом специального изучения. Соответственно отсутствуют официально утвержденные программы обучения по данному виду деятельности, нет методических пособий. На наш взгляд, это связано с тем, что ранее не были столь актуальны принципы удовлетворения потребности в развитии и саморазвитии каждого субъекта образовательного процесса, мультикультурного воспитания, интеграционные процессы, обеспечивающие чувственное и рациональное познание, гуманистические парадигмы образования в физическом воспитании. В этой связи, такая специфическая деятельность, как креативно-оздоровительная, не была столь востребована обществом, как сегодня.
Приоритет развития детской личности должен быть доминирующим, социально взаимосвязанным с коллективом, обществом и государством. Именно такой подход, на наш взгляд, открывает новые перспективы, при которых креативно-оздоровительная деятельность одновременно создает особое образовательное пространство, вводящее ребёнка в ситуацию самопознания, самосовершенствования, выступает средством интеграции и ведёт к новым парадигмам образования, отличающимся гибкостью, экономичностью и технологичностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаев, А.М. Формирование основ здорового образа жизни у подростков в учреждениях дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абаев А. М. - Владикавказ, 2007. - 22 с.
2. Булатова, Р.Р. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Булатова Р.Р. - Уфа, 2011. - 21 с.
3. Егорова, Н.В. Фитнес для занятий младших школьниц в системе дополнительного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / Егорова Н.В. - Смоленск, 2012. - 24 с.
4. Каргина, З.А. Дополнительное образование детей: история, теория, методология : монография / З.А. Каргина. - М. : Экон-информ, 2012. - 232 с.
5. Николаев, Ю.М. Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности : учеб.-метод. пособие / Ю.М. Николаев. - СПб. : Олимп-СПб, 2007. - 100 с.
6. Эйдельман, Л.Н. Танцевальное искусство в контексте проблемы укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста / Л.Н. Эйдельман // Вестник Академии Русского Балета имени А.Я. Вагановой. - 2012. - № 27 (1). - С. 137-149.
7. Эйдельман, Л.Н. Проблема взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления / Л.Н. Эйдельман // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 140-142.
REFERENCES
1. Abayev, A.M. (2007), Formation of bases of a healthy lifestyle at teenagers in establishments of additional education of children: dissertation, Vladikavkaz, Russian Federation.
2. Bulatova, R. R. (2011), Social and pedagogical prevention of deviant behavior of teenagers by means of pro-social activity: dissertation, Ufa, Russian Federation.
3. Egorova, N.V. (2012), Fitness for occupations of younger schoolgirls in system of additional education: dissertation, Smolensk, Russian Federation.
4. Kargina, Z.A. (2012), Additional education of children: history, theory, methodology: monograph, publishing house "Ekon-inform", Moscow, Russian Federation.
5. Nikolaev, U.M. (2007), Contents and types of sports activity, publishing house “Olimpe-SPb”, St.-Petersburg, Russian Federation.
6. Eydelman, L.N. (2011), “Dancing art in a context of a problem of strengthening of health of children of preschool and school age”, Messenger of Academy of the Russian Ballet of
a name A. I. Vaganova, Vol. 26, No. 2, pp. 19-29.
7. Eydelman, L.N. (2012), “Problem of interrelation of dancing art and health-improvement”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 140-142.
Контактная информация: info@ Natali-fitnes.spb.ru
Статья поступила в редакцию 27.04.2013.
УДК 796.07
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ
Антон Евгеньевич Эрастов, соискатель,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию факторов, определяющих необходимость использования рукопашного боя в процессе подготовки специальных подразделений ФСИН России. К числу основных из них автор относит: необходимость научного обоснования содержания профессиональной подготовки для личного состава специальных подразделений ФСИН России; создание целостной системы профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России, с использованием рукопашного боя. Кроме того, к ним относятся: необходимость создания современной системы профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России для эффективных действий в условиях ограниченного пространства исправительно-трудовых учреждений, высокий уровень взаимосвязи между элементами рукопашного боя и показателями профессиональной деятельности специальных подразделений ФСИН России, а также недостаточный уровень владения навыками рукопашного боя в условиях ограниченного пространства.
Ключевые слова: факторы, профессиональная подготовка, специальные подразделения ФСИН России, исправительно-трудовые учреждения, рукопашный бой.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p196-201 FACTORS DEFINING THE NEED IN USE OF HAND-TO-HAND FIGHT IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF SPECIAL DIVISIONS OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Anton Evgenevich Erastov, the competitor,
St.-Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia
Annotation
The article presents the results of researches on justification of the factors defining the need in use of hand-to-hand fight in the course of preparation of special divisions of FSIN of Russia. The author carries to number of the main of them: need in scientific justification of the content of vocational training for staff of special divisions of the Federal Penitentiary Service of Russia; creation of complete system of vocational training of special divisions of FSIN of Russia, with use of hand-to-hand fight. Besides, there are the following: need in creation of modern system of vocational training of special divisions of Federal Penitentiary Service of Russia for effective actions in the conditions of limited space of the correctional institutions, high level of interrelation between the elements of hand-to-hand fight and indicators of professional activity of special divisions of Federal Penitentiary Service of Russia, and also insufficient level of proficiency in skills of hand-to-hand fight in the conditions of limited space.
Keywords: factors, vocational training, special divisions of Federal Penitentiary Service of Russia, correctional institutions, hand-to-hand fight.
Рукопашный бой, как и многие другие разделы профессиональной подготовки личного состава специальных подразделений ФСИН России, представляет собой важное