Научная статья на тему 'Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности'

Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1716
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна, Потапчук Алла Аскольдовна

Креативно-оздоровительная деятельность представляет собой специфическую деятельность, заключающуюся в одновременной направленности на оздоровительный процесс, творческую деятельность и психосоциальный комфорт ребёнка и рассматривается как синтез нескольких областей научного знания (искусства, науки, культуры). В статье излагаются результаты изучения функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности. Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата позволяет контролировать характер происходящих изменений в организме ребёнка в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности и даёт возможность корректировать программы занятий, добиваясь оздоровительного эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна, Потапчук Алла Аскольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the functional state of the musculoskeletal device of children in the course of occupations of the creative and health-improving orientation

Creative and health-improving activity represents a specific activity that shows the simultaneous focus on the healing process, creativity and social-spiritual comfort of the child. This type of combination of sports and recreational activities is regarded as a synthesis of several areas of the scientific knowledge (art, science, culture). The article presents the results of the study of the functional state of the musculoskeletal system of preschool and primary school age children in the course of the creative and health-improving orientation lessons. Assessment of the functional state of the musculoskeletal system allows you to control the nature of the changes in the body of the child in the course of the creative and health-improving orientation lessons and makes it possible to adjust the exercises program, achieving their expressed health effects.

Текст научной работы на тему «Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности»

Статья поступила в редакцию 16.03.2015.

УДК 796.011

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали», Санкт-Петербург, Алла Аскольдовна Потапчук, доктор медицинских наук, профессор,

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация

Креативно-оздоровительная деятельность представляет собой специфическую деятельность, заключающуюся в одновременной направленности на оздоровительный процесс, творческую деятельность и психосоциальный комфорт ребёнка и рассматривается как синтез нескольких областей научного знания (искусства, науки, культуры). В статье излагаются результаты изучения функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности. Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата позволяет контролировать характер происходящих изменений в организме ребёнка в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности и даёт возможность корректировать программы занятий, добиваясь оздоровительного эффекта.

Ключевые слова: креативно-оздоровительная деятельность, опорно-двигательный аппарат, дошкольники, дети младшего школьного возраста.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p197-201

ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE MUSCULOSKELETAL DEVICE OF CHILDREN IN THE COURSE OF OCCUPATIONS OF THE CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ORIENTATION

Lyubov Nikolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences, Non-state educational establishment "Educational center of fitness "Natalie ", St. Petersburg Alla Askoldovna Potapchuk, the doctor of medical sciences, professor, Pavlov First Saint Petersburg State Medical University

Annotation

Creative and health-improving activity represents a specific activity that shows the simultaneous focus on the healing process, creativity and social-spiritual comfort of the child. This type of combination of sports and recreational activities is regarded as a synthesis of several areas of the scientific knowledge (art, science, culture). The article presents the results of the study of the functional state of the musculo-skeletal system of preschool and primary school age children in the course of the creative and health-improving orientation lessons. Assessment of the functional state of the musculoskeletal system allows you to control the nature of the changes in the body of the child in the course of the creative and health-improving orientation lessons and makes it possible to adjust the exercises program, achieving their expressed health effects.

Keywords: creative and health-improving activity, locomotor apparatus, preschoolers, children of primary school age.

ВВЕДЕНИЕ

Креативно-оздоровительная деятельность (далее - КОД) представляет собой специфическую деятельность, заключающуюся в одновременной направленности на оздоро-

вительный процесс, творческую деятельность и психосоциальный комфорт ребёнка. Данная деятельность рассматривается как синтез нескольких областей научного знания (искусства, науки, культуры). Реализующаяся в условиях доступности дополнительного образования, модель КОД является вариативной (конкретизируется в соответствии с учебно-педагогическими условиями) и многофункциональной (отражает стремление педагогов решить широкий спектр задач образования, воспитания и развития ребёнка путём интеграции компонентов физической культуры и танцевального искусства).

Одним из главных достоинств КОД является её преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психоэмоциональному здоровью личности. Преимуществами КОД перед другими видами физкультурно-оздоровительной деятельности являются:

- научные знания, связанные с психофизическим, социальным, интеллектуальным, духовным, культурно-историческим опытом танцевального искусства в развитии личности;

- идеи физкультурно-танцевального единства, демонстрирующего обновление и обогащение этих двух родственных по природе видов деятельности;

- психолого-педагогические условия в КОД, где органически сочетаются психофизический и социальный комфорт для развития различных компонентов здоровья ребёнка, высокая творческая активность и работоспособность, индивидуализация и дифференциация обучения, взаимотворчество и уважение друг к другу, обусловливающие целостное развитие его личности на основе гуманистических ценностей;

- мотивационная сущность, поликультурная направленность и открытость для инноваций КОД в системе оздоровления - позволяют реализовывать задачи, направленные на повышение и поддержание здоровья различных возрастных групп детей, развитие личности ребёнка в единстве духовного и телесного [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Формирование скелета - сложный многостадийный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Дошкольный и младший школьный возраст - благоприятный период не только для развития необходимых двигательных навыков и физических качеств, но и для коррекции различных типов нарушений осанки и деформаций стоп. Анализ литературы показал, что эта коррекция «необходима не столько с косметической точки зрения, сколько с функциональной, тем более что состояние позвоночника и стоп оказывают влияние как на опорно-двигательный аппарат, так и на все остальные органы и системы по моторно-висцеральным связям» [5].

В основе методики определения состояния опорно-двигательного аппарата заложена специальная схема осмотра, представленная в современной научно-методической литературе по медицине и педагогике. Определялось следующее: асимметрия положения головы, нарушение осанки во фронтальной плоскости, нарушение осанки в сагиттальной плоскости, наличие сколиотической осанки, деформация грудной клетки, О- или Х-образная деформация голеней ног, продольное или поперечное плоскостопие, длина нижних конечностей.

Исследования проводились с сентября 2011 по июнь 2013 гг. на базе учреждений основного и дополнительного образования Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 6-7 лет. Были сформированы две группы детей (экспериментальная и контрольная) по 25 человек соответственно в каждой. Занятия проводились 2 раза в неделю. Проведённое в начале педагогического эксперимента исследование не выявило достоверных различий между группами испытуемых (р>0,05).

В экспериментальной группе (ЭГ) дополнительно к основным занятиям по физической культуре (ФК) проводились занятия креативно-оздоровительной направленности,

включающие:

- специально разработанную методику, предусматривающую поэтапное формирование правильной осанки на основе применения танцевально-хореографических упражнений;

- партерный экзерсис;

- подбор танцевально-хореографических упражнений с учётом анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- специфику преподавания танцевальных движений;

- индивидуально-дифференцированный подход с учётом состояния ОДА каждого занимающегося; применение упражнений подготовительного раздела классического экзерсиса; специальные арт-педагогические упражнения и креативные задания («актёрское мастерство»);

- музыкально-ритмический материал.

В контрольной группе (КГ) - дополнительно к основным занятиям по ФК проводились занятия плаванием по программе «Обучение плаванию в детском саду» под руководством специалиста по физической культуре.

Анализ показателей изменения ОДА у детей экспериментальной и контрольной группы в ходе эксперимента представлен в таблице 1. В ходе эксперимента выявлено преобладание нарушений осанки во фронтальной плоскости: в ЭГ - 40%, в КГ- 36%, что подтверждает научные данные о стабильном количестве детей, имеющих подобную патологию. Случаи сколиотической осанки в ходе педагогического эксперимента не выявлены.

Таблица1

Динамика показателей опорно-двигательного аппарата _в ходе педагогического эксперимента (%)_

Нарушение осанки Нарушение осанки Асимметрия

Группы во фронтальной плоскости в сагиттальной плоскости положения головы

До После До После До После

ЭГ 40 16 4 0 16 0

КГ 36 20 4 4 12 8

При анализе состояния ОДА в процессе динамических наблюдений у детей ЭГ отмечается положительная тенденция в изменении показателя нарушения осанки «асимметрия положения головы». В начале исследования признак нарушения осанки «асимметрия положения головы» отмечен как в ЭГ - 16,0% , так и в КГ - 12,0%. Данный признак нарушения осанки в конце педагогического эксперимента у детей ЭГ не выявлен. В КГ этот показатель составил 8,0%. Анализируя полученные результаты, мы сделали предположение, что при выполнении упражнений классического экзерсиса по специально разработанной методике, связанных с изменением положения головы, у детей формируется не только способность ориентироваться в пространстве, равновесие, но и развивается выносливость мышц шеи, рефлекс правильной осанки, тем самым, способствуя правильному положению головы и тела.

Асимметрия положения головы имеет прямую корреляционную связь с нарушением осанки во фронтальной плоскости [5]. Подтверждением служит уменьшение количества детей с нарушениями осанки во фронтальной плоскости, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Так, у детей ЭГ уменьшилось количество нарушений осанки во фронтальной плоскости с 40% до 16%. У детей КГ количество нарушений осанки во фронтальной плоскости уменьшилось с 36% до 20%.

В ЭГ отмечена положительная тенденция к снижению количества случаев нарушений осанки в сагиттальной плоскости. В начале исследования у детей ЭГ и КГ выявлено нарушение осанки в сагиттальной плоскости - 4% и 4% соответственно. В конце педагогического эксперимента у детей ЭГ не выявлены нарушения в указанной плоско-

сти. В КГ этот показатель остался неизменным - 4%. Мы предполагаем, что изменения в ЭГ связаны с тем, что во время выполнения классического экзерсиса, танцевальных упражнений происходит сложная нервно-мышечная координация, являющаяся важной предпосылкой для формирования осанки.

Большинство специалистов считают, что в период роста и формирования скелета возможно предотвратить или приостановить нарушения статико-динамической функции стопы, а так же физиологическое О-образное положение ног [1; 2; 3; 6]. Представленные в таблице 2 показатели формирования сводов стопы у детей ЭГ свидетельствуют о значительном улучшении состоянии сводов стопы с 40% до 16%. Необходимо отметить, что О-образная деформация голеней ног, зафиксированная в ЭГ, в конце педагогического эксперимента не выявлена. Данный факт наглядно демонстрирует, что плоскостопие в процессе роста ребёнка и некоторые формы О-образных деформаций голеней путём постоянного применения целенаправленных средств хореографической подготовки, могут быть частично исправлены на занятиях КОД.

Таблица 2

Изменение показателей формирования сводов стопы у детей _в ходе педагогического эксперимента (%)_

Состояние О-образная Х-образная Различия в длине

Группы сводов стопы деформация голени деформация голени нижних конечностей

До После До После До После До После

ЭГ 40 16 4 0 0 0 0 0

КГ 28 16 0 0 12 12 0 0

При рассмотрении показателей формирования сводов стопы у детей КГ наблюдается уменьшение количества нарушений с 28% до 16%. При этом Х-образная деформация голени у детей КГ осталась без изменений - 12%.

Эти данные свидетельствуют о том, что сами по себе физкультурные упражнения, направленные на формирование сводов стопы и уменьшение деформации голени, не оказывают в полной мере оздоровительного эффекта. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно изменение подходов к занятиям общеразвивающей направленности.

В заключении необходимо отметить, что оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет контролировать характер происходящих изменений в организме ребёнка в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности и даёт возможность корректировать программы занятий, добиваясь их выраженного оздоровительного воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Врожденные и приобретенные деформации стоп у детей и подростков : пособие для врачей / сост. М.П. Конюхов, И.Ю. Клычкова, Ю.А. Лапкин, Л.А. Дрожжина ; Мед. акад. последипломного образования. - СПб. : Изд-во МАПО, 2000. - 48 с.

2. Комачева, О.А. Коррекция плоскостопия у детей 5-7 лет средствами адаптивной физической культуры с применением игрового метода : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Комачева О.А. - Смоленск, 2012. - 24 с.

3. Позникин, Ю.И. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у детей : учеб.-метод. пособие / Ю.И. Позникин. - СПб. : [б. и.], 2000. - 55 с.

4. Потапчук, А. А. Осанка и физическое развитие детей : программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб. : Речь, 2001. - 166 с.

5. Потапчук, А.А. Средства лечебной физкультуры в управлении физическим состоянием дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата : дис. ... д-ра мед. наук : 14.00.51 / Потапчук А.А. - СПб., 2005. - 250 с.

6. Эйдельман, Л.Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста : дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Эйдельман Л.Н. - СПб., 2009. - 184 с.

7. Эйдельман, Л.Н. Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы детей в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности / Л.Н. Эйдельман // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 201-205.

REFERENCES

1. Konyukhov, M.P. (2000), The congenital and acquired deformations at children and teenagers: manual for doctors, publishing house "MAPO", St. Petersburg.

2. Komacheva, O.A. (2012), Correction of flatfoot in children 5-7 years means of adaptive physical education using game method, dissertation, Smolensk, Russian Federation.

3. Poznikin, Y.I. (1999), Injuries and diseases of the musculoskeletal system in children, publishing house "Gedeon Richter; Papyrus", Hungary.

4. Potapchuk, A. A. and Didur, M.D. (2001), Posture and physical development of children. Program diagnosis and correction of violations, Speech, St. Petersburg.

5. Potapchuk, A. A. (2005), Means of physical therapy in the management of the physical state ofpreschool children with disorders of the musculoskeletal system, dissertation, St. Petersburg.

6. Eydelman, L.N. (2009), Method of dance and choreograpfic posture building exercises for preschool children, dissertation, St. Petersburg.

7. Eydelman, L.N. (2015), "Assessment of the functional condition of cardiorespiratory system of children in the course of occupations of the creative and improving orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120. No. 2, pp. 201-205

Контактная информация: info@ Natali-fitnes.spb.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2015.

УДК 796.011

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург, Халипат Мовлаевна Солтамурадова, кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный университет, Грозный

Аннотация

В статье представлена информация о методико-теоретических подходах к исследованию физической подготовки студентов. Анализируется один из существующих методологических аспектов исследований физической подготовки студентов ВУЗов с учетом их будущей профессиональной деятельной.

Ключевые слова: физическая подготовка студентов, методико-теоретические направления.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p201-204

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE PHYSICAL

TRAINING OF STUDENTS

Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

National University of mineral resource "Gorny", St. Petersburg, Halipat Movlaevna Soltamuradova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Chechen State University, Grozny

Annotation

This article provides information on the methodological and theoretical approaches to the study of the physical training of students. It analyzes the existing methodological aspects of research of physical training of the university students with regard to their future careers.

Keywords: physical training of students, methodological and theoretical directions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.