пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Алла Аскольдовна Потапчук, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени
П.Ф. Лесгафта
Татьяна Вадимовна Волосникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ) г. Санкт-Петербург
Аннотация
Исследование было проведено в течение 5 месяцев 2007 г. на базе дошкольного образовательного учреждения №139 Выборгского района Санкт-Петербурга. Общее число детей составило 89 человек в возрасте 5-7 лет (45 чел. в экспериментальной и 44 чел. в контрольной группах). Оценивалось состояние опорно-двигательного аппарата. Предложена программа корригирующих занятий в экспериментальной группе, которая продемонстрировала свою эффективность на основании полученных результатов исследования.
Ключевые слова: дошкольники, опорно-двигательный аппарат, средства физического воспитания, программа корригирующих занятий.
BREACH CORRECTION OF MUSCULAR-SKELETON SYSTEM BY METHODS OF PHYSICAL CULTURE IN PRESCHOOL
Alla Askoldovna Potapchuk, the doctor of medical sciences, the professor,
The St.-Petersburg state university ofphysical training of a name ofP.F.Lesgaft,
Tatyana Vadimovna Volosnikova, the candidate of pedagogical sciences,
the senior lecturer,
The Russian state pedagogical university of a name of A.I.Gertsen,
Saint Petersburg
Abstract
The survey was conducted in 5 months in 2007 on the basis of preschool educational establishments № 139 Saint Petersburg. The total number of children surveyed was 89, aged from 5 to 7 years.
Use of management methodology raises the efficiency of therapeutic exercise programmers in comparison with typical programmers of physical culture in preschools.
Keywords: preschools, muscular-skeleton system, physical culture, therapeutic exercise program.
Последние годы характеризуются увеличением объема учебной нагрузки в дошкольных образовательных учреждениях, что в значительной мере способствует снижению количества локомоций в режиме дня. Занятия умственной деятельностью детей требуют длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, что влечет за собой нарушение опорно-двигательного аппарата (А. С. Солодков, Е.И. Есина, 2004).
По данным, представленным в исследованиях С.О. Филипповой (2002), в разных районах Санкт-Петербурга у детей дошкольного возраста по частоте встречаемости болезни опорно-двигательного аппарата занимают первое место.
Цель исследования: мониторинг и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Материалы и методы: исследование проводилось на базе ДОУ №139 Выборгского района Санкт-Петербурга с января по май 2007 года. В исследовании приняли участие 89 детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Экспериментальная группа
включала в себя 45 человек, занимающихся по предложенной методике коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в режиме дня дошкольников. Контрольная группа включала в себя 44 человека, которые занимались по общепринятой программе физического воспитания. Для реализации поставленных задач был проведен анализ ортопедического статуса исследуемого контингента детей.
Состояние опорно-двигательного аппарата оценивалось по следующим показателям: асимметрия положения головы и надплечий, дефанс шейно-затылочных мышц, нарушение осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях, сколиотическая осанка, рахитическая деформация грудной клетки, «О» или «Х»-образная деформация голеней, продольное или поперечное плоскостопие, «косой» или «скрученный таз», диастаз белой линии живота, рекурвация в суставах, длина нижних конечностей.
Многие исследователи указывают на то, что целенаправленные занятия физическими упражнениями имеют исключительное значение для формирования опорнодвигательного аппарата детей. В качестве основного средства коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников использовался комплекс бодрящей гимнастики. Он был составлен на основе рекомендаций, разработанных Г.Г. Лукиной (2003).
Комплекс корригирующих упражнений проводился в течение 4-х месяцев ежедневно в течение 10 минут после дневного сна. Комплекс упражнений составлялся с учетом имеющихся нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. Для формирования правильной осанки использовалась ходьба по «тропе здоровья». В спальне был оборудован специальный спортивный уголок из гимнастических стенок, расположенных как вертикально, так и горизонтально. Они не занимают много места, просты в использовании, однако, являются своеобразным тренажером для лазаний, формирующим хорошую осанку и координацию движений, создавая эмоциональный подъем в занятиях.
Последовательность выполнения упражнений «тропы здоровья» отражалась на пиктограммах в виде схем. Гимнастику проводил воспитатель после консультаций руководителя физического воспитания.
Результаты исследований: при анализе состояния опорно-двигательного аппарата в процессе динамических наблюдений у детей отмечалась тенденция к уменьшению асимметричного положения головы и надплечий в средней и старшей возрастных подгруппах экспериментальных групп. Так, в средней подгруппе улучшения произошли на 28%, в старшей - на 12%. В подготовительной подгруппе экспериментальной группы положительной динамики не выявлено, что свидетельствует о незначительных изменениях данных показателей у детей более старшего возраста. Также наблюдается уменьшение асимметричного положения надплечий во всех возрастных подгруппах экспериментальных групп: в средней - на 14%, старшей - на 24%, подготовительной -на 15%.
Асимметрия положения головы и надплечий имеет прямую корреляционную связь с нарушением осанки во фронтальной плоскости. Подтверждением служит уменьшение количества детей с нарушениями осанки во фронтальной плоскости как в контрольных, так и в экспериментальных группах. Однако в экспериментальных группах тенденция к снижению уровня нарушений осанки во фронтальной плоскости более выражена, чем в контрольных группах. Так, в средней возрастной подгруппе экспериментальной группы количество случаев нарушения осанки во фронтальной плоскости уменьшилось на 58%, тогда как в контрольной группе - на 15%, в старшей возрастной подгруппе экспериментальной группы - на 28%, в контрольной - без существенных изменений.
Подобную тенденцию можно наблюдать и у детей контрольной и экспериментальной групп при оценке показателей нарушения осанки в сагиттальной плоскости. Количество случаев нарушения осанки в сагиттальной плоскости у детей средней возрастной подгруппы экспериментальной группы уменьшилось на 28%, в контрольной
группе - на 27%, у детей старшей возрастной подгруппы экспериментальной группы уменьшилось на 8%, в контрольной группе осанка не изменилась и в подготовительной подгруппе как в контрольной, так и в экспериментальной группах улучшения произошли на 26%. Полученные данные согласуются с научными исследованиями А. А. Потапчук, М. Д. Дидур (2001).
Рахитические проявления у детей дошкольного возраста характеризуются деформацией грудной клетки в виде развернутой нижней апертуры, Х-образной деформацией голеней и плосковальгусной деформацией стоп.
Литературные источники (Чугунова О.В., Колмо Е.А., Алферов В.П., 2001) свидетельствуют о том, что наибольшей коррекции под влиянием гимнастических и дыхательных упражнений подвергается грудная клетка, в меньшей степени - деформации голени и стоп, которые требуют длительного периода реабилитации в течение нескольких лет. Наши исследования подтверждают представленные данные. Рахитическая деформация грудной клетки с возрастом (от 5 до 7 лет) уменьшается при незначительном изменении состояния голени и стоп, особенно у детей экспериментальных групп. Так, например, в средней возрастной подгруппе показатели деформации грудной клетки у детей экспериментальной группы улучшились на 36% по сравнению с контрольной группой, где улучшения не наблюдалось; у детей экспериментальной группы старшей подгруппы улучшение произошло на 16%, в контрольной группе -без изменений и у детей экспериментальной группы подготовительной подгруппы улучшение произошло на 33% по сравнению с детьми контрольной группы, у которых также не выявлено улучшения состояния грудной клетки. При этом Х-образная деформация голени у детей экспериментальной группы средней возрастной подгруппы уменьшилась на 34%, старшей - на 8% и подготовительной - на 15%.
При исследовании детей как контрольной, так и экспериментальной групп выраженных изменений в показателях плоскостопия не выявлено. Данную тенденцию можно объяснить как периодом формирования продольного и поперечного сводов стоп, который продолжается до школьного возраста (Чоговадзе А.В. 1995), так и отсутствием в нашей методике целенаправленных упражнений, направленных на формирование сводов стоп. Подобная картина прослеживается по характеристикам таза (косой, скрученный) у детей контрольной и экспериментальной групп всех возрастных подгрупп.
Наличие рекурвации суставов (коленных, локтевых, лучезапястных) и диастаза белой линии живота свидетельствует о соединительнотканной дисплазии, поэтому существенной положительной динамики данных показателей у детей как контрольной, так и экспериментальной групп всех возрастных подгрупп не выявлено, так как синдром соединительной дисплазии в незначительной степени зависит от применения в методике средств физического воспитания и ЛФК, а в большей степени зависит от дефицита коллагенового комплекса, возникающего вследствие генетических и экологических причин (Земцовский Э.В., 2000, Кадурина Т.И., 2003).
По результатам проведенного исследования выделено три группы изменений со стороны опорно-двигательного аппарата у исследуемого контингента детей: диспла-стические, метаболические и дисгармонические (табл. 1).
Анализ исходного состояния опорно-двигательного аппарата у исследуемого контингента детей и его изменения в процессе роста, развития и применения средств физического воспитания и ЛФК свидетельствует о том, что наиболее существенные сдвиги наблюдаются у детей экспериментальной группы. Особенно выраженная положительная динамика отмечается по следующим показателям: асимметричное положение головы и надплечий, нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях, рахитическая деформация грудной клетки. Незначительная динамика либо её отсутствие отмечается по показателям деформации таза, стоп, рекурвации суставов и диастаза белой линии живота. При этом нами выявлено, что набольший эффект наблюдается под влиянием применения предложенной методики коррекции опорно-
двигательного аппарата, направленной на формирование навыка правильной осанки и создание мышечного корсета.
Таблица 1
Группировка показателей ортопедического статуса по характеристикам, ___________________сформулированным экспертами______________________
Обобщенные клинические признаки Показатели ортопедического статуса Б включения
Диспластические Рекурвация в суставах 65,8
Гипермобильность позвоночника 27,9
Диастаз белой линии живота 55,3
Нарушение осанки в 2-х плоскостях 34,5
Рахитические Деформация грудной клетки 29,1
«О» или «Х»-образная деформация голеней 44,3
Плоскостопие 18,5
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости 29,4
Дисгармонические Асимметрия положения головы 18,2
Разновеликость ног 26,3
Деформация таза («косой» таз) 27,3
Нарушение осанки во фронтальной плоскости 15,2
Примечание: Б включения — коэффициент Стьюдента в квадрате, имеющий Б -распределение.
Таким образом, проведенное исследование показало, что целенаправленное использование физических упражнений с учетом имеющихся деформаций со стороны опорно-двигательного аппарата у детей в условиях дошкольного учреждения является эффективным средством оздоровления и коррекции нарушений, позволяющим в целом повышать уровень здоровья дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земцовский, Э.В. Соединительнотканные дисплазии сердца / Э.В. Земцов-ский. - СПб. : ТОО Политекс - Норд - Вест, 2000. - 115 с.
2. Кадурина, Т.И. Дисплазия соединительной ткани у детей (клиника, диагностика, лечение) : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Кадурина Т.И. - СПб., 2003. - 41 с.
3. Лукина, Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания : афтореф. дис. . канд. пед. наук / Лукина Г.Г. - СПб., 2003. - 18 с.
4. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей : (программа диагностики и коррекции нарушений) / А.А. Потапчук, М. Д. Дидур. - СПб. : Речь, 2001. - 166 с.
5. Потапчук, А.А. Средства лечебной физкультуры в управлении физическим состоянием дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Потапчук А.А. - СПб., 2005. - 36 с.
6. Солодков, А.С. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима / А. С. Солодков, Е.М. Есина // Адаптивная физическая культура. - 2004. - № 3 (19). - С. 17-22.
7. Филиппова, С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников : дис. ... д-ра пед. наук / Филиппова С.О. - СПб., 2002. - 518 с.
8. Чоговадзе, А.В. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях стоп // Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М. : Медицина, 1995. - С. 315-325.
9. Чугунова, О.В. Рахит : учебное пособие / О.В. Чугунова, Е.А. Колмо, В.П.
Алферов. - СПб. : Изд-во СПб МАПО, 2001. - 28 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНОРЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ
Юрий Ермакович Рыжкин, кандидат психологических наук, доцент Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье обосновывается положение, согласно которому физическая рекреация как вид физической культуры и общей рекреации может получить социально-психологический статус и обрести право на существование только при условии выделения психологических аспектов общения в физкультурно-рекреационных группах.
Ключевые слова: физическая рекреация, психологическое общение, малая группа.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF COMMUNICATION IN PHYSICAL CULTURE
RECREATION GROUPS
Jury Ermakovich Ryzhkin, the candidate of psychological sciences, the senior lecturer Military institute of physical training St.-Petersburg
Abstract
The article centers on the statement according to which physical recreation as a type of physical culture and general recreation may gain social-psychological status and the right to exist only an the condition of selection of psychological aspects of communications in physical culture and recreational groups.
Keywords: a physical recreation, psychological dialogue, small group.
При построении социально-психологической концепции физической рекреации неизбежно возникает проблема общения. Актуальность исследования психологических аспектов общения обусловлена двумя причинами. Во-первых, сущность физической рекреации проявляется не только на уровне отношений субъект-объект, где в качестве объекта выступает организм человека, его физическое здоровье. Свою общественную сущность человек реализует посредством взаимодействия с другими людьми, на уровне субъектно-субъектных отношений, что осуществляется посредством общения. Во-вторых, актуальность решения проблемы общения заключается в том, что групповые формы физкультурно-рекреационной деятельности в количественном отношении значительно превышают индивидуальные формы, и взаимодействие членов группы невозможно без общения.
Потребность в общении относится к числу основных жизненных потребностей человека, общение служит необходимым условием его психологического развития, и социальная обусловленность стиля жизни индивида раскрывается через анализ общения более непосредственно и полно, чем через анализ его деятельности. Проблема общения занимает существенное место в психологической науке, является одной из базовых её категорий, наряду с категориями отражения, деятельности, сознания. В то же время общение не является исключительно предметом психологической науки, оно интенсивно исследуется в рамках других научных дисциплин обществоведческого и гуманитарного циклов.
Проблема общения интенсивно изучается и в теории физической культуры и спорта. Анализ основных направлений исследования общения в рамках этой научной дисциплины показывает, что они в основном посвящены изучению общения в спортивных командах, где общение выполняет функцию организации совместной деятельности и имеет значение для эффективности тренировочного и соревновательного процессов. Проблеме общения в других видах физической культуры, в частности физиче-