Научная статья на тему 'Структура хозяйственного механизма информационного общества'

Структура хозяйственного механизма информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура хозяйственного механизма информационного общества»

♦-

4) обеспечение промышленной безопасности и охраны окружающей среды;

5) внедрение и использование информационных технологий.

Выделение указанных выше направлений и соответствующих процессов обусловлено:

- их влиянием на общую организационную и экономическую эффективность деятельности предприятия нефтегазового комплекса;

- взаимосвязью основных (производственных) и сопутствующих процессов в деятельности организаций и корпоративной политикой предприятия нефтегазового комплекса, нацеленной на создание единых интегрированных систем менеджмента.

В состав документации системы менеджмента качества организации должны входить документированные процедуры организации или корпоративные процедуры, отвечающие требованиям настоящего стандарта в соответствии с областью применения, указанной в стандарте.

Специальные требования должны быть отражены в Руководстве по качеству или Дополнительном руководстве по качеству, отвечающем требованиям настоящего стандарта.

Процесс разработки, внедрения и обеспечения функционирования информационных систем управле-

ния записями, их обработки и анализа в рамках систем менеджмента качества должен являться приоритетным направлением для корпоративных заказчиков (потребителей) и (или) внутренних поставщиков.

Высшее руководство организации должно установить и документально оформить ответственность и полномочия персонала в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и взаимодействия по этим вопросам с внешними организациями, включая надзорные органы.

Высшее руководство организации должно обеспечить все необходимые условия для работы представителя корпоративного заказчика при приемке заказанной продукции или оценке системы менеджмента качества.

Вышеизложенная концепция системы менеджмента качества предприятия нефтегазового комплекса полностью отвечает требованиям ИСО серии 9000, построена на принципах TQM и учитывает специфику отрасли. Автор выражает уверенность в эффективности менеджмента вертикально-интегрированных компаний, принимающих эти стандарты, и обеспечении их конкурентоспособности в современном глобализирующемся мире.

УДК 330.101.541

СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

И. И. Калина,

кандидат педагогических наук, кафедра общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)

На основе анализа отечественной экономической литературы можно выделить два основных определения, раскрывающих сущность хозяйственного механизма общества в широком и узком смыслах этого слова1.

Хозяйственный механизм в широком смысле этого слова можно охарактеризовать как способ организации общественного производства со свойственными ему формами и методами, экономическими стимулами и правовыми нормами.

Хозяйственный механизм в узком смысле этого слова - это общественная система хозяйствующих субъектов с присущими им методами хозяйствования и совокупностью социально-экономических институтов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов.

Хозяйственный механизм выполняет такие функции, как:

- формирование и изменение материальной и стоимостной структур производства;

- соединение капитала с трудом в общественном производственном процессе;

- обеспечение производства прибыли капиталом;

- развитие производственных сил, обновление производства и продукта;

- расширение масштабов производства;

- обеспечение сбалансированности общественного производства, всеобщего товарообмена.

Хозяйственный механизм обеспечивает не только взаимоотношение между производительными силами и отношениями собственности, но и их взаимоотношение с комплексом политических (надстроечных) факторов.

В структуру хозяйственного механизма информационного общества входят следующие элементы:

- формы организации общественного производства;

- структура и методы управления экономикой;

- формы экономических связей в народном хозяйстве;

- экономические стимулы и рычаги воздействия на производство;

- правовые формы и методы регулирования производства;

- социально-психологические факторы воздействия на производство.

Хозяйственный механизм информационного общества представляет собой систему, органическое единство четырех форм регулирования2:

- рыночной;

- корпоративной;

- государственной;

- общественно-некоммерческой.

При этом необходимо отметить, что экономические законы и механизмы, регулирующие хозяйственную деятельность любой экономической системы, функционируют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой. Взаимодействие конкретной системы законов (регуляторов) обеспечивает необходимую сбалансированность хозяйственной системы.

Рыночное саморегулирование на макроуровне осуществляется стихийно. В информационном обществе формируется устойчивое ядро динамичных глобальных фирм, проводящих политику технологического инвестирования в коммуникационную и информационную инфраструктуры. Это сделало возможными дерегулирование рынков и формирование вокруг этого ядра совокупности фирм и отраслей, интегрированных в новую технологическую систему. Именно конкуренция на этих глобальных рынках определяет в конечном счете благосостояние фирм и граждан каждой страны. Поэтому наряду с поиском прибыльности как основной мотивации для фирм постиндустриальное общество также формируется стремлениями политических институтов, заинтересованных в поддержании конкуренции.

Корпоративное (децентрализованное) регулирование экономики - это сознательное регулирование экономических отношений на микроуровне, осуществляемое самими хозяйствующими субъектами (собственниками).

При переходе к информационной экономике все возрастающую роль в хозяйственном механизме общества играют транснациональные корпорации (ТНК) (как национальные, так и международные). ТНК в силу своих организационных, финансовых, материальных ресурсов имеют все рычаги для монополизации отдельных рынков. Нельзя однозначно утверждать, что в постиндустриальном обществе останутся только ТНК, однако борьбу за рынки сбыта мира в итоге будут вести всего несколько десятков корпораций.

Внутреннее и внешнее саморегулирование в рамках крупных интегрированных структур способствует планомерной деятельности данных производственных комплексов и значительно ограничивает проявления стихийности в рыночном хозяйстве.

Хозяйственный механизм информационного общества имеет тенденцию к вовлечению в его состав все

новых субъектов. В их числе - различные негосударственные образования (ассоциации), активно действующие в области разработки и внедрения новых информационных технологий, используемых для организации информационного пространства. Деятельность ассоциаций направлена на налаживание взаимодействия, координацию предприятий (организаций) - членов ассоциации, оказание информационных и маркетинговых услуг, повышение профессионального уровня управленческих кадров и т.д. Среди новых субъектов организации пространства можно выделить глобальную сеть Интернет.

Другим новым субъектом конкурентных отношений являются ТНК, построенные по сетевому принципу Это информационно-финансовые структуры, в которых совмещаются преимущества современных глобальных информационных и финансовых коммуникаций. ТНК обладают высокой концентрацией капитала и инновационным потенциалом, им доступны преимущества, связанные с международным разделением труда, а также новейшие достижения в области высоких технологий. Они объединены по принципу «горизонтальной кооперации» из независимых компаний разных размеров и отраслей.

Важнейшей тенденцией сетевых ТНК являются стратегические альянсы. Они охватывают собой различные стадии всей цепочки - от научных разработок до совместного производства и сбыта. Движущий мотив таких альянсов - кооперация в сфере научных исследований и новых технологий, которая реализуется в совместной работе всех конкурентов над достижением общего компромисса. Деятельность сетевых ТНК одновременно сочетает в себе и жесткую конкуренцию, и кооперацию.

Особую роль в структуре хозяйственного механизма информационного общества играет государственная экономическая политика. При этом необходимо отметить, что она присутствует во всех без исключения элементах хозяйственного механизма общества, определяя конкретные формы организации производства, структуру и совокупность методов управления, а также систему применяемых экономических стимулов и рычагов, правовое регулирование хозяйственной деятельности и т.д.

В последние годы в РФ реализован достаточно обширный комплекс мер по совершенствованию регулирования отношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и использования информационного ресурса. Начато формирование базы правового обеспечения данного процесса. Приняты Закон РФ «О государственной тайне», Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «Об электронной цифровой подписи» и целый ряд других законов; развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих означенные общественные отношения.

Вместе с тем одними из важнейших задач законотворческого процесса следует считать разработку и принятие правовых норм, призванных регулировать и со-

вершенствовать отношения в сфере развития и использования информационной инфраструктуры и телекоммуникаций; доступа к информации; защиты информации в телекоммуникационных сетях; защиты граждан, общества, государства от ложной, недобросовестной и вредной информации; защиты телекоммуникационных сетей от других неправомерных действий.

1 См.: Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994. С. 60 - 62.

2 См.: Колядин Н.П. Методология регулирования экономики // Регулирование рыночной экономики (методология, теория, практика): Науч.-практич. конф. Саратов, 2000. С. 79.

В «Вестнике СГСЭУ» с 2007 года публикуются материалы

по вопросам истории и экономики. Журнал включен в каталог агентства «Роспечать». Индекс издания:

82012 - для индивидуальных подписчиков,

82013 - для предприятий и организаций. Тел./факс (845-2) 33-33-24/33-22-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.