Научная статья на тему 'Концепция системы менеджмента качества предприятия нефтегазового комплекса (корпоративный подход )'

Концепция системы менеджмента качества предприятия нефтегазового комплекса (корпоративный подход ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция системы менеджмента качества предприятия нефтегазового комплекса (корпоративный подход )»

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

УДК 658.5

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА (КОРПОРАТИВНЫЙ ПОДХОД)

Д.А. Телегин,

кафедра экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)

Конкурентоспособность предприятий нефтегазового комплекса в условиях глобализации непосредственно зависит от качества и прозрачности корпоративного менеджмента вертикально-интегрированных компаний. Разработка подхода к формированию системы менеджмента, отвечающей этим требованиям и учитывающей специфику отрасли, и является задачей данной статьи.

Как известно, семейство стандартов ИСО серии 9000 разработано Международной организацией по стандартизации в целях содействия организациям в создании и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества.

Корпоративный подход к системам менеджмента качества представляет собой логическое развитие изложенных выше положений в ситуации, когда «потребитель» известен и им является крупная корпоративная структура с широкой сетью внешней и внутренней кооперации, определенными направлениями деятельности, сложившимися принципами и методами организации работ.

Стандарты организации нефтегазового комплекса (СТО НГК) серии 9000, базируясь на стандартах ИСО серии 9000, направлены на создание условий взаимной заинтересованности всех участников кооперации, как внутренней, так и внешней, в повышении результативности и эффективности как собственной производственно-хозяйственной деятельности , так и экономической эффективности производственной деятельности предприятия нефтегазового комплекса.

В стандартах организации нефтегазового комплекса в качестве основы приняты положения и требования стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000, что дает возможность:

1) полного согласования требований к системам менеджмента качества внутренних и внешних поставщиков с международно признанными требованиями, установленными стандартами ИСО серии 9000 (ГОСТ Р ИСО серии 9000);

2) совершенствования деятельности организаций за счет создания условий открытой конкуренции между поставщиками предприятия нефтегазового комплекса, как внешними, так и внутренними;

3) обеспечения возможности объективного контроля выполнения требований предприятия нефтегазового комплекса в области менеджмента качества.

Комплекс стандартов предприятия нефтегазового комплекса на системы менеджмента качества включает в себя:

1) СТО НГК 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Стандарт дает описание и содержит изложение основных положений подхода предприятия нефтегазового комплекса к системам менеджмента качества внутренних и внешних поставщиков и вводит дополнительную специальную терминологию, используемую на предприятиях нефтегазового комплекса, не содержащуюся в ГОСТ Р ИСО 9000. Этот стандарт следует применять совместно с ГОСТ Р ИСО 9000 в отношении:

- используемой терминологии;

- основных положений;

- принципов менеджмента качества;

2) СТО НГК 9001 «Системы менеджмента качества. Требования. Ч. I. Общие требования». Стандарт совместно с ГОСТ Р ИСО 9001 устанавливает общие требования к системам менеджмента качества внутренних и внешних поставщиков. Требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 применяются в полном объеме. Дополнительные требования относятся к:

- общему менеджменту качества;

- менеджменту ресурсов, включая финансовое обеспечение основной деятельности организации;

- менеджменту основных производственных процессов, в особенности в отношении специальных характеристик продукции и процессов ее производства;

- мониторингу процессов системы менеджмента качества, включая ведение записей;

- менеджменту рисков безопасности;

3) СТО НГК 9001 «Системы менеджмента качества. Требования. Ч. II. Специальные требования». Стандарт устанавливает дополнительные требования, относящиеся к основным видам деятельности предприятия нефтегазового комплекса и распространяющиеся, как правило, на внутренних поставщиков;

4) СТО НГК 9011 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по оценке систем менеджмента качества». Стандарт определяет порядок и правила оценки систем менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта предприятия нефтегазового комплекса второй и (или) третьей сторонами;

5) СТО НГК 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Ч. I. Руководство по анализу видов и последствий несоответствий при проектировании продукции и производственных процессов»;

6) СТО НГК 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Ч. II. Руководство по применению методов обработки и анализа данных»;

7) СТО НГК 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Ч. III. Руководство по планам качества»;

8) СТО НГК 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Ч. IV. Проектирование продукции с использованием методов структурирования функции качества»;

9) СТО НГК 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Ч. V. Рекомендации по самооценке соответствия СМК»;

10) СТО НГК 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Ч. VI. Рекоменда-

ции по применению методов экономического анализа эффективности процессов менеджмента качества».

Общая структура стандартов предприятия нефтегазового комплекса приведена на рисунке.

ОБЩИЕ

НОРМАТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ

Основные поня -тия и словарь ИСО 9000:2000 + СТО НГК 9000

Руководящие указания по оценке СМК ИСО 19011:2001 + СТО НГК 9011

Требования ИСО 9001:2000 + СТО НГК 9001. Ч. I. Общие требования. Ч. II. Специ-

альные требования

Рекомендации по улучшению деятельности ИСО 9004:2000 + СТО НГК 9004. Ч. I. Ч. II. ... Ч. VI

Общая структура стандартов предприятия нефтегазового комплекса

Система менеджмента качества представляет собой организационную основу системы менеджмента любой организации и нацелена на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон. Стандартами ГОСТ Р ИСО 9000 подчеркивается взаимосвязь менеджмента качества и других аспектов менеджмента организации.

Интеграция различных частей системы менеджмента (или их отдельных составляющих) с системой менеджмента качества естественным образом реализуется в рамках корпоративного подхода, когда наиболее важные аспекты систем, непосредственно связанные с менеджментом качества, четко определены . К ним следует отнести вопросы:

1) общей эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

2) промышленной безопасности объектов производственной инфраструктуры по основным видам деятельности;

3) охраны окружающей среды.

Соответствующие требования изложены в стандарте СТО НГК 9001 (ч. I и П). При этом не происходят дублирование или подмена требований действующих нормативных правовых актов (например, действующего законодательства в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды, международных стандартов в области экологического менеджмента ИСО 14001 и др.), а ставится цель выделения связующих направлений в менеджменте, обеспечивающих выполнение действующих нормативных правовых актов и достижение целей предприятия нефтегазового комплекса в области качества.

Дополнительные специальные требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками предприятия нефтегазового комплекса, относятся к таким направлениям, как:

1) проектирование объектов капитального строительства;

2) организация кооперации при капитальном строительстве;

3) централизованное материально-техническое обеспечение;

♦-

4) обеспечение промышленной безопасности и охраны окружающей среды;

5) внедрение и использование информационных технологий.

Выделение указанных выше направлений и соответствующих процессов обусловлено:

- их влиянием на общую организационную и экономическую эффективность деятельности предприятия нефтегазового комплекса;

- взаимосвязью основных (производственных) и сопутствующих процессов в деятельности организаций и корпоративной политикой предприятия нефтегазового комплекса, нацеленной на создание единых интегрированных систем менеджмента.

В состав документации системы менеджмента качества организации должны входить документированные процедуры организации или корпоративные процедуры, отвечающие требованиям настоящего стандарта в соответствии с областью применения, указанной в стандарте.

Специальные требования должны быть отражены в Руководстве по качеству или Дополнительном руководстве по качеству, отвечающем требованиям настоящего стандарта.

Процесс разработки, внедрения и обеспечения функционирования информационных систем управле-

ния записями, их обработки и анализа в рамках систем менеджмента качества должен являться приоритетным направлением для корпоративных заказчиков (потребителей) и (или) внутренних поставщиков.

Высшее руководство организации должно установить и документально оформить ответственность и полномочия персонала в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и взаимодействия по этим вопросам с внешними организациями, включая надзорные органы.

Высшее руководство организации должно обеспечить все необходимые условия для работы представителя корпоративного заказчика при приемке заказанной продукции или оценке системы менеджмента качества.

Вышеизложенная концепция системы менеджмента качества предприятия нефтегазового комплекса полностью отвечает требованиям ИСО серии 9000, построена на принципах TQM и учитывает специфику отрасли. Автор выражает уверенность в эффективности менеджмента вертикально-интегрированных компаний, принимающих эти стандарты, и обеспечении их конкурентоспособности в современном глобализирующемся мире.

УДК 330.101.541

СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

И. И. Калина,

кандидат педагогических наук, кафедра общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)

На основе анализа отечественной экономической литературы можно выделить два основных определения, раскрывающих сущность хозяйственного механизма общества в широком и узком смыслах этого слова1.

Хозяйственный механизм в широком смысле этого слова можно охарактеризовать как способ организации общественного производства со свойственными ему формами и методами, экономическими стимулами и правовыми нормами.

Хозяйственный механизм в узком смысле этого слова - это общественная система хозяйствующих субъектов с присущими им методами хозяйствования и совокупностью социально-экономических институтов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов.

Хозяйственный механизм выполняет такие функции, как:

- формирование и изменение материальной и стоимостной структур производства;

- соединение капитала с трудом в общественном производственном процессе;

- обеспечение производства прибыли капиталом;

- развитие производственных сил, обновление производства и продукта;

- расширение масштабов производства;

- обеспечение сбалансированности общественного производства, всеобщего товарообмена.

Хозяйственный механизм обеспечивает не только взаимоотношение между производительными силами и отношениями собственности, но и их взаимоотношение с комплексом политических (надстроечных) факторов.

В структуру хозяйственного механизма информационного общества входят следующие элементы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.