Научная статья на тему 'Закономерности развития хозяйственного механизма информационного общества'

Закономерности развития хозяйственного механизма информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаев Р. Р.

В статье осуществлен анализ сущности и форм хозяйственного механизма. Основное внимание уделено выявлению тенденций и закономерностей развития хозяйственного механизма информационного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ECONOMICS MECHANISM DEVELOPMENT IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY

The article analyses the essence and forms of economic mechanism. Main attention is paid to the tendencies and regularities of informative society economic mechanism development.

Текст научной работы на тему «Закономерности развития хозяйственного механизма информационного общества»

социальные, медицинские и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму (социальная ответственность), своевременно представлять декларацию о доходах предприятия, уплачивать налоги (экономическая ответственность), т.е. он ответственен перед налоговыми службами и другими финансовыми и кредитными органами собственным имуществом.

Таким образом, общая ответственность фирмы слагается из различных ее форм - юридической (в том числе административной), экономической и социальной. Если между юридической ответственностью фирмы и социальной можно провести достаточно четкую грань, то между экономической и социальной это сделать достаточно трудно, поскольку в реальности данные формы ответственности тесно переплетены.

Представляется теоретически возможным разделить социальную и экономическую ответственность фирмы по критерию «объект собственности». Если объектом собственности фирмы и, соответственно, ее «пучком обязательств» является имущество фирмы, по поводу которого в фирме складываются отношения собственности различной формы, то это экономическая ответственность. Она реализуется соответствующими правовыми нормами.

Если объектом ответственности фирмы является не имущество фирмы, а необходимое участие в разного рода социальных проектах, т.е. вклад бизнеса в развитие общества, выходящий за рамки определенного законом минимума, но связанный непосредственно с деятельностью данной фирмы, фирма отвечает не имуществом, а своей репутацией, статусом в обществе. Иначе говоря, своими корпоративными ценностями.

В мировом экономическом сообществе для развитых стран социальная ответственность фирм стала нормой, которая приносит позитивный эффект обществу.

Во многих европейских странах социальная ответственность понимается достаточно широко:

- как гражданский субъект фирма должна соблюдать законы, нормы общественной жизни;

- как производитель - производить безопасные и надежные товары, устанавливать справедливые цены;

- как работодатель - заботиться о материальном положении персонала и условиях их деятельности;

- как субъект управления ресурсами - эффективно их использовать;

- как объект инвестирования - защищать интересы инвесторов и давать правдивую информацию о своем положении;

- как конкурент - не должна участвовать в недобросовестной конкуренции;

- как участник социального развития должна стимулировать и поддерживать инновации и признавать ответственность за воздействие на качество жизни окружающих.

В российской экономике представление о социальной ответственности фирмы значительно отличается от указанных выше критериев. Российский бизнес ограничивает масштабы своей социальной ответственности прежде всего собственными экономическими интересами и, например, не считает необходимым финансировать социальные проекты, не имеющие никакого отношения к его корпоративным интересам. Более того, российские фирмы считают себя социально ответственными, если их деятельность соответствует хотя бы одному из вышеназванных критериев.

Общество имеет иное представление о социальной ответственности бизнеса и считает спонсорство (благотворительность) исключительно добровольным актом каждой компании.

Следует отметить, что зарубежные фирмы рассматривают собственную социальную ответственность как часть корпоративной культуры, одну из корпоративных ценностей. В российской практике такое отношение к социальной ответственности находится на стадии формирования.

Таким образом, корпоративные ценности представляют собой институциональную составляющую деятельности фирмы, а социальная ответственность является ее статусной ценностью.

1 Так, в начале XX в. Э. Карнеш, владелец предприятий по производству стали, вложил 350 млн дол. в социальные программы, построил более 2000 публичных библиотек. Дж. Рокфеллер выделил 550 млн дол. и основал свой собственный фонд.

2 См.: Davis K. The Meaning and scope of social responsibility // Contemporary management. Issues and viewpoints. 1974. P. 630.

3 См.: Sethi S.P. Japanese business and social conflict. A comparative analysis of response patterns with american business. Cambridg (Mass), 1975. P. 19 - 20.

УДК 330.342.3

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Хозяйственный механизм - общественная система хозяйствующих субъектов с характерными для них методами хозяйствования и присущими всей системе общественными хозяйственными институтами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов. Хозяйственный механизм общества есть взаимопереплетение и взаимодополнение конкурентно-рыночной, корпорационной и государственной форм регулирования. Соотношение данных форм подвижно и определяется конкретно-историческими условиями и факторами развития страны на разных его этапах. Та или иная комбинация сознательного государственного и индивидуально-

P.P. Нечаев,

соискатель кафедры институциональной экономики, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

рыночного регулирования хозяйственных процессов и характеризуется понятием «регулируемый рынок», а в совокупности со стихийным саморегулированием рыночных отношении выражается в таком обобщающем понятии, как хозяйственный механизм общества.

Формирующийся в России хозяйственный механизм - это органическая целостная система, служащая формой движения и разрешения противоречий общественных и частных начал, общественных и частных интересов. Общественный интерес реализуется через спектр форм государственной и коллективной собственности, государственных и коллективных предприятий, государственного регулирования. Частные интересы реализуются через совокупность форм частной собственности, частного предпринимательства, корпоративного и рыночного регулирования.

Обеспечение развития, т.е. качественного совершенствования производства, его прогресса, - одна из важнейших функций хозяйственного механизма.

Анализ современных тенденций развития хозяйственного механизма информационного общества позволяет выделить следующие закономерности:

- возрастание роли информационного ресурса и необходимость его институционального регулирования;

- интеграция форм регулирования современной экономики;

- усложнение структуры и функций хозяйственного механизма.

1. Возрастание роли информационного ресурса в хозяйственном механизме. Определяя роль информационного ресурса в хозяйственном механизме информационного общества, следует выяснить его связь с основывающими эту систему категориями - потребностями и экономическими интересами.

Если рассматривать взаимоотношения между информационным ресурсом и потребностями, представляющие собой один из видов классического для современной экономической теории противоречия «ресурсы -потребности», то в данном случае это противоречие приобретает ряд особенностей, связанных в первую очередь с особыми свойствами информационного ресурса. С одной стороны, привлечение информационных ресурсов в той или иной степени требуется для удовлетворения любой экономической потребности. С другой стороны, для информационного общества характерно существенное изменение структуры личных и общественных потребностей, в результате чего увеличивается доля таких потребностей, для удовлетворения которых необходимо привлечение в воспроизводственный процесс большого количества информационных ресурсов качественно высокого уровня. Известно, что товары в постиндустриальной экономике насыщены и перенасыщены информационной составляющей. Так, около 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную часть. Говорить о таких сферах, как космические исследования, оборона, медицина, вообще не приходится - доля информационной составляющей в товаре там еще выше1.

Учитывая, что потребности являются объективной основой экономических интересов, мы можем утверждать, что успешность реализации экономических интересов участников экономических отношений в постиндустриальном обществе находится в возрастающей за-

висимости от степени вовлеченности информационных ресурсов в процесс воспроизводства.

Данная зависимость наблюдается и для других типов производства, исторически предшествующих информационному, однако проявляется менее ярко. Производство таких типов, как правило, не нуждалось в постоянном притоке новой информации. Большинство необходимых данных было легко доступно и не являлось экономическим (т.е. ограниченным) ресурсом.

Таким образом, информационный ресурс пронизывает значительную часть форм и разновидностей системы экономических интересов, во многом формирует и обеспечивает нормальное функционирование этой системы, а также предопределяет ее будущее развитие. При этом различные типы, формы и разновидности интересов, связанных с воспроизводством информационных ресурсов, в зависимости от их конкретного места в системе могут иметь различный вектор. Например, если на микроуровне экономические интересы субъектов экономических отношений связаны в первую очередь со своевременным получением необходимой информации, либо с ее эффективной реализацией, то на макроуровне общие интересы помимо этого включают снижение информационной асимметрии (т.е. неравномерности распределения информации между субъектами).

Экономические процессы в рыночной экономике предполагают не только движение ресурсов, товаров, денег но и информационных потоков, без которых невозможна непрерывность общественного воспроизводства.

Рыночная экономика как экономика динамики спроса и предложения немыслима без эффективной информационной системы. Потоки информации не только сопровождают и координируют движение товарно-денежных и ресурсных средств. Они отображают экономические процессы и производны от них. Они оказывают активное влияние на развитие экономических процессов. Стремление к получению и увеличению прибыли побуждает хозяйствующих субъектов непрерывно совершенствовать имеющиеся у них системы связи и обработки информации, которые повышают производительность труда и снижают издержки. Это ведет к производству все более совершенных и технически сложных и высококачественных товаров и услуг.

Таким образом, общим условием развития информатизации вообще и информационного производства в частности выступает жесткая конкурентная борьба многочисленных производителей на свободном рынке. В конкурентной среде хозяйствующие субъекты вынуждены совершенствовать системы информационного обеспечения деятельности и связи, которые повышают производительность труда и эффективность производства. Однако процесс развития информационного рынка в России требует государственной поддержки в аспектах формирования и совершенствования инфраструктуры и институциональных основ функционирования этого рынка, что позволит ускорить переход экономики России к хозяйственному механизму информационного общества.

Анализ отечественного законодательства показывает, что в этой области пока не обеспечивается эффективное регулирование.

В последние годы в Российской Федерации реализован достаточно обширный комплекс мер по совершен-

ствованию регулирования отношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и использования информационного ресурса. Начато формирование базы правового обеспечения данного процесса. Приняты закон Российской Федерации «О государственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «Об электронной цифровой подписи» и целый ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих означенные общественные отношения.

Вместе с тем одной из важнейших задач законотворческого процесса следует считать разработку и принятие правовых норм, призванных регулировать и совершенствовать использование информационной инфраструктуры и телекоммуникаций, доступ к информации, защиту информации в телекоммуникационных сетях, защиту граждан, общества, государства от ложной, недобросовестной и вредной информации, защиту телекоммуникационных сетей от других неправомерных действий.

Для этого, в частности, необходимо:

1) усовершенствовать законодательное оформление «права на информацию», предусмотрев создание доступных для граждан (в том числе не имеющих собственных компьютеров) серверов органов государственной власти, содержащих информацию о деятельности этих органов и предоставляющих ее на безвозмездной основе;

2) осуществлять постоянный мониторинг действующего законодательства с целью определения его соответствия стремительно изменяющимся условиям, возникающим в связи с развитием новых информационных технологий и распространением Интернета в России;

3) совершенствовать законодательство в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

4) осуществить инвентаризацию хаотично пополняющихся национальных информационных ресурсов с целью информирования населения о ресурсах общего пользования, а также определение порядка возможного коммерческого их использования;

5) активизировать российское участие в подготовке международных актов, особенно в рамках ЕС и СНГ о развитии общедоступных компьютерных сетей, подготовку и принятие единых правил их использования, а также стимулировать разработку двусторонних межгосударственных соглашений в этой области.

Таким образом, возрастание информационных эффектов в информационном обществе приводит к соответствующему увеличению функций информационных ресурсов и необходимости их оперативного институционального регулирования.

2. Интеграция форм регулирования хозяйственного механизма. Зависимость между использованием информационного ресурса и реализацией экономических интересов участников воспроизводственного процесса иллюстрируется также интеграционными явлениями, наблюдаемыми в результате информатизации экономики. Необходимо подчеркнуть, что интеграция представляет собой процесс, где цели и задачи, носящие в основном информационный характер, реализуются посред-

ством согласования интересов хозяйствующих субъектов. Отсюда следует, что цели и причины интеграции во многом носят информационный характер, а механизмом, посредством которого она проявляется, служат экономические интересы.

В хозяйственном механизме информационного общества, во-первых, возрастает роль самого государства как «интегратора» хозяйственной системы; во-вторых, происходит интеграция государственных и корпоративных форм регулирования; в-третьих, осуществляется интеграция государственного и рыночного форм регулирования современной экономики.

Роль государства в становлении хозяйственного механизма современной российской экономики определяется прежде всего тем, что оно должно быть представлено в качестве экономического интегратора. При этом под «интегратором» в экономической литературе понимается универсальный процесс, происходящий в природе и обществе, который организует части системы, способствует их сохранению и приумножению, их живучести и стабильности2.

Исходя из вышесказанного, государство в качестве интегратора должно осуществлять контроль над всеми сферами производства, обмена, распределения и потребления, регулировать отношения взаимодействия между субъектами хозяйствования. Кроме этого, оно само должно стать активным субъектом рынка, т.е. быть собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, контрактов, госзаказов и т.д., и тем самым воздействовать на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов и т.п. Аккумулируя значительные средства в бюджете, государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко само является заемщиком, оказывая через кредитную систему активное воздействие на денежное обращение, инвестиционную политику и на другие рыночные отношения.

В информационной экономике сложилась целостная система государственно-корпоративной экономики. Произошло не просто сближение, слияние, сращивание государства и экономики, более того, экономические и политические институты приняли характер относительного тождества. Этот процесс происходил не только на национальном, но и на мировом уровне. Отличия систем обнаруживаются лишь в степени сближения экономики и государства, в своеобразии национальных традиций, в традициях либерализма или императива.

Особо следует выделить финансово-промышленные группы (ФПГ), значимость которых в экономике России неуклонно возрастает. В мировой практике под ФПГ понимается достаточно широкий круг организационно-правовых форм интеграции промышленных, банковских, инвестиционных, страховых, научных, маркетинговых и иных структур, в том числе крупных национальных и транснациональных корпораций. В отличие от мировой практики, где аналогичные структуры, существующие в виде ТНК, в подавляющем большинстве есть форма слияния негосударственного, частного финансового и промышленного капитала, российские ФПГ, наоборот, в большинстве случаев являются формой слияния государственного и негосударственного, коммерческого ка-

питала, т.е. преимущественно формой корпоративно-государственного предпринимательства.

Кроме того, послевоенная история западноевропейских стран и Японии показывает, что национальный капитал способен выдержать конкуренцию с иностранными с ТНК, если сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, тесно взаимодействует с государственными органами, работает в правовом режиме, адекватно учитывающем особенности национальной и мировой экономики, и обладает экономической мощью, адекватной аналогичным организационно-хозяйственным структурам.

Все это имеет непосредственное отношение к рассматриваемой здесь проблеме, поскольку существенная часть функционирующих ныне в России ФПГ, в отличие от своих западных аналогов, является не только формой слияния (сращивания) финансового, промышленного и торгового капитала, но и формой крупномасштабного смешанного частно-государственного предпринимательства, т.е. формой взаимодействия микро-, мезо- и макроуровней хозяйственного механизма.

Ярким свидетельством высокой эффективности функционирования государственно-частных корпораций служит их создание в последние годы в таких секторах российской экономики, как авиа и ракетно-космическая, судостроение, телекоммуникаций и информационных технологий и др. Данные корпорации осуществляют крупномасштабную предпринимательскую деятельность, обладают высоким инвестиционно-инновационным, а следовательно, и конкурентным потенциалом на внутреннем и внешнем рынках. Сюда же следует отнести мощный мультипликационный, а также производственно-хозяйственный потенциал, позволяющий им выступать в качестве генерального подрядчика при выполнении ее участниками поставок товаров и услуг для государственных нужд.

Известно, что рыночная экономика обладает внутренними способностями к саморегулированию и эффективному развитию, многие ученые считают эти возможности самодостаточными для развития экономических систем. Однако современная экономика представляет собой органическую совокупность государственных и рыночных регуляторов, образующих сложнейшую систему хозяйственных взаимосвязей, находящихся между собой в различных сочетаниях и обеспечивающих нормальное функционирование рыночного хозяйства и повышение его эффективности.

Интеграция государственного регулирования рынка с рыночным саморегулированием происходит путем, во-первых, максимального развития рыночных отношений самим рынком и государством при ограничении государством стихийных рыночных проявлений; во-вторых, повышения эффективности рыночных отношений рынком и государством при рациональном государственном регулировании данного процесса; в-третьих, взаимодействия возможностей рынка и государства для удовлетворения социальных потребностей населения.

Таким образом, необходимо отметить, что в начале XXI в. разворачиваются противоречивые процессы становления экономики постиндустриального общества: информатизация, усиление роли социальных критериев в развитии экономики, всей жизнедеятельности общества, создание материально-технической базы про-

изводства и воспроизводства на основе высоких технологий с опорой на технологические уклады. Это потребовало и новых подходов к организации экономической системы. Современная экономика отличается сложнейшей многоуровневой и многосубъектной интегрированной системой хозяйствования и регулирования.

3. Усложнение структуры и функций хозяйственного механизма. С развитием экономической системы общества, с изменениями в структуре общественного воспроизводства, сдвигами в его отраслевой и региональной структуре, актуализацией тех или иных сфер хозяйственной жизни происходит усиление роли государства, обогащение, уточнение его функций. В последнее время возникли качественно новые функции государства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением информационного общества и связанной с ним новой хозяйственной структурой экономической системы. К ним можно отнести принятие на себя государством функций в области становления и обеспечения функционирования хозяйственного механизма национальной экономики России, отвечающего реалиям постиндустриальной стадии развития экономической системы.

Роль государства в решении указанной задачи должна определяться необходимостью создания и поддержки новых черт и тенденций хозяйственного механизма, адекватных современным условиям хозяйствования, которые определяются глобальной стадией развития экономической системы.

Для исполнения своих основополагающих целей государство должно действовать в нескольких направлениях.

Во-первых, создавать государственную информационную инфраструктуру и среду экономической деятельности.

Во-вторых, формировать институциональную структуру, обеспечивающую основные нормы и правила экономической деятельности субъектов информационной экономики.

В-третьих, создавать благоприятную социальную среду для реализации творческих способностей человека.

В-четвертых, разрабатывать и осуществлять определенную экономическую политику, призванную определять приоритетные направления развития информационной экономики.

В-пятых, осуществлять собственную экономическую деятельность в качестве активного субъекта экономических отношений новой экономики.

В рамках этих направлений формулируются специфические для каждой из них цели, осуществляется их ранжирование (определяется приоритетность их реализации), планируются порядок, формы и методы их достижения с учетом имеющегося экономического и социально-политического потенциала, внутреннего и внешнего порядка.

Первоочередной, принципиальной задачей государства остается широкомасштабная перестройка системы хозяйственных связей, а также формирование действенной системы мотиваций. Только изменив сам механизм формирования партнерских отношений и хозяйственных связей, можно рассчитывать на отстраивание гибкой экономики, легко адаптирующейся к инновациям, способной своевременно реагировать на дифференциро-

ванный спрос и выпускать сложную качественную продукцию.

Быстрые изменения в структуре хозяйственного механизма связаны также с развитием глобального сообщества и глобальной экономики и характеризуются следующими чертами:

- формированием новых экономических мегасубъ-ектов, связанных с оформлением новой структуры международных экономических отношений;

- взаимосвязью и взаимозависимостью субъектов глобального сообщества, оформляющегося в мегаструк-туры, региональные центры сотрудничества и интеграционные союзы, объединяемые общими геополитическими и геоэкономическими интересами;

- возникновением качественно новых факторов мирового развития, связанных с современными транснациональными компаниями, их самостоятельной и влиятельной ролью в глобальной экономике и политике;

- формированием новой геоэкономической картины мира, сопровождающейся развитием и укреплением системы институтов и механизмов международного и внутригосударственного регулирования и координации.

Общая историческая тенденция в развитии хозяйственных систем индустриальной цивилизации состоит в диалектическом преодолении (снятии) их индустриально-экономического характера и переходе сначала в неоиндустриальный, а затем в ноосферный экономический механизм, т.е. в механизм постиндустриальный и постэкономический - эколого-экономический механизм. Характерными особенностями развивающегося механизма являются его мировизация и социализация, однако при сохранении качественного геокультуро-социально-го разнообразия (на уровне конкретных пространственно-временных воплощений).

По мнению Ю.М. Осипова, Россия должна осуществить сначала экономизацию, а затем экологизацию хозяйственного механизма. Идя по пути хозяйственной свободы и самоорганизации, она обязана обеспечить необходимую институциональную и функциональную общественную организацию экономики. Будущее, по-видимому, за государственно-демократической организацией хозяйства, переходящей постепенно в эколого-экономическую организацию ноосферного типа3.

Под влиянием тенденций глобального общества происходит также формирование новой инфраструктуры хозяйственного механизма - появляются сетевые структуры, сетевые технологии и сетевой бизнес. Сетевая инфраструктура основана на глобальной интеграции компьютерных систем, что обеспечивает свободный доступ к средствам переработки больших объемов данных для отдельного пользователя.

М. Кастельс определяет сетевое общество как динамичную открытую систему: «Сети являются орудиями, подходящими для капиталистической экономики, основанной на обновлении, глобализации и децентрализованной концентрации; для труда рабочих и фирм, базирующихся на мобильности и адаптивности; для культуры с бесконечной деконструкцией и реконструкцией; для политики, направленной к моментальной обработке ценностей и общественных настроений, и для социальной организации, нацеленной на подавление пространства и уничтожение времени»4.

Телекоммуникационные сети являются на настоящий момент базовой формой инфраструктуры современной

экономической системы, необходимой предпосылкой для осуществления преобразования экономических систем в информационную экономику. Сети являются важнейшими компонентами новой реальности наряду с технологическими инструментами, глобальной конкуренцией и государством. Новая экономика организована вокруг информационных сетей, не имеющих центра, и основана на постоянном взаимодействии между узлами этих сетей, независимо от того, локальные они или глобальные. Сетевые формы организации обеспечивают существенную гибкость фирм, индивидов и стран. Для них характерна постоянная адаптация к смене конъюнктуры в области капитала, спроса и технологий.

Сетевая инфраструктура - это способ взаимодействия крупного, малого и среднего предпринимательства, способ вовлечения в бизнес научных организаций, использующих в обеспечении своей деятельности сетевые коммуникации. Особенностью взаимоотношений контрагентов является наличие института контрактации - это наличие прямых параллелей между сетью и гибридными формами совершения сделок. «Гибридные формы можно рассматривать как особые структуры управления сделками, отличные и от рынка, и от иерархии. Они уместны в случаях многосторонней зависимости участников сделок, когда эта зависимость уже рождает потребность в тесной координации, но еще недостаточна для полной интеграции»5.

Еще одной формой сетевой организации бизнеса являются транснациональные компании (ТНК), построенные по сетевому принципу. Образование всемирного информационного пространства оказалось именно той средой, к которой наиболее адаптирована транснациональная форма организации бизнеса. То есть ТНК - это та информационно-финансовая структура, в которой совмещаются преимущества современных глобальных информационных и финансовых коммуникаций.

ТНК уходят от традиционной модели вертикальных отношений, превращаясь в глобальную интегративную сеть. Такая организационная структура имеет сильные горизонтальные связи и устойчивое взаимодействие на всех уровнях глобальной сети (корпорации). Современные сетевые ТНК являются наиболее перспективной организацией глобального бизнеса с использованием современных информационных технологий. В глобальных ТНК превалирует сетевая организация с базами транснационального капитала. От информационных систем ТНК заимствовали сетевую структуру, модульность, открытость, гибкость управленческих звеньев.

Сетевая структура глобальных ТНК создает новые возможности и для расширения стратегических альянсов, в результате чего ТНК приобретают новую модульную конфигурацию. Границы компаний благодаря механизмам транснациональных стратегических альянсов размываются и приобретают форму «созвездий». Они состоят из связанных между собой и открытых для присоединения (до известной степени) независимых компаний разных размеров и отраслей. Движущий мотив таких альянсов - кооперация в сфере научных исследований и новых технологий, которая реализуется в совместной работе всех конкурентов над достижением общего компромисса. В результате соглашений развивается «горизонтальная кооперация», расширяющая возможности для инвестиций в технологии, которые не может себе позволить каждый из партнеров из-за значительности сумм и высокой рискованности затрат.

Таким образом, деятельность сетевых ТНК одновременно сочетает и жесткую конкуренцию и кооперацию. Одним из примеров такой глобализованной фирменной сети является компания «Сименс», выстроенная на основе коммуникативных и информационных технологий и продающая продукцию этих же технологий. Сегодня в «Сименс» работают 400 тыс. человек, в том числе 200 тыс. из них - в 190 странах мира. Инвестиционная деятельность корпорации выстраивается в соответствии с организационной формой глобальной компании, суть которой - децентрализация. Сеть филиалов «Сименс» охватывает разные страны, но каждый филиал представляет уже не просто офис компании по продажам, но саму компанию с полным набором полномочий, включая инвестиции.

1 См.: Заворин А. Н. В поисках постиндустриального общества // Экономический вестник Ростовского университета. 2004. № 1. С.117.

2 См.: Богданов А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989; Денисов Б., Богачева Г. Об интегративизме в экономической системе // Вестн. Моск. экономич. ун-та. 1999. № 3; Они же. Современный взгляд на экономическую роль государства // Маркетинг. 2000. №4.

3 См.: Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994. С. 353 - 354.

4 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. М., 2000. С. 472.

5 Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2003. № 8. С. 144.

УДК 330.143

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДОБАВОЧНОЙ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Н.В. Панков,

соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Прибыль - одна из самых распространенных и неоднозначных категорий в экономической науке. В неоклассических теориях исследование прибыли ведется на уровне отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и выдвигающей в качестве основной цели максимизацию прибыли.

При этом в неоклассической теории различают нормальную прибыль и экономическую прибыль. Нормальная прибыль - важный компонент условий совершенной конкуренции, уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели. Превышение объемов нормальной прибыли привлекает в отрасль дополнительные ресурсы и создает условия для доступа в отрасль новых компаний. При уровне прибыли ниже нормального часть ресурсов выводится из отрасли в расчете на более благоприятные возможности производства других товаров. Еще одно определение для нормальной прибыли - уровень прибыли на вложенный капитал, который мог бы быть получен, если бы капитал был использован простейшим «обычным» способом, т.е. представлен виде ссуды, аренды. Нормальная прибыль необходима для развития предприятия. Экономическая прибыль в неоклассической теории - это разность между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные издержки.

Для капиталиста характерно стремление к получению помимо обычной еще добавочной прибыли, или сверхприбыли. Это своеобразный барометр эффективности хозяйствования. Предпринимательский интерес к производству той или иной продукции прямо пропорционален величине получаемой нормы прибыли. Английский публицист XIX в. Т. Дж. Даннинг привел на этот счет следующие наблюдения: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы...».

Происхождение сверхприбыли может быть объяснено различными обстоятельствами. Согласно теории Маркса сверхприбыль отражает превышение (излишек) прибыли предприятий по сравнению со средней прибылью. К. Маркс рассматривал прибыль как превращенную форму при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.