Научная статья на тему 'Структура функционально-ресурсного обеспечения управления трансформационными процессами региональной хозяйственной системы'

Структура функционально-ресурсного обеспечения управления трансформационными процессами региональной хозяйственной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЙ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / TYPES OF PROVIDING TRANSFORMATION PROCESSES / MANAGEMENT / REGIONAL NATURALLY-ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко С. В.

В статье рассмотрена схема функционально-ресурсного обеспечения управления трансформационными процессами региональной хозяйственной системы применительно к экономике Ставропольского края. Проанализированы региональные кластеры с акцентом на создание сетевой организации промышленных, строительных и транспортных предприятий и организаций, научно-исследовательских институтов и вузов, возможных управляющих структур в целях выпуска конкретной наукоемкой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the functional and resource providing of management transformational processes of regional economic system

In the article describes the scheme of functional and resource management software transformational processes of regional economic system in relation to the economy of the Stavropol Territory. Analyzed regional clusters, with emphasis on the creation of a network organization of industrial, construction and transport companies and organizations, research institutes and universities, the possible control structures in order to issue a specific high-tech products.

Текст научной работы на тему «Структура функционально-ресурсного обеспечения управления трансформационными процессами региональной хозяйственной системы»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНО-РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ЛЕВЧЕНКО С.В.

аспирант, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, e-mail: staselectro@yandex.ru

В статье рассмотрена схема функционально-ресурсного обеспечения управления трансформационными процессами региональной хозяйственной системы применительно к экономике Ставропольского края. Проанализированы региональные кластеры с акцентом на создание сетевой организации промышленных, строительных и транспортных предприятий и организаций, научно-исследовательских институтов и вузов, возможных управляющих структур в целях выпуска конкретной наукоемкой продукции.

Ключевые слова: виды обеспечений трансформационных процессов; управление; региональная природно-хозяйственная система.

In the article describes the scheme of functional and resource management software transformational processes of regional economic system in relation to the economy of the Stavropol Territory. Analyzed regional clusters, with emphasis on the creation of a network organization of industrial, construction and transport companies and organizations, research institutes and universities, the possible control structures in order to issue a specific high-tech products.

Keywords: types of providing transformation processes; management; regional naturally-economic system.

Коды классификатора JEL: R11, R51.

Перед управлением трансформационными процессами в региональной природно-хозяйственной системе (РПХС) стоят сложные и ответственные задачи. Это объясняется не только растущей ролью управления как неотъемлемой части инновационного развития, но и управления как средства выживания, стабильности и безопасности в современных, быстро меняющихся условиях [3]. Для выхода России и ее регионов на траекторию устойчивого роста с присущими ему новыми, прогрессивными тенденциями требуется наряду с формированием производственно-технологических предпринимательских структур, которые способны успешно конкурировать на мировых рынках [1], эффективная структура функциональноресурсного обеспечения управления (ФРОУ) трансформационными процессами региональной хозяйственной системы.

Развитие трансформационных процессов в РПХС требует новых подходов к самому процессу создания функционально-ресурсного обеспечения таких процессов. Главной задачей становится создание таких механизмов управления, которые смогут обеспечить концентрацию организационных полномочий и ресурсов на поддержке трансформационных процессов в направлениях, имеющих как низкие, так и максимальные значения глобальных приоритетов подсистем и факторов РПХС, обеспечивающих инновационное развитие промышленности региона, в частности Ставропольского края.

Как известно, выбор направления развития определяет конкурентоспособность региона. Создание механизмов реализации региональной политики предполагает выделение ее объектов и субъектов, а также способов их взаимодействия для достижения поставленных целей [2].

Направление обеспечения на каждом уровне поддерживается мероприятиями со своим составом и целями, определяемыми спецификой соответствующего уровня. Так, например, на общегосударственном уровне направление «Персонал управления» представлено мероприятиями: повышение качества управленческого персонала в предпринимательском секторе и малом предпринимательстве путем повышения базовой профессиональной подготовки предпринимателей; совершенствование предпринимательской

© С.В. Левченко, 2011

среды в целом через организацию силами вузов и научных организаций общегосударственного подчинения профессионального консалтинга и сопровождения промышленных предпринимательских структур на протяжении всего их жизненного цикла; глобальный мониторинг макросреды для прогнозирования потребностей экономики и ее отраслей по определенным специальностям [5].

На региональном уровне мероприятия направления содержат: повышение профессионального уровня управленческого персонала в предпринимательском секторе и малом предпринимательстве региона; совершенствование предпринимательской среды за счет реализации функции сопровождения предприятий и независимых малых промышленных предпринимательских структур на протяжении всего их жизненного цикла через организацию профессионального консалтинга силами научно-образовательных организаций и центров регионального подчинения; мониторинг среды для прогнозирования потребностей региона в целом и в разрезе отраслей по определенным специальностям.

На межрегиональном уровне направление обусловлено наличием межрегиональных структур. Максимальная взаимосвязь областей ФРОУ обеспечивается при схожести производственного, технологического и организационного потенциала формируемых межрегиональных предприятий. В этом случае в рамках одного структурного подразделения департамента объединяются производственная, инновационная и предпринимательская составляющие системы управления.

Независимо от уровня ФРОУ направление «Технология управления» связано с выбором объективно необходимого состава функций и задач управления. Этот состав определяется разнообразием состояний объекта управления, а также возможностью автоматизации и объединения отдельных видов операций управления при принятии решения за счет стандартизации и разработки математического обеспечения, создания общесистемного запаса устойчивости на основе интеллектуальных и информационных, временных, финансовых и др. ресурсов, придания отдельным специфическим элементам объекта управления свойств саморегулирования.

Направление «Финансовое обеспечение» представлено комплексом мероприятий, призванных помочь предприятиям — потенциальным участникам предприятий в решении проблемы финансирования инновационной деятельности. К прямым мерам отнесено прямое финансирование проектов предприятий из средств бюджетных и внебюджетных фондов общегосударственного и регионального уровня. Их ограниченность вынуждает сконцентрировать их на приоритетных и наиболее важных направлениях трансформации. Косвенные меры предусматривают совершенствование налоговой, банковской, страховой и таможенной политики с целью создания благоприятных условий для привлечения инвесторов и включают дифференцированное снижение налогов для участников предприятий в зависимости от их затрат на инновационные инвестиции, предоставление налоговых льгот авторам инновационных проектов, обеспечение возможности формирования участниками предприятий собственных фондов инновационного развития за счет себестоимости производимой продукции, дифференцирование ставки налога на прибыль банков, участвующих в долгосрочном кредитовании проектов предприятий, внедрение механизмов государственного страхования инвестиций и кредитов, связанных с проектами.

Мероприятия направления «Информационное обеспечение» включают: издание и распространение сборников нормативных актов, справочных и методических рекомендаций по вопросам инновационной деятельности; создание общегосударственного информационного банка данных инновационных разработок по видам деятельности и готовых проектов предприятий; создание сети региональных информационных центров с единой автоматизированной информационно-поисковой системой в области инновационных разработок и условий для их внедрения.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу «Методическим обеспечением» решения задачи регионального развития могут служить региональные целевые программы, которые позволяют обеспечить достижение намеченных целей в конкретные сроки на основе оптимизации расходования государственных ресурсов.

Направление «Нормативно-правовое обеспечение» выступает составной частью государственной политики содействия трансформации промышленного производства.

Направление «Организационное обеспечение» нацелено на формирование физической организационной инфраструктуры поддержки трансформационных процессов и управления ими и включает: создание скоординированной системы структур ФРОУ; совершенствование организационных структур финансового обеспечения трансформации промышленного производства; формирование национальной сети инновационных структур на основе предприятий; организационно-функциональное обеспечение, включающее разработку и усовершенствование процедур ФРОУ; контроль выполнения принципов и требований государственной политики содействия трансформации промышленного производства.

Каждый элемент структуры управления частично может выполнять функцию самоорганизации. Этому способствует связь современных тенденций развития экономики с реорганизацией коммуникативных сетей, налаживанием горизонтальных и ослаблением вертикальных связей предприятий.

Качественное формирование ФРОУ обеспечивается тем, что на каждом системном уровне функции ФРОУ выполняются специализированными структурными подразделениями. При этом работа с иннова-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

104

С.В. ЛЕВЧЕНКО

циями, которые могут стать основой формирования стратегических предприятий, будет проводиться постоянно действующим отделом превентивного управления трансформационными процессами. Разработка и внедрение изменений в функционирующие предприятия поручается подразделению текущего управления промышленным производством.

Наибольший эффект взаимосвязи между отделениями, обслуживающими разные сегменты внешней среды, достигается благодаря горизонтальной интеграции управления. При технологической взаимосвязи межрегиональные курирующие их по разным вопросам подразделения департамента будут иметь общий стратегический центр превентивного управления трансформационными процессами, ответственный за формирование предприятий. Если виды деятельности предприятий связаны стратегически, такой центр будет наделен ответственностью и за стратегическое управление. Тогда на уровне предприятий согласовывается только одна взаимосвязанная функциональная область — операционная деятельность, а функции стратегического центра фактически выполняют региональные структуры общего управления.

Региональный уровень управляет единственным общим стратегическим ресурсом — финансами, предоставляя ссуды, кредиты или выступая гарантом их возврата.

Количественное формирование ФРОУ определяется неоднородностью функций и степенью интеграции структурных подразделений. Организационными структурами предпринимательского и непредпринимательского непроизводственного сектора в виде координационного центра со структурообразующими элементами региональной системы ФРОУ должны стать региональные центры науки, высоких технологий и инноваций. Конкретный перечень элементов структуры ФРОУ определяется спецификой и потенциалом региона. Так, для Ставропольского края их формирование основано на высоком научном потенциале региона, благоприятном геополитическом расположении края как логистического центра, высоких темпах развития области и быстром развитии рыночной инфраструктуры.

Положительным является также тот факт, что с 2001 г. прекратилось сокращение количества организаций, занимающихся научными исследованиями. В то же время, степень завершенности теоретических разработок в вузах опережает академический сектор в 17,9 раз, отраслевой в 5,8 раза [5]. Отставание по технике и технологии в 8,3 и в 3 раза, соответственно, объясняется именно выпадением вузов из процессов трансформации экономики и промышленного производства. Иначе говоря, имеющийся потенциал вузов сегодня в решении проблемы активизации управления трансформационными процессами промышленного производства используется недостаточно.

В «Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года» [4] в качестве генерального направления модернизации промышленной политики предложен переход к кластерной политике. Региональные кластеры должны быть инновационно-направленными.

Основным приоритетом реализации кластерной политики является формирование инновационных территориально-отраслевых кластеров на основе:

♦ Электроэнергетики и освоения использования нетрадиционных источников энергии (солнечной, геотермальной, ветровой).

♦ Добычи и розлива лечебной и столовой воды (розлив минеральной и родниковой воды, производство стекольной и полиэтиленовой тары).

♦ Добычи и переработки минерального сырья:

— добычи и обогащения кварцевых песков, производства стекольной продукции, поликремния, строительных смесей и других;

— добычи нерудных материалов, производства местных строительных материалов (производство кирпича, черепицы, тонкой керамики, цементно-песчаного кирпича, пеностекла).

♦ Химических производств (ароматизаторы и дезодоранты).

♦ Нанотехнологий и наноиндустрии и др.

Указанные направления формирования кластеров отличает высокая потенциальная экономическая эффективность и по многим позициям готовность базовых предприятий начать выпуск новой наукоемкой продукции с использованием разработок краевой науки.

Таким образом, рассмотренная структура функционально-ресурсного обеспечения управления трансформационными процессами применима в экономических структурах, носит реальный характер, максимально использует региональную инфраструктуру. Именно такой подход должен стать основой разработки государственных и региональных программ содействия развитию трансформационных, инновационных и предпринимательских процессов в экономических системах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авакумова Н.Н., Белинская И.И. Инновационно-ориентированная структурная перестройка экономики региона // «Вестник ОрелГИЭТ», 2008. № 1.

2. Гайнетдинов А.Н. Типология территориально-организованных экономических систем // Пространство экономики (Terra economicus). Ростов н/Д: ЮФУ, 2009. № 1. Т. 7.

3. Плякин А.В. Пространственная экономическая трансформация региональной природно-хозяйственной системы / Автореферат дис. ... на соискание уч. степ. доктора эк. наук. 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Волгоград, 2006.

4. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года // Интернет ресурс: http://www.stavinvest.ru.

5. Филипова с. В. Инфраструктура функционально-ресурсного обеспечения управления трансформационными процессами в промышленном производстве / Труды Одес. нац. политехн. ун-та. Вып. 2 (24). Одесса, 2005. С. 240-247.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.