Научная статья на тему 'Принципы управления и планирования социо-эколого-экономической системы макрорегиона'

Принципы управления и планирования социо-эколого-экономической системы макрорегиона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ / ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC SYSTEM / MANAGEMENT OF SYSTEMS / FACTORS OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INDICATIVE PLANNING / PRINCIPLES OF PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громов Е. И.

В статье дана оценка современного социально-экономического положения в стране, которое характеризуется наличием ряда негативных тенденций и кризисных явлений, сдерживающих динамичное развитие и модернизацию. К их числу относятся региональная дифференциация и поляризация, низкие темпы экономического роста и доходов населения, недостаточный уровень развития рыночной и социальной инфраструктуры, невысокая инновационная и инвестиционная активность бизнес-субъектов, ухудшающееся качество жизни населения и экологическая обстановка. Определены методы управления социо-эколого-экономическими системами на уроне макрорегиона, выявлены факторы развития, обоснована необходимость широкого применения методов индикативного планирования, систематизированы принципы планирования в системе управления макрорегионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of management and planning of socio-ecological-economic macro region system

In article the assessment of modern economic and social situation in the country which is characterized by existence of a number of negative tendencies and the crisis phenomena constraining dynamic development and modernization is given. Regional differentiation and polarization, low rates of economic growth and the population income, insufficient level of development of market and social infrastructure, low innovative and investment activity of the business subjects, worsening quality of life of the population and ecological situation belong to their number. Methods of control over socio-ecological-economic systems on a macroregion loss are defined, development factors are revealed, need of broad application of methods of indicative planning is proved, the principles of planning in a control system of the macroregion are systematized.

Текст научной работы на тему «Принципы управления и планирования социо-эколого-экономической системы макрорегиона»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ С0ЦИ0-ЭК0Л0Г0-ЭК0Н0МИЧЕСК0Й СИСТЕМЫ МАКРОРЕГИОНА

ГРОМОВ Е.И.,

доцент кафедры статистики и эконометрики, кандидат экономических наук, Ставропольский государственный аграрный университет, e-mail: gromei@mail.ru

В статье дана оценка современного социально-экономического положения в стране, которое характеризуется наличием ряда негативных тенденций и кризисных явлений, сдерживающих динамичное развитие и модернизацию. К их числу относятся региональная дифференциация и поляризация, низкие темпы экономического роста и доходов населения, недостаточный уровень развития рыночной и социальной инфраструктуры, невысокая инновационная и инвестиционная активность бизнес-субъектов, ухудшающееся качество жизни населения и экологическая обстановка. Определены методы управления социо-эколого-экономическими системами на уроне макрорегиона, выявлены факторы развития, обоснована необходимость широкого применения методов индикативного планирования, систематизированы принципы планирования в системе управления макрорегионом.

Ключевые слова: социо-эколого-экономическая система; управление системами; факторы устойчивого развития; индикативное планирование; принципы планирования.

THE PRINCIPLES OF MANAGEMENT AND PLANNING OF SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC MACRO REGION SYSTEM

GROMOV E.I.,

associate Professor at the Department of Economics and Statistics, Ph.D, Stavropol State Agrarian University, e-mail: gromei@mail.ru

In article the assessment of modern economic and social situation in the country which is characterized by existence of a number of negative tendencies and the crisis phenomena constraining dynamic development and modernization is given. Regional differentiation and polarization, low rates of economic growth and the population income, insufficient level of development of market and social infrastructure, low innovative and investment activity of the business subjects, worsening quality of life of the population and ecological situation belong to their number. Methods of control over socio-ecological-economic systems on a macroregion loss are defined, development factors are revealed, need of broad application of methods of indicative planning is proved, the principles of planning in a control system of the macroregion are systematized.

Keywords: socio-ecological-economic system; management of systems; factors of a sustainable development; indicative planning; principles of planning.

JEL classification: R40, R48.

Весьма актуальной научно-исследовательской проблемой при изучении сложных социо-эколого-экономических систем является совершенствование методологических подходов к управлению различными объектами на соответствующих уровнях экономики. Многообразие и отсутствием единого мнения о необходимости дифференцированного или интегрального их применения для разработки и принятия эффективных управленческих решений придает особую важность комплексному изучению существующих научных подходов, реализуемых в управлении. Учеными-экономистами в разное время при решении отдельных задач управления были сформированы различные подходы, среди которых особого внимания заслуживают кибернетический (или системный), синергетический, ресурсный, структурный и воспроизводственно-эволюционный.

© Е.И. Громова, 2013

Сущность системного подхода в управлении заключается в первоочередности формулирования целей и установление их важности для решения задач управления, установление в соответствии с результатами сравнительного анализа альтернативных вариантов при условии достижения максимального эффекта, а также возможности оценки поставленных целей и средств их достижения на основе количественных методов и критериев. Вместе с тем системный подход не может объяснить поведение динамично изменяющихся систем, которые проявляют признаки неустойчивость, но при этом не распадаются и ликвидируются (Клейнер, 2011. С.93).

В настоящее время считается, что результатом научных изысканий и развития системного подхода выступает синергетический подход. Все природные и общественные системы являются в той или иной степени гомеостатическими, т.е. обладают способностью к поддержанию сбалансированного состояния между своими элементами (или в случае утраты такого состояния быстрого перехода к нему) и поэтому обладают большой устойчивостью к внешним возмущениям. Таким образом, под синергетикой в общем смысле понимается тот же самый системный подход к сложным открытым нелинейным системам. К числу основных категорий неразрывно связанных с данным понятием относят: самоорганизацию, неравновесность, неустойчивость, бифуркацию и катастрофу.

Так, в состоянии сбалансированности элементы системы ведут себя независимо друг друга, но в случае возникновения синергетического эффекта под влиянием воздействий внешней среды подсистемы переходят в неравновесное состояние, в результате чего начинают действовать согласованно, вследствие чего возникает общее (когерентное) взаимодействие и корреляционные связи, в результате система трансформируется в диссипативную, характеризующуюся нарушением симметрии и приростом энтропии. В результате «старая» система с вновь «обретенными» свойствами становится крайне подверженной внешним воздействиям (Митрофанова, 2011. С. 55).

При решении организационно-управленческих проблем на основании синергетического подхода к основным задачам процесса трансформации системы в состояние с другими качественными свойствами, относятся: контроль за параметрами неравновесности; создание целеориентированных подсистем с признаками нового качества (зон нуклеа-ции); стимулирование развития таких подсистем на достижение ими критического уровня, на котором они приобретают способность к необратимому саморазвитию; одновременное подавление роста или переориентация антицелевых подсистем; активная синтезирующая структурно-функциональная синхронизация подсистем различных иерархических уровней.

Другим не менее важным при решении проблем управления социо-эколого-экономическими системами является структурный подход, который основывается на использовании форм, методов и принципов, направленных на достижение оптимального распределения имеющихся ресурсов. Среди наиболее существенных принципов, на которых базируются методологии структурного подхода, можно отметить:

принцип выявления и решения сложных проблем в результате их дифференциации на совокупность более простых для понимания задач;

принцип иерархического упорядочивания, т.е. дробление и представление в виде иерархической древовидной структуры деталей и качеств рассматриваемой проблемы.

Ресурсный подход состоит в исследовании объекта управления на основе синтеза экономической, организационной и управленческой наук, отличительной особенностью также является использование методов моделирования для выявления и описания общих закономерностей для разнообразных процессов, характерных для экономических систем на различных уровнях. Практическая реализация данного подхода предполагает, что на эффективность функционирования объекта управления оказывает влияние в первую очередь не воздействие факторов внешней конкурентной среды, а использование методов управления и коррекционных воздействий, их оптимальное сочетание (Шедько, 2010. С. 27).

В основе воспроизводственно-эволюционного подхода лежит принцип динамичности развития, предполагающий постоянное совершенствование форм, методов, инструментов управления системами для удовлетворения изменяющихся рыночных потребностей. Исследование воспроизводственных процессов ориентировано на регулирование объекта управления, согласование спроса и предложения, потребностей и ресурсов, а также повышение сбалансированности всех системных компонентов, совершенствование внутренних и внешних связей. Воспроизводственный подход к управлению позволяет более объективно определять приоритеты в структуре функционирования объекта, ориентировать механизм территориального управления, рассчитывать потребность в материальных, финансовых и других ресурсах (Лапин, 2012. С. 59).

Относительно недавно стали выделять и кластерную концепцию управления. Кластеры являются ведущим фактором, влияющим не только на экономический рост, но и на повышение конкурентоспособности регионов. Кластерная концепция пришла из-за рубежа, где она успешно реализуется уже многие десятилетия. В зарубежных странах в течение длительного времени осуществляются научные исследования, позволяющие устанавливать закономерности развития экономических кластеров (Гладилин, 2011. С. 39).

Исследование современных подходов к управлению показало, что нет абсолютно универсальных, не лишенных недостатков подходов. Каждый из них направлен на решение определенного круга управленческих проблем, они также дифференцированы по области исследования. В настоящее время наблюдается тенденция смешанного использования нескольких подходов к управлению объектов на различных уровнях, тем не менее, не продолжаются научные изыскания по выработке и внедрению в практику управления единого методологического подхода, ориентированного на создание и принятие адекватных проблемным ситуациям управленческих решений, координацию усилий субъекта управления по развитию объекта.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3

Таким образом, анализ современных проблем управления на мезоуровне, позволил выявить тенденции и факторы (стимулирующего и противодействующего характера), влияющие на темпы роста и устойчивости социо-эколого-экономического развития регионов. При этом возникла острая необходимость в пересмотре стратегических приоритетов, где одним из ключевых должно стать повышение уровня государственной поддержки и совершенствование форм, методов и инструментов государственного регулирования ситуации на региональном уровне.

Особое место в системе господдержки субъектов пространственных экономических систем принадлежит планированию. Инструментами при этом выступают прогнозы, целевые региональные и отраслевые программы и планы развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективу, имеющие рекомендательный характер. Планирование охватывает несколько основных направлений:

■/ прогнозирование основных параметров объекта управления, в соответствии с которыми разрабатываются программы и планы стратегического развития, позволяющих установить последствия управленческих воздействий;

дотации из государственного бюджета на покрытие части расходов бизнес-субъектов, в том числе плановых, например дотации к ценам на продукты питания для снижения расходов потребителей;

поддержка сфер образования, здравоохранения, охрану окружающей среды, социальную политику, в том числе содействие научным исследованиям по тематике, представляющей интерес для агробизнеса, мерам по защите природы и развитию социальной сферы села;

государственный заказ как экономический инструмент государственного регулирования отдельных продуктовых рынков.

Отличительной особенностью разработанных в России за последнее десятилетие региональных и муниципальных стратегий при всем положительном накопленном при этом опыте является их весьма слабая реализационность. С нашей точки зрения, главной причиной этого является слабость или отсутствие соответствующих механизмов. Можно разработать замечательную стратегию, однако без действенного механизма ее реализации она останется лишь документом.

В современных условиях органы государственной власти региона объективно нуждаются в принципиально новом механизме взаимоотношений с бизнес-средой для стимулирования субъектов предпринимательской деятельности и развития локальных продуктовых рынков. Для этого приоритеты при разработке подобных механизмов должны сместиться в сторону рекомендательной модели взаимодействия с бизнесом, а не директивных методов управления. Именно таким требованиям отвечает в первую очередь система индикативного планирования, процессы в рамках которой направлены на поиск оптимального сочетания интересов субъектов и объектов управления, разработку механизма партнерства между государством и хозяйствующими субъектами.

Значение индикативного планирования в первую очередь связано с обеспечением долгосрочной конкурентоспособности. Это - целевая функция, которая обусловливает устойчивое положение объекта управления на рынке. Индикативное планирование направлено на формирование процесса производства конкурентоспособной аграрной продукции при условии оптимального использования и сочетания всех имеющихся ресурсов, что в свою очередь является залогом эффективного развития сельскохозяйственных товаропроизводителей (Муратов, 2011. С. 17).

В научной литературе выделяют следующие основные задачи индикативного планирования в системе управления макрорегионом на современном этапе: создание инфраструктуры для формирования информационной базы о рыночной конъюнктуре, об инвестиционной деятельности и других мероприятиях; информирование субъектов бизнеса о значениях целевых показателей, составляющими основу национальных проектов и государственных программ территориального и отраслевого развития; ориентация товаропроизводителей на инновационный путь развития; снижение предпринимательских рисков за счет увеличения вероятности наступления будущих событий и концентрации ресурсов по приоритетным направлениям региональной экономической системы.

Современная социо-эколого-экономическая система макрорегиона является сверхсложной системой, которой приходится управлять в нестабильных трансформационных условиях. Для успешного управления такой системой требуются исследования многофакторных воспроизводственных и социально-экономических процессов, протекающих в макрорегионе, и развитие на этой основе методологии планирования.

Целью системного исследования является формирование эффективной системы индикативного планирования, направленного на обеспечение конкурентоспособности макрорегиональной социо-эколого-экономической системы. При этом задачи индикативного планирования в системе управления макрорегионом можно сформулировать следующим образом: изучение процесса разработки, обоснования и внедрения системы индикативного планирования на всех уровнях управления; исследование механизма отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводства в социальноэкономических системах в процессе планирования; поиск рациональных путей и способов эффективного решения конкретных хозяйственных задач на основе применения индикативного подхода; изучение и разработка комплексного механизма, позволяющего применять методы и способы воздействия на объекты и субъекты управления посредством индикативного планирования; оптимизация системы и моделей индикативного планирования, доведение методики и процедуры плановой работы до практической реализации; оценка результатов реализации системы индикативного планирования в экономике макрорегиона.

Методика индикативного планирования включает следующие этапы:

1. разработка и уточнение системы нормативно-законодательного и методического обеспечения индикативного планирования;

2. прогнозно-аналитическое обоснование, выбор приоритетов развития;

3. разработка и обоснование индикативного плана социально-экономического развития макрорегиона;

4. дезагрегирование целей и индикаторов;

5. управление реализацией мероприятий индикативного плана.

Принципы планирования в системе управления макрорегионом

Общесистемные принципы планирования:

- научная обоснованность;

- единство политики и экономики;

- выделение приоритетов и ведущих звеньев;

- пропорциональность и сбалансированность;

- ограниченность ресурсных возможностей.

•О-

Принципы разработ- Принципы Принципы

ки и реализации индикативного планирования и

планов: планирования: реализации

- реальность; - целенаправленность; господдержки:

- единство и - системность; - одинаковая доступность;

непрерывность; - частно-государственное - прозрачность

- гибкость и адаптивность; партнерство; региональной политики;

- оптимальность; - информативность; - последовательность и

- координация и - инициативность; устойчивость;

интеграция; N / - сравнимость; \ / - адресность;

- компетентность и - разграничение функций - гарантированность;

профессионализм; по уровням управления; - целевое использование.

- систематический - объединение интересов

контроль; всех субъектов рынка;

- корректировка планов; - социальная

- надежность; направленность;

- мотивация. - сочетание планового и рыночного регулирования.

•О’

•О-

•О’

Общеэкономические принципы планирования:

- комплексность;

- эффективность;

- равнонапряженность;

- динамичность;

- риск;

- конкретность.

Рис. 1. Принципы планирования социо-эколого-экономических систем макрорегиона

Обобщенные принципы планирования, сформулированные с учетом проведенных научных исследований и спецификации социо-эколого-экономических систем на уровне макрорегиона, представлены на рис. 1.

Исследование принципов планирования показало, что они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому только комплексное их использование органами государственной власти позволит обеспечить заданную результативность для субъектов системы управления макрорегионом при использовании индикативного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

Герасимов А.Н., Громов Е.И. (2012). Регионально-отраслевые аспекты вступления России в ВТО. Экономика и предпринимательство, № 4, с. 26-31.

Герасимов А.Н., Левченко С.А. (2012). Проблемы функционирования и развития региональных социальноэкономических систем. Экономика и предпринимательство, № 2, с. 27-31.

Герасимов А.Н., Пьянов А.С. (2013). Особенности функционирования и современные тенденции развития региональных агроэкономических систем. Экономика и предпринимательство, № 5, с. 207-211.

Гладилин А.В., Герасимов А.Н., Громов Е.И. и др. (2011). Кластерный подход к развитию пространственно-локализованных систем в аграрном секторе экономики региона: монография, Ставрополь: АГРУС, 116 с.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3

Клейнер Г. (2G11). Системный ресурс экономики. Вопросы экономики, №l, с. 89-lGG.

Лапин А. (2G12). Конкурентоспособность региональной экономики: проектный подход. Проблемы теории и практики управления, № 7-8, с. Б6-61.

Митрофанова И.В. (2Gll). Регион: эволюция подходов к идентификации и типологизации. Региональная экономика: теория и практика, № 22, с. 5l-59.

Муратов А. (2Gll). Конвергенция управленческих концепций: контроллинг и менеджмент качества. Проблемы теории и практики управления, № l, с. 1З-19.

Шедько Ю.Н. (2G1G). Программно-целевой метод как инструмент повышения эффективности территориальных со-циоэкономических систем. Региональная экономика: теория и практика, № 44, с. 24^G.

REFERENCES

Gerasimov A.N., Gromov E.I (2G12). Regional and branch aspects of Russia's accession to the World Trade Organization. Economy and business, №. 4, p. 26-З1. (In Russian).

GerasimovA.N., LevchenkoS.A. (2G12). Problems of functioning and development of regional social and economic systems. Economy and business, № 2, p. 27-З1. (In Russian).

GerasimovA.N., PyanovA.S. (2G^). Features of functioning and current trends of development of regional agroeconomic systems. Economy and business, № Б, p. 2G7-211. (In Russian).

Gladilin A.V., Gerasimov A.N., Gromov E.I. etc. (2G11). Cluster approach to development of the spatial localized systems in agrarian sector of economy of the region: monograph, Stavropol: AGRUS, 116 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kleyner G. (2G11). System resource of economy. Questions of economy, № 1, p. 89-lGG. (In Russian).

Lapin A. (2G12). Competitiveness of regional economy: design approach. Problems of the theory and practice of management, № 7-8, p. 56-61. (In Russian).

Mitrofanova I.V. (2G11). Region: evolution of approaches to identification and a tipologization. Regional economy: theory and practice, № 22, p. 51-59. (In Russian).

Muratov A. (2G11). Convergence of administrative concepts: controlling and quality management. Problems of the theory and practice of management, № 1, p. 1З-19. (In Russian).

Shedko Yu.N. (2G1G). Program and target method as instrument of increase of efficiency of territorial socioeconomic systems. Regional economy: theory and practice, № 44, p. 24^G. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.