Факторы развития и управления экономическими структурами макрорегиона
Factors of development and management of economic structures of the macroregion
Е.Г. Дьяченко, аспирант Ставропольский государственный аграрный университет
e-mail: gromei@mail.ru
Аннотация: В статье проведен анализ состояния и тенденций социально-экономического развития регионов СКФО, отмечены их сильные и слабые конкурентные позиции. В работе подчеркивается, что главная задача современной региональной политики заключается в обосновании принципов, функций и методов функционирования региональной системы менеджмента.
Abstract: In article the analysis of a condition and tendencies of social and economic development of regions of North Caucasus federal district, strong and weak competitive positions are noted them. In work it is emphasized that the main task of modern regional policy consists in justification of the principles, functions and methods of functioning of regional system of management.
Ключевые слова: региональное управление, региональная политика, региональная система управления, макрорегион, социально-экономическое развитие, прогнозирование, планирование.
Key words: regional government, regional policy, regional control system, macroregion, social and economic development, forecasting, planning.
Социально-экономическое развитие любого региона определяется сложной системой факторов, среди которых немаловажное значение имеет целевая ориентация, направленность на решение наиболее важных социально-экономических проблем конкретного региона. Учет совокупного воздействия всего многообразия научно-технических, экономических, социальных и политических факторов, определяющих развитие региона,
требует применения новых подходов и методов. В этой связи особую актуальность приобретает использование методов стратегического управления на уровне регионов.
Г осударство реализует функции регулирования социальноэкономических процессов регионального развития, используя разнообразные экономические и административно-распорядительные методы. Переходный период обусловил под влиянием активизации процессов регионализации активную трансформацию форм взаимодействия государства и регионов. Центр взаимодействия активно перемещается в экономическую сферу, порождая новые тенденции, которые можно определить как процесс экономической регионализации. Этот сложный процесс развивается в двух направлениях:
во-первых, продолжается регионализация проводимых реформ, связанная с самоопределением регионов, учетом специфики регионов в осуществлении структурной, инвестиционной и социальной политики на основе разработки специальных программ развития регионов, переносом ряда направлений реформы на региональный уровень (предпринимательство, социальное обеспечение экономики);
во-вторых, решается задача создания новой пространственной интеграции экономики России, что требует: формирования эффективного государственного механизма горизонтального взаимодействия регионов; развития территориального разделения труда; создания единого рыночного пространства; предупреждения распада межрегиональных связей.
В настоящее время центр тяжести в реализации российской социальноэкономической политики переместился в регионы РФ. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы управления несут главную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе. Следует учитывать три аспекта регионального управления, а именно: взаимоотношения региона и федерального центра; взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и
т.д.); обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (региональное управление). Именно через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия [6, 8, 9].
Для выработки эффективных механизмов управления пространственнотерриториальными образованиями на субфедеральном уровне, т.е. на уровне макрорегионов, необходимо произвести оценку достигнутого уровня социально-экономического развития их регионов.
Относительно недавно (в январе 2010 года) на геополитической карте России появился Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Приведем обобщающие результаты анализа состояния и развития регионов данного макрорегиона.
Основными отраслями производства Республики Дагестан являются сельское хозяйство, народные промыслы, нефтедобывающая, легкая и химическая промышленности, производство электроэнергии. В целом экономика является высокодотационной, почти 70% республиканского бюджета финансируется из федерального центра.
Еще хуже ситуация в Республике Ингушетия, по объемам производства продукции сельского хозяйства занимает 76-е место в России, по валовому региональному продукту - на 83-м. Таким образом, экономика данного региона характеризуется как слаборазвитая и сверхдотационная, до 80% республиканского бюджета.
Основой материально-сырьевой базы Кабардино-Балкарской Республики являются руды цветных и редких металлов, нефть и природный газ, различные виды горно-химического сырья, минеральные и пресные воды различного значения, многочисленные виды ценных строительных материалов. На базе рудных запасов вольфрама и молибдена был создан один из крупнейших в мире Тырныаузский вольфрамомолибденовый комбинат. Главная особенность промышленности - высокая концентрация производства в немногих промышленных центрах - Нальчике, Тырныаузе, Прохладном,
Тереке, Баксане, Майском. Дотационность КБР ежегодно снижается, в отчетном периоде достигла 62%.
Основные отрасли промышленности Карачаево-Черкесской: электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая промышленности, пищевая, мукомольнокрупяная, комбикормовая, топливная отрасли, строительство, производство стройматериалов. Дотационность бюджета КЧР - свыше 60%.
Уровень дотационности Республики Северная Осетия-Алания в последние годы имеет тенденцию к снижению и составляет 55%, при этом за исследуемый период в 1,9 раза возросли налоговые поступления, приток инвестиций увеличился в 2,4 раза. Самый высокий уровень дотационности в настоящее время среди субъектов макрорегиона наблюдается в Чеченской Республике, что вызвано объективными причинами и является следствием событий предшествующих лет, он превышает 80%.
Ставропольский край является локомотивом экономического роста среди субъектов СКФО. Основными отраслями промышленности являются машиностроение, электроэнергетика, добыча и переработка нефти и газа, пищевая, химическая, легкая и др. Сельское хозяйство - одна из важнейших отраслей экономики края, в которой занято свыше 156 тыс. чел. Несмотря на то, что производство зерновых является основным направлением в земледелии и его доля в выручке составляет 72%, в крае производятся значительные объемы технических культур. В последнюю трехлетку доля рентабельных хозяйств достигла уровня 70% (в среднем по России - 54%). Регион также является дотационным, но при этом удельный вес федеральных средств минимальный среди регионов СКФО - около 30%.
В качестве ключевых доминант развития субъектов СКФО можно выделить благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение, высокий агроклиматический потенциал, уникальные
рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами [2, 11, 12].
В свою очередь для нивелирования неоднородность уровня социальноэкономического развития территорий исследуемого макрорегиона необходимо решение целого комплекса накопившихся проблем системного характера:
- снижение уровня дотационности бюджета и стимулирование роста налоговых поступлений;
- привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;
- производительность отраслей регионов СКФО ниже, чем в России, что требует глубокого анализа причин и разработки комплекса мероприятий по решению данной проблемы;
- средняя заработная плата и доля ВРП на душу населения ниже, чем в других регионах России;
- отраслевая структура экономики неэффективна, сохраняет приоритеты прошлого и не соответствует конкурентным преимуществам макрорегиона;
- в основных секторах экономики имеет место чрезмерный износ оборудования, ощущается нехватка квалифицированных кадров, производимая продукция ориентирована, прежде всего, на внутрирегиональное потребление;
- наблюдается постепенное снижение доли трудоустроенного местного населения, в связи с чем необходим глубокий анализ ситуации с миграцией в макрорегионе и эффективности миграционной политики.
Таким образом, успешное решение регионами социальноэкономических задач требует активного использования организационного фактора совершенствования регионального управления. Для эффективного достижения целей, задач регионального развития необходима разработка механизмов, методов и средств управления, что и является задачей регионального менеджмента как науки управления.
Главная задача регионального управления заключается в определении приоритетов дальнейшего развития, а также тщательной проработке комплексных программ и отдельных крупных мероприятий, что требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии, включая и структуру управления.
Региональный менеджмент должен основываться на общих принципах управления - планировании, организации, мотивации и контроле, которые обеспечивают функционирование и развитие любой управляемой системы. Выделяют также и другие принципы регионального менеджмента, такие как децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность, адаптивность выделенной компетенции [4, 10].
Важную обобщающую роль в понимании сущности таких понятий, как «региональная политика» и «региональное управление», инструменты и методы управления, их функции и принципы, и пр.; их взаимосвязь и роль в достижение поставленной цели и задач играет категория «региональная система управления», под которой мы понимаем совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование пространственных образований в макрорегионе. Структура региональной системы управления представлена на рисунке.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции является основной для формирования структуры управляющей системы в регионе и взаимодействия его компонентов. Для успешной реализации менеджмент-функций на территории необходимы организационные формы в виде административно-территориального устройства, системы соответствующих органов управления [7].
Анализ существующей системы регионального управления показал, что управление должно реализовываться в рамках единого процесса, который обязательно должен включать в себя:
• установление целей;
• прогнозирование;
• планирование;
• учет и контроль;
• регулирование;
• информационное и методическое обеспечение.
Рисунок - Система управления экономикой субъектов макрорегиона
Для выявления проблем развития региона используется экономикостатистический анализ всей региональной подсистемы страны и ее
составляющих, направленный на выявление диспропорций в региональной экономике и выработку мер по их устранению в условиях рыночных отношений. Главная цель - воспроизводства условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека [3].
Этап прогнозирования региональных процессов (управлять - значит предвидеть) является неотъемлемой частью процесса управления, от которого в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, эффективность использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов. Принятие ошибочных управленческих решений, недостатки их научной обоснованности могут привести к негативным последствиям, сказывающимся на региональном развитии, размещении производительных сил.
Региональные прогнозы основываются на генетическом подходе, при котором направления регионального развития обосновываются исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем и нормативно-целевом подходе, при котором направления развития региона обусловлены предварительно сформулированными целями.
В зависимости от специфики развития конкретного региона есть необходимость модификации методов прогнозирования и планирования, выработки таких прогнозов и планов, которые бы способствовали региональному развитию. Подход к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования [1].
Планирование и прогнозирование способствуют разработке стратегии региона, необходимой для определения приоритетных направления его развития.
Контроль как функция управления это процесс определения, оценки и информации об отклонении действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Учет - это необходимая информационная база для развития региона. Его главная цель - предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности, которая кладется в основу принятия управленческих решений.
Хорошо спланированное управление дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные ситуации и осуществляется подготовка к действиям при возникновении их. Поэтому функция регулирования реализуется с использованием методов как прямого, так и опосредованного воздействия, в основном в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. Для выполнения управленческих функций, а, следовательно, и для принятия решений в региональном управлении необходима информация, таким образом, менеджмент носит характер информационного процесса.
Обеспечение этих требований возможно только на основании исследования систем управления как систем принятия решений, так как конечным продуктом системы управления является управленческое решение.
В заключении необходимо отметить, неизбежные в связи с предстоящим выходом из состояния кризиса глубокие изменения в экономике страны охватывают в определенной последовательности все элементы структуры народного хозяйства - как в отраслевом, так и в региональном измерении. При этом эволюционный путь изменений предполагает, что в качестве движущего фактора последовательных изменений выступает именно человеческий фактор. Это значит, что существенные изменения в знаниях и уровне мышления под воздействием трансформации общественной среды, появление новых качественных характеристик технологической и экономической систем неминуемо приводят к преобразованию основных производственных факторов на основе
инновационных изменений, современных методов управления и принятия решений, воспроизводственной и отраслевой структуры, трансформируют технологический уровень производства, коренным образом меняют стоимостные соотношения, структуру внешнеэкономических связей.
Такие преобразования потребуют изменения экономических отношений по поводу форм собственности, системы распределения, хозяйственных связей, форм экономического управления и организации производства. Особенно это касается отраслей промышленного производства, предприятия которых сталкиваются с необходимостью качественного технико-технологического перевооружения, пересмотра стратегии промышленного развития, организации эффективного маркетинга, повышения качества управления. Очевидно, что такие крупномасштабные изменения требуют длительного периода времени.
Библиографический список
1. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление / А. И. Гаврилов.
- М.: ЮНИТИ, 2002. - 203 с.
2. Герасимов, А.Н. Региональные особенности развития
пространственных социально-экономических систем: монография /
А. Н. Герасимов, Е. И. Громов, С. А. Левченко. - Ставрополь: АГРУС, 2012. -136 с.
3. Гладкий, Ю. Н. Основы региональной политики / Ю. Н. Гладкий, Л.Н. Чистобаев. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 173 с.
4. Громов, Е. И. Совершенствование региональной системы управления пространственными экономическими образованиями региона: монография / Е. И. Громов, А. Н. Герасимов, Е.Н. Нинева. - Ставрополь: АГРУС, 2012. -116 с.
5. Громов, Е.И. Многомерная оценка современного состояния и устойчивости развития регионов Северо-Кавказского федерального округа /
Е.И. Громов, А.Н. Герасимов // Экономика и предпринимательство. - №4 (27). - 2012. -С. 246-249.
6. Громов, Е.И. Организационно-экономические особенности взаимодействия субъектов макрорегиональной системы / Е.И. Громов, Е.Н. Нинева // Экономика и предпринимательство. - №4 (27). - 2012. - С. 111-115.
7. Игнатьева, А. В. Исследование систем управления / А. В. Игнатьева, М. М. Максимцов. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 96 с.
8. Кластерный подход к развитию пространственно-локализованных систем в аграрном секторе экономики региона: монография / А.В. Гладилин, А.Н. Герасимов, Е.И. Громов и др. - Ставрополь: Агрус. - 2011. - 116 с.
9. Скляров И.Ю. Основные направления совершенствования аграрной политики в Российской Федерации / Скляров И.Ю., Склярова Ю.М. // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 1. С. 86-88.
10. Склярова Ю.М. Проекционный анализ и диагностика инвестиционного климата регионов России / Склярова Ю.М. // Экономика и управление. 2006. № 1. С. 67-71.
11. Григорьева, О.П. Экономико-статистическая оценка уровня жизни населения макрорегионов Российской Федерации / О.П. Григорьева // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 4.
12. Костюкова, Е.И. Механизм регулирования процесса воспроизводства материально-технических ресурсов / Е.И. Костюкова // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 18. - с. 43-53.