Научная статья на тему 'Реализация государственных программ как фактор развития предпринимательства (на примере территорий Восточного Донбасса)'

Реализация государственных программ как фактор развития предпринимательства (на примере территорий Восточного Донбасса) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОР / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА ВОСТОЧНОГО ДОНБАССА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / STATE PROGRAM / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / FACTOR / REGIONAL DEVELOPMENT / ECONOMY OF EAST DONBASS / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева А. В., Мошкин И. В.

Экономика Восточного Донбасса сложилась в результате реструктуризации угольной промышленности. За прошедшее десятилетие (2003-2013 гг.) заметны позитивные тенденции в развитии региона. По нашему мнению, это стало возможным благодаря оптимизации прямого вмешательства государства в экономические отношения хозяйствующих субъектов, которое повысило комфортность среды для ведения предпринимательской деятельности. Однако в силу специфичности природных, экономических и социальных условий, каждый отдельный регион обладает собственным экономическим потенциалом и преследует при этом определенные цели. Таким образом, исследование организации и влияния государственных и региональных программ развития на экономику является актуальным и значимым. В статье представлен результат анализа государственных программ, нацеленных, в частности, на развитие постдепрессивных территорий Восточного Донбасса, уточнены основные направления развития региона, а также вклад в экономику субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева А. В., Мошкин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of state programs as a factor of business development (for example, areas of the Eastern Donbass)

In article is presented The result of the analysis of the state programs aimed, in particular, at development of post-depressive territories of East Donbass, the main directions of development of the region, and also a contribution to economy of subjects of small and average business are specified. The economy of East Donbass developed as a result of restructuring of the coal industry. For last decade (2003-2013) positive tendencies in region development are noticeable. In our opinion, it became possible thanks to optimization of direct intervention of the state in the economic relations of managing subjects which increased comfort of the environment for conducting business activity. However owing to specificity of the natural, economic and social conditions, each certain region possesses own economic potential and pursues thus definite aims. Thus, research of the organization and influence of the state and regional programs of development on economy is actual and significant.

Текст научной работы на тему «Реализация государственных программ как фактор развития предпринимательства (на примере территорий Восточного Донбасса)»

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КАК ФАКТОР РАЗБИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИЙ ВОСТОЧНОГО ДОНБАССА)

КОВАЛЕВА А.В.,

ведущий юрисконсульт, Железнодорожная торговая компания, ростовский филиал,

e-mail: [email protected];

МОШКИН И.В.,

кандидат экономических наук, старший преподаватель, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

Экономика Восточного Донбасса сложилась в результате реструктуризации угольной промышленности. За прошедшее десятилетие (2003-2013 гг.) заметны позитивные тенденции в развитии региона. По нашему мнению, это стало возможным благодаря оптимизации прямого вмешательства государства в экономические отношения хозяйствующих субъектов, которое повысило комфортность среды для ведения предпринимательской деятельности. Однако в силу специфичности природных, экономических и социальных условий, каждый отдельный регион обладает собственным экономическим потенциалом и преследует при этом определенные цели. Таким образом, исследование организации и влияния государственных и региональных программ развития на экономику является актуальным и значимым.

В статье представлен результат анализа государственных программ, нацеленных, в частности, на развитие постдепрессивных территорий Восточного Донбасса, уточнены основные направления развития региона, а также вклад в экономику субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: государственная программа; социально-экономическое развитие; фактор; региональное развитие; экономика Восточного Донбасса; предпринимательство.

IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS AS A FACTOR OF BUSINESS DEVELOPMENT (FOR EXAMPLE, AREAS OF THE EASTERN DONBASS)

KOVALEVA A. V.,

Legal Adviser, Railway Trading Company, Rostov branch, e-mail: [email protected];

MOSHKIN I.V.,

PhD, Assistant Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

In article is presented The result of the analysis of the state programs aimed, in particular, at development of post-depressive territories of East Donbass, the main directions of development of the region, and also a contribution to economy of subjects of small and average business are specified.

The economy of East Donbass developed as a result of restructuring of the coal industry. For last decade (2003-2013) positive tendencies in region development are noticeable. In our opinion, it became possible

© А.В. Ковалева, И.В. Мошкин, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

thanks to optimization of direct intervention of the state in the economic relations of managing subjects which increased comfort of the environment for conducting business activity. However owing to specificity of the natural, economic and social conditions, each certain region possesses own economic potential and pursues thus definite aims. Thus, research of the organization and influence of the state and regional programs of development on economy is actual and significant.

Keywords: state program; social and economic development; factor; regional development; economy of East Donbass; business.

JEL classification: G20, G28, R58.

В условиях посткризисного характера поведения экономических субъектов целесообразным представляется исследование опыта выхода из кризиса экономики депрессивных территорий, которые были более подвержены негативным влияниям возрастающей нестабильности.

Экономика Восточного Донбасса сложилась в результате реструктуризации угольной промышленности. За прошедшее десятилетие, 2003-2013 гг., заметны позитивные тенденции в развитии Восточного Донбасса. В настоящее время на территории Восточного Донбасса функционирует более 20 тыс. хозяйствующих субъектов. Вступивший в силу в 2004 г. «Закон о приоритетном развитии шахтерской территории» принес существенные налоговые льготы хозяйствующим субъектам и способствовал выравниванию социально-экономической обстановки в шахтерских городах и поселках. На смену доминировавшей угольной отрасли тестируется формирование многоотраслевой экономики смешанного типа.

В целом, предмет развития отечественной экономики концентрируется на формировании компонентов инновационной экономики, основанной на организационно-экономическом переустройстве сложившихся предпринимательских форм. Получили все большее распространение отношения, в основе которых заключены предпосылки для трансформации форм собственности, организационных структур, методов и форм управления. В РФ за счет финансирования по государственным программам из фонда регионального развития и фонда адресной инвестиционной поддержки, также за счет региональных программ и государственной поддержки инвестиционных проектов осуществляется адресная поддержка субъектов федерации. Например, реализуемая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» в основном направлена на поддержку развития депрессивных территорий.

На региональном уровне рассматриваются четыре этапа создания условий устойчивого развития региона и его экономического роста:

1. преодоление недооценки перспектив экономического развития отечественными и иностранными инвесторами;

2. повышение привлекательности региона за счет реализации региональных программ внутреннего реформирования;

3. улучшение условий для развития региона за счет формирования взаимовыгодных экономических связей с другими регионами;

4. оптимизация бюджетной системы и его подготовка к привлечению средств на инфраструктурные проекты.

Развитие инфраструктуры региона существенно повышает его привлекательность для инвесторов и создает

дополнительное основание для притока финансовых средств и бизнес-проектов. Большая часть существующих проектов, относящихся к сфере реализации программ развития, являются по своей сути теоретическим. Имеющиеся недостатки практической реализации установленных мероприятий в данной сфере объясняется отсутствием инструментария оценки устойчивости развития и определения его реальных условий. Поэтому, по нашему мнению, диагностирование устойчивости развития возможно только при наличии определенной системы показателей.

Конституцией РФ за гражданами закреплено право ведения свободной предпринимательской деятельности, а Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства регулирует вопрос оказания поддержки субъектам данного сектора экономики. Одним из основных приоритетов социальной и экономической политики РФ, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., является содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

Разработка концепций программ социально-экономического развития на сегодняшний день, пожалуй, одно из самых приоритетных направлений в теоретических исследованиях в экономике. Целью данных исследований является разработка комплексного механизма решения проблем регионального развития, включающего выравнивание всех уровней отдельного региона, создание межрегиональных производственных комплексов и дальнейшее эффективное использование регионом своих внутренних ресурсов.

При этом каждый отдельный регион занимает определенное место в системе общественного разделения труда и нацелен на реализацию общегосударственной стратегии развития, но с другой стороны, разработка эффективной государственной стратегии осуществляется исходя из первоначальной оценки потенциала и перспектив развития, из возможностей формирования межрегиональных научно-производственных комплексов. Выполнение обозначенных позиций позволяет и эффективно решать задачи укрепления экономической целостности страны, снижения

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ.

109

степени дифференциации регионов, ускорения межрегиональной интеграции и создания условий для реализации потенциалов развития отдельных регионов.

В силу специфичности природных, экономических и социальных условий, каждый отдельный регион обладает собственным экономическим потенциалом и преследует при этом определенные цели. При разработке программ экономического развития, в первую очередь, рассматриваются депрессивные территории с одинаково низким доходом. Поскольку решать проблемы подобных регионов, как правило, пытаются путем создания единого экономического пространства и важнейшей предпосылкой для формирования обоснованных программ регионального развития служит качественное социально-экономическое прогнозирование.

В депрессивных регионах кризисные процессы и явления нередко блокируют возможности как воспроизводственного процесса, так и его отдельных элементов, что приводит к деградации ресурсного, хозяйственного, социального и экономического потенциалов территорий (Цветкова, 2010. С. 3). Оптимизация прямого вмешательства государства в экономические отношения хозяйствующих субъектов повышает комфортность среды для ведения предпринимательской деятельности, снижает затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров и, в конечном итоге, способствует развитию производства на предприятиях, увеличению оборота и инвестиций в основные фонды малых и средних предприятий.

Оказание финансовой поддержки предпринимателям, в том числе через софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, способствует модернизации предприятий, создает дополнительные благоприятные условия для привлечения инвестиций в основной капитал. В качестве факторов, позволяющих определить особенности социально-экономического развития муниципального хозяйства и в целях институционально-экономического структурирования муниципального образования, эти факторы выделяются в социальной, экономической и политической сферах общественного развития. В свою очередь непосредственно на формирование социально и экономически взвешенных управленческих систем для развития муниципальных образований значимое влияние оказывают природно-экологические факторы (Боровская, Налесная, 2006. С. 21-23). Здесь весомое влияние на становление систем муниципального управления оказывают и внутренние факторы, к которым относятся традиции городского или сельского устройства, политические и экономические факторы. При этом система муниципального управления призвана формировать на территории муниципального образования комплексный, экономически сбалансированный, стратегически-ориентированный механизм развития муниципальных образований и главными факторами, определяющими этот процесс, становятся экономические факторы. Концентрация этих факторов способствует активизации экономической функции в совершенствовании системы муниципального управления.

Считается, что мировой финансово-эконономический кризис мог стать основной причиной сворачивания инвестиционного процесса. Его негативное влияние привело к существенному сокращению налоговых платежей в бюджетную систему Ростовской области и региона в целом, свертыванию предприятиями инвестиционных программ и обусловили невыполнение отдельных мероприятий по программе социально-экономического развития Ростовской области, рассчитанной до 2012 г.

Предпринимательство - самый молодой и динамично развивающейся сектор экономики Восточного Донбасса. Негативные последствия кризиса в значительной степени купировались реализацией в Восточном Донбассе (как и во всех угледобывающих регионах страны) программ местного развития и обеспечения занятости жителей шахтерских городов и поселков. В структуре субъектов малого предпринимательства преобладают предприятия торговли и практически отсутствуют организации, занимающиеся производством инновационной продукции (Цветкова, 2010. С. 26-27,36).

Сравнительный анализ Ростовской области с другими субъектами Южного федерального округа (далее по тексту -ЮФО) показывает, что малые предприятия в Ростовской области действуют более эффективно, чем в других регионах ЮФО. Например, выручка от реализации на 1 действующее малое предприятие в Ростовской области (12,8 млн руб.) превышает аналогичный показатель во всех субъектах ЮФО. По объему освоенных инвестиций малыми действующими предприятиями Ростовская область занимает второе место, уступая лидерство лишь Краснодарскому краю (10 230,0 млн руб. против 18 854,0 млн руб.) (Доклад о результатах..., 2011. С. 30-31).

Динамика валового регионального продукта (ВРП) используется как базовый индикатор социально-экономического развития регионов. Динамика ВРП по Ростовской области в 2007-2011 гг., представленная в табл. 1, показывает, что в 2011 г. темп рост по сравнению с 2009 г. составил 101,7%.

Таблица 1

Динамика ВРП Ростовской области в 2007-2011 гг.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Валовая добавленная стоимость, в основных ценах млн руб. 450434,7 576125,7 555917,1 632196,9 745022,6

Индекс физического объема, % 112,4 110,2 89,2 106,4 107,2

Темп роста к 2009 г., % х х х 94,9 101,7

В 2012 г. наблюдается рост оборота организаций Ростовской области на уровне 12,9% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Рост объемов оборота был обеспечен организациями всех видов экономической деятельности.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

Исключение составили организации рыболовства и рыбоводства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Промышленное производство области также выросло, превысив средний результат по России. Это стало возможным за счет опережающего развития обрабатывающих производств и динамичного развития производственных процессов на предприятиях машиностроительного сектора, металлургии, а также в производстве растительных масел.

В 2007 г. постановлением Законодательного Собрания Ростовской области «О Стратегии социальноэкономического развития Ростовской области на период до 2020 года» утверждена стратегия социальноэкономического развития региона. Необходимость корректировки принятой стратегии продиктована коренными изменениями социально-экономической ситуации не только в России, но и мире в целом. Последствия кризиса, повлекшие изменения бюджетной политики, конъюнктуры на рынках специализации Ростовской области, занятости и доходов населения, потребовали внесения соответствующих изменений в действующую стратегию развития региона. Внесение дополнений и поправок было вызвано необходимостью ее согласования со стратегией социальноэкономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.

С 2009 г. в Ростовской области реализуется проект по бесплатному консультированию субъектов малого и среднего предпринимательства, который реализуется во всех муниципальных образованиях региона. Созданы и осуществляют свою деятельность региональные организации инфраструктуры: гарантийный фонд, региональное агентство поддержки предпринимательства, муниципальный бизнес-инкубатор и др.

Ростовская агломерация является в настоящее время центром социально-экономического развития Южнофедерального округа России и в долгосрочной перспективе должна расширить свое влияние на страны СНГ и другие регионы (Жукова, 2011. С. 264-266). Также Ростовская агломерация может быть центром культурной ассимиляции для мигрантов из республик Северного Кавказа, однако решение таких задач потребует формирования новых внешних функций и переструктурирования внутреннего пространства. Так как прогнозируется, что антропогенная нагрузка в зоне городской агломерации будет расти, необходимо сформировать требования к новым промышленным предприятиям, необходима разработка и внедрение региональной системы управления природоохранной деятельностью, соответствующей требованиям международных стандартов и направленной на совершенствование природоохранной деятельности и снижение воздействия на окружающую среду (Стратегия социально-экономического развития..., 2011).

Таким образом, формирование государственных программ экономического развития сопряженно с рядом вопросов, но во многом это компенсируются открывающимися возможностями полновесного использования квалифицированных кадров, ресурсов региона, совершенствования отраслевой структуры экономики. Благодаря разработке индивидуальных программ для отдельных субъектов РФ с их последующей интеграции в общегосударственные, появляется реальная возможность более детального охвата сложившейся ситуации в отдельном регионе, получения преимуществ четкой и взаимосвязанной системы государственного программирования.

ЛИТЕРАТУРА

Боровская М.А., Налесная Я.А. (2006). Управление социально-экономическими процессами развития города. Таганрог: Изд-во ООО «МБВ». С. 21-23.

Доклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области на 2012-2015 годы. С. 1-36.

ЖуковаЕ.В. (2011). Разработка стратегии развития восточного Донбасса как субрегиона Ростовской области // Вестник ЮРГТУ (НПИ). № 3. С. 264-266.

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года. Министерство экономического развития Ростовской области. (2011). Ростов-на-Дону.

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. (2011). Москва.

Цветкова С.Н. (2010). Механизмы формирования приоритетных условий и направлений инновационного развития постдепрессивного угледобывающего региона. Автореф. дисс. ... докт. экон. наук. Ростов н/Д. С. 26-36.

REFERENCES

Borovskaya M.A., Nalesnaya Ya.A. (2006). Management of social and economic developments of the city. Taganrog. P. 21-23. (In Russian.)

The report on results for 2011 and the main activities of department of investments and businesses of the Rostov region for 2012-2015. P. 1-36. (In Russian.)

Zhukova E.V. (2011). Development of strategy of development of east Donbass as subregion. Rostov YuRGTU (NPI) Region. Bulletin. № 3. P. 264-266. (In Russian.)

Strategy of social and economic development of the Rostov region till 2020. Ministry of economic development of the Rostov region (2011). Rostov-on-Don. (In Russian.)

Strategy of social and economic development of the Southern federal district for the period till 2020. (2011). Moscow. (In Russian.)

Tsvetkova S.N. (2010). Mechanisms of formation of priority conditions and directions of innovative development of the post-depressive coal-mining region. Rostov-on-Don. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.