Научная статья на тему 'Исследование рыночной регионализации экономики'

Исследование рыночной регионализации экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
139
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / УСТОЙЧИВОСТЬ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ахмадов М. -э И.

В статье проведено исследование развития экономики регионов с позиции административно-территориального деления. Установлено, что взаимодействие между производительными и потребительными возможностями региона проявляется в формировании необходимых институциональных форм организации регионального хозяйства, проявляющихся в устойчивости и социально-экономической сбалансированности региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ахмадов М. -э И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рыночной регионализации экономики»

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

М.-Э.И. АХМАДОВ,

заведующий кафедрой государственного и муниципального управления,

кандидат экономических наук, доцент, ГОУ ВПО «Грозненский государственный нефтяной институт»,

e-mail: Mohmad-ami@mail.ru

В статье проведено исследование развития экономики регионов с позиции административнотерриториального деления. Установлено, что взаимодействие между производительными и потребительными возможностями региона проявляется в формировании необходимых институциональных форм организации регионального хозяйства, проявляющихся в устойчивости и социально-экономической сбалансированности региональной экономики.

Ключевые слова: экономическая система; конкурентоспособность региона; устойчивость и сбалансированность региональной экономики; административно-территориальное устройство.

Коды классификатора ^ЕЬ: R11, R12.

В настоящее время конкретизация и содержательная интерпретация понятия «регион» осуществляются при выделении различных типов регионов в соответствии с определенными целями и задачами. При этом необходимо учитывать, что это конечное потребление представляет собой самую значительную часть валового внутреннего и валового регионального продуктов. В итоге получается, что чем более развита частная собственность, чем более ограничены сферы государственного регулирования экономики — тем большее значение в воспроизводственных и макроэкономических процессах играет домашнее хозяйство.

Эта особенность современной рыночной экономики, прежде всего, должна находить отражение в определениях предметной области региональной экономики, проблематике конкурентоспособности регионов.

В целом под конкурентоспособностью экономики понимается обусловленное экономическими, социальными и институциональными факторами положение экономики региона в целом и его отдельных экономических субъектов (отраслей, предприятий) на внутреннем и внешнем рынках. Естественно, что конкурентная экономика в основном и главном предопределяет конкурентоспособность региона. Однако, вместе с тем, идентифицировать их нельзя, поскольку конкурентоспособность региона, на наш взгляд, более широкое и сложноструктурированное понятие. Так, по справедливому мнению Р.И. Шнипера, конкурентоспособность региона, может быть охарактеризована следующими конкурентными позициями региона: экономико-географическим положением, транспортной освоенностью, обеспеченностью природными и трудовыми ресурсами, научно-техническим потенциалом, сбалансированностью бюджетно-финансовой системы, социальным, производственным и рыночным инфраструктурным потенциалом, экологической обстановкой и др. [2]. Однако, в последнее время вопросы конкурентоспособности регионов приобрели достаточно конъюнктурную окраску, особенно в контексте того, когда регионы рассматриваются как субъекты управления.

Следует учитывать некоторые явления и процессы, которые ведут к изменению исторически сложившегося характера поведения управляющих структур региона — вместо традиционной отраслевой специализации, строго планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов, централизованных форм материально-технического снабжения, рынок объективно вызвал материально целесообразные стремления каждого субъекта Федерации к выбору такой экономической структуры, которая способна обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны и мира. Теперь любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.

Основным предметом конкурентной борьбы между российскими регионами становятся государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности. В этом плане, надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, что определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а также для соответствующего создания новых рабочих мест.

Приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспекти-

© М.-Э.И. Ахмадов, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

256

М.-Э.И. АХМАДОВ

вами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.

Конкурентоспособность регионального уровня невозможно рассматривать без оценки наличия и эффективного использования разного вида инфраструктур — от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими регионами. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона становится важнейшим фактором упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования основных составляющих этой конкурентоспособности.

Взаимодействие между производительными и потребительными возможностями региона проявляется в формировании необходимых институциональных форм организации регионального хозяйства, проявляющихся, прежде всего, в устойчивости и социально-экономической сбалансированности региональной экономики.

Ослабление устойчивости и нарушения в сбалансированности социально-экономического развития остро и болезненно ощущались в течение последних пятнадцати лет, когда в комплексе современных российских реформ проводились изменения в административно-территориальном устройстве страны.

В этот период, с одной стороны, произошло упразднение жесткой властной вертикали административно-командной экономики, с другой, усилило несогласованность действий между ними. Также двойственно и противоречиво можно охарактеризовать ликвидацию «двойного подчинения» субъектов, действующих в экономической сфере и включенных в систему оперативного руководства либо непосредственного управления со стороны вышестоящих союзных или республиканских органов; участие региональных органов власти в формировании законодательства на федеральном уровне нередко продолжает носить во многом декларативный характер; неэффективность бюджетных способов согласования федерального и регионального уровней проблем в силу постоянного недофинансирования государственных программ развития регионов и федеральных комплексных целевых программ.

При этом следует подчеркнуть, что процессы развертывания рыночных институтов и форм закономерно привели к рыночному структурированию внутрирегионального экономического пространства, условием экономической стабилизации которого стала эффективная реструктуризация региональной экономики, приоритетное развитие ее современных отраслей и сфер, которые базируются на имеющихся ресурсных предпосылках и конкурентных преимуществах. Кроме того, в рамках региональной экономики стали формироваться сегменты пространственной локализации рыночных видов хозяйственной деятельности. В данном случае имеются в виду такие виды деятельности, как функционирование корпоративной собственности, управление финансовыми активами, инвестирование в инновационные технологии, формирование современной информационнокоммуникационной инфраструктуры. В таких условиях рыночные ареалы различных административных регионов неизбежно переплетаются на внутрирегиональном уровне, образуя сложную экономическую структуру обновленной модели эффективного административно-территориального устройства.

Особо следует отметить, что указанные процессы обусловили конкуренцию между внутрирегиональными локальными экономическими сегментами с экономикой административноорганизованного региона, что порождало в рамках административно-территориальной единицы взаимодействие различных организационных форм региональной экономики.

При системном подходе учитывается, что для большой и сложной системы (в том числе и экономической: экономики страны или региона), как правило, характерны следующие свойства:

1. Целостность. Это означает, что все части системы служат общей цели ее функционирования и способствуют формированию наилучших результатов применительно к определенному критерию эффективности. Целостность — это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы; она означает также преобразование компонентов, входящих в систему, соответственно ее природе.

2. Большие размеры системы, т.е. наличие большого числа различных элементов, выполняющих различные функции.

3. Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой.

4. Интегративность представляет собой обладание системой свойствами, отсутствующими у ее элементов (верно и обратное — элементы обладают свойствами, не присущими системе).

5. Свойства эмерджентности. Большие и сложные системы обладают свойствами, которые не присущи ни одному из формирующих эти системы элементов (блоков). По мере развития большой и сложной системы связанность элементов усиливается. На определенном этапе нарастания связанности эмерджентность достигает такого уровня, при котором целостные

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ.

257

свойства системы не только невозможно наблюдать по свойствам отдельных элементов, но и невозможно выявить статистическим обобщением свойств отдельных элементов. Нужен специальный системный метод исследования, ориентированный на это новое качество.

Для начала надо подчеркнуть, что важнейшими объектами изучения региональной экономики как научного направления и учебной дисциплины являются:

♦ экономические отношения между федеральным центром и регионом, т.е. определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой [1];

♦ экономические отношения внутри региона, т.е. определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства) [1];

♦ межрегиональные связи;

♦ специализация и кооперация внутри страны и собственного экономического региона;

♦ природно-ресурсный, демографический и производственный потенциал региона, который в том числе должен являться основой подъема экономики остальных старопромышленных и депрессивных регионов;

♦ географические, природно-климатические и социально-экономические особенности региона (культурно-исторические, национальные традиции разделения труда, экономического поведения, образа жизни населения и т.д.);

♦ уровень и качество жизни населения региона, обусловленные особенностями его социальноэкономического развития;

♦ региональные особенности развития внешнеэкономических связей.

Таким образом, рыночная регионализация экономики означает, что прежние административные границы становятся характеристиками территориально-замкнутого экономического пространства, которое, тем самым, делается экономически-немобильным. В экономизированных регионах, как центрах финансовых активов и акционерного капитала, инновационных технологий и высокомобильных экономических ресурсов (в виде конвертируемых в немобильные активы) происходит резкое падение значимости не только внутренних (административных), но даже и внешних (государственных) границ. В условиях реальной глобализации движения финансов, акций и технологий такие границы перестают выполнять функции экономических барьеров.

Экономическая организация современного производства не совместима с ситуацией, когда все доминантные мобильные экономические ресурсы сосредотачиваются и замыкаются в административно-территориальных границах одного региона. А утрата экономического значения административных границ означает, соответственно, и утрату экономического значения и обособляемой ими территории, ибо, находясь в правовой компетенции органов власти определенного субъекта федерации, производственные факторы этой территории фактически могут принадлежать бесконечно-рассеянному множеству нерезидентов. Таким образом, территориальная обширность большинства российских регионов, в индустриальную эпоху составлявшая важнейший компонент их материального богатства, сегодня может превратиться в постоянный и возрастающий источник их убытков.

Таким образом, итогом рыночной регионализации страны стало несовпадение географической локализации экономических регионов со старым административно-территориальным делением страны, — теперь территориальное местоположение производственных мощностей становится вопросом второстепенным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Региональная экономика/ Под ред. В.И. Видякина и М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 60-61.

2. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск, 1991.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.