Н.Н. Калабина
СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКЕ
Акцентируется внимание на необходимости превентивной экологизации всей системы образования, определены основные компоненты экологического образования в России: научный, нормативный и целостный. Дана краткая характеристика состояния подготовки специалистов-экологов в Томске (достижения и проблемы), представлены структура высшего экологического образования и краткий обзор образовательных экологических программ и педагогических технологий.
Воздействия антропогенного характера на биосферу привели к появлению глобальных экологических проблем. Мировоззрение и сознание человека оказались неподготовленными к факту появления таких проблем. Процесс осмысления возникших противоречий едва поспевает за темпами их нарастания и обострения. В то же время постепенно складывается понимание того, что глобальные проблемы по масштабам проявления и степени опасности для человека не имеют аналогов в истории, а для их принципиального преодоления остается все меньше времени. В настоящее время не найдено достаточно эффективных, применимых на практике методов, не достигнута и согласованность действий между разными странами, необходимая в данной ситуации. Значительные усилия, предпринимаемые отдельными общественными организациями и правительствами разных стран, не всегда дают желаемый результат и не решают проблемы, ставшие бедой человечества. Основная причина такого положения заключается в противоречии между глобальным характером проявления данных проблем и частными подходами к их решению. Вот почему одной из главных задач, стоящих перед общественными науками и педагогикой, является формирование нового глобального экологического мышления и сознания. При этом главную роль следует отводить воспитанию экологической культуры в школах и вузах, чтобы вырастить новые поколения жителей Земли, относящихся к экологической проблематике как к жизнеопределяющей, ставящих ее в один ряд с традиционно приоритетными для обыденного сознания проблемами.
Экологическая составляющая естественно-научных дисциплин способствует формированию более полного, глубокого и правильного понимания всё более усложняющегося взаимодействия общества и природы. Кроме того, экологическое просветительство развивает умение ориентироваться в информации об использовании и охране окружающей среды. Методологической основой экологического образования и воспитания является положение о единстве общества и природы, познаваемости их закономерностей и взаимосвязей. В формировании экологического сознания важную роль играют идеи органического единства человека с природой, взаимосвязи и взаимообусловленности общественных и природных явлений и процессов, движения и развития.
Экологическое образование и воспитание формирует экологическое сознание. Экообразование - целенаправленно организованное, планомерно и систематически осуществляемое овладение экологическими знаниями, умениями и навыками - стало одним из фундаментальных направлений научных исследований и деятельности международных организаций ООН, особен-
но ЮНЕСКО и ЮНЕП. Под эгидой этих организаций был проведен ряд международных форумов по данной проблеме: в 1972 г. - в Стокгольме, в 1977 г. - в Тбилиси, в 1982 г. - в Найроби, в 1983 г. - в Вене («Великая Декларация»), в 1987 г. - в Таллине, в 1997 г. - в Киото, в 2002 г. - в Йоханнесбурге и др. [1. С. 78].
Итогом всех проведенных конференций был вывод, что экологическое образование является интегральной частью образовательных программ и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения. Экообразование должно присутствовать от начальной до высшей школы, входить в учебные программы почти всех предметов и тем самым способствовать пониманию единства окружающей среды и воздействия человека на природу.
Таким образом, основой экологического образования должно стать глубокое осознание принципиального единства фундаментальных законов природы на всех уровнях самоорганизации - физическом, химическом, биологическом и психическом. Экологизация всей системы образования предполагает усиление интегрального взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания, усиление гуманистического компонента образовательного процесса.
В нашей стране Указом Президента «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства РФ создан межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная дума приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования» [2. С. 340].
В системе экологического образования, как правило, выделяют такие компоненты, как научный, нормативный и ценностный. Они находятся в постоянном взаимовлиянии и взаимодействии. Научный компонент составляет теоретическую и методологическую основу в разработке стратегии взаимодействия человека с окружающей средой, в поиске путей разрешения углубляющихся экологических противоречий. Теоретический фундамент экологического образования образуют ведущие идеи, концепции естественно-научного и гуманитарного знания, результаты исследования фундаментальных и прикладных дисциплин, продуктивная интеграция которых позволяет выявить способы усиления жизнеспособности экологических и социальноэкологических систем. В качестве теоретической первоосновы эколого-образовательных программ может стать концепция коэволюции человека и природы. По-
этому утверждение экологической парадигмы в образовательном процессе существенно повышает значимость нормативного и ценностного компонентов. Нормативная составляющая раскрывается в системе нравственных, правовых и эстетических принципов, а также норм и правил экологического характера, определяющих отношение общества и человека к окружающей среде. Ценностный компонент экологического образования составляют идеалы, идеи и цели, представляющие природу как универсальную ценность, как самоценность. В основе такого представления оказывается понимание неразрывной, органической взаимосвязи человека с биосферой планеты, с космосом в целом. Ценностный компонент образования в области окружающей среды ориентирует человека на преодоление потребительской позиции по отношению к окружающей среде.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.
Исходя из вышеизложенного, функционирование системы непрерывного экологического образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законами «Об охране окружающей природной среды» 2002 г., «Об образовании», «О средствах массовой информации» на основе реализации государственной политики в области экологического образования [3. С. 37].
Действующим законодательством провозглашена всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования. Принцип всеобщности означает, что экологическое образование и воспитание должны охватывать всех членов общества. Принцип комплексности означает, что два разных процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться в комплексе, с учётом научно-обоснованных методических требований. Принцип непрерывности означает право и обязанность граждан, специалистов, руководящих работников, профессиональная деятельность которых оказывает воздействие на окружающую среду и здоровье человека, повышать свою квалификацию через действующую систему экологического образования и воспитания.
Подготовка специалистов-экологов в России проводится в основном на естественных (биологических, экологических, географических, почвенных, химических), гуманитарных (экономических, социологических, юридических) и технических (химико-технологических и др.) факультетах вузов. Экологическая специализация в вузах основывается на глубоких знаниях, полученных при изучении фундаментальных наук, в аспекте их использования в экологических целях, дополненных специальными курсами, курсовыми и дипломными работами, научно-исследовательской работой в области наук об окружающей среде.
При всём этом в предметах естественного цикла в основном преобладает утилитарный подход к оценке значения природы в жизни человека. Между тем, раскрытие эстетической, этической и познавательной функций природы присутствует в недостаточном объёме. Не всегда соблюдается принцип причинного объяснения взаимосвязей человека и общества с природой, что затрудняет как рациональное, так и эмоциональное
обоснование необходимости охраны окружающей природной среды. Не в полной мере соблюдаются пропорции между глобальным, национальным и региональным подходами в раскрытии связей общества и природы и вытекающими отсюда вопросами охраны окружающей природной среды.
В Федеральном законе о государственной политике в области экологического образования и воспитания предлагается несколько определений экологического образования:
1. Государственная политика в области экологического образования - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в части наделения их отдельными государственными полномочиями по созданию условий для экологического образования населения и координации их деятельности с деятельностью заинтересованных общественных объединений, организаций и граждан по формированию экологической культуры каждого человека и общества в целом. Таким органом в Томске является ОГУ «Облкомприрода».
2. Экологическое образование (образование в области окружающей среды) - непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности; система непрерывного экологического образования, представляющая собой совокупность преемственных экологических образовательных программ с соответствующими государственными образовательными стандартами, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых норм; информационного эколого-образо-вательного пространства Российской Федерации; управления непрерывным экологическим образованием населения. В Томске это ОГУ «Региональный центр развития образования», ОГОУ ДОД « Областной центр дополнительного образования детей», Томская экологическая студенческая инспекция им. Льва Блинова, областной Координационный совет по вопросам непрерывного экологического образования, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации ЗАТО «Северск», Детско-юношеский парламент г. Томска, а также МОУ СОШ № 3, 16, 27, 47, 85 и др.
3. Информационное эколого-образовательное пространство Российской Федерации включает в себя: особо охраняемые природные территории и историко-культурные комплексы; антропогенные ландшафты, объекты производства и услуг; сферы науки, культуры, искусства, спорта и туризма; средства массовой информации; иные сферы жизнедеятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом. В Томске все эти составляющие экообразования присутствуют в полном объёме.
В г. Томске, на сегодняшний день расположено 6 университетов, 4 института, 12 филиалов и представительств вузов России. Экологическое образование можно получить в 7 из них. Структура экологического образования в г. Томске, согласно справочнику для поступающих в учебные заведения Томска, представлена в таблице.
Направление Организационные формы (академии, институты, факультеты университетов) Специальность (квалификация) выпускников
Собственно экологическое образование (биоэкология) 1. Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (ТГУ) Защита растений Экология и природопользование Экология
2. Радиоконструкторский факультет (ТУСУР) Экология
Г еоэкологическое образова- 1. Г еолого-географический факультет (ТГУ) Геоэкология Природопользование
ние (геоэкология) 2. Институт геологии и нефтегазового дела (ТПУ) Геоэкология Комплексное использование и охрана ресурсов
Химико-экологическое образование (химическая экология) 1. Химический факультет (ТГУ) Защита окружающей среды Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
1. Дорожно-строительный факультет (ТГ АСУ) Инженерная защита окружающей среды
2. Инженерно-экологический факультет (ТГ АСУ) Безопасность технологических процессов и производств
3. Факультет технологии и предпринимательства (ТГПУ) Безопасность жизнедеятельности
4. Радиоконструкторский факультет (ТУСУР) Безопасность жизнедеятельности в техносфере
Техническое, технологиче- 5. Институт дистанционного образования (ТПУ) Инженерная защита окружающей среды Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
ское образование (промышленная экология) 6. Физико-технический факультет (ТПУ) Радиационная безопасность человека и окружающей среды Безопасность и нераспространение ядерных материалов
7. Инженерно-экономический факультет (ТПУ) Инженерная защита окружающей среды
8. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Представительство в Томске и Северске Безопасность технологических процессов и производств
9. Томский филиал Новосибирской государственной Академии водного транспорта Инженерная защита окружающей среды Защита в чрезвычайных ситуациях
Проанализировав составленную таблицу, можно сделать следующие выводы: в Томске отсутствует среднее профессиональное экологическое образование и начальное профессиональное экологическое образование, т.е. экологическую специальность можно получить только в вузе. В Томских вузах преобладает промышленная экология - в 6 вузах ведётся подготовка 9 экологопромышленных специальностей, при этом отсутствует агроэкологическое образование, хотя существует Томский сельскохозяйственный институт (филиал) ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» (ТСХИ НГАУ) и ТГПУ соответственно. Отсутствует в Томске социо- и экономико-экологическое образование при многообразии экономических и социальных институтов и факультетов университетов. Не выпускают томские вузы и учителей-экологов. Необходимо отметить, что экологические специальности в томских вузах представлены в достаточно большом объёме [4].
В целом по стране создаются федеральные и региональные межведомственные комиссии с целью организации управления в области экологического образования. Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения России разработала комплексную программу «Экологическое образование населения России». Создание программы подразумевает наличие нормативно-правовой базы развития самого процесса экологического образования населения с учетом того, что в нем участвуют две категории: те, кто обучает и те, кого обучают. Ключевые позиции такой системы - это реализм образовательной политики; постоянное развитие образования, связь с передовой наукой, научным поиском; превращение образовательного процесса в важнейший фактор становления личности.
Ценность создаваемых экологических образовательных программ определяется наличием в них как традиционализма, так и оригинальности, проявляющейся в содержательных основах этих программ и в форме подачи знаний. Существенным также является расширение методической основы экологического образования: использование в процессе обучения инновационных способов общения (деловые и ролевые игры, экскурсии, «мозговой штурм» и др.), применение новых информационных технологий с употреблением компьютерных программ (в частности игр, обучающих и контролирующих систем), интерактивного видео, экомониторинга, моделирования экологических процессов, биотестирования и многое другое. В образовательном процессе начинает применяться открытое дистанционное обучение, использующее мировое информационное пространство при помощи компьютерных телекоммуникаций в сети Интернет, спутникового телевидения и др.
Для складывающейся системы экологического образования характерны такие черты, как открытость, многомерность, ориентация на непрерывный творческий поиск, соответствие формирующейся синергетической картине мироздания. Таким образом, образование в области охраны окружающей среды не является просто механическим добавлением к общему образованию. Оно должно стать органической составной частью любого уровня или системы образования и подготовки кадров. Его содержание меняется в зависимости от социальных и экономических условий, характера и состояния проблем окружающей среды в различных странах и регионах.
Выделяются два основных направления экологического образования: воспитание в духе общих идей ох-
раны природы, бережного к ней отношения; приобретение профессиональных специальных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных экосистем. Оба направления взаимосвязаны, ибо в основе их лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии. Система экологического образования должна быть нацелена, во-первых, на подготовку профессиональных экологов, во-вторых, на овладение специалистами различных областей общей экологической культурой.
Необходимо различать экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование определяет процесс подготовки специалистов-эко-логов. Экологизация же системы образования - это масштабное проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру подготовки специалистов самого различного профиля: инженеров, врачей, экономистов, социологов и т.д. Иначе говоря, в целом задачи экологического образования и воспитания имеют комплексный характер, предусматривают непрерывность разных форм и уровней - от школьного обучения и природоохранного воспитания до подготовки специалистов-экологов высокого класса в аспирантуре и докторантуре. Его цели можно свести к следующим пунктам: системное представление об экологическом знании; проблемы взаимодействия общества с окружающей средой; человек и биосфера; возможные последствия техногенного влияния на окружающую сре-
ду; освещение экономических аспектов управления; охрана окружающей среды и природопользования; формирование экологической этики и общей экологической культуры, также пути выхода из экологического кризиса; перспективы безопасного развития системы «человечество - цивилизация - космос» [1. С. 83].
Развитие экологического сознания и мировоззрения играет главную роль в достижении указанных целей. Переориентация человеческого мировоззрения предполагает осознание сущности экологических законов, причин противоречий в системе «природа - общество», выявления несоответствия природных и социальных законов; осмысление опасности глобальных катастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости разработки глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни.
Изучение экологических взаимодействий человека и природы предполагает осмысление процесса становления экологии, изучение среды обитания отдельных видов, изучение экосистемы и взаимоотношений экосистем, более детальное изучение биосферы, постижение экологии человека и социальной экологии, эковоспитание, экообразование, формирование экологического мировоззрения, экознания, экоэтики и экокультуры. В целом научно-образовательная система совместно с другими системами духовной сферы, способствующими переходу на путь устойчивого развития, будет реализовывать комплекс упреждающих действий, направленных на выживание цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. БганбаВ.Р. Социальная экология. М.: Высш. шк., 2005. 309 с.
2. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 384 с.
3. БоголюбовА.С. Новый федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». 2002.
Вып. 8 (19). 47 с.
4. Справочник для поступающих в учебные заведения Томска. Томск: Томский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и
психологической поддержки населения, 2007. 250 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 9 октября 2007 г.