Научная статья на тему 'Структура экологического образования в Томске'

Структура экологического образования в Томске Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калабина Наталия Николаевна

Акцентируется внимание на необходимости превентивной экологизации всей системы образования, определены основные компоненты экологического образования в России: научный, нормативный и целостный. Дана краткая характеристика состояния подготовки специалистов-экологов в Томске (достижения и проблемы), представлены структура высшего экологического образования и краткий обзор образовательных экологических программ и педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of ecological education in Tomsk

In the giving article the main attention is paid on the necessity of preventive ecologization of all education system. The basic components of ecological education in Russia are determined here. They are: scientific, normative and integral components. The author gives the brief characteristic of current state of ecology specialists training in Tomsk, describes achievements and problems. Furthermore, the structure of the higher ecological education is shown and the short review of educational ecological problems and technologist is giving in this article.

Текст научной работы на тему «Структура экологического образования в Томске»

Н.Н. Калабина

СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКЕ

Акцентируется внимание на необходимости превентивной экологизации всей системы образования, определены основные компоненты экологического образования в России: научный, нормативный и целостный. Дана краткая характеристика состояния подготовки специалистов-экологов в Томске (достижения и проблемы), представлены структура высшего экологического образования и краткий обзор образовательных экологических программ и педагогических технологий.

Воздействия антропогенного характера на биосферу привели к появлению глобальных экологических проблем. Мировоззрение и сознание человека оказались неподготовленными к факту появления таких проблем. Процесс осмысления возникших противоречий едва поспевает за темпами их нарастания и обострения. В то же время постепенно складывается понимание того, что глобальные проблемы по масштабам проявления и степени опасности для человека не имеют аналогов в истории, а для их принципиального преодоления остается все меньше времени. В настоящее время не найдено достаточно эффективных, применимых на практике методов, не достигнута и согласованность действий между разными странами, необходимая в данной ситуации. Значительные усилия, предпринимаемые отдельными общественными организациями и правительствами разных стран, не всегда дают желаемый результат и не решают проблемы, ставшие бедой человечества. Основная причина такого положения заключается в противоречии между глобальным характером проявления данных проблем и частными подходами к их решению. Вот почему одной из главных задач, стоящих перед общественными науками и педагогикой, является формирование нового глобального экологического мышления и сознания. При этом главную роль следует отводить воспитанию экологической культуры в школах и вузах, чтобы вырастить новые поколения жителей Земли, относящихся к экологической проблематике как к жизнеопределяющей, ставящих ее в один ряд с традиционно приоритетными для обыденного сознания проблемами.

Экологическая составляющая естественно-научных дисциплин способствует формированию более полного, глубокого и правильного понимания всё более усложняющегося взаимодействия общества и природы. Кроме того, экологическое просветительство развивает умение ориентироваться в информации об использовании и охране окружающей среды. Методологической основой экологического образования и воспитания является положение о единстве общества и природы, познаваемости их закономерностей и взаимосвязей. В формировании экологического сознания важную роль играют идеи органического единства человека с природой, взаимосвязи и взаимообусловленности общественных и природных явлений и процессов, движения и развития.

Экологическое образование и воспитание формирует экологическое сознание. Экообразование - целенаправленно организованное, планомерно и систематически осуществляемое овладение экологическими знаниями, умениями и навыками - стало одним из фундаментальных направлений научных исследований и деятельности международных организаций ООН, особен-

но ЮНЕСКО и ЮНЕП. Под эгидой этих организаций был проведен ряд международных форумов по данной проблеме: в 1972 г. - в Стокгольме, в 1977 г. - в Тбилиси, в 1982 г. - в Найроби, в 1983 г. - в Вене («Великая Декларация»), в 1987 г. - в Таллине, в 1997 г. - в Киото, в 2002 г. - в Йоханнесбурге и др. [1. С. 78].

Итогом всех проведенных конференций был вывод, что экологическое образование является интегральной частью образовательных программ и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения. Экообразование должно присутствовать от начальной до высшей школы, входить в учебные программы почти всех предметов и тем самым способствовать пониманию единства окружающей среды и воздействия человека на природу.

Таким образом, основой экологического образования должно стать глубокое осознание принципиального единства фундаментальных законов природы на всех уровнях самоорганизации - физическом, химическом, биологическом и психическом. Экологизация всей системы образования предполагает усиление интегрального взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания, усиление гуманистического компонента образовательного процесса.

В нашей стране Указом Президента «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства РФ создан межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная дума приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования» [2. С. 340].

В системе экологического образования, как правило, выделяют такие компоненты, как научный, нормативный и ценностный. Они находятся в постоянном взаимовлиянии и взаимодействии. Научный компонент составляет теоретическую и методологическую основу в разработке стратегии взаимодействия человека с окружающей средой, в поиске путей разрешения углубляющихся экологических противоречий. Теоретический фундамент экологического образования образуют ведущие идеи, концепции естественно-научного и гуманитарного знания, результаты исследования фундаментальных и прикладных дисциплин, продуктивная интеграция которых позволяет выявить способы усиления жизнеспособности экологических и социальноэкологических систем. В качестве теоретической первоосновы эколого-образовательных программ может стать концепция коэволюции человека и природы. По-

этому утверждение экологической парадигмы в образовательном процессе существенно повышает значимость нормативного и ценностного компонентов. Нормативная составляющая раскрывается в системе нравственных, правовых и эстетических принципов, а также норм и правил экологического характера, определяющих отношение общества и человека к окружающей среде. Ценностный компонент экологического образования составляют идеалы, идеи и цели, представляющие природу как универсальную ценность, как самоценность. В основе такого представления оказывается понимание неразрывной, органической взаимосвязи человека с биосферой планеты, с космосом в целом. Ценностный компонент образования в области окружающей среды ориентирует человека на преодоление потребительской позиции по отношению к окружающей среде.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.

Исходя из вышеизложенного, функционирование системы непрерывного экологического образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законами «Об охране окружающей природной среды» 2002 г., «Об образовании», «О средствах массовой информации» на основе реализации государственной политики в области экологического образования [3. С. 37].

Действующим законодательством провозглашена всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования. Принцип всеобщности означает, что экологическое образование и воспитание должны охватывать всех членов общества. Принцип комплексности означает, что два разных процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться в комплексе, с учётом научно-обоснованных методических требований. Принцип непрерывности означает право и обязанность граждан, специалистов, руководящих работников, профессиональная деятельность которых оказывает воздействие на окружающую среду и здоровье человека, повышать свою квалификацию через действующую систему экологического образования и воспитания.

Подготовка специалистов-экологов в России проводится в основном на естественных (биологических, экологических, географических, почвенных, химических), гуманитарных (экономических, социологических, юридических) и технических (химико-технологических и др.) факультетах вузов. Экологическая специализация в вузах основывается на глубоких знаниях, полученных при изучении фундаментальных наук, в аспекте их использования в экологических целях, дополненных специальными курсами, курсовыми и дипломными работами, научно-исследовательской работой в области наук об окружающей среде.

При всём этом в предметах естественного цикла в основном преобладает утилитарный подход к оценке значения природы в жизни человека. Между тем, раскрытие эстетической, этической и познавательной функций природы присутствует в недостаточном объёме. Не всегда соблюдается принцип причинного объяснения взаимосвязей человека и общества с природой, что затрудняет как рациональное, так и эмоциональное

обоснование необходимости охраны окружающей природной среды. Не в полной мере соблюдаются пропорции между глобальным, национальным и региональным подходами в раскрытии связей общества и природы и вытекающими отсюда вопросами охраны окружающей природной среды.

В Федеральном законе о государственной политике в области экологического образования и воспитания предлагается несколько определений экологического образования:

1. Государственная политика в области экологического образования - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в части наделения их отдельными государственными полномочиями по созданию условий для экологического образования населения и координации их деятельности с деятельностью заинтересованных общественных объединений, организаций и граждан по формированию экологической культуры каждого человека и общества в целом. Таким органом в Томске является ОГУ «Облкомприрода».

2. Экологическое образование (образование в области окружающей среды) - непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности; система непрерывного экологического образования, представляющая собой совокупность преемственных экологических образовательных программ с соответствующими государственными образовательными стандартами, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых норм; информационного эколого-образо-вательного пространства Российской Федерации; управления непрерывным экологическим образованием населения. В Томске это ОГУ «Региональный центр развития образования», ОГОУ ДОД « Областной центр дополнительного образования детей», Томская экологическая студенческая инспекция им. Льва Блинова, областной Координационный совет по вопросам непрерывного экологического образования, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации ЗАТО «Северск», Детско-юношеский парламент г. Томска, а также МОУ СОШ № 3, 16, 27, 47, 85 и др.

3. Информационное эколого-образовательное пространство Российской Федерации включает в себя: особо охраняемые природные территории и историко-культурные комплексы; антропогенные ландшафты, объекты производства и услуг; сферы науки, культуры, искусства, спорта и туризма; средства массовой информации; иные сферы жизнедеятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом. В Томске все эти составляющие экообразования присутствуют в полном объёме.

В г. Томске, на сегодняшний день расположено 6 университетов, 4 института, 12 филиалов и представительств вузов России. Экологическое образование можно получить в 7 из них. Структура экологического образования в г. Томске, согласно справочнику для поступающих в учебные заведения Томска, представлена в таблице.

Направление Организационные формы (академии, институты, факультеты университетов) Специальность (квалификация) выпускников

Собственно экологическое образование (биоэкология) 1. Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (ТГУ) Защита растений Экология и природопользование Экология

2. Радиоконструкторский факультет (ТУСУР) Экология

Г еоэкологическое образова- 1. Г еолого-географический факультет (ТГУ) Геоэкология Природопользование

ние (геоэкология) 2. Институт геологии и нефтегазового дела (ТПУ) Геоэкология Комплексное использование и охрана ресурсов

Химико-экологическое образование (химическая экология) 1. Химический факультет (ТГУ) Защита окружающей среды Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

1. Дорожно-строительный факультет (ТГ АСУ) Инженерная защита окружающей среды

2. Инженерно-экологический факультет (ТГ АСУ) Безопасность технологических процессов и производств

3. Факультет технологии и предпринимательства (ТГПУ) Безопасность жизнедеятельности

4. Радиоконструкторский факультет (ТУСУР) Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Техническое, технологиче- 5. Институт дистанционного образования (ТПУ) Инженерная защита окружающей среды Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

ское образование (промышленная экология) 6. Физико-технический факультет (ТПУ) Радиационная безопасность человека и окружающей среды Безопасность и нераспространение ядерных материалов

7. Инженерно-экономический факультет (ТПУ) Инженерная защита окружающей среды

8. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Представительство в Томске и Северске Безопасность технологических процессов и производств

9. Томский филиал Новосибирской государственной Академии водного транспорта Инженерная защита окружающей среды Защита в чрезвычайных ситуациях

Проанализировав составленную таблицу, можно сделать следующие выводы: в Томске отсутствует среднее профессиональное экологическое образование и начальное профессиональное экологическое образование, т.е. экологическую специальность можно получить только в вузе. В Томских вузах преобладает промышленная экология - в 6 вузах ведётся подготовка 9 экологопромышленных специальностей, при этом отсутствует агроэкологическое образование, хотя существует Томский сельскохозяйственный институт (филиал) ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» (ТСХИ НГАУ) и ТГПУ соответственно. Отсутствует в Томске социо- и экономико-экологическое образование при многообразии экономических и социальных институтов и факультетов университетов. Не выпускают томские вузы и учителей-экологов. Необходимо отметить, что экологические специальности в томских вузах представлены в достаточно большом объёме [4].

В целом по стране создаются федеральные и региональные межведомственные комиссии с целью организации управления в области экологического образования. Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения России разработала комплексную программу «Экологическое образование населения России». Создание программы подразумевает наличие нормативно-правовой базы развития самого процесса экологического образования населения с учетом того, что в нем участвуют две категории: те, кто обучает и те, кого обучают. Ключевые позиции такой системы - это реализм образовательной политики; постоянное развитие образования, связь с передовой наукой, научным поиском; превращение образовательного процесса в важнейший фактор становления личности.

Ценность создаваемых экологических образовательных программ определяется наличием в них как традиционализма, так и оригинальности, проявляющейся в содержательных основах этих программ и в форме подачи знаний. Существенным также является расширение методической основы экологического образования: использование в процессе обучения инновационных способов общения (деловые и ролевые игры, экскурсии, «мозговой штурм» и др.), применение новых информационных технологий с употреблением компьютерных программ (в частности игр, обучающих и контролирующих систем), интерактивного видео, экомониторинга, моделирования экологических процессов, биотестирования и многое другое. В образовательном процессе начинает применяться открытое дистанционное обучение, использующее мировое информационное пространство при помощи компьютерных телекоммуникаций в сети Интернет, спутникового телевидения и др.

Для складывающейся системы экологического образования характерны такие черты, как открытость, многомерность, ориентация на непрерывный творческий поиск, соответствие формирующейся синергетической картине мироздания. Таким образом, образование в области охраны окружающей среды не является просто механическим добавлением к общему образованию. Оно должно стать органической составной частью любого уровня или системы образования и подготовки кадров. Его содержание меняется в зависимости от социальных и экономических условий, характера и состояния проблем окружающей среды в различных странах и регионах.

Выделяются два основных направления экологического образования: воспитание в духе общих идей ох-

раны природы, бережного к ней отношения; приобретение профессиональных специальных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных экосистем. Оба направления взаимосвязаны, ибо в основе их лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии. Система экологического образования должна быть нацелена, во-первых, на подготовку профессиональных экологов, во-вторых, на овладение специалистами различных областей общей экологической культурой.

Необходимо различать экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование определяет процесс подготовки специалистов-эко-логов. Экологизация же системы образования - это масштабное проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру подготовки специалистов самого различного профиля: инженеров, врачей, экономистов, социологов и т.д. Иначе говоря, в целом задачи экологического образования и воспитания имеют комплексный характер, предусматривают непрерывность разных форм и уровней - от школьного обучения и природоохранного воспитания до подготовки специалистов-экологов высокого класса в аспирантуре и докторантуре. Его цели можно свести к следующим пунктам: системное представление об экологическом знании; проблемы взаимодействия общества с окружающей средой; человек и биосфера; возможные последствия техногенного влияния на окружающую сре-

ду; освещение экономических аспектов управления; охрана окружающей среды и природопользования; формирование экологической этики и общей экологической культуры, также пути выхода из экологического кризиса; перспективы безопасного развития системы «человечество - цивилизация - космос» [1. С. 83].

Развитие экологического сознания и мировоззрения играет главную роль в достижении указанных целей. Переориентация человеческого мировоззрения предполагает осознание сущности экологических законов, причин противоречий в системе «природа - общество», выявления несоответствия природных и социальных законов; осмысление опасности глобальных катастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости разработки глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни.

Изучение экологических взаимодействий человека и природы предполагает осмысление процесса становления экологии, изучение среды обитания отдельных видов, изучение экосистемы и взаимоотношений экосистем, более детальное изучение биосферы, постижение экологии человека и социальной экологии, эковоспитание, экообразование, формирование экологического мировоззрения, экознания, экоэтики и экокультуры. В целом научно-образовательная система совместно с другими системами духовной сферы, способствующими переходу на путь устойчивого развития, будет реализовывать комплекс упреждающих действий, направленных на выживание цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. БганбаВ.Р. Социальная экология. М.: Высш. шк., 2005. 309 с.

2. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 384 с.

3. БоголюбовА.С. Новый федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». 2002.

Вып. 8 (19). 47 с.

4. Справочник для поступающих в учебные заведения Томска. Томск: Томский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и

психологической поддержки населения, 2007. 250 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 9 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.