УДК 371.0.33
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ
И ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
® 2008 Шахмарданов З.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий достижения гармонии с природой является экологическая грамотность населения. Экологическое образование должно осуществляться в течение всей жизни человека. В Дагестане много проблем, которые связаны, в частности, с низкой экологической культурой населения.
Ecologic education and upbringing are the bases of the ecological social prosperity. One of the conditions for the harmony with nature is the population's ecologic competence. Ecologic education must be realized during the whole human life. In Daghestan many problems are connected, in particular, with the population's insufficient ecological culture.
Ключевые слова: экология, образование, просвещение, воспитание, эко-культура.
Keywords: ecology, education, enlightenment, upbringing, ecologic culture.
На рубеже ХХ-ХХ1 столетий экологическая грамотность населения стала острой необходимостью, так как кризис, вызванный научно-технической революцией, может привести к экологической катастрофе. Человек веками не задумывался над тем, какой ущерб наносит своему здоровью и биосфере. Природа не справляется с антропогенными перегрузками. А у людей не воспитывалось заботливое отношение к природе. И только теперь люди осознали, что бесконтрольное пользование природными ресурсами - путь в тупик. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды стали первоочередной проблемой во всем мире.
Образование является одним из ведущих социальных факторов обеспечения здоровья человека, исходя из того, что Всемирная организация
здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия (а не только как отсутствие болезни или физических недостатков).
Еще в середине 70-х годов XX в. ЮНЕСКО и ЮНЕП приняли и начали совместно осуществлять долгосрочную Международную программу по образованию в области окружающей среды. В 80-е годы идеи организации всеобщего, непрерывного экологического образования все более активно проникают в общественное сознание. С начала 90-х годов научно-просветительская и образовательная деятельность в области охраны природы развивается в контексте устойчивого развития.
Мировая стратегия развития образования в области окружающей
среды формулируется следующим образом:
- образование в этой области осуществляется в течение всей жизни человека и является неотъемлемой частью процесса общего образования; оно должно сосредотачиваться на практических проблемах и носить междисциплинарный характер, способствуя осознанию экологических ценностей, содействовать коллективному благосостоянию и уделять основное внимание проблеме экологического выживания человека;
- оно не должно ограничиваться системой формального образования. Неотложной потребностью является объединение образования в области окружающей среды с другими формами образования.
Для этого необходимо:
- воспитывать членов общества, хорошо понимающих взаимосвязь человека и природы, осознающих необходимость сохранения как регионального, так и глобального экологического равновесия, заинтересованных в решении проблем окружающей среды и постоянно содействующих, каждый на своем уровне, ее улучшению;
- обеспечивать информацию об окружающей среде и распространение знаний, навыков с тем, чтобы принимать оптимальные решения по природопользованию и решения экологических проблем; стремиться к равновесию между необходимостью удовлетворить потребности сегодняшнего дня и возможными последствиями этого решения в будущем.
Осознание остроты и масштабности экологических проблем, выявление их глобального и регионального характера, развитие системы экологического образования и просвещения создают предпосылки для формирования экологической культуры, в рамках которой взаимоотношения человека и природы предстают как духовно-нравственная проблема.
Экологическую культуру можно рассматривать в качестве интеллектуал ьно-духовной основы цивилизации устойчивого типа.
Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества и представляют собой особую развивающую систему естественных и социальных знаний, которая использует достижения многих наук.
Основные направления государственной экологической политики предусматривают:
- организацию всеобщего непрерывного экологического образования и просвещения всех социальных групп населения с целью формирования экологического мировоззрения и экологической культуры;
- распространение достоверной экологической информации через СМИ, издание соответствующей литературы, учебно-методических пособий;
- развитие общественных экологических движений детей, молодежи, взрослого населения;
- информирование о возможных путях экологизации производственной и непроизводственной деятельности:
- разъяснение экономических аспектов взаимоотношений природы и общества: разрушать природу не только аморально, но и экономически невыгодно (из постановления правительства РД от 18 апреля 2000 г.).
Одним из условий достижения гармонии с природой является экологическая грамотность населения. Существуют различные пути ее повышения, и они широко используются и у нас в республике. Дагестанские ученые, общественные и государственные организации прилагают много усилий, выступая с конкретными предложениями по улучшению комплексного экологического образования населения, многие из которых заслуживают внимания.
Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Правительство РФ в 2001 г. утвердило концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г. В соответствии с ней все новации должны быть направлены на достижение трех главных целей: 1) расширение доступности, 2) повышение качества и 3) повышение эффективности российского образования.
В 2003 году Россия подписала Бо-лонскую декларацию, целью которой является создание к 2010 году общеевропейской системы высшего образования.
Образование и просвещение играют важную роль в совершенствовании понимания концепции устойчивого развития человечества. Однако до сих пор не выработаны соответствующие методические подходы к передаче знаний о состоянии окружающей среды и сложных взаимодействиях в системе «человек - природа - общество».
Третий Всероссийский съезд по охране природы (Москва, 18-21 ноября 2003 г.) рекомендовал Минобразования) России внести в программы средней школы преподавание дисциплины «Экология», а Министерству природных ресурсов России совместно с Ми-нобразованием России - подготовить и утвердить Государственный образовательный стандарт по профессиональной экологической переподготовке руководителей и служащих государственных и негосударственных организаций.
Глава XIII Закона РФ «Об охране окружающей среды» посвящена экологическому воспитанию и образова-
нию. Статья 71 этого Закона провозглашает всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» [2].
Состояние окружающей природной среды в РД и России в целом в значительной степени детерминировано уровнем экологической культуры общества. Под экологической культурой следует понимать использование окружающей среды на основе познания естественных законов развития природы, с учетом ближайших и отдаленных последствий изменения окружающей среды под влиянием человеческой деятельности.
В современных условиях стала заметней тенденция к обеднению экологической культуры в РФ и РД, в том числе зарождению и распространению психологии неисчерпаемости природных ресурсов и примитивного потребительства по отношению к природе. Как следствие этого процесса - преобладание в экологическом сознании населения корыстных мотивов, побуждающих многих граждан к незаконному природопользованию, к наживе за счет природы. Низкий уровень экологической культуры не формирует у граждан массовую, всеобщую потребность в бережном отношении к природе. К сожалению, браконьерство различных
форм в РД принимает характер национального бедствия. Основное внимание придается только повышению экологической культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов.
Наряду с традиционной экологией «экология культуры» («экологическая культура») и экологическое мышление должны быть приоритетными ценностями каждого россиянина и нацелены на сохранение духовной среды в процессе жизнедеятельности человека, что будет способствовать всестороннему развитию человеческой личности, активно решающей как вопросы общественной жизни, так и управления средой его обитания.
Среди мер повышения «экологии культуры» граждан, специалистов, руководящих работников важное место занимает экологическое воспитание и образование. Экологическое воспитание - это способ воздействия на чувства людей, их сознания, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, развивает у них чувство бережного отношения к природе, озабоченности ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого к нравственному поведению в природной среде. Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды. Оно способствует профессиональной подготовке специалистов, является неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров.
Поворотным пунктом в организации экологического образования стало проведение в г. Тбилиси в 1977 году Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. В соответствии с межправительственными соглашениями по устойчивому развитию северных стран, подписанными Росси-
ей в Рованиеме (1991) и Нууке (1993), экологическое образование должно носить непрерывный характер, то есть осуществляться по принципу «дошкольное учреждение -школа - высшее учебное заведение - послевузовская подготовка».
Статьи 72-74 Закона РФ «Об охране окружающей среды» формулируют принципы экологического воспитания и образования, соблюдение которых является юридической обязанностью всех субъектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию.
Принцип всеобщности означает, что экологическое воспитание и образование должны охватывать всех членов общества. При этом необходимо учитывать индивидуальные потребности, интересы и стимулы различных возрастных групп и социально-профессиональных категорий населения. Для граждан - членов общества получить экологическое воспитание и образование является правом. Иначе складывается отношение к принципу всеобщности экологического воспитания и образования субъектов этой деятельности. Для этих граждан их деятельность является юридической обязанностью, которую они выполняют с целью обеспечения экологического воспитания и образования всех членов общества.
Принцип комплексности, как и принцип всеобщности, тоже имеет правовые (юридические) и методические аспекты. Экологическое воспитание и образование - это два разных процесса воздействия на сознание людей, но они должны осуществляться в комплексе с учетом научно обоснованных методических требований. Правовые же нормы действуют лишь в сфере обеспечения взаимодействия самих объектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию. Принцип комплексности предполагает обязательность такого воздействия.
Принцип непрерывности предусматривает право и обязанность
граждан, специалистов и руководящих работников повышать свою квалификацию через действующую в РД систему экологического воспитания и образования. Данный принцип обязывает всех субъектов деятельности по экологическому воспитанию и образованию обеспечить согласованный процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, а также повышения их квалификации, которое занимает самостоятельное место в системе непрерывного экологического воспитания и образования.
Статья 72 конкретно устанавливает обязанность преподавания экологических знаний:
1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.
На основе указанного принципа и в соответствии с этим законом через систему учебных заведений проводятся экологический всеобуч, подготовка и переподготовка специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Статья 73 Закона предъявляет требования к руководящим работникам и специалистам о необходимости профессиональной экологической подготовки:
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за при-
нятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Установление этой обязанности представляется чрезвычайно важным. Но необходимо отметить, что в практическом решении нуждается вопрос о перечне профессий и производств, связанных с вредным воздействием на окружающую природную среду. Он не может устанавливаться соглашением сторон трудового договора или контракта.
В статье 74 Закона говорится о распространении экологических знаний как необходимости повышения экологической культуры:
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
В настоящее время принимаются меры, направленные на улучшение экологической ситуации. Развитие экологического образования и воспитания, соединенного с практической деятельностью по гармонизации взаимодействия между человеком и окружающей средой в глобальном масштабе, должно стабилизировать экологическую обстановку в настоящий момент и предопределить целесообразный процесс будущего.
В 2002 году были приняты такие основополагающие для образования документы, как Национальная доктрина развития образования в РФ, Федеральная программа развития образования.
Из ранних директивных документов можно сослаться на Закон «Об образовании» (1992 г.; Постановление Минобразования и Минприроды РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях» (1994 г.); в 2002 году принят Закон Республики Дагестан «Об охране окружающей среды».
Однако до настоящего времени эти важные законы, другие директивные акты данного направления не получают практического применения и выполнения в РД. Более того, обучение и пропаганда экологических знаний в РД осуществляются хуже, чем в любом другом регионе РФ. И парадоксально то, что экологические законы и постановления в РД принимаются своевременно и в соответствии с таковыми в РФ. Но вот незадача - при принятии этих законов и постановлений руководящие республиканские органы абсолютно не интересуются тем, как выполняются по-
добные решения предыдущих лет. А ведь они не выполняются даже на 10%. Казалось бы, за невыполнение законов, постановлений директивных органов ответственные должностные лица должны быть наказаны хотя бы в административном порядке. К сожалению, этого нет и поэтому все законы, постановления повисают в воздухе.
В настоящее время все признают, что экологическую грамотность надо прививать с детства и продолжать в период обучения на всех уровнях и для всех должностных лиц (Т. Н. Александров, Н. В. Тимошкина, Ю. М. Арский и др.). По решению данной проблемы делается многое, но все еще больше вопросов, чем ответов. Вопрос первый и главный. Почему до настоящего времени в абсолютном большинстве школ, особенно горных районов РД, не ведется преподавание экологических основ?
Руководители ряда образовательных учреждений (отдельных общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, вузов), которые понимают создавшиеся ситуации, не только ввели предмет «Экология», но и организовали отделения (техникумы), факультеты (вузы) по подготовке специалистов-экологов для работы в сфере производства и школах.
Нельзя не отметить огромную работу Минприроды РД. Одним из важнейших направлений его деятельности является активное просвещение населения через средства массовой информации по обнародованию фактов нарушения природоохранного законодательства, мер, принимаемых к нарушителям, а также мер, принимаемых по ликвидации чрезвычайных аварийных ситуаций. Большим событием следует считать издание в 1998 году Красной книги Республики Дагестан. Красная книга РД помогает системе образовательных учреждений в учебе и пропаганде экологических знаний среди всех категорий населения нашей республики. В ней обобще-
ны сведения о 299 видах, подвидах растений и животных, обитающих на территории нашей республики, низкая численность или тенденция к снижению которых ставят их под угрозу исчезновения.
В экологическом просвещении населения большое значение имеют различные конференции, семинары, круглые столы.
На различных этапах образовательного процесса преподавание экологии имеет свои задачи. На этапе начального общего образования необходимо: сформировать основные представления о взаимосвязях человека и окружающей среды, а также осознать значение нравственных аспектов отношения к природе; освоить элементарные навыки и опыт охраны природной среды.
На уровне основной школы следует добиваться привития экологической культуры, как элемента разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знания опасности потери природной средой жизне-пригодных качеств.
В полной средней школе нужно обратить внимание на распознавание экологической ответственности личности, а также системных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней: понимание сущности экологических проблем современности и необходимости устойчивого развития современной цивилизации.
При подготовке специалистов среднеспециального и вузовского уровней образования преподавание экологических дисциплин приобретает более сложный характер. У обучающихся должны быть сформированы не только теоретические экологические знания, но и практические навыки для профессиональной работы по решению двуединой задачи: рациональное использование и восстановление природных ресурсов. Послевузовское образование имеет
цель систематическое изучение новых данных науки и технологий производства, связанных с экологическими проблемами. При этом особый упор делается на конкретные профессиональные концепции.
Экологическое образование и воспитание детей следует осуществлять и путем практического участия их в природоохранных мероприятиях. К этому относится проведение различных утренников, уроков-викторин, игр, составление экологического паспорта школы, участие в создании учебно-экологической тропы - маршрута для ознакомления с ближайшими природными ландшафтами, изучение режима их использования и охраны. Это могут быть памятники природы, дендропарк, заказники и т.д. При этом учащиеся составляют карту-схему, паспорт и описание экскурсионных объектов на маршруте.
Расширение диапазона экологизации во всех сферах человеческой деятельности вызвано экологическим кризисом, который постепенно переходит в экологическую катастрофу, Поэтому за последние годы появились такие понятия, как «экология культуры», «экология сознания», «экология взаимоотношений людей». Содержание термина «экология» приобрело социально-политический, философский аспект. Он стал проникать во все отрасли знаний, с ним связывается гуманизация естественных и технических наук, он активно внедряется в гуманитарные области знаний. Появились такие новые направления экологии, как социальная экология, экологическая педагогика.
В то же время до сих пор нет учебников для школ, средних учебных заведений, вузов по охране природы, в которых отражались бы данные по РД. Такие учебники необходимо причислить к разряду учебников на национальных языках, которые издаются и переиздаются ежегодно.
Они нужны всем образовательным учреждениям РД. Хотелось бы затронуть проблему устойчивого раз-
вития горных территорий, о которой в основном говорят вскользь. Научные основы восстановления экологически разрушенных ландшафтов горных территорий (в том числе культурных, антропогенных) не разработаны. А это имеет большое экологическое и экономическое значение.
Следует отметить, что, несмотря на, казалось бы, многочисленные усилия ученых, общественности, директивных органов РД, работа в системе образования и пропаганда идей экологического воспитания в нашей республике далеки от совершенства. Это объясняется, в частности, тем, что в РД нет организующего центра
Примечания
по всем этим вопросам. Мы убеждены в том, что эту функцию должны брать на себя Министерство образования и науки, Минприроды РД и совет ректоров вузов РД.
У человека есть экологические права, которые закреплены в Конституции РФ (Статья 42):
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о ее состоянии;
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1]-
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) №7-ФЗ от 10.01.02 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.garant.ru/law/12025350-011.htm 2. Конституция Российской Федерации, принята 12.12.93 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru
Статья поступила в редакцию 29.10.08 г.