Психолого-педагогические науки •••
101
обучения и методами их реализации в образова- | тельном процессе.
Литература
1. Жученко А. А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание. Екатеринбург: Из-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 2. Кубрушко
П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. М. : Гордарики, 2006. 3. Маленко А. Т. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования. Минск: Высшая школа, 1980. 4. Ткаченко Е. В. Подготовка инженерно-педагогических кадров / Профтехобразование России: Итоги XX в и прогнозы. М. : Из-во ИРПО, 1999. 5. Федоров В. А.
Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург, 2001.
6. Тенгурина Л. З. История профессионально-педагогического образования. М. : Педагогика-Пресс, 1998. 7. Профессионально-педагогические кадры России / под ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Из-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.
References
1. Zhuchenko A. A., Romantsev G. M., Tkachenko E. V. Professional Education in Russia. Organization and content. Ekaterinburg: Publishing House of Ural State Prof. Ped. University, 1999. 2. Kubrushko P. F. Content of professional pedagogical education. M. : Gardariki 2006. 3. Malenko A. T. Training of engineering teachers for vocational education. Minsk: Vysshaya Shkola, 1980. 4. Tkachenko E. V. Training of engineering pedagogical personnel / Professinal education in Russia: Results of the 20th century and forecasts. M. : Publishing House of IRPO, 1999. 5. Fedorov V. A. Proffesional pedagogical education: theory, empiricism practice. Ekaterinburg, 2001. 6. Tengurina L. Z. History of professional pedagogical education. M. : Peda-gogika-Press, 1998. 7. Professional pedagogical personnel of Russia / еd. E. V. Tkachenko. Ekaterinburg: Publishing House of Ural State Prof. Ped. University, 1998.
Literatura
1. Zhuchenko A. A., Romancev G. M., Tkachenko E. V. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie Rossii. Organizacija i soderzhanie. Ekaterinburg: Iz-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1999. 2. Kubrushko P. F. So-
derzhanie professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija. M. : Gordariki, 2006. 3. Malenko A. T. Podgo-
tovka inzhenerno-pedagogicheskih kadrov dlja sistemy professional'no-tehnicheskogo obrazovanija. Minsk: Vysshaja shkola, 1980. 4. Tkachenko E. V. Podgotovka inzhenerno-pedagogicheskih kadrov / Prof-
tehobrazovanie Rossii: Itogi XX v i prognozy. M. : Iz-vo IRPO, 1999. 5. Fedorov V. A. Professional'no-
pedagogicheskoe obrazovanie: teorija, jempirika, praktika. Ekaterinburg, 2001. 6. Tengurina L. Z. Istorija
professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija. M. : Pedagogika-Press, 1998. 7. Professional'no-
pedagogicheskie kadry Rossii / pod red. E. V. Tkachenko. Ekaterinburg: Iz-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1998.
Статья поступила в редакцию 03.10.2014 г.
УДК 591.5
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
THE EECOLOGICAL EDUCATION IS A FACTOR OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY
©2°i4 Шахмарданов З. А., Разаханова В. П.
Дагестанский государственный педагогический университет ©2014 Shahmardanov Z. А., Razakhanova V. P.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий достижения гармонии с природой является экологическая грамотность населения. Экологическое образование должно осуществляться в течение всей жизни человека. В Дагестане много проблем, которые связаны, в частности, с низкой экологической культурой.
102
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
Abstract. Ecologic education and upbringing are the basis of the population’s ecologic competence. Ecologic education must be realized during the human life. In Dagestan many problems are connected, in particular, with the population's insufficient ecological culture.
Rezjume. Jekologicheskoe obrazovanie i vospitanie javljajutsja osnovoj jekologicheskogo blagopoluchija obshhestva. Odnim iz uslovij dostizhenija garmonii s prirodoj javljaetsja jekologicheskaja gramotnost' naseleni-ja. Jekologicheskoe obrazovanie dolzhno osushhestvljat'sja v techenie vsej zhizni cheloveka. VDagestane mnogo problem, kotorye svjazany, v chastnosti, s nizkoj jekologicheskoj kul'turoj.
Ключевые слова: экология, образование, просвещение, воспитание, физкультура.
Keywords: ecology, education, enlightenment, upbringing, physical training.
Kljuchevye slova: jekologija, obrazovanie, prosveshhenie, vospitanie, fizkul’tura.
Предпосылки феномена экологической компетентности были сформулированы в античной философии. Выдающиеся философы этого времени Платон, Аристотель, Зенон из Китиона, Лукреций, Марк Аврелий в соответствии с теорией географического детерминизма полагали, что человек должен жить в согласии с законами природы, стремиться к слиянию или гармонизации с ней [2]. В противном случае человек ускорит исчезновение не только человечества, но и всего живого на Земле.
Четырехсотлетняя война между человеком и природой приобретает печальные последствия. В отличие от войн между государствами эта война приводит к уничтожению обеих сторон. Природа, как и человек, имеет ограниченные возможности самоадаптации, самосохранения, самовосстановления. Всевозрастающий пресс цивилизации на природу исчерпывает способности природы к самосохранению. Природа уже больна и признаки болезни проявляются увеличением природных катастроф в виде цунами, наводнений, лесных пожаров и т. д. Мы точно не знаем, насколько социально-политические конфликты, которые происходят периодически в различных регионах мира, тоже зависят от неразумных воздействий человека на природу, о которых говорят отдельные ученые. Знания об окружающей среде являются основой безопасности жизнедеятельности и основой взаимоотношений человека и природы по принципу «не навреди».
Уникальность экологического образования состоит в том, что оно по-новому ставит цели образования. Экологическое образование отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений. В связи с этим важнейшей целью экологического образования выступает формирование экологической культуры личности и общества [1].
В 1991 и 2002 годах были приняты новые законы об охране природы в РФ и РД. Особенно важное значение имеет ныне действующий Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем, в соответствии с общемировыми положениями, определены все аспекты охраны окружающей среды, в том числе об образовании, о научных исследованиях.
С целью установления правовых, организационных и экономических основ осуществления экологического образования и просвещения населения РД, создания условий для формирования его экологической культуры Народное Собрание РД 20 декабря 2013 года приняло Закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан». Этот Закон принят в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Важное значение в Законе имеет статья 6 «Система экологического образования в Республике Дагестан», в которой написано: «Экологическое образование как один из элементов общего образования и профессиональной подготовки кадров в Республике Дагестан представляет собой единую систему всеобщего и комплексного экологического образования».
Таким образом, в статье предлагается обучение всех групп (слоев) населения экологическому образованию, просвещению и культуре.
В статье 4 «Основные принципы экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Республики Дагестан» повествуется «...5) региональная направленность содержания экологического образования и просвещения».
Это учитывается в передовых вузах нашей страны, в частности, в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (РГПУ) [5].
В учебный план педагогов-экологов в РГПУ им. А. И. Герцена включены дисциплины «Социальная экология и этноэкология», «Региональная экология». Эти дисциплины способствуют повышению знаний в экологическом образовании будущих специалистов и формированию у них ценностных отношений в системе «природа-общество-человек» [4].
Изучение природы своего региона имеет огромное значение, так как оно составляет основу воспитания патриотизма. Эффективность экологического образования, как никакой другой сферы, непосредственно связана с практикой, основанной на краеведческой составляющей мотивацию, формирующей гражданскую позицию. Это становится возможным при условии функциональности знаний, обеспечивающейся издатель-
Психолого-педагогические науки •••
103
ской деятельностью. Эффективность повышается также при сочетании исследовательских работ с практическими природоохранными акциями (патрулирование берегов рек, моря, «чистый лес», помощь лесничествам и т. д.) [3].
Мы считаем, что в вузах, в общеобразовательных средних школах РД повсеместно должны вести не только самостоятельный предмет «Экология», но и предмет «Экология Дагестана». Почему в общеобразовательных школах Дагестана ведутся такие предметы, как «История Да-
гестана», «География Дагестана» (это вполне закономерно) одновременно с историей, географией страны, мира, а по экологии не должны вести такие региональные предметы. Минобрнауки РД обязано ввести в учебные планы общеобразовательных средних школ эти предметы в соответствии с Законом «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан», принятым Народным Собранием РД 20 декабря 2013 года (статья 4).
Литература
1. Андреева Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2009. 208 с. 2. Беляева А. Н. Формирование экологической компетенции студентов: проблемы и подходы. Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Вып. 12. СПб, 2013. С. 76-79. 3. Бутакова М. А., Мухин И. А. Реализация системного
подхода в организации непрерывного экологического образования. Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Вып. 12. СПб, 2013. С. 79-82. 4. Васильева Т. В.
Подготовка педагогов-экологов в условиях модернизации социокультурного типа: проблемы, подходы. Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Вып. 12. СПб,
2013. С. 83-87. 5. Разаханова В. П. Роль учебников по методике преподавания биологии в развитии содержания методической подготовки учителей // Российский научный мир. 2013. № 2 (2). С. 59-67. References
1. Andreeva N. D. Theory and methods of teaching ecology: a textbook for students in higher education. M. : Academy, 2009. 208 p. 2. Belyaeva A. N. Formation of ecological competence of students: issues and approaches. Problems of development of teaching methods of biology and ecology in terms of socio-cultural modernization of education // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Issue 12. SPb., 2013. P. 76-79. 3. Butakova M. A., Mukhin I. A. Implementing a systematic approach to conti-
nuous environmental education organization. Problems of development of teaching methods of biology and ecology in terms of socio-cultural modernization of education // Proc. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Issue 12. SPb., 2013. P. 79-82. 4. Vasileva T. Training of Ecologocal Educators in the modernization of socio-cultural type: problems and approaches. Problems of development of teaching methods of biology and ecology in terms of socio-cultural modernization of education // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Issue 12. SPb., 2013. P. 83-87.
5. Razakhanova V. P. Role of textbooks on teaching biology in the development of the content of methodical preparation of teachers // Russian scientific world. 2013. # 2 (2). P. 59-67.
Literatura
1. Andreyeva N. D. Teoriya i metodika obucheniya ekologii: uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. M. : Akademiya, 2009. 208 s. 2. Belyayeva A. N. Formirovaniye ekologicheskoy kompetentsii studentov: problemy i podkhody. Problemy razvitiya metodiki obucheniya biologii i ekologii v usloviyakh sot-siokulturnoy modernizatsii obrazovaniya // Sb. materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii. Vyp. 12. SPb, 2013. S. 76-79. 3. Butakova M. A., Mukhin I. A. Realizatsiya sistemnogo podkhoda v
organizatsii nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya. Problemy razvitiya metodiki obucheniya biologii i ekologii v usloviyakh sotsiokulturnoy modernizatsii obrazovaniya // Sb. materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Vyp. 12. SPb, 2013. S. 79-82. 4. Vasilyeva T. V. Podgotovka pedago-
gov-ekologov v usloviyakh modernizatsii sotsiokulturnogo tipa: problemy, podkhody. Problemy razvitiya metodiki obucheniya biologii i ekologii v usloviyakh sotsiokulturnoy modernizatsii obrazovaniya // Sb. materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Vyp. 12. SPb, 2013. S. 83-87. 5. Razakhanova V. P. Rol uchebnikov po metodike prepodavaniya biologii v razvitii soderzhaniya metodicheskoy podgotovki uchiteley // Rossiyskiy nauchnyy mir. 2013. № 2 (2). S. 59-67.
Статья поступила в редакцию 20.08.2014 г.