АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (28) 2014. с.112-114.
УДК 591.5
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА
Зияудин Абдулганиевич Шахмарданов Дагестанский государственный педагогический университет
экология, образование, просвещение, воспитание, экологическая культура.
Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий достижения гармонии с природой является экологическая грамотность населения. Экологическое образование должно осуществляться в течение всей жизни человека. В Дагестане много проблем, которые связаны, в частности, с низкой экологической культурой.
ENVIRONMENTAL EDUCATION -A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF
SOCIETY Z. A. Shahmardanov Dagestan State Pedagogical University
education, enlightenment, upbringing, ecologic culture.
Ecologic education and upbringing are the basis of the population's ecologic competence. Ecologic education must be realized during the human life. In Dagestan many problems are connected, in particular, with the population's insufficient ecological culture.
Предпосылки феномена экологической компетентности были сформулированы в античной философии. Выдающиеся философы этого времени Платон, Аристотель, Зенон из Китиона, Лукреций, Марк Аврелий в соответствии с теорией географического детерминизма полагали, что человек должен жить в согласии с законами природы, стремиться к слиянию или гармонизации с ней [2]. В противном случае человек ускорит исчезновение не только человечества, но и всего живого на Земле.
Четырехсотлетняя война между человеком и природой приобретает печальные последствия. В отличие от войн между государствами эта война приводит к уничтожению обеих сторон. Природа, как и человек, имеет ограниченные возможности самоадаптации, самосохранения, самовосстановления. Всевозрастающий пресс цивилизации на природу исчерпывает способности природы к самосохранению. Природа уже больна и признаки болезни проявляются увеличением природных катастроф в виде цунами, наводнений, лесных пожаров и т.д. Мы точно не знаем насколько социально -политические конфликты, которые происходят периодически в различных регионах мира, тоже зависят от неразумных воздействий человека на природу, о которых говорят отдельные ученые. Знания об окружающей среде являются основой безопасности жизнедеятельности и основой взаимоотношений человека и природы по принципу «не навреди».
Уникальность экологического образования состоит в том, что оно по -новому ставит цели образования. Экологическое образование отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений. В связи с этим важнейшей целью экологического образования выступает формирование экологической культуры личности и общества [1].
В 1991 и 2002 годах были приняты новые законы об охране природы в РФ и РД. Особенно важное значение имеет ныне действующий Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем, в соответствии с общемировыми положениями, определены все аспекты охраны окружающей среды, в том числе об образовании, о научных исследованиях.
С целью установления правовых, организационных и экономических основ осуществления экологического образования и просвещения населения РД, создания условий доя формирования его экологической культуры Народное Собрание РД 20 декабря 2013 года приняло Закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан». Этот Закон принят в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Важное значение в Законе имеет статья 6 «Система экологического образования в Республике Дагестан», в которой написано: «Экологическое образование как один из элементов общего образования и профессиональной подготовки кадров в Республике Дагестан представляет собой единую систему всеобщего и комплексного экологического образования.
Таким образом, в статье предлагается обучение всех групп (слоев) населения экологическому образованию, просвещению и культуре.
В статье 4 «Основные принципы экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения Республики Дагестан» повествуется «...5) региональная направленность содержания экологического образования и просвещения».
Это учитывается в передовых вузах нашей страны, в частности, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (РГПУ).
В учебный план педагогов -экологов в РГПУ им.А.И.Герцена включены дисциплины «Социальная экология и этноэкология», «Региональная экология». Эти дисциплины способствуют повышению знаний в экологическом образовании будущих специалистов и формированию у них ценностных отношений в системе «природа -общество-человек» [4].
Изучение природы своего региона имеет огромное значение, так как оно составляет основу воспитания патриотизма. Эффективность экологического образования, как никакой другой сферы, непосредственно связана с практикой, основанной на краеведческой составляющей мотивацию, формирующей гражданскую позицию. Это становится возможным при условии функциональности знаний, обеспечивающейся издательской деятельностью. Эффективность повышается также при сочетании исследовательских работ с практическими природоохранными акциями (патрулирование берегов рек, моря, «чистый лес», помощь лесничествам и т.д.) [3].
Мы считаем, что в вузах, в общеобразовательных средних школах РД повсеместно должны вести не только самостоятельный предмет «Экология», но и предмет «Экология Дагестана». Почему в общеобразовательных школах Дагестана ведутся такие предметы, как «История Дагестана», «География Дагестана» (это вполне закономерно) одновременно с историей, географией страны, мира, а по экологии не должны вести такие региональные предметы. Минобрнауки РД обязано ввести в учебные планы общеобразовательных средних школ эти предметы в соответствии с Законом «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан», принятым Народным Собранием РД 20 декабря 2013 года (статья 4).
Литература
1. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2009. 208 с.
2. Беляева А.Н. Формирование экологической компетенции студентов: проблемы и подходы. Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования. // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Вып. 12. СПб, 2013. С.76-79.
3. Бутакова М.А., Мухин И.А. Реализация системного подхода в организации непрерывного экологичеакого образования. Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования. // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Вып. 12. СПб, 2013. С.79-82.
4. Васильева Т.В. Подготовка педагогов-экологов в условиях модернизации социокультурного
типа: проблемы, подходы. Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях
социокультурной модернизации образования. // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Вып.12. СПб, 2013. С.83-87