Е.В. Лакарова,
Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)
Формирование экологических императивов в становлении личности
студентов
Одной из задач высшего образования является воспитание подрастающего поколения с точки зрения постулата о формировании всесторонне-развитой личности. Данный воспитательный подход призван научить молодого человека критически переосмысливать антропоцентрическое отношение к природе в историческом ракурсе, а также реализовывать стратегию устойчивого развития общества. С точки зрения глобальных экологических проблем, система образования должна быть ориентирована на дуэт двух приоритетов:
- гуманистического, сущность которого заключается в ориентации педагогического процесса на воспитание навыков выживания и обеспечение развития человеческой цивилизации,
- экологического, акцентирующего внимание на сохранении всех видов и форм жизни на планете и всех компонентов природной среды [1].
Проблемы экологизации высшего образования и построения модели устойчивого развития общества не теряют актуальности в связи с повсеместной гуманитаризацией образования, направленного на воспитание самодостаточной, высокообразованной личности, уделяющей особое внимание сохранению здорового природного окружения для Живого вещества планеты. Это, в свою очередь, ставит экологические вопросы на первое место в ряду приоритетов развития общества и формирования экологически мыслящей, социально-ответственной личности [2].
Так как Экология, как междисциплинарная наука, рассматривает проблемы социума комплексно и в общечеловеческом масштабе [2], то неизбежно затрагивает существующие в этой области познания диссонансы:
- с одной стороны, ускоренная деградация природной среды в результате
14
углубления экологического кризиса и недостаточно высокая степень осознания ответственности перед окружающей средой в общественном и индивидуальном сознании, а с другой стороны, потребность и готовность общества вернуться к экосферному типу цивилизации, преодолевая тем самым экологический кризис в сознании и бытии;
- с одной стороны, стремление к формированию у студентов экоцентрического типа сознания, с приоритетом развития всесторонне образованной личности, с другой - недостаточная научно-теоретическая база будущих профессионалов при решении вопросов эколого-образовательного спектра;
- с одной стороны, современные технологии, расширяющие горизонты свободы творчества, с другой - традиционные директивно-ориентированные образовательные методики, затрудняющие экологизацию образовательного пространства.
В процессе экологически ориентированного образования важно учитывать интегративный подход, позволяющий наиболее полно реализовать воспитательный аспект естественнонаучной компоненты в гуманитарном образовании [2].
В процессе создания учебных программ, необходимо актуализировать императив экологической ответственности как устойчивое качество личности, направленное на формирование ценностных ориентаций и норм поведения в области природопользования и охраны окружающей среды, с применением усвоенных системных знаний.
Высшее образование предъявляет всё более высокие требования к естественнонаучному образованию студентов, о чем свидетельствует принятие Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, где отдельными статьями прописаны положения государственной политики в области экологического образования, а именно [3]:
Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.
1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.
Статья 74. Экологическое просвещение
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Приоритеты экологического образования нашли отражение и в Законе «Об
образовании РФ» от 26 декабря 2012 года, где в соответствующих статьях
постулируется необходимость «бережного отношения к природе и учет
регионально-экологических особенностей» разрабатываемых образовательных
программ развития личности обучающегося [4]:
16
- Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:
1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации...
Педагогические коллективы вузов сегодня самостоятельно избирают концепции экологического образования. В настоящее время мы являемся свидетелями многообразия в определении основной цели экологического образования студентов вузов. При этом становится очевидным, что основой образования должна служить естественнонаучная картина мира, которая позволяет изложить основные принципы современной социальной экологии, проследить причинно-следственные связи между событиями и объектами, обеспечить усвоение фундаментальных экологических законов.
Для потребительских цивилизаций не существует категорий
нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.
Существенной особенностью цивилизации потребления является четкое
дистанцирование человека от природной среды, объектное восприятие мира
природы и, как результат, абсолютно прагматический характер взаимодействия с
17
окружающей средой. Природа рассматривается как объект самых разнообразных манипуляций, а не как самоценность, человек воспринимает окружающий мир как неисчерпаемый источник благ, а не как высший эталон сущего, единственный сосуд для вдохновения, для выполнения замыслов в пределах пространства творчества. Для потребительско-технократического сознания основой является приоритет частного над общечеловеческими ценностями, «символа над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями»[5].
И наоборот, введение компонентов естественнонаучного образования в традиционные программы предполагает осуществление обучения на основе принципов взаимосвязи и непрерывности естественнонаучных знаний. Идея обязательного внедрения в образовательный процесс изучения естественнонаучной картины мира позволяет системно изучать фундаментальные закономерности природы как базы современных физики, химии, биологии, составляющих основу естественнонаучного миропонимания, формирование в сознании студентов современной картины мира, согласно канонам гуманизации, экологизации и междисциплинарности естественнонаучных и гуманитарных знаний [5].
Для оценки результатов процесса формирования определенных личностных качеств у студентов выделяются три уровня экологической ответственности: низкий, средний и высокий. Дадим общую характеристику каждому из уровней развития у студентов эколого-образовательной ответственности.
Низкий уровень эколого-образовательной ответственности. Первичное
знакомство с экологической информацией проходит на уровне восприятия фактов
(учебно-экологические задачи этого этапа он решает по образцу, но пытается
анализировать результаты на основе собственного опыта и экологической
информированности). На этом уровне студент не видит весь объем задачи в
целом, а осознает только непосредственные результаты. Потребность в
проявлении экологической ответственности, опора на экологические императивы
18
выражены слабо, и, как результат, равнодушие и незаинтересованность в приобретении экологических знаний, неразвитость умений и навыков, индивидуализация собственного экологически адекватного поведения отсутствует.
Средний уровень эколого-образовательной ответственности.
Теоретические и методологические основы экологического познания присутствуют. Студент проявляет стремление к решению экологических задач и проблем как в социуме, так и в природной среде, непосредственно. Опираясь на изучение Концепций современного естествознания, обучающийся способен анализировать и правильно решать предлагаемые учебно-экологические задания, сделать вывод о непосредственных и перспективных целях экологической проблемы, способен выполнить научно-исследовательскую работу в области экологии.
Будущий специалист обладает достаточным уровнем информированности, чтобы осознать объем обозначенной проблемы в целом и способен оценить на близкую и отдаленную перспективу результаты своей профессиональной деятельности в аспекте заявленных экологических проблем. Студент анализирует и оценивает полученные экологические знания, теоретически их обобщает, способен оценить уровень экологической целесообразности и безопасности своей деятельности. У него развивается искренний интерес к изучению природы и субъективно-эмоциональному включению в неё. Модель его поведения демонстрирует достаточно высокую степень развития «эколого-социальной ответственности», что может провоцировать его участие в экологическом просвещении окружающих.
Высокий уровень эколого-образовательной ответственности [6].
Анализируя уровень своих знаний в области естествознания, экологии и
антропологии, результаты своей экологической деятельности, студент способен
применить свой образовательный потенциал опыт в решении экологических
проблем, творчески перерабатывать и совмещать традиционные и лично им
найденные способы решения экологических задач, прогнозировать направление
19
развития экологических ситуаций. Он проявляет высокий уровень развития индивидуальной «экологической ответственности», воплощает в жизнь устойчивую модель экологически безопасного поведения: «необходимость реализации непрерывного экологического образования и просвещения населения и широкой пропаганды экологических и медико-профилактических знаний о здоровом образе жизни; выработку у населения страны нового императива экологически целесообразного и безопасного поведения, а также природоохранных умений и навыков как обязательных элементов в любом виде деятельности, включая профессиональную сферу будущего специалиста; решение экологических проблем региона: сохранение дикой природы, охрану видового многообразия флоры и фауны»[6]. Будущий специалист обнаруживает активную социальную жизненную позицию, благодаря которой он способен проявлять и пропагандировать экоцентрический тип экологического сознания, проявляемого в социуме и в рамках его профессиональной сферы деятельности.
Три уровня развития искомой ответственности у студентов вузов взаимосвязаны между собой, взаимодополняемы и включены друг в друга, по мере нарастания сложности уровня[7].
Ориентация на личность, развитие профессиональной гибкости, мобильности специалиста, его способности к самообразованию и профессиональному саморазвитию, то есть формирование образовательной траектории, которая приводит к наиболее полному удовлетворению потребностей как самой личности, так и общества в целом - это ключевая идея развития личности [7], являющаяся разновидностью нравственного императива, призванная упорядочить взаимоотношения между человеком и природой, в то же самое время являясь регулятором человеческой деятельности, позволяя органично вписаться в окружающий мир, как правило, на основании законов природы.
Проблема исследования экологического аспекта в естественнонаучном и
гуманитарном образовании становится одной из центральных в обсуждении
вопросов, связанных с изучением системы «человек-природа-социум». Россия
всегда была оплотом «экосферной» направленности цивилизации,
20
ориентированной на экоцентрический взгляд на окружающую среду и адекватный экоцентрический тип социального сознания. Поэтому особенно естественной и логичной стала реализация в России междисциплинарного международного проекта по экологизации образовательных систем стран-членов ООН «Образование и информация в области окружающей среды и народонаселения в целях устойчивого развития»[8], проторившего пути для возвращения человека в культуру, для воспроизведения тех ценностей, которые бы определяли развитие личности и социума на мировоззренческой основе экоцентрического (ноосферного) экологического подхода к природопользованию и устранению угроз антропогенного вмешательства в природные системы.
Список литературы:
1. Урсул, А.Д. Ноосферная стратегия перехода России к устойчивому развитию / А.Д. Урсул - М.: РАГС, 1997. - 234 с.
2. Вернадский, В.И. Живое вещество и биосфера / В.И. Вернадский - М.: Наука, 1994. - 672 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды».
4. Закон РФ «Об образовании РФ» от 26 декабря 2012 года.
5. Данилов-Данильян, В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества. / В.И. Данилов-Данильян // Вопросы философии. - 1998. - № 8. - С. 15-25.
6. Самарина Е.Ф. Эколого-социальная ответственность как условие сохранения гемостаза общечеловеческих ценностей / Е.В. Белокурова, Е.Ф. Самарина // Научное студенческое сообщество и современность: журнал «Успехи современного естествознания» - Москва, 2003. - С. 30-41. (0,7/0,4 п.л.)
7. Самарина Е.Ф. Интегрированная подготовка студентов, обеспечивающая формирование эколого-социальной ответственности / Е.Ф. Самарина // Научно-образовательный журнал «Научная жизнь» - Москва, 2007. - С. 113114. (0,2 п.л.)
8. Моисеев, Н.Н. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика ХХ1 в. / Н.Н. Моисеев // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6. - С.131-139.