Инновации в образовательных учреждениях
УДК 37.013.75:502
J
С. А. Иванов, В. А. Ипполитова
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л__________________________________________г
Аннотация. Статья посвящена вопросам методологических основ, содержания, методов и технологий ноо-сферного образования (как нового этапа развития экологического образования) в общеобразовательном учреждении. Рассматривается динамическая модель ноосферного образования в общеобразовательном учреждении, её генезис и перспективы развития. Даётся описание содержания, методов и технологий ноосферного образования как нового этапа развития экологического образования. Приведены результаты диагностических исследований, подтверждающих эффективность этой модели.
Ключевые слова: ноосферное мировоззрение, ноосферная этика, ноосферное образование, экологическое образование, образовательная среда.
Abstract. The article deals with the methodological foundations, content, methods and technologies noosphere education (as a new stage in the development of environmental education) in educational institution. The dynamic model of the noosphere education in educational institution, its genesis and development prospects. We give a description of the content, methods and technologies noosphere education as a new stage in the development of environmental education. The results of diagnostic tests to confirm the effectiveness of this model.
Keywords: noospheric outlook, noospheric ethics, noospheric education, ecological education, educational environment.
Современный мир характеризуется масштабным экологическим и духовно-нравственным кризисом. Для преодоления этого кризиса в настоящее время уже недостаточно проведения любых, сколь угодно масштабных мероприятий по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды. Необходимы кардинальные перемены в общественном сознании, новые принципы взаимоотношения человека и окружающего мира. Для достижения этой цели требуется поиск новых, целостных педагогических систем, нацеленных на духовно-нравственное, творческое развитие растущей личности.
Одним из вариантов целостной педагогической системы, направленной на развитие человека грядущей цивилизации, развивающейся на основе коэволюции общества и природы, на наш взгляд, является модель ноосферного образования, как нового этапа развития экологического образования [3,5,9,10].
Под ноосферным образованием (как целостной педагогической системой), мы, вслед за Г. П. Сикорской, понимаем «опережающее образование, создающее условия для развития Человека с коэволюцион-ным мировоззрением, чувствующего и осознающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом её проявлении» [8, с.88].
Идеи ноосферного образования были положены в основу построения модели образовательного процесса, которая реализуется в лицее № 3 г. Екатеринбурга.
Современное образовательное пространство лицея формировалось в процессе развития общеобразовательной школы в областной центр экологического, а впоследствии ноосферного образования. Системные изменения при этом затронули все компоненты деятельности коллектива - от целеполагания до форм, методов и технологий образования.
Ценность экологически ориентированной концепции развития лицея, обусловлена, на наш взгляд, тем, что экология как область знания об окружающем мире органично сочетает в себе общее и частное, уникальное и универсальное, региональное и глобальное, естественнонаучные, гуманитарные и философские знания о мире и человеке и их взаимоотношениях, информацию о качестве жизни любого человека.
Это позволяет включать в экологическое образование не только рассмотрение естественнонаучных закономерностей взаимодействия человека с окружающей средой, но и психологических оснований. В этом случае мы вправе говорить об экологии души или экологии внутреннего мира человека, что, несомненно,
60
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
Инновации в образовательных учреждениях
должно найти своё отражение в современных и будущих моделях экологического образования.
Реализация экологической направленности образовательной программы осуществлялась в лицее более десяти лет, что позволило коллективу принять активное участие в ряде инновационных проектов и программ федерального, регионального и муниципального уровней.
Создание среды жизнедеятельности лицея, отвечающей экологическим правилам и нормам, способствующей формированию здорового образа жизни, происходило первоначально в рамках образовательного проекта «Экополис-3», реализуемого в 2002-2010 г.г. и выполнившего комплекс задач по экологизаци образовательного процесса. Экополис-3 был направлен на создание классов эколого-экономической субкультуры; взаимодействие школы и социума в решении
экологических проблем; развитие эколого-информационных систем; введение в образовательный процесс предмета «Экология» (в 5-11 классах); экологизацию содержания гуманитарных, естественнонаучных и технических предметов учебного плана. В названии проекта отразилась устремлённость городского сообщества к созданию гармонично развивающегося города как социально-эколого-экономической открытой системы. Лицей № 3 стал точкой развития такой системы.
Педагогическим коллективом лицея совместно с научными, производственными структурами города были созданы условия для самореализации учащихся в творчестве, их духовно-нравственном восхождении через разнообразные формы и виды экологической деятельности в социоприродной среде Екатеринбурга (табл. 1).
Таблица 1
Формы и виды экологической деятельности учащихся в социоприродной среде Екатеринбурга в рамках проекта «Экополис - 3»
№ Название и форма мероприятия Организатор Содержание деятельности
1. Областной экологический форум «ЮНЭКО» ГБОУ СО «Дворец молодежи» 1. Выставка результатов деятельности юных экологов (проектов, плакатов, газет, поделок, дневников, отчётов, композиций, социальных взаимодействий). 2. Конкурс исследовательских проектов по экологической тематике. 3. Конкурс театрализованных представлений экологической тематики.
2. Интеллектуально-творческая игра «ЭкоКолобок» ГБОУ СО «Дворец молодежи» Выполнение командного творческого проекта экологической направленности в печатном и театрализованном вариантах
3. Выставка-конкурс ЮННАТ ГБОУ СО «Дворец молодежи» Конкурсы (домашних заготовок, проектов ландшафтного дизайна, рекламы сортов овощных и плодовых растений, растительной косметики и ароматерапии, сортов цветочных культур и декоративных кустарников, фитодизайна, аквариумистики, рассказов о животных, карвинга, театрализованных представлений и частушек экологической тематики)
4. Проект «Родники» Городской детский экологический центр Обустройство и поддержание чистоты родников окрестностей Екатеринбурга
5. Проект «Экологическая паутинка» Городской детский экологический центр Мониторинг состояния окружающей среды г. Екатеринбурга (анализ проб воды, воздуха, почвы, радиации, шума, осадков; оценка состояния лесопарков и парков города, движения автотранспорта)
6. Проект «Мой зелёный трамвай» Городской детский экологический центр Экологическое просвещение жителей города (пассажиров трамвая) агитбригадами
7. Проект «Марш парков» Городской детский экологический центр Природоохранная, эколого-просветительская, агитационная, трудовая деятельность по сохранению парков, лесопарков города и особо охраняемых природных территорий области
8. Смотр-конкурс «Цветущий город» Городской детский экологический центр Благоустройство, озеленение, цветочное оформление территорий образовательных учреждений
9. Праздник «День Земли» МАОУ лицей № 3 г. Екатеринбурга Театрализованные представления и выставки экологической и природоохранной тематики.
10. Региональный конкурс юных исследователей природы им. С. С. Шварца Институт экологии животных и растений УрО РАН, МАОУ лицей № 3 Организация защиты проектов экологической среди учащихся 3-11 классов общеобразовательных учреждений Свердловской области
11. Фестиваль ЭКОпесни «Радуга» МАОУ лицей № 3 г. Екатеринбурга Организация коллективных хоровых выступлений 3-4 классов с песнями о природе
12. Выставка «Дары осени» МАОУ лицей № 3 г. Екатеринбурга Представление композиций из цветов, сухоцветов, плодов и других природных материалов
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
61
Инновации в образовательных учреждениях
Проект «Экополис-3» привёл к качественным изменениям в образовательном процессе на уровне учебных программ, внеурочной деятельности учащихся, форм, методов и технологий образования. На уровне результатов образования удалось добиться успехов, прежде всего в понимании школьниками закономерностей функционирования экосистем, чему, во многом, способствовало изучение ими предмета «Экология». Однако задача формирования у учащихся экоцентрического экологического сознания, основанного на нравственных чувствах, ценностях по отношению к природе, так и не была решена. Об этом свидетельствовали результаты проведённого нами в 2009-2010 годах среди учащихся 9 классов лицея исследования.
Несмотря на то, что большинство опрошенных нами школьников показали понимание основных понятий экологии (биоценоз, экосистема, пищевая цепь и др.), только 13% из них рассматривали духовно-нравственную составляющую как основную причину глобального экологического кризиса. К сожалению, лишь 2% старшеклассников были знакомы с международными документами в области охраны окружающей среды и устойчивого развития цивилизации («Хартия Земли», «Повестка дня на XXI век» и др.). Серьёзные затруднения у школьников вызвала формулировка основных правил, принципов экологической этики (38% опрошенных затруднились с формулировкой). 62% учащихся формулировали такие этические правила (принципы), но большинство из них имело частный, прикладной характер. Большинство опрошенных (52%) отметили необходимость соблюдения чистоты окружающей среды, недопустимость её загрязнения («не бросать мусор», «не мыть автомобиль около реки», «не выливать отходов в почву» и др.). Лишь немногие учащиеся (4%) сформулировали универсальные принципы экологической этики - «не навреди», «необходимо любить природу», «нужно думать о последствиях своих поступков».
Таким образом, стало очевидно, что только эколого-биологических, природоохранных знаний недостаточно для обеспечения нравственного отношения растущей личности к окружающему миру (живым существам, людям, природным объектам). Для этого наряду с практической социально значимой деятельностью школьников необходимо вовлечение в образовательный процесс гуманитарных, этических знаний, а также эмоций и чувств. Становится актуальной организация в школе не только экологической, но и гуманитарно-экологической (экогуманистической) образовательной среды.
На следующем этапе развития лицея (с 2011 года по настоящее время) стал реализовываться проект по формированию экогуманистической образовательной среды, позволяющий задействовать в образовательном процессе три канала познания окружающего мира ребёнком - когнитивного (знания), перцептивного (эмоции, чувства) и практического
(практическая, в том числе, социально значимая деятельность ребёнка). Эта позиция основана на недостаточности одного разума для познания человеком многогранного окружающего мира и необходимости вовлечения в этот процесс не только его рациональной, но и чувственно-эмоциональной, духовно-нравственной сфер.
Экогуманизм, с одной стороны, как мировоззрение, с другой - как качество человека, основывается на чувстве «благоговения перед жизнью в любом её проявлении» (А. Швейцер) и призван обеспечить стремление человеческого сообщества к состоянию коэволюции с биосферой, гармоническое взаимодействие растущей личности с природой (включая Космос), а также ответственность его как единственного разумного существа на планете за жизнь на Земле. В таком понимании сущности экогуманизма (ноогума-низма) мы солидарны с Г. П. Сикорской [6].
При формировании экогуманистической образовательной среды мы учитывали также векторы ноосфер-ного образования, выделенные Г. П. Сикорской [6]:
• рационализм эмпирических обобщений - обобщения, основанные на концентрированном опыте человечества, касающемся, прежде всего, взаимоотношений человек - общество - природа;
• экологический императив (запрет) - определённые ограничения в поведении и действиях людей, нарушение которых повлечёт ущерб социоприродной среде;
• глобалистика - образовательный вектор, основанный на глобальном и ноосферном мышлении и позволяющий расширить сознание до масштабов биосферы и Космоса;
• эвдемоническая педагогика - позволяет развивать стремление к счастью, высочайшей культуре и нравственности, которые возникают у людей в общении с природой и друг с другом.
Под образовательной средой мы понимаем пространство, в котором осуществляется деятельность (жизнедеятельность) ребёнка и его развитие: физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое.
Экогуманистическую образовательную среду можно рассматривать как взаимодействие нескольких микросред, в которых происходит развитие ребёнка (рис. 1). Очевидно, что такая среда выходит за границы здания школы и включает в себя пространство, в котором ребёнок продолжает развиваться, в частности природную среду.
Природная среда включает в себя экосистемы, в том числе, биогеоценозы, агроценозы, биосферу Земли, а также Космос. В таком понимании природной среды нам близка мысль отечественного учё-
ного, философа-космиста Н. Г. Холодного, который рассматривал понятие «природа» как синоним Вселенной, космоса [11]. В процессе образования важную роль приобретает психотерапевтическая, эстетическая роль природной среды в духовно-нравственном развитии ребёнка. По этому поводу В. А. Сухомлин-ский писал: «Мир природы - богатейший источник эмо-
62
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
Инновации в образовательных учреждениях
Рис. 1. Экогуманистическая среда школы как взаимодействие микросред
ций,иименно благодаря непосредственному воз^е^й-ствию на чувства природа воздействует и на разум, она делает шароким,ясным , с-етлым то оконцы, се^ои> котороеребёнок гыо/^1^ты мде.Познененфа-соты облагораживает сердце, ребёнок становится кра-сомым, во П^ты еервые xpm^oe^o^^fl соЕюйдетей, ес^дл^др^вын^и ^одет^о в ррогис рыловиях» [ 1, с,2Т]. ОС^й^^анватетсн^я г^нне^етно нецен рредусматнннаев не только изучение этой среды в кабинетах школы, но и нопоосндсняеноый еентветсее йн-бёдр. Своо-образнее «пягоржеоее» можнораюкносущострляновв посредством мультимедиа технологий - с использо-еaнесмояяyбеытaлвныниоyтнжеcтвeнаывфитноев ни^ен™х вр^^орр^п^ндтш^.
Визуальная среда включает видимое пространство вокруг ребёнка и, прежде всего, учебные каби-оеты и выенцие оо аоия шм^ыы, оеотррых тебонек ороводит знаеятельгею еадяь учябногы времени. Видимое окружение всегда несёт смысловую нагрузку длычноевоай, как нлн его рмнрниз,ндки длноос-еoзеaтнвйняй тфeры.Kнапн кызывнют ейнлeяраaнс психологов, увиденная информация остаётся запечат-лённойзщнте^коед^от^ет влтoтьйaтгнг^oсeденсп инocоyчче«Tyдyщoс, Птндкленодыяpоке исяозезо-стея «еoреемeнном мире для управления мотивацией личности, в частности, в рекламе, позволяющей сти-
мулировать желания человека и, тем самым, повышать спрос на товары и услуги. Однако эта закономерность может быть использована и во благо растущей личности, если окружающее ребёнка видимое пространство будет построено на принципах эстетики, экодизайна [4] и нести информацию о духовных ценностях, гармонии человека и окружающего его мира, радости творчества. В частности, пространство школы может включать в себя зимние сады, фотовыставки, стенды, афоризмы, предметы искусства, творческие работы самих учащихся.
Культурная среда - это среда, в которой школьник соприкасается с «продуктами» духа и разума человечества - наукой, философией, культурологией, искусством, традициями, обычаями. Организованная педагогами деятельность школьников (как урочная, так и внеурочная) в культурной среде будет способствовать приобщению детей к Разумному, Доброму, Вечному как составляющим Культуры.
Соыртльныы среду, в нотырой ветоенися ребёнок значительную часть времени, составляют классный и ебщкшкoлйныйктлпегтивы. Ннет^^опемыми её тыемя нтемы,кятнвйleдcкрсваeьшкяльнек, являются этические принципы, этикет, мораль, нравственность. Cсттацороюи т^ощдмр^а рртомеoлтективе реали-зтютыя ноесною чоеы , вфы.тьдниот,ыеурочные, сежпоcсиыe иенршкoтчныо мтонпетятио этико-правовой направленности.
Очтоодне, что оВpaзoветсеьеятcрода, в кото-рол оааеиоается пeйДчoк -илжноеодить здоровьесберегающий характер. Здоровьесбережение релеpoвоlсебpот;жизын уеаще хояньттется одним и ы гloноpсеeнoе йoеннмднсрй гдерда рственной потыеика нисуенpнтчaв обтнатчг общегд образования и отражено в национальной образовательной инеоиaтыкй<<нрlенноеaя торло», Фрдеральном нокоен «И^€5 <^€^дaзяеaсреаПпcеийирраФeдерации». Здоровьесберегающая среда лицея нацелена нее соесен^бёнеям ввротееы здоро»го образа жинои, дoснижeтсреo фиделе^сго- ннихического (духовного) здоровья. Эта среда формируется во время образовательной урочной и внеурочной деяндльтости меащипоя, коеорае зрлжяа, помимо прочих характеристик, носить позитивный, творческий характер.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
63
Инновации в образовательных учреждениях
Творческая среда
создаёт условия для проявления творческих способностей ребёнка в соответствии с его интересами.
Творчество школьников, сотворчество учащегося и педагога как деятельность, ведущая к самоактуализации и счастью человека, зависит не только от наличия в школе специальных объединений
(кружков, обществ, студий и т.д.), но и от форм, методов и технологий образовательного процесса, которые способствуют этой деятельности, в частности, исследовательских, активных и интерактивных. Таким образом, творчество ребёнка может пронизывать как урочную, так и внеурочную деятельность.
Развитие в школе информационной среды является отражением процесса развития глобального информационного общества.
Возможности применения в образовательном процессе технических средств (прежде всего, мультимедиа) создаёт условия для освоения растущей личностью такого пластакультуры какксноис-кусство. Демонстрация школьникам художественных и документальных фильмов, презентаций (которые могут в отдельных случаях сопровождаться афоризмами и музыкальным сопровождением) позволяет вовлекать в образовательный процесс эмоции и чувства, осуществлять «путешествия» в различные уголки природы и просторы Вселенной. Источниками информационной среды являются учебники, учебные пособия, интернет-ресурсы, CD, DVD и другие цифровые носители, стенды в кабинетах и рекреациях школы.
Таким образом, экогуманизм образовательной среды оказывает влияние на различные сферы личности - интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую, обеспечивая, тем самым, реализацию векторов ноосферного образования и формирование экоцентрического экологического сознания [2] у учащихся (рис. 2).
Отметим реализуемые нами принципы построения модели школы ноосферного образования:
• системный подход ко всем видам и формам деятельности;
приоритет духовно-нравственных ценностей, экологического и нравственного императивов в целеполагании воспитания и обучения; целостность педагогической системы; интегративный подход в разработке содержания образования;
вовлечение эмоций и чувств в образовательный процесс, основополагающим из которых мы считаем чувство «благоговения перед жизнью в любом её проявлении» (А. Швейцер);
деятельностный подход в организации образовательного процесса (школа деятельности); создание условий для развития каждого ребёнка в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский); включённость в содержание образования на всех ступенях образования вопросов изучения Космоса; создание условий для самопознания, самоактуализации и творческого развития учащихся; включение коллектива школы в активную социально-экологическую деятельность городского сообщества, включая фестивальное движение; включение эстетической компоненты во все блоки воспитательно-образовательного процесса лицея;
64
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
Инновации в образовательных учреждениях
• взаимодействие лицейского сообщества с городским социумом, управленческими структурами, предприятиями, научными и образовательными учреждениями с целью получения дополнительных возможностей для формирования у учащихся ноосферного мировоззрения;
• приоритет воспитания над всеми остальными составляющими жизнедеятельности лицея, т. е. следование принципу - воспитывая обучаем (а, не обучая воспитываем);
• реализация педагогики сотрудничества и гуманной педагогики;
• управляемость образовательной системой;
• здоровьесбережение учащихся и педагогов.
Деятельность учащихся по освоению окружающего
мира, его улучшению спроектирована нами на основе концепции Г. П. Сикорской Семь-Я [7] (я и моя семья, я - лицеист, я -горожанин (Екатеринбуржец), я - Уралец, я -Россиянин, я - землянин, я -сын Космоса). Это, по нашему мнению, позволяет растущей личности полнее ощутить мир как целое, объединяя себя с родственниками, сообществом горожан, уральцами, россиянами, жителями Земли и Космосом. Такое восхождение от ближнего к дальнему, от знакомого к неизвестному, способствует расширению сознания ребёнка, насыщает его жизнь новыми смыслами и мыслеобразами, развивает мотивацию к дальнейшему познанию и освоению мира, раскрывает интеллектуальные, эмоциональные и творческие ресурсы (рис 3).
Ноосферное образование по своему характеру является опережающим, так как создает предвосхищающий прообраз человека эпохи ноосферы. Оно направлено в будущее и опирается на теории, гипотезы, мысли о будущей цивилизации, базис которой
еще недостаточно разработан (в отличие от традиционного образования, которое, в основном, транслирует опыт предшествующих поколений).
На данном этапе формируемая в рамках проекта экогуманистическая образовательная среда школы должна обеспечить возможность учащимся ответить на следующие актуальные вопросы (без которых невозможны их самоактуализация, самореализация, достижение личного счастья, экологически безопасный образ жизни):
- Как я могу применить экологические знания в своей жизни?
- Что я могу сделать для улучшения окружающей социоприродной среды?
- Что я могу и должен делать, чтобы вести экологически безопасный образ жизни (для себя и окружающих людей)?
- Что я могу и должен делать для улучшения своего ближайшего окружающего пространства (среды жизни)?
- Что я могу и должен делать, чтобы жить в гармонии (коэволюции) с окружающим миром?
- Почему я должен жить в гармонии (коэволюции) с окружающим миром?
Очевидно, что ответы на эти вопросы востребуют потенциал гуманитарного, философского и культурологического знания.
Результатом такого образования должен стать человек, обладающий экоцентрическим экологическим сознанием. Это значит, что он:
1. стремится к творчеству, самореализации и счастью;
2. думает об экологической безопасности (своей, общества, живых существ);
3. обладает социальной активностью, придерживаясь принципа «думай глобально, действуй локально»;
Инновационныепроекты ипрограммыв образовании 2014/6
65
Инновации в образовательных учреждениях
4. следует нормам ноосферной этики, в основе которой лежат нравственный и экологический императивы;
5. стремится к соразмерности с окружающим миром.
На достижение обозначенных выше целей и задач
направлены интегрированные курсы, разработанные нами в рамках реализации проекта (табл. 2) и реализуемые в лицее в рамках вариативной части образовательной программы и учебного плана.
Все интегрированные курсы включают в себя естественнонаучные, гуманитарные (включая этические, исторические, социологические и правовые), экологические, культурологические и валеологические зна-
ния, которые образуют систему, описывающую окружающий мир и человека в нём.
Проект предусматривает использование инновационных технологий, форм, методов и видов урочной и внеурочной деятельности учащихся, среди которых:
• полисенсорное освоение окружающего мира - включение в образовательный процесс дополнительных каналов связей с окружающим миром, природой с использованием сенсорных систем человека;
• самопознание (аутогностика), позволяющее ребёнку познать свой многогранный внутренний мир, и, на этой
Таблица 2
Характеристика интегрированных курсов, обеспечивающих реализацию векторов ноосферного образования
№ Название курса Класс Автор (составитель) Кол-во часов в уч. год Основные разделы
1. Философия для детей 3-4 С.А. Иванов на основе учебника М. А. Андрианова «Философия для детей» 34 Твой внутренний мир. Твои поступки. Поступки человека. Красота и творчество. Чему учит природа.
2. Развитие представлений о природе 5-6 С.А. Иванов 34 Представления о природе в античном мире. Представления о природе в эпоху Средневековья. Представления о природе в эпоху Возрождения. Представления о природе в Новое время (середина XVII века -начало ХХ века). Представления о природе в эпоху научно-технической революции ХХ века. Единство человека, природы и космоса в русской философии. Современная картина мира.
3. Этика 7-8 С.А. Иванов 34 Феномен и предназначение человека. Нравственность и нравственные качества человека. Нравственные отношения. Общечеловеческие ценности. Добро и зло. Жизнь, идеал и счастье. Мораль и право. Экологическая этика. Историческая память. Эстетика, культура, искусство. Информационная культура человека. Человек и семья как часть общества. Коллектив и этнос. Этический смысл мировых религий.
4. Человек в биосфере 9 С.А. Иванов на основе учебника И. М. Швец «Биосфера и человечество» 34 Влияние биосферы и Космоса на человека и человечество. Влияние человечества на биосферу. Взаимосвязь экологии и экономики. Глобальные проблемы человечества. Человек и информация. Глобализация и её последствия для цивилизации и биосферы. Биосфера и ноосфера. Экологическая этика. Коэволюция природы и человека. Устойчивое развитие цивилизации. Жизнь человека в мегаполисах. Экологическая безопасность человека. Документы ООН в области охраны окружающей среды: «Повестка дня на XXI век», «Хартия Земли». Будущее человечества.
66
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
Инновации в образовательных учреждениях
основе, строить содержание своего образования и свои жизненных программы;
• погружение учащихся в природную, культурно-историческую и научно-исследовательскую среду;
• сократические беседы;
• проектная деятельность;
• межпоколенческий многомерный диалог;
• кросс-культурные взаимодействия, предполагающие диалог, взаимообогащение культур, мировоззрений;
• технология «приоткрытой двери», создающая глубокую мотивацию учащихся на дальнейшее самостоятельное познание природы, окружающего мира на основе предоставления им ограниченной (неполной, проблемной) информации по какому-либо вопросу;
• контемплятивно-акустическое освоение мира природы, предполагающее развитие склонности к созерцанию, непосредственному зрительному восприятию элементов природы, предметов, явлений
• герменевтический метод, нацеленный на истолкование смысла художественного произведения (текста, фильма).
Для оценки эффективности реализации проекта нами была исследована интенсивность субъективного отношения учащихся 4 классов к природе. Исследование проводилось по методике (опроснику) С. Д. Дерябо «Натурафил» [2]. Выбор исследуемой группы школьников был обусловлен их широкой вовлечённостью в течение двух лет в образовательную деятельность по проекту, а именно: в деятельность по освоению курса «Философия для детей», в освоение окружающего мира через видеоматериалы, в социально-активную экологическую деятельность.
Методика С. Д. Дерябо позволила оценить качество трёх компонентов интенсивности отношения к природе - перцептивно-аффективного, когнитивного и практического.
Перцептивно-аффективный компонент характеризует уровень: 1) эстетического освоения объектов природы, 2) отзывчивости на их витальные проявления и 3) этического освоения.
Когнитивный компонент характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой.
Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, осваивать необходимые для этого технологии (умения и навыки) и т.д.
Полученные результаты исследования интенсивности отношения к природе у учащихся позволяют говорить о высоком уровне развития субъективного, нравственного отношения их к природе. Наиболее выраженными (высокими) оказались перцептивно-аффективный (у 74% четвероклассников) и практический (у 83% учащихся) компоненты отношения, что можно объяснить спецификой возраста младших школь-
ников, у которых ещё преобладает эмоциональное восприятие мира. С другой стороны, полученные данные свидетельствуют о том, что проект успешно реализуется и показывает устойчивые положительные результаты.
В истории школы, открытой в 1936 году и в 2006 отметившей 70-летие, как в фокусе отражается жизнь Екатеринбурга, динамично развивающегося центра на границе Европы и Азии. Город Екатеринбург имеет чётко выстроенный научно обоснованный Стратегический план развития до 2015 года, что может служить фундаментом для создания школы будущего в новой социально - экономической концепции развития мегаполиса. Этот фундамент создаёт условия для дальнейшего расширения сознания обучающихся и осознания себя как части человечества, включённости в общий процесс развития нового мира, устремлённого в ноосферу.
Литература
1. Антология гуманной педагогики. Сухомлинский / В. А. Су-хомлинский, Г. Д. Глейзер, А. Ф. Иванов. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. 224 с.
2. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 310 с.
3. Кучерова О. Е. Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С.38-47.
4. Панкина М. В. Экологический дизайн. Бийск: Издательский дом «Бия», 2011. 188 с.
5. Пахомов В. И., Пахомова Т. Н. Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.61-68.
6. Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т,, 1998. 197 с.
7. Сикорская Г. П. Первый шаг в ноосферу. От экологического образования к ноосферной модели развития школы. Екатеринбург: Издательство «Раритет», 2006-2007. 86 с.
8. Сикорская Г. П. Экологическое образование. Уральский вариант. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2007. 202 с.
9. Тараканова В. В., Бармакова Т. В. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 3. С.47-51.
10. Тараканова В. В., Соловьева Н. Г. Здоровье современных подростков в условиях ухудшения экологической обстановки // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.25-29.
11. Холодный Н. Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993. С.332-344.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
67