УДК 37.013
Ноосферное образование школьников: методология и психолого-педагогические основы реализации
С. А. Иванов
В статье рассматриваются основные направления современного экологического образования: ноосферное образование и образование для устойчивого развития. Описываются их психолого-педагогические, методологические основы и педагогический потенциал в развитии целостного (ноосферного) мировоззрения школьников.
Ключевые слова: экологическое образование, образование для устойчивого развития, ноосферное образование, целостное мировоззрение, ноосферное мировоззрение, но-осферное мышление.
На всем протяжении своего существования образование отражало всякий раз то господствующее миропонимание, которое составляло основу данной культуры в определенный исторический период. В полном согласии с изменениями представлений о человеке, его месте в мире, смысле его существования одна парадигма образования сменяла другую. Каждый раз иными были ответы на три принципиальных вопроса: зачем, чему и как должен учиться человек. Первый из них затрагивает категорию цели, второй связан с содержанием образования, третий касается методов обучения и воспитания.
Цели образования, особенно отечественного, всегда были связаны с вечными ценностями, или ценностями Бытия (А. Маслоу), такими, как Истина, Любовь, Красота, Свобода, Справедливость, Толерантность и др. Однако современная школа всё дальше уходит от этих при-
оритетов. В настоящее время акцент в целеполагании общего образования отчётливо смещается с формирования духовно - нравственного Человека на развитие человека успешного, заинтересованного главным образом в получении тех знаний и умений, которые помогут ему поступить в учреждения профессионального образования и построить карьеру. При этом основной смысл образования — мировоззренческий — неизбежно теряется.
В методологии науки под мировоззрением понимается система взглядов на мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, ценности, принципы познания. Иначе говоря, мировоззрение находит выражение в единстве ценностных ориентиров, программ поведения и особенностей восприятия, способов познания действительности.
Возникающее как результат взаимодействия человека с окружающей действительностью, мировоззрение можно определить как вмещающее в себя интеллектуальную и эмоциональную составляющую, субъективно окрашенные знания о природе, обществе и человеке, а также целостное понимание происходящего и выработанные жизненные позиции.
Проведенное нами исследование состояния целостности миров оззре ния выпускников общеобразовательных школ (в качестве респондентов выступили 200 человек) позволяет говорить об отсутствии у них умений связывать, соотносить, синтезировать знания из различных областей: они «лежат в голове как на кладбище, не зная о существовании друг друга» (К. Д. Ушинский). Так, большинство старшеклассников не расценивают различные области знания (науку, религию, философию, культурологию) как равноценные компоненты культуры, более того, не имеют о них четких представлений. Относительно верно определяют науку 4 % опрошенных, религию — 8 %, философию — 19 %, этику — 8 %.
Кроме того, выясняется, что учащиеся школы имеют поверхностные представления об этических законах, регулирующих отношения в социоприродной среде. В ходе опроса только 15 % старшеклассников смогли сформулировать такие принципы, назвав заповеди Библии, нравственные качества (отсутствие зависти, корысти, любовь к ближним, миролюбие и др.).
Ещё одна существенная проблема современного общего образования заключается в том, что школа не учит человека быть счастливым и жить в гармонии с миром, не создаёт условия для осознания ребенком своего предназначения, смысла существования. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что современные средства массовой информации (СМИ), в особенности реклама, культивируют потребительское отношение к миру, настойчиво предлагают сконцентрироваться на материальных ценностях, убеждают в том, что смысл жизни заключается в приобретательстве, более того — провоцируют появление постоянного чувства неудовлетворённости, которое побуждает к поиску новых удовольствий и желанию завладеть тем, что представляется привлекательным. Естественно, это не может не сказываться на формирующемся мировоззрении личности школьника.
Доказано, что удовлетворение своих потребностей превращается в призрачную цель, которая постоянно меняет свои очертания и никогда не может быть достигнута. Например, К. Вебстер, М. А. Жевла-кова, как и другие исследователи, констатируют бесперспективность этой гонки за манящими материальными ценностями: «Рост доходов не вызывает роста счастья. Со времени окончания второй Мировой войны жители развитых стран становились всё богаче. Они всё больше путешествуют, живут дольше и становятся всё здоровее. Но они не становятся всё более счастливыми» [2, с. 38].
Очевидно, что эффективность современного школьного образования в решении задачи формирования человека, пребывающего в гармонии с окружающим миром, зависит от того, будут ли созданы необходимые для получения прогнозируемого результата условия. Итогом обучения ребенка в школе должна стать целостность его мировоззрения, основанного на духовно-нравственных ценностях. В этих обстоятельствах окажется востребованным экологическое образование как самостоятельная содержательная линия образовательного процесса.
Экология как область знания носит междисциплинарный характер, поэтому образовательный процесс можно организовать особым образом, сочетая передачу предметно-научных (узкоспециальных), философских, культурологических знаний, художественное образование, эстетическое воспитание, формирование этических предпочтений, развитие творческих способностей, вовлечение учащихся в по-
знавательную, трудовую и экологическую деятельность. Это позволит внести коррективы в содержательное поле образовательной модели школы, построить его на основе интеграции и гуманизации различных областей знания.
Анализ теории и современной практики внедрения экологического образования показывает, что оно базируется на концептуальных идеях, связанных с понятием «экоцентрическое экологическое сознание». Далее последовательно изложим суть этих идей.
1. Ноо гуманизм, согласно Г. П. Сикорской, представляет собой «стремление человеческого сообщества к состоянию коэволюции с биосферой, утверждение ценности жизни во всех ее проявлениях, гармоническое взаимодействие человека с природой (включая Космос) и ответственность его как единственного разумного существа на планете за жизнь на Земле» [9, с. 23]. Истоки понятия «ноогуманизм» лежат в учении о ноосфере, развитом отечественными мыслителями — В. И. Вернадским, Н. Н. Моисеевым, а также А. Д. Урсулом, который считает концепцию ноосферы наиболее перспективной для разработки теории будущего, решающей проблемы единения и сохранения человечества [12].
2. Обеспечение устойчивого развития человеческого общества позволит создать условия для стабильного экономического роста на далекую перспективу, не допуская глобальных изменений природной среды. Термин устойчивое развитие имеет много определений, однако все они объединены идеей взаимодействия человека и природы, которая свидетельствует об отказе от идеи воздействия человека на природу. Идея их гармоничного взаимодействия должна служить почвой для экономического и социального развития цивилизации с учётом перспектив будущих поколений. Утверждается, что «устойчивое развитие не будет происходить там, где не происходит приобретение и осмысление знаний, нового опыта» [2, с. 55].
3. Взаимная зависимость экологических и социальных проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях — базовый закон, осознание которого ведет к постановке новых задач: развивать у учащихся, с одной стороны, планетарное мышление, с другой — социальную активность, экологическую и нравственную культуру с учётом особенностей социума данной местности.
В последнее десятилетие оформились два основных, близких по своей сути, направления экологического образования — образование для устойчивого развития (ОУР) и ноосферное образование.
Образование для устойчивого развития предлагает учащимся для освоения следующие компоненты содержания [2]:
• понятие о путях и перспективах реализации концепции устойчивого развития;
• учет потребностей местных сообществ, необходимых для обеспечения их устойчивости и для уменьшения воздействия каждого человека и общества в целом на окружающую природную среду;
• навыки и опыт убеждения и вовлечения в процесс принятия решений относительно социально-экономического развития местных социумов (с учётом экологических аспектов) большинства представителей местных сообществ (представителей органов власти, общественности, населения);
• условия для становления постматериальной системы ценностей, основанной на осознанном ограничении потребностей и ориентированной не на количественный рост, а на качественное развитие; к числу ценностей отнесены гуманизм, свобода, творчество, нравственность, ориентация на диалог и сотрудничество, профессионализм, самореализация, качество жизни, понимание своей роли в природе и ответственности за ее восстановление и сохранение для будущих поколений.
Образование для устойчивого развития — понятие более широкое, чем экологическое или естественнонаучное образование, поскольку интегрирует в себе экологические, экономические, этические, социологические, философские и другие знания. Оно ориентировано на вовлечение учащихся в активную практическую деятельность, поэтому часто осуществляется методами и технологиями, основанными на взаимодействии, такими, как работа в группах, совместная работа над исследовательскими проектами, дискуссия, круглый стол и др.
методологической основой ноосферного образования служат идеи антропокосмизма, активной эволюции, всеединства, панэтизма, экологического и нравственного императивов, которые были выдвинуты русскими философами-космистами: В. И. Вернадским, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским, Н. А. Бердяевым, Н. Г. Холодным,
Н. Н. Моисеевым. Эти идеи соотносятся с антропокосмическим экологическим сознанием, для которого характерны следую-
щие особенности: 1) ориентированность на экологическую целесообразность; 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; 3) восприятие мира как психофизического единства, где всё связано со всем.
Идеи русских космистов мы относим к приоритетным в методологии современного образования. Такая основа поможет соединить в школьном образовании «горнее и дольнее», физику и лирику, осуществить обучение «не по предметам, а по проблемам» (В. И. Вернадский).
Особенно продуктивна для педагогики идея ноосферы, которая разрабатывалась В. И. Вернадским, а позднее была развита современными мыслителями, в частности, А. Д. Урсулом и Н. Н. Моисеевым.
Обобщая их представления, мы определяем ноосферу как о б -ласть единства (гармонии) природы и общества, в которой разум и духовно-нравственные приоритеты являются определяющими факторами развития цивилизации. Такая трактовка понятия «ноосфера» может рассматриваться как своеобразная программа, цель развития общества. Следовательно, образование, направленное на развитие целостного мировоззрения, экологического сознания и духовнонравственных качеств личности может быть названо ноос-ферным.
Важнейшей задачей ноосферного образования является развитие в процессе обучения и воспитания ноосферного мировоззрения личности, которому, по нашему мнению, должны быть присущи следующие черты: во-первых, ориентированность на ключевые идеи философии русского космизма, о которых упоминалось выше; во-вторых, целостность, основанная на интеграции различных областей знания — научно-технического, гуманитарного, этического, философского, культурологического и других; в-третьих, осознание человеком себя и своего места в окружающем мире, своего предназначения; 4) владение нормами социоприродной (ноосферной) этики, практическое следование им в своих поступках.
Ноосферное образование является инновационным направлением в педагогике, его теоретические и практические основы в настоящее время активно разрабатываются учеными. Ноосферная школа отдает приоритет вопросам становления личности и ее мировоззрения, вну-
треннего мира, духовно-нравственных ценностей, в том числе ценности ответственного отношения каждого человека к природе.
Обобщение этих постулатов представлено в определении, данном Г. П. Сикорской, которая понимает под ноосферным образованием как целостной педагогической системой «опережающее образование, создающее условие для развития Человека с коэволю-ционным мировоззрением, чувствующего и осознающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом её проявлении» [11, с. 88].
Г. П. Сикорская выделила четыре содержательных вектора ноос-ферного образования [10], которые, на наш взгляд, пригодны для построения модели образовательного процесса в школе:
• рационализм эмпирических обобщений — образовательный вектор, открывающий перспективу использования обобщений, сделанных с учетом концентрированного опыта человечества, который касается в первую очередь взаимоотношений между человеком, обществом и природой;
• экологический императив (запрет) — образовательный вектор, предполагающий введение определённых ограничений, которые касаются поведения и действий людей; их нарушение имело бы последствием нанесение ущерба социоприродной среде;
• глобалистика — образовательный вектор, основанный на глобальном и ноосферном мышлении и позволяющий расширить сознание до масштабов биосферы и Космоса;
• эвдемоническая педагогика — образовательный вектор, предполагающий реализацию идеи развития в детях стремления к счастью, высочайшей культуре и нравственности, поскольку эти качества приобретаются в общении людей с природой и друг с другом.
На наш взгляд, ни одно из существующих направлений образования не тождественно ноосферному. Например, от экологического образования ноосферное отличается, во-первых, своей гуманитарной составляющей, без которой невозможно развитие коэволюционного мировоззрения и становление духовно-нравственной личности. С этой точки зрения ноосферное образование имеет свои истоки в экологическом образовании, но оно вышло за его пределы, охватив гуманитарное и философское знание. Во-вторых, ноосферное образование ориентировано на формирование человека эпохи ноосферы (этим
и определяется, по нашему мнению, уместность введения термина ноосферное образование) — человека духовного, самосовершенствующегося, умеющего и желающего жить в гармонии с окружающим миром, иначе говоря, счастливого.
Таким образом, ноосферное образование является опережающим, ориентированным не на то, что есть сегодня и будет завтра, а на то, что должно быть. Прежде всего, это относится к обществу и биосфере, которые должны находиться в состоянии коэволюции (совместной непротиворечащей друг другу эволюции), устойчиво -го развития (без нанесения ущерба будущим поколениям). Школа становится «мастерской человечности» (Ш. А. Амонашвили), «очагом гармонии», «пассионарной точкой ноосферы» (Н. Н. Моисеев).
Таким образом, ноосферное образование и образование для устойчивого развития — две ветви современного экологического образования (в широком смысле), ориентированные на формирование мировоззренческой культуры личности, стремящейся к осознанию себя и своего ме -ста в этом мире, к самореализации и самосовершенствованию.
Общепризнанное представление о мировоззрении как совокупности представлений о мире, оценок, жизненных позиций, программ поведения человека позволяет нам выделить психолого-педагогические принципы развития ноосферного мировоззрения личности школьника.
1. Обогащение процесса познания путем предоставления детям возможности синтезировать знания, извлекаемые из разных источников: философии, культурологи, религии, науки. Это должно обеспечить «пред-понимание» учащимися социоприродной среды как целостной системы. В дальнейшем процесс познания должен строиться концентрически: планируется повторное рассмотрение проблемных вопросов на более глубоком уровне, вовлечение понятий все большей емкости, интеграция и синтез разноплановых данных.
2. Развитие ноосферного мышления. Новый тип мышления должен обладать такими качествами, как интегративность, нелинейность, творческий, критический и рефлексивный характер.
3. Вовлечение в процесс мышления эмоций и чувств, аксиологизация знаний. Сплав мысли и чувства служит важнейшей предпосылкой становления и развития особого,
«сакрального» отношения к окружающему миру, ценностных установок, иными словами, принципов ноосферной этики.
4. Диалоговый характер обучения. Поскольку диалог культур активен на рубеже ХХ и XXI веков, то очевидно, что школьник должен научиться мыслить и жить в условиях множественности культур.
5. Использование в обучении перцептивно-прак -ти-ческих каналов усвоения знаний. С этой целью в школе создаётся информационно-образовательная среда, основанная на синтезе категорий «разумное», «доброе», «вечное», «святое». Подобная организация образовательного процесса сопоставима с известным истории фактом: Пифагор, создавая свою школу, провозгласил триединство общечеловеческих ценностей — Истины, Добра и Красоты. Отметим, что немаловажную роль в создании информационнообразовательной среды играет визуальная микросреда, включающая предметы искусства (в том числе, созданные учащимися), композиции с растениями, зимние сады, живые уголки, фотовыставки, определённое оформление стен и классных комнат. Школа может стать «пассионарной точкой ноосферы» (Н. Н. Моисеев).
Ноосферное мышление следует трактовать как мыследея-тельность человека, опирающуюся на идеи активной эволюции, ноосферы, антропокосмизма, всеединства, панэтизма и способную обеспечить интеграцию разных областей знания, их преобразование в единую целостную систему знаний.
Основу ноосферного мышления должны, на наш взгляд, составить:
• знания: естественнонаучные, гуманитарные, религиозные, философские, культурологические, объединенные идеями русских космистов;
• умение выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения информации, установления причинно-следственных отношений между различными явлениями социопри-родной среды;
• эмоционально-личностные оценочные суждения о явлениях окружающего мира с космической и планетарной точек зрения, с позиций приоритета экологического императива и общечеловеческих ценностей.
К характерным чертам ноосферного мышления мы относим:
• творческий характер мышления, подразумевающий гибкость ума, последовательность и систематичность мышления, его диалек-тичность, что обеспечит готовность личности к рискованным, нестандартным, ответственным решениям;
• интегративность мышления, выражающуюся в понимании социоприродной среды как целостной, антропокосмической системы с едиными физическими и этическими законами;
• нелинейность мышления, заключающуюся в сочетании рационализма естественнонаучного мышления и иррациональности гуманитарного мышления, подчиненности мышления эмоционально-духовной сфере, нравственным чувствам, в том числе чувству «благоговения перед жизнью в любом ее проявлении« (А. Швейцер);
• критический характер мышления, предполагающий легитимность существования различных взглядов на мир и пути его развития, предупреждающий развитие однобокого материалистического миропонимания;
• рефлексивный характер мышления, позволяющий осмысливать собственный процесс познания и личные переживания, благодаря чему развивается самопознание, осознание себя как микрокосма, своего предназначения, поиск путей самореализации и возможностей совершенствования духовных и интеллектуальных качеств.
Педагогические технологии, используемые для развития у учащихся ноосферного мышления, должны опираться на закономерности становления и протекания их мыслительной деятельности. Согласно исследованиям психологов (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова), сознание растущей личности развивается в направлении все большего охвата знаний, их интеграции и уплотнения — образования понятий все большей емкости. Теоретическое мышление формирует понятия, содержанием которых выступает связь всеобщего и единичного, целого и частного. Средством установления связей между многообразными явлениями мира могут служить фундаментальные закономерности, выраженные в основных идеях, определенных русскими космистами. Мыследея-тельность по установлению таких связей может быть названа ноос-ферным мышлением.
В научной литературе есть немало подтвержденных исследованиями данных о том, что уже учащимся начальной школы доступно по-
знание общих законов развития мира (об этом пишут В. В. Давыдов, М. Н. Дудина, Л. В. Занков, А. Э. Симановский, М. Н. Скаткин, Л. Ф. Тихомирова, Л. М. Фридман и др.). Более того, освоение основ научно-теоретического мышления необходимо. В противном случае ребенок, подросток задерживается на низком уровне мышления и пользуется «житейскими понятиями» (Л. С. Выготский).
Качества ноосферного мышления рассматриваются нами как комплементарные, не альтернативные друг другу. Они должны помочь прояснить ответы на вопросы о целях, задачах, содержании, методах, формах и технологиях обучения естественным дисциплинам.
Литература
1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та,
1997. 215 с.
2. От экологического образования к образованию для устойчивого развития / К. Вебстер [и др.]. Санкт-Петербург: Наука, САГА, 2005. 137 с.
3. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере / В. И. Вернадский // Философские мысли натуралиста: сборник научных трудов В. И. Вернадского. Москва.: Наука, 1988. С. 503-510.
4. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
5. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика: монография / В. А. Игнатова. Тюмень: Изд-во ТГУ,
1998. 196 с.
6. Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования / Н. М. Мамедов // Экологическое образование и устойчивое развитие: сборник научных статей. Москва: Наука, 1995. С. 17-51.
7. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Н. Моисеев // Биология в школе. 1996. № 3. С. 29-33.
8. Пономарёва И. Н. Основные направления реализации непрерывного экологического образования в системе многоуровневого педобразо-вания / И. Н. Пономарёва // Подготовка специалиста в области образования: сборник научных статей. Санкт-Петербург: Образование, 1994. С. 73-88.
9. Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогиче-ского образования / Г. П. Сикорская. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. 197 с.
10. Сикорская Г. П. Сенсорный сад для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями / Г. П. Сикорская. Уральский научно-образовательный центр Уральского отделения РАО. Екатеринбург: Раритет, 2007. - 72 с.
11. Сикорская Г. П. Экологическое образование. Уральский вариант (Краткая история, методологические основания и практика) / Г. П. Сикорская, С. В. Комов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. 202 с.
12. Урсул А. Д. Введение в социальную экологию: учебное пособие. Часть II / А. Д. Урсул. Москва: Луч, 1994. 255 с.
© Иванов С. А., 2012
Introducing Noospheric Education in Schools: Methods and Psychological and Pedagogical Bases
S. Ivanov
The author considers the main trends in contemporary ecological education, i.e. noospheric education and education for sustainable development, describing their psychological, pedagogical and methodological bases, along with their pedagogical potential to help develop a comprehensive (noospheric) worldview in schoolchildren.
Key words: ecological education, education for sustainable development, noospheric education, comprehensive worldview, noospheric worldview, noospheric thinking.
Иванов С. А., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой философии и управления образованием государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» (Екатеринбург), [email protected]
Ivanov, S., Ph.D. in Education, head of Philosophy and Education Management Department, Institute for Education Development (Yekaterinburg), [email protected]