Научная статья на тему 'СТРУКТУРА АУК. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ'

СТРУКТУРА АУК. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные методы обучения / курсант / авиационный вуз / информационно-образовательная среда / лётчик / автоматизированный учебный курс / innovative teaching methods / cadet / aviation university / information and educational environment / pilot / automated training course

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитренко Андрей Юрьевич, Дмитренко Евгения Ивановна

В статье рассматриваются педагогические возможности использования инновационных технологий в подготовке курсантов авиационного профиля. Авторами раскрывается содержание понятия «инновационные методы обучения» и даётся обобщённая характеристика комплекса информационных образовательных ресурсов, применяемых в образовательной среде военного авиационного вуза. Особое внимание уделено информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ), проведён анализ условий их реализации, а также представлена классификация автоматизированных учебных курсов (АУК). В научной работе рассматривается структура конкретного АУК, а также представлены результаты его применения для обучения курсантов-лётчиков при изучении ими военно-специальных дисциплин. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что инновационные методы обучения успешнее решают целый ряд приоритетных задач по формированию профессиональных компетенций у курсантов-лётчиков, чем традиционные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитренко Андрей Юрьевич, Дмитренко Евгения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF AUC. APPLICATION OF INNOVATIVE TEACHING METHODS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF CADETS OF AVIATION UNIVERSIES

The article discusses the pedagogical possibilities of using innovative technologies in the training of aviation cadets. The authors reveal the content of the concept of «innovative teaching methods» and give a generalized description of the complex of information educational resources used in the educational environment of a military aviation university. Particular attention is paid to information and communication technologies (ICT), an analysis of the conditions for their implementation is carried out, and a classification of automated training courses (AUC) is presented. The scientific work considers the structure of a specific AUC, and also presents the results of its application for training cadets-pilots in their study of military special disciplines. In the course of the study, the authors come to the conclusion that innovative teaching methods are more successful in solving a number of priority tasks for the formation of professional competencies among cadets-pilots than traditional teaching methods.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА АУК. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ»

А.Ю. ДМИТРЕНКО, A.YU. DMITRENKO,

Е.И. ДМИТРЕНКО E.I. DMITRENKO

СТРУКТУРА АУК

STRUCTURE OF AUC

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ

APPLICATION OF INNOVATIVE TEACHING METHODS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF CADETS OF AVIATION UNIVERSIES

Сведения об авторах: Дмитренко Андрей Юрьевич - старший преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, подполковник, кандидат педагогических наук (г. Краснодар. E-mail: andrei_dmitrenko@list.ru);

Дмитренко Евгения Ивановна - лаборант кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (г. Краснодар. E-mail: scorp17@list.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические возможности использования инновационных технологий в подготовке курсантов авиационного профиля. Авторами раскрывается содержание понятия «инновационные методы обучения» и даётся обобщённая характеристика комплекса информационных образовательных ресурсов, применяемых в образовательной среде военного авиационного вуза. Особое внимание уделено информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ), проведён анализ условий их реализации, а также представлена классификация автоматизированных учебных курсов (АУК). В научной работе рассматривается структура конкретного АУК, а также представлены результаты его применения для обучения курсантов-лётчиков при изучении ими военно-специальных дисциплин. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что инновационные методы обучения успешнее решают целый ряд приоритетных задач по формированию профессиональных компетенций у курсантов-лётчиков, чем традиционные методы обучения.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, курсант, авиационный вуз, информационно-образовательная среда, лётчик, автоматизированный учебный курс.

Information about the authors: Andrey Dmitrenko - Senior Lecturer of the Department of Design and Operation of Aviation Equipment, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, Lieutenant Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences (Krasnodar. E-mail: andrei_dmitrenko@list.ru);

Evgenia Dmitrenko - laboratory Assistant of the Department of Design and Operation of Aviation Equipment of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots (Krasnodar. E-mail: scorp17@list.ru).

Summary. The article discusses the pedagogical possibilities of using innovative technologies in the training of aviation cadets. The authors reveal the content of the concept of «innovative teaching methods» and give a generalized description of the complex of information educational resources used in the educational environment of a military aviation university. Particular attention is paid to information and communication technologies (ICT), an analysis of the conditions for their implementation is carried out, and a classification of automated training courses (AUC) is presented. The scientific work considers the structure of a specific AUC, and also presents the results of its application for training cadets-pilots in their study of military special disciplines. In the course of the study, the authors come to the conclusion that innovative teaching methods are more successful in solving a number of priority tasks for the formation of professional competencies among cadets-pilots than traditional teaching methods.

Keywords: innovative teaching methods, cadet, aviation university, information and educational environment, pilot, automated training course.

В условиях динамично меняющейся военно-политической обстановки в мире необходимость обеспечения национальной безопасности государства оказывает непосредственное влияние на характер и масштабы проводимых мероприятий по модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации. В рамках организации обороны нашей страны демонстрация или применение военной силы становятся наиболее действенным инструментом в политике, что, в том числе, влечёт за собой повышение сложности и напряжённости профессиональной деятельности военных лётчиков. Основой успешного выполнения поставленной задачи является грамотное использование авиационной техники в соответствии с требованиями нормативных документов. Этот неоспоримый факт актуализирует необходимость подготовки авиационных специалистов соответствующего уровня и профиля, компетентных, ответственных, в совершенстве владеющих своей профессией.

Современные тенденции развития военного образования в России требуют перестройки подходов к организации учебной деятельности курсантов. Это обусловлено достаточно высокой степенью сложности современных воздушных судов, сокращением количества аудиторных часов

учебных занятий, увеличением численности обучающихся по сравнению с предыдущими годами и, как следствие, сокращением времени контактного взаимодействия преподавателя с курсантами. А для того, чтобы в совершенстве овладеть сложной авиационной техникой, будущим военным лётчикам необходимо освоить общеобразовательные дисциплины (высшую математику, начертательную геометрию, механику, физику, химию, электронику и т.д.), а также большой объём информации по конструкции воздушного судна и силовой установки, авиационному и радиоэлектронному оборудованию, аэродинамике, тактике, авиационному вооружению и другим дисциплинам.

Актуальной концепцией модернизации военного образования предусмотрены такие приоритетные направления, как: доступность, качество, эффективность, направленные на формирование не только знаний, но и способов мышления и деятельности, позволяющих будущим выпускникам авиационных вузов адаптироваться к условиям конкретной профессиональной среды. Реализации этой концепции способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний,

приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и предметной востребованностью.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только то, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Соответственно развитие инновационных процессов и есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Таким образом, инновационный подход должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы по подготовке будущих специалистов. При этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовке преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения. В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества.

В образовательной среде авиационного вуза инновационный подход к обучению способствует выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей курсантов и развитию у них оперативного и критического мышления.

Рис. 1. Рабочая область АУК (главное окно программы)

К инновационным методам, применяемым при обучении курсантов авиационных вузов, относятся: проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т.д.

Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному обеспечивает свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию будущих военных лётчиков. В процессе обучения курсант должен изучить множество описаний, схем, ситуаций и действий по ним. Данную проблему позволяют решить различные компьютеризированные системы, которые представляют собой совокупность персональных компьютеров, мультимедийных стендов и интерактивных досок. Исходя из целей и задач, а также

режимов использования автоматизированных обучающих систем, условно их можно разделить на несколько типов: обучающие, информационные и контролирующие.

Обучающие курсы, применяемые для выработки умений, содержат справочные данные и описание последовательности выполнения определённых действий. Прежде всего, обучающие курсы позволяют ускорить процесс выработки алгоритмизированных умений. Это достигается, в первую очередь, возможностью многократного воспроизведения обучающимися одних и тех же действий в короткие сроки. При работе с обучающим курсом активнее работает зрительная память, что ускоряет темп механического накопления знаний и умений. Курсы позволяют эффективно реализовать принцип обучения от простого к сложному и могут использоваться обучающимися в любое удобное для них время.

Информационные курсы предназначены для выдачи обучающимся необходимой им учебной информации. Они могут использоваться

на занятиях в комплексе с обучающими курсами или во время самостоятельной подготовки.

Контролирующие курсы предназначены для проведения контроля уровня усвоения знаний теории и алгоритмов действий. С их помощью осуществляется промежуточный, рубежный и при необходимости итоговый контроль.

Реализация основной образовательной программы предполагает наличие в авиационном вузе информационно-коммуникационных технологий, включающих в себя цифровые обучающие курсы, технологические средства информационных и телекоммуникационных технологий, а также систему педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде (ИОС). При этом одним из наиболее значимых компонентов данной среды считается автоматизированный учебный курс (АУК).

Автоматизированный учебный курс - это компьютерное средство обучения в объёме логически завершённого учебного элемента содержания (курс, раздел, тема, учебный вопрос, понятие), в ко-

Рис. 2. Отображение выбранного для изучения подраздела, его содержание и иллюстративный материал в рабочей области АУК

тором интегрированы (полностью или частично) этапы обучения.

В Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков для повышения качества усвоения учебного материала по дисциплинам кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники при проведении аудиторных занятий и самостоятельной подготовки курсантов применяется автоматизированный учебный курс для изучения самолёта Ан-26.

АУК представляет собой учебный материал по изучаемому типу авиационной техники, структурированный и иллюстрированный определённым образом. АУК является программным обеспечением компьютерного класса и позволяет курсантам совершенствовать и углублять свои знания по конструкции и эксплуатации воздушного судна.

Работа с АУК происходит следующим образом. После регистрации в программе, производимой преподавателем, обучающийся получает доступ к сформированной базе данных с помощью рабочей области окна программы, представленный на рис. 1.

Окно программы имеет ряд областей. В верхней части окна расположена область панели инструментов. В левой части - древовидное представление наименований разделов, подразделов, тем изучения и контрольных вопросов, а также иконки статуса ветви, определяющей тип элемента дерева и название ветви, которое может быть названием раздела, подраздела, темы, режима контроля и контрольного вопроса. В центральной части окна располагается иллюстративная часть изучаемого раздела. В правой части отображается содержание текущего изучаемого раздела. Путём выбора раздела определяется содержание центральной и правой рабочих областей окна (см. рис. 2).

При этом в центральной части отображаются общий вид, структурная схема и иное графическое представление учебного материала, выбор которого осуществляется в правой рабочей области, представляющей текстовую информацию с активными гиперссылками (см. рис. 3).

На изучение темы преподавателем может устанавливаться лимит

времени, по истечении которого изучаемые кадры становятся недоступными. Информация о лимите времени отображается в нижней части экрана.

Каждый изученный раздел отмечается определённой иконкой в дереве разделов и тем. Таким образом обучающийся при каждом новом входе в АУК под своим учётным именем и паролем имеет возможность продолжить изучение материала и оценить объём изученного.

В начале каждой темы может быть предусмотрен входной контроль знаний в виде допуска к занятию. Он включает в себя список контрольных вопросов, на которые необходимо ответить. Для ответа на контрольные вопросы, по усмотрению преподавателя, также может быть установлен лимит времени. В результате положительной сдачи допуска к занятиям обучающемуся становятся доступными соответствующие разделы обучающего курса, в противном случае предоставляется очередная возможность ответа на заданные контрольные вопросы.

Рис. 3. Пример отображения выбранного для изучения материала

Особенностью АУК является возможность обучающимся осуществить самоконтроль. Данный вид контроля реализован после изучения каждого раздела дисциплины и позволяет курсанту самостоятельно определить степень усвоения учебного материала. При этом при выборе варианта ответа в рабочей области АУК появляется всплывающее окно с оценкой правильности выбранного варианта ответа (см. рис. 4).

Каждый вопрос может сопровождаться кадром подсказки, для перехода на который нужно нажать соответствующую кнопку на панели инструментов.

Заключительным разделом АУК является встроенный контроль в режиме Экзамена или Зачёта. Режим Экзамена позволяет оценить уровень знаний обучающегося по различным темам обучающего курса. Результаты контроля оцениваются по установленной шкале и сохраняются в базе данных. Курсанту даётся одна попытка ответа на заданные контрольные вопросы. При этом также может быть установлен лимит времени, задаваемый преподавателем. Режим Зачёт отличается от режима Экзамена

только тем, что результаты контроля оцениваются по двухбалльной системе (зачёт-незачёт).

В АУК также предусмотрена возможность просмотра индивидуальной статистики контроля знаний. Для этого вызывается журнал индивидуальной успеваемости обучающихся, выбирается соответствующая закладка получения нужных статистических сведений об успеваемости курсанта: «Статистика по датам» или «Статистика по темам» и задаётся интересуемый период времени обучения.

Основными отличиями и преимуществами АУК являются:

• возможность организации и контроля самостоятельной работы курсантов, повышение уровня их заинтересованности, мотивации и активизации познавательных видов деятельности;

• сокращение времени контактной работы преподавателя с курсантом путём передачи части «консультативных функций» АУК;

• организация в компьютерном классе рабочих мест преподавателя и обучающихся, что позволяет настраивать рабочие области обучающихся, определяя доступные темы для изучения и контрольные

вопросы для всех режимов контроля, определять сложность режимов Экзамена или Зачёта, а также вести сбор и анализ успеваемости в процессе самостоятельной работы;

• открытая структура оболочки, позволяющая производить дальнейшую разработку учебных курсов по другим изучаемым типам авиационной техники и совершенствование графического представления существующих путём внесения изменений в базу данных.

Исследование, проведённое на кафедре конструкции и эксплуатации авиационной техники, показало, что внедрённый АУК устраняет проблемы с пониманием специальной терминологии, явлений и процессов, что повышает качество изучения наиболее сложных систем воздушного судна. Для этого устройство и работа системы отображаются на структурной или функциональной схеме, построенной с помощью компьютера. При этом схема содержит не только систему в целом с её функциональными связями, но и демонстрирует работу отдельных элементов, а также сущность происходящих в них процессов. Иллюстрация работы

Рис. 4. Рабочая область для проведения самоконтроля АУК

систем в динамике помогает курсантам лучше усвоить учебный материал. Кроме того, АУК в учебном процессе позволяет имитировать различные полётные ситуации, а иллюстрирование работы систем и, в частности, отдельных их компонентов, позволяет обучающимся сформировать логическое мышление и необходимые навыки, которые на практике позволят грамотно эксплуатировать воздушное судно на конкретных этапах полёта, распознавать отказы функциональных систем по набору признаков, правильно и своевременно действовать в нештатных ситуациях и др.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что использование инновационных методов при обучении будущих военных лётчиков является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов, а также позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных и развивающих задач. Успех внедрения инновационных методов обучения зависит от наличия в учебном заведении технических и программных средств информатизации,

эффективной системы методического и организационного обеспечения, а также мотивационной и стимулирующей составляющей лиц, обеспечивающих применение данных методов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коваль, Р.В. Использование инновационных образовательных технологий для повышения качества обучения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2014. № 10. С. 368-369.

2. Баранова, Л. М. Использование инновационных образовательных технологий в повышении качества подготовки курсантов военных вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2019. № 9 (63). С. 198-201.

3. Балин, А.В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой учёный, 2017. № 2. С. 724-725.

4. Караяни, А. Г. Об условиях реализации в военных вузах инновационных форм обучения курсантов // Человеческий капитал, 2015. № 5. С. 118-123.

5. Симоненко, Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета, 2012. № 2. С. 201-206.

6.Дробышевский, А. В. Всегда подскажет и поможет / А. В. Дробышевский // Вестник военного образования, 2019. № 2 (17). С. 92. ЕРМ 7ВЕ0УИ.

7.Дмитренко, А. Ю. Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса военного авиационного вуза как условие повышения качества подготовки будущих лётчиков / А. Ю. Дмитренко, А. А. Чайковский // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 2022. № 3 (86). С. 24-32. ЕРМ! Ш7иХ.

8. Митрофанов, Д. В. Современные информационные технологии в системе высшего военного образования // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2014. С. 98-100.

9.Дмитренко, А. Ю. Преодоление языкового барьера при формировании профессиональных компетенций у курсантов иностранных государств с использованием в процессе обучения автоматизированного учебного курса / А. Ю. Дмитренко, А. А. Чайковский // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 2018. Т. 12. С. 300-301. ЕРМ ХТОУСТ.

10. Алфимов, В. И. Применение автоматизированного учебного курса при изучении конструкции и эксплуатации самолёта / В. И. Алфимов, Г. П. Корень // Инновационные технологии в образовательном процессе. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции.- Краснодар, 2016. С. 4-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.