Научная статья на тему 'БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА'

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОДАРСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ / КУРСАНТЫ / ФИЗИКА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивень Владимир Алексеевич, Шипалов Валерий Иванович, Масляева Галина Николаевна

Статья посвящена системе оценки учебной деятельности курсантов по физике в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков, которая сочетает преимущества балльно-рейтинговой системы, активизирующей учебную деятельность курсантов, и традиционную пятибалльную шкалу оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пивень Владимир Алексеевич, Шипалов Валерий Иванович, Масляева Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POINT-RATING SYSTEM FOR EVALUATING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PHYSICS OF AVIATION SCHOOL CADETS

The article is devoted to the system for evaluating the training activities of cadets in physics at the Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots, which combines the advantages of a point-rating system that activates the training activities of cadets, and the traditional five-point rating scale.

Текст научной работы на тему «БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА»

В.А. ПИВЕНЬ, В.И. ШИПАЛОВ, Г.Н. МАСЛЯЕВА

V.A. PIVEN, V.I. SHIPALOV, G.N. MASLYAEVA

БАЛЛЬНО-РЕИТИНГОВАЯ СИСТЕМА

POINT-RATING SYSTEM

ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА

FOR EVALUATING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PHYSICS OF AVIATION SCHOOL CADETS

Сведения об авторах: Пивень Владимир Алексеевич - доцент кафедры физики и электротехники Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, кандидат физико-математических наук, доцент (г. Краснодар);

Шипалов Валерий Иванович - доцент кафедры физики и электротехники Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, подполковник в отставке, кандидат технических наук, доцент (г. Краснодар);

Масляева Галина Николаевна - заведующий кафедрой физики и электротехники Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, кандидат педагогических наук, доцент (г. Краснодар).

Аннотация. Статья посвящена системе оценки учебной деятельности курсантов по физике в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков, которая сочетает преимущества бал-льно-рейтинговой системы, активизирующей учебную деятельность курсантов, и традиционную пятибалльную шкалу оценок.

Ключевые слова: Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков, курсанты, физика, балльно-рейтинговая система, компетенция, мотивация, виды контроля учебной деятельности, рейтинг.

Information about the authors: Vladimir Piven- associate Professor of the Department of Physics and Electrical Engineering of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor (Krasnodar. E-mail: piven-avia@yandex. ru);

Valery Shipalov - associate Professor of the Department of Physics and Electrical Engineering of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, Retired Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Krasnodar. E-mail: shipalov2013@yandex. ru);

Galina Maslyaeva - head of the Department of Physics and Electrical Engineering of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Krasnodar. E-mail: gal-maslyaeva@yandex. ru).

Summary. The article is devoted to the system for evaluating the training activities of cadets in physics at the Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots, which combines the advantages of a point-rating system that activates the training activities of cadets, and the traditional five-point rating scale.

Keywords: Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots, cadets, physics, ball-rating system, competence, motivation, types of control of educational activities, rating.

Глубокие системные преобразования в современном военном образовании в Российской Федерации невозможны без новых инновационных подходов в образовательном процессе военного вуза, в целом, и учебной деятельности курсантов, в частности. Учебная деятельность курсантов военных вузов всё более выходит за рамки учебных занятий, предусмотренных рабочими программами учебных дисциплин. Этому в значительной мере способствует компетентностный подход в обучении курсантов военных вузов. Реализация компетент-ностного подхода требует решения целого ряда научно-педагогических задач, в том числе разработки инновационных систем оценки учебной деятельности курсантов.

Логике инновационных процессов в профессиональном образовании отвечают бал-льно-рейтинговые системы оценки, построенные на принципах личностно-ориентированно-го и компетентностного подходов и соответствующие организационным основам современного образования. Балльно-рейтинговая система представляет собой свод правил и положений, в котором количественно, путём накопления условных единиц (баллов), оцениваются все результаты учебной деятельности курсантов и студентов при изучении дисциплины. Рейтинговые системы оценки находят своё применение как в военных, так и гражданских вузах, в некоторых вузах уже разработаны методические рекомендации по их обязательному использованию по всем дисциплинам.

Предлагаемая нами система оценивания учебной деятельности курсантов по физике позволяет сочетать преимущества рейтинговой системы, активизирующей учебную деятельность обучаемых, и традиционную пятибалльную шкалу оценок и отличается простотой, однозначностью, систе-

матичностью и адекватностью своего применения в реальном учебном процессе.

Разработанная на кафедре физики и электротехники Краснодарского ВВАУЛ рейтинговая система оценки учебной деятельности учитывает:

1) всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и навыков на различных видах занятий по физике;

2) творческие показатели, формирующие личностные качества курсанта: участие в военно-научной работе, конкурсах и олимпиадах по дисциплине, выступления с докладом на научных конференциях курсантов по дисциплине «Физика»;

3) результаты промежуточной аттестации по дисциплине (зачёт, экзамен).

Рейтинговая система оценки знаний позволяет курсантам:

- осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине и тем самым повышать свою мотивацию учебной работы по дисциплине;

- чётко понимать систему формирования итоговой оценки на зачёте или экзамене;

- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

- углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра;

- вносить в течение семестра коррективы по организации своей текущей самостоятельной работы.

Преподавателям рейтинговая система позволяет:

- стимулировать работу курсантов по изучению дисциплины, т.е. повышать мотивацию учебной деятельности курсантов;

- иметь объективную картину усвоения курсантами изучаемого материала;

- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего, рубежного и других видов контроля;

- точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учётом рейтинга учебной деятельности.

Формула рейтинга должна быть достаточно простой, удобной в применении, сочетаемой с традиционной пятибалльной системой оценок, информативной и понятной как для преподавателя, так и обучающегося.

Разработанная нами рейтинговая система оценки знаний формируется по результатам следующих обязательных видов контроля учебной деятельности, которые проводятся во время занятий:

• текущий контроль на практических занятиях -письменная контрольная работа по теме занятия (решение задач) в течение 35-40 минут по вариантам;

• проверка отчёта лабораторной работы - проверка письменного отчёта выполненной лабораторной работы;

• рубежный контроль - устный опрос по наиболее сложным или объёмным темам дисциплины;

• итоговая контрольная работа - компьютерный тестовый опрос в конце семестра по теоретическим вопросам нескольких тем дисциплины, изучаемых в семестре;

• проверка конспекта лекций - в конце семестра (после проведения крайней лекции) преподаватель проводит одну проверку записей конспектов лекций, за которые также выставляется оценка (по пятибалльной системе) в журнал группы в графу проведения крайней лекции семестра. Оценка за проверку конспекта, как бонус за успешную работу на лекциях,

должна стимулировать курсантов к активной работе на лекциях и регулярному изучению лекционного материала в течение всего семестра.

Количество обязательных оценок, которые выставляются в журнал и служат прямым доказательством успеваемости курсанта при изучении дисциплины «Физика», следующее: в первом семестре всего обязательных оценок 18 (практические занятия - 7 оценок, лабораторные работы - 3, рубежный контроль - 3, проверка конспектов - 1); во втором и третьем семестрах - по 15 (практические занятия - 7, лабораторные работы - 3, рубежный контроль - 3, итоговая контрольная работа - 1, проверка конспектов - 1).

Если курсант пропускает занятия по уважительной причине, обусловленной его воинской службой - наряды, командировки, участие в торжественных мероприятиях, а также пропуски по болезни, то в часы самостоятельной работы он должен прийти на консультации к преподавателю и ликвидировать свою задолженность по тому или иному виду контроля. Оценки «2» по всем видам учебной деятельности в расчёте рейтинга не учитываются.

Дополнительные оценки в журнале успеваемости, учитываемые в рейтинге.

Во время контроля знаний на лекции лектор задаёт вопросы, за успешные ответы на которые курсант может получить дополнительную положительную оценку в журнал (как правило, это оценки 5 или 4). Таким образом курсант может иметь в журнале оценок

больше, чем число обязательных в семестре.

Баллы за творческую деятельность, учитываемые в рейтинге.

Предусмотрены баллы за следующие виды активной творческой деятельности курсанта в семестре (в журнал успеваемости группы баллы не выставляются, а учитываются преподавателем отдельно):

1) победа в конкурсе научных работ или олимпиаде по дисциплине - 15 баллов (при расчёте рейтинга соответствуют трём оценкам «5» по пятибалльной системе);

2) призовое место в конкурсе научных работ или олимпиаде по дисциплине - 10 баллов (при расчёте рейтинга соответствуют двум оценкам «5»);

3) участие в конкурсе научных работ или олимпиаде по дисциплине - 5 баллов (при расчёте рейтинга соответствуют одной оценке «5»);

4) публикация научной статьи (сообщения) по результатам научной работы в соавторстве с руководителем - 10 баллов (при расчёте рейтинга соответствуют двум оценкам «5»);

5) самостоятельная публикация научной статьи (сообщения) по результатам научной работы -15 баллов (при расчёте рейтинга соответствуют трём оценкам «5»);

6) выступление с докладом на научной конференции курсантов по дисциплине «Физика» - 5 баллов (при расчёте рейтинга соответствуют одной оценке «5»).

Рейтинг рассчитывается отдельно по семестрам: рейтинг первого семестра учитывается на зачёте с оценкой в первом семестре; сред-

ний рейтинг второго и третьего семестров учитывается на экзамене в сессии третьего семестра.

Формула итогового рейтинга в первом семестре имеет следующий вид:

^ИТ1 = 1/2 (^ТЕК1+^АЧ)' (1)

где: ЯИТ1 - итоговый рейтинг учебной деятельности курсанта в первом семестре;

ИТЕК1 - рейтинг текущей учебной деятельности курсанта в семестре;

ИЗАЧ - рейтинговая оценка на зачёте.

Рейтинг текущей учебной деятельности на занятиях по физике определяется по формуле:

Ктек = ^оо^то^' (2)

где: SO - сумма всех обязательных положительных оценок в журнале за семестр;

Бво - сумма всех дополнительных положительных оценок в журнале за семестр;

Бто - сумма всех дополнительных баллов за творческую деятельность;

N - число всех обязательных оценок за семестр.

Текущий рейтинг ВТЕК рассчитывается в конце каждого месяца учёбы и сообщается курсантам на занятии, при расчёте учитывается только проведённое к моменту расчёта количество обязательных контролей. Этот рейтинг позволяет курсантам объективно оценивать собственную текущую успеваемость по предмету и своевременно вносить коррективы в собственный процесс самостоятельной работы. Если текущий рейтинг ВТЕК меньше 2,50, то курсант к зачёту не допускается, и ему необходимо до начала зачётного занятия ликвидировать свои задолженности по текущей успеваемости.

Зачёт с оценкой проводится на компьютерах в тестовой форме на заключительном занятии по дис-

Таблица 1

Определение итоговой оценки по физике в первом семестре

Итоговый рейтинг ЙИП Итоговая оценка по пятибалльной шкале

Нил * 4,25 отлично

3,50 < ИИТ1 < 4,25 хорошо

2,50 < ИИЛ < 3,50 удовлетворительно

Кил < 2,50 неудовлетворительно

циплине. В тесте курсантам предлагается ответить на 30 вопросов, каждый верный ответ на один вопрос оценивается в 1 балл. Максимальное количество набранных баллов - 30, минимальное количество баллов, при котором зачёт считается сданным, - 15. При меньшем количестве баллов курсант сдаёт тест повторно в часы пересдачи, утверждённые учебным отделом. Для того чтобы величины текущего и зачётного рейтинга были сравнимы между собой, рейтинговая оценка на зачёте рассчитывается по формуле:

^зач = ^ЗДЧ/2' (3)

где: SЗАЧ - сумма набранных курсантом баллов на зачёте. Таким образом, максимальное и минимальное значение RSАЧ, учитываемое на зачёте, равно 5 и 2,5 соответственно. Итоговая оценка по пятибалльной системе в 1 семестре определяется после зачётного занятия согласно данным таблицы 1.

Формула итогового рейтинга в третьем семестре имеет следующий вид:

Китз = 1/2 (ЧТЕК2+ КТЕКЗ^ЭКЗ), (4)

где: RИТЗ - итоговый рейтинг учебной деятельности курсанта за второй и третий семестры;

RТЕК2, RТЕК3 - рейтинг текущей учебной деятельности курсанта во втором и третьем семестрах соответственно, рассчитывается по формуле (2);

RЭКЗ - рейтинговая оценка на экзамене.

Экзамен проводится в традиционной устной форме по билетам, в которые включены два теоретических вопроса (по одному из теоретического материала второго и третьего семестров) и задача, подобная тем задачам, которые предлагались в контрольных работах на практических занятиях второго и третьего семестров. Для оценки

ответов на экзамене используется балльная система: каждый теоретический вопрос и решение задачи оцениваются от 0 до 3 баллов согласно учебной программе и фонду оценочных средств по дисциплине. Максимальное количество баллов за ответы на экзамене - 9, минимальное количество баллов, при котором экзамен считается сданным, - 3. Для того чтобы величины среднего текущего и экзаменационного рейтинга были сравнимы между собой, рейтинговая оценка на экзамене за ответы по билету рассчитывается по формуле:

^экз = ^ЭКЗ/2' (5)

где: SЭКЗ - сумма набранных курсантом баллов на экзамене. Таким образом, максимальное и минимальное значение ЕЭКЗ, учитываемое на экзамене, равно 4,5 и 1,5 соответственно. Если курсант за ответы на экзамене набирает 2 балла или меньше, то его рейтинг на экзамене SЭEЗ будет меньше 1,5, и независимо от среднего текущего рейтинга экзамен считается несданным. Если средний текущий рейтинг меньше 2,50, то курсант к экзамену не допускается, и ему необходимо до начала экзамена ликвидировать свои задолженности по текущей успеваемости. О среднем текущем рейтинге курсантам сообщается до начала экзамена. Итоговая оценка на экзамене по пятибалльной системе определяется после сдачи экзамена согласно данным таблицы 2.

Интервалы итоговых рейтингов на зачёте и на экзамене соответству-

ют общепринятым критериям перевода баллов рейтинга в оценку по пятибалльной шкале: оценка «отлично» соответствует интервалу не менее 85% от «условно» максимального рейтинга «5»; «хорошо» - от 70% до 85%; «удовлетворительно» -от 50% до 70%; «неудовлетворительно» - менее 50%. Необходимо отметить, что в данной системе рейтинг курсанта может быть и выше «условно» максимального рейтинга «5», это зависит от дополнительных показателей (баллов), отражающих творческую научную работу курсанта по дисциплине. При среднем рейтинге больше «5» экзаменационная комиссия имеет право выставить итоговую оценку «отлично» без сдачи тестового зачёта или устных ответов экзамена.

Апробация рейтинговой системы оценки знаний проходила в течение 2019 г. во втором и третьем семестрах в группе А набора 2018 г. и учитывалась при сдаче экзамена по физике в декабре 2019 г. Состав группы - 27 курсантов, средний балл экзамена по физике (итоговая оценка по таблице № 2) в группе -4,1. Это самый высокий средний балл по физике на экзамене 2-го курса, средний балл экзамена на 2-м курсе составил 3,7. В таблице 3 представлены порядковые номера курсантов группы А, их средний рейтинг за 2-й и 3-й семестры, рейтинговая оценка на экзамене, итоговый рейтинг и итоговая оценка на экзамене по физике.

В таблице 3 выделены рейтинги курсантов (всего 2), которые получили оценки «отлично» с учётом среднего рейтинга, о чём было сообщено членами экзаме-

Таблица 2

Определение итоговой оценки по физике на экзамене

Итоговый рейтинг ЙИТ3 Итоговая оценка по пятибалльной шкале

* 4,25 отлично

3,50 < ИИТ3 < 4,25 хорошо

2,50 < ИИТЗ < 3,50 удовлетворительно

ЯИТз < 2,50 неудовлетворительно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

национной комиссии до начала экзамена. Остальные курсанты получили свои оценки непосредственно после ответов на вопросы экзаменационного билета. По результатам экзамена ещё предстоит рассчитать коэффициенты корреляции между итоговым рейтингом и оценкой экзамена по традиционной пятибалльной системе для оценки степени достоверности применяемой методики. Это позволит разработать задание для

педагогического эксперимента по внедрению балльно-рейтинговой системы на все группы курса. Тем не менее определённая корреляция видна уже сейчас. В первую очередь она заметна для курсантов, у которых рейтинг был выше 4,25 и на экзамене они получили оценку «отлично» по традиционной системе.

В заключение необходимо отметить, что на успеваемость курсантов негативно влияют наряды, коман-

Таблица 3

Результаты применения рейтинга на экзамене

№ п/п Средний рейтинг 1/2 (КТЭК2 + КТЭК3> Рейтинговая оценка на экзамене КЭКЗ Итоговый рейтинг КИТЗ Итоговая оценка на экзамене Примечание (творческие показатели)

1 3,48 4 3,74 хорошо

2 4,08 3,5 3,78 хорошо

3 3,21 3 3,11 удовлетв .

4 4,38 3 3,69 хорошо

5 2,94 3 2,97 удовлетв .

6 3,16 2 2,58 удовлетв .

7 3,27 2 2,64 удовлетв .

8 3,82 3,5 3,66 хорошо

9 5,15 5,15 отлично Участник олимпиады, доклад на конференции

10 3,61 3,5 3,56 хорошо

11 5,28 5,28 отлично Доклад на конференции, статья в сборнике КВВАУЛ

12 4,52 4 4,26 отлично

13 3,42 2 2,71 удовлетв .

14 4,66 4 4,58 отлично Участник олимпиады

15 3,74 3,5 3,62 хорошо

16 4,36 4,5 4,43 отлично Участник олимпиады

17 4,04 4,5 4,27 отлично

18 3,54 3,5 3,52 хорошо

19 3,03 2 2,52 удовлетв .

20 3,28 2,5 2,89 удовлетв .

21 4,09 4,5 4,30 отлично

22 4,33 4,5 4,42 отлично Доклад на конференции

23 3,82 3,5 3,66 хорошо

24 4,08 4,5 4,29 отлично

25 4,29 4,5 4,40 отлично Статья в сборнике КВВАУЛ

26 3,79 3,5 3,65 хорошо

27 3,16 2 2,58 удовлетв .

дировки, болезни, не позволяющие им готовиться к занятиям и вовремя сдать свои работы по текущему материалу на занятиях или на консультациях у преподавателя. Этим частично объясняется не слишком высокий рейтинг тех курсантов, которые получили оценки «хорошо» на экзамене. Но один вывод можно сделать уже сейчас: курсанты группы А были хорошо мотивированы на подготовку к экзамену, что было отмечено членами экзаменационной комиссии.

Таким образом, можно предварительно сказать, что одна из основных целей применения рейтинга достигнута - повышение мотивации к изучению дисциплины позволило курсантам достаточно успешно сдать экзамен по физике. '

ЛИТЕРАТУРА

1. Сафонцев, С.А., Сафонце-ва, Н. Ю. Принцип пакетирования рейтинговых баллов // Образование и наука, 2014. № 4 (113). С. 146-158.

2. Логинов, И. В. Модель балль-но-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014. № 8. С. 78-85.

3. Куликова, Т.С. Модульно-рей-тинговая система как средство активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов военного вуза на занятиях по математике: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Пермь, 2001. 171 с.

4. Клемин, А.А. Активизация познавательной деятельности курсантов военного вуза // Военная мысль, 2011. № 9. С. 31-36.

5. Богдан, Н.В. Балльно-рей-тинговая система как метод оценки качества образования в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2010. № 3 (179). С.42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.