Научная статья на тему '1-Я ЧКАЛОВСКАЯ ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ ИМ. К.Е. ВОРОШИЛОВА'

1-Я ЧКАЛОВСКАЯ ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ ИМ. К.Е. ВОРОШИЛОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
875
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГОРОД ЧКАЛОВ (ОРЕНБУРГ) / АВИАЦИЯ / ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ / КУРСАНТЫ / ИНСТРУКТОР / ПОДГОТОВКА ПОЛЬСКИХ И ЮГОСЛАВСКИХ ЛЁТЧИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова Алла Владимировна

В статье рассматривается история Первой Чкаловской военно-авиационной школы пилотов в годы Великой Отечественной войны. Показан процесс подготовки лётчиков для фронта, использования накопленного боевого опыта для обучения курсантов. Автор приводит сведения о выпусках пилотов, в том числе подготовленных для польских и югославских военно-воздушных сил. Отмечено, что за годы войны при авиашколе прошли лётную подготовку летчики целого ряда авиационных частей. С целью изучения опыта штурмовой авиации в Великой Отечественной войне и применения этого опыта в практике подготовки курсантов инструкторы и преподаватели школы стажировались в боевых частях. Личный состав школы в военные годы не только решал задачу подготовки лётчиков для фронта. В марте 1943 года на базе школы организовали курсы подготовки лётчиков-инструкторов, которые за два года работы произвели пять выпусков без единого лётного происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1ST CHKALOV MILITARY AVIATION SCHOOL OF PILOTS NAMED AFTER K.E. VOROSHILOV

The article examines the history of the First Chkalov Military Aviation School of pilots during the Great Patriotic War. The process of training pilots for the front, the introduction of combat experience in the training of cadets is shown. The author provides information about pilot releases, including for the Polish and Yugoslav air forces. The article deals with the history of the First Chkalov Military Aviation School of Pilots during the Great Patriotic War. The process of preparing pilots for the front, using the accumulated combat experience for training cadets is shown. The author provides information about the releases of pilots, including those trained for the Polish and Yugoslav air forces. It was noted that during the war years, pilots of a number of aviation units underwent flight training at the aviation school. In order to study the experience of attack aviation in the Great Patriotic War and apply this experience in the practice of training cadets, instructors and teachers of the school trained in combat units. The personnel of the school during the war years not only solved the problem of training pilots for the front. In March 1943, training courses for instructor pilots were organized on the basis of the school, which, in two years of work, produced five issues without a single flight accident.

Текст научной работы на тему «1-Я ЧКАЛОВСКАЯ ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ ИМ. К.Е. ВОРОШИЛОВА»

27. CGA RD. Arhiv Dagestanskogo obkoma KPSS. F. 1-p. Op. 24. D. 2.

28. CGA RD. Arhiv Dagestanskogo obkoma KPSS. F. 1-p. Op. 3. D. 369.

29. CGA RD. Arhiv Dagestanskogo obkoma KPSS. F. 1-p. Op. 3. D. 371.

30. CGA RD. Arhiv Dagestanskogo obkoma KPSS. F. 1-p. Op. 23. D. 371.

31. Dagestanskaya pravda. - 1943. - 16 yanvarya.

32. Puterbrot A.T. Boevaya slava Dagestana. - Mahachkala: Dagknigoizdat, 1988. - 365 s.

33. Dagestanskaya pravda. - 1943. - 1 yanvarya.

34. Otvazhnye syny gor. - Mahachkala: Dagknigoizdat, 1965. - 326 s.

35. Musaeva S.I. Geroizm dagestancev na frontah Velikoj Otechestvennoj vojny. // 80 let so dnya nachala Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.). Mat-ly Vseross. nauchno-prakt. konf., posvyashchennoj 80-letiyu nachala Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.), 26 maya 2021 g. g. Groznyj. Sbornik statej. / Otv. red. M.R. Nahaev. - Groznyj, 2021. - S. 219-227.

36. Dagestanskaya pravda. - 1946. - 8 marta.

37. Istoricheskij opyt KPSS v bor'be za ukreplenie mira i druzhby mezhdu narodami. - M.: Politizdat, 1977. - 150 s.

38. Komsomolec Dagestana. - 1980. - 20 oktyabrya.

39. Babaev A.B. Narody Dagestana v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://riadagestan.ru/news/society/narody_dagestana_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny/(Data obrashcheniya 28.01.2022 g.).

40. Zhukov G.K. Vospominaniya i razmyshleniya. V 2 t. T. 1. - M.: Izdatel'stvo APN, 1969. - 735 s.

МУСАЕВА САЛИХАТ ИБРАГИМОВНА - доктор исторических наук, профессор, факультет востоковедения, Дагестанский государственный университет

MUSAYEVA, SALIHAT I. - Doctor of History, Professor, Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University (sirsa888@mail.ru).

УДК 93(470.56).084.8:377.5:358.4 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-2-84-90

ФЕДОРОВА А.В.

1-Я ЧКАЛОВСКАЯ ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ

ИМ. К.Е. ВОРОШИЛОВА

Ключевые слова: Великая Отечественная война, город Чкалов (Оренбург), авиация, военно-авиационная школа пилотов, курсанты, инструктор, подготовка польских и югославских лётчиков.

В статье рассматривается история Первой Чкаловской военно-авиационной школы пилотов в годы Великой Отечественной войны. Показан процесс подготовки лётчиков для фронта, использования накопленного боевого опыта для обучения курсантов. Автор приводит сведения о выпусках пилотов, в том числе подготовленных для польских и югославских военно-воздушных сил. Отмечено, что за годы войны при авиашколе прошли лётную подготовку летчики целого ряда авиационных частей. С целью изучения опыта штурмовой авиации в Великой Отечественной войне и применения этого опыта в практике подготовки курсантов инструкторы и преподаватели школы стажировались в боевых частях. Личный состав школы в военные годы не только решал задачу подготовки лётчиков для фронта. В марте 1943 года на базе школы организовали курсы подготовки лётчиков-инструкторов, которые за два года работы произвели пять выпусков без единого лётного происшествия.

FEDOROVA, A.V.

1ST CHKALOV MILITARY AVIATION SCHOOL OF PILOTS NAMED AFTER K.E. VOROSHILOV

Key words: the Great Patriotic War, the city of Chkalov (Orenburg), aviation, military aviation school of pilots, cadets training, instructor, Polish and Yugoslav pilots.

The article examines the history of the First Chkalov Military Aviation School of pilots during the Great Patriotic War. The process of training pilots for the front, the introduction of combat experience in the training of cadets is shown. The author provides information about pilot releases, including for the Polish and Yugoslav air forces. The article deals with the history of the First Chkalov Military Aviation School of Pilots during the Great Patriotic War. The process of preparing pilots for the front, using the accumulated combat experience for training cadets is shown. The author provides information about the releases of pilots, including those trained for the Polish and Yugoslav air forces. It was noted that during the war years, pilots of a number of aviation units underwent flight training at the aviation school. In order to study the experience of attack aviation in the Great Patriotic War and apply this experience in the practice of training cadets, instructors and teachers of the school trained in combat units. The personnel of the school during the war years not only solved the problem of training pilots for the front. In March 1943, training courses for instructor pilots were organized on the basis of the school, which, in two years of work, produced five issues without a single flight accident.

В канун Великой Отечественной войны Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков имени И.С. Полбина являлось авторитетной кузницей отечественных лётных кадров. В июне 1938 года 3-я военная школа лётчиков и лётчиков-наблюдателей, которая находилась в Оренбурге, получила новое наименование - Военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова. Но уже 2 февраля 1939 года его разделили на два самостоятельных училища - Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов (с 28 декабря 1938 года Оренбург стал называться Чкаловым). 15 января 1941 года Первое ЧВАУЛ было реорганизовано в 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов имени К.Е. Ворошилова [1, с. 26, 48, 49, 67].

В 1941 году 1-я ЧВАШП готовила истребителей и бомбардировщиков, с 1942 года - в основном лётчиков штурмовиков на самолётах Ил-2.

Первую авиашколу в годы Великой Отечественной войны возглавлял генерал-майор И.В. Скробук. Иосиф Васильевич родился в 1899 году в деревне Новосёлка (ныне - Гродненская область Белоруссии), по национальности - белорус. Участвовал в Гражданской войне в качестве лётчика-наблюдателя. После окончания войны продолжил службу в Красной Армии, занимая командные должности в авиационных частях. Некоторое время в начале 1930-х годов руководил авиационной бригадой Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил. В 19321934 годах Скробук являлся начальником 2-й Борисоглебской школы лётчиков. Окончил в 1935 году особый факультет Военной академии имени М.В. Фрунзе. 4 июня 1940 года И.В. Скробуку присвоили воинское звание генерал-майора авиации.

Военно-воздушные силы в первые месяцы войны ощущали острую нехватку лётных кадров, поэтому весь учебный процесс в школе с первых дней реорганизовали и максимально приблизили к боевой обстановке. Были пересмотрены учебные планы, установлен поточный метод выпуска курсантов - по мере освоения ими теории и лётной подготовки. Полёты осуществлялись круглосуточно, занятия шли по 10-12 часов. Обучение курсантов проводилось на самолётах Р-5, СБ-2. Самолёт СБ стал родоначальником целого класса бомбардировщиков, отличавшихся высокой скоростью полета и действовавших во фронтовой зоне в тесном взаимодействии с наземными войсками и военно-морским флотом. Серийное производство СБ продолжалось до

1941 года включительно. Всего на московском заводе №22 и иркутском авиазаводе построили 6631 самолёт. На момент нападения фашистской Германии на Советский Союз наша фронтовая бомбардировочная авиация на 70% состояла из самолётов СБ [2, с. 60], ТБ-3.

Следует отметить, что конструкторское бюро, возглавляемое А.Н. Туполевым, создало четырёхмоторный бомбардировщик ТБ-3 еще в 1929 году. Размах крыльев этого самолёта-гиганта был 4,5 метра, полётный вес - более 17 тонн, скорость полёта около 230 км в час [4, с. 21].

Маршал авиации Н.С. Скрипко, служивший в 1934-1935 гг. в Оренбурге, отмечал: «Наши ТБ-3 обладали большой грузоподъемностью. Боеприпасы, относительно крупногабаритные грузы размещались в бомбоотсеках, могли подвешиваться на наружные бомбодержатели. Так что работали бомбардировщики и транспортниками» [3, с. 106]. Герой Советского Союза Эндель Пусэп характеризовал самолёт следующим образом: «ТБ-3 - самолет с просторной кабиной. Сиденья пилотов находились рядом, между ними достаточно места, чтобы от штурмана добраться до радиста и борттехника. Но поскольку у кабины пилотов крыши нет и при прямом встречном ветре их защищает только стеклянный козырек, то снизу вверх поднимается такой сильный поток воздуха, что висящий на шее у пилота планшет с картами во время всего полета буквально висит в воздухе. ТБ-3... к началу войны так устарел, что лётчики переименовали его в «летающий гроб» [5, с. 53-54].

Несмотря на отмеченные проблемы, работа по совершенствованию учебной и материальной базы не прекращалась. Авиашколу в 1941 году пополнили курсанты эвакуированных вузов. Выпускники 1-й ЧВАШП Б.Н. Мошков, Г.Ф. Пастухов и другие прибыли на Южный Урал в составе Поставской военной авиационной школы пилотов-бомбардировщиков (Белоруссия). Петрозаводская военная школа северных лётчиков из Карелии также поступила в Чкалов [6, с. 122, 376, 407]. Так, курсант Петрозаводской лётной школы Г.П. Головков в апреле

1942 года успешно окончил 1 -ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов.

Из лётного и технического состава, самолётов школы в июне - ноябре 1941 года сформировали 593-й, 616-й и 617-й ночные легкобомбардировочные (впоследствии штурмовые) авиаполки [7, с. 22-23], а также 624-й скоростной бомбардировочный авиаполк. Для боевых полков школа выделила лучшие самолёты СБ-2, Р-5 и хорошо подготовленные кадры. Летом того же года на базе 1-й Чкаловской ВАШП сформировали ещё один авиаполк - 808-й штурмовой и направили сразу под Сталинград. Многие лётчики этих полков удостоены высокого звания Героя Советского Союза, среди них воспитанники 624 ШАП - майор И.М. Кухарев, капитан Н.В. Максимов, старшие лейтенанты В.В. Маркин, А.Д. Путин.

593-й ночной бомбардировочный авиационный полк сформировали в октябре 1941 года. Командир полка - подполковник Митрофан Андреевич Лисов (октябрь 1941 г. - 17 января 1942 г.), военный комиссар - Константин Дмитриевич Демидов (с ноября 1941 г. по февраль 1942 г.) На вооружении имелись самолёты Р-5. В ноябре 1941 года полк, войдя в состав 46-й авиадивизии, участвовал в боях по защите Москвы. Лётчики приступили к осуществлению бомбардировок, не

ознакомившись с районом боёв, и уже во время второго вылета в ночь на 27 ноября 1941 года около Солнечногорска они потеряли три самолёта Р-5. Последующие сутки также не обошлись без потерь.

В напряженные дни 1941-1942 гг. полк принял участие в следующих операциях: Клинско-Солнечногорская операция - с 23 ноября 1941 года по 25 ноября 1941 года; Ржевско-Вяземская операция - с 8 января 1942 года по 18 февраля 1942 года; Сычёвско-Вяземская операция - с 8 ноября 1942 года по 18 ноября 1942 года.

17 января 1942 года полковник М.А. Лисов был назначен на должность командира 55-го бомбардировочного полка.

Тринадцать лётчиков 17 июня 1942 года приказом командующего Калининского фронта наградили орденами Красного Знамени и Красной Звезды [8]. Среди награжденных - командир полка капитан А.Г. Кожевников, комиссар полка К.Д. Демидов, командир эскадрильи - лейтенант И.К. Бойко, командиры звеньев старший лейтенант С.Л. Степуренко, лейтенант В.П. Старшинов и др.

Вскоре 593-й авиаполк пришлось вывести из состава 46-й авиадивизии в тыл на укомплектование. Его преобразовали в штурмовой авиаполк - 593 ШАП. На вооружении находились самолёты Ил-2. С 28 июня 1943 года по май 1945 года командиром полка являлся полковник Сергей Яковлевич Мозговой. Офицерам 593-го ШАП капитанам И.М. Кузнецову и А.В. Хухрину, лейтенанту М.К. Нагульяну присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Самоотверженно воевали с немецко-фашистскими оккупантами воины других частей и подразделений, направленных из Чкалова на различные фронты Великой Отечественной. 617-й авиаполк был сформирован в декабре 1941 года на базе школы пилотов и 19 октября 1941 года отправлен на Калининский фронт, где включился в активные боевые действия. Полком командовал бывший командир учебной эскадрильи майор Г.И. Гапанюк.

Нередко лётчики совершали за ночь по 3-4 вылета. Всего только на Калининском фронте они выполнили 1695 боевых вылетов, уничтожив пять пунктов со штабами, шесть складов с военным имуществом фашистов, двадцать пять точек зенитной артиллерии, до восьми батальонов пехоты противника, а также много вражеских самолётов. Кроме того, лётчики полка доставили партизанам шестьдесят тонн грузов и вывезли сто сорок тяжело раненных бойцов и командиров. Летом 1942 года полк получил самолёты-штурмовики Ил-2 и в конце августа вылетел в Сталинград, где участвовал в Сталинградской битве. Группа штурмовиков под командованием ведущего лейтенанта Б.И. Гарина в районе Гумрака разгромила танковую колонну фашистов. Впоследствии авиаполк сражался с врагом на Курской дуге, принял участие в битве за Днепр. Звание гвардейского полку присвоили в феврале 1944 года.

В дальнейшем лётчики-гвардейцы освобождали Львов, Яссы, Кишинев, воевали против немцев в Румынии, Венгрии, Югославии. 21 мая 1945 года полк наградили орденом Суворова III степени. Лётчиков Б.И. Гарина, И.Н. Алимкина, В.Т. Алексухина и других удостоили звания Героя Советского Союза [9, с. 22-23]. Многие гвардейцы были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе 12 человек орденом Ленина и 104 - орденом Красного Знамени. Отличились в боях и воспитанники 624-го ШАП. Звание Героя Советского Союза присвоили майору И.М. Кухареву, капитану Н.В. Максимову, лейтенантам В.В. Маркину, А.Д. Путину.

Заметим, что из личного состава лётных вузов ВВС сформировали и отправили в действующую армию 142 авиаполка и 21 авиаэскадрилью, в том числе летного состава 3452 чел., технического состава 3757 чел. и прочего состава - 1980 чел. [10].

Перед 1-й ЧВАШП в конце ноября 1941 года поставили задачу выделить эскадрилью самолётов СБ-2 для участия в воздушном параде 7 ноября в Куйбышеве (Самаре). Задание выполнили лучшие лётчики и техники. Группу возглавил начальник школы И.В. Скробук. В параде участвовали подполковник М.И. Лисов, майор А.И. Корольков, старший лейтенант Д.В. Сальников, техники П.И. Грепенников и М.Ф. Соколов. Во время парада в сложных метеоусловиях пилоты продемонстрировали высокое мастерство, за что весь состав группы был поощрён Маршалом Советского Союза К.Е. Ворошиловым.

При авиашколе в сентябре и октябре 1941 года проходили лётную подготовку несколько авиационных частей, в том числе 284-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков под командованием воспитанника училища майора Д.Д. Валентика. Дмитрий Данилович Валентик

окончил Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей им. К.Е. Ворошилова в Оренбурге в 1931 году. Участник Финской кампании 1938-1940-х годов. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 7 мая 1940 года.

1-ю ЧВАШ обслуживали авиамастерские №164 - в городе Орске, №115 - в городе Бузулуке, №257 - в поселке Сорочинске, №300 - в селе Чебеньки.

Аэродромный отдел Управления ВВС Южно-Уральского военного округа уделял много внимания расчистке и вывозу снега с аэродромов. Например, в феврале 1945 года «зимнее содержание» аэродрома №4 и аэродрома Донгуз возложили на 1-ю ЧВАШП [11, л. 134].

Чкаловская школа пилотов упоминается в фильме «В бой идут одни старики». Её деятельность была направлена на обеспечение подготовки квалифицированных военных кадров, обладающих сильной волей, инициативных, в совершенстве владеющих боевой техникой.

Первая авиашкола в 1941-1943 гг. подготовила пилотов на самолеты СБ: в 1941 году - 925 (по плану - 1680), в 1942 году - 466 (по плану -540), в 1943 году - 200 (по плану -240). Всего школа подготовила 1591 пилота (по плану -2460). План выполнили на 64% [10].

Обучение курсантов на Ил-2 началось в феврале 1942 года. Это был качественно новый самолёт. Жизненно важные части самолёта: мотор, кабина лётчика, радиатор, бензо- и маслосистемы закрыли броней, что резко повысило его живучесть [12, с. 65]. Ил-2 наносил мощные штурмовые удары по войскам противника, и не случайно у фашистов он получил название «шварцер тот» («черная смерть»)

В 1942 году 1-я ЧВАШП выпустила 335 пилотов на Ил-2 (по плану - 540), в 1943 году -467 (по плану -780), в 1944 -1113 (по плану - 1115), в 1945 - 285 (по плану - 50). Всего приобрели квалификацию 2200 пилотов (по плану - 2485). Выполнение плана составило 88,5 % [10].

Однако в научной литературе встречаются и другие сведения. По данным Р.В. Стрельца, картина выпусков в 1-й ЧВАШП выглядела следующим образом: специальность пилотов-штурмовиков на Ил-2 в 1942 г. - получили 340 курсантов, 1943 г. - 471, 1944 г. - 847, 1945 г. - 0. Всего прошли обучение - 1658, по плану - 3160. План подготовки лётчиков на Ил-2 выполнили на 52,4 %. [13, с. 120]

С учётом обучения 133 пилотов на Р-5 и 64 пилота на И-16 в 1941 году всего 1-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов им. К.Е. Ворошилова в 1941-1945 гг. направила на фронт 3988 пилотов (по плану - 4945). Выполнение плана составило 80,6% [10].

На долю личного состава выпало немало трудностей. «Многого не хватало: обмундирования, питания, топлива, но все эти недостатки не огорчали нас, курсантов, - вспоминал Герой Советского Союза Н.Ф. Алексашкин. - Но один из недостатков, а именно недостаток материальной части, как спарок, так и боевых самолетов, переносился курсантами очень болезненно. Каждому из нас хотелось быстрее окончить выводную программу и попасть в боевой полк, уходящий на фронт». Примерную программу обучения курсантов на самолёт Ил-2, которая впоследствии явилась основой для курса учебно-лётной подготовки, в школе составили в 1943 году [1, с. 72].

Большую помощь школе в освоении новой материальной части оказали преподаватели и инструкторы Военно-воздушной академии командного и штурманского состава [9, с. 17], эвакуированной в Чкалов [14, л. 1]. Весь преподавательский состав школы в 1942 году прослушал в академии курс теории самолёта и мотора, их эксплуатации.

Для изучения опыта штурмовой авиации в Великой Отечественной войне и применения этого опыта в практике подготовки курсантов инструкторы и преподаватели школы стажировались в частях. Лётчику-инструктору Л.В. Афанасьеву удалось остаться на фронте. Свидетельство об окончании 1-й ЧВАШП он получил 21 июня 1941 года. На фронт попал лишь в 1943 году. Тогда его родным домом стал 948-й штурмовой авиационный полк 308-й дивизии Третьего штурмового авиационного корпуса Ставки Верховного Главнокомандования. Мать Л.В. Афанасьева дважды получала извещение о его гибели - то что в народе называли «похоронками» [15, с. 11].

Командира эскадрильи штурмовиков капитана Афанасьева в июле 1944 года тяжело ранило, его нашли без сознания, парализованного. Немного окрепнув, он добился выписки менее чем через полгода. Покинув госпиталь с больной ногой, вооруженный костылями, Леонид Викторович отправился в собственную часть, где начал тайные для командования тренировки. И

он добился своей цели: вернулся в строй! Общее число его вылетов приближается к 90, из них 40 были совершены после ранения. Л.В. Афанасьев отмечен высокими правительственными наградами - орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени. Ему ещё предстояло пройти через пять операций, последний раз в Москве, в Институте нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко Академии медицинских наук СССР, где он пролежал без малого год.

После войны Леонид Викторович окончил композиторское отделение Алма-Атинской консерватории. В 1982 году Л.В. Афанасьев приезжал в Оренбург в родное училище на встречу лётчиков и курсантов Оренбургского высшего военно-авиационного училища имени И.С. Полбина с выпускниками 1941 года. Тогда же Свердловская киностудия по заказу Центрального телевидения СССР сняла фильм «Дорога к небу». Музыку к фильму написал Афанасьев. Творческая встреча с композитором состоялась в доме культуры «Россия» в апреле 1983 года в связи с окончанием съемки документального фильма об Оренбургском лётном училище [16, с. 3]. Леонид Афанасьев является автором «Концерта для скрипки с оркестром», удостоенного Государственной премии СССР. Им создано более двухсот песен. Композитором написана музыка к ряду кинофильмов, в числе которых многосерийные картины - «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Черноморцы», «Сортавала» и др.

В 1943 году начальник Первой Чкаловской авиационной школы пилотов И.В. Скробук был направлен в действующую армию в качестве заместителя командующего 8-й воздушной армией Южного фронта. Он курировал вопросы взаимодействия авиационных подразделений армии и наземных войск, неоднократно получал благодарности от командования Военно-воздушных Сил РККА. Генерал-майор Иосиф Васильевич Скробук получал много писем от своих питомцев. Теперь их хранит его внук, москвич Илья Богданов. Деятельность Иосифа Васильевича в военные годы неоднократно отмечена благодарностями. Указом Президиума Верховного Совета ССР в ноябре 1944 года он был удостоен ордена Красного Знамени, в феврале 1946 года ордена Ленина, в мае 1945 года медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

1 -я ЧВАШП в ноябре 1944 года по итогам боевой и политической подготовки заняла одно из первых мест среди вузов ВВС страны. 6 ноября 1944 года в торжественной обстановке школе вручили Почётное Красное знамя и Грамоту Президиума Верховного Совета Союза ССР.

Свой весомый вклад 1-я ЧВАШП внесла также в подготовку иностранных летчиков. Как известно, 3234 польских военнослужащих обучались в 22-х советских военных учебных заведениях с апреля по июнь 1944 года [17, с. 115]. Во время Великой Отечественной войны Советский Союз передал Войску Польскому 630 самолётов [12, с. 65]. Центральный архив Министерства обороны РФ хранит список польских курсантов, прошедших обучение в Чкалове [18, л.л. 148-167]. С мая 1944 по май 1945 года в 1-й Чкаловской ВАШП подготовили 185 пилотов на Ил-2 из военнослужащих иностранных армий, из них 139 югославов и 46 поляков [10].

Советское государство приняло большую группу югославских военнослужащих для обучения в советских военно-учебных заведениях, их общая численность к 1 апреля 1945 года достигла 3126 человек [19, с. 544]. На нашей территории из югославских граждан сформировали два авиационных полка, которые в конце войны приняли участие в боях за освобождение Югославии. Советский Союз передал Югославии 491 самолёт, а также целый парк по обслуживанию техники, специальные и транспортные машины, радиостанции, заправщики топлива и другую аэродромную технику [20, с. 574].

В Белграде (Сербия) в 2005 году вышла из печати книга «Жизнь, созданная полётом». Автор книги Радмила Тонкович, профессор философии, журналист, писатель, единственная в истории Балкан женщина-лётчик, награжденная «Золотым почётным знаком пилота воздухоплавания Сербской армии» и «Почетным знаком пилота воздухоплавания». Герой её книги летчик Георгий Нинчич вспоминал, что пилотов-штурмовиков слушатели называли «горбатыми», «так как их самолёт Ил-2 напоминал верблюда». Югославские ветераны в послевоенное время отмечали, что советские инструкторы были «необыкновенными наставниками и педагогами», всегда готовыми прийти на помощь, а в пилотаже демонстрировали настоящее мастерство. Югославские пилоты в Чкалове за очень короткое время достаточно хорошо овладели техникой пилотирования и основами боевого применения Ил-2.

Коллектив авиашколы на протяжении всего военного времени принимал активное участие во всех акциях, проводимых в стране. С конца июня по декабрь 1941 года в фонд обороны страны отчислили более 400 тыс. рублей и облигаций Государственного займа на 22395 рублей. Сумма подписки в 1942 году составила более миллиона рублей. Члены семей военнослужащих также включались во всенародное дело помощи фронту. Они взяли шефство над госпиталями, учились на организованных при школе медицинских курсах, приобретали различные специальности. Жены командиров внесли десятки тысяч рублей из своих сбережений в фонд обороны, на подарки детям фронтовиков, работали в колхозах и совхозах области на уборке урожая.

Курсанты занимались спортом, в школе регулярно проводились массовые кроссы, лыжные гонки. Художественная самодеятельность считалась одной из лучших в Чкалове. В свободное от службы время с увлечением участвовал в художественной самодеятельности будущий композитор Л.В. Афанасьев, служивший в начале войны в качестве лётчика-инструктора школы. Частыми гостями пилотов стали артисты Государственного академического Малого оперного театра, эвакуированного в Чкалов [9, с. 131-132].

Личный состав школы в военные годы не только решал задачу подготовки лётчиков для фронта, в марте 1943 года на базе школы организовали курсы подготовки лётчиков-инструкторов, которые за два года работы произвели пять выпусков без единого лётного происшествия. Во время войны большую группу инструкторов, преподавателей и техников школы за самоотверженную работу по подготовке лётчиков для фронта и внедрение опыта боёв в обучение курсантов наградили орденами и медалями, в том числе старших лейтенантов И.М. Полшкова, Г.К. Серкова, лейтенанта П.И. Гатина и др. [1, с. 77]

На совещании начальников школ и училищ ВВС Красной Армии в марте 1945 года начальник военных учебных заведений ВВС генерал-лейтенант авиации Иванов отметил в числе лучших школ и училищ по выполнению учебного плана и 1-ю ЧВАШП.

Многие питомцы школы были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них Г.П. Головков, И.К. Голчин, И.М. Дьяченко, А.С. Ермаков, Б.М. Зайцев, А.П. Красилов, А.С. Кириллов, С.И. Морозов, Б.Н. Мошков, А.К. Новиков, В.М. Пономарев, И.С. Старченков и др. Гвардии капитану И.Ф. Павлову это высокое звание присвоено дважды.

Выпускники 1 -й Чкаловской военной авиационной школы пилотов, обучавшиеся в годы Великой Отечественной войны, внесли достойный вклад в Великую Победу. Большинство из них награждено высокими государственными наградами за мужество и героизм, проявили в боях выдающиеся образцы мужества, отваги и героизма.

Литература и источники

1. КопыловИ.С., Лазукин А.Н. Райкин Г.Л. Оренбургское лётное. - М.: Воениздат, 1976.

2. Самолёты победы. - М.: Машиностроение, 2005.

3. Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним. - М.: Воениздат, 1981.

4. Важин Ф.А. Авиация в бою. - М.: Воениздат, 1959.

5. Пусэп Э. На дальних воздушных дорогах. - М.: Воениздат, 1975.

6. Оренбургские крылья Родины. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2011.

7. Фёдорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. - Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 1995.

8. Приказ Командующего Калининского фронта № 0249/н от 17 июля 1942 г.

9. Фёдорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. - Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 1995.

10. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. - М., 1962. - Текст электронный.

11. Оренбургский государственный архив социально-политической истории (ОГАСПИ). Ф.371. Оп.7. Д.619.

12. Военно-исторический журнал. 1973. №9.

13. Стрелец Р.В. Организация Южно-Уральского военного округа и его роль в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны. - Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 2004.

14. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 5. Д.177.

15. ТероганянМ. Леонид Афанасьев. - М.: Сов. композитор, 1988.

16. Кича В. Творческая встреча с композитором // Южный Урал. - 1983. - 15 апреля.

17. Зарождение народных армий стран-участниц Варшавского договора (1941-1949 гг.). - М.: Наука, 1975.

18. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Ф.60392. Оп. 35908. Д.53. Алфавит курсантов, прибывших из польской армии.

19. 50 лет Вооруженных Сил СССР. - М.: Воениздат, 1968.

20. История Коммунистической партии Советского Союза. Т.6. Кн.2-я. - М.: Политиздат, 1970.

References and Sources

1. Kopylov I.S., Lazukin A.N. Rajkin G.L. Orenburgskoe lyotnoe. - M.: Voenizdat, 1976.

2. Samolyoty pobedy. - M.: Mashinostroenie, 2005.

3. Skripko N.S. Po celyam blizhnim i dal'nim. - M.: Voenizdat, 1981.

4. Vazhin F.A. Aviaciya v boyu. - M.: Voenizdat, 1959.

5. Pusep E. Na dal'nih vozdushnyh dorogah. - M.: Voenizdat, 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Orenburgskie kryl'ya Rodiny. - Orenburg: Pechatnyj dom «Dimur», 2011.

7. Fyodorova A.V. Orenburg v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - Orenburg: Orenburg. kn. izd-vo, 1995.

8. Prikaz Komanduyushchego Kalininskogo fronta № 0249/n ot 17 iyulya 1942 g.

9. Fyodorova A.V. Orenburg v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - Orenburg: Orenburg. kn. izd-vo, 1995.

10. Sovetskaya aviaciya v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. v cifrah. - M., 1962. - Tekst elektronnyj.

11. Orenburgskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (OGASPI). F.371. Op.7. D.619.

12. Voenno-istoricheskij zhurnal. 1973. N°9.

13. Strelec R.V. Organizaciya Yuzhno-Ural'skogo voennogo okruga i ego rol' v podgotovke voennyh kadrov v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. -Orenburg: Izd-vo Orenburg. gos. ped. un-ta, 2004.

14. OGASPI. F. 371. Op. 5. D.177.

15. Teroganyan M. Leonid Afanas'ev. - M.: Sov. kompozitor, 1988.

16. Kicha V. Tvorcheskaya vstrecha s kompozitorom // Yuzhnyj Ural. - 1983. - 15 aprelya.

17. Zarozhdenie narodnyh armij stran-uchastnic Varshavskogo dogovora (1941-1949 gg.). - M.: Nauka, 1975.

18. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. F.60392. Op. 35908. D.53. Alfavit kursantov, pribyvshih iz pol'skoj armii.

19. 50 let Vooruzhennyh Sil SSSR. - M.: Voenizdat, 1968.

20. Istoriya Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza. T.6. Kn.2-ya. - M.: Politizdat, 1970._

ФЁДОРОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии Оренбургского государственного аграрного университета (publcentr@mail.ru).

FEDOROVA ALLA V. - Doctor of History, Professor of the Department of History and Philosophy of the Orenburg State Agrarian University (publcentr@mail.ru).

УДК 94(470.341).084.8:«1941/1945» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-2-90-95

ЖЕВАЛОВ С.А.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ВКЛАД ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ (ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА

ЭКОНОМИКИ)

Ключевые слова: Советский Союз, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Горьковская область, советская колхозно-совхозная деревня, заготовки зерна, поставки сельскохозяйственной продукции.

Статья посвящена изучению проблемы проведения заготовок продуктов сельскохозяйственного производства в Горьковской области в период Великой Отечественной войны. Основное внимание автор уделяет вопросам заготовок продуктов полеводства, выявляя общие объемы зерновых, произведенных и поставленных колхозами и совхозами Горьковской области государству. Показано, что основными зерновыми культурами, поступившими от Горьковской области в годы войны, были пшеница, рожь (68% общего количества хлеба, сданного областью в 1941-1945 гг.) и овес. Наряду с этим, область обеспечила заготовки почти 1,1 млн. тонн картофеля, значительного количества овощей, фруктов и т.д. Отмечается также особое внимание к заготовкам продукции животноводства, благодаря чему среднегодовые поставки областью мяса во время войны были выше на 5%, чем в последнем предвоенном году. Обоснован вывод о том, что, несмотря на сокращение производительных сил, энерговооруженности хозяйства, снижение обеспечения горюче-смазочными материалами и минеральными удобрениями, Горьковская область сумела сохранить довоенный уровень заготовок продуктов питания.

ZHEVALOV, S.A.

FOOD CONTRIBUTION OF THE GORKY REGION TO THE GREAT VICTORY (BASED ON THE MATERIALS OF THE RUSSIAN STATE ARCHIVE OF ECONOMICS)

Key word: Soviet Union, Great Patriotic war of 1941-1945, the Gorky region, the Soviet collective-farm village, grain harvesting, agricultural products supplies.

The article is devoted to the study of the problem of procurement of agricultural products in the Gorky region during the Great Patriotic War. The author focuses on the procurement of field products, identifying the total volume of grain produced and supplied by the collective and state farms of the Gorky region to the state. It is shown that the main grain crops that came from the Gorky region during the war years were wheat, rye (68% of the total amount of bread delivered by the region in 1941-1945) and oats. Along with this, the region provided almost 1.1 million tons of potatoes, a significant amount of vegetables, fruits, etc. There is also a special attention to the procurement of livestock products, due to which the average annual supply of meat by the region during the war was 5% higher than in the last pre-war year. The conclusion is substantiated that, despite the reduction in the productive forces, the power supply of the economy, the decrease in the supply of fuels and lubricants and mineral fertilizers, the Gorky region managed to maintain the prewar level of food procurement.

Изучение советского опыта осуществления сельскохозяйственных заготовок в период Великой Отечественной войны обладает очевидным научным и практическим значением. В рассматриваемый период в Союзе ССР были определены и реализованы в практической деятельности наиболее удачные пути и методы мобилизации внутренних ресурсов государства. Поэтому интерес к данной проблематике не ослабевает в течение многих лет.

Еще в 1947 году появилась книга Н.А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» [1]. В этой фундаментальной работе была рассмотрена экономическая жизнь Советского государства во всей ее целостности и многогранности, в том числе в плане разработки и реализации продовольственной политики. К 1960-1970-м гг. активное изучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.