Научная статья на тему 'ЕЙСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ЕЙСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

429
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЕЙСК / ВМАУ ИМЕНИ СТАЛИНА / АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ / ОТДЕЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН МОРСКОЙ ПЕХОТЫ / ГЕРОИЗМ / САМООТВЕРЖЕННОСТЬ / ЕЙСКОЕ АВИАУЧИЛИЩЕ / GREAT PATRIOTIC WAR / YEYSK / THE STALIN VMAU / THE AZOV MILITARY FLOTILLA / A SEPARATE MARINE BATTALION / HEROISM / SELFLESSNESS / YEYSK AVIATION SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курков Геннадий Михайлович

В статье рассматриваются важные страницы в истории города Ейска в годы Великой Отечественной войны, основные моменты борьбы с врагом в акватории Азовского моря и значимость обороны города в планах высшего командования и системе оборонительных действий войск РККА, авиации и Азовской военной флотилии. Особое внимание обращается на боевую деятельность курсантов и выпускников авиационного училища, которые участвовали в борьбе с врагом на разных фронтах, проявляя мужество и героизм при защите Отечества. Используя архивные документы, материалы по истории училища, исследования историков, автор рассказывает о судьбах лейтенанта П. Ульянова, капитана Г.И. Агафонова, Героя Советского Союза генерал-майора А.В. Ляпидевского и других лётчиках, многие из которых погибли, защищая свою Родину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YEISK MILITARY AVIATION SCHOOL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article deals with important pages in the history of the city of Yeysk during the great Patriotic war, the main moments of the fight against the enemy in the sea of Azov and the significance of the city's defense in the plans of the high command and the system of defensive actions of the red army, aviation and the Azov military flotilla. Special attention is paid to the combat activities of cadets and graduates of the aviation school, who participated in the fight against the enemy on various fronts, showing courage and heroism in the defense of the Fatherland. Using archival documents, materials on the history of the school, research by historians, the author tells about the fate of Lieutenant p. Ulyanov, captain G. I. Agafonov, Hero of the Soviet Union major General A. V. Lyapidevsky and other pilots, many of whom died defending their Homeland.

Текст научной работы на тему «ЕЙСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Исторические науки Historical Science

DOI: 10.17748/2686-8814-2020-2-2-25-32

УДК 908

Курков Геннадий Михайлович

Совет Ейского отделения РВИО г. Ейск, Россия ORCID: http://orcid. org/0000-0002-6471-9845 e-mail: kurkovgm@mail.ru

ЕЙСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье рассматриваются важные страницы в истории города Ейска в годы Великой Отечественной войны, основные моменты борьбы с врагом в акватории Азовского моря и значимость обороны города в планах высшего командования и системе оборонительных действий войск РККА, авиации и Азовской военной флотилии. Особое внимание обращается на боевую деятельность курсантов и выпускников авиационного училища, которые участвовали в борьбе с врагом на разных фронтах, проявляя мужество и героизм при защите Отечества. Используя архивные документы, материалы по истории училища, исследования историков, автор рассказывает о судьбах лейтенанта П. Ульянова, капитана Г.И. Агафонова, Героя Советского Союза генерал-майора А.В. Ляпидевского и других лётчиках, многие из которых погибли, защищая свою Родину.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Ейск, ВМАУ имени Сталина, Азовская военная флотилия, отдельный батальон морской пехоты, героизм, самоотверженность, Ейское авиаучилище

Для цитирования: Курков Г.М. Ейское военное авиационное училище в годы Великой Отечественной Войны. Культурный ландшафт регионов 2020. Том. 2. № 2. с. 25-32.

DOI: 10.17748/2686-8814-2020-2-2-25-32

Gennady M. Kurkov

Council of the Yeisk Branch of the RWIO Yeisk, Russia ORCID: http://orcid. org/0000-0002-6471-9845 e-mail: kurkovgm@mail.ru

YEISK MILITARY AVIATION SCHOOL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Annotation. The article deals with important pages in the history of the city of Yeysk during the great Patriotic war, the main moments of the fight against the enemy in the sea of Azov and the significance of the city's defense in the plans of the high command and the system of defensive actions of the red army, aviation and the Azov military flotilla. Special attention is paid to the combat activities of cadets and graduates of the aviation school, who participated in the fight against the enemy on various fronts, showing courage and heroism in the defense of the Fatherland. Using archival documents, materials on the history of the school, research by historians, the author tells about the fate of Lieutenant p. Ulyanov, captain G. I. Agafonov, Hero of the Soviet Union major General A. V. Lyapidevsky and other pilots, many of whom died defending their Homeland.

Keywords: Great Patriotic war, Yeysk, the Stalin VMAU, the Azov military flotilla, a separate marine battalion, heroism, selflessness, Yeysk aviation school.

For citation: Kurkov G.M. Yeisk military aviation school during the Great Patriotic War.

Cultural landscape of the regions. 2020. Vol. 2. no. 2. PP. 25-32.

DOI: 10.17748/2686-8814-2020-2-2-25-32 (In Russ., abstr. in Engl.).

Датой рождения Ейского авиаучилища считается 28 июля 1915 г. Согласно документам оно получило первичное наименование «Офицерская школа морской авиации Отдела Воздушного флота» в Петрограде. В годы Гражданской войны школу перебазировали в Самару и в 1920 г. переименовали в «Военно-морскую школу авиации имени Троцкого» (ВМША). В 1921 г. ВШМА перебазировали в Севастополь. Имя Троцкого Л.Д. изъяли из названия школы в 1928 г. С 1930 г. школа стала готовить специалистов не только для морской авиации, но и для сухопутных авиачастей. Она была переименована в «Школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей (лётнабов) ВВС РККА имени тов. Сталина» в Севастополе (ШМЛиЛН ВВС РККА им. Сталина).

В 1931 г. ШМЛиЛН ВВС РККА им. Сталина из Севастополя перебазировали в Ейск. Этот город стал её основной базой. Город Ейск старожилы до сих пор называют «тёщей морской авиации», потому что выпускники авиационной школы морских лётчиков часто женились на местных девушках и увозили их к новому месту своей службы. В 1935 г. училище получило наименование «Военная школа лётчиков и лётнабов сухопутной и морской авиации ВВС РККА имени Сталина». В 1937 г. её преобразовали в «Военно-морское авиационное училище имени тов. Сталина» (в дальнейшем - ВМАУ или Ейское авиаучилище) [1]. К июню 1941 г. авиаучилище стало крупнейшим градообразующим предприятием. Если на 12 промышленных предприятиях города работало 3920 человек, то штатная чис-

ленность училища приказом НК ВМФ №0346 от 29.04.41 г. была определена в 2859 человек, из них 1851 человек постоянного и 1008 человек переменного состава. В июне 1941 г. состоялся выпуск 1198 лётчиков-истребителей в звании сержант [2].

22 июня 1941 г. в 17 часов 48 минут в ВМАУ получили телеграмму о мобилизации. Личный состав по тревоге прибыл на службу. Развернулась работа по выполнению мобилизационного плана. Активизировался учебный процесс по подготовке авиаспециалистов. В июле-августе 1941 г. начали поступать новые самолёты: истребители Як-1, ЛАГГ-3; штурмовики Ил-2 и бомбардировщики Пе-2, которые нужно было освоить сначала самим инструкторам, а потом переучивать на них прибывших из строевых частей и запаса лётчиков. Поэтому к 1 августа 1941 г. была сформирована эскадрилья переучивания (111 человек и 30 самолётов, из которых 10 лётчиков и 8 самолётов выделило училище).

Параллельно с учебной работой на боевых самолётах училища обеспечивалось воздушное прикрытие районов базирования, промышленных и военных объектов города и патрулирование акватории Азовского моря. Заводы Ейска перешли на выпуск продукции военного назначения. Через Ейский морской порт судами Азовской военной флотилии (в дальнейшем А.в.ф.) доставлялись боеприпасы и оружие для войск обороны Крыма. Для прикрытия Ейского аэродромного узла1 и города от авиации войск противника, была создана 9-я отдельная авиаэскадрилья (оаэ) истребителей, которая с 1 августа 1941 г. была выведена из состава училища и передана в подчинение командования А.в.ф. Лётчики 9-й оаэ сбили около 30 самолётов противника [3].

Кроме того, в постоянной боевой готовности находились:

- пять дежурных звеньев истребителей;

- 124-й отдельный дивизион зенитной артиллерии (430 человек), который к 1 августа был сформирован согласно приказу НК ВМФ №0546 от 28 июня 1941 г.;

- 2-й запасной авиаполк, численностью 1138 человек и 69 самолётов, 2-я запасная авиабаза, 2-я запасная авиарота связи и авиаполигон с общей численностью 555 человек (сформированы ко 2 августа 1941 г.);

- шесть дежурных взводов курсантов [4].

14 августа 1941 г. из состава наиболее опытных лётчиков училища (не ниже командира звена), допущенных к полётам ночью, сформировали группу на самолётах ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2, Як-1 [10-я авиаэскадрилья (аэ): 81 лётчик и 10 самолётов] под командованием Шарапова. Все самолёты и 15 человек лётного состава были выделены из состава кадра ВМАУ. Эта группа 26 сентября 1941 г. была отправлена на фронт в 13-й авиаполк ВВС Черноморского Флота [5]. Кроме того, из лётчиков училища была сформирована аэ на самолётах И-16, которую перебазировали в район Осипенко для прикрытия наземных боевых операций наших войск. Туда же была отправлена и аэ на самолётах МБР-2 (морской ближний разведчик). В сентябре 1941 г. была сформирована и группа истребителей на самолётах И-5, которую под командованием капитана Борисова отправили в боевую часть в Севастополь.

1 Аэродромный узел (аэроузел) - район в установленных границах с двумя и более близко расположенными аэродромами, организация и выполнение на которых требует согласования и координации. Границы района аэроузла устанавливает командующий ВА. См. Наставление по производству полётов авиации Вооружённых Сил СССР. - М.: Военное издательство МО СССР, 1978.- С. 35.

Подразделения и части училища, кроме учебных задач, выполняли и боевые. Так в сентябре 1941 г. на перехват большой группе самолётов противника, маршрут которых проходил над Осипенко, в течение 4-х часов было выслано 18 звеньев истребителей, пилотируемых лётчиками Ейского ВМАУ.

От ночных бомбардировок противника на аэродромах училища в этот период было потеряно 9 самолётов. Кроме того, на центральном аэродроме был уничтожен ангар, четыре самолёта У-2 и один И-16, повреждены один СБ и один Як-1. Невозможно стало планово заниматься подготовкой курсантов. Поэтому в сентябре 1941 г. училище по приказу командования перебазировали в Моздок. В период эвакуации училища в Моздок в сентябре 1941 г. на воздушное прикрытие Ейска кроме 9-й оиаэ была временно направлена и 8-я аэ переучивания, которой командовал Н.А. Чернюк. Эти подразделения в сентябре - октябре 1941 г. совершили 132 самолётовылета на отражение налётов противника.

В составе 9-й оаэ было 18 лётчиков-инструкторов под командованием капитана К.Ф. Попова на 10 истребителях типа И-16, которые не только сбивали «юн-керсы» и «хейнкели», но и летали на штурмовку вражеских войск. Первыми сбили машины противника старший сержант Константин Наумов и младший лейтенант Евгений Симончук. Всего же лётчики эскадрильи Попова сбили 27 самолётов противника в воздухе, 4 самолёта сожгли на земле и в период штурмовок вывели из строя около 700 автомашин противника. В одной из штурмовок аэродрома противника, выполненной совместно с лётчиками сухопутного авиаполка майора Осипова в районе Мариуполя в составе 30 самолётов И-16, совершил огненный таран 26-летний лейтенант Павел Ульянов, повторивший подвиг Гастелло. Во время штурмовки его самолёт загорелся от зенитного огня. Лётчик, уже имевший на счету три сбитых самолёта врага, решительно направил свой горящий самолёт на самую большую цистерну склада горючего. Мощный взрыв нанёс серьёзный ущерб противнику. Лётчик был представлен к награждению Героя Советского Союза, но по невыясненным пока причинам награждение не состоялось [6].

Несмотря на сложности, с июня по декабрь 1941 г. ВМАУ было переучено 383 штурмана, лётчиков-наблюдателей, бомбардира, стрелка-радиста, технического состава (согласно архивным документам так именовали специалистов в 1941 г.) [7]. На фронт были направлены 594 лётчика, из них 339 истребителей, 139 бомбардировщиков и 125 лётчиков лодочной авиации [8].

Состояние дел на фронте требовало дополнительного количества техники и авиаспециалистов для выполнения боевых задач. Поэтому во второй половине 1941 г. ВМАУ имени Сталина отправило на фронт 9 авиационных полков, 18 эскадрилий, убыло 27 инструкторов, 25 командиров звеньев, один командир эскадрильи.

9-я оиаэ успешно выполняла свои функции (прикрытие войск и воздушная разведка) в интересах А.в.ф. до весны 1942 г. Приказом Наркома ВМФ от 10.04 1942 г. авиагруппа училища была выведена из состава А.в.ф. и возвращена в подчинение начальнику Ейского ВМАУ с перебазированием в Моздок [9].

Летом 1942 г. в небе Ейска развернулись воздушные бои. На аэродроме училища базировался авиаполк под командованием майора Чепова А.И., на вооружении которого были и штурмовики Ил-2 (14-я отдельная штурмовая аэ капитана Костина), и самолёты-разведчики Р-10. Полк тесно взаимодействовал с кораблями А.в.ф. Один из боёв описан в боевом донесении авиаполка. 12 июля 1942 г. со стороны моря к Ейску на расстояние двух км подошли шесть быстроходных барж

противника и стали обстреливать аэродром и порт. Взлетевший самолёт Р-10 был атакован парой немецких Ме-109 и упал в районе н.п. Приазовка. Штурман был убит, а пилот приземлился с парашютом. В воздух поднялся Р-10 лейтенанта Дой-никова с матросом Четовым на борту. Находившийся на аэродроме заместитель командующего авиацией Черноморского флота будущий Герой Советского Союза подполковник Наумов Н.А. (с 14.06.1942 г. стал полковником, а с 3.11.1943 г. -начальником ВМАУ им. Сталина) и его ведомый подняли в воздух свои П-39 «Аэрокобры». Наумов Н.А. на бреющем ушёл в сторону Глафировки, развернулся и на обратном пути сбил ведущего вражеской пары. Это был 17-й самолёт врага, сбитый подполковником Наумовым. Второй «мессершмитт» ушёл в сторону Таганрога. Обстрел с барж прекратился. Они стали уходить в сторону Мариуполя. Шесть штурмовиков Ил-2 эскадрильи капитана Костина, взлетевшие с ейского аэродрома, настигли их в море. Четыре баржи потопили, а одну повредили. Она была потоплена катерами А.в.ф. Вражеским зенитным огнём был сбит наш Ил-2.

После убытия в Моздок 8-й аэ ВМАУ в составе А.в.ф. остались только 9-я (майор Попов К.Ф.) и 87-я (капитан Агафонов Г.И.) авиаэскадрильи. Лётчики аэ совершили около 1000 боевых вылетов для отражения воздушных налётов противника и нанесения ударов по его живой силе и боевой технике. 7 - 8 октября 1941 г. авиация противника усиленно бомбила города и порт Мариуполь. Зенитная артиллерия кораблей и лётчики 87-й аэ сбили шесть вражеских самолётов, из них четыре сбил командир аэ капитан Агафонов Г.И. За воинское мастерство и героизм он был награждён орденом Ленина.

Боевая работа продолжалась на земле, воде и в воздухе. Всего с 1 января по 14 апреля 1942 г. на аэродромах и в воздухе было уничтожено три самолёта противника, сожжено 29 вражеских автомашин, большое число повозок, уничтожено до роты живой силы. Потери советской авиации составили три самолёта И-16 и один У-2. В мае 1942 г. 9-я и 87-я эскадрильи «произвели 180 самолётовылетов на штурмовку войск противника для нанесения бомбовых ударов по скоплениям его плавсредств в портах Мариуполь и Таганрог, на воздушную разведку» [10].

1, 2, 3 июня 1942 г. самолёты МБР-2 (морской ближний разведчик) нанесли ночные бомбовые удары по порту и аэродрому Мариуполь, скоплению плавсредств в порту. В налёте участвовало 9 самолётов. На порт и аэродром Мариуполь было сброшено 54 авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-100 (ФАБ - фугасная авиабомба). Были отмечены прямые попадания в портовые, железнодорожные сооружения и самолёты на аэродроме. С 4 по 29 июня истребители А.в.ф. производили поиск и обстрел плавсредств на коммуникациях противника и в портах. В воздушных боях был сбит истребитель Ме-109. С целью воздушной разведки авиация совершила в июне 240 самолётовылетов [10, С. 370, 372.].

Авиационная группа А.в.ф. в июне 1942 г. состояла из 87-й оиаэ (9 самолётов И-16, пять И-15), 46-го ШАП (штурмового авиаполка) на 19 УТ-1, 14-й штурмовой оаэ (5 штурмовиков Ил-2), а также 2-й аэ 119-го морского разведывательного авиаполка (6 МБР-2), которая базировалась на аэродромах Ейск и Ольгинская. С 1 по 31 июля 1942 г. в воздушных боях и на земле было уничтожено более 20 самолётов противника, в море потоплены 6 понтонов, 14 ботов и сейнеров, буксир и шхуна [10. С. 374, 376.]. Воздушное прикрытие позволило осуществить свыше 80 диверсионных и разведывательных рейдов А.в.ф. на северное побережье Таганрогского залива, занятое противником.

В связи с прорывом немецко-фашистских войск на территорию Северного Кавказа ВМАУ из Моздока было перебазировано в село Борское Куйбышевской области, где продолжило подготовку авиаспециалистов. 25 июля 1943 г. авиаучилище было награждено орденом Ленина и переименовано в ВМОЛАУ им. Сталина. После освобождения территории Кубани от врага в 1943 г. училище получило приказ о возвращении в Ейск. С 11 октября 1943 г. по 27 мая 1944 г. проходил процесс перебазирования, но процесс подготовки авиаспециалистов не прерывался. В 1943 г. училище выпустило 576, в 1944 г. 865 и в 1945 г. 233 лётчика -истребителя [11].

Всего за годы Великой Отечественной войны Ейское авиаучилище подготовило 3517 лётчиков, 157 штурманов, более 200 воспитанников училища выросли в крупных военачальников [12].

Ейск может гордиться выпускниками одного из старейших в нашей стране Ейского авиаучилища, которому 25 июля 2020 г. исполнилось бы 105 лет. 252 выпускника Ейского авиаучилища стали Героями Советского Союза, шестеро из них - дважды (шестой - лётчик-космонавт, возглавлявший пять космических экспедиций, генерал-майор в отставке Джанибеков Владимир Александрович).

В Ейске родились, служили и работали 29 Героев Советского Союза. Прежде всего, надо сказать о знаменитом советском полярном лётчике генерал -майоре Ляпидевском Александре Васильевиче. В 1925 г. он окончил 9-й «А» класс в «Первой девятилетней советской трудовой школе города Ейска» (ныне здание СОШ № 2), а потом стал морским лётчиком. За подвиг при спасении челюскинцев в 1934 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515), а в 1939 г. - медали «Золотая Звезда» под № 1 [13]. Из семи первых Героев Советского Союза в составе лётчиков, принявших участие в спасении «челюскинцев», четверо прошли обучение и работали в Ейском авиаучилище: Ляпидевский А.В., Леваневский С.А, Молоков В.С. и Доронин И.В.

Выпускник ВМАУ 1930 г. - командир авиаполка полковник Е.Н. Преображенский возглавил первую из трёх групп (по 5 самолётов в каждой), совершивших первый налёт на Берлин в ночь на 8 августа 1941 г. Бомбовый удар был нанесён по ночному Берлину в 1.30. 13 августа 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задания полковнику Е.Н. Преображенскому, капитанам А.Я. Ефремову, В.А. Гречишникову, М.Н. Плоткину, П.И. Хохлову было присвоено звание Героя Советского Союза. Все перечисленные лётчики являлись воспитанниками Ейского авиаучилища в 1930 - 1934 гг.

В Ейске родился дважды Герой Советского Союза Хрюкин Тимофей Тимофеевич, которому в парке Горького установлен бронзовый бюст. Он прошёл военную карьеру от красноармейца до генерал-полковника авиации.

Славную когорту героев - ейчан пополнили и послевоенные выпускники училища. 37 Героев Российской Федерации, заслуженные военные лётчики СССР и РФ, заслуженные лётчики-испытатели СССР и РФ, заслуженные пилоты СССР и лётчики-космонавты обрели крылья в стенах одного из старейших в нашей стране прославленного училища. В 2019 г. в космосе командиром экипажа МКС, являлся выпускник Ейского ВВАУЛ (1992 г.) Овчинин Алексей Николаевич.

Таким образом, город Ейск и его жители, несмотря на отсутствие в этом районе тяжёлых боёв, оказались в водовороте серьёзных событий в годы Великой Отечественной войны. Упорная оборона морских пехотинцев и ейчан из

истребительного батальона на подступах к городу в районе Широчанки 5 - 7 августа 1942 г. позволила без тяжёлых потерь эвакуировать личный состав, имущество, боевую технику и вооружения А.в.ф. и Ейской военно-морской базы. Героический труд жителей в годы войны был весомым вкладом в Победу над врагом. Молодёжи есть с кого брать пример, у кого учиться и кем гордиться!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Славной Отчизны сыновья. К 100-летию Ейского авиационного училища. Краснодар: Периодика Кубани. 2015. - С. 16 - 28.

2. Музей ЕВВАУЛ и 859-го ЦБП и ПЛС ВВС МА РФ. Ейск. Исторический журнал ВМАУ имени Сталина (1943 - 1984 гг.). Разработки по истории Ейского ВМО-ЛАУ. Л. 7, 8, 18 (об)

3. Балабаев Н. 100 лет Ейскому ВВАУЛ / / Авиация и космонавтика. 2015. № 9.

4. Мельников В.Т. Ейское авиационное училище - фронту. Ейск, 1992.

5. Музей ЕВВАУЛ... Л. 7, 8, 18 (об)

6. Иванов А.С. Скорость, маневр, огонь! М.: Воениздат. 1978. С. 16-18.

7. Музей ЕВВАУЛ... Л. 7, 8, 18 (об)

8. Центральный Военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 923. Оп. 0040589. Д. 3

9. Славной Отчизны сыновья... С. 204-208.

10. Боевая летопись Военно-Морского Флота. 1941 - 1942. М.: Воениздат. 1992. С. 370, 372.

11. Музей ЕВВАУЛ. Л. 19, 19(об.)

12. Слюсаренко А.М. Не забывай годы боевые. Ейск, «Юг Полиграфмаш», 2008. С. 12, 13, 22;

13. Символы и награды Российской державы. М., 2006. С. 414.

REFERENCES

1. Slavnoj Otchizny synov'ya. K 100-letiyu Ejskogo aviacionnogo uchilishcha [The glorious Motherland sons]. Krasnodar: Periodika Kubani. 2015. PP. 16 - 28. (In Russ)

2. Muzej EVVAUL i 859-go CBP i PLS VVS MA RF. Ejsk.Istoricheskij zhurnal VMAU imeni Stalina (1943 - 1984 gg.).Razrabotki po istorii Ejskogo VMOLAU. L. 7, 8 (In Russ)

3. Balabaev N. 100 let Ejskomu VVAUL [100 years of Yeisk VVAUL]. Aviaciya i kos-monavtika. 2015. № 9. (In Russ)

4. Mel'nikov V.T. Ejskoe aviacionnoe uchilishche - frontu [Yeisk aviation school-front]. Ejsk, 1992. (In Russ)

5. Muzej EVVAUL... L. 7, 8, 18 (ob) (In Russ)

6. Ivanov A.S. Skorost', manevr, ogon'! [Speed, maneuver, fire!]. Moskva: Voenizdat. 1978. PP. 16-18. (In Russ)

7. Muzej EVVAUL... L. 18 (ob) (In Russ)

8. Central'nyj Voenno-morskoj arhiv (CVMA). F. 923. Op. 0040589. D. 3(In Russ)

9. Slavnoj Otchizny synov'ya... PP. 204-208. (In Russ)

10. Boevaya letopis' Voenno-Morskogo Flota. 1941 - 1942 [Battle chronicle of the Navy. 1941 - 1942]. Moskva: Voenizdat. 1992. P. 370, 372. (In Russ)

11. Muzej EVVAUL... L. 19, 19 (ob) (In Russ)

12. Slyusarenko A.M. Ne zabyvaj gody boevye [Don't forget the battle years].Ejsk, «YUg Poligrafmash», 2008. P. 12, 13, 22. (In Russ)

13. Simvoly i nagrady Rossijskoj derzhavy [Symbols and awards of the Russian state]. Moskva, 2006. 414 p. (In Russ)

Информация об авторе: Курков Геннадий Михайлович, кандидат исторических

наук, доцент, председатель Совета Ейского отделения РВИО, Почётный работник

высшего профессионального образования РФ.

Краснодарский край, г. Ейск, Россия

ORCID: http://orcid. org/0000-0002-6471-9845

e-mail: kurkovgm@mail.ru

Поступила: 29.03.2020 После доработки: 24.04.2020 Принята к публикации: 27.04.2020

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Gennady M. Kurkov, Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor, Chairman of the Council of the Yeisk Branch of the RWIO, Honorary

Worker of Higher Vocational Education of the Russian Federation.

Krasnodar territory, Yeisk, Russia

ORCID: http://orcid. org/0000-0002-6471-9845

e-mail: kurkovgm@mail.ru

The paper was submitted: 29.03.2020

Received after reworking: 24.04.2020

Accepted for publication: 27.04.2020

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.