Научная статья на тему '2-Е ЧКАЛОВСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

2-Е ЧКАЛОВСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
992
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГОРОД ЧКАЛОВ (ОРЕНБУРГ) / ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА / ВОЕННО-АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ / 2-Е ЧКАЛОВСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ / ОРЕНБУРГСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / ПОДГОТОВКА ПОЛЬСКИХ ЛЁТЧИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова Алла Владимировна

В статье освещается история 2-й Чкаловской военной авиационной школы (с 1943 г. - военное авиационное училище) в годы Великой Отечественной войны. Данное учебное заведение, как самостоятельное, существовало с 1939 по 1960 год. Основываясь на архивных документах, автор рассматривает учебный процесс в вузе, совершенствование техники пилотирования. Даётся характеристика начальников школы, приводится статистика выпусков специалистов, в том числе и для авиации народного Войска Польского. Показано, что преподаватели и курсанты школы на протяжении всей войны работали с невиданным напряжением, добиваясь серьёзных успехов. Курсанты повседневно совершенствовали технику пилотирования, учились безукоризненно владеть искусством вождения и боевого применения самолёта. В процессе обучения использовались самолёты Р-5, СБ, По-2, Пе-2. Всего здесь прошли обучение 2078 человек, хотя планировалось выпустить 2890. Выполнение задания достигло 71,9%. Программу обучения здесь прошли также 60 польских лётчиков-наблюдателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2-ND CHKALOV MILITARY AVIATION SCHOOL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article highlights the history of the 2-nd Chkalov Military Aviation School (since 1943 - military aviation school) during the Great Patriotic War. This educational institution, as an independent one, existed from 1939 to 1960. Based on archival documents, the author examines the educational process at the school, the improvement of piloting techniques. The characteristics of the heads of the school are given, the statistics of graduates of specialists are given, including for the aviation of the Polish People's Army. It is shown that teachers and cadets of the school throughout the war worked with unprecedented tension, achieving serious success. The cadets daily improved their piloting technique, learned to master the art of driving and combat use of the aircraft impeccably. During the training, the R-5, SB, Po-2, Pe-2 aircraft were used. In total, 2078 people were trained here, although it was planned to release 2890. The task completion reached 71.9%. The training program here was also completed by 60 Polish pilot-observers.

Текст научной работы на тему «2-Е ЧКАЛОВСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

14. Pamyat'. Moskovskaya bitva 1941-1942 gg. - M.: Izdatel'stvo «Moskovskij rabochij», 1986.

15. Bobrus V.V. Leningradskij institut perelivaniya krovi v period blokady i v pervye poslevoennye gody. Pravda i vymysly // Morskaya medicina. -T. 6. -№ S5.

16. Artamonova O.A. Donorskoe dvizhenie kak vid voenno-patrioticheskoj raboty po okazaniyu pomoshchi frontu v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.) v oblastyah Verhnego Povolzh'ya // Gumanitarnyj vestnik Voennoj akademii raketnyh vojsk strategicheskogo naznacheniya. -2018. - № 4-1(12).

17. Marchenkova E.I. Donorskoe dvizhenie v gody velikoj otechestvennoj vojny// Medicina v gody velikoj otechestvennoj vojny. Materialy IV nauchno-teoreticheskoj onlajn - konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). - Kursk, 2021.

18. Trudyashchiesya predlagayut sozdat' Fond oborony // Pravda. - 1941. - 29 iyulya. - N° 208 (8616).

19. Fond oborony. Obrashchenie krasnoproletarcev // Pravda. - 1941. - 31 iyulya. - №201 (8618).

20. Fond oborony- novoe proyavlenie sovetskogo patriotizma // Pravda. - 1941. - 1 avgusta. - № 211 (8619).

21. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F. 628. Op. 1. D. 2.

22. RGASPI. F. 628. Op. 1. D. 341.

23. Volobuev A.V. Material'naya i finansovaya pomoshch' tyla frontu v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: na materialah oblastej Central'nogo Chernozem'ya. Avtoref. diss. ... kand. ist. nauk. - Kursk, 2009.

24. RGASPI. F.628. Op.1. D.371.

25. https://sedmitza.ru/lib/text/439934/

26. https://topwar.ru/160802-k-78-j-godovschine-sozdanija-fonda-oborony-sssr.html

27. V bor'be protiv nacizma my byli vmeste. - M.: FGBUK «Central'nyj muzej Velikoj Otechestvennoj vojny, 2015.

ДАВЫДОВ СТАНИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, НИИ истории, экономики и права (Москва) (a105trk@yandex.ru).

БАБАЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая музеем истории Государственного технического университета МИРЭА (babaeva@yandex.ru).

DAVYDOV, STANISLAV G. - Doctor of History, Professor, History, Economics and Law Research Institute (Moscow). BABAEVA, ELENA V. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the History Museum of MIREA - Russian Technological University.

УДК 94(47).084.8:355.354«1941/1945» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-1-57-62

ФЁДОРОВА А.В. 2-е ЧКАЛОВСКОЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: Великая Отечественная война, город Чкалов (Оренбург), военно-авиационная школа, военно-авиационное училище, 2-е Чкаловское военное авиационное училище, Оренбургское высшее военное авиационное училище, обучение курсантов, подготовка польских лётчиков.

В статье освещается история 2-й Чкаловской военной авиационной школы (с 1943 г. - военное авиационное училище) в годы Великой Отечественной войны. Данное учебное заведение, как самостоятельное, существовало с 1939 по 1960 год. Основываясь на архивных документах, автор рассматривает учебный процесс в вузе, совершенствование техники пилотирования. Даётся характеристика начальников школы, приводится статистика выпусков специалистов, в том числе и для авиации народного Войска Польского. Показано, что преподаватели и курсанты школы на протяжении всей войны работали с невиданным напряжением, добиваясь серьёзных успехов. Курсанты повседневно совершенствовали технику пилотирования, учились безукоризненно владеть искусством вождения и боевого применения самолёта. В процессе обучения использовались самолёты Р-5, СБ, По-2, Пе-2. Всего здесь прошли обучение 2078 человек, хотя планировалось выпустить 2890. Выполнение задания достигло 71,9%. Программу обучения здесь прошли также 60 польских лётчиков-наблюдателей.

FEDOROVA, A.V.

2-ND CHKALOV MILITARY AVIATION SCHOOL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Key words: the Great Patriotic War, Chkalov (Orenburg), military aviation school, 2-nd Chkalov Military Aviation School, Orenburg Higher Military Aviation School, training of cadets, training of Polish pilots.

The article highlights the history of the 2-nd Chkalov Military Aviation School (since 1943 - military aviation school) during the Great Patriotic War. This educational institution, as an independent one, existed from 1939 to 1960. Based on archival documents, the author examines the educational process at the school, the improvement of piloting techniques. The characteristics of the heads of the school are given, the statistics of graduates of specialists are given, including for the aviation of the Polish People's Army. It is shown that teachers and cadets of the school throughout the war worked with unprecedented tension, achieving serious success. The cadets daily improved their piloting technique, learned to master the art of driving and combat use of the aircraft impeccably. During the training, the R-5, SB, Po-2, Pe-2 aircraft were used. In total, 2078 people were trained here, although it was planned to release 2890. The task completion reached 71.9%. The training program here was also completed by 60 Polish pilot-observers.

В августе 2021 года исполнилось 100 лет со дня образования Оренбургского высшего военного авиационного краснознаменного училища лётчиков имени И.С. Полбина. До 1960 года статус и организационная структура этого военного учебного заведения неоднократно менялись. Данная статья посвящена Второй Чкаловской военной авиационной школе (с1943 г. - военное авиационное училище), функционировавшей в годы Великой Отечественной войны. Личный

состав ЧВАШ-2 и его питомцы активно участвовали в подготовке летных кадров и освоении все более современной авиационной техники.

Активизация подготовки летчиков в Оренбурге началось осенью 1928 года, когда из Ленинграда сюда перебазировалась Высшая военная школа летчиков-наблюдателей, вошедшая в состав бывшей Серпуховской высшей школы воздушного боя, дислоцировавшейся в Оренбурге с октября 1927 года. Объединённая школа стала называться 3-й военной школой лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова [1, с. 6]. В июне 1938 года 3-ю ВАШЛ преобразовали в военное авиационное училище им. К.Е. Ворошилова. Через полгода 2 февраля 1939 года приказом Народного комиссара обороны СССР это военно-учебное заведение разделили на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов. Такое разделение дало возможность улучшить условия и повысить качество подготовки лётчиков и штурманов.

С 18 января 1941 года по 28 июня 1943 года бывшее училище штурманов носило наименование: 2-я Чкаловская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров. Затем вуз именовали как 2-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков-наблюдателей (июнь 1943 г.- ноябрь 1946 г.) [2]. В годы Великой Отечественной войны 2-я ЧВАШ (с 1943 г. - ЧВАУ) готовила стрелков-бомбардировщиков, летнабов, корректировщиков Р-5, СБ, По-2, Пе-2, в основном представлявших собой модели устаревших конструкций.

В частности, многоцелевой самолёт Р-5 был создан под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928 году. Конструкция самолёта деревянная. Р-5 входил в число лучших самолётов своего времени. Он даже стал победителем конкурса самолётов-разведчиков, проводившегося в Тегеране в 1930 году, в котором также участвовали английские, голландские и французские машины. Известно, что три машины этого типа обеспечили эвакуацию 83 из 104 человек, дрейфовавших на льдине после гибели парохода «Челюскин» [3, с. 13].

Вместе с тем, в процессе обучения использовались также самолёты СБ, По-2, Пе-2. Советский самолёт Пе-2 по маневренности, вооружению и характеристикам по массе превосходил немецкие Ме-109, 1и-87 и 1и-88 [4, с. 52]. Инструкторы в военное время провели большую

работу по совершенствованию самолётов Пе-2. В 1944 году на Пе-2 установили более мощные двигатели М-107 и улучшили его аэродинамику. Максимальная скорость полёта самолёта на высоте 5700 м достигала 650 км/час. Это стало выдающимся достижением [5, с. 399-400].

Преподаватели и курсанты школы на протяжении всей войны работали с невиданным напряжением, добиваясь серьёзных успехов. Курсанты повседневно совершенствовали технику пилотирования, учились безукоризненно владеть искусством вождения и боевого применения самолёта. Первейшими задачами всего коллектива школы являлись плодотворная учёба, неустанное изучение опыта военных действий, новых достижений военной техники и умелое применение их в бою. Важно было научиться в нужный момент мобилизовать свои силы. По этому поводу прекрасно высказался Герой Советского Союза, выпускник Оренбургской военной школы лётчиков 1931 года Эндель Пусэп: «Смелость сама по себе - это не вовсе отрицание опасности. Смелость - это и есть умение сделать всё от тебя зависящее, чтобы выполнить любое, даже самое опасное, задание. Смелость как раз в том и заключается, что человек собравшись, находит в себе силы подавить чувство страха и мобилизовать все свои способности, чтобы найти оптимальный вариант выполнения задания».

В училище предъявлялись повышенные требования к физической подготовке лётчиков, к их познаниям в области аэродинамики, теории полёта, к их общей культуре. Большое внимание обращалось на пропаганду героического прошлого нашего народа и его армии.

Первоначальное обучение курсантов самолётовождению проходило на аэродроме Кушкули. В дальнейшем занятия по бомбометанию и применению всех навигационных приборов, локатора и способов проведения атак на цели производились с аэродрома Чебеньки. Авиамастерские 2-й ЧВАШ находились в селе Чёрный Отрог [6, л. 3].

Начальником школы в 1941-1943 гг. являлся Пётр Григорьевич Гребнев [7, л. 134]. Будущий авиатор родился в деревне Большое Коровино Кирилловского района Вологодской области и был призван в Красную Армию 4 октября 1918 года. П.Г. Гребнев руководил 2-й ЧВАШ до июня 1943 года, затем командовал 218-й бомбардировочной авиационной дивизией [8]. Он был

награжден орденами Красного Знамени, Ленина, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

С 1944 по 1948 гг. 2-е ЧВАУ возглавлял полковник Аркадий Зиновьевич Орадовский. Этот известный летчик родился в селе Зозово Липовецкого района Киевской области и был призван в Красную Армию в 1919 году. А.З. Орадовский - начальник Третьей военной школы летчиков и лётчиков-наблюдателей им. К.Е. Ворошилова в Оренбурге с января 1936 года по апрель 1937 года. Приказом Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова в 1936 году А.З. Орадовского наградили именными золотыми часами в связи с 15-летним юбилеем военной школы летчиков. В 1937 году он стоял во главе организации Мелитопольского военно-авиационного училища летчиков-наблюдателей [9, с. 41-43]. Некоторое время в 1941 году Орадовский был начальником Балашовской военной авиационной школы (Саратовская область). С августа 1941 года он -командир авиационной дивизии. В районе Кривого Рога, Запорожья, Днепропетровска, Днепродзержинска дивизия под руководством А.З. Орадовского с 10 августа по 29 сентября 1941 года подбила и уничтожила 300-350 танков и автомашин группы генерала Клейста, разрушила три переправы через реки Днепр и Мокрая Сура, уничтожила три крупных немецких штаба, 5 артбатарей противника и сбила в воздушных боях 5 истребителей Ме-109. «Этой боевой работой продвижение противника было задержано, что и обеспечило своевременную эвакуацию ряда промышленных предприятий г. Днепропетровска», - отмечалось в наградном листе полковника А.З. Орадовского, представленного к ордену Красного Знамени в 1941 году [10]. Авиатор был награжден орденами Красного Знамени, Ленина, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Для лётной подготовки на 2-м ЧВАУ аэродромный отдел Управления ВВС ЮжноУральского военного округа закрепил за училищем аэродром «Чкалов-1» [11, л. 134]. Климатические условия региона позволяли его использовать максимально. Это подтвердил спустя десятилетия В. Милюков - генерал-майор, заслуженный лётчик СССР, с 1985 года - начальник Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков имени дважды героя Советского Союза И.С. Полбина: «В Оренбуржье, я это всегда говорил и говорю, земля авиационная, здесь ясных солнечных дней в году - почти как на юге, больше трехсот в году! Недаром в войну под одним только Оренбургом одиннадцать аэродромов было. Одиннадцать! Не потому что здесь тыл. Немцев близко нет, а именно из-за погодных условий - уникальных, самых для лётчиков благоприятных. И грунт замечательный. Прошёл, скажем, ночью или даже под утро дождь, а к обеду мы уже летаем. Вода быстро сходила, быстро аэродром подсыхал» [12, с. 181].

Лётная подготовка включала отработку и совершенствование в воздухе техники пилотирования, самолётовождения, боевого применения и тактических приёмов боевых действий экипажей подразделений и частей. При этом основное внимание уделялось повышению лётной выучки и натренированности личного состава. В соответствии с приказом Наркома обороны СССР от 16 октября 1942 года, здесь велась также тщательная отработка техники высшего пилотажа [13, с. 296]. Сложные вопросы теории и практики оперативного искусства анализировались преподавательским составом на конференциях. На них обсуждались вопросы новой авиационной техники и её боевых возможностей, обеспечения тесного тактического и оперативного взаимодействия авиации с сухопутными войсками, борьбы с бомбардировочной авиацией врага и др. Известный советский лётчик Герой Советского Союза А.П. Маресьев в связи с этим писал: «Участвуя на этих конференциях, мы ощущали, как расширяется наш военно-технический кругозор, обогащается опыт» [14, с. 61].

Постоянно проводились массовые мероприятия: лекции, демонстрации кинофильмов, концерты. Много внимания уделялось развитию художественной самодеятельности. Часто курсанты выступали на оренбургских подмостках. Например, в июне 1944 года в госпиталях, в Доме Красной Армии шла опера «Запорожец за Дунаем» [15]. Гостями авиаторов стали артисты эвакуированного в Чкалов Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета [16, л.л.192-200; 17]. Композитор М.И. Чулаки в 1944 году прочел для курсантов цикл лекций по истории русской музыки, которые сопровождались выступлениями ведущих мастеров оперного искусства [18, с. 140].

Выпускники училища систематически поддерживали связь с преподавательским составом и после завершения своего обучения. В своих письмах они делились полученным боевым опытом,

рассказывали о тактике немецких войск, советовали на какие вопросы боевой подготовки следует обратить внимание при обучении курсантов.

По данным Р.В. Стрельца школа (с 1943 г. - училище) отправила на фронт: в 1942 г. - 569 специалистов, 1943 г. - 954, 1944 г. - 555. Всего здесь прошли обучение 2078 человек, хотя планировалось выпустить 2890. Выполнение задания достигло 71,9% [19, с. 120]. Однако издание «Советская авиация в Великой Отечественной войне в цифрах», вышедшее в 1962 году, содержит другие сведения: в 1941 году велась подготовка 1477 лётчиков (по плану - 1500). В 1942 году фронту дали 569 летчиков (по плану -1150), а в 1943 году было выпущено 907 специалистов (по плану - 1150). В 1944 году здесь получили специальность 687 (по плану -1150), а в 1945 году 56 (по плану - 220) летчиков. Итак, советскую авиацию пополнили 3696 лётчиков (по плану - 5170). Выполнение плана составило 71,5%. [20].

Заметим, что у каждого выпуска были свои герои, свои легенды, которые обрастали невероятными подробностями и передавались от одного выпуска другому.

В период с мая 1944 года по май 1945 года в лётных вузах ВВС подготовили 1033 авиационных специалистов из военнослужащих иностранных армий [20]. Во 2-м ЧВАУ в 1944 году организовали занятия для польских авиаторов [21]. Освоили программу 60 лётчиков-наблюдателей [20]. Инструкторы училища считали своим святым долгом как можно быстрее и лучше обучить своих польских друзей. Чрезмерная нагрузка валила инструкторов с ног. Сложность занятий состояла в том, что они велись на русском языке, которым подавляющее большинство курсантов владело плохо. В памяти польских лётчиков навсегда остались «первые полёты с инструктором, первые трудности в воздухе, неуверенность новичка и последующий успех, когда машина становится послушной воле лётчика». Заметим, что польские летчики, другие авиационные специалисты приобрели квалификацию в Тамбовском, Борисоглебском, 2-м Вольском авиационных училищах и других авиационных школах [22].

22 июля 1943 года с Григорьевского аэродрома под Рязанью впервые поднялся в воздух учебный самолёт, пилотируемый польским лётчиком. В этот день начала проходить обучение 1 -я польская истребительная эскадрилья, сформированная в Советском Союзе. Выпускников советских школ из числа поляков направляли в польские авиационные полки. Польские лётчики, обучавшиеся в чкаловских школах, стали «символом сцементированного кровью польско-советской дружбы и боевого братства по оружию» [23, с. 6]. Для сравнения приведём следующие данные: в Энгельской ВАШП подготовили 49 пилотов на Пе-2, в 1-й Чкаловской ВАТТТП - 46 пилотов на Ил-2, в Качинской ВАШП - 68 пилотов на Як-3.

Привлекает внимание высказывание майора Волкова - героя книги, посвящённой 1 -му польскому истребительному полку: «... Польская армия пока располагает небольшим количеством лётчиков... Поэтому ей надо помочь. Польские курсанты уже обучаются в наших летных училищах. ». Здесь шла речь и о чкаловских авиационных школах.

На фронте выпускники 2-й ЧВАШ (с 1943 г. - ЧВАУ) смело и отважно вступали в бой с врагом и наносили ему серьёзный урон. В том числе и благодаря их метким ударам были уничтожены лучшие германские асы, хваставшиеся своими победами в Западной Европе. Воспитанники вуза героически сражались не только в воздухе, но и на земле. Одна страница летописи 2-й Чкаловской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров особенно поражает современников. В первые годы войны 30193 курсантов школ пилотов командировали на пополнение частей. Школы стрелков-бомбардиров направили 6988 курсантов [20]. Не стала исключением и 2-я ЧВАШ. Из курсантов в 1942 году сформировали маршевые роты, батальон особого назначения. Овладев в короткий срок стрелковым оружием и тактикой общевойскового боя, курсанты влились в ряды бойцов Воронежского фронта.

У хутора Ключи Воронежской области в июле 1942 года сложили головы более трехсот курсантов-чкаловцев, с беззаветной храбростью сражавшихся против врага. Хутора Дракино, Репьёвка, Бутырки, село Круглое - здесь держал оборону 232-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон, в составе которого входили четыре пулемётные роты, сформированные из курсантов. Четвёртая рота заняла позицию у хутора Ключи. Оренбуржцы не забудут героев, павших на поле брани во имя свободы. Именно они приняли на себя основной удар врага. 4 июля 1995 года на взгорье у Малых Ключиков перед хутором Ключи установили памятный знак [24].

2-я Чкаловская военная авиационная школа (с июля 1943 г. - училище) подготовила сотни воздушных бойцов. В ней воспитывались многие из тех, кто героическими подвигами прославил Советскую Родину, кто в воздушных боях уничтожил много «хваленых» немецких асов.

В сложных военных условиях 2-я Чкаловская военная авиационная школа (с 1943 г. -училище) справилась с задачей подготовки специалистов, пополнив Военно-воздушные силы страны необходимыми кадрами, внеся свой достойный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне. Выпускники училища вместе с другими лётчиками надёжно обеспечивали операции сухопутных войск на огромном советско-германском фронте, растянувшемся от Баренцева до Черного морей.

18 апреля 1958 года 2-е ЧВАУ было переименовано в Оренбургское военное авиационное училище штурманов, а в 1959 году - в Оренбургское военное авиационное училище штурманов ВВС. В 1960 году личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов влились во вновь созданное Оренбургское высшее военное авиационное училище [9, с. 178].

Исследователям, изучающим историю 2-й Чкаловской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров (с 1943 г. - 2-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков-наблюдателей), еще предстоит рассмотреть многие малоизученные страницы её летописи.

Литература и источники

1. Оренбургские крылья Родины. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2011.

2. Центральный архив Министерства обороны РФ. (Далее - ЦАМО РФ). Ф. 60393. Оп.1. Д.35

3. См.: Самолёты победы. - М.: Машиностроитель, 2005.

4. См.: Советская военная энциклопедия. - М.: Воениздат, 1976.

5. СимаковВ.Л., ШипиловИ.Ф. Воздушный флот страны Советов. - М.: Воениздат, 1958.

6. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф.6040. Оп.35985. Д.82.

7. Оренбургский государственный архив социально-политической истории. (ОГАСПИ). Ф.371. Оп.7. Д.622.

8. Акт №20 от 25 сентября 1945 г. Главного Управления Гражданского воздушного флота. Подписан начальником ГУ ГВФ маршалом авиации Ф.А. Астаховым.

9. КопыловИ.С., Лазукин А.Н. Райкин Г.Л. Оренбургское лётное. - М.: Воениздат, 1976.

10. ЦАМО РФ. Ф.33. Оп.682525. Д.21.

11. ОГАСПИ. Ф.371. Он. 7. Д.622.

12. Милюков В. Пока есть время // Гостиный двор. - 2000. - №8.

13. ТимоховичИ.В. В небе войны.1941-1945. - М.: Воениздат, 1986.

14. Маресьев А.П. На Курской дуге. - М.: Воениздат, 1960.

15. Якуб. Онера на курсантской сцене // Сталинец. 1944. 9 июня.

16. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) Ф.330. Оп.2. Д.82.

17. Ленинградский Малый театр онеры и балета: сборник материалов к 50-летию театра: 1918-19б8. - Л.: Музыка, 1968. - 220 с.

18. ФёдороваА.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1995.

19. Стрелец Р.В. Организация Южно-Уральского военного округа и его роль в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны. - Оренбург: Изд-во Оренб. гос. пед. ун-та, 2004.

20. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. - М., 1962. - Текст электронный.

21. ЦАМО РФ. Ф.60393. Оп.35915. Д.95.

22. Любимский Л.А. Помощь Советского Союза в подготовке кадров для авиации народного Войска Польского в 1943-1945 гг // Украшське словянозавство. - Львов, 1972. - Вып.6 (На польском языке)

23. Монастырский А. Лобач З. Шашечки и звёзды. Перевод с польского. - М.: Воениздат, 1977.

24. Гашимова Т. Последний бой четвертой роты // Коммуна. Репьёвский район. - 2012. - 20 июля.

References and Sources

1. Orenburgskie kryl'ya Rodiny. - Orenburg: Pechatnyj dom «Dimur», 2011.

2. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony RF. (Dalee - CAMO RF). F. б0393. Op.1. D.35

3. Sm.: Samolyoty pobedy. - M.: Mashinostroitel', 2005.

4. Sm.: Sovetskaya voennaya enciklopediya. - M.: Voenizdat, 197б.

5. Simakov V.L., SHipilov I.F. Vozdushnyj flot strany Sovetov. - M.: Voenizdat, 1958.

6. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony RF (CAMO RF). F.6040. Op.35985. D.82.

7. Orenburgskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii. (OGASPI). F.371. Op.7. D.622.

8. Akt .№20 ot 25 sentyabrya 1945 g. Glavnogo Upravleniya Grazhdanskogo vozdushnogo flota. Podpisan nachal'nikom GU GVF marshalom aviacii F.A. Astahovym.

9. Kopylov I.S., Lazukin A.N. Rajkin G.L. Orenburgskoe lyotnoe. - M.: Voenizdat, 1976.

10. CAMO RF. F.33. Op.682525. D.21.

11. OGASPI. F.371. Op. 7. D.622.

12. Milyukov V. Poka est' vremya // Gostinyj dvor. - 2000. - №8.

13. Timohovich I.V. V nebe vojny.1941-1945. - M.: Voenizdat, 1986.

14. Mares'ev A.P. Na Kurskoj duge. - M.: Voenizdat, 1960.

15. YAkub. Opera na kursantskoj scene // Stalinec. 1944. 9 iyunya.

16. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Sankt-Peterburga (CGA SPb) F.330. Op.2. D.82.

17. Leningradskij Malyj teatr opery i baleta: sbornik materialov k 50-letiyu teatra: 1918-1968. - L.: Muzyka, 1968. - 220 s.

18. Fyodorova A.V. Orenburg v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - Orenburg: Orenb. kn. izd-vo, 1995.

19. Strelec R.V. Organizaciya YUzhno-Ural'skogo voennogo okruga i ego rol' v podgotovke voennyh kadrov v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. -Orenburg: Izd-vo Orenb. gos. ped. un-ta, 2004.

20. Sovetskaya aviaciya v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. v cifrah. - M., 1962. - Tekst elektronnyj.

21. CAMO RF. F.60393. Op.35915. D.95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Lyubimskij L.A. Pomoshch' Sovetskogo Soyuza v podgotovke kadrov dlya aviacii narodnogo Vojska Pol'skogo v 1943-1945 gg // Ukrains'ke slovyanozavstvo. - L'vov, 1972. - Vyp.6 (Na pol'skom yazyke)

23. Monastyrskij A. Lobach Z. Shashechki i zvyozdy. Perevod s pol'skogo. - M.: Voenizdat, 1977.

24. Gashimova T. Poslednij boj chetvertoj roty // Kommuna. Rep'yovskij rajon. - 2012. - 20 iyulya.

ФЁДОРОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии Оренбургского государственного аграрного университета (publcentr@mail.ru).

FEDOROVA ALLA V. - Doctor of History, Professor of the Department of History and Philosophy of the Orenburg State Agrarian University (publcentr@mail.ru).

УДК 94(47).084.8:796-055.2 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-1-62-67

ФОМЕНКО М.В., МАРМАЗОВА Т.И., ХИЖНАЯ А.В., УГРЮМОВА М.В. РОЛЬ ЖЕНЩИН-СПОРТСМЕНОК В РАЗВИТИИ СОВЕТСКОГО СПОРТА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД И В ГОДЫ ВОЙНЫ

Ключевые слова: советский спорт, Великая Отечественная война, СССР, женщины-спортсмены, женщины-тренеры, спортивный подвиг.

В статье повествуется о женщинах-спортсменах довоенного периода, которые смогли достичь высоких результатов в спорте. После начала Великой Отечественной войны многие из них использовали свои достижения для участия в борьбе с врагом. Их ждали разные судьбы. К примеру, Петрова Нина Павловна и Кулакова Любовь Алексеевна в числе первых ушли на фронт и уже там реализовывали свой спортивный талант. Они не вернулись с фронта, посмертно получив высокие награды за защиту Отечества. Гладкова (Кусова) Валентина Андреевна и Матвеева (Кисленко) Элеонора Наумовна остались в блокадном Ленинграде, и всю войну обороняли город. Пенязева Антонина Григорьевна и Барышникова Таисия Васильевна продолжили спортивную деятельность в качестве тренеров, осуществляя подготовку солдат к суровым условиям войны, прививая им необходимые навыки, а в послевоенные годы воспитывали новых чемпионов, олимпийцев, мастеров - гордость советского спорта. Благодаря этим подвижникам спортивный мир открыл имена уже нового поколения советских спортсменов.

FOMENKO, M.V., MARMAZOVA, T.I., RHIZHNAYA, A.V., UGRYUMOVA, M.V. THE ROLE OF FEMALE ATHLETES IN THE DEVELOPMENT OF SOVIET SPORTS IN THE PRE-WAR PERIOD AND DURING THE WAR

Key words: Soviet sport, Great Patriotic War, USSR, female athletes, female coaches, sports feat.

The article tells about female athletes of the pre-war period who were able to achieve high results in sports. After the start of the Great Patriotic War, many of them used their achievements to participate in the fight against the enemy. Different fates awaited them. For example, Petrova Nina Pavlovna and Kulakova Lyubov Alekseevna were among the first to go to the front and already there they realized their sports talent. They did not return from the front, posthumously receiving high awards for the defense of the Fatherland. Gladkova (Kusova) Valentina Andreevna and Matveeva (Kislenko) Eleonora Naumovna remained in besieged Leningrad, and defended the city throughout the war. Penyazeva Antonina Grigoryevna and Baryshnikova Taisiya Vasilievna continued their sports activities as coaches, preparing soldiers for the harsh conditions of the war, instilling in them the necessary skills, and in the post-war years brought up new champions, Olympians, masters - the pride of Soviet sports. Thanks to these ascetics, the sports world has discovered the names of a new generation of Soviet athletes.

Развитие советского спорта в довоенный период тесно связано с преобразованиями, осуществлявшимися в условиях молодого, переживавшего непростой период становления государства. Примечательно, что, несмотря на все трудности налаживания системы управления в стране уже в условиях Гражданской войны и Великой революции [1] практически изначально особое внимание уделялось физическому воспитанию и спорту. Уже в 1922-1924 годах активно создавались спортивные организации в Москве, Петрограде, на Украине, в Закавказье, Татарии, Белоруссии и др. Нередко эти мероприятия проводились при самом непосредственном и активном участии комсомола. Так, первое добровольно-спортивное общество «Динамо» было организовано в 1923 году. Немного позже появились ДСО «Спартак», «Локомотив» и др. С 1927 года работа в сферах физкультуры и спорта вышла на качественно новый организационный уровень. В частности, в стране начали проводиться Всесоюзные физкультурные (летние и зимние) праздники. В 1928 году была проведена Всесоюзная спартакиада. В процессе роста спортивного движения, в 30-е годы в стране начали активно и повсеместно создаваться ДСШ - детские спортивные школы - «Юный динамовец», «Юный спартаковец» и др. В СССР шло становление всесоюзных секций (федераций) по разным видам спорта,

Со временем стали постепенно налаживаться и международные спортивные связи страны Советов. Ее спортсмены, в частности, принимали участие в зарубежных соревнованиях в Париже (1934 г.), Гетеборге (1935 г.), Антверпене (1937 г.). С другой стороны, на состязания в СССР все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.