Научная статья на тему 'СТРУКТУРА АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВУЗА'

СТРУКТУРА АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / адаптивное управление / высшее образование / innovative development / adaptive management / higher education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимов А.М.

Многоаспектность задачи преобразования и инновационного развития вузов предопределяет множественность подходов к её решению, поиск различных вариантов и механиз-мов эффективного управления развитием. При этом внутривузовская система управления не может существовать сама по себе, а используется в составе организационно-педагогических процессов, что должно быть отражено в показателях качества и эффективности системы управления, встроен-ных в эти процессы. В статье предлагается авторская методика дифференциации уровней (состоя-ний) инновационного развития организаций высшего образования в зависимости от их масштаба, исторического и имеющегося потенциала, социально-экономической миссии и стратегических це-лей. Выявлено, что каждому уровню инновационного развития вуза соответствуют характерные управленческие подходы, включающие системно-функциональный, процессный и проектный тех-нологии управления. Определены типичные проблемы, препятствующие инновационному разви-тию современных российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF ADAPTIVE MANAGEMENT OF UNIVERSITY INNOVATIVE DEVELOPMENT

The multidimensional nature of the task of transformation and innovative develop-ment of universities determines the multiplicity of approaches to its solution, the search for various options and mechanisms for effective development management. At the same time, the intra-University management system cannot exist by itself, but is used as part of organizational and peda-gogical processes, which should be reflected in the quality and efficiency indicators of the manage-ment system embedded in these processes. The article offers the author's method of differentiation of levels (States) of innovative development of higher education organizations depending on their scale, historical and existing potential, socio-economic mission and strategic goals. It was revealed that each level of the university's innovative development corresponds to characteristic management approach-es, including system-functional, process and project management technologies. The article identifies typical problems that hinder the innovative development of modern Russian universities.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВУЗА»

УДК 378.11

СТРУКТУРА АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВУЗА

А.М. Галимов

a.galimov@sportacadem.ru

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма г. Казань, Российская Федерация

Аннотация. Многоаспектность задачи преобразования и инновационного развития вузов предопределяет множественность подходов к её решению, поиск различных вариантов и механизмов эффективного управления развитием. При этом внутривузовская система управления не может существовать сама по себе, а используется в составе организационно-педагогических процессов, что должно быть отражено в показателях качества и эффективности системы управления, встроенных в эти процессы. В статье предлагается авторская методика дифференциации уровней (состояний) инновационного развития организаций высшего образования в зависимости от их масштаба, исторического и имеющегося потенциала, социально-экономической миссии и стратегических целей. Выявлено, что каждому уровню инновационного развития вуза соответствуют характерные управленческие подходы, включающие системно-функциональный, процессный и проектный технологии управления. Определены типичные проблемы, препятствующие инновационному развитию современных российских вузов.

Ключевые слова: инновационное развитие, адаптивное управление, высшее образование.

Для цитирования: Галимов А.М. Структура адаптивного управления инновационным развитием вуза. Казанский вестник молодых учёных. 2020;4(4):22-28.

Введение

Высшее образование является ключевым сегментом системы профессионального образования в Российской Федерации и имеет достаточно сложную иерархическую структуру. Эффективное функционирование и устойчивое развитие высшего образования является одной из приоритетных стратегических задач государства и общества, решение которой влияет на конкурентоспособность национальной экономики. На современном этапе инновационного социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется глубокая модернизация системы высшего образования, охватывающая практически все аспекты системы профессионального образования: дидактическую, методическую, нормативно-правовую, материально-техническую, информационную, содержательную, технологическую, институциональную, организационную, управленческую и др.

По мере того как системе высшего образования создаются благоприятные условия для инновационного развития образовательных организаций высшего образования, высшее образование стали рассматривать в качестве «двигателя инноваций». Практически на всех уровнях управления образованием уже сформировалось понимание важности инновационного развития,

22

и теперь основное внимание уделяется тому, как создать соответствующие условия в разнообразных и уникальных образовательных учреждениях. В последние годы появились исследования, позволяющие лучше понять основные подходы создания инновационной и предпринимательской культуры в вузах. При этом, как отмечает группа экспертов, подготовивших «Отчет NMC Horizon: высшее образование — 2017» [4], большое значение имеет отказ от существующего в высшем образовании статус-кво и признание неудачи важной частью процесса обучения.

Актуальность, сложность и многоаспектность задачи преобразования и инновационного развития вузов предопределяет множественность подходов к её решению, поиск различных вариантов и механизмов эффективного управления, что активизирует научные исследования в этом направлении. Применение таких современных подходов и инструментов управления, как процессный и проектный подходы, система сбалансированных показателей, информационные технологии управления, система менеджмента качества, рейтинговые технологии оценки, позволяющих повысить скорость реакции внутренней среды вуза к внешним изменениям, становятся необходимым условием инновационного развития системы подготовки кадров на уровне учебного заведения. Особенно это становится важным в современных условиях, когда, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей (В.И. Загвязинский, В.А. Болотов, Бер-тон, Р. Кларк и др.), состояние изменений в вузах становится устойчивым. В вузе, ориентированном на инновационное развития, где процессы трансформаций приобретают устойчивый характер, создание соответствующей, адаптивной системы управления позволяет обеспечить высокое качество образования и эффективность функционирования организации за счет активизации взаимодействия основных элементов образовательной деятельности и создания единой информационно-аналитической системы.

Целью настоящего исследования является установление уровней инновационного развития современного вуза, а также определение соответствующих этим уровням управленческих подходов.

Материал и методы исследования В исследовании применены методы моделирования, анализа, синтеза, обобщения и наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение Как отмечает американский эксперт Джамиль Салми, до 2012-го года курировавший вопросы высшего образования во Всемирном банке, существуют три главных компонента для создания вуза мирового класса - управление, ресурсы, концентрация талантов [5]. По его мнению, для построения передового университета очень важна управленческая автономия и скорость принятия решений, а также наличие таких факторов, как интернационализация, стратегическое планирование, инновационные подходы в преподавании, специализация, «нишевость» (как вуза в целом, так и отдельно взятой программы).

Социально-педагогические и экономические условия, в которых осуществляются основные виды деятельности в области высшего образования - ис-

следования, преподавание, обучение, обслуживание, воспитание и др. являются самыми разными. Они могут меняться в соответствии с целями, задачами и функциями образования, структурой, составом, уровнем и содержанием деятельности образовательных организаций, а также условиями реализации образовательных программ. При этом, как мы ранее писали, существующая до последнего времени система поддержки инновационного развития вузов не учитывала фактор внешней и внутренней неоднородности российских вузов [3].

В вузе система управления не может существовать сама по себе, а используется в составе организационно-педагогических процессов, что должно быть отражено в показателях качества и эффективности системы управления, встроенных в эти процессы. В этой связи, как отмечают специалисты в области теории управления [2], вопрос обеспечения стабильности показателей качества и эффективности управляемых процессов в условиях инновационного развития сводится к проблеме обеспечения гарантированного качества управляемых процессов при неопределенностях в сигнальной среде функционирования системы, параметров ее функциональных компонентов, задаваемой интервальным или нечетким образом, а также структуры и аналитических описаний модельных представлений. Решение указанной проблемы возможно за счет формирования в вузе адаптивной (самонастраивающейся) системы управления как одного из способов управления в нестабильной ситуации, понимаемой нами как система управления, обеспечивающая компенсацию параметрических, сигнальных, функциональных или структурных неопределенностей объекта управления за счет автоматической подстройки регулятора в ходе рабочего функционирования системы. Другими словами, адаптивная система управления должна уметь самонастраиваться в условиях нестабильных параметров образовательной деятельности за счет интегрированного применения традиционных и инновационных управленческих подходов, обеспечивая инновационное развитие вуза.

Однако остаются открытыми вопросы, на какие управленческие подходы должна опираться адаптивная система управления в вузе как организационно-педагогическая технология обеспечения инновационного развития вуза и какие основные проблемы сегодня препятствуют инновационному развития вузов.

Сегодня множество организаций высшего образования нацелены на инновационное развитие. Это отражается в их стратегиях и программах развития, проявляется в их взаимоотношениях с рынком труда, с реальным сектором экономики, с регионами и инновационной инфраструктурой страны. Однако стратегические цели, приоритетные направления и механизмы реализации инновационного развития в разных вузах, как правило, существенным образом отличаются, демонстрируя тем самым уровень притязаний вуза на место в инновационной системе отрасли или региона (страны). Мы провели анализ стратегических целей и задач развития 12 отечественных вузов различного масштаба, ведомственной принадлежности и расположенных в различных регионах страны. Результаты анализа показали, что, в зависимости от масштаба, исторического и имеющегося потенциала, социально-экономической миссии в различных вузах определяются

различные стратегические цели инновационного развития разного уровня. Это позволило нам осуществить дифференциацию уровней (состояний) инновационного развития организаций высшего образования исходя из их целей стратегического развития (табл. 1). Также нами было обнаружено, что каждой из уровней инновационного развития вузов соответствуют характерные управленческие подходы и механизмы использования или генерирования инновационных решений и технологий.

Таблица 1

Структура адаптивного управления инновационным развитием современного вуза

Цели развития Уровни инновационного вуза Характерные управленческие подходы

Обеспечение высокого качества образования и подготовки кадров на основе применения инновационных технологий Уровень приспособления системы управления вуза к внешним изменениям с целью сохранения возможности достижения определенных целей при интенсивном воздействии внешних факторов Системно-функциональный, позволяющий в рамках единой информационно-аналитической системы осуществить взаимоувязку общих функций управления (планирование, анализ, контроль, принятие решений), со специальной функцией решать инновационные задачи при интенсивном воздействии внешних факторов

Стать участником отраслевой или региональной инновационной системы Уровень коррекции, при которой появляется способность корректировать свою деятельность и целей развития исходя из факторов внешней и внутренней среды Процессный, позволяющий формализовать систему управления по методике «как есть» и совершенствовать по методике «как должно быть»

Стать лидером (отраслевым, региональным, в масштабах страны, мировым) Уровень преобразования, когда вуз приобретает способность преобразовывать внешнюю среду исходя из потенциала своего инновационного развития Проектный, предполагающий применение для реализации задач инновационного развития вуза проектной организационной структуры и методологии «мягкого управления»

Мы обнаружили, в зависимости от определенных целей и принимаемых внутри вуза характерных управленческих подходов можно выделить три уровня инновационного развития вуза, которых можно условно обозначить как уровни приспособления, коррекции и преобразования.

Наиболее примитивной является уровень простого приспособления организации высшего образования к инновационным изменениям внешней среды. Причем такого рода приспособление, как правило, имеет реактивный характер, осуществляется с определенным временным запаздыванием от тенденций реального сектора экономики. В основе разработки и принятия управленческих решений в вузе, находящейся на данном уровне инновационного развития, является использование традиционного системно-функционального подхода.

На втором уровне инновационного развития находятся вузы, которые в качестве целей развития определили становление участником отраслевой или региональной инновационной системы. В таких вузах помимо системно-

функционального подхода активно применяют процессные технологии и информационные системы управления, которые позволяют добиться им коррекции своей деятельности и целей развития исходя из факторов внешней и внутренней среды.

Одной из ключевых особенностей инновационного развития вузов РФ, находящихся на третьем уровне, уровне преобразования, является наличие системных долгосрочных программ развития, в которых обосновывается возможность и необходимость достижения (или упрочнения) лидерства на региональных или отраслевых рынках образования за счет активного генерирования инноваций и применения проектных технологий управления. Причем, в отличие от вузов, находящихся на более низких уровнях инновационного развития, такого рода программы не являются декларативными, формальными, они имеют встроенные механизмы реализации, обеспечены организационными, кадровыми, методическими и иными ресурсами, имеют систему ключевых индикаторов эффективности программных мероприятий в области инновационного развития.

Кроме того, большинство программ стратегического развития вузов, находящихся на уровне инновационного преобразования, утверждены либо Министерством науки и высшего образования РФ, либо иными профильными министерствами и ведомствами, что способствует повышению уровня их адаптивности.

Как указывают некоторые авторы [1], в теории инноваций выделяют два типа инноваций по принципу их внедрения: инновации «сверху» и инновации «снизу». Инновации «сверху» проводятся путем административных методов с использованием управленческих и финансовых каналов учредителей. Решение об инновационном развитии вуза принимается на самом высшем уровне и передается на исполнение вузу. Такое инновационное развитие вуза, как правило, вписано в реформирование системы высшего образования в целом и является частью модернизационных планов государства.

Инновации «снизу» традиционно возникают как реакция на изменения во внешней среде. В ходе инновационного развития «снизу», на основе личных или профессиональных интересов самих участников инновационного процесса, генерируются новые образовательные продукты и технологии, которые могут быть внедрены не только на уровне самого вуза-разработчика, но и могут быть распространены на уровне региона, отрасли или государства.

Вне зависимости от того, как появилась инициатива инновационного развития («снизу» или «сверху»), ключевым условием успешности и эффективности инновационной деятельности вуза является адаптация внутривузов-ской системы управления к новой действительности и обеспечение достижения инновационных целей.

В целом для инновационного развития современных отечественных вузов, по нашему мнению, характерны следующие типичные организационно-педагогические проблемы, которые наиболее полно проявляются на стадиях преобразования или коррекции:

1. Институциональные проблемы, связанные с отсутствием у большинства организаций высшего образования такого локального нормативного акта, как долгосрочная стратегия инновационного развития (которая может выступать в качестве интегрированного элемента общей долгосрочной стратегии развития вуза). В некоторых случаях подобная стратегия в формализованном виде наличествует, но носит сугубо декларативный характер, ее положения не подкреплены действенными организационно-педагогическими механизмами.

2. Организационные проблемы, обусловленные фрагментарностью инновационной деятельности, дисбалансом функций и процессов развития образовательной организации, непроработанностью процедур эффективной патентной защиты создаваемых на базе вуза и учрежденных им дочерних организаций инновационных технологий и т.п.

3. Кадровые проблемы, связанные как с недостаточной подготовленностью отдельных категорий ППС к участию в инновационном развитии и, тем более, активному генерированию инноваций, так и с нежеланием ряда педагогов принимать участие в инновационном развитии в связи с сопряженными с последним дополнительными рисками различного рода.

4. Методические проблемы, проявляющиеся в сложности репрезентативной комплексной количественной оценки эффективности инновационного развития организации высшего образования, недостаточной проработанности методического инструментария совместного применения различных подходов к инновационной модернизации и развития организации высшего образования.

Выводы

Таким образом, нами установлено, что инновационное развитие в зависимости от стратегических целей развития и применяемых управленческих подходов может осуществляться на трех уровнях - уровнях приспособления, коррекции и преобразования. При этом совокупность соответствующих друг к другу стратегических целей, уровней инновационности и управленческих подходов образуют структуру адаптивного управления инновационным развитием вуза. Также описаны организационно-педагогические проблемы инновационного развития вузов, наиболее характерные для уровней преобразования или коррекции.

Литература

1. Акторы образовательных инноваций: ценности и мотивация / Т.Е. Хавенсон, О.Д. Королева, А.А.Лукина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 24 с.

2. Бобцов А.А., Никифоров В.О., Пыркин А.А., Слита О.В., Ушаков А.В. Методы адаптивного и робастного управления нелинейными объектами в приборостроении: учебное пособие для высших учебных заведений. - СПб: НИУ ИТМО, 2013. - 277 с.

3. Галимов А.М. Современные тенденции развития высшего образования // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. Т. 10. № 1 (10). С. 55-67.

4. NMC Horizon Report > 2017 Higher Education Edition (Russian) URL-адрес: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2017-higher-education-edition-russian (дата обращения - 18.11.2018).

5. Salmi J. The Challenge of Establishing World-Class Universities. Washington, DC: TheWorldBank. - 2009.

STRUCTURE OF ADAPTIVE MANAGEMENT OF UNIVERSITY INNOVATIVE

DEVELOPMENT

A.M. Galimov

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism Kazan, Russia

Abstract. The multidimensional nature of the task of transformation and innovative development of universities determines the multiplicity of approaches to its solution, the search for various options and mechanisms for effective development management. At the same time, the intra-University management system cannot exist by itself, but is used as part of organizational and pedagogical processes, which should be reflected in the quality and efficiency indicators of the management system embedded in these processes. The article offers the author's method of differentiation of levels (States) of innovative development of higher education organizations depending on their scale, historical and existing potential, socio-economic mission and strategic goals. It was revealed that each level of the university's innovative development corresponds to characteristic management approaches, including system-functional, process and project management technologies. The article identifies typical problems that hinder the innovative development of modern Russian universities.

Keywords: innovative development, adaptive management, higher education.

For citation: Galimov A.M. Structure of adaptive management of university innovative development. Kazan bulletin of young scientists. 2020;4(4):22-28.

Сведения об авторе

Галимов А.М., Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Российская Федерация. a.galimov@sportacadem.ru

Author of the publication

A.M. Galimov, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia.

a. galimov@sportacadem.ru

Дата поступления 14.08.2020 Принята к публкикации 10.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.