Научная статья на тему 'Системный подход в управлении качеством профессионального образования'

Системный подход в управлении качеством профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СИСТЕМНЫЕ КАЧЕСТВА / ИННОВАЦИОННЫЙ ВУЗ / SYSTEM / THE SYSTEM APPROACH / THE ANALYSIS / THE SYNTHESIS / QUALITY MANAGEMENT / SYSTEM QUALITIES / INNOVATIVE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов А. М.

В статье рассматриваются вопросы применения системного подхода в рамках развития системы менеджмента качества инновационного вуза. На примере диагностики вуза по критериям Всероссийского конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» обосновывается возможность оценки интегративных системных качеств в деятельности образовательного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the application of the systematic approach in the development of quality management of innovative higher educational institutions. Based on the diagnostics of higher educational institutions by criteria of the AllRussia competition «Systems of quality of educational institutions graduates preparation», it is possible to estimate of intergrative system qualities in the activites of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Системный подход в управлении качеством профессионального образования»

А. М. Галимов

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: система, системный подход, анализ, синтез, менеджмент качества,

системные качества, инновационный вуз.

В статье рассматриваются вопросы применения системного подхода в рамках развития системы менеджмента качества инновационного вуза. На примере диагностики вуза по критериям Всероссийского конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» обосновывается возможность оценки интегративных системных качеств в деятельности образовательного учреждения.

Keywords: system, the system approach, the analysis, the synthesis, quality management, system qualities, innovative higher educational institutions.

The article considers the application of the systematic approach in the development of quality management of innovative higher educational institutions. Based on the diagnostics of higher educational institutions by criteria of the All-Russia competition «Systems of quality of educational institutions graduates preparation», it is possible to estimate of intergrative system qualities in the activites of educational institutions.

Совершенно очевидно, что качество образования сегодня становится одним из ключевых условий экономического развития страны. В своем послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 года Президент России Д.А.Медведев упомянул высказывание известного экономиста Василия Леонтьева: «Образование удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. Оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом содействует повышению дохода будущих поколений». Основываясь на таком понимании роли образования, в последние годы государство ведет масштабную работу по реорганизации системы высшего профессионального образования, формируя систему федеральных, национальных и системообразующих университетов, в основе деятельности которых лежит развитие инноваций в области образования и науки.

Что собой представляет современный инновационный вуз, какие средства, приемы и закономерности позволят ему на достаточном уровне качества обеспечить социальный и государственный заказ? Сформулировать ответы на эти вопросы очень непросто. Сложность заключается в том, что даже самое тщательное изучение эффективно работающего и развивающегося вуза не позволяет раскрыть во всей полноте механизм его успеха, поскольку этот механизм обеспечения качества образования выходит далеко за рамки самого учреждения. Поэтому для понимания содержания деятельности современных инновационных вузов необходим не привычный - аналитический метод, а системный подход, фокусирующий внимание не только на отдельных компонентах деятельности вуза, но и на взаимосвязи между этими компонентами.

В современных условиях, в условиях усиления взаимовлияния, взаимозависимости, взаимодействия государства, общества и системы ВПО можно выделить несколько основных характерных особенностей в развитии вузов.

Во-первых, за последнее десятилетие произошло существенное расширение сфер научно-образовательной и иной, приносящей доход деятельности вузов. Конкурентная борьба за сферы влияния в области профессионального образования заставила вузы постоянно искать и открывать новые образовательные программы разного уровня, смещая центр стратегических задач в сторону завоевания новых рынков. Во-вторых, только динамичный, оперативный менеджмент высшего руководства вузов мог обеспечить соответствие темпов развития к быстро меняющимся требованиям общества и государства. В-третьих, расширение сфер и усиливающаяся динамичность деятельности обусловили выстраивание сложной организационно-экономической структуры современных вузов. Таким образом, именно расширяющиеся сферы деятельности, высокая степень динамичности в принимаемых управленческих решениях и сложность организационноэкономической структуры вузов порождают трудности в их изучении, прогнозировании их развития и определении особенностей управления ими.

Указанные особенности, в основном, характерны для университетов нового типа -инновационных университетов. Понятие «инновационный вуз» появилось в системе ВПО сравнительно недавно и в настоящее время не является еще в достаточной степени формализованным и, более того, окончательно сформировавшимся по своему содержанию [1]. Следует отметить, что характеристики инновационного университета во многом эквивалентны характеристикам таких категорий высших учебных заведений, как «предпринимательский вуз», «проектно-ориентированный вуз», «исследовательский вуз» отнесение к которым предусматривает оценку деятельности вуза по некоторым дополнительным параметрам, характеризующим его деятельности в части, относящейся к реализации инновационных научно-образовательных проектов. Очевидно, что характеристиками инновационного вуза должны обладать также федеральные и национальные университеты. Однако, наличие только отдельных, разрозненных проектов не дает основания называть вуз инновационным. Инновационность должна стать обязательной системной характеристикой общего менеджмента вуза, выявление и оценка которой возможны только с помощью системного подхода.

На первый взгляд, основные идеи системного подхода просты и кажутся очевидными. Центральное понятие этой науки - «система» отражает представления о том, что различные элементы, соединяясь, приобретают новое качество, которое отсутствует у каждого из них в отдельности. Именно связи осуществляют перенос свойств каждого элемента системы ко всем остальным элементам.

Системный подход заставляет иными глазами посмотреть и на эффективность функционирования систем: взаимодействие между частями системы оказывается гораздо важнее, нежели результативная работа отдельных ее частей. Это особенно ярко демонстрируется именно в сфере образования, поскольку его выходное качество зависит от эффективности растянутой во времени и строго последовательной деятельности множества субъектов и компонентов учебного процесса. Ни один из элементов сложной системы образования не может быть проанализирован без учета его связей с другими элементами. Попытка изучить деятельность вуза, лишь рассмотрев его отдельные компоненты и направления, обречена на неудачу. Только общий дух коллектива, моральные и материальные стимулы, действующие в вузе в целом, слаженность во взаимодействии подразделений, обусловленные общей стратегией, объясняют результат его работы. Он вызывается интегральным качеством системы в целом, которое отсутствует

у каждой части в отдельности, если части разъединить. Поэтому изучение сложных систем, таких как образовательные системы, требует применения не только методов системного анализа, но и методов системного синтеза, позволяющих выявить системное качество, присущее лишь всей системе в целом.

В современной отечественной системе ВПО можно отметить следующие две процедуры, наиболее ярко раскрывающие сущность системного анализа и системного синтеза. Первая из них - комплексная оценка деятельности вузов, проводимая в рамках государственной аккредитации и лицензирования, основанная на аналитическое изучение показателей вузов по отдельным направлениям деятельности. Вторая - внешняя и/или внутренняя диагностика системы менеджмента качества вуза в рамках участия в конкурсах на премии в области качества или сертификации системы менеджмента качества. Если первая процедура - комплексная оценка деятельности, основывается на системном анализе, как конкретных подразделений (учебно-методического управления, управления научных исследований, отдела кадров и др.), так и отдельных направлений деятельности (учебная работа, научная работа, воспитательная деятельность и др.) и является обязательной государственной процедурой, то вторая процедура направлена на выявление интегративных системных качеств образовательного учреждения и является добровольной общественно-профессиональной процедурой.

Далее рассмотрим особенности выявления системных характеристик вуза на примере участия во Всероссийском конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», проводимом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки с 2000 года. Основными официально заявленными задачами данного конкурса являются: стимулирование деятельности

образовательных учреждений в области самоконтроля качества профессионального образования; разработка предложений и рекомендаций по развитию систем качества в образовательных учреждениях; содействие в развитии систем управления качеством для проведения самооценки деятельности образовательных учреждений и совершенствования процессов контроля качества подготовки выпускников.

По условиям добровольного участия в конкурсе, участники направляют в технический секретариат отчет, содержащий описание деятельности образовательного учреждения по девяти критериям модели конкурса. Оценка по группе критериев «возможности» проводится по двум аспектам: совершенство подхода и его полнота.

При оценке совершенства подхода учитываются:

а) обоснованность - насколько: обоснованы применяемые методы и формы работы; систематически они применяются; эти методы нацелены на предупреждение ошибок; подход ориентирован на потребности заинтересованных сторон;

б) интегрированность - насколько подход: направлен на реализацию политики и стратегии в образовательном учреждении; согласован с другими подходами, которые используются в образовательном учреждении; разрабатываются ли мероприятия по улучшению подходов после анализа и оценки их эффективности; в какой степени применяемые подходы и улучшения этих подходов внедрены в образовательном учреждении.

При оценке полноты подхода учитывается, насколько широко применяются методы и формы работы, относящиеся к определенному критерию, в том числе: на разных уровнях управления; в различных подразделениях и по всем аспектам образовательной деятельности; применительно к соответствующим процессам; применительно ко всем видам образовательной деятельности; системность, т.е. насколько комплексно (структурировано) применяется подход.

Оценка по группе критериев «результаты» проводится по значениям достигнутых показателей, то есть по достижению целей и по полноте охвата этими показателями различных процессов образовательной деятельности образовательного учреждения.

При оценке достижения целей учитываются: позитивные тенденции или

стабильность высоких значений показателей; достижение запланированных целей; сравнение с показателями других образовательных учреждений, включая и лучшие; доказательства того, что результаты обусловлены применяющимися подходами.

При оценке полноты охвата процессов образовательной деятельности образовательного учреждения учитывается: насколько представленные показатели

охватывают все соответствующие процессы образовательной деятельности; охватывают результаты, относящиеся к рассматриваемой составляющей критерия; характерны для образовательного учреждения. Как видим, вышеперечисленные критерии, а также методика оценки отчетов участников конкурса направлены именно на установление взаимосвязей между различными элементами системы менеджмента качества и связываются в целостную, замкнутую систему управления вузом. В центре рассмотренной модели заложена логика, известная в английской аббревиатуре как РАДАР (RADAR: Results, Approach, Deployment, Assessment and Review). РАДАР состоит из пяти элементов: Результаты, Подход, Применение, Оценка и Анализ.

Эта логика утверждает, что любое предприятие (в том числе образовательное учреждение) должно: в рамках определения своей политики и стратегии определить результаты, которых следует достичь; запланировать и разработать комплексный набор подходов для достижения необходимых результатов; систематически применять подходы для обеспечения их полного внедрения; оценивать и пересматривать результаты реализации подходов, основываясь на изучении и анализе достигнутых результатов. Там, где это необходимо, определять, планировать и внедрять совершенствование.

Опыт успешного участия ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарнопедагогический университет» во Всероссийском конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» (ТГГПУ -лауреат конкурса 2009 года) позволяет сделать вывод, что систематическая внутренняя или/и внешняя диагностика системы менеджмента качества по вышеперечисленным критериям позволяет выявлять, оценивать и совершенствовать системные, интегральные качества развивающегося инновационного вуза.

Литература

1. Беляков, С.А. Организационно-экономический механизм устойчивого развития системы ВПО в условиях формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов / С.А.Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 136с.

2. Грудзинский, А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза / А.О.Грудзинский. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. -370с.

3. Комплексная оценка деятельности вуза как инструмент системы менеджмента качества / Сборник информационно-аналитических материалов. Серия «Обеспечение качества высшего образования». Выпуск 9. - Казань: ТГГПУ, 2009. - 175с.

4. http://usr.misis.ru/instruction.html

© А. М. Галимов - первый проректор-проректор по учебной работе ТГГПУ, galimov@tggpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.