Инновационная интегрированная система управления в сфере высшего образования: теоретико-методологические основы формирования (The innovative integrated management system of higher education: theoretical
and methodological bases of formation)
Галимов Алмаз Мирзанурович Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма». [email protected]
Аннотация: В статье обосновывается необходимость развития систем управления в образовательных организациях высшего образования с учетом современных управленческих концепций и подходов. Доказано, что современные системы управления высшим образованием на уровне образовательных организаций высшего образования должны основываться на концепциях инновационного и интегрированного управления. Предлагается концептуальная схема методологического обеспечения формирования инновационной интегрированной системы управления в сфере высшего образования.
Abstract: In the article, the necessity of development of management systems for educational organizations of higher education taking into account modern administrative concepts and approaches is considered. It is proved that modern management systems of higher education at the level of educational organizations should be based on concepts of the innovative and integrated management. The conceptual scheme of methodological providing of innovative integrated management system formation in the sphere of higher education is offered. Ключевые слова: высшее образование, инновация, интеграция, система управления, методологические основы.
Key words: higher education, innovation, integration, management system,
methodological bases.
Введение
В настоящее время, в Российской Федерации, на государственном уровне запущен механизм реформирования организаций высшего образования, направленный на повышение конкурентоспособности российских вузов и их интеграцию в международное научно-образовательное пространство, укрепление научно-образовательной и внедренческой инфраструктуры вузов, создание центров подготовки специалистов и разработки новых технологий и др. Актуальность, сложность и многоаспектность задачи преобразования и инновационного развития вузов предопределяет множественность подходов к её решению, поиск различных вариантов эффективного управления, что активизирует научные и практические исследования в этом направлении.
В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы определены такие цели, как обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики и существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося [3]. По мнению членов экспертной группы Стратегии 2020 по профессиональному образованию основным вызовом текущей ситуации является правильное структурирование профессионального образования и обеспечение его качества [14, 289]. Исходя из этого экспертами предлагаются меры активного реформирования системы профессионального образования при опоре на потребителей: семьи и работодателей [14, 295]. Однако, по мнению некоторых специалистов, предлагаемые меры по реформированию профессионального образования не содержат новаций, а скорее являются
попыткой в очередной раз внести в повестку дня нерешенные за долгие годы вопросы [5].
В то же время, наблюдаемое в последние годы приоритетное бюджетное финансирование ведущих вузов страны, возможно, смогло бы устранить часть некоторых проблем, но исключительно для этого сегмента системы высшего образования. При этом остальная часть вузов продолжит деградировать, причём ускоренными темпами [6]. В этой связи Клячко Т.Л. пишет, «Только с 2005 по 2011 год бюджетное финансирование системы высшего образования в номинальном выражении выросло в 3,4 раза, а в реальном — в 2,0 раза, качество же высшего образования при этом не только не выросло, но снизилось» [6]. Подтверждением данного вывода является и то, что, не смотря на более чем четырехразовое увеличение государственных расходов (в постоянных цифрах 2000 года) на высшее образование в расчете на одного обучающегося за 2000-2011 годы [9], в рейтинге университетов мира, составленном британской компанией QS World University Rankings, общий средний рейтинг российских вузов с 2006 по 2014 год упал на 68 пунктов [11].
Рассматривая высшее образование как составляющее сферы услуг необходимо отметить, что она как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций [1] выступает объектом изучения экономики и управления с точки зрения управленческих отношений, возникающих в процессе формирования и развития системы.
В рамках исследовательских положений парадигм экономической науки, которые рассматривают отдельные аспекты услуг в сфере высшего образования, наиболее актуальными и значимыми являются теоретические и методологические принципы, модели, методы и способы управления системой высшего образования на централизованном (общесистемном), децентрализованном (вузовском) и дополнительном уровнях ее функционирования. При этом на наш взгляд, наиболее проблемным участком исследований является децентрализованный уровень управления в сфере
высшего образования, на плоскости которого находится настоящее исследование.
Следует отметить, что широкий спектр особенностей функционирования образовательных организаций высшего образования, а также их высокая степень динамичности развития не предполагает наличия общей (универсальной) теории управления образовательными услугами в сфере высшего образования, которая могла бы систематизировать имеющиеся методологические и практические подходы к изучению и управлению данной сферой. Более того, по мнению таких ученых, как Петров AM., Карпова Г.А., Хорева Л.В. [10] не существует такой завершенной теории и для сферы услуг в целом.
Тем не менее, задачи определения условий повышения эффективности использования ресурсов для производства услуг в сфере высшего образования определяют актуальность и необходимость разработки теоретико-методологических основ управления услугами высшего образования, которые могли бы стать базой для формирования эффективных систем управления высшим образованием. Актуальность указанной проблемы подтверждается еще и тем, что ее решение делает вклад в развитие идеи path creation — формирования (создания) траектории развития, которая, по мнению ряда исследователей [7], может стать важным основанием для оздоровления российской системы образования через моделирование нового облика системы, адекватной новой экономике и запросам общества.
Концептуальные основы современных систем управления высшим образованием
Прежде всего, попробуем определить концептуальные основы современных систем управления высшим образованием на децентрализованном уровне. Анализ современных исследований в области управления высшим образованием позволяет сделать вывод о наличии таких основных, достаточно хорошо проработанных по отдельности, но пока еще слабо изученных во
взаимосвязи концептуальных подходов, как инновационный и интегрированный подходы в системы управления.
Концепцию инновационного развития образовательных организаций высшего образования можно сформулировать в соответствии с видами инноваций, выделяемыми по областям их внедрения (характеру применения). В этой связи, на наш взгляд, наиболее удобной для применения в сфере высшего образования является классификация групп инноваций, предложенная Каточковым В.М. [4], содержащая такие группы инноваций, как технологические, сервисные (в сфере высшего образования их можно назвать содержательными), организационно-управленческие, социально-экономические и финансовые. Организационно-управленческие инновации, при этом, определяются как совершенствование бизнес-процессов, внедрение новых методов управления, принятия решений, использование новых информационно-коммуникационных ресурсов. Таким образом, можно считать, что характеристиками инновационности обладают системы управления, в которых применяются таких современные подходов и инструменты управления, как реинжиниринг бизнес-процессов, внедрение современных ИТ-решений, внедрение системы менеджмента качества, применение системы сбалансированных показателей, использование проектных технологий организации деятельности. В настоящее время внедрение именно указанных менеджериальных инноваций находятся в повестке дня у большинства ведущих вузов страны.
Принято считать, что сфера образования является одной из отраслей, где производственные процессы наиболее сложны для понимания и исполнения [2], [8]. К этому можно добавить, что не только производственные процессы, но и процессы управления в сфере высшего образования являются чрезвычайно сложными, многоаспектными и разноплановыми. В связи с этим управление высшим образованием на децентрализованном уровне в современных условиях должна осуществляться на основе применения такого концептуального
подхода, как интегрированное управление. Интегрированный подход в управлении в образовательной организации высшего образования предполагает объединения различных видов деятельности в рамках одного управленческого процесса, организации взаимодействия участников различных производственных процессов, комплексной реализации функций и управленческих взаимодействий, внедрения интегрированных
информационных систем, выработка комплексных организационных отношений и др.
Как пишет Стерлигова А.Н., интеграция менеджмента, вызываемая углубляющейся профессиональной дифференциацией, требует исследования механизма данного процесса [11]. Так как структурная дифференциация предполагает выделение подсистем, реализующих те или иные функции в рамках общей системы управления, в рамках концепции интегрированного управления предстоит определить управленческие подходы и модели, интеграция которых могла бы повысить эффективность системы управления. В этой связи, интегрированное применение таких современных подходов и инструментов управления, как процессный подход, система сбалансированных показателей, информационная система управления, система менеджмента качества становятся необходимым условием усовершенствования системы управления образовательными услугами на децентрализованном уровне, дифференцированными по уровням образования и образовательным программам, а также услугами научно-технического и инновационного характера, оказываемыми организацией высшего образования в рамках образовательного процесса. Как видим, инновационный и интегрированный подходы к менеджменту занимают в настоящее время ведущие положения, а формирование понятия «инновационная интегрированная система управления» позволяет рассматривать указанные концептуальные подходы во взаимосвязи в рамках единой системы управления высшим образованием.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что инновационная интегрированная система управления услугами в сфере высшего образования (ИИСУ) должна представлять собой комплекс взаимосвязанных подсистем управления, основанный на активном использовании технологических, организационных, методических достижений научно-технического прогресса во всех сферах деятельности системы высшего образования с целью долгосрочного устойчивого повышения социально-экономической эффективности ее функционирования посредством повышения качества предоставляемых услуг.
Методологическое обеспечение формирования инновационной интегрированной системы управления
Вскрыть логику развития и реализации процессов управления организацией позволяет методологический подход к менеджменту [13]. Формирование инновационной интегрированной системы управления на соответствующей теоретической и методологической основе позволит обеспечить как равновесие между управленческими подсистемами, так и устойчивое функционирование и развитие вуза. Вместе с тем, в специальной литературе недостаточное внимание уделяется исследованию теоретико-методологических вопросов формирования комплексной, интегрированной, основанной на инновационном подходе, системы управления услугами высшего образования на децентрализованном уровне, обоснованию системы сбалансированных показателей и ключевых параметров эффективности, характеризующих такого рода систему. В связи с этим нами предложена концептуальная схема методологического обеспечения формирования инновационной интегрированной системы управления в сфере высшего образования (Рис. 1.).
Инновационная интегрированная система управления в сфере высшего образования должна соответствовать ряду базовых принципов, таких как объективность и транспарентность, реализацию которых можно достичь
применением балльно-рейтинговой системы оценки качества и системы сбалансированных показателей.
Рис. 1. Концептуальная схема методологического обеспечения формирования
инновационной интегрированной системы управления высшим образованием Выполнение принципа преемственности предполагает сохранение и развитие фундаментальной науки, широкой базы подготовки специалистов и иных преимуществ сложившейся системы управления вузом. Принцип приоритета развития человеческого потенциала органично вписывается в современные мировые тенденции гуманизации образования и предполагает
ориентацию на компетентностный подход в подготовке кадров, а также применение системы сбалансированных и ключевых показателей эффективности при управлении образовательной организацией. Принцип долгосрочной экономической эффективности может быть реализован за счет сокращения операционных и трансакционных издержек вуза, а также увеличения чистого денежного потока учреждения высшего образования, что предусматривается внедрением современных управленческих подходов.
В развитие системно-функционального подхода предлагается функциональная модель управления качеством образовательных услуг в учреждении высшего профессионального образования, которая позволяет осуществить взаимоувязку общих (планирование, анализ, контроль, принятие решений) и специальных (определяемых в рамках поставленных целей и задач) функций управления услугами учреждений ВПО в рамках единой системы информационно аналитического обеспечения. Процессная модель управления услугами учреждения высшего профессионального образования, позволяет в рамках единой образовательной парадигмы и соответствующей ей информационной системы интегрировать такие процессы функционирования учреждения высшего профессионального образования, как работа приемной комиссии, планирование учебного процесса, управление контингентом, управление ППС, проведение контроля результатов учебного процесса, мониторинг учебного процесса и система документооборота. Проектная организационная структура внедрения подсистем управления направлена на наиболее рациональное распределение полномочий и ответственности между различными подразделениями вуза. Компетентностная модель дидактической системы профильной подготовки выпускников является концептуальной образовательной основой инновационной интегрированной системы управления услугами учреждения высшего образования в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования. Методология контроля и оценки эффективности системы управления услугами учреждения высшего
образования основана на адаптации принципов сбалансированной системы показателей к специфике услуг образовательного учреждения и включает технологию контроля качества образования на основе балльно-рейтинговой системы, систему показателей эффективности управления услугами образовательного учреждения и методику оценки экономической эффективности предложенной системы управления услугами образовательной организации высшего образования.
Заключение
Таким образом, методологическое обеспечение формирования инновационной интегрированной системы управления услугами высшего образования должно синтезировать положения основных подходов к управлению: системно-функционального, процессного и проектного, а также элементов системы сбалансированных показателей и системы ключевых показателей эффективности. Система управления услугами высшего образования, объединяющая в рамках общей методологии в единую систему указанные управленческие подходы, является инновационной, интегративной как внутренне, так и внешне, масштабируемой, рационально сочетающей технологии централизации и децентрализации управления, что позволит повысить эффективность предоставления образовательных услуг высшего образования.
Библиографический список:
1. Волков А.Е., Кузьминов Я.И. Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики // Образовательная политика. 2009. № 1. С. 32.
2. Галимов А.М., Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Латентно-структурный анализ как методологическая основа проектирования дидактических систем нового поколения // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. №2 (20), 2010 г. - С.249-257.
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
4. Каточков В.М. Инновационные направления развития сферы услуг как фактор экономического роста // Креативная экономика. 2013. № 5 (77). С. 95-101.
5. Клячко Т.Л. Реформы в профессиональном образовании - что нового? // Экономико-политическая ситуация в России. 2012. № 3. С. 56-59.
6. Клячко Т.Л. Тенденции в развитии образования в России // Народное образование. 2012. № 10. С. 23-30.
7. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 008-063.
8. Нижегородцев Р.М. Принципы экономической политики в сфере образования и науки. В сборнике: Региональные инновационные системы: анализ и прогнозирование динамики Материалы шестнадцатых Друкеровских чтений. Под ред. Р.М. Нижегородцева. Новвочеркасск, 2013. С. 3-12.
9. Образование в цифрах: 2014: краткий статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 80 с.
10. Петров А.Н., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Концептуализация подходов к формированию целостной теории услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 1. С. 40-50.
11. Российские вузы в мировом рейтинге QS: динамика движения с 2006 по 2014 годы. URL: http://ria.ru/abitura/20140916/1024124426.html. (Дата обращения - 27.02.2015 г.)
12. Стерлигова А.Н. Важен сам процесс. Процессный подход к управлению как инструмент интеграции деятельности организации // Российское предпринимательство. 2008. № 2-2. С. 91-96.
13. Стерлигова А.Н. Интеграл управления. Интегрированный подход в свете трансформации современных концепций менеджмента // Российское предпринимательство. 2007. № 4-1. С. 155-158.
14. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с.