Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью в вузе: проблемы и перспективы'

Управление инновационной деятельностью в вузе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2068
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / INNOVATION IN EDUCATION / INNOVATION ACTIVITIES IN HIGH SCHOOL / INNOVATION MANAGEMENT IN THE UNIVERSITY / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимов Алмаз Мирзанурович, Кашапов Наиль Фаикович, Маханько Алексей Васильевич

В статье рассматриваются вопросы теории и практики управления инновационными процессами на современно этапе развития высшего образования в России. Определены наиболее острые проблемы, возникающие в результате реализации управленческих процессов в области инновационной деятельности в вузах. Авторами анализируется применимость процессного подхода к управлению инновационной деятельностью, направленного на достижение эффективных результатов и привлечение максимального количества структурных подразделений вуза в процессе осуществления инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галимов Алмаз Мирзанурович, Кашапов Наиль Фаикович, Маханько Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the theory and practice of innovative process at the present stage of development of higher education in Russia. Identify the most critical issues arising from the implementation of management processes in the field of innovation in higher education. The author analyzes the applicability of the process approach to management of innovation aimed at achieving effective results and attract the maximum number of divisions of the university in the process of innovation.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью в вузе: проблемы и перспективы»

Управление инновационной деятельностью в вузе: проблемы и перспективы

Алмаз Мирзанурович Галимов к.п.н., доцент, заместитель проректора по инновационной деятельности Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, (843) 293-57-35 almazga@ramdler. т

Наиль Фаикович Кашапов д. т. н., профессор, проректор по инновационной деятельности Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, (843) 233-78-71 kashnail@gmail.com

Алексей Васильевич Маханько заведующий Научно-исследовательской лабораторией Исследования инженерных и

управленческих систем Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, (843) 221-33-72 alex_m@ksu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы теории и практики управления инновационными процессами на современно этапе развития высшего образования в России. Определены наиболее острые проблемы, возникающие в результате реализации управленческих процессов в области инновационной деятельности в вузах. Авторами анализируется применимость процессного подхода к управлению инновационной деятельностью, направленного на достижение эффективных результатов и привлечение максимального количества структурных подразделений вуза в процессе осуществления инновационной деятельности.

The article deals with the theory and practice of innovative process at the present stage of development of higher education in Russia. Identify the most critical issues arising from the implementation of management processes in the field of innovation in higher education. The author analyzes the applicability of the process approach to management of innovation aimed at achieving effective results and attract the maximum number of divisions of the university in the process of innovation.

Ключевые слова

Инновации в образовании, инновационная деятельность в вузе, управление инновационной деятельностью в вузе, процессный подход.

Innovation in Education, innovation activities in high school, innovation management in the university, process approach.

Введение

В современном обществе, находящемся на пути становления эпохи постиндустриализации, успешное экономическое развитие в наибольшей степени зависит от интенсивных факторов экономического роста, зависящих от активного освоения наиболее прогрессивных достижений отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. В современном мире научно-технический прогресс становится главным фактором долгосрочного роста благосостояния и социальной стабильности страны, а способность к инновационным изменениям является определяющим фактором конкурентоспособности национальной экономики.

Ведя речь об инновационных процессах и тенденциях, существующих в современном обществе, необходимо отметить, что впервые корреляция инновационного развития и значимых научно-технических общественных изменений была замечена Н.Д. Кондратьевым. Исследователь увязал волны изобретений и инноваций с переходом к новому циклу общественного развития. Кондратьев установил, что «перед началом повышательной волны большого цикла, а иногда в самом начале ее наблюдается значительное изменение в основных условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения выражаются в глубоких изменениях техники производства и обмена, которым, в свою очередь предшествуют значительные технологические изобретения и открытия» [1]. По мнению автора, для изменений в области производства (внедрения технических и технологических инноваций) необходимо два условия: 1) Наличие соответствующих научно-

технических открытий и изобретений и 2) хозяйственные возможности применения этих открытий и изобретений.

Сущность инновационных процессов в вузе

Необходимо отметить, что определяющей тенденцией развития практически всех сфер современной экономики во всем мире становится возросшая значимость инновационной деятельности. В настоящее время без применения инноваций в таких сферах как производственная, финансовая, научная, образовательная и др. практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

В современных условиях повышения эффективности производства, усовершенствования образовательной, научной, финансовой и др. сфер можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях и новых видах конкурентоспособной продукции и услуг. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления и т.д. применительно к специфике отечественной экономики создают условия для обновления ее многочисленных сфер деятельности и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции в любой экономической

сфере, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности организации.

Очевидным является тот факт, что подобная переориентация современной экономики на инновационный путь развития всех ее сфер требует переосмысления подходов к системе образовательной деятельности и адаптации их к современным реалиям и требованиям социума, причем наибольшего внимания требует сфера высшего профессионального образования. Именно высшие учебные заведения могут рассматриваться с точки зрения их особой роли в инновационной структуре национальной экономики России и их места в инновационном процессе в масштабах как всей страны, так и отдельных регионов, если предположить, что именно вузы являются источниками возникновения инноваций. На наш взгляд, высшие учебные заведения играют особую роль в инновационной инфраструктуре современной экономики России, прежде всего потому, что профессиональное обучение реализуется как подготовка к инновационной деятельности[2]. Вузы совмещают в себе целый ряд весьма значимых для развития инновационной деятельности ролей: ведущие вузы страны являются кузницей современных профессиональных кадров, обеспечивая молодых специалистов новейшими знаниями в наиболее передовых областях науки, учебными центрами, позволяющими на практике реализовывать и усовершенствовать полученные знания, наукоградами, инновационными центрами и т.д. Именно по этой причине необходимо усовершенствовать, развивать и расширять сферы инновационной деятельности в вузе, а также усовершенствовать систему ее управления, которая, ввиду происходящих трансформаций, требует значительных изменений.

Ведя речь об отечественной специфике управленческих процессов в организации, в том числе и в высшем учебном заведении, необходимо отметить, что сложившаяся в стране ситуация, а именно нестабильное экономическое положение, длительный период выхода из кризисного положения, и, в частности, продолжающиеся несколько последних лет попытки реформирования системы образования делают актуальной необходимость кардинальных изменений, прежде всего, в сфере управления инновационной деятельностью, развитие и усовершенствование которой так необходимо современной системе высшего профессионального образования. Необходимость внедрения инновационной модели управления обусловлена также и новыми социальными требованиями к системе образования: обществу необходимо создание такого механизма устойчивого развития образовательной деятельности, который сможет обеспечить достойное качество обучения на основе сохранения его фундаментальности и в тоже время соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и государства.

Говоря о функционировании вуза, нельзя не отметить, что и в настоящее время, несмотря на многочисленные социальные, экономические, политические и культурные преобразования и потребности общества, превалируют традиционные методы обучения, по-прежнему имеют место традиционные модели и технологии управления, в том числе и инновационной деятельностью, не учитывающие современные возможности и перспективы. В отечественных вузах во многом сохраняется классическая традиционная модель управления всеми сферами научноисследовательской и образовательной работы. Несмотря на предоставление вузам широких прав и академических свобод в последнее десятилетие, государство не оставляет попыток регулирования процессами, происходящими в системе образования. С другой стороны, сами вузы не всегда охотно идут на преобразования, необходимые в изменившихся условиях.

Прежде всего, это связано с попытками внедрения сразу глобальных изменений. Инкорпорируемые инновации касаются, как правило, всей системы управления в целом, не являясь локальными. В результате чего возникают проблемы координации элементов системы. Если они разрешаются неадекватно, крах

внедряемой инновации неизбежен. Поэтому предлагается альтернативный, а именно инкременталистский подход к внедрению инноваций, то есть постепенное их наращивание, при котором адаптация к инновационным преобразованиям происходит значительно легче. В этом случае имеется больше времени и ресурсов на разрешение трудностей. Постепенное наращивание изменений полезно и эффективно в том случае, когда последствия предполагаемых изменений неизвестны или когда ограниченность во времени мешает их тщательному планированию.

Второй причиной неприятия инновационных преобразований может стать чрезмерное давление внешнего окружения. Отсюда следует необходимость в предоставлении учебному заведению самому определять и модель управления инновационной деятельностью, и производить нужные изменения. Но на практике автономия высшего учебного заведения никогда не бывает абсолютной, поскольку включенность его в структуру социальных отношений в настоящее время достаточно высока. И как социальный институт общества, он подчиняется рыночному регулированию, механизмы которого активно начинают действовать в случае предоставления вузом услуг, не удовлетворяющих потребности социума.

Внедрение процессного подхода в управление инновационной деятельностью в вузе

Ведя речь об оптимизации процессов управления инновационной деятельности в вузе, необходимо рассмотреть основные этапы развития и трансформации управленческих моделей, существовавших в высших учебных заведениях. Классической моделью управления процессами можно считать вертикально-иерархическую (функциональную, структурную) модель, длительное время господствующую в системе управления (см. Рис. 1). Принципы ее функционирования были сформулированы еще Ф.Тейлором в начале XX в. Многие учебные заведения в системе высшего образования вплоть до настоящего времени продолжают функционировать именно в рамках данной модели. Ее суть заключается в представлении организации как совокупности функциональных подразделений (дирекций, управлений, департаментов, отделов и т. д.), перед каждым из которых ставятся конкретные стратегические и тактические планы, цели и задачи, реализация которых контролируется с помощью отчетной документации.

Рис. 1. Вертикально-иерархическая (функциональная) модель управления высшего учебного заведения.

Каждое подразделение возглавляет руководитель, наделенный соответствующими полномочиями, единолично отвечающий за работу подчиненных. Его вертикально-нисходящие распоряжения, передаваемые по цепочке сверху вниз обязательны для выполнения всеми нижестоящими сотрудниками и отделами. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. Подобная управленческая система предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственное руководство.

Всех сотрудников вуза, действующую в рамках функциональной управленческой модели инновационной деятельностью, в целом, исходя из исполняемых ими обязанностей, можно дифференцировать на три основные категории: руководители, специалисты и исполнители. Руководители - это лица, выполняющие главную функцию и осуществляющие общее руководство в области инновационной деятельности. Специалисты - лица, выполняющие основную функцию и занятые анализом информации и подготовкой решений по различным аспектам инновационной деятельности. Исполнители - это лица, выполняющие вспомогательную функцию, например, работу по подготовке и оформлению документации, материалов и др.

Принципы, на которые опирается функциональная управленческая модель, идентичны предложенным М. Вебером в рамках концепции рациональной бюрократии [3]:

а) Иерархичность уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим уровнем и подчиняется ему;

б) Соответствие полномочий и ответственности работников управления месту в иерархической системе;

в) Разделение труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;

г) Формализация и стандартизация деятельности, обеспечивающие однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

д) Обезличенность выполнения работниками своих функций;

е) Отбор, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

В числе наиболее острых проблем, возникающих в результате реализации управленческих процессов в области инновационной деятельности в вузе на базе данной модели, нами могут быть отмечены следующие: а) наличие сложных, многоуровневых связей в вузе, что приводит к замедлению процессов реализации его деятельности; б) возникновение конфликтов между исполнителями различных структурных подразделений и уровнями иерархии, в результате частичной потери или искажения информации в процессе ее нисходящей вертикальной передачи; в) отсутствие возможности быстрого доступа к информации, находящейся в ведении различных организационных структур; г) угроза возникновения «круговой поруки» и возможности переложить ответственность на иную структуру; д) неполнота и недостаточная достоверность консолидированной отчетности в результате возможной частичной потери и искажения информации в процессе передачи от одной организационной структуры к другой; е) затрудненная координация деятельности многочисленных организационных структур. Также к числу проблем, связанных с уменьшением эффективности результатов инновационной деятельности вуза при применении функциональной модели управления, мы считаем необходимым отнести специфические особенности самих инновационных процессов, а именно: а) нелинейность инновационной деятельности; б) распределенность инновационной деятельности по времени и по подразделениям; в) проектная

сущность инновационных процессов; г) многофакторность управленческих воздействий; д) ориентация на конкретный рынок и др.

В связи с подобными проблемами, присутствующими в системе управления инновационной деятельностью вуза, ориентирующейся на функциональную модель, а также с общими экономическими, политическими, культурными и социальными тенденциями развития сфер общественной жизни, а именно возрастающей конкуренцией, постоянным усложнением и изменением законодательства, появлением новых продуктов, изменением (усложнением) организационной структуры и т.д., возникла потребность в новых подходах, способных реально увеличить эффективность функционирования учебного заведения в быстро изменяющихся условиях социальной среды. На наш взгляд, в данном случае целесообразно вести речь о процессном подходе к управлению инновационной деятельностью, направленном на достижение эффективных результатов и привлечение максимального количества структурных подразделений вуза в процессе осуществления инновационной деятельности (см. Рис. 2).

Рис.2 Процессная модель инновационной деятельности Казанского Федерального Университета

В рамках данного подхода управленческую систему предлагается рассматривать как совокупность составляющих ее процессов. В этом случае управление инновационной деятельностью осуществляется с точки зрения процессов, происходящих в рамках инновационной деятельности, а не с точки зрения функционирования многочисленных отделов.

Мы можем выделить три необходимых составных элемента, определяющих эффективную работу любой деятельности, в том числе инновационной, при использовании процессного подхода к управлению:

а) проектный подход, иными словами это механизм, управляющий деятельностью организации и происходящими в ней бизнес-процессами посредством технологий управления проектами;

б) интегрированная информационная система управления бизнес-процессами (ИИСУБП), наиболее подходящая для осуществления специфической деятельности организации, обеспечивающая достижение целей и реализацию стратегии;

в) процессная среда (окружение), позволяющая ИИСУБП эффективно функционировать и гарантировать реализацию поставленных целей.

Мы считаем, что инновационная деятельность в вузе полностью соответствует признакам проектного управления. Проект, как объект управления, имеет следующие отличительные признаки:

1. Признак изменений

2. Признак ограниченной конечной цели

3. Признак ограниченной продолжительности

4. Признак ограниченности бюджета

5. Признак ограниченности требуемых ресурсов

6. Признак новизны для предприятия, которое реализует проект, и для рынка предполагаемого спроса на создаваемый в проекте продукт

7. Признак правового и организационного обеспечения

8. Признак разграничения с другими проектами предприятия

Основным отличием проектного управления инновационной деятельностью, осуществляющим регулярную, повторяющуюся, цикличную деятельность, является однократность т.е. нецикличность деятельности.

Ведя речь о процессной среде, мы имеем ввиду окружение, являющееся базовой платформой любого эффективного процессного управления и включающее в себя такие категории и системы, как правильно организованная структура организации, достаточное ресурсное обеспечение, существующая система стандартизации, системы отчетности, управления качеством и т. п. [4]

Необходимо отметить, что вышеуказанные элементы в настоящее время уже успешно внедрены во многих вузах. В качестве примера реализации проектного подхода можно привести выполняемые вузами внешние и внутренние гранты и НИОКР. Процессная среда в них также сформирована и функционирует на базе регламентов, должностных инструкций, прописанных бизнес-процессов, систем управления качеством, корпоративных информационных систем и интеграционных платформ.

Наиболее же значимую функцию при процессном подходе к управлению инновационной деятельностью выполняет ИИСУБП, являясь исполнителем и контролером бизнес-процессов. Необходимость в системе, реализующей управление бизнес-процессами, возникает после того как заданы цели, определены стратегии и подготовлена среда (окружение) для эффективного функционирования. Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время немногие вузы внедряют ИИСУБП в управленческий процесс, что может быть связано с рядом факторов, однако, прежде всего, с имеющимися техническими и технологическими ограничениями возможностей вузов. При этом, определяющим для современного вуза является внедрение инновационной жизнеспособной организационно-управленческой модели, в связи с чем становится актуальной разработка принципиально новых и научно обоснованных подходов к организации управления образовательными, научными, научно-практическими и инновационными процессами. Подобная управленческая модель должна быть способна эффективно функционировать в условиях открытого информационно-образовательного пространства, обеспечивать генерацию новых знаний и технологий.

В настоящее время, в Казанском (Приволжском) федеральном университет выполняется проект по созданию системы процессного управления проектами инновационной деятельности в вузе.

Содержание работ по данному проекту заключается в:

■ анализе и обобщении процессной модели инновационной деятельности и проектных принципов управления инновационной деятельностью вуза;

■ анализ возможности реального применения проектных принципов для управления инновационной деятельностью университета, определение

требований к управлению и разработка системы управления инновационной деятельностью университета; ш построении информационной модели процессного управления проектами инновационной деятельности в вузе с помощью системы бизнес-моделирования Business Studio; ш создании информационной системы процессного управления проектами инновационной деятельности в вузе на базе платформы ISCRA Framework®.

В результате выполнения проекта разработаны система управления банком данных НИР и инновационных проектов (см. Рис. 3.), а также система управления проектами инновационной деятельности (см. Рис. 4).

Рис.3. Пример раздела «Банк данных НИР и инновационных проектов» ИИСУБП КФУ

Рис. 4. Рабочий экраи раздела «Управление проектами» ИИСУБП КФУ

Основной целью проекта является: повышение эффективности инновационной деятельности университета с помощью процессных и проектных принципов управления. Задача проекта - создание системы управления инновационной деятельностью на основе информационной модели проектного управления инновационной деятельностью вуза.

В основу разрабатываемой системы управления заложен следующий функционал:

- построение календарного плана по всем проектам инновационной деятельности;

- привязка ресурсов и стоимости к задачам проекта;

- вычисление критических путей проектов;

- контроль состояния и управление выполнением проектов

- формирование отчетов в соответствии с существующими требования.

Анализ и оценка разработки

Среди бесспорных преимуществ наличия данной системы в управленческом процессе мы можем выделить следующие:

а) ИИСУБП способна существенно повысить эффективность бизнес -процессов, увеличивая скорость исполнения операций (действий в рамках бизнес-процесса), что приводит, в свою очередь, к повышению производительности труда, а сокращение ресурсов на их выполнение - к уменьшению затрат;

б) ИИСУБП позволяет в реальном времени осуществлять контроль достижения результатов в рамках исполнения бизнес-процесса. То есть, при использовании ИИСУБП есть возможность видеть не только, какие результаты достигнуты, но и сам процесс их достижения;

в) Психологическая составляющая использования ИИСУБП, влияющая на эффективность выполнения проектов, так как при мониторинге выполнения бизнес-процессов деятельность фактических исполнителей находится под постоянным прямым наблюдением руководителей, что позволяет свести к минимуму безответственное и халатное отношение сотрудников к своим обязанностям.

В настоящее время практика принятия эффективных управленческих решений должна осуществляться с учетом комплексного использования информационных технологий. ИИСУБП многопрофильного университета, опирающегося на современные инновационные подходы к управлению, становится ключевым фактором принятия и достижения эффективных управленческих решений. В свою очередь, создание интегрированных информационно-аналитических систем поддержки управления научно-образовательной организации, представления результатов ее научных и научно-практических достижений, информационной поддержки учебного процесса и фундаментальных исследований в условиях распределенной гетерогенной вычислительной среды и информационных ресурсов разной степени структурированности является в настоящее время одной из сложных и значимых научно-технических задач.

ИИСУБП любой организации является уникальным произведением науки и практики, несмотря на то, что при ее реализации, как правило, используется набор типовых решений. Это обусловлено уникальностью бизнес-процессов, проектов, человеческих, финансовых и материальных ресурсов организации. Практическая отдача от ИИСУБП определяется тем, насколько она отвечают стратегическим и тактическим целям и задачам вуза.

Современные условия предъявляют высокие требования к качеству отраслевой информационной системы. Мы считаем, что ИИСУБП вуза должна строиться с учетом международных серии стандартов в области управления качеством ISO 9000.

В связи с этим, процессная модель системы управления проектами инновационной деятельности КФУ была разработана с учетом возможности ее применения для построения системы менеджмента качества инновационной деятельности вуза в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008. При разработке процессной модели инновационной деятельности КФУ был применен программный продукт Business Studio, который позволил выполнить основные этапы разработки и внедрения СМК.

Заключение

Можно утверждать, что в настоящее время важнейшим приоритетом социально-экономического развития нашей страны является перевод экономики на инновационный путь развития, что на практике означает эффективное взаимодействие высшего профессионального образования и бизнеса, подготовку высокопрофессиональных кадров, востребованных российской промышленностью.

Достижение подобной цели, несомненно, требует совершенствования системы управления инновационной деятельностью в вузах, модернизации организационной структуры, внедрения новых технологий обучения, создания обучающих образовательных программ, использования современных методов управления и информационных технологий обеспечения управленческих решений. Это, в свою очередь, требует создания дополнительных инновационных инфраструктурных бизнес-единиц, позволяющих осуществлять связи между различными субъектами инновационного процесса, аккумулировать и обрабатывать информацию с целью обеспечения инновационной деятельности. Именно по этой причине развитие инновационной деятельности в вузе в целом и реорганизация процесса управления инновационной деятельностью в частности в настоящее время должна стать одной из приоритетных задач стратегического менеджмента каждого высшего учебного заведения.

Литература

1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. С. 320-321

2. Нуриев Н.К., Галимов А.М., Старыгина С.Д. Системный анализ и исследование операций интеллектуальной деятельности в контексте проектирования дидактических систем нового поколения // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2010. - V.13. - №4. - C.268-299. - ISSN 1436-4522. URL: http ://ifcts.ieee.org/mssian/periodical/i oumal. html (Дата обращения: 15.06.2012)

3. Гармашова Е. П. Развитие теории инновационных процессов // Молодой ученый. 2011. №2. Т.1. С. 90-94.

4. Галимов А.М. Управление профессиональной подготовкой студентов вузов на основе повышения качества образования // Высшее образование сегодня. Издательская группа «ЛОГОС», №12/2009. С. 42-48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.