Научная статья на тему 'Строительство платных автодорог до рекреационных центров Иркутской области с привлечением частных и государственных средств'

Строительство платных автодорог до рекреационных центров Иркутской области с привлечением частных и государственных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА РОССИИ / RUSSIAN INFRASTRUCTURE / RECREATIONAL AREAS / PUBLIC ROADS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конюхов Владимир Юрьевич

На примере Иркутской области рассматриваются связанные с недостаточным развитием автодорожной инфраструктуры вопросы, относящиеся к проблематике развития рекреационных зон. В связи с тем, что государство не всегда в состоянии создать полноценные дорожные сети, обеспечивающие доступ к рекреационным центрам, предлагается альтернативное решение, основанное на привлечении в эту сферу частного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLL ROAD CONSTRUCTION TO IRKUTSK REGION RECREATION CENTERS WITH PRIVATE AND PUBLIC FUNDS INVOLVEMENT

On the example of the Irkutsk region, the paper treats the issues referring to the development problems of recreational areas and associating with the underdevelopment of road network. Due to the fact that the state is not always able to provide full-featured road networks to recreational centers, an alternative solution suggesting the attraction of private capital in this sphere is offered.

Текст научной работы на тему «Строительство платных автодорог до рекреационных центров Иркутской области с привлечением частных и государственных средств»

3. Моральный ущерб [5].

Таким образом, непрерывное образование увеличивает потерянные заработки, снижая эффективность человеческого капитала. Поэтому экономическая целесообразность непрерывного образования человека связана с одним необходимым условием: его доход после очередного обучения должен существенно превышать инвестиции на это обучение. Если инвестирование в образование производит предприятие или государство, то необходимо, чтобы увеличивалась результативность труда. Но общество, осуществляя инвестирование в образование граждан, преследует чаще социальные цели, чем экономические. Здесь имеет место быть отсроченный экономический эффект - преломление социального эффекта через качества человека в суммарный экономический эффект и, в конечном итоге, формирование экономически активного человека.

О том, что современное мировое социально-экономическое развитие выстраивает глобальную экономику знаний, в которой образование, «переплавленное» в человеческий капитал, становится прямым фактором эффективности/конкурентоспособности, свидетельствует спрос глобального рынка труда на интеллектуальные профессии, причем в новом их диапазоне. Наличие такого спроса, т.е. существование качественно нового - чувствительного к знаниям -

рынка труда, подтверждают исследования, где разрабатывается тема интеллектуальных профессий. В подобных исследованиях прямо отмечается, что в настоящее время высок интерес исследовательского сообщества к такому предмету, как роль знаний и обучения в осуществлении профессиональной деятельности. И что этот повышенный интерес обязан изменению качества современных социально-экономических систем, которые строятся сегодня, или должны строиться, как инновационные системы, испытывающие постоянную потребность в новых идеях и новых технологиях. Действительно, инновационный тип современного социально-экономического развития потребовал общей интеллектуализации системы и создал спрос на интеллектуальную работу особого рода, непосредственно связанную с решением практических задач социально-экономического развития системы. Потребовалось, чтобы при общем росте интеллектуальной составляющей труда эта составляющая давала практический выход на уровне фирмы/организации. Так возникло направление менеджмента, называемое менеджментом знаний. В современных условиях инвестиции в образование как систему устойчивого воспроизводства человеческого капитала - это прямые инвестиции в национальную социально-экономическую эффективность.

Статья поступила 30.03.2015 г.

Библиографический список

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. С. 242-277.

2. Скворцов В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. С. 123-131.

3. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: Знание, 2002. С. 88-95.

4. Критика буржуазной теории экономики образования: сб. тр. М.: МГТИД, 1975. 100 с.

5. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996. 800 с.

УДК 658.58

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛАТНЫХ АВТОДОРОГ ДО РЕКРЕАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЧАСТНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

© В.Ю. Конюхов1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На примере Иркутской области рассматриваются связанные с недостаточным развитием автодорожной инфраструктуры вопросы, относящиеся к проблематике развития рекреационных зон. В связи с тем, что государство не всегда в состоянии создать полноценные дорожные сети, обеспечивающие доступ к рекреационным центрам, предлагается альтернативное решение, основанное на привлечении в эту сферу частного капитала. Ключевые слова: государственно-частное партнерство; рекреационные зоны; дорожное хозяйство; инфраструктура России.

TOLL ROAD CONSTRUCTION TO IRKUTSK REGION RECREATION CENTERS WITH PRIVATE AND PUBLIC FUNDS INVOLVEMENT V.Yu. Konyukhov

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

1 Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89148851700, e-mail: kvu@invest3B.com

Konyukhov Vladimir, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: B914BB51700, e-mail: kvu@invest3B.com

214

ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015

1B14-3520

On the example of the Irkutsk region, the paper treats the issues referring to the development problems of recreational areas and associating with the underdevelopment of road network. Due to the fact that the state is not always able to provide full-featured road networks to recreational centers, an alternative solution suggesting the attraction of private capital in this sphere is offered.

Keywords: public-private partnership; recreational areas; public roads; Russian infrastructure.

Дороги страны являются ее лицом, показателем развития и богатства государства.

Технический уровень существующих автомобильных дорог не соответствует современным, а тем более перспективным требованиям развивающейся автопромышленности. Потребительские свойства автомобильных дорог не позволяют полноценно обеспечить пользователей (участников движения), а во многих случаях не отвечают функциональному назначению отдельных автомобильных трасс.

Дорожное хозяйство - важнейший элемент производственной и социальной инфраструктуры России. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием стабилизации, перехода к подъему экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.

В период реформирования экономики и социальной сферы РФ нуждается в продуманной государственной дорожной политике, основанной на особенностях влияния дорожного хозяйства на ход экономических и социальных процессов в стране. Тем более, что именно в этот период ощутимо нарастает дефицит финансового обеспечения дорожного хозяйства и возникает острая потребность в привлечении в отрасль негосударственных инвестиционных ресурсов.

Российские автомобильные дороги находятся, в большинстве случаев, в критическом состоянии. Это обусловлено тем, что ежегодный прирост количества автомобилей составляет 10%, а строительство дорог - менее чем 1%. При этом нужно учитывать, что автомобильный транспорт обеспечивает 77% от общего объема перевозок грузов и 96% пассажиров [1].

Единственным способом стимуляции инвесторов для вложения средств в строительство дорог является введение платы за проезд по трассе повышенной комфортности. В сущности, речь идет о платных дорогах общего пользования. Плата в данном случае исчисляется в фиксированной сумме за один километр пути. Только в таком случае инвесторам будет интересно строить новые качественные дороги.

Следует отметить, что платные дороги являются нормой жизни для большинства высокоразвитых государств. Там дорожным строительством занимаются главным образом частные инвесторы, а государство не принимает в нем практически никакого участия, кроме, разумеется, регуляторной политики [2].

Иркутская область - регион, перспективный для туризма, но на сегодняшний день основной проблемой является то, что добраться до рекреационных центров Приангарья порой затруднительно.

Задача, требующая обсуждения, - форма финансирования проектов.

На данный момент наиболее востребованными

являются государственное, частное и государственно-частное партнерства (ГЧП). С точки зрения строительства автодорог, на наш взгляд, лучше использовать форму финансирования в виде ГЧП.

В качестве основных преимуществ использования форм ГЧП для власти, бизнеса и общества можно рассмотреть следующие:

1. Увеличение эффективности деятельности сторон для достижения общей цели, улучшение государственного управления.

2. Четкое разделение ответственности, сбалансированное распределение рисков (риск передается той стороне, которая способна лучше им управлять).

3. Повышение доступности, улучшение качества работ и услуг.

4. Обеспечение соответствия между целями проекта, запросами потребителей и выполняемыми работами (услугами).

5. Развитие частной инициативы.

6. Применение новейших технологий.

7. Снижение коррупции.

8. Создание гибких (компромиссных) моделей реализации проектов.

Таким образом, основной целью применения ГЧП для органов власти является создание эффективной системы производства общественных благ/услуг, а не традиционное финансирование инвестиционных потребностей. Частный сектор получает доходный, обычно долгосрочный бизнес. Предполагается, что участие государства послужит проекту и обеспечит снижение рисков, но это утверждение, к сожалению, еще требует доказательств в России.

Прежде всего, объектом ГЧП выступает некий проект, обладающий следующими признаками:

1. Улучшение социальной инфраструктуры. Как правило, в рамках ГЧП реализуются проекты по новому строительству (реконструкции, модернизации) объектов капитальных вложений, осуществляемые в общественных интересах или в рамках выполнения функций, ответственность за которые закреплена за органом государственного или муниципального управления, федеральным органом исполнительной власти.

2. Инициаторами и выгодоприобретателями являются административные субъекты и власть.

3. Проекты могут финансироваться частными инвесторами.

4. Проекты ГЧП не располагают прямым бюджетным финансированием как минимум до начала эксплуатационной стадии, поэтому их реализация требует участия частного капитала, который предназначен в уплату различным исполнителям по проекту, а затем инвестор получает от государства или потребителей вложенные в проект средства с определенной нормой прибыли в установленные сроки в соответствии с договором концессии.

5. Проекты должны соответствовать приоритетам социально-экономического развития субъекта РФ или муниципалитета. Приоритеты, в итоге, определяются властью, которая решает, что более насущно -строить объекты оздоровительно-спортивного комплекса или развивать транспортную инфраструктуру.

6. Выгодоприобретатели от проекта несут ответственность по рискам проекта. В связи с высокой ре-сурсоемкостью крупных инфраструктурных проектов, которые финансируются инвестором за свой счет или требуют привлечения дополнительных инвестиций, лица, заинтересованные в результатах, а именно органы власти, обязаны предоставить гарантийные обязательства сторонним организациям, оказавшим поддержку основному инвестору. Для этого государство вправе использовать возможности бюджета, государственной или муниципальной собственности, законодательных решений и прочих публичных преференций, относящихся к компетенции государственного или муниципального управления. В том числе: гарантии погашения кредитов, включение проекта в долгосрочные целевые программы; обеспечение гарантий наличия спроса на услуги, производимые проектом, со стороны публичного заказчика; обязательства по приобретению имущества или имущественных прав по завершении подготовительных проектных работ; присвоение территории инвестиционного рейтинга и его поддержание с целью привлечения сторонних инвесторов; бюджетные кредиты на возвратной и возмездной основах, но на льготных условиях - пониженная процентная ставка, гибкие схемы возврата средств, каникулы по выплате процентов; льготы по уплате налогов и т.д.

7. Отбор частных инвесторов на конкурсной основе.

8. Результаты проекта являются собственностью публичного заказчика.

С другой стороны, форма использования ГЧП имеет некоторые затруднительные моменты, связанные со сложностью подготовки и реализации проекта, длительностью и капиталоемкостью процесса. Поэтому основными из задач по обеспечению эффективного взаимодействия в рамках ГЧП являются: передача лучшего опыта, разработка бесплатной типовой документации, оказание консультационных услуг инициаторам проектов специализированными консалтинговыми структурами. В случае если проект будет недостаточно проработан, частный инвестор может отказаться от выполнения условий договора на невыгодных для него условиях, которые могут проявиться на стадии реализации проекта. Тогда продолжение деятельности по выполнению этапов проекта ложится на плечи выгодоприобретателя - государства, и говорить о бюджетной или иной эффективности такого проекта становится сложно. Если выгодоприобретателю не хватит ресурсов для ввода проекта в эксплуатацию, то, скорее всего, тот будет заморожен, а расходы, понесенные по проекту, будут неэффективны.

В случае развития дорожной сети Иркутского региона государство предоставляет землю под строительство, а частник занимается строительством и об-

служиванием автодороги. И здесь закон о ГЧП должен четко сформулировать алгоритм сотрудничества между государством и бизнесом.

На сегодняшний день закон о ГЧП находится на доработке в Государственной Думе РФ. Наиболее перспективными инструментами ГЧП являются: инвестиционный фонд, банк развития, российская венчурная компания, особые экономические зоны, закон о концессиях.

В данный момент сотрудничество бизнеса и власти сводится к обычным инвестиционным контрактам.

При реализации платных дорог основным законом должен являться федеральный закон о концессионных соглашениях.

Наиболее ярким примером государственно-частного партнерства в России может быть город Санкт-Петербург.

В этом городе реализуются проекты «Западный скоростной диаметр» и «Орловский тоннель». Администрация Санкт-Петербурга смогла организовать комитет, отвечающий за работу ГЧП. Город имеет достаточно средств в бюджете для реализации многих программ, а главное - там удалось подвести под свои проекты законодательную базу.

На сегодняшний день существует рейтинг регионов по реализации ГЧП:

1. Санкт-Петербург.

2. Республика Татарстан.

3. Воронежская область.

13. Москва.

26. Иркутск.

Реализовать ГЧП в Иркутске возможно. Плохих дорог у нас много, и достаточно состоятельных инвесторов, которым не безразличен регион. Многие из них могут вложить средства в развитие туризма на озере Байкал, где первоочередными проблемами станут дороги, нуждающиеся в капитальном ремонте.

В настоящее время при строительстве платных автодорог используется такая форма ГЧП: Build, Operate, Transfer (строительство - эксплуатация - управление - передача). Эта форма может быть опробована при реконструкции трассы Иркутск - Листвянка.

Для того чтобы закон о ГЧП начал работать в городе Иркутске, мы предлагаем:

1. Использовать уже имеющие законодательные инструменты, совершенствуя их.

2. Создать условия для честной конкуренции на тендерах;

3. Исключить коррупционные моменты на всех этапах партнерства;

4. Привлечь профессиональных юристов, формулирующих законы ГЧП, компетентных и опытных сотрудников по обе стороны партнерства.

Последний пункт является одним из приоритетных, который может быть реализован при помощи ИРНИТУ в виде подготовки профессиональных кадров.

Поскольку масштаб строительства платных дорог велик, а опыт подобной деятельности практически отсутствует, в том числе по реализации проектов в рамках ГЧП, логично определить критерии, использу-

216

ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015

1814-3520

емые для оценки эффективности концессионных проектов.

Традиционно в качестве критериев рассматривают следующие:

1. Сроки действия договоров концессии между государством и частным сектором. В данном случае необходимо достижение такого баланса по срокам, чтобы представитель частного капитала получал выгоду при условии наличия бюджетной эффективности для второй стороны договора - государства. Это важно, поскольку подобные проекты остро нуждаются, прежде всего, в государственном софинансировании.

2. Объем и условия предполагаемой государственной поддержки, привлекаемых частных инвестиций.

3. Сроки создания объекта концессии согласно определенным в договоре технико-экономическим показателям.

4. Сроки начала эксплуатации дорог, а также поступления платы за использование в установленном объеме.

5. Использование инновационных технологий при создании и эксплуатации объектов.

6. Результаты технико-экономического показателя обоснования.

7. Необходимость соблюдения требований в области охраны окружающей среды и безопасности проведения строительных работ. В ряде случаев строительство дорог в рекреационных зонах, на особо охраняемых природных территориях, коих в акватории оз. Байкал достаточно, невозможно в принципе в связи с различными запретами и ограничениями либо требует больших затрат с учетом проведения ряда природоохранных и восстановительных мероприятий.

С точки зрения целесообразности процесса коммерциализации дорог, возникают несколько насущных вопросов: сколько будут платить пользователи дорог, как осуществлять оплату и - самое главное - за что? Ответы на эти вопросы заключаются: в привлечении огромных инвестиционных ресурсов, направляемых на строительство дорожного полотна, учитывающего все климатические нюансы нашего региона и обладающего европейским качеством; на создание пунктов

оплаты услуг и определение способов оплаты автомобилистами; на создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасность на дорогах (видеонаблюдение, знаки, разметка, отбойники и т.д.).

Согласно инвестиционному рейтингу регионов, Иркутская область относится на конец 2014 г. к группе Ю5 (средняя инвестиционная привлекательность -второй уровень); иными словами, частные инвестиции в регион привлекаются редко и в небольших объемах, а приоритетными отраслями инвестирования являются сырьевые, в том числе добыча нефти и газа. В этом случае привлечение инвестиций в строительство платных дорог возможно из государственных источников.

Второй проблемой является вопрос уплаты налога владельцами автотранспорта и одновременное взимание с них платы за пользование автодорогами. То есть необходимо на государственном уровне прорабатывать необходимость снижения транспортного налога пропорционально увеличению количества платных автодорог - это непростая задача как со стороны расчетов, так и со стороны законотворчества.

Определение суммы оплаты за проезд по автодороге, определение потенциального потока транспортных средств по такой дороге - еще одна наиважнейшая задача. Инвесторы всегда заинтересованы в скорейшем возврате своих средств, по возможности с обеспечением их наибольшей доходности. Таким образом, строительство платной автодороги - это крупный концессионный бизнес-проект, требующий капитальных вложений, текущих затрат, формирования амортизационного фонда. И, как представляется, частный капитал будет мало заинтересован в реализации таких долгосрочных проектов.

Помимо использования формы ГЧП в строительстве платных автодорог, можно рассмотреть вариант деления платной дороги на отрезки и передачи их частным компаниям в управление. Каждая такая компания должна будет поддерживать свой участок дороги в должном состоянии, устанавливать пункты оплаты - естественно, при осуществлении строгого контроля со стороны государственных органов.

Статья поступила 06.04.2015 г.

Библиографический список

1. Власов С.С. Экономическая эффективность строитель- 2. Как привлечь инвестиции в дорожное строительство ства платных автомобильных дорог в условиях государ- [Электронный ресурс]. URL: http://avtosreda.ru/info/platnye-ственно-частного партнерства: дис. ... канд. экон. наук: dorogi-ili-kak-privlech-investitsii-v-dorozhnoe-stroitelstvo/ 08.00.05. Воронеж, 2006. 154 с. РГБ ОД, 61:07-8/1495. (11.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.