Научная статья на тему 'СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕДИТНОГО АППАРАТА СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1918–1920 гг.'

СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕДИТНОГО АППАРАТА СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1918–1920 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКИ / BANKS / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / NATIONALIZATION / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ФИНАНСОВ / PEOPLE'S COMMISSARIAT OF FINANCE / СОВЕТЫ / SOVIETS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Е.Н.

The article examines the process of developing a unified credit system in the Soviet Republic during the military communism period. The author gives a detail description of nationalization and elimination of different credit institutions of the former Russian Empire pointing out peculiar features of this process at the time of the Civil War.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕДИТНОГО АППАРАТА СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1918–1920 гг.»

ф

демический юридический журнал. - 2003 г. -№ 3 (13) (июль - сент.)

15. Юридическая педагогика: Учебник // Под. ред. В.Я. Кикотя. - М., 2001.

16. Kratcoski P.C. Police Education and Training in a Global Society: Guest Editor's Introduction // Law and Order. - 1985. - № 4.

17. The Police: Methods of Operations and Investigations. - Washington, 1994.

18. Shafer K.H. High-Performance Policing for the 21st Century // The Police Chief. - 1997. - Nov.

19. Police Media Relations: A Course in Mutual Effectiveness // The Police Chief. - 1997. - Nov.

20. Cohrane R, Phillips S. The Training of Community Liason Officers // Southgate P. (ed.). New Directions in Police Training. - L.: Home Office Research and Planning Unit, 1988.

21. Police and Human Rights - Beyond 2000. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.coe.ge (section: Human Rights).

22. Kelly A.V. The Curriculum: Theory and Practice. - L.: Paul Chapman, 1989.

23. Quinet K., Nunn S, Kincaid N. Training police: a case study of differential impact of problem-oriented policing training // Police Practice and Research. - 2003. - Vol. 4. - № 3.

СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕДИТНОГО АППАРАТА СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1918-1920 гг.

DEVELOPMENT OF THE CREDIT SYSTEM IN THE SOVIET REPUBLIC IN 1918-1920

Е.Н. Соколов

В статье рассматривается строительство единого кредитного аппарата Советской республики в эпоху «военного коммунизма». Подробно описана национализация и ликвидация различных кредитных учреждений бывшей Российской империи. Выявляются особенности проведения этого процесса в условиях гражданской войны.

Sokolov E.N.

The article examines the process of developing a unified credit system in the Soviet Republic during the "military communism" period. The author gives a detail description of nationalization and elimination of different credit institutions of the former Russian Empire pointing out peculiar features of this process at the time of the Civil War.

Ключевые слова: банки, национализация, Народный комиссариат финансов, советы.

Keywords: banks, nationalization, People's Commissariat of Finance, Soviets.

Одним из положений экономической программы большевиков перед революцией являлось овладение финансовой системой России. Это означало захват Государственного банка и слияние с ним в кратчайший срок коммерческих кредитных учреждений. Однако этот процесс принял затяжной характер и преподнес большевикам немало сюрпризов.

Процесс национализации кредитных учреждений начался с декрета 14(27) декабря 1917 г., но протекал хаотически. К осени 1918 г. слияние частных банков с Государственным не было завершено даже в Москве и Петрограде, не говоря уже о провинции. Кроме того, в России существовало большое количество других кредитных учреждений, деятельность которых мало чем отличалась от работы акционерных коммерческих банков.

Тормозили работу по созданию единого Госбанка и разногласия среди советского руководства по поводу будущего финансовой системы в пролетарском государстве, которые особенно обострились весной 1918 г. Следстви-

ем этого становится дезорганизация в руководстве национализацией банков. Провинциальные власти, не получая четких инструкций из центра, стали проводить ее самостоятельно, что привело к неразберихе в деле создания единого кредитного учреждения республики.

Положение меняется осенью 1918 г. после назначения наркомом финансов Н.Н. Крестинского. Все споры по поводу банковской системы республики были прекращены. Генеральной линией нового наркома стало объединение всех кредитных учреждений в единый Народный банк.

Н.Н. Крестинский утверждал: «В области национализации банков основная работа была произведена, но она не была доделана». После захвата Госбанка и национализации частных банков остались кредитные учреждения, которые продолжали работать: Московский народный (кооперативный) банк, общества взаимного кредита, иностранные банки, частные земельные банки, городские и губернские кредитные общества. Новый нарком считал

#

$

необходимым уничтожить эту пестроту. Все кредитные учреждения были разделены на не имеющие никакого значения для дальнейшего развития экономической жизни «в нужном направлении» (таковые ликвидировались) и на учреждения, нуждавшиеся лишь в реорганизации (их национализировали) [1].

Пробой сил в проведении новой линии наркома стала проблема Московского купеческого общества взаимного кредита. После декрета о национализации банков это кредитное учреждение развило бурную деятельность, спекулировало товарами и не уступало по объему операций коммерческим банкам, что послужило поводом к его национализации Моссоветом в марте 1918 г. Но Совнарком 22 апреля 1918 г. отменил это постановление [2]. Московские власти не выполнили распоряжение Совнаркома.

Действия Моссовета нашли поддержку в Народном комиссариате финансов. 3 августа 1918 г. в Совнарком была направлена докладная записка члена коллегии Нар-комфина С.М. Закса, где он требовал национализации всех обществ взаимного кредита. Он утверждал, что членами 80% обществ состоит среднее и мелкое городское население и крестьяне. По определению С.М. Закса, это «черносотенно-мещанский состав в городах и определенно кулацкий в захолустных местах». Остальные 20% - капиталисты и спекулянты. Московское купеческое общество взаимного кредита в их числе [3].

31 августа 1918 г. коллегия Наркомфина решает национализировать Московское купеческое общество взаимного кредита [4], и вскоре Совнарком отменяет свое постановление от 22 апреля [5].

Удавшийся опыт с национализацией Московского купеческого общества подтолкнул Наркомфин к более решительным действиям в банковской области. Поворотным пунктом в деле национализации кредитных учреждений республики стали решения коллегии Нар-комфина от 15 сентября 1918 г. Было заслушано несколько докладов. Первым выступал Н.Н. Крестинский с предложением о национализации Московского народного (кооперативного) банка. Коллегия поддержала наркома. Затем был заслушан доклад С.М. Закса о национализации обществ взаимного кредита. Постановили общества не национализировать, а ликвидировать. В связи с этим вопросом была выдвинута идея, которая развязывала Наркомфину руки в деле национализации. Коллегия высказалась за то, чтобы предложить Совнаркому издать постановление, по которому Наркомфин получил бы право проводить национализацию или ликвидацию всех оставшихся кредитных учреждений без издания специальных декретов по каждому из них.

Затем С.М. Закс выступил с докладом о национализации земельных банков и об общественных и городских банках. По первому вопросу решено было рассмотреть его на следующем заседании, а городские и общественные банки ликвидировать. Рассматривалась и проблема земских касс мелкого кредита, а также союзов ссудно-

сберегательных и кредитных товариществ. Их решено было ликвидировать [4].

19 сентября 1918 г. по вопросу о порядке национализации и ликвидации кредитных учреждений в Совнаркоме выступил Н.Н. Крестинский. Заслушав его доклад, Совнарком постановил: 1) признать, что декретом 14 декабря 1917 г. установлен принцип монополизации банковского дела в России; 2) поручить Наркомфину срочно провести «в порядке управления» национализацию (или ликвидацию) всех еще существующих кредитных учреждений [6]. 20 сентября 1918 г. было издано постановление Совнаркома «О неукоснительном проведении в жизнь декрета о монополизации банковского дела» [7]. Таким образом, Наркомфин получил возможность проводить национализацию кредитных учреждений самостоятельно, не дожидаясь декретов правительства.

После постановления Совнаркома Наркомфин и Центральное управление Нарбанка принялись за создание инструкции «О порядке национализации частных банков», которая появилась 19 декабря 1918 г. В начале 1919 г. при Нарбанке создали особый отдел по национализации и ликвидации банков коммерческого кредита.

После появления инструкции ускорилась работа по слиянию частных банков с государственным, прежде всего, в обеих столицах. Процесс ликвидации коммерческих банков в провинции затянулся из-за отсутствия необходимых документов. Некоторые были украдены чиновниками, многие города в период гражданской войны не раз переходили из рук в руки, что приводило к перерывам в работе и утере необходимых материалов. Несмотря на это, к октябрю 1919 г. большинство коммерческих банков было слито с Нарбанком. Но окончательно этот процесс завершился в начале августа 1921 г., когда был составлен сводный ликвидационный баланс [7].

Следующей задачей в области банковского строительства было решить проблемы банков ипотечного кредита, в первую очередь крупнейших - Дворянского и Крестьянского земельных банков. Декрет об их ликвидации появился 8 декабря 1917 г., но работа продвигалась крайне медленно [2]. Ситуация меняется при Н.Н. Крестинском. 24 ноября 1918 г. Наркомфин принимает решение окончательно ликвидировать Дворянский и Крестьянский земельные банки [4]. 30 ноября 1918 г. была создана Центральная ликвидационная комиссия земельных банков («Целикземб»), а на местах организовывались «ликзем-бы». К июлю 1919 г. план был в основном выполнен. Но окончательно ликвидация этих банков завершилась лишь весной 1920 г. [2].

Кроме Дворянского и Крестьянского банков ипотечным кредитованием занимались акционерные земельные банки, городские и губернские кредитные общества, а также городские общественные банки. На заседании коллегии Наркомфина 24 ноября 1918 г. было принято решение о ликвидации этих кредитных учреждений. Соответствующий декрет был утвержден Совнаркомом 24 декабря 1918 г. [8].

Краткосрочное кредитование в России, кроме частных банков, осуществляли общества взаимного кредита, городские общественные банки и банкирские конторы. После декрета 14 декабря 1917 г. они подлежали национализации, но этого не произошло. Причиной послужило то, что не были национализированы средние и мелкие промышленные предприятия, а также предприятия внутренней торговли. Соответственно остались и обслуживавшие их кредитные учреждения. За ними был установлен контроль, в большинство назначены комиссары. Но это не помешало обществам взаимного кредита развить кипучую деятельность. Они спекулировали товарами, буржуазия через «своих людей» в Нарбанке переводила в них свои вклады из бывших частных банков, оттуда зачастую деньги шли за границу через «Лионский кредит» и «Сити-банк», а также в захваченные белогвардейцами и интервентами районы [2]. На коллегии Нар-комфина 15 сентября 1918 г. было принято решение ликвидировать общества взаимного кредита и городские общественные банки.

10 октября 1918 г. издается постановление Нарком-фина о ликвидации обществ взаимного кредита, а в декабре 1918 г. выходит инструкция, определяющая порядок ликвидации этих кредитных учреждений. По инструкции работу предписывалось закончить к 1 февраля 1919 г. Ликвидация городских общественных банков и обществ взаимного кредита приняла затяжной характер. Инструкция Наркомфина требовала удовлетворить малоимущих вкладчиков. Это привело к тому, что финотделы советов погрязли в бумажной волоките, а выдаваемые суммы были ничтожны. Даже к началу 1920 г. была ликвидирована лишь незначительная часть этих кредитных учреждений [8].

Решен был осенью 1918 г. и вопрос об иностранных банках. Первоначально национализировать их большевики не хотели как по соображениям международного характера, так и по соображениям целесообразности [1]. Но скоро выяснилось, что новая власть не может с ними ужиться.

В России формально действовали два иностранных банка: французский «Лионский кредит» и американский «Национальный Сити-банк». Кроме них существовал иностранный по уставу небольшой «Нидерландский для русской торговли банк», открытый 1 января 1917 г. В 1918 г., после отделения от России Польши и Латвии, иностранными банками стали филиалы «Варшавского коммерческого» и Рижского банков [9; 10]. Все они активизировали свою деятельность, несмотря на приход к власти большевиков, скупая все что можно по дешевке.

Решение о ликвидации иностранных банков было принято Совнаркомом 15 мая 1918 г. [11], но никаких конкретных действий за этим не последовало. 24 ноября 1918 г. по предложению Н.Н. Крестинского коллегия Наркомфина вновь решает ликвидировать иностранные банки [1; 8], и эта точка зрения была поддержана правительством. 2 декабря 1918 г. Совнарком постановил ликвидировать иностранные банки [12; 13], но процесс за-

тянулся из-за отсутствия инструкций. Только в конце апреля 1919 г. Наркомфин утвердил правила ликвидации иностранных банков [2].

Более тонкую политику советская власть проводила в отношении кредитной кооперации и ее центра - Московского народного (кооперативного) банка. На кредитную кооперацию большевики не распространили принцип монополии банковского дела. Сделано это было сознательно из-за боязни оттолкнуть от новой власти часть крестьянства, пользовавшегося этими кредитными учреждениями. К концу 1918 г. отношение к кооперации меняется. Вот как причины этой перемены описывает Н.Н. Крестинский: «Но когда мы увидели, что в деревне начался процесс расслоения, мы решились овладеть и Московским банком, зная, что нас в этом поддержит беднота и середняк в деревне» [1].

После национализации частных банков Моссовет назначил в Московский кооперативный банк комиссара. Банкиры на это ответили забастовкой. Моссовет вследствие трудностей с продовольствием пошел на уступки, так как банк кредитовал кооперацию на нужды заготовок. Комиссара убрали и ограничились лишь периодической проверкой документов. Кроме того, Московский кооперативный банк еженедельно получал подкрепление из Нарбанка в размере 1,5 млн руб. Деятельность банка постоянно расширялась. До октября 1917 г. в России имелось 14 его отделений, а в 1918 г. открылось еще 18. За 8 месяцев 1918 г. вклады выросли в 8 раз. Это объясняется тем, что вследствие закрытия частных банков средства буржуазии всеми правдами и неправдами переводились в Московский кооперативный банк, который выдавал деньги без ограничений. Некоторые государственные учреждения и предприятия также соблазнились возможностью бесконтрольного получения средств, размещая денежные ресурсы, полученные по сметам, на счет в Московский кооперативный банк. Банк спекулировал товарами, кредитовал частников, пытался привлечь иностранный капитал [2; 7].

Н.Н. Крестинский считал, что этот банк превратился из кооперативного в капиталистический. Но здесь Нар-комфину «пришлось встать не на путь ликвидации, а на путь национализации», вследствие того, что Московский кооперативный банк был тесно связан с хозяйственной жизнью страны, особенно деревни. Новая власть хотела использовать в своих интересах его аппарат и связи [1]. Поэтому Наркомфин не повел лобовую атаку на банк, а предпочел его постепенное удушение.

В деятельности банка по привлечению средств государственных предприятий и учреждений было выявлено нарушение декрета о единстве кассы, Н.Н. Крестинский поставил вопрос об этом в Совнаркоме. 3 сентября 1918 г. Совнарком принимает декрет, который обязывал все правительственные учреждения и национализированные предприятия держать свои наличные средства только на счетах Народного банка [14].

Московский кооперативный банк должен был в течение 2 недель перевести в Нарбанк 200 млн руб. из 700, имевших-

$

ся на текущем счету. После уплаты по требованиям петроградских организаций 50 млн руб. банк оказался не в состоянии удовлетворить другие требования. Руководство Московского кооперативного банка обратилось в Наркомфин с просьбой открыть ему кредит в 150 млн руб. на 9 месяцев. В ответ Наркомфин предложил банкирам пойти на слияние с Нарбанком, гарантируя возврат акционерам их капитала и сохранение аппарата банка. Правление выразило принципиальное согласие, после чего был открыт кредит в 100 млн руб., что спасло банк от банкротства [2; 7].

На коллегии Наркомфина 15 сентября 1918 г. было решено национализировать Московский кооперативный банк [4]. В конце сентября 1918 г. на заседании ВСНХ с участием представителей Наркомфина принято постановление о слиянии Московского кооперативного банка с Нарбанком. В октябре 1918 г. Наркомфин направил совету банка свой проект соглашения. Банкиры заявили, что этот вопрос может решить только съезд акционеров [2].

На коллегии Наркомфина 6 октября 1918 г. с докладом о результатах совещания с членами правления Московского кооперативного банка выступил С.М. Закс. Решено было предложить правлению созвать общее собрание акционеров 15 ноября 1918 г. Если же последует отказ или проволочка с ответом, то немедленно представить в Совнарком проект постановления о национализации банка [4].

Съезд акционеров, открывшийся, как того требовал Наркомфин, 15 ноября 1918 г. в Москве, высказался против слияния Московского кооперативного банка с Нарбанком. Была избрана делегация к В.И. Ленину. Председатель Совнаркома заявил делегатам, что отказаться от национализации Советская власть не может [7]. После такого ответа делегаты съезда составили свой проект соглашения. Московский кооперативный банк должен был преобразоваться во Всероссийский центральный кредитный союз кооперативов. Ленин очень быстро оценил новый проект: «Перекрашиванием слов можно... накормить или обмануть только дурака. Но "неудача" одной из таких... "попыток" нисколько не колебнет нашей политики...» [15].

Получив поддержку своей линии у Ленина, коллегия Наркомфина 1 декабря 1918 г. одобрила проект декрета о национализации Московского кооперативного банка [8]. 2 декабря 1918 г. декрет был утвержден Совнаркомом. Банк преобразовывался в Кооперативный отдел Нарбанка [16]. Однако, как было и с другими кредитными учреждениями, национализация банка затянулась. Даже в мае 1919 г. Н.Н. Крестинский считал, что в отношении Московского кооперативного банка сделаны лишь первые шаги [1].

Таким образом, можно утверждать, что строительство единой банковской системы Советской республики началось в декабре 1917 г. с национализации акционерных коммерческих банков. Однако Россия обладала разветвленной сетью кредитных учреждений, слияние которых в единый аппарат Нарбанка проходило в течение всего периода «военного коммунизма».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Труды Всероссийского съезда заведующих финотделами. Пленарные заседания. - М., 1919.

2. Атлас М.С. Национализация банков в СССР. -М., 1948.

3. ГАРФ. Ф. 130. - Оп. 2. - Д. 219.

4. РГАЭ. Ф. 7733. - Оп. 1. - Д. 2.

5. РГАСПИ. Ф. 19. - Оп. 1. - Д. 191.

6. РГАСПИ. Ф. 19. - Оп. 1. - Д. 198.

7. Ривкин Б. Финансовая политика в период Великой Октябрьской социалистической революции. - М., 1957.

8. РГАЭ. Ф. 7733. - Оп. 1. - Д. 3; Д. 4.

9. РГАЭ. Ф. 7733. - Оп. 1. - Д. 4.

10. РГАСПИ. Ф. 19. - Оп. 1. - Д. 237.

11. РГАСПИ. Ф. 19. - Оп.1. - Д. 116.

12. Декреты Советской власти. - Т. 4. - М., 1968;

13. РГАСПИ. Ф.19. - Оп.1. - Д. 228.

14. Декреты Советской власти. - Т. 3. - М., 1964.

15. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 37.

16. РГАСПИ. Ф. 19. - Оп. 1. - Д. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.