Научная статья на тему 'СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА КИТАЙ-РОССИЯ-МОНГОЛИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭПИДЕМИИ'

СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА КИТАЙ-РОССИЯ-МОНГОЛИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭПИДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
362
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ" / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР КИТАЙ-РОССИЯ-МОНГОЛИЯ / ОТНОШЕНИЯ КИТАЙ-РОССИЯ-МОНГОЛИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ли Юнхуэй

Данная статья является одним из результатов Программы финансирования стипендиатов фундаментальных исследований 2020 года Проекта финансирования стипендиатов инновационной инженерии Китайской академии социальных наук «Развитие отношений стратегического сотрудничества между Китаем и Россией в Восточной Азии: содержание, проблемы и перспективы». В состав этой статьи включены материалы видеоконференции на тему «Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии», проведенной Китайской академией общественных наук и Китайским исследовательским центром Дальневосточного федерального университета в мае 2020 года. Статья посвящена проблемам и перспективам строительства экономического коридора Китая-Россия-Монголия в ситуации пандемии коронавирусной пневмонии, отмечается, что особенно актуальным вопросом становится определение статуса развития экономического коридора Китай-Россия-Монголия, анализ возможностей и проблем его развития, что может помочь данным странам восстановить экономику после эпидемии. В статье представлен обзор строительства экономического коридора Китай-Россия-Монголия до эпидемии, когда был достигнут значительный прогресс в таких областях, как инфраструктурная связь, возможность беспрепятственной торговли, финансовые потоки, кадровое взаимодействие, строительство международных автомобильных и железнодорожных коридоров и др., рассматривается влияние эпидемии на строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия (резкое снижение общего объема торговли между странами, сокращение финансовых ресурсов и др.), анализируются возможности и проблемы совместного строительства экономического коридора в постэпидемическую эпоху, выдвигаются предложения по продвижению строительства экономического коридора Китай-Россия-Монголия в основных областях сотрудничества: развитие транспортной инфраструктуры и связи, строительство портов, сотрудничество в области производственных мощностей и инвестиций, торгово-экономическое сотрудничество, сотрудничество в области гуманитарных обменов, сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды, а также сотрудничество между приграничными территориями. Экономический коридор Китай-Россия-Монголия должен стать новой сферой регионального экономического сотрудничества, целью строительства должна стать забота о создании общего будущего в Северо-Восточной Азии, создание правовой и институциональной основы для беспрепятственной реализации конкретных проектов сотрудничества в строительстве коридора после эпидемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE CHINA-RUSSIA-MONGOLIA ECONOMIC CORRIDOR IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL EPIDEMIC

This article is one of the results of the 2020 Basic Research Fellows Funding Program of the Chinese Academy of Social Sciences Innovation Engineering Fellows Funding Project “Development of Strategic Cooperation between China and Russia in East Asia: Content, Problems and Prospects”. This article includes the materials of a video conference on the topic “Construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor in the context of the global epidemic”, conducted by the Chinese Academy of Social Sciences and the Chinese Research Center of the Far Eastern Federal University in May 2020. The article is devoted to the problems and prospects for the construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor in the situation of the pandemic of coronavirus pneumonia, it is noted that the determination of the status of the development of the China-Russia-Mongolia economic corridor, an analysis of the opportunities and problems of its development, which can help these countries to restore the economy after the epidemic. The article provides an overview of the construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor before the epidemic, when significant progress was made in such areas as infrastructure communications, the possibility of unhindered trade, financial flows, personnel cooperation, the construction of international road and railway corridors, etc., it considers the impact of the epidemic on the construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor (sharp decline in total trade between countries, reduction in financial resources, etc.) the possibilities and problems of joint construction of the economic corridor in the post-epidemic era are analyzed, proposals are put forward to promote the construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor in the main areas of cooperation: development of transport infrastructure and communications, construction of ports, cooperation in the field of production capacities and investments, trade and economic cooperation, cooperation in the field of humanitarian exchanges, cooperation in the field of ecology and environmental protection, as well as cooperation between border territories. The China-Russia-Mongolia economic corridor should become a new area of regional economic cooperation, the goal of the construction should be to take care of creating a common future in Northeast Asia, to create a legal and institutional framework for the unhindered implementation of specific cooperation projects in the construction of the corridor after the epidemic.

Текст научной работы на тему «СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА КИТАЙ-РОССИЯ-МОНГОЛИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭПИДЕМИИ»

УДК 338

Ли Юнхуэй https://orcid.org/0000-0002-3666-9131

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

Для цитирования: Ли Юнхуэй Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 4 (6). С. 27-54. Б01 10.20323/2658-7866-2020-4-6-27-54

Данная статья является одним из результатов Программы финансирования стипендиатов фундаментальных исследований 2020 года Проекта финансирования стипендиатов инновационной инженерии Китайской академии социальных наук «Развитие отношений стратегического сотрудничества между Китаем и Россией в Восточной Азии: содержание, проблемы и перспективы». В состав этой статьи включены материалы видеоконференции на тему «Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии», проведенной Китайской академией общественных наук и Китайским исследовательским центром Дальневосточного федерального университета в мае 2020 года. Статья посвящена проблемам и перспективам строительства экономического коридора Китая-Россия-Монголия в ситуации пандемии коронавирусной пневмонии, отмечается, что особенно актуальным вопросом становится определение статуса развития экономического коридора Китай-Россия-Монголия, анализ возможностей и проблем его развития, что может помочь данным странам восстановить экономику после эпидемии. В статье представлен обзор строительства экономического коридора Китай-Россия-Монголия до эпидемии, когда был достигнут значительный прогресс в таких областях, как инфраструктурная связь, возможность беспрепятственной торговли, финансовые потоки, кадровое взаимодействие, строительство международных автомобильных и железнодорожных коридоров и др., рассматривается влияние эпидемии на строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия (резкое снижение общего объема торговли между странами, сокращение финансовых ресурсов и др.), анализируются возможности и проблемы совместного строительства экономического коридора в постэпидемическую эпоху, выдвигаются предложения по продвижению строительства экономического коридора Китай-Россия-Монголия в основных областях сотрудничества: развитие транспортной инфраструктуры и связи, строительство портов, сотрудничество в области производственных мощностей и инвестиций, торгово-экономическое сотрудничество, сотрудничество в области гуманитарных обменов, сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды, а также сотрудничество между приграничными территориями. Экономический коридор Китай-Россия-Монголия должен стать новой сферой регионального

© Ли Юнхуэй, 2020

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

27

экономического сотрудничества, целью строительства должна стать забота о создании общего будущего в Северо-Восточной Азии, создание правовой и институциональной основы для беспрепятственной реализации конкретных проектов сотрудничества в строительстве коридора после эпидемии.

Ключевые слова: COVID-19, «Один пояс, один путь», экономический коридор Китай-Россия-Монголия, отношения Китай-Россия-Монголия, экономический спад, региональное сотрудничество, глобализация, инфраструктура.

Li Yonghui

Construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor in the context of the global epidemic

This article is one of the results of the 2020 Basic Research Fellows Funding Program of the Chinese Academy of Social Sciences Innovation Engineering Fellows Funding Project "Development of Strategic Cooperation between China and Russia in East Asia: Content, Problems and Prospects". This article includes the materials of a video conference on the topic "Construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor in the context of the global epidemic", conducted by the Chinese Academy of Social Sciences and the Chinese Research Center of the Far Eastern Federal University in May 2020. The article is devoted to the problems and prospects for the construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor in the situation of the pandemic of coronavirus pneumonia, it is noted that the determination of the status of the development of the China-Russia-Mongolia economic corridor, an analysis of the opportunities and problems of its development, which can help these countries to restore the economy after the epidemic. The article provides an overview of the construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor before the epidemic, when significant progress was made in such areas as infrastructure communications, the possibility of unhindered trade, financial flows, personnel cooperation, the construction of international road and railway corridors, etc., it considers the impact of the epidemic on the construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor (sharp decline in total trade between countries, reduction in financial resources, etc.) the possibilities and problems of joint construction of the economic corridor in the post-epidemic era are analyzed, proposals are put forward to promote the construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor in the main areas of cooperation: development of transport infrastructure and communications, construction of ports, cooperation in the field of production capacities and investments, trade and economic cooperation, cooperation in the field of humanitarian exchanges, cooperation in the field of ecology and environmental protection, as well as cooperation between border territories. The China-Russia-Mongolia economic corridor should become a new area of regional economic cooperation, the goal of the construction should be to take care of creating a common future in Northeast Asia, to create a legal and institutional framework for the unhindered

28

Ли Юнхуэй

implementation of specific cooperation projects in the construction of the corridor after the epidemic.

Key words: COVID-19, "One belt, one way", China-Russia-Mongolia economic corridor, China-Russia-Mongolia relations, economic recession, regional cooperation, globalization, infrastructure.

Введение

Новая коронавирусная пневмония распространилась по всему миру, что не могло не сказаться на экономической ситуации в разных странах: в настоящее время мировая экономика находится в упадке, а мировые цены на нефть резко снизились. Реальный сектор экономики и сфера услуг всех стран сильно пострадали. Предотвращение распространения эпидемии стало главным приоритетом правительств всех стран. Впервые человечество столкнулось с крупнейшим кризисом со времен Первой мировой войны. Поскольку источник нового коронави-руса не обнаружен, коронавирус может поражать страны одну за другой, и трудно предсказать, когда будет достигнут полный контроль над эпидемией. Несомненно, новая ко-ронавирусная эпидемия оказала сильное влияние на региональную и мировую ситуацию, темпы развития мировой экономики переходят в фазу медленного роста, а процесс глобализации оказывается ослаблен. Эпидемия и ее последствия неизбежно приводят к снижению экономического развития и социальной стабильности всех стран. В контексте глобальной эпидемии необходим тщательный анализ текущей ситуа-

ции, планирование дипломатических стратегий и укрепление регионального международного экономического сотрудничества. В связи с этим особенно актуальным вопросом становится определение статуса развития экономического коридора Китай-Россия-Монголия, анализ возможностей и проблем его развития, что может помочь данным странам восстановить экономику после эпидемии.

1. Эпидемия и ее последствия для международной ситуации

Воздействие эпидемии усиливает необходимость институциональных реформ в международном порядке в постэпидемическую эпоху и порождает множество противоречий. С одной стороны, глобальная производственная цепочка корректируется, импульс глобализации подрывается, а настроения ксенофобии, национализма и торгового протекционизма усиливаются; с другой стороны, влияние эпидемии на такие крупные страны, как Китай, Россия и США, которые влияют на международный порядок, отражает различия основных стран, способствует дальнейшей глубокой перестройке международных отношений и международного порядка

29

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

и подчеркивает необходимость регионального сотрудничества.

С одной стороны, характер воздействия эпидемии на Китай, Россию, США и другие страны очень разный. Для Соединенных Штатов выход эпидемии из-под контроля отражает неэффективный характер их внутренней политической системы. Столкнувшись с помощью и давлением своих союзников, США продемонстрировали снижение своего лидерского потенциала в мире. Для России строгий контроль над эпидемией внутри страны отражает необходимость сильной власти; внешне он демонстрирует твердое ядро ее национального государства и ответственность большой державы. Для Китая строгое предупреждение эпидемии и контроль ее распространения по всей стране отражает эффективность национальной системы управления; стратегия реагирования на эпидемию отражает экспортно-ориентированный характер экономики Китая.

С другой стороны, влияние эпидемии на Китай, Россию, США и другие страны практически одинаково. Для Соединенных Штатов эпидемия может вызвать экономический спад и привести к социальным волнениям, расизму и ксенофобии. Особенно стоит проявлять бдительность, поскольку после эпидемии западные страны во главе с США могут активизировать свои усилия по игнорированию Китая, чтобы переложить на него социаль-

ные риски. В этой связи Китаю следует заранее спланировать контрмеры на основе своевременной оценки ситуации. Россия относится к числу ресурсосберегающих стран с более высокой степенью самообеспеченности и меньшей зависимостью от глобализации. Кроме того, она уже много лет подвергается экономическим санкциям, а ее экономика очень устойчива, но она также пострадает от экономического застоя. Что касается Китая, спад в мировой экономике может привести к срыву внешней торговли Китая, что негативно скажется на его экономике.

Наконец, «эпидемический шок» ускорит региональное сотрудничество в постэпидемическую эпоху. Эпидемия не только ставит под угрозу мировую экономику и систему глобального управления, но также представляет огромную угрозу для жизни и здоровья людей во всех странах. Перед лицом этого общего врага всего человечества ни одна страна не сможет позаботиться о себе в одиночку и нуждается в единстве и сотрудничестве с международным сообществом. Таким образом, в постэпидемическую эпоху больше внимания будет уделяться геоэкономическим преимуществам, интеграции технологий, капитала, персонала и товаров в регионе, а роль экономической взаимодополняемости и сотрудничества станет все более заметной.

30

Ли Юнхуэй

2. Последствия глобальной эпидемии для мировой экономики

Что касается экономического шока, вызванного новой коронави-русной эпидемией, карантинные меры привели к экономической стагнации, спрос и предложение развиваются одновременно, глобализация застопорилась, и под угрозой срыва оказалась корреляция производственных цепочек и цепочек поставок. Международный валютный фонд считает, что это будет самый серьезный мировой экономический спад со времен Великой депрессии прошлого века и что как развитые, так и развивающиеся страны войдут в период этого экономического спада одновременно. По мнению экономистов, глобальный экономический спад в 2020 году не может быть остановлен разовыми мерами, а вероятность второй волны эпидемии возрастает, и мировая экономика не будет расти в течение 2 лет. На долю Восточной Азии, Европы и Северной Америки приходится более 70 % мировой экономики, что определяет общее воздействие эпидемии на мировую экономику. Хотя эти районы начали восстанавливать свою экономику и возобновлять работу и производство, синхронное восстановление затруднено из-за блокирования границ.

Что касается Европы, то экономические последствия, вызванные эпидемией, еще больше обнажили и

усилили экономический дисбаланс внутри ЕС. Страны южной Европы, такие как Италия, Испания и Франция, которые имели тяжелое долговое бремя и низкие темпы экономического роста, больше всего пострадали от эпидемии. Квартальные экономические потери достигли 4,7 %, 5,2 % и 5,8 % соответственно, а спрос на финансовую поддержку ЕС был самым высоким. Хотя страны Центральной и Восточной Европы не сильно пострадали от эпидемии, их экономическая база и финансовые возможности намного слабее, чем у стран Западной и Северной Европы. Они также с оптимизмом относятся к финансовой поддержке ЕС. Чтобы спасти экономику стран-членов ЕС, ЕС предложил план «Фонда восстановления» на 30-летний период на общую сумму 750 млрд евро (около 6 трлн юаней) [Ш/Й]. Использование такого большого количества финансовых средств и такого длительного цикла экономической помощи показывает, насколько серьезно эпидемия ударила по экономике ЕС.

Что касается Северной Америки, то в марте розничные продажи в США упали на 8,7 % в марте по сравнению с предыдущим месяцем, что является самым большим спадом за всю историю; спад промышленного производства был самым большим с 1946 года. Во втором квартале экономический спад в США резко сократился, и учреждения прогнозируют рост ВВП в диа-

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

31

пазоне от 10 % до 40 %. Следует особо отметить, что в Соединенных Штатах, по данным министерства труда Соединенных Штатов, опубликованным 8 мая, безработица достигла в апреле 20,5 млн человек, а уровень безработицы достиг 14,7 %, превысив рекорд 1948 года, составивший 10,8 %, что является самым высоким показателем со времен Великой депрессии. По оценкам, реальный уровень безработицы в Соединенных Штатах может быть на 5-10 % выше и будет продолжать расти [ЩШЩ].

Что касается Восточной Азии, то, по данным Всемирного банка, в 2020 году темпы экономического роста в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе замедлились до 2,1 % в соответствии с базовым сценарием развития, однако при худшем сценарии они могут снизиться еще на 0,5 % [ШтЖФшТ^

ьттштт й^я ... ]. в

Юго-Восточной Азии наблюдается спад в сфере общественного питания, гостиничного хозяйства, транспорта, туризма и розничной торговли в результате резкого сокращения числа туристов после эпидемии, а последствия новой эпидемии пневмонии также окажет серьезное влияние на уровень бедности в регионе. Страны СевероВосточной Азии, где расположен экономический коридор Китай-Россия-Монголия, добились относительно хороших результатов в борьбе с эпидемией, однако их эко-

номика серьезно пострадала от эпидемии.

3. Влияние новой коронавирусной эпидемии на строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия

3.1. Последствия эпидемии

для экономики Китая, России и Монголии

В первом квартале, когда ВВП Китая сократился на 6,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общий объем импорта и экспорта сократился на 6,4 % и составил 6,57 трлн юаней

[Ф ШШ-^Ш^^ШШ]. Китай первым пострадал от эпидемии, и ее непосредственное воздействие на экономику было интенсивным и кратковременным. Хотя общая экономическая и социальная ситуация в Китае остается стабильной, нынешняя международная эпидемия продолжает распространяться, опасность ухудшения состояния мировой экономики усилилась, растет давление на Китай в плане защиты от эпидемии, возникают новые трудности и проблемы в плане возобновления производства, экономического и социального развития.

Монголия серьезно пострадала от эпидемии. Хотя новым корона-вирусом инфицировано не так много пациентов, эпидемия оказала огромное негативное влияние на экономику Монголии. Согласно информации, опубликованной

Национальным статистическим

32

Ли Юнхуэй

бюро Монголии, из-за воздействия новой эпидемии коронавирусной пневмонии в первом квартале 2020 года ее экономика понесла огромные убытки, и вся экономика фактически упала на 10,7 % по сравнению с предыдущим годом, в том числе на 29,5 % в горнодобывающей промышленности, 30,6 % в секторе складских работ на транспорте и 4,1 % в бюджетных поступлениях (включая внешнюю помощь). В первом квартале 2020 года общий объем иностранного импорта и экспорта Монголии упал до 2,197 млрд долларов США, что на 28,1 % меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года [2020

GDP т 27

Ж.].

Российская экономика тоже страдает от эпидемии. Согласно предварительным данным, опубликованным Россией 19 мая, темпы экономического роста в России в первом квартале замедлились до 1,6 % в годовом исчислении, что было ниже, чем в России в 2,1 % в четвертом квартале 2019 года. В условиях обострения эпидемии и ограниченной финансовой поддержки возрастает риск замедления темпов роста российской экономики. По мнению экономистов, приостановка производства и падение цен на нефть приведут к сокращению производства в России на 33

миллиарда долларов [Ш^Ш ^^

Россия пережи-

вает самый серьезный спад за последние 20 лет.

3.2. Влияние эпидемии на строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия

3.2.1. Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия до эпидемии

В июне 2016 года Китай, Монголия и Россия подписали «План строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия», ознаменовав официальное начало строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия. За четыре года, прошедшие с тех пор, при строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия был достигнут значительный прогресс в политическом общении между Китаем, Монголией и Россией. До начала эпидемии был также достигнут значительный прогресс в таких областях, как инфраструктурная связь, возможность беспрепятственной торговли, финансовые потоки и кадровое взаимодействие. Однако само собой разумеется, что прогресс в этих областях еще не так сбалансирован, и до общей цели экономического коридора Китай-Монголия-Россия еще далеко.

Во-первых, тесное взаимодействие между главами Китая и Монголии создало благоприятную атмосферу для строительства экономического коридора. Председатель КНР Си Цзиньпин с 2014 по 2019

33

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

год уже 5 раз встречался с президентом России Владимиром Путиным и президентом Монголии Хал-тмаагийном Баттулгой на платформе саммита глав государств ШОС. Главы трех государств подвели итоги трехстороннего сотрудничества и обсудили дальнейшие планы. В нынешних условиях усиления протекционизма и односторонности на международном уровне три стороны решительно выступают за достижение цели регионального сотрудничества, уделяя особое внимание главной линии стратегии развития трех стран, продвигая всестороннее сотрудничество в различных областях и выступая за многосторонность и открытость мировой экономики.

Во-вторых, произошел прорыв в развитии инфраструктуры. В 2019 году состоялось первое заседание правления Межправительственного соглашения Китай-Монголия-

Россия о международных автомобильных перевозках по сети Азиатских автомобильных дорог. Встреча способствовала строительству международного автомобильного коридора Китай-Монголия-Россия и ознаменовала официальный запуск международных автомобильных перевозок Китай-Монголия-Россия

[фшшшшшшшш^лш^.:]- в

2019 году на границе Хэйлунцзяна и России открылись железная дорога Тунцзян и автомобильный мост Хэйхэ. Открыт российско-китайский газопровод «Сила Сиби-

ри». Монголия в течение полугода 2019 года создала две межправительственные рабочие группы. Одна из них возглавляется представителем российской газовой компании энергетического сектора, другая - заместителем премьер-министра Монголии. Когда премьер-министр Монголии посетил Россию в декабре 2019 года, он достиг консенсуса с Россией по проекту «Сила Сибири-2», и две страны подписали соглашение о транзите в Монголию [В Монголии очень хорошо относятся к России ... ].

В-третьих, железнодорожные перевозки Китай-Европа открывались одна за другой, что подчеркивает преимущества транспортного сообщения при строительстве экономического коридора Китай-Россия-Монголия. По состоянию на декабрь 2019 года количество входов-выходов поездов China-Europe Express через железнодорожный порт Эрлянь впервые превысило 1 500, а фактически достигло 1 501, что является рекордом [—

... ]. Объем грузов, перевозимых поездом China-Europe Express, расширился от грузов, в которых в прошлом преобладали уголь, нефтесырье и древесина, до современных автозапчастей, бытовой техники, промышленного оборудования и других товаров с более высокой добавленной стоимостью.

В-четвертых, экономическое и торговое сотрудничество Китая, Рос-

34

Ли Юнхуэй

сии и Монголии до начала эпидемии развивалась по-разному. Качество китайско-российского сотрудничества повысилось, и объем торговли превысил 100 млрд долларов США. Хотя объем торговли между Китаем - Монголией и Россией - Монголией очень невелик, двусторонняя торговля между Китаем и Монголией продолжает расширяться. В 2018 году объем двусторонней торговли составил 7,99 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

на 24,7 % [2018 ^ФШШШШШ Ш

Ш ... ]. Объем торговли между Китаем и Россией в 2019 году составил 110,794 млрд долларов США, увеличившись на 3,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого

года [2019 ^ФШМ ... ].

С января по март 2020 года объем торговли Китая и России составил 25,35 млрд долларов США, что на 3,4 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

[2020 ^ 1-3 ЩФШ^ШШШШ ... ]. Объем торговли между Россией и Монголией в 2019 году составил 1,768 млрд долларов США, увеличившись на 7,17 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

3.2.2. Влияние эпидемии

на строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия

Во-первых, во время эпидемии торговля товарами между тремя

странами была заблокирована, а человеческие и финансовые ресурсы ограничены. Прежде всего, резко сократился объем двусторонней торговли. Объем торговли России в первом квартале составил 142,1 млрд долларов США, что на 9,71 % меньше, чем в предыдущем году. Объем торговли между Китаем и Россией с января по май составил 40,893 млрд долларов США, что на 4,3 % меньше, чем в предыдущем году [ФШ^^&Щ ... ]. Из-за падения цен на сырье в третьем и четвертом кварталах рост торговли приостановился. Общий объем импорта и экспорта Китая с января по май составил 1,6 трлн долларов США, что на 8 % меньше, чем в предыдущем году [Внешняя торговля Китая упала ... ]. Объем торговли между Россией и Монголией в первом квартале 2020 года составил 360 млн долларов США, что на 5,11 % меньше, чем в прошлом году. Общий объем импорта и экспорта Китая с января по май составил 1,6 трлн долларов США, что на 8 % меньше, чем в предыдущем

году [ФШ^^&Щ ... ]. По оценкам, поставленная цель по достижению объема торговли между Китаем и Монголией в 2020 году в размере 1 млн долларов США является труднодостижимой. С января по май 2020 года общий экспорт Монголии составил 3,37 млрд долларов США, что на 1,4 млрд долларов США меньше, чем за тот же период прошлого года, или на 40 %.

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

35

В том числе экспорт угля составил 6,3 млн тонн на сумму 513 млн долларов США, что в 2,4 раза меньше, чем в предыдущем году. Экспорт сырьевой нефти составил 671 000 баррелей, что в 4 раза меньше, чем в предыдущем году [1 -

5 Щ, ... ].

В первом квартале 2020 года общий объем торговли Монголии составил 2,197 млрд долларов США, что на 28,1 % меньше, чем в предыдущем году. В первом квартале 2020 года общий объем торговли Монголии с Китаем составил 1,24 млрд долларов США, что на 33,4 % меньше, чем за тот же период прошлого года, что составляет 56,4 % от общего объема внешней торговли Монголии за тот же период [1-5 Щ

... ]. Кроме того, из-за усиления пограничного контроля китайско-российские и китайско-монгольские приграничные порты используются только для ограниченных грузов, поток людей также ограничен. Значительно пострадали зоны строительства, туризма и приграничного экономического сотрудничества между Китаем и Россией, а также Китаем и Монголией. Также может пострадать строительство приграничной зоны экономического сотрудничества За-мын-Ууд - Эрлянь. Наконец, пострадала финансовая деятельность. Монголия отложила план размещения акций государственной угледобывающей компании TT Mining

Joint Stock Company [WSWM' TT 5Г ... ].

Во-вторых, сокращение бюджетных поступлений в период эпидемии, ограниченные финансовые ресурсы, выделяемые на обеспечение средств к существованию, и весьма ограниченные средства, выделяемые на сотрудничество в целях создания экономических коридоров, могут серьезно сказаться на процессе строительства российско-китайского экономического коридора в постэпидемическую эпоху. Правительство России планирует потратить около 8 трлн рублей в три этапа в течение 2 лет на восстановление и оживление российской экономики, из которых почти 6 трлн будут направлены на субсидирование доходов и расходов, а 2 трлн будут вложены в строительство инфраструктуры, на инвестиции в инфраструктуру, в том числе внебюджетные.

Дополнительно 1,5 трлн рублей субсидируются различным отраслям и 1 трлн рублей - органам местного самоуправления [План восстановления экономики ... ]. Кроме того, в отдельных планах предусмотрены ассигнования на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса. Первый этап до третьего квартала 2020 года позволит стабилизировать внутреннюю экономическую ситуацию и сдержать падение доходов жителей. Второй этап до второго квартала 2021 года завершит процесс вос-

36

Ли Юнхуэй

становления экономики и будет способствовать возвращению доходов жителей к уровню 2019 года. Третий этап с третьего по четвертый кварталы 2021 года выведет российскую экономику на долгосрочную стабильную траекторию развития, позволит достигнуть уровня до вспышки эпидемии и обеспечит устойчивый рост доходов жителей [Итоговый план ... ]. Чтобы облегчить экономические трудности во время эпидемии, Монголия инвестировала 2 млрд юаней в поддержку расходов на средства социальной защиты. Хотя Монголия успешно предотвратила распространение новой эпидемии коронарной пневмонии в стране, меры по предотвращению и контролю эпидемии привели к резкому снижению экономической активности и слабому внешнему рыночному спросу. Поэтому Монголии срочно необходимы средства для стабилизации бюджетного баланса. Международный валютный фонд предоставил Монголии 99 млн долларов США "

■ЙШЖ"... ]. Столкнувшись с последствиями эпидемии, правительство Китая активизировало антициклическую корректировку своей макроэкономической политики, незамедлительно ввело ряд мер, таких как поэтапное снижение налогов, увеличение целевых финансовых кредитов и рефинансирования, выделив более 5 трлн юаней, что способствовало возобновлению про-

изводства и восстановлению производственной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, во время эпидемии мы преодолеем трудности и укрепим узы гуманитарного сотрудничества. Сближение народов Китая и Монголии является длительным и сложным процессом. Помимо исторических факторов, в этих трех странах существуют значительные различия в культурах и представлениях и восприятии. Особое внимание при создании экономических коридоров уделяется пониманию того, что сотрудничество между людьми способствует сближению людей. Благодаря согласованным усилиям Китая и Монголии, две страны еще ни разу не сообщали о завозных случаях заболевания друг от друга, что в полной мере демонстрирует результаты взаимопомощи, взаимной поддержки и сотрудничества двух стран в области профилактики и контроля. Во время эпидемии президент Монголии подарил Китаю 30 000 овец в знак солидарности. 17 августа 2020 года посол Китая в Монголии Чай Вэньруй заявил, что 30 000 овец Монголии будут зарезаны централизованно после входа на территорию Китая. После этого пункт назначения этой партии баранины будет определен в соответствии с намерениями Китая и Монголии. Предполагается, что Монголия посвятит эту баранину жителям Хубэй и Ухань, которые проявили храбрость в борьбе с эпидемией. Китай стал первой страной, которая оказала

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

37

ощутимую помощь Монголии во время эпидемии. Правительство Китая, правительство Внутренней Монголии, военные и другие правительственные ведомства и предприятия, такие как Alibaba, оказали Монголии помощь в борьбе с этой болезнью [ Ф

ттшпшътттт&т ... ]. в

апреле Китай и Монголия разработали совместный механизм по профилактике и контролю эпидемии и провели первое совещание, в ходе которого эксперты в области здравоохранения обеих сторон неоднократно общались в режиме видеоконференции.

Китай и Россия тоже совместно борются с новым коронавирусом. Во время эпидемии главы государств Китая и России неоднократно общались по телефону, чтобы поддержать сотрудничество в борьбе с эпидемией. Правительства Китая и России отправляли медикаменты и экспертов, чтобы помочь друг другу и поддержать борьбу с эпидемией. Когда Соединенные Штаты и другие западные страны «заклеймили» Китай, президент России Владимир Путин, министр иностранных дел Сергей Лавров и другие официальные лица высказались в защиту Китая и совместно противостояли «политическому вирусу». Средства массовой информации двух стран тесно сотрудничали во время эпидемии, освещая совместные меры Китая и России в ответ на эпидемию и выступая за международное сотрудничество. В марте газета «Россия» опубликова-

ла несколько статей, в которых рассказывалось об усилиях Китая по борьбе с эпидемией и критиковались высказывания американских и западных антикитайских политиков с целью дискредитации Китая. В апреле «Российская газета» совместно с китайской прессой опубликовали серию комментариев, демонстрирующих атмосферу совместной борьбы Китая и России с эпидемией и совместного преодоления трудностей.

Россия и Монголия также поддерживают друг друга. Правительство Монголии провело заседание 20 мая и решило пожертвовать мясо и мясные продукты на сумму 100 долларов США, чтобы помочь России бороться с новой эпидемией коронавирусной пневмонии. До этого Россия помогла Монголии разработать набор для тестирования нуклеиновой кислоты.

4. Возможности и проблемы совместного строительства экономического коридора Китай-Россия-Монголия в постэпидемическую эпоху

4.1. Возможности для развития экономических коридоров

С точки зрения трех стран, строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия имеет большие политические преимущества. Создание экономических коридоров является связующим звеном между стратегиями развития трех стран, разработанными на

38

Ли Юнхуэй

высшем уровне при поддержке и ведущей роли глав трех государств. В сентябре 2016 года Китай, Монголия и Россия подписали «План строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия». В 2018 году было подписано «Соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом». В апреле 2019 года Китай и Монголия подписали «План содействия совместному сотрудничеству между инициативой «Один пояс, один путь» и инициативой «Путь к развитию», которые заложили основу для строительства российско-китайского экономического коридора, определив направления сотрудничества.

С региональной точки зрения, хотя эпидемия препятствовала глобализации, потребность в региональном экономическом сотрудничестве возросла. Экономическое сотрудничество в СевероВосточной Азии, где расположен экономический коридор Китай-Россия-Монголия, опирается на две платформы: одна - это сотрудничество между Китаем, Японией и Южной Кореей, а другая - строительство экономического коридора Китай-Монголия-Россия. После эпидемии обязательно начнется новый виток экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Он должен постепенно устранять барьеры, расширять открытость, создавать деловую среду, благопри-

ятную для торговли и инвестиций, и устанавливать механизм сотрудничества между странами после эпидемии.

В первую очередь на платформе российско-китайского экономического коридора должно быть налажено сотрудничество в целях обеспечения полной экономической взаимодополняемости, чтобы добиться сбалансированности рыночной конкуренции и повысить общее благосостояние общества. Экономическая взаимодополняемость основана на статических ресурсах на текущий момент времени, когда сравнивается разница в структуре производства и торговли в разных странах. Выгодные продукты дополняют друг друга, вместе обеспечивают баланс конкуренции на рынке и повышают общее благосостояние общества. Во-первых, продукция монгольской и российской энергетики, минерального сырья, сельского хозяйства и животноводства дополняет механическую и электрическую продукцию Китая. Во-вторых, улучшается инфраструктура, что способствует сочетанию распределения ресурсов и факторов производства для формирования производственной мощности и реализации выпуска продукции. В-третьих, благодаря введению новых инвестиций и новых факторов производства, энергетические ресурсы и сырье в этой области могут подвергаться глубокой переработке, что повышает эффективность использования ресурсов.

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

39

Кроме того, необходимо использовать преимущества транспортного сообщения. В первом квартале 2020 года в общей сложности был запущен 1 941 поезд для грузовых перевозок Китай-Европа, что на 15 % больше, чем в предыдущем году, и было перевезено 174 000 контейнеров грузов. С марта ежедневно курсирует более 20 поездов, что является рекордным показателем по общему количеству функционирующих поездов. Экспресс Китай-Европа сыграл положительную роль в противодействии эпидемии в Европе, а также в экономической и торговой стабильности Китая и ЕС. Важным узловым городом в рамках строительства инициативы «Один пояс, один путь» и «Экономического коридора Китай-Монголия-Россия» является Эрляньхот, ставший идеальным каналом для перевалочной торговли в Монголию и Россию. Это необходимый порт для выхода Монголии к морю (порт Тяньцзинь). Таможенное оформление очень удобно, и это важный канал для экспорта отечественных товаров в Монголию, Россию и Европу. По состоянию на 19 февраля 2020 года 206 поездов China-Europe Express заходили и отправлялись через порт Эрлянь, что на 15 % больше по сравнению с прошлым

годом ["Ш^ШЬет..]. С января по май 2020 года количество входящих поездов Китай-Европа через железнодорожный порт Маньчжурии увеличилось на 5 % за год, а

количество исходящих поездов Китай-Европа увеличилось на 16 % за

год [;Й>ШР^№ФШЙ5УЖЛ ШЖ

... ]. Это обеспечило стабильный рост количества поездов Китай-Европа и активно способствовало стабилизации внешней торговли и борьбе с эпидемией. Поэтому необходимо укрепить связь между объектами инфраструктуры и последовательно осуществлять «План объединения инфраструктуры Китая, России и Монголии (2014-2035 годы)», содействовать строительству ряда проектов объединения инфраструктуры. Например, двухпролетная железная дорога Эрлиан-Хот - Улан-Батор - Улан-Удэ, реконструкция автомагистрали, реализация проектов средней линии трансграничной высокоскоростной железной дороги Китай-Монголия-Россия, нефте- и газопровода Китай-Монголия-Россия, включенных в «План планирования строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия»

[□^Ш! ... ].

4.2. Проблемы в строительстве экономического коридора Китай-Россия-Монголия

Прежде всего, узкий экономический коридор с инвестициями в инфраструктуру в качестве основного еще не завершен, а экономический коридор Китай-Россия-Монголия все еще находится в зачаточном состоянии. Инфраструк-

40

Ли Юнхуэй

тура, такая как транспорт, электроснабжение и связь, являются важными условиями для развития. Если взять, например, транспорт, состояние дорожной инфраструктуры Китая, России и Монголии отличается. Китай имеет лучшую инфраструктуру среди трех стран. Согласно данным Доклада о глобальной конкурентоспособности за 2014-2015 годы, опубликованного Всемирным экономическим форумом, среди 144 экономик, охваченных отчетом, Монголия занимает 119-е место в мире по общей инфраструктуре, 130-е - по качеству дорог и железнодорожной инфраструктуры. По качеству объектов -69-е место, по качеству портовой инфраструктуры - 143-е, по качеству авиационной инфраструктуры - 125-е, по качеству электроснабжения - 100-е. Россия занимает 74-е место в мире по общей инфраструктуре, 124-е по качеству дорог, 26-е по качеству железнодорожной инфраструктуры, 81-е по качеству портовой инфраструктуры, 79-е по качеству авиационной инфраструктуры и 73-е по качеству энергоснабжения [ й М^]. Несмотря на то, что приведенные выше данные относятся к 2014 году, развитие в последние годы было медленным, и ситуация с отставанием не улучшилась. Такая инфраструктура станет очень большим препятствием для строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия.

Во-вторых, масштабы китайско-русско-монгольской торговли невелики, а деловая среда для торговли между Россией и Монголией неудовлетворительна. Объем торговли и объем инвестиций трех стран далек от запланированного уровня. Налоговая политика России сильно изменилась. Монголия в процессе торговли взимает значительные тарифы и в последние годы постоянно увеличивает свои тарифные ставки, процесс упрощения процедур торговли между тремя странами протекает медленно. Согласно расчетам, Китай и Россия вышли на более оптимальный уровень после 2016 года, демонстрируя тенденцию к росту; в Монголии же нет никаких существенных изменений в темпах роста.

В-третьих, отношения между Китаем и Монголией и Китаем в отношении развития и безопасности при строительстве экономических коридоров не совпадают. Для Монголии экономические коридоры носят глобальный характер и представляют собой не только возможности, связанные с обеспечением доступа к миру, освоением ресурсов и расширением рынков, стратегии более широкого экономического развития страны, но и вопросы безопасности, и поэтому Монголия не в состоянии полностью согласиться с предложениями Китая в отношении развития автомобильного сообщения и трансграничного экономического сотрудничества. Стратегический центр России

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

41

по-прежнему сосредоточен в Европе, а не на Дальнем Востоке, где уровень безопасности выше уровня экономического развития. Кроме того, Россия обеспокоена тем, что строительство экономических коридоров повышает вес Монголии в плане укрепления связей между Монголией и Китаем. Для Китая экономический коридор представляет собой локальное планирование развития и стабильный канал для активизации регионального экономического сотрудничества в северовосточной части Китая и получения доступа к угольным и минеральным ресурсам, а также для углубления и стабилизации отношений с Монголией. В этом контексте предложение Китая о создании зоны трансграничного экономического сотрудничества с Россией и Монголией связано с уступкой национального суверенитета, что является серьезным препятствием, которое трудно устранить.

В-четвертых, недостаточно развито институциональное строительство. Российско-китайский экономический коридор

по-прежнему остается «жестким связующим звеном» между дорогами, трубопроводами и так далее, а «мягкая связь» между правилами и законодательством в области кредитования, инвестиций и т. д., методологическими правилами для решения внешних проблем и правилами, связанными с существующим глобальным управлением, еще не установлена. Например, экономи-

ческий коридор Китай-Россия-Монголия является важной опорой «Пояса и пути», и в качестве основной движущей силы Китай должен эффективно использовать возможность изменить новые глобальные инвестиционные правила, чтобы стимулировать позитивное взаимодействие между российско-китайскими международными инвестиционными правилами и новым Законом об иностранных инвестициях, а также улучшить положения инвестиционных соглашений о защите прав и интересов инвесторов. В частности, следует отметить, что разработка новых правил в отношении международных инвестиций в Китае и Российской Федерации также позволит избежать политических рисков стран, в которых размещаются инвестиции, особенно после смены власти.

В-пятых, структура российско-китайского экономического коридора в эпоху после эпидемии будет иметь некоторые переменные значения. Эти проблемы, связанные со строительством российско-

китайского экономического коридора, которые не изменятся в результате эпидемии, являются фундаментальными препятствиями, которые будут сохраняться в течение длительного времени и, как следствие, усугубят сложность и риск строительства коридора. В этих условиях новая коронавирус-ная эпидемия, разразившаяся в начале 2020 года, пока не подает признаков прекращения, и в других

42

Ли Юнхуэй

странах мира наблюдаются вторая и третья волны. Согласно опубликованным экономическим данным США и Франции за второй квартал, экономический спад был самым сильным с 1929 года. Следовательно, следует сделать вывод, что новая коронавирусная эпидемия принесет глубокие изменения в мировую экономику и политику, и мы должны учитывать ее сложность и серьезность. Таким образом, ограничения экономического коридора Китай-Россия-Монголия в сочетании с огромным воздействием эпидемии и взаимодействием множества факторов серьезно повлияют на строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия. После того, как эпидемия закончится, страны должны пересмотреть свои взгляды и способствовать восстановлению производства и жизни, а двусторонние и многосторонние политические программы и многостороннее экономическое сотрудничество могут быть в значительной степени отложены. Китай, Россия и Монголия также сталкиваются с аналогичными проблемами, которые неизбежно сказываются на процессе строительства экономических коридоров.

Одна из них - это разделение цепочки поставок и производственной цепочки. Продолжающееся распространение эпидемии привело к длительным ограничениям на поездки, ограничению передвижения людей и ограничению доступа к портам, ускорив процесс создания

производственно-сбытовых цепочек и разобщения промышленных цепочек, что привело к стагнации или разобщению некоторых проектов сотрудничества в рамках экономических коридоров.

Во-вторых, выросли затраты на строительство и эксплуатацию крупных проектов. Продолжающееся распространение эпидемии, вероятно, увеличит затраты на персонал, сырье, логистику и управление крупными проектами в экономическом коридоре Китай-Россия-Монголия, а также неконтролируемые расходы, вызванные различными факторами неопределенности.

В-третьих, если плохая профилактика и контроль эпидемии в стране вызовут широкомасштабную эпидемию, это усугубит недовольство людей нынешним правительством и может вызвать крупномасштабные социальные волнения и даже смену режима.

В-четвертых, это рост популистских сил в соответствующих странах. В условиях наступления на общественное мнение, такого как стигматизация Китая со стороны Соединенных Штатов, обострение эпидемии сделает соответствующие страны и их население более уязвимыми для нее, тем самым усиливая популистские и ультранационалистические мысли в соответствующих странах.

В-пятых, нанесен ущерб зарубежным интересам. В контексте распространения эпидемии рост популистских сил в соответствую-

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

43

щих странах может быть нацелен на китайские компании и граждан за рубежом. Такие инциденты в плане безопасности, которые имели место в Монголии и часто имели место в других странах, расположенных вдоль «Пояса», станут серьезным испытанием для способности наших зарубежных представительств обеспечивать консульскую защиту [й—№].

5. Предложения по продвижению строительства экономического коридора Китай-Россия-Монголия

Часть этих предложений поступила от Китайской академии социальных наук и Дальневосточного федерального университета. Китайский исследовательский центр провел международную видеоконференцию, посвященную развитию экономического коридора, Китай-Монголия-Россия. Китайские и российские эксперты и ученые представили предложения по созданию экономического коридора Китай-Монголия-Россия в контексте глобальной эпидемии в форме онлайн-обменов.

Во время эпидемии отношения между тремя странами были стабильными, а доверие укрепилось, что позволило сохранить основы сотрудничества в борьбе с эпидемией, что также заложило хорошую социально-политическую основу для строительства экономических коридоров после эпидемии.

В настоящее время Китай, Россия и Монголия по-прежнему сталкиваются с угрозой эпидемии, и укрепление противоэпидемического сотрудничества является главным приоритетом. В критический период, когда международная среда сталкивается с новыми изменениями и множеством проблем, Китай, Монголия и Россия прилагают усилия по предотвращению и контролю эпидемии, упорядоченному восстановлению своей экономики и в то же время развитию взаимного сотрудничества. Экономический коридор Китай-Монголия-Россия включает семь основных областей сотрудничества, а именно: развитие транспортной инфраструктуры и связи, строительство портов, сотрудничество в области производственных мощностей и инвестиций, торгово-экономическое сотрудничество, сотрудничество в области гуманитарных обменов, сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды, а также сотрудничество между местными и приграничными территориями, и все это необходимо поддерживать в трех странах. В частности, крупные инвестиции в строительство инфраструктуры, такой как железные дороги, дороги, транспорт, электро-и энергоснабжение, длительные периоды и медленная окупаемость зависят от политической стабильности, преемственности политики и отношений с Китаем соответствующих партнеров. Чтобы продвинуть строительство экономического

44

Ли Юнхуэй

коридора Китай-Россия-Монголия, мы должны должным образом реагировать на эти риски и бороться с ними.

В постэпидемическую эпоху строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия столкнулось с новыми сложными внутренними и внешними условиями, требующими корректировки внутренней и внешней политик в мире, политика Китая «Один пояс -один путь» также будет соответствующим образом скорректирована в контексте растущего спроса на экономическую регионализацию. Экономический коридор Китай-Россия-Монголия станет новой сферой регионального экономического сотрудничества. Китай, Россия и Монголия должны уделять больше внимания сотрудничеству в рамках национальных стратегий развития, работать вместе для решения проблем, своевременно корректировать свои позиции, сосредоточиться на создании и продвижении строительства экономического коридора Китай-Россия-Монголия, основанном на механизмах диверсифицированного сотрудничества, целью строительства должна стать забота о создании общего будущего в Северо-Восточной Азии, создание правовой и институциональной основы для беспрепятственной реализации конкретных проектов сотрудничества в строительстве коридора после эпидемии.

Прежде всего, в связи с препятствиями эпидемии необходимо

укрепить институциональную конструкцию трех стран в рамках регионального экономического сотрудничества, что будет способствовать эффективной координации сотрудничества между этими тремя странами, а также повышению эффективности и устойчивости экономических коридоров: во-первых, это содействие созданию многосторонних механизмов диалога, укрепление стратегических связей и укрепление политического доверия, создание механизмов защиты экономических коридоров, включая механизмы встреч глав государств, регулярные механизмы диалога в торгово-экономической сфере, а также создание каналов диалога во всех областях; во-вторых, создание системы региональных правовых договоров, в основе которых лежат международные инвестиционные нормы и правила урегулирования споров, в целях содействия обеспечению взаимосвязанности товаров и услуг в регионах и странах, расположенных вдоль этих границ; в-третьих, необходимо дополнить существующие двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения и заключить новые инвестиционные соглашения с учетом новых изменений.

Во-вторых, структура рамок сотрудничества в рамках российско-китайского экономического коридора должна быть скорректирована таким образом, чтобы разграничить сотрудничество по долгосрочной стратегической схеме и сотрудни-

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

45

чество в борьбе с эпидемией, с тем чтобы добиться прорыва. Что касается долгосрочных стратегических крупных проектов, то одним из них является совершенствование инфраструктурных связей, строительство скоростных дорог в экстремальных условиях, совместное освоение арктических водных путей и ускорение совместного строительства «Ледяного шелкового пути»; кроме того, это развитие городов вдоль инфраструктурных связей, содействие промышленному развитию, содействие развитию малых и средних предприятий и развитию туризма; содействие созданию и развитию трансграничных зон экономического сотрудничества на основе упрощения процедур торговли; расширение сотрудничества в таких высокотехнологичных областях, как ядерная технология, новые материалы и фотоника; координация планов и политики в области регионального развития трех стран в целях формирования реальных трансграничных экономических коридоров.

Что касается сотрудничества в борьбе с эпидемией, то, учитывая изменения в спросе и предложении, ценах и структуре импорта и экспорта с обеих сторон, в 2020 году экспорт энергии и полезных ископаемых из России и Монголии в Китай будет сокращен, а экспорт капитальных товаров Китая, таких как механическое и электрическое оборудование, в Россию уменьшится. Общий объем российско-

китайской и китайско-монгольской торговли товарами сократился, после эпидемии также будет приостановлен туризм и инженерно-технические работы. Вместе с тем возрастает необходимость в углублении сотрудничества между тремя странами в таких областях как вакцинация, продовольствие, энергетика и промышленные цепочки. Для борьбы с эпидемией и предотвращения ее распространения необходимо, чтобы Китай и Российская Федерация способствовали совершенствованию общих механизмов медико-санитарного сотрудничества на двустороннем и региональном уровнях. То же самое можно сказать и о продовольственной и энергетической безопасности, которая требует совместной ответственности. В условиях эпидемии одной из тенденций станет создание безопасных и надежных промышленных цепочек и производственно-сбытовых цепочек на основе регионального экономического сотрудничества. Производственные цепочки Китая и России в значительной степени дополняют друг друга, и существует огромный потенциал для углубления специализации производственных цепочек и цепочек поставок. Китай является вторым по величине рынком в мире, и преимущества промышленной агломерации очевидны, и у него есть все шансы на то, что он будет управлять прилегающими территориями в процессе реструктуризации производственной цепочки для

46

Ли Юнхуэй

содействия строительству экономического коридора Китай-Россия-Монголия. Особо следует отметить, что защита от потрясений, связанных с международной экономической нестабильностью, является общей потребностью Китая и Монголии и что в настоящее время мы имеем возможность планировать и осуществлять проекты на основе принципов совместного развития и взаимовыгодного характера,

В-третьих, необходимо как можно скорее активизировать трехстороннее трансграничное сотрудничество в области цифровой экономики. В рамках совместного строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия мы реализуем информатизацию и оцифровку инфраструктуры, а также расширим сотрудничество в области цифровой экономики, такой как цифрови-зация угольных коридоров, цифро-визация газовых коридоров, зеленые коридоры для продукции сельского хозяйства и животноводства, упрощенные коридоры, цифровиза-ция совместных предприятий, укрепление трансграничной торговли и электронной коммерции, сотрудничество в финансовой сфере, цепочки пищевой промышленности, фармацевтическое сотрудничество, сотрудничество в области эпидемиологии, особенно в области борьбы с инфекционными заболеваниями и экстренного реагирования на стихийные бедствия, активная поддержка сотрудничества в области традиционной медицины в

трех странах, а также укрепление сотрудничества в смежных областях: искусственный интеллект, связь 5С), цифровое сотрудничество в области защиты окружающей среды и экологии, а также также проект «Зеленая энергетика Северо-Восточной Азии», поддержанный лидерами трех стран.

В-четвертых, следует активно содействовать созданию системы расчетов в национальной валюте в отношении финансовых связей в рамках российско-китайского экономического коридора. В условиях резких изменений на мировых финансовых рынках после вспышки эпидемии становится все более необходимым, чтобы юань стал более широко использоваться на международном уровне в ответ на возможные финансовые игры, а также ускорить процесс содействия использованию национальной валюты на двусторонней основе в рамках региона в международной торговле и инвестициях. В период спада на мировых финансовых рынках обменный курс юаня был более устойчивым, чем в других валютах, и, как правило, после непродолжительного падения он резко восстанавливался, что свидетельствует о том, что при сохранении устойчивости к колебаниям обменного курса юань обладает определенной стабильностью. Таким образом, в постэпидемическую эпоху необходимо постепенно создать механизм, позволяющий избежать рисков, связанных с обменными курсами юа-

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

47

ня, содействовать созданию систем расчетов в местной валюте в ключевых регионах и углублять экономическое сотрудничество в рамках программы «Один пояс и один путь». В Китае создана система клиринговых платежей CIPS, которая будет опираться на систему внутренних расчетов CNAPS. Эти две системы дополняют друг друга и тесно взаимосвязаны. В 2016 и 2018 годах SWIFT и CIPS дважды подписали меморандумы о стратегическом сотрудничестве. Обе стороны в полной мере использовали свои соответствующие преимущества для повышения эффективности услуг трансграничных платежей в юанях и содействия интернационализации юаня.

Российско-китайское финансовое сотрудничество способствовало интернационализации юаня, и, согласно последним статистическим данным Центрального банка России, в первом квартале текущего года доля юаня в расчетах российско-китайской торговли превысила 17 %, что на 2 процентных пункта выше среднего уровня в 2019 году. Курс евро вырос на 8 процентных пунктов и достиг 30 %, а курс рубля оставался на среднем уровне последних трех лет - 7 %. Доля доллара США в китайско-российских торговых отношениях упала на 5 процентных пунктов до 46 %, что является самым низким показателем в истории. На веб-сайте Nikkei Asian Review были опубликованы данные, свидетельствующие о ре-

кордно высоком уровне использования юаня и рубля при расчетах в торговле между Китаем и Россией на уровне 24 %. В то же время, после того как Банк России укрепил свой юань на 44 млрд долларов, его доля в российских золотовалютных резервах возросла с 5 % до 15 %. Укрепление сотрудничества между Россией и Китаем в области юаня и международной системы расчетов -это стратегический план противодействия гегемонии Соединенных Штатов и восстановления более демократической международной валютной системы. Это должно быть многообещающим направлением для России, чтобы держать больше акций в юанях и иностранной валюте. Общеизвестно, что одной из основ американской гегемонии является нефтдоллар, и поэтому потеря роли доллара в этой области также наносит сокрушительный удар по его валютному статусу. Конечно, часть китайско-российской торговли нефтью, направленная на избавление от расчетов в долларах США, только расшатывает основы доллара США, и этого недостаточно для разрушения нефтедолларовой системы. Но, по крайней мере, это первый шаг в направлении избавления от долларовой гегемонии. Китай уже 9 лет подряд занимает первое место в торговле России и в большей степени ориентируется на юань, что хорошо для Китая и России в долгосрочной перспективе, чтобы избежать валютных рисков, связан-

48

Ли Юнхуэй

ных с расчетами в валютах третьих сторон [... ]. В эпоху после эпидемии необходимо продолжать оптимизацию инфраструктуры QPS, повысить эффективность функционирования системы CIPS, повысить эффективность трансграничных денежных переводов и обеспечивать механизмы поддержки ликвидности для валютных операций в юанях, а также для операций с фьючерсами на нефть и другие сырьевые товары.

Необходимо активно поощрять сотрудничество между аналитическими центрами в целях расширения гражданской и общественной дипломатии. Аналитические центры Китай-Россия-Монголия являются позитивным фактором в продвижении строительства коридора. Следует укреплять сотрудничество и обмены между аналитическими центрами различных стран, главная цель которых заключается в содействии более тесной интеграции национальных стратегий развития трех стран. Например, видеоконференция «Международный форум аналитических центров Китай-Монголия-Россия», состоявшаяся 21 июля 2020 года в Хух-Хото (Внутренняя Монголия), была посвящена борьбе с эпидемией и содействию строительству экономического коридора Китай-Монголия-Россия. Эксперты из трех стран обсудили следующие вопросы: «Новые возможности и вызовы для качественного совмест-

ного строительства экономического коридора Китай-Монголия-

Россия», «Новые меры и новые пути углубления сотрудничества экономического коридора Китай-Монголия-Россия», «Практика и опыт цифровой экономики Китая, Монголии и России в новой эре» и другие темы. Эксперты на встрече заявили, что они будут продолжать содействовать всестороннему развитию экономического коридора Китай-Монголия-Россия и далее углублять интеграцию «Пояса и пути» с траекторией развития Монголии и российским трансъевразийским коридором. После эпидемии необходимо ускорить процесс наращивания усилий в таких ключевых областях, как связь по вопросам политики, создание инфраструктуры, расширение торговли, финансирование и укрепление общественного сознания. На встрече была озвучена «Инициатива Агентства по сотрудничеству в области экономического коридора Китай-Монголия-Россия по совместному развитию международного сотрудничества в предотвращении и борьбе с эпидемией новой корона-вирусной пневмонии и качественному развитию экономического коридора Китай-Монголия-Россия»

Наконец, важным шагом является создание платформы для гуманитарных обменов. Постэпидемическая эпоха - прекрасное время для укрепления сотрудничества в

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

49

области образования, культуры и здравоохранения между тремя странами: во-первых, укрепление потенциала языков трех стран и связанных с ними специальностей; во-вторых, расширение сотрудничества между средствами массовой информации трех стран, с тем чтобы они освещали не только визиты лидеров, но и различные формы общественных неправительственных обменов; в-третьих, строительство приграничных городов, отражающих культурную интеграцию, модернизацию и интернационализацию; в-четвертых, укрепление сотрудничества между тремя странами в области государственного

управления здравоохранением и создания инфраструктуры здравоохранения в целях повышения эффективности противоэпидемической профилактики и укрепления потенциала в области медицинского тестирования и лечения, что позволит в целом укрепить потенциал в области профилактики и контроля. Государственное управление здравоохранением и создание соответствующей инфраструктуры станут важной гарантией устойчивого развития российско-китайского экономического коридора.

Библиографический список

1. В Монголии очень хорошо относятся к России. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4346954. (Дата обращения: 07.12.2020).

2. Внешняя торговля Китая упала на 8% за пять месяцев 2020 года. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/712156. (Дата обращения: 07.12.2020).

3. Итоговый план спасения экономики России обойдется в восемь триллионов рублей. Режим доступа: https://meduza.io/news/2020/05/27/itogovyy-plan-spaseniya-ekonomiki-rossii-oboydetsya-v-vosem-trillionov-rubley. (Дата обращения: 07.12.2020).

4. План восстановления экономики после пандемии сегодня передадут в Кремль. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4364391. (Дата обращения: 07.12.2020).

5. • ятш. • 2020 ^ 5 щ 30 нп

6. Ш.ШШ : #М" : ЭДЯИЙ ? Режим доступа: http://www.p5w.net/weyt/202005/t20200526_2405890.htm. (Дата обращения: 07.12.2020).

7. ЙГСЯЙВ^РИЩ]. Режим доступа: https://cj.sina.com.cn/articles/view/3164957712/bca56c10020017kol?from=finance. (Дата обращения: 07.12.2020).

8. Ф а % — Ф Ж £ Я Ш Ш . Режим доступа: http://www.gov.cn/zhuanti/2020yjdjjsj/index.htm. (Дата обращения: 07.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

Ли Юнхуэй

9. 2020 GDP ^ 27 ^Шк-^и 188.46 iZ^AS^. Режим доступа: https://www.sohu.eom/a/396531861_100110525. (Дата обращения: 07.12.2020).

10. Ш ^ Ш — Ф ® 15 Ш Ш Ш Ш ^ 1.6%. Режим доступа: https://rn.hexun.com/economy/2020-05-21/201390453.html. (Дата обращения: 07.12.2020).

11. Ф I ш I ilMIilil Ш . Режим доступа: http://www.einie.org.cn/hy/wl/565339.html. (Дата обращения: 07.12.2020).

12. - Й^^Р^ЖЛШФЭД Й Ш 1500 т . Режим доступа: http://www.elht.gov.en/dtzx/szyw/201912/t20191224_186292.html. (Дата обращения: 07.12.2020).

13. 2018 5-Ф1ШШШШШ& 79.9 ШЮШ^ 24.7%. Режим доступа: http://www.ehinanews.com/gn/2019/06-03/8854752.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

14. 2019 %-ФШШШШЪ 1107.94 3.4%. Режим доступа: http://images.mofeom.gov.cn/oys/202005/20200514141740896. (Дата обращения: 07.12.2020).

15. 2020 ^ 1-3 Щ ШШШ ( ) ШШШИ. Режим доступа: http://images.mofeom.gov.cn/oys/202005/20200522175314867. (Дата обращения: 07.12.2020).

16. 1-5 ЩШФШШШ^ 408.93 \ZШК |ЩЬТР§ 4.3%. Режим доступа: http://sputniknews.cn/russia_ehina_relations/202006071031591948/. (Дата обращения: 07.12.2020).

17. 1-5 ЩШФШШШ^ 408.93 |ЩЬТР§ 4.3%. Режим доступа: http://www.ehinaru.info/zhongejmyw/zhongemaoyi/60857.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

18. 1-5 Щ, 2.4 ШП 4 {£. Режим доступа: http://mn.mofeom.gov.cn/artiele/jmxw/202006/20200602971456.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

19. 1-5 Щ, 2.4 ШП 4 {£. Режим доступа: http://mn.mofeom.gov.cn/artiele/jmxw/202006/20200602971456.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

20. 1~&Ш $ TT Г Ш ^ШЯАНШШ ( IPO) г+ МУ . Режим доступа: http://finanee.sina.eom.cn/roll/2020-04-30/doe-iirezymi9206359.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

21. • 9900

Ш ^ ^ й . Режим доступа:

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

51

http://mn.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202006/20200602971454.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

22. ФШ if^ISifilMtfiii Ж . Режим доступа: http://mn.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202006/20200602969852.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

23. .Z.Ши^Ж^Ь^Ё. Режим доступа: http://www.elht.gov.cn/mlel/dwjl/. (Дата обращения: 07.12.2020).

24. Ж 1 МР^ЙФКЙ^ЙЛ Ш Ж!^ . Режим доступа: http://www.chinanews.com/cj/2020/05-05/9175687.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

25. Режим доступа: http://www.elht.gov.cn/mlel/kays/. (Дата обращения: 07.12.2020).

26. 2016 Ж 7 Шо

27. ЙМ Я-тШ, 2020^ 5 М 26 Но

28. 2020 ^ 8 М 11 Но

29. Фшт^ттшттътт^ж ш

2020 ^ 7 М 22 Но

Reference list

1. V Mongolii ochen' horosho otnosjatsja k Rossii = Mongolia treats Russia very well. Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/4346954. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

2. Vneshnjaja torgovlja Kitaja upala na 8% za pjat' mesjacev 2020 goda = China's foreign trade fell 8% for five months in 2020. Rezhim dostupa: https://www.interfax.ru/business/712156. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

3. Itogovyj plan spasenija jekonomiki Rossii obojdetsja v vosem' trillionov rublej = The final plan to save the Russian economy will cost eight trillion rubles. Re-zhim dostupa: https://meduza.io/news/2020/05/27/itogovyy-plan-spaseniya-ekonomiki-rossii-oboydetsya-v-vosem-trillionov-rubley. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

4. Plan vosstanovlenija jekonomiki posle pandemii segodnja peredadut v Kreml' = A plan to restore the economy after the pandemic today will be transferred to the Kremlin. Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/4364391. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

5. штш: • ятш. • 2020^5м 30 Но

6. imi : iagttftim^^"#SK" : ЙЯ^а ? Rezhim dostupa: http://www.p5w.net/weyt/202005/t20200526_2405890.htm. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

52

Ли Юнхуэй

7. ЙГСЯЙЙ^РИ^ПЙ. Rezhim dostupa: https://cj.sina.com.cn/articles/view/3164957712/bca56c10020017kol?from=finance. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

8. Ф S Ш — Ф Й И Ш Ш Ш . Rezhim dostupa: http://www.gov.cn/zhuanti/2020yjdjjsj/index.htm. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

9. 2020 ^ — ФЙ, ISS GDP Ï4 27 • îfîn 188.46

Rezhim dostupa: https://www.sohu.com/a7396531861_100110525. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

10. Ш gffi — ^Ш&ШЖШ Ш Ш ^ 1.6%. Rezhim dostupa: https://m.hexun.com/economy/2020-05-21/201390453.html. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

11. Ф I Ш S ШШ^ШШ'Е^ШШ . Rezhim dostupa: http://www.cinic.org.cn/hy/wl/565339.html. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

12. - ffi Ш 1500 m . Rezhim dostupa: http://www.elht.gov.cn/dtzx/szyw/201912/t20191224_186292.html. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

13. 2018 79.9 24.7%. Rezhim dostupa: http://www.chinanews.com/gn/2019/06-03/8854752.shtml. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

14. 2019 ^ФШШШШЪ 1107.94 3.4%. Rezhim dostupa: http://images.mofcom.gov.cn/oys/202005/20200514141740896. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

15. 2020 ^ 1-3 ЙФS4Й HI ( ffiM ) ШШШИ. Rezhim dostupa: http://images.mofcom.gov.cn/oys/202005/20200522175314867. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

16. 1-5 ПШФШШШЪ 408.93 |ЩЬТР§ 4.3%. Rezhim dostupa: http://sputniknews.cn/russia_china_relations/202006071031591948/. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

17. 1-5 ПШФШШШЪ 408.93 |ЩЬТР§ 4.3%. Rezhim dostupa: http://www.chinaru.info/zhongejmyw/zhongemaoyi/60857.shtml. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

18. 1-5 П ЖР 2.4 fêffi 4 fê. Rezhim dostupa: http://mn.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202006/20200602971456.shtml. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

19. 1-5 П ЖР 2.4 fêffi 4 fê. Rezhim dostupa: http://mn.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202006/20200602971456.shtml. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии

53

20. ШШ1Х Ш ТТ Г Ш ( 1РО) г+ М . К^Ыш ао81цра: http://finance.sina.com.cn/roll/2020-04-30/doc-iirczymi9206359.shtml. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

21. а^тта^няшй-ййтм-^т+му • ¿тт^ж 9900

Ж ^ ^ й . Rezhim dostupa:

http://mn.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202006/20200602971454.shtml. (Data

obrashhenija: 07.12.2020).

22. Ж . Rezhim dostupa: http://mn.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202006/20200602969852.shtml. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

23. " . Rezhim dostupa: http://www.elht.gov.cn/mlel/dwjl/. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

24. И 1 МР^ЙФКЙ^ЙЛ Ш Ж!^ . Rezhim dostupa: http://www.chinanews.com/cj/2020/05-05/9175687.shtml. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

25. □ Ш ® . Rezhim dostupa: http://www.elht.gov.cn/mlel/kays/. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

26. 2016 т 7 я»

27. ЙМ Я-тШ, 2020 ^ 5 М 26 0О

28. 2020 ^ 8 м 11 0о

29. шттътт^ж ш

2020 ^ 7 М 22 0»

54

Ли Юнхуэй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.