УДК 327
Чэн Ицзюнь
https://orcid.org/0000-0003-3836-5817
Анализ неблагоприятных факторов при строительстве экономического коридора
Китай - Монголия - Россия
В статье рассматриваются проблемы и перспективы строительства экономического коридора Китай - Монголия - Россия, констатируется, что хотя Китай, Монголия и Россия все еще относятся к развивающимся странам и имеют много общего в плане национальных интересов и требований к развитию, между тремя странами также есть огромные различия, особенно в обстановке внутри страны, международном статусе, степени экономического развития, экономическом объеме, внешнеторговом масштабе, международном финансовом положении, экономической структуре, темпах экономического роста и тенденции экономического развития, доходе на душу населения и потенциале потребления, и эти различия, несомненно, оказывают прямое или косвенное влияние на сотрудничество стран друг с другом.
Ключевые слова: экономическое развитие, экономический коридор Китай-Монголия-Россия, торгово-экономическое сотрудничество, темпы экономического роста, ВВП, экспорт, импорт
Cheng Yijun
The analysis of adverse factors at construction of the economic corridor China - Mongolia - Russia
In the article problems and prospects of construction of the economic corridor China - Mongolia - Russia are considered, it is noted that though China, Mongolia and Russia are still referred to developing countries and have much in common in respect of national interests and requirements to development, between three countries there are also huge distinctions, especially in the situation within the country, the international status, extent of economic development, economic amount, the foreign trade scale, the world financial position, economic structure, rates of economic growth and trends in economic development, income per capita and consumption potential, and these distinctions, undoubtedly, have a direct or indirect influence on cooperation of the countries with each other.
Key words: economic development, economic corridor China-Mongolia-Russia, trade and economic cooperation, rates of economic growth, GDP, export, import.
23 июня 2016 года Китай, Монголия и Россия провели третью встречу на высшем уровне в столице Узбекистана - Ташкенте, где председатель КНР Си Цзиньпин, президент РФ Владимир Путин и президент Монголии Цахи-агийн Элбэгдорж отметили, что будут активно продвигать трехстороннее сотрудничество, и затем подписали соглашение «Программа создания экономического коридора Китай-Монголия-Россия». Подписание соглашения имеет важное символическое значение: оно знаменует собой новую страницу в истории торгово-экономического сотрудничества между Китаем, Монголией и Россией. Сотрудничество между тремя странами сделало новый шаг. Китайский проект «Один пояс, один путь», проект «Евразийский экономический союз» под руководством России и запланированные Монголией проекты «Цели развития
тысячелетия» и «Дорога прерий» будут идеально интегрированы в создании экономического коридора Китай-Монголия-Россия. Не только важным событием в торгово-экономическом сотрудничестве между тремя странами, но и важными компонентом регионального экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии является строительство экономического коридора Китай-Монголия-Россия. Завершение проекта не только приблизит к экономическим связям трех стран, но и ускорит интеграцию местной экономики, а также будет способствовать эффективному экономическому развитию и процветанию Северно-Восточной Азии.
В надежде на реальный прогресс в строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия, мы должны объективно относиться к сложным факторам, с которыми
© Чэн Ицзюнь, 2019
приходится сталкиваться при реализации этой концепции, чтобы этот вековой проект работал гладко. Хотя Китай, Монголия и Россия принадлежат к развивающимся странам, и у них много общего с точки зрения национальных интересов и требований к развитию, но между ними также есть огромные различия, которые, несомненно, окажут прямое или косвенное влияние на сотрудничество друг друга. Мы должны полностью понять сущность этих различий. В частности, основные различия между тремя странами касаются следующих аспектов.
1. Различие основных национальных особенностей Китая, Монголии и России
Площадь государственной территории России составляет 17 098 млн км2, занимая первое место по всему миру, но общая численность населения составляет всего 154 млн человек (восьмое место в мире, в среднем всего 9 человек на км2). Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и занимает одно из веду-
щих мест в мире по объему добываемых природных ресурсов на душу населения, особенно таких крупных стратегических ресурсов, как нефть и природный газ, а также некоторых редких минеральных ресурсов. Площадь Китая составляет 9,6 млн км2, он занимает третье место в мире. Но китайское население составляет 1,386 млрд человек (первое место в мире). Это означает в среднем 148 человек на км2, что в 16 раз больше, чем в России. В связи с большим населением китайские природные ресурсы скудны, и количество природных ресурсов на душу населения ниже, чем средний уровень в мире. По сравнению с Россией, китайские недостатки более очевидны.
По сравнению с Китаем и Россией, Монголия имеет гораздо меньшую территорию, с площадью 1,564 млн км2 и населением 3,08 млн человек. Плотность населения низкая, и объем природных ресурсов на душу населения не так велик, как в России, но выше, чем в Китае.
Таблица 1.
Сравнение площади и населения Китая, Монголии и России (2017) [1, с. 935]
Площадь территории Количество населения Плотность населения
(10 000 км2) (10 000 человек) (Человек/ м км2)
Китай 960,0 138 640 148
Россия 1709,8 14 450 9
Монголия 156,4 308 2
2. Различие международного статуса
Китая, Монголии и России
И Китай, и Россия являются мировыми державами и постоянными членами Совета Безопасности ООН. Они играют важную роль в политической, экономической, дипломатической, научной, военной и культурной сферах в современном мире, а также имеют большое влияние на мировую политику и экономику. Оба государства представляют собой полюсы многополярного мира. С исторической точки зрения, Россия является традиционной крупной страной, а Китай - новой. Международный статус и государственная сила обоих стран постоянно претерпевают изменения.
3. Различная степень экономического
развития трех стран
На третьем пленуме ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 года Китай заявил о необходимости всесторонне развернуть реформу и придать ей открытый характер. После 40 лет устойчивого и быстрого развития была создана довольно полная и относительно раз-
витая промышленная система. В настоящее время Китай превратился из ранее отсталой сельскохозяйственной страны в мощную индустриальную державу с гигантским инновационным потенциалом. Россия еще в советское время уже вступила в индустриальную фазу развития. Однако распад СССР привел к распаду первоначального единого экономического пространства, рынок был разделен, и Россия была вынуждена пройти длительный и жестокий процесс деиндустриализации. При этом многие отрасли производства либо резко сократились, либо полностью исчезли. Большинство отечественной промышленной продукции зависели только от импорта. Россию сегодня можно определить как развивающуюся страну, которая нацелена на реиндустриализацию.
Монголия является слаборазвитой страной сельского хозяйства и скотоводства с недостаточным промышленным развитием. Кроме двух основных отраслей сельского хозяйства и скотоводства, существует лишь
22
Чэн Ицзюнь
небольшое количество добывающей промышленности, строительства и транспорта. Монголия не имеет преимуществ ни в традиционных отраслях производства, ни в новых.
4. Различия экономических объемов трех стран
Согласно статистике Всемирного банка, мировой ВВП в 2017 году составил 80 683,8 млрд долларов, а на долю 15 крупнейших экономических организаций приходилось 75,0 % мирового объема. По экономическим объемам рейтинг стран выглядит следующим образом: США, КНР, Япония, Германия, Великобритания, Индия, Франция, Бразилия, Италия, Канада, Россия, Южная Корея, Австралия, Испания, Мексика. ВВП Китая составляет 12 237,7 млрд долларов, что составляет 15,2 % от общемирового показателя, уступая только США, занимая второе место в мире; ВВП России составляет
1 577,5 млрд долларов, что составляет 1,96 % от общего объема в мире, занимая одиннадцатое место в мире. Согласно статистике ГУС Монголии, ВВП Монголии в 2017 году составил 27,2 трлн тугриков, что эквивалентно примерно 11,149 млрд долларов [2]. Можно видеть, что в то же время экономический объем Китая был в 7,76 раза больше, чем в России и в 1098 раз - чем в Монголии. ВВП Монголии даже гораздо меньше, чем ВВП Тибетского автономного района, который является самым маленьким экономическим объектом среди 31 провинции и автономных районах КНР (пересчитанный по среднегодовому обменному курсу доллара, в 2017 году ВВП Тибетского автономного района составляет примерно 19,4 млрд долларов).
Таблица 2.
Рейтинг валового внутреннего продукта (ВВП) крупнейших экономических организаций в мире в 2017 году [1, с. 938]
Очередь Экономическая организация ВВП (млрд долларов) Коэффициент (%)
Мир 80 683,8 100
1 США 19 390,6 24,03
2 КНР 12 237,7 15,17
3 Япония 4 872,1 6,04
4 Германия 3 677,4 4,56
5 Великобритания 2 622,4 3,25
6 Индия 2 597,5 3,22
7 Франция 2 582,5 3,20
8 Бразилия 2 055,5 2,55
9 Италия 1 934,8 2,40
10 Канада 1 653,0 2,05
11 Россия 1 577,5 1,96
12 Южная Корея 1 530,8 1,90
13 Австрия 1 323,4 1,64
14 Испания 1 311,3 1,63
15 Мексика 1 149,9 1,43
5. Различие масштабов внешней торговли и экономической структуры трех стран
В 2017 году общий объем мировой торговли достиг 35,75 трлн долларов, на долю Китая пришлось 11,5 % от общего объема, на Россию - только 1,7 %, что касается Монголии, то масштаб ее внешней торговли ничтожно мал [1, с. 945].
Китай является достойной крупной торговой страной. Исторический пик внешней торговли Китая пришелся на 2014 год, когда общий объем внешней торговли Китая достиг 430,53 млрд долларов. С тех пор, из-за комплексного влияния различных факторов, объем внешней торговли Китая сократился.
Согласно данным, опубликованным Всемирной торговой организацией в 2018 году, общий объем импорта и экспорта стоимости китайских товаров в 2017 году составил 410,52 млрд долларов. Среди них стоимость экспорта составила 2 236,3 млрд долларов, и стоимость импорта составила 1 841,9 млрд долларов, а профицит (активное сальдо) составил 421,4 млрд долларов США.
Россия также входит в число крупнейших торговых стран мира, но объем ее товарооборота намного меньше, чем у Китая. Исторический пик внешней торговли России пришелся на 2013 год, когда общий объем внешней торговли составил 842, 233 млрд
долларов [4]. В 2017 году российская стоимость импорта и экспорта составила 590,9 млрд долларов, из которых стоимость экспорта составила 353,1 млрд долларов, и стоимость импорта - 237,8 млрд долларов, а профицит торговли - 115,3 млрд долларов.
Объем внешней торговли Монголии, естественно, невелик: в 2017 году общий объем импорта и экспорта товаров составил всего 10,5 млрд долларов. Среди них стоимость экспорта составила 6,2 млрд долларов, и стоимость импорта составила 4,3 млрд долларов, а профицит (положительное сальдо) составил 1,9 млрд долларов [1, ^ 353].
Три страны не только имеют огромные различия в масштабах торговли, но также имеют совершенно разные торговые структуры, что определяется различными ресурсами и экономическим развитием трех стран. Китай является основным производителем и продавцом электромеханической продукции. Механические и электрические производства являются крупнейшими в торговой структуре Китая, на которые приходится 53,7 % от общего объема, что составляет почти 60 % экспорта. Россия является крупнейшим страной-экспортером нефти и природного газа, и ее топливно-энергетические продукты поддерживают высокий уровень экспорта в 60-70 %. Монголия экспортирует в основном уголь, медное сырье, железняк, неочищенную нефть, порошки цинкового концентрата, золото и другие минеральные продукты и металлическое сырье. В структуре международного разделения труда Россия и Монголия находятся в верховьях (в начальных звеньях) «цепочки» современного промышленного производства (то есть, функционируют как поставщики сырья или занимаются только первичной обработкой сырья), а Китай - в низовьях (в последних звеньях этой цепочки производства, то есть, работает в более высокотехнологических отраслях или в отраслях с более высокой добавочной стоимостью). Этим обусловлено, что интересы трех стран на международном рынке не совпадают.
6. Три страны имеют разную степень зависимости от двусторонней торговли
Китай является одним из важнейших торговых партнеров России и на протяжении многих лет неизменно занимает первое место среди ее основных торговых партнеров, в то время как положение России среди торговых партнеров Китая снижается. По данным китайской таможни, объем двусторонней тор-
говли между Китаем и Россией в 2017 году составил 84 220,89 млн долларов. Среди них экспорт Китая в Россию составил 42 830,6 млн долларов, а импорт из России -41 390,29 млн долларов. Китай находится в активном сальдо. Объем двусторонней торговли составил 14 % от общего объема внешней торговли России, в то же время только 2 % от общего объема внешней торговли Китая.
Китай также является крупнейшим торговым партнером Монголии. Статистика китайской таможни показывает, что общий объем торговли между Китаем и Монголией в 2017 году составил 6 402,93 млн долларов. Среди них китайский экспорт в Монголию составил 1 235,61 млн долларов, а импорт -5 167,31 млн долларов. Объем двусторонней торговли составляет более 60 % от общего объема внешней торговли Монголии [1 , а 353-363].
7. Различны и финансовое положение данных трех стран и их способность к международным платежам
Китай обладает достаточными валютными резервами. В 2017 году его валютные резервы достигли 3 139,949 млрд долларов, а золотовалютные резервы - 59,24 млн унций. Общий объем золотовалютных резервов занимает первое место в мире [1, а 605]. Достаточные валютные резервы обеспечивают надежную гарантию стабильности курса национальной валюты и международной платежеспособности и закладывают прочную основу для международного финансового положения. После многих лет исследований и практики в Китае был создан комплекс финансовых систем, подходящих для экономического развития Китая: размер средств, качество производства и сопротивление рискам были весьма улучшены. Эффективное функционирование кредитного рынка, страхового рынка и рынка капитала обеспечивает необходимые условия устойчивому развитию национальной экономики. Широкое применение карты Юнион Пэй (ишопРау) в мире в последние годы показывает, что Китай уже расширил свои финансовые возможности во всех уголках мира и создал собственную независимую международную платежную систему.
8. Различие темпов экономического роста и тенденций развития трех стран
В первое десятилетие этого века национальные экономики Китая, Монголии и России достигли устойчивого и быстрого роста и по-
Чэн Ицзюнь
лучили хорошие результаты. Однако после вступления во второе десятилетие траектории развития трех стран начали различаться. Китай продолжает развиваться со скоростью, значительно превышающей средний мировой уровень, и постепенно стал второй по величине экономической державой в мире, уступая только США. Китай постоянно увеличивает свой вклад в глобальное экономическое развитие и эффективно выполняет роль двигателя мировой экономики. В 2017 году национальная экономика Китая выросла на 6,9 % по сравнению с там же периодом предыдущего года, хотя темпы ее роста ниже средних темпов роста предыдущих лет, но она все еще находится на ведущих местах в мире.
Российская экономика понесла тяжелые потери в 2008-2009 годах, и ее ВВП тогда резко упал. После этого произошло кратковременное восстановление, а после которой снова началась регрессия. После двух последовательных лет спада, в конце концов, российская экономика возобновила свой рост в 2017 году, но темпы роста составляли всего 1,5 %. Монголия также сильно пострадала от мирового финансового кризиса, но ее развитие немного лучше, чем в России: в 2016 году ВВП вырос на 1 % по сравнению с прошлым годом и увеличился до 5,9 % в 2017 году. С позиции тенденций развития, темпы экономического роста Китая все еще сильны, кроме
Сравнение экономических данных между Китаем, [1, с. 935, 938-939]
Вышеуказанные различия не только способствуют экономической взаимодополняемости трех стран, но также определяют противоречия между тремя странами в сферах способности сотрудничества, готовности к сотрудничеству, направления сотрудничества, позиции сотрудничества, масштабов сотрудничества и других вопросов, связанных с сотрудничеством. Поэтому при строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия все стороны должны постоянно консультироваться, разумно анализировать ситуацию, действовать в соответствии с реальной обстановкой, заботиться об интересах всех сторон, макси-
того, Монголия не обладает достаточной эндогенной силой, и ситуация в России еще хуже, экономическое развитие находится в стадии стагнации. Несколько лет назад Монголия создала проект «Цели развития тысячелетия», а также разработала поэтапный план развития, но эффект реализации не был удовлетворительным. Россия также установила национальную стратегию развития к 2020 году (иначе называемую «план Путина») и определила приоритеты для каждого этапа, но она тоже не была должным образом реализована.
9. Различие доходов на душу населения и мощность потребления в трех странах
Согласно статистическим данным, опубликованным Всемирным банком, мировой ВВП на душу населения в 2017 году составил 10 714 долларов. В том году ВВП на душу населения в Китае, России и Монголии соответственно составил 8 827 долларов, 10 743 долларов и 3735 долларов. Согласно стандартам, установленным Всемирным банком в 2010 году, Китай, Россия и Монголия все же принадлежат к странам со средним уровнем дохода (от 3 976 до 12 275 долларов), но разрыв между тремя странами очевиден. Среди них Россия как раз достигла среднего уровня, а Китай еще значительно ниже этого уровня, и Монголия еще довольно далека от этого уровня.
Таблица 3.
Монголией и Россией (2017)
мально сокращать противоречия, избегать конфликтов, прагматически продвигаться и стабильно развиваться. Только таким образом мы сможем добиться взаимной выгоды и совместного процветания. Достижение этой цели в конечном итоге принесет пользу экономическому процветанию народов трех стран и Северо-Восточной Азии.
Кроме вышеназванных факторов, которые могут тормозить строительство экономического коридора Китай-Монголия-Россия, этот великий проект также сталкивается с некоторыми политическими факторами. В целом следует сказать, что в последние
Количество населения ВВП (млрд долларов) ВВП на душу населения (доллары) Темпы роста ВВП (%)
Мир 80 683,8 10 714 3,2
Китай 1,38 млрд 11 590,9 8 827 6,9
Россия 140 млн 1 499,3 10 743 1,5
Монголия 3,08 млн 11,1 3 735 5,9
годы Китай, Монголия и Россия поддерживают хорошие государственные отношения, и в двусторонних и многосторонних рамках политические, экономические, военные и культурные отношения трех стран активно развиваются. После установления стратегического партнерства между Китаем и Россией, Китай и Монголия также установили всесторонние стратегическое партнерство и у России, и у Монголии хорошие двусторонние отношения. Однако в политических взаимоотношениях Китая и Монголии существуют определенные проблемы.
После президентских выборов в июле 2017 года антикитайские мысли и ненависть к Китаю в Монголии вновь всколыхнулась: некоторые политики публично нападали на внешнюю политику Китая и инвестиции из Китая в Монголию, что в определенной степени стало острой социальной проблемой. По историческим причинам «страх перед Китаем» широко распространен в Монголии. Многие монгольские люди считают, что сила Китая представляет собой угрозу для Монголии и боятся, что монгольская территория однажды будет реинтегрирована в Китай. Поэтому они тревожатся за сотрудничество с Китаем. Некоторые монгольские ученые публично отмечают, что развитие экономики -это хорошо, однако, если результатом экономического развития является объединение Монголии и Китайского Монгольского автономного района, даже если Монголия реинкорпорирует-ся на территорию Китая, то лучше не развиваться. Из-за этого сформировался такой странный стереотип: Монголия является крупнейшим и самым прямым бенефициаром строительства экономического коридора Китая-Монголия-Россия, но именно этот крупнейший бенефициар в этом проекте не такой активный.
Кроме того, еще есть некоторые важные проблемы, которые предстоит решить: механизм встречи на высшем уровне Китая, Монголии и России был приостановлен в 2017 году после трех лет реализации; частые обмены на высоком уровне между Китаем и Монголией также внезапно прекратились; в то же время Монголия внесла коррективы в свою внешнюю политику. По сравнению с прошлым Монголия подчеркивает важность и актуальность развития отношений с так называемыми «третьими соседями» то есть фактически сосредотачивается на развитии других стран за пределами Китая и России
(в основном с США, Японией и другими западными странами). Шанхайская организация сотрудничества - это многонациональная организация сотрудничества, возглавляемая Китаем и Россией. Монголия является первой страной-наблюдателем ШОС и раньше рассматривалась как первый кандидат для расширения организации. Однако во время официального расширения ШОС в июне 2017 года в качестве официальных членов в организацию были приняты Индия и Пакистан. Но Монголия действовала не как обычно и в конце концов решила отказаться от своего плана вступления в организацию, и намеренно соблюдает дистанцию с Китаем и Россией. Все это может оказать негативное влияние на строительство экономического коридора Китай-Монголия-Россия.
Библиографический список
1. тшят: «+gmt^2ois», ф
2. Фташйт^^шгай: «2017^*^-
т^Ш^ШтМдаШ» , https://www.fmprc.gov .cn/ce/cemn/chn/gdxw/t1537544.html.
ffifr&M» , http://mini.eastday.com/bdmip/18041 5114355972.html.
4. Экспорт и импорт Российской Федерации, Российский статистический ежегодник - 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW.exe/St g/d04/26-04.htm. - (Дата обращения: 20.04.2019).
Reference List
1. тшят: «+mrnt^201s», Ф
тт^м±2018^9Ш№.
2. «2017^*^-
ШКШ^ШтМдаШ» , https://www.fmprc.gov .cn/ce/cemn/chn/gdxw/t1537544.html
, http://mini.eastday.com/bdmip/18041 5114355972.html.
4. Jeksport i import Rossijskoj Federacii, Rossijskij statisticheskij ezhegodnik - 2014 g. = Export and import of the Russian Federation, the Russian statistical year-book - 2014. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13
/IssWWW.exe/Stg/d04/26-04.htm. - (Data obrashheni-ja: 20.04.2019).
26
Чэн Ицзюнь