УДК 339.56
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МОНГОЛИИ С КИТАЕМ И РОССИЕЙ
М.Н. Миронова, М.В. Потапенко
Исследуются тенденции развития экономического сотрудничества Монголии с РФ и КНР в 1995-2013 гг. Определено, что современные особенности функционирования экономики и внешней торговли Монголии во многом связаны с ее взаимодействием с Россией и Китаем. В рассматриваемый период зафиксирована устойчивая тенденция роста китайского влияния на хозяйство Монголии, а также активный рост доли Китая во внешней торговле Монголии, сопровождаемый постепенным вытеснением России с рынка этой страны. Оценка договорно-правовой базы сотрудничества Монголии с КНР и РФ позволила выявить активизацию отношений страны с соседями, перспективы трехстороннего сотрудничества и укрепление позиций Китая в экономике страны.
Ключевые слова: Монголия, Китай, Россия, экономическое сотрудничество, иностранные инвестиции, географическая и отраслевая структура внешней торговли, монгольско-китайские и монгольско-российские экономические отношения.
Являясь своеобразным соединением Европы и Азии, Монголия обладает достаточно выгодным геополитическим положением. Огромная протяженность границ с единственными соседями (с Россией - 3485 км, Китаем - 7694 км) обуславливает взаимную заинтересованность трех сторон в развитии исторически сложивщихся отношений и увеличении масштабов сотрудничества, повышении уровня развития приграничных территорий. В современных международных условиях экономическое сотрудничество Монголии с Россией и Китаем приобретает новый характер при неизменном сохранении издавна существующего традиционного добрососедства. Об этом свидетельствует резко возросший уровень политического взаимодействия между странами, потенциально являющегося одним из существенных резервов для расширения торгово-экономических связей. Монголия является государством-наблюдателем при одной из самых динамично развивающихся многосторонних региональных объединений - Шанхайской организации сотрудничества.
До 1990-х гг. большое влияние на развитие Монголии оказывал Советский Союз, однако в 1990-е гг. позиции России в стране существенно ослабли. На смену ей пришли КНР, США, Япония [1]. Китай уже в течение продолжительного времени является важнейшим рыночным партнером современной Монголии.
Развитие экономики и внешней торговли Монголии в 1995-2013 гг. С конца XXI в. экономика Монголии растет высокими темпами: с 1995 по 2013 гг. ВВП ее увеличился с 6,5 млрд долл. до 191 млрд долл., т.е. почти в 30 раз. Даже в 2009 г. во время глобального экономического кризиса 20082010 гг. экономический рост упал лишь на 1%, а после 2010 г. ежегодный рост экономики страны составлял 10% (рис.1).
Рис 1. Динамика ВВП Монголии (1995-2013 гг., млрд долл., %) Составлено авторами по материалам Монгольского Национального Комитета статистики [Электронныйресурс]. - URL: http://nso.mn/
По мнению экспертов российской инвестиционной компании Renaissance Capital, экономика Монголии - самая быстрорастущая в мире, а сама страна готовится к тому, чтобы стать новым азиатским тигром, а не очередным источником сырья в Центральной Азии [1]. Однако этому пока противоречит структура товарного экспорта страны, которая слабо диверсифицирована и состоит в основном из сырьевых товаров и продукции сельского хозяйства. Так, уголь, медный концентрат, золото, серебро, уран, молибденовая руда, фторид, редкоземельные металлы и другая продукция добывающей промышленности, а кроме них и кашемир, являются основными товарами, вывозимыми из страны (в 2013 г. 95% экспорта приходилось на продукцию горной добычи).
В 2013 г. монгольский внешнеторговый оборот составил 10,6 млрд долл. (внешний товарооборот России составлял 866 млрд долл., а Китая -4,16 трлн долл. [2]), увеличившись с 1995 г. в 11,9 раз, экспорт - 4,2 млрд долл. (рост в 9 раз), а импорт - 6,3 млрд долл. (в 15,3 раза). При этом в исследуемый период преимущественно наблюдалось отрицательное сальдо внешней торговли, вызванное необходимостью Монголии импортировать многие товары, начиная с продукции пищевой промышленности и заканчивая техникой и оборудованием из-за слабого развития внутреннего производства.
В 2013 г. в структуре импорта страны основное место занимали товары производственного назначения: машины, транспортные средства и оборудование (28,7 % в 2013 г.), минеральное топливо (23,8%), что в основном связано с потребностями развивающейся монгольской промышленности. Импорт продуктов питания составлял всего 6,5%. Это свидетельствует о низкой конкурентоспособности национального машиностроения или отсутствии производства товаров длительного пользования и многих видов инвестиционного оборудования.
Товарная структура внешней торговли Монголии высоко концентрирована. Так, индекс концентрации CR3 для трех лидирующих товарных групп монгольского экспорта (непродовольственное сырье, минеральное топливо (с 2007 г., до этого - готовые изделия) и прочие товары и сделки) составлял в 2013 г. 96,5% (в 1995 г. - 95,9%; минимум в 2001 г. - 86%). Индекс концентрации импорта в течение всего рассматриваемого периода колебался около 70%, составив в 2013 г. 69% (машины, транспортные средства и оборудование, минеральное топливо и продукция обрабатывающей промышленности).
Узость товарной номенклатуры внешней торговли страны говорит о слабой диверсификации экономики Монголии и ставит ее в высокую зависимость от ближайших географических соседей - России и Китая. Несмотря на концепцию «третьего соседа», когда помимо этих традиционных связей Монголия, начиная с 1990-х гг., активно развивала отношения со странами Запада, Южной Кореей и Японией с целью трансформации экономики и стремления занять достойное место на мировой арене [3], РФ и КНР остаются ее основными экономическими партнерами.
Китайские и российские инвестиции в экономику Монголии: динамика и значение. Проводя открытую экономическую политику, страна обеспечивает широкий доступ иностранным инвестициям. Этому способствует действующее в стране законодательство, в частности, закон об иностранных инвестициях. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Монголии в период с 1995 по 2013 гг. увеличился в 410 раз - до 15,4 млрд долл.; 70% ПИИ были сделаны в 2011-2013 гг. , из которых 75% приходились на горнодобывающую промышленность, 17% - общественное питание, 1,4% - банковский сектор [4].
Доказательством активного китайского и российского присутствия в экономике Монголии является ряд совместных проектов в рамках исторических договоренностей и современного инвестиционного сотрудничества.
До 1990 г. СССР осуществлял огромные инвестиции в важнейшие отрасли экономики Монголии. Благодаря им, объем которых впоследствии существенно снизился, некоторые отрасли буквально встали на ноги [5]. С помощью Советского Союза в 1961 г. началось строительство г. Дархан, на сегодняшний день являющегося вторым по величине в Монголии с населением 100 тыс. человек; построены электростанции ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, которые снабжают электроэнергией 70% Улан-Батора; разведано месторождение нефти Зун-Баян-Улан, дающее на сегодняшний момент 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку. Кроме того, были созданы множество школ и детских садов [4]. В 2003 г. по инициативе Президента РФ В.В. Путина было списано около 98% монгольского долга СССР (11,4 млрд долл.), что положительно повлияло на имидж России в стране [6].
В течение 1995-2004 гг. в Монголию из России поступило 37,1 млн
долл. В 2010 г. во время глобального экономического кризиса 2008-2010 гг. российские инвестиции в страну достигли своего минимума (2,2 млн долл.); максимум наблюдался в 2012 г. - 96,4 млн. долл., но в 2013 г. их объем снова упал (в 1,6 раз) [7].
За 1995-2013 гг. количество совместных российско-монгольских предприятий увеличилось почти в 2 раза. В 2013 г. в Монголии осуществляли деятельность около 850 компаний (6,5% иностранных компаний страны) в различных отраслях: геологоразведка, горнодобывающая промышленность, строительство и производство строительных материалов, торговля и общественное питание. Важную роль в развитии экономики Монголии играют три крупных совместных российко-монгольских предприятия («три кита»): КОО «Предприятие «Эрдэнэт» (51% Монголия, 49% Россия), КОО «Монголросцветмет» (51% Монголия, 49% Россия) и АО «Улан-Баторская железная дорога» (50/50%). Во многом именно они в 1990-е годы формировали бюджет страны [1]:
- горно-обогатительный градообразующий комбинат КОО «Предприятие «Эрдэнэт», основанный в 1978 г., является крупнейшей горнодобывающей компанией и крупнейшим налогоплательщиком Монголии, а город Эрдэнэт - третьим по величине в стране. Компания занимает первое место в Азии и седьмое в мире по добыче и обогащению меди и молибдена [8];
- КОО «Монголросцветмет», созданное в 1973 г., - одна из ведущих монгольских компаний, производящих плавико-шпатовую продукцию, по добыче и производству которой Монголия занимает 4-ое место в мире после КНР, Мексики и ЮАР [9];
- Улан-Баторская железная дорога (УБЖД), соединяющая Азию и Европу и являющаяся основной транспортной артерией Монголии, управляется совместным монгольско-российским АО «Улан-Баторская железная дорога», основанным в 1949 г. УБЖД обслуживает 98% внутренних и транзитных грузов (в 2013 г. был достигнут рекордный объем перевозок -21 млн т. [10]), годовой пассажирооборот составляет около 4 млн человек [11]. В 2000 г. прибыль компании была равна примерно 16% доходной части госбюджета Монголии.
В целях развития сотрудничества между двумя странами Россия и Монголия принимают решения по устранению барьеров в виде таможенных пошлин и налогов. Так, КОО «Предприятие «Эрдэнэт» и КОО «Монголрос-цветмет» освобождаются от уплаты таможенных пошлин при ввозе продукции в Россию. Межправительственные соглашения о деятельности вышеназванных совместных предприятий были актуализированы в 2000-е гг., а 3 сентября 2014 г. было подписано Соглашение между ОАО «Российские железные дороги» и Министерством дорог и транспорта Монголии о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию Улан-Баторской железной дороги. Однако стоит отметить, что достигнутые в 2009 г. договоренности по развитию УБЖД и созданию совместного монгольско-российского предпри-
ятия «Дорнод уран» для добычи, переработки и использования урановых месторождений Восточной Монголии остались в стадии проектов [1].
Китай в последние 10 лет является лидером по иностранным инвестициям в экономику Монголии. Только в 2013 г. из Китая в Монголию в виде ПИИ поступило 231 млн долл., объем китайских инвестиций превышает 50% от общего объема зарубежных вложений. Если в 1993 г. в Монголии работало 12 компаний с китайскими инвестициями, то в 2008 г. их число превысило 4595, а в 2013 г. - 6225 (рост более чем в 500 раз; 48,7% всех иностранных компаний) [7].
Одной из причин роста инвестирования КНР в экономику Монголии является разница в структуре экономик обеих стран и, как следствие, их ком-плементарность. Монголия обладает природными ресурсами, необходимыми Китаю для развития экономики. Монголия же нуждается в товарах общественного потребления, электронике, строительных материалах, технике и пр. Соседство стран позволяет с меньшими затратами вывозить или ввозить товары.
Китайских инвестиций в основном направлены в две отрасли: геологоразведку и общественное питание. Так, КНР активно проникает на стратегические месторождения угля (Таван Толгой; 6,5 млрд т), меди (Овоот Толгой; 2,6 млрд) и золота (Оюу Толгой) [12]. Если в период с 1995 по 2004 гг. данные отрасли составляли примерно 42% всех китайских инвестиций, то в 2013 г. их доля выросла до 81%, увеличившись в два раза. Это характеризует структурные изменения по распределению ПИИ из Китая по отраслям, а также объясняет активное развитие монгольской горнодобывающей промышленности в данный период. В 2002 г. на паритетных началах была основана совместная монголо-китайская компания по добыче угля «Цинхуа МАК Нарийн Сухайт», начавшая экспортную детальность в 2003 г. В 2005 г. компания была признана лучшим инвестором, с 2007 по 2009 гг. входила в топ-100 национальных компаний Монголии. Имея производительность 2 млн т угля в год и разведанные запасы 28,6 млн т, предприятие играет немаловажную роль среди горнодобывающих компаний Монголии [13]. Визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Монголию, состоявшийся в августе 2014 г., продемонстрировал готовность Китая «стать ведущим для Монголии источником развития». Основными сферами взаимодействия видятся инвестиции (подписан пакет инвестиционных соглашений), инфраструктура и финансы. При этом Монголия получает воз-можость пользоваться морскими портами Северо-Восточного Китая [3].
Современные крупнейшие китайские и российские инвестиционные проекты вносят большой вклад в развитие ряда отраслей промышленности (Китай в значительной степени определяет развитие угольной промышленности, а РФ - цветной металлургии), транспорта и инфраструктуры, а также бюджет Монголии. КНР в настоящее время стала оказывать несоразмерно большее влияние на развитие экономики Монголии, чем РФ, определяя тем самым изменения не только в хозяйстве страны, но и ее внешней торговли.
Несмотря на небольшой по сравнению с другими партнерами объем экономического сотрудничества и, по мнению некоторых экспертов [1], в большей мере декларативный характер двусторонних отношений, Монголия является важной составной частью восточного вектора внешней политики РФ. Это выражается не только в расширении двустороннего сотрудничества и диверсификации и углублении обоюдной торговли, играющей для России все большую роль ввиду санкций. Так, например, Монголия может экспортировать в Россию большее количество мяса и скота в условиях объявленного ей запрета на импорт продовольственных товаров из США и стран ЕС [14].
Динамика и структура внешней торговли товарами Монголии с Россией и Китаем. Основную роль во внешнеэкономических связях Монголии с Россией и Китаем все еще играет внешнеторговый обмен. В географической структуре товарооборота внешней торговли Монголии из 10,6 млрд долл. в 2013 г. 6,2 млрд долл. (58,5% всего товарооборота) приходилось на Китай [15], а 1,6 млрд долл. на Россию (15%) [16]. Отметим, что до 1990-х гг. 90% монгольского товарооборота занимала торговля с СССР. [17]
В исследуемый период наблюдалось значительное увеличение объема товарооборота между КНР и Монголией по сравнению с российско-монгольским. Китайско-монгольский товарооборот вырос с 380 млрд долл. в 2000 г. к 2013 г. почти в 16 раз, а с 1995 г. - в 42 раза, а к 2020 г. запланировано его увеличение до 10 млрд долл. Объем товарооборота между РФ и Монголией вырос с 251,3 млн долл. (21,8% всего товарооборота Монголии в 2000 г.) почти в 6,5 раз (максимум наблюдался в 2012 г. - 1,9 млрд долл., или 17,3% товарооборота Монголии) (рис.2). Однако товарооборот с этими двумя внешнеторговыми партнерами в 2013 г. снизился.
Рис 2. Динамика показателей российско- и китайско-монгольской внешней торговли (1995-2013 гг., тыс. долл.) Составлено авторами по Статистической базе Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД [Электронный ресурс]. URL:
http://unctadstat.unctad.org/
За 1995-2013 гг. доля Китая в экспорте возросла с 17,9% до 89,7%. За тот же период доля России снизилась с 63,6% до 1,16% (рис.3).
85.9 89.0 89,1
V 54.8 ______/
44 50.« ,. 46,3 47.2 50,4 ■ж
37.7*37,4 36,ь ¿г 34 3___ - 34Й 36.4 423 „о 35.4 43.2 л1л
— Уч 31 2" 1 32° ЧПП ' 26.7 26.7 1В.9 Я, 7
17.9 ¿?*\ ¿6,2 •
14,0 14.1 11 В Т? •
^ ш 11,4 гаг Т9 ТВ ГЯ «*1 - аеи ни
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 — Экспорт в КНР —• "Экспорт в РФ Им порт из КНР тшт Импорт из РФ
Рис 3. Доля России и Китая в товарном экспорте и импорте Монголии
(1995-2013 гг., %)
Составлено авторами по материалам Центрального банка Монголии [Электронный ресурс]. http://www.mongolbank.mn/documents/statistic/
Таким образом, для Монголии характерна усиливающаяся моно-страновая структура экспорта, сопровождающаяся сменой страны-лидера, которая в любом случае представляет угрозу внешнеэкономической безопасности страны. Тенденция уменьшения объема монгольского экспорта в Россию обусловлена, прежде всего, введением РФ высоких импортных тарифов на монгольские продукты, ухудшением условий торговли вследствие высокой инфляции, усложненностью системы расчетов, а также низкой конкурентоспособностью монгольских товаров на российском рынке и т.д. Кроме того, Россия вытесняется с монгольского рынка активной деятельностью китайской стороны.
Доля монгольского импорта из России в его общем объеме постепенно снижается. Если до 2009 г. импорт Монголией российской продукции превышал импорт из Китая (максимальное значение за рассматриваемый период наблюдалось в 1996 г. - 42,5% всего монгольского импорта; 2006 г. - 34,1%), то в 2013 г. его доля составила около 25%, оставаясь, однако, самой крупной после Китая. Доля Китая выросла с 13,4% в 1999 г. до 38,5% в 2013 г. (максимальное значение - 49,5% в 2009 г.).
В торговле Монголии с Россией с 1996 г. наблюдается поступательно растущее отрицательное сальдо, составившее в 2013 г. более 93% двустороннего товарооборота, или 14,3% всего монгольского оборота внешней торговли. Этот факт говорит о том, что Россия пока заинтересована в Монголии как в рынке сбыта своей продукции, а монгольская сторона не
может увеличить экспорт своей продукции в РФ. Это усугубляет угрозу экономической безопасности Монголии и несет высокие риски в случае пересмотра, например, отношений с Россией или Китаем, совокупная доля которых в импорте Монголии равна 63,6%.
Товарная структура монгольского экспорта в Китай более чем на 95% состоит из непродовольственного сырья (рис.4). Наблюдается резкий рост доли минерального топлива (до 45,8% в 2013 г.) и падение доли продукции обрабатывающей промышленности. Монгольский экспорт в Россию формируют две основные товарные группы: непродовольственное сырье (70,2%), продовольственные товары и живые животные (11,6%), причем доля первой снижалась с 90,5% в 1995 г. до 41,6% в 2012 г., а доля второй, напротив, росла - до 42,5% в 2012 г. (рис.5).
В стоимости товаров, импортируемых Монголией из Китая, превалируют две группы: продукция обрабатывающей промышленности (доля которой с 2003 г. снижалась и составила в 2013 г. 36,9%) и машины, оборудование и транспортные средства (доля которых постепенно увеличивалась, составив в 2013 г. 34%) (рис.6). Таким образом, монгольский импорт из Китая, в отличие от российского, характеризуется преобладанием товаров с более высокой добавленной стоимостью.
Другие товары Готовые изделии
■ Машины, оборудование и транспортные средства
Продукций обрабатывающей л ром ы шлениости
^ Минеральное топливо Сырье (непродовольственное)
■ Продовольственные товары и живые животные
Рис 4. Товарная структура экспорта Монголии в Китай
(1995-2013 гг., %)
Составлено авторами по Статистической базе Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД [Электронный ресурс]. URL:
http://unctadstat.unctad.org/
Рис 5. Товарная структура экспорта Монголии в Россию
(1995-2013 гг., %)
Составлено авторами по Статистической базе Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД [Электронный ресурс]. URL:
http://unctadstat.unctad.org/
Рис 6. Товарная структура импорта Монголии из Китая
(1995-2013 гг., %)
Составлено авторами по Статистической базе Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД [Электронный ресурс]. - URL:
http://unctadstat.unctad.org/
В товарном импорте из России в Монголию нет большого разнообразия: преобладают конечные продукты с низкой добавленной стоимостью. Импорт характеризовался заметными структурными изменениями -ростом доли нефтепродуктов (в 1995 г. импорт минерального топлива составлял 41,7%, в 2013 г. возрос до 72,6%) и уменьшением доли машин, оборудования и транспортных средств - с 33,6% в 1995 г. до 5,5% в 2013 г. (рис.7). Данный факт свидетельствует о современной высокой энергетической зависимости Монголии от торговли с Россией.
Рассмотрев динамику и структуру российско- и китайско-монгольской внешней торговли, можно сделать вывод, что, начиная с середины 1990-х гг., Китай постепенно вытесняет Россию из Монголии. Монгольский экспорт находится практически в полной зависимости от Китая, доля РФ в нем продолжает уменьшаться. Тем не менее, все еще значительную роль для Монголии играет импорт товаров из России, доля которого по сравнению с долей КНР падает, но составляет четверть всех ввозимых в страну товаров. Более 70% импорта приходится на нефть и нефтепродукты (90% закупаемой Монголией нефти - российская), что в целом характерно для слабо диверсифицированной российской торговли, специализирующейся на сырьевом экспорте.
Другие товары
■ Готовые изделия
■ Машины, оборудование и транспортные средства
Продукция обрабатывающей промышленности
* Минеральное топливо
Химические продукты
■Продовольственные товары и живые животные
Рис 7. Товарная структура импорта Монголии из России
(1995-2013 гг., %)
Составлено авторами по Статистической базе Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД [Электронный ресурс]. URL:
http://unctadstat.unctad.org/
1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013
Договорно-правовая база экономического сотрудничества Монголии с Россией и Китаем. В рассматриваемый период Россия и Китай подписали ряд соглашений с Монголией, составивших основу современного взаимодействия между этими странами в области экономического сотрудничества (табл.).
Договорно-правовая база сотрудничества Монголии с КНР и РФ
Основные соглашения между Монголией и Россией Основные соглашения между Монголией и Китаем
1993 Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерации и Монголией 1962 Соглашения о границе
2000 Улан-Баторская декларация 1984 Соглашения о границе
2002 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Монголией 1994 Договор о взаимодействии и добрососедских отношениях
2006 Московская декларация 2003 Договор о партнерстве и взаимном доверии между странами-соседями
2006 Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы 2011 Соглашение о стратегическом партнерстве между странами
2009 Декларация о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией 2013 Программа средне- и долгосрочного сотрудничества между Китаем и Монголией
Составлено авторами по: Основные договорно-правовые акты, подписанные между Россией и Монголией / Посольство РФ в Монголии: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mongolia.mid.ru/relations.html; Средне- и долгосрочные программы стратегического партнерства между Китаем и Монголией // The Mongolian Mining Journal. 28.05.2013 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.mongolianminingjournal.com/content/51721.shtml
Отношения между Россией и Монголией были впервые официально закреплены в 1921 г. в Соглашении о дружбе между странами. В целом двустороннее взаимодействие регулируется более чем 100 межправительственными и межведомственными договорами, соглашениями и меморандумами, подписание большей части которых приходится на последнее десятилетие. Основным документом, определяющим сегодняшние российско-монгольские экономические отношения, является «Договор о дружествен-
ных отношениях и сотрудничестве» от 14 января 1993 г. [18]. В соответствии с ним, стороны должны проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику и развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, что выражается во взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования, поощрении инвестиционного сотрудничества и создании условий для осуществления совместных программ и проектов в целях использования современных технологических достижений, а также внедрения их результатов в экономику и производство.
В 2006 г. (в рамках Московской декларации) впервые была разработана «Программа по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 гг.», успешная реализация которой, по мнению сторон [19], позволила продолжить составление пятилетних планов двустороннего сотрудничества и далее. Реализация программы имеет стратегическое значение для вывода российско-монгольского экономического взаимодействия на уровень, отвечающий обоюдным интересам участников. Существенную роль в координации двустороннего партнерства играет российско-монгольская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Всего с момента создания проведено 18 заседаний, посвященных вопросам взаимодействия стран, состояния торгово-экономических связей, деятельности совместных предприятий, сотрудничеству в сфере энергетики, культуры и образования, охраны окружающей среды.
Китай и Монголия закрепили добрососедские отношения в 1994 г., что вывело сотрудничество между странами на новый уровень стратегического взаимодействия. Затем последовали договора о двустороннем сотрудничестве, определившими активизацию их экономического взаимодействия. Наиболее важным документом в сфере экономических связей между ними явилась подписанная в 2013 г. «Программа средне- и долгосрочного сотрудничества между Китаем и Монголией» [20], предусматривающая следующие шаги:
- расширение сотрудничества в экономической и торговой сфере, требующее развития горнодобывающей промышленности, финансового сотрудничества;
- улучшение структуры торговли, поддержка наиболее крупных совместных проектов;
- развитие механизмов сотрудничества в виде межправительственных комиссий по торговле, экономике, науке, технике;
- дальнейшее развитие договорно-правовой базы по инвестициям.
В целом Россия и Китай обладают обширной, постоянно обновляющейся правовой базой экономического сотрудничества с Монголией. Монголия является важным экономическим коридором между РФ и Китаем, что позволяет ей использовать растущий интерес к трехстороннему взаимодействию для целей развития страны и укрепления ее места и роли в регионе.
Китайская и российская стороны уже договорились сопрягать строительство «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза, частью которого может стать экономический коридор между тремя странами. Среди других перспективных проектов намечено строительство транзитной линии электропередач из России в Китай по территории Монголии, создание трехсторонней транспортно-логистической компании. Профильные компании прорабатывают вопрос о формировании транспортного коридора на базе Улан-Баторской железной дороги, а также о развитии международного автомобильного сообщения между тремя странами. Монголия заинтересована в строительстве транзитного газопровода из России в Китай по ее территории [17]. Идут переговоры по углублению кооперации в туристической сфере, а частности, по совместным проектам туристического маршрута «Великий чайный путь», специального экскурсионного поезда «Звезда Евразии» (Пекин - Чита - Улан-Удэ - Иркутск), формирования трансграничного туристического кластера.
Выводы. В результате проведенного анализа экономического сотрудничества Монголии с КНР и РФ в 1995-2013 гг. можно наблюдать выраженную тенденцию смены лидирующего партнера - в настоящее время уже Китай, а не Россия, занимает первые места в иностранных инвестициях, совместных предприятиях и внешней торговле страны. Экономика и внешняя торговля Монголии росла в эти годы быстрыми темпами в основном за счет наиболее интенсивного развития горной добычи. Товарная структура экспорта и импорта страны носит довольно узкий характер, связанный со спецификой специализации хозяйства Монголии и ориентацией в большей мере на экономическое взаимодействие с соседями, что представляет угрозу ее внешнеэкономической безопасности.
Современный этап экономического сотрудничества Монголии с Китаем и Россией отличается активизацией китайско-монгольских и российско-монгольских отношений и определен серией подписанных договоров и соглашений, например, Программой экономического взаимодействия между Китаем и Монголией 2013 г., которая предполагает конкретные пути развития в разных сферах хозяйственной деятельности этих стран на средне- и долгосрочную перспективу. Для России Монголия может быть интересна как важная площадка для наращивания отношений со своим крупнейшим торговым партнером - Китаем, а также для развития региональной кооперации РФ-Монголия-КНР. Рассмотренные трехсторонние мероприятия открывают не только дополнительный канал интенсификации межрегионального сотрудничества Монголии с Россией и Китаем, но будут способствовать развитию хозяйства Монголии в целом. Они позитивно влияют на решение внутренних проблем страны, включая углубление социально-экономических реформ, создание эффективной рыночной экономики, а также ведут к укреплению места и роли Монголии в структуре данного сотрудничества.
Список литературы
1. Грайворонский В. Монголия: светлые перспективы динамичного развития // Геополитика. 22.01.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geopolitics.ru/2014/01/mongoliya-svetlye-perspektivy-dinamichnogo-razvitiya/
2. Статистика мировой торговли Всемирной торговой организации (ВТО). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wto.org/english/res_e/ statis_e/its2014_e/its11_toc_e.htm
3. Денисов И. Монгольская сторона не всегда выполняла свои обязательства //«Лента.ру». 29.08.2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2014/08/28/mongolia/
4. Посольство Монголии в РФ : официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.embassymongolia.ru/
5. Даваасурэн А. Новые вызовы российско-монгольским торгово-экономическим отношениям // Современные российско-монгольские отношения: модели и сценарии / под отв. ред. В.А. Родионов. Улан-Удэ: Изд-во Бурят.гос.ун-та, 2013. 248 с. с. 82-102
6. Radchenko S. Sino-Russian Competition in Mongolia // The Asan Forum. 22.11.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.theasanforum. org/sino-russian-competition-in-mongolia/
7. Статистическая база Монгольского Национального Комитета статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nso.mn
8. КОО «Предприятие «Эрдэнэт»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.erdenetmc.mn/
9. КОО «Монголросцветмет» : официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.mongolros.mn/
10. Протокол 18-го заседания Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 13-14 октября 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/145/18.pdf
11. АО «Улан-Баторская железная дорога»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ubtz.mn/
12. Лузянин С. Россия — Монголия — Китай? // Портал МГИМО :«Говорят эксперты МГИМО». - 1.09.14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www.mgimo .ru/news/experts/do cument258849. phtml
13. Mongolyn Alt (MAK) Corporation : официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mak.mn/eng/
14. Кокарев К.А. Сотрудничество с Монголией - важное звено восточной политики России : аналитика // Российский институт стратегических исследований. 13.11.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riss.ru/analitycs/6819/
15. Даваасурэн А., Отгонсайхан Н. Основные проблемы внешней торговли Монголии с Россией // Международные исследования (Журнал Института международных исследований Академии наук Монголии). 2010. № 1-2.
16. Мандухай Х. Российско-монгольские отношения (1990-2012) / Ред. Дэмбэрэл. К. УБ.: Бишрэлт тэнгэр, 2013 (87,88). С.37-49
17. Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином и Президентом Монголии Цахиагийн Элбэгдоржем : стенограмма выступлений. 9.07.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/new
18. Посольство РФ в Монголии: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mongolia.mid.ru/relations.html
19. Декларация о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией (Улан-Батор, 25 августа 2009 г.) / Посольство РФ в Монголии: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mongolia.mid.ru/90years_4.html
20. Средне- и долгосрочные программы стратегического партнерства между Китаем и Монголией // The Mongolian Mining Journal. -28.05.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: mongolianminingjournal. com/content/51721. shtml
Миронова Марина Николаевна, канд. геог. наук, доц., mirmar@yandex.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов,
Потапенко Мария Владимировна, канд. экон. наук, ассистент кафедры, maria.potapenko@gmail.com, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов
MODERN TRENDS OF MONGOLIAN ECONOMIC COOPERATION WITH CHINA AND RUSSIA
M.N. Mironova, M.V. Potapenko
The article examines the trends of the development of Mongolia's economic cooperation with Russia and China in 1995-2013. It was determined that the peculiarities of Mongolia's economy and foreign trade performance are closely linked with its interaction with Russia and China. The steady growth of Chinese influence on the economy of Mongolia was marked. Evaluation of the legalframework of cooperation with Mongolia, China and Russia has revealed the intensification of Mongol relations with neighboring countries and the prospects for trilateral cooperation and the strengthening of China's position in the country's economy.
Key words: Mongolia, China, Russia, economic cooperation, foreign investment, geographical and sectoral structure of foreign trade, Sino-Mongolian and Mongol-Russian economic relations.
Mironova Marina Nikolaevna, PhD (Geography), Associate Professor, mir-mar@yandex.ru, Russia, Moscow, Peoples' Friendship University of Russia,
Potapenko Maria Vladimirovna, PhD (Economics), Teaching Assistant, ma-ria.potapenko@gmail.com, Russia, Moscow, Peoples' Friendship University of Russia