ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
С. И. Валькевич
Ивановский государственный университет
Шуйский филиал
СТРОЧЕВАЯ ВЫШИВКА КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ПРОМЫСЕЛ ИВАНОВСКОГО КРАЯ
Целью статьи является выявление целостной картины самобытности строчевой вышивки Ивановского края и становления художественного строчевышивального промысла. Новизна статьи заключается в выявлении факторов территориального, социально-экономического развития Владимирской губернии, повлиявших на становление строчевой вышивки стать традиционным художественным промыслом Ивановского края. В результате были сформулированы основные выводы исследования, показано становление строчевышивального художественного промысла Ивановского края. Проведен анализ традиционной строчевой вышивки от древности на территории нынешнего Ивановского края до формирования промыслов по строчке XIX-XX веков. Выявлены стилистические особенности строчевой вышивки в Ивановском крае; определена преемственность основных художественных принципов народного творчества и местных художественных традиций в строчевышивальном промысле; определено сохранение исторически сложившегося вышивального ремесла; выявлено творческое отношение к определению пути развития современного строчевышивального промысла.
Ключевые слова: строчевая вышивка, строчевышивальный промысел, орнамент, белая строчка, японская строчка, кубанцы
STITCH EMBROIDERY AS A TRADITIONAL ART CRAFT OF THE IVANOVO REGION
The purpose of the article is to identify a holistic picture of the identity of stitch embroidery of the Ivanovo region and the formation of artistic stitch embroidery craft. The novelty of the article is to identify the factors of territorial, socio-economic development of the Vladimir province that influenced the formation of stitch embroidery to become a traditional art craft of the Ivanovo region. As a result, the author formulates the main conclusions of the study and shows the formation of the stitch embroidery art craft of the Ivanovo region. The article analyzes traditional stitch embroidery from antiquity on the territory of the present Ivanovo region to the formation of crafts on the line of the 19th-20th centuries. The paper reveals stylistic features of stitch embroidery in the Ivanovo Region. It determines the continuity of the main artistic principles of folk art and local artistic traditions in the stitch craft. The article figures out the preservation of the historically established embroidery craft. The author reveals a creative attitude to determining the path of modern stitch craft development.
Keywords: stitch embroidery, stitch craft, ornament, white stitch, Japanese stitch, Kuban
DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -2-80-98
S. I. Valkevich
Ivanovo State University (Shuya, Russia)
Прошедшее, настоящее и будущее принадлежит не тем, которые уходят, но тем, которые остаются на своей земле...
С. М. Соловьёв
Актуальность исследования. Ивановская строчевая вышивка по своим высоким художественным качествам, богатству орнаментальных образов и технических приёмов представляет непреходящую ценность. Изначально вышивка существовала как домашнее занятие, затем она одна из первых перешла в ремесло, а потом и промысел. Во второй половине ХХ века отмечен рост художественных промыслов. Но глобализация, угасание промышленности как текстильной, так и других видов производств, привела к ликвидации строчевышивальных фабрик. Лишь немногие строчевышивальные фабрики в настоящее время продолжают свою работу немногочисленным составом работников. В настоящее время вышивка не утратила своей практической значимости. Современный быт особенно связан с модой, которая достаточно изменчива. Украшение одежды вышивкой придает ей неповторимость, нарядность, драгоценность. Необходимо сохранить народное искусство, в том числе вышивальный художественный промысел. Необходимо возрождать угасающие народные промыслы, поскольку это наша духовная культура.
Целью статьи является сохранение и возрождение традиций русской строчевой вышивки; раскрытие национального своеобразия русской ивановской строчевой вышивки, её художественной ценности; показать переход русской строчевой вышивки от домашнего рукоделия к промыслу, а затем и промышленному производству на современном этапе.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
• осмысление народного искусства русской строчевой вышивки как части культуры и как особого вида творчества;
• освоение на материале ивановской строчевой вышивки таких основополагающих понятий и теорий народного искусства, как этнохудожественное сознание, синкретизм, художественный образ, художественный метод и стиль, традиция, школа, народный мастер, коллективное и личное, импровизационность, вариативность.
«20 июня 1918 года Народный комиссариат внутренних дел вынес постановление об образовании Иваново-Вознесенской губернии. В её состав вошли из Владимирской губернии Шуйский уезд (полностью), Ковровский и Суздальский уезды (частично), из Костромской губернии - Кинешемский и Юрьевецкий уезды (полностью), Нерехтский уезд (частично)» [7, с. 84]. «В июле 1929 года из бывших Иваново-Вознесенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний была создана Ивановская промышленная область. Административным центром её стал Иваново-Вознесенск (переименованный в 1932 году в Иваново)» [7, с. 104].
«Малоплодородные земли этого края издавна определили преимущественно торгово-ремесленный характер деятельности местного населения. Уже в конце XVIII начале XIX веков земли нынешней Ивановской области представляли собой регион активного развития ремёсел и промыслов, - 81-
ставших важной частью народной художественной культуры Верхнего Поволжья. ... Особым мастерством отмечены изделия текстильных промыслов - ткачество, вышивка, кружевоплетение - которые стали преимущественной специальностью, достопримечательностью и гордостью края» [5, с. 289-290]. Большое влияние на жизнь населения Ивановского края оказывали приволжские города и посады, расположение которых на главной дороге России способствовало развитию торговли в бурную эпоху становления всероссийского рынка.
Каждая губерния дореволюционной России имела своё «лицо». Особенностью Владимирской, Костромской губерний было производство льняного полотна [1]. Издавна в данном регионе выращивали лён, из которого в домашних условиях при натуральном хозяйстве пряли, ткали и шили рубахи мужские, женские, являющиеся обязательными основными элементами в составе русского костюма как крестьянского, так и костюма богатых сословий, а также предметы домашнего обихода, украшенные обереговой вышивкой. «Вышивка - один из самых древних видов орнаментации ткани у славян. На текстильных фрагментах X - XIII вв. встречаются узоры как тканые, набивные, так и вышитые. ... В общем историко-культурном плане вышивка, возможно, является стадиально более древним явлением, чем ткачество, поскольку у многих народов, не знавших ткачества, имелась вышивка или близкие к ней по технике украшения. Материалом служила не ткань, а шкура, кожа, замша из оленей шкуры, подшейные волосы оленя (у народов Севера) .» [9, с. 30].
Вышивальные промыслы сложились, прежде всего, в льноводческих районах: в Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Тверской, Владимирской, Вятской губерниях - там, где особенно сильно было развито русское народное декоративно-прикладное искусство в разных его проявлениях. «Льноткачество явилось основой для возникновения и упрочения промыслов вышивки - одного из наиболее ярких художественных явлений Ивановского края» [5, с. 291].
С древнейших времен до середины XIX века украшение русской одежды и предметов домашнего обихода вышивкой производилось в каждой крестьянской семье для собственных нужд. «Крестьянское домашнее вышивание в XIX веке было тесно связано с традиционным сельским бытом и продолжало традиции крестьянского искусства более ранних периодов. С середины XIX века в некоторых губерниях России традиционные крестьянские вышивки из домашнего вида занятий постепенно стали превращаться в средство заработка» [5, с. 290].
Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Старинные русские вышивки Ивановского края выполнялись в технике белой ажурной строчки, а также других счетных швов. «Строчка - это исключительно женский промысел и им занимаются в настоящее время в тех местах, где раньше занимались прядением. Строчевая вышивка состоит в том, что из ткани выдергиваются особым образом нитки и по образовавшейся сетке производится вышивка, причем получается кружевной узор» [8, с. 224].
Белая строчка - это один из основных видов строчевого шитья. Белоснежный узор, выполненный «настилом», «штопкой», «воздушными петлями» и «паучками» необычайно выразителен на прозрачном фоне сетки. Издревле белый цвет считали символом неба и небесного света. Белое льняное полотно, а затем хлопчатобумажное служили основой для выполнения вышивки по разреженной ткани, а именно строчевой. К строчевым швам относятся: мережки, белая строчка, цветная перевить и др.
Строчка по мелкой сетке с ячейкой 0,2 см рано стала домашним крестьянским ремеслом, причем преобладала белая строчка. В вышивке Ивановского края выражено, прежде всего, исконное мастерство владимирских строчей, в ней сосредоточилось все многообразие техник и приемов, характерных для русской вышивки Верхнего Поволжья и русского Севера.
Северные русские красавицы в приданом (праздничном и свадебном нарядах) имели коруну или кокошники разных форм, искусно унизанные жемчугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения. Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа - драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы в подарок своим дочерям и женам и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха должна была быть под стать. Имеющиеся в фондах Гороховецкого историко-архитектурного музея, «рукава женских рубах Гороховецкого и Вязниковского уездов Владимирской губернии XIX века, пышные вверху и резко суженные к запястью, украшались на уровне запястий белой строчевой вышивкой» [13, с. 356]. «В вышивках ХУШ-Х1Х веков сохранились очень древние изобразительные мотивы. Вечные силы живой природы находили отражение в содержании вышивки, мотивы которой полны символики. Знак солнца в них предстает в виде ромба, круга, ладьи с конскими и птичьими головами; женская фигура - это богиня - Мать сыра земля с воздетыми к солнцу руками; среди растительных форм - древо жизни с предстоящими фигурами всадников, птиц, оленей и т.д. Вышивки выполняли не просто для украшения, хотя эстетическое начало всегда имело большое значение, но и как обереги от зла; они были призваны нести добро человеку и важную информацию о мироздании» [12, с. 50].
Среди многочисленных центров русских художественных ремёсел, находящихся в Ивановском крае, город Шуя занимает особое место. Первые письменные свидетельства существования Шуи относятся к XVI веку, к периоду царствования Ивана Грозного [2]. «Шуя является с древних времён центром русской промышленности, торговли, развития различных ремёсел и народных промыслов. Промышленность в Шуйском округе развивалась потому, что в силу местных естественноисторических и физико-географических причин, а также в силу особенностей исторического развития, на территории округа нельзя было прожить одним сельским хозяйством (своего хлеба хватало только до половины зимы)....» [8, с. 144]. Шуйские мастера ткали холсты, выделывали сукна, кожу, овчину, плели корзины, шили шапки, полушубки и др. [8 ].
В белой строчевой вышивке в костюме и предметах домашнего обихода города Шуи часто воспроизводились зооморфные мотивы: петухи, олени, кони, барсы, павы, лебеди. Особой любовью у шуйских мастериц пользовался узор
под названием «пава-птица». «Фигурки птицы вышивались в профиль обобщенно, с характерными деталями: хохолком и пышным хвостом, напоминающим цветочный букет. Павы представлены по сторонам куста, дерева, повёрнуты друг к другу или следующими друг за другом. В шуйских вышивках павы отличаются фантастичностью и сказочностью, пышностью, богатством строчевых разделок, обогащенных цветной обводкой по контуру из шелковых и шерстяных ниток» [10, с. 60]. Из орнитоморфных орнаментов также воспроизводятся мотивы двуглавого орла - веяние Византийской культуры. Растительный мир имеет значительное место в орнаментах строчевой вышивки. Более архаичные изображения сохраняют геометризованный характер, строгую графичность и торжественность. Характерные разделки ячеек мелкой сетки - «сплошной настил», «штопка», а наряду с ними - лёгкие «паутинка», «копеечка». «Вышивки архаического типа справедливо признают выдающимся явлением русского народного искусства. Это один из важных источников для раскрытия особенностей древнего мировоззрения их создателей» [9, с. 156].
Эпоха петровских преобразований оказала широкое и активное воздействие на народное искусство, что проявилось в распространении на изделиях бытового убранства - строчевых подзорах - изображения сложных бытовых сцен. Характер изобразительного ряда строчевой вышивки зачастую был связан с дворянским бытом. Способы строчевого шитья применявшиеся в передаче изобразительных форм, отличаются большим разнообразием и выразительно стью.
После реформы 1861 года, когда ощутилась острая необходимость в дополнительном заработке, высокое мастерство вышивальщиц нашло применение в промышленной деятельности. В конце XIX - начале XX веков в Московской, Новгородской, Владимирской, Нижегородской, Тверской и других губерниях возникают и развиваются вышивальные промыслы с ориентацией на город. «Во Владимирской губернии наибольшее развитие строчевышивальный промысел получил в трех уездах: в Гороховецком, около Верхнего и Нижнего Ландехов, в Вязниковском, вблизи слобод Мстёра и Холуй, и в Шуйском, около села Васильевского. Центром вышивального района стало село Верхний Ландех, где сформировалась строчевышивальная мануфактура местного купца Н. Н. Елисеева, ставшего монополистом в организации строчевышивального промысла в этом районе. Мастерицы вышивальщицы Верхнего и Нижнего Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков и других мест работали только на хозяина и на материале мануфактуры. ... Большие партии вышитых изделий накапливались на складах в Верхнем Ландехе, а затем отправлялись в Москву, Петербург, на Урал и Дон, в Сибирь и на Восток. Торговал Елисеев и с Америкой» [10, с. 15-16; 5, с. 293].
Вышивка в Шуе очень рано приобретшая формы ремесла, к началу ХХ в. получила широкий промысловый размах. Развитие художественного шитья в Шуе определялось скупщиками, заказчиками и требованиями городского рынка. Торговля за границу, внесла изменения символики в угоду покупателей [11]. Основой распространения вышитых изделий было купечество, средний слой жителей городов. В соответствие со вкусами этой социальной среды ведущее
место в вышивке получает растительный орнамент. «Вышивка строчевыми швами, выходя за пределы семейных потребностей и приобретая форму промысловой деятельности, изменяла традиционную художественно-орнаментальную систему, усваивая вкусы и эстетические предпочтения нового потребителя на новом, городском рынке сбыта. Поскольку белая строчка более всего соответствовала бельевому товару, она и получила самое широкое распространение в промысле» [5, с. 292]. В своем развитии вышивка более чем ткачество, испытывала различные стилевые и технические изменения.
«В конце XIX - начале ХХ веков строчевая вышивка претерпевает существенные изменения. Появились и прижились техники, пришедшие из городской низовой и аристократической среды. Сюжетные сцены и геральдические архаические композиции уступили место геометрическим орнаментам и растительным мотивам в виде натуралистически поданных розочек, веток винограда и др.» [6, с. 26]. Стала модной занесённая из Европы «японская строчка».
Первая мировая война и последовавшие за ней события внесли существенные изменения в жизнь народа и промышленности России. Интересен документ: «Из обзора деятельности подотдела художественной промышленности отдела изобразительных искусств Народного комитета по просвещению о развитии художественных промыслов» от 27.11.1919 года. ... Основная работа подотдела художественной промышленности направляется на создание художественно-промышленных мастерских, школ, курсов, музеев, складов, выставок, специальных библиотек, обнародование конкурсов и устройство лекций и экскурсий» [11, с. 34- 35]. В документе указано, что: « ... произведения художественно-промышленных мастерских должны непременно носить национальный характер, что очень важно при вывозе этих изделий за границу» [11, с. 35]. Также были отмечены существовавшие центральные московские мастерские и областные. «Среди областных мастерских имеется Иваново-Вознесенская мастерская (ткацкая, набивная, граверная, живописная, художественного шитья) преобразованная из рисовальной школы с октября 1918 года» [11, с. 36], так как в самом городе и в окрестностях расположены ткацкие и ситценабивные фабрики. Подотдел приступил к открытию различных курсов для пропаганды начальных понятий об искусстве и художественной промышленности среди широких масс, для обогащения знаний специалистов по той или иной художественной промышленности, а также с целью уравнивания знаний учащихся, поступающих с недостаточными образовательными знаниями. Предметом изучения в школе стала строчевая вышивка Владимирской губернии, поскольку она имела наиболее характерные черты [11]. В газете «Известия» № 260 от 17.11.1922 г. автор статьи Я. Тугендхольд пишет, что: «. В наших руках имеется крупная художественная область -народное творчество, свидетельствующее об изумительных художественных силах крестьянства, сбереженных им, несмотря на всю многострадально сть его истории. Это народное творчество, служившее истории украшением быта, а затем ставшее подсобным промыслом, имеет и ныне огромное культурно-экономическое значение как залог творческой самодеятельности трудовых масс и как «корректив» к нашей неразвитой промышленности...» [11, с. 65].
На территории Ивановской области создаются строчевышивальные артели: 1925 г. в селе Васильевском; 1926 г. в селе Холуй; 1928 г. в сёлах Верхний и Нижний Ландех и в селе Пучеже; 1929 г. в селе Палех и в 1931 г. в Пестяках, 1932 г. в селе Лух, 1934 г. в городе Шуя и др. Эти артели объединяют в «Ивановский строчевышивальный промысел» [11].
Ещё до создания Шуйской строчевышивальной артели: «В письме текстильного управления Всероссийского совета республиканских центров промысловой кооперации художественно-промышленному отделу Центральной научной опытно-показательной станции об организации двухмесячных курсов вышивальщиц от 11.07.1930 г. говорится об организации двухмесячных курсов вышивальщиц и о временном переводе лаборатории художественной вышивки из Москвы в г. Шую» [11, с.163].
Задачей курсов было установление единой терминологии строчевых разделок по основным регионам России: Ивановская строчка, Крестецкая строчка, Нижегородский гипюр и выполнение мастерицами узоров строчевой вышивки в технике соответствующего района [11]. Всесоюзным акционерным обществом по экспорту кустарно-художественных изделий Шуйской артели указано проработать технику «японская строчка» строчевой вышивки «ввиду того, что эта техника ненародна и является занесённой дешевой европейской работой, и в то же время захватывает 1/5 часть в 1929 г. экспортной продукции. ...» [11, с.135]. При переработке занесённой скупщиками ненародной вышивки по разреженной ткани были учтены все желательные изменения и традиционность русской строчевой вышивки на льняном полотне и хлопчатобумажной ткани.
В результате: «Среди шуйских мастериц большую популярность приобрела вышивка, названная в народе «кубанцы». Особенностью «кубанцов» является применение крупных прореженных ячеек до 0,5 см, составляющих геометрический узор в виде квадратов, ромбов, крестов, розеток в сочетании с гладьевыми швами» [6, с. 26-27]. В этом виде вышивки, как правило, строчевые приемы сочетались с гладьевыми, сообщавшими общей композиции дополнительную декоративность [10]. Декор вышивки на изделиях свидетельствует о том, что традиции шуйской строчки продолжали развиваться. В основном это были архаические композиции с мотивами древа жизни, окруженного с двух сторон павами, обращенными друг к другу. Все вышивки того времени отличаются блестящим исполнительским мастерством. Кроме артельных форм применялся надомный труд. В послевоенный период ассортимент изделий определялся требованиями внутреннего рынка. В декоре изделий 1950-х годов широко применялась строчка «катунка» - тип ажурной вышивки, промысел которой бытовал в селе Катунки Нижегородской губернии. Гипюрная вышивка напоминала итальянское игольное кружево, отличавшееся тонкостью и сложностью узорных разделок. Мастерицы Шуйской артели прекрасно владели этой техникой и заполняли прореженную ткань узорами, называвшимися «паучки», «поплавки», «лепешечки», «мыльные пузыри», «розетки», «решетки». Тончайшие ткани, на которых вышивали, такие как батист, маркизет, крепдешин и креп-жоржет придавали вышивке драгоценность
и нарядность. К традиционному строчевышивальному шитью шуйские мастерицы вернулись в середине XX века.
В 1960-м году в связи с ликвидацией промысловой кооперации Шуйская артель, как и другие артели Ивановского края, стала фабрикой. Художники и мастерицы обратились к лучшим образцам XVIII-XIX веков богатейшему материалу по мелкой строчке, имевшей большое распространение в Шуе. «Характерными особенностями шуйской строчки, как и ныне, является заполнение сетчатого поля горизонтального, вертикального и диагонального осями из ниток, на основе которых создается узор из розеток, кругов, сноповидных и крестовидных мотивов, а также сочетание плотно зашитых частей с ажурными, что подчеркивает пластическую выразительность и красоту светотеневой композиции. В орнаментальную композицию также вводились четырех- и шести лепестковые розетки, называемые «звездами», плотно зашитые косые кресты, выпуклые кружочки, называемые «копеечки». Художники разработали мотив веточек, называемый «колосок» [6, с. 26-27]. На Шуйской строчевышивальной фабрике вышивали как белыми нитками белую строчку, но также использовали гамму, построенную на приглушенных пастельных оттенках зелёных, охристых, золотистых цветов. Кроме геометрических и геометризованных растительных мотивов в строчевых вышивках использовались изобразительные композиции как зооморфные, так и антропоморфные. Изделия Шуйской фабрики украшали участниц фестиваля на Кубе и 0лимпиаде-80, проходившей в Москве. В 1990-1991 гг. была создана коллекция, имевшая большой успех и перспективность. Работы, выполненные шуйскими вышивальщицами, демонстрировались в Брюсселе, Монреале, Осаке и Москве на ВДНХ. Одной из задач шуйского предприятия являлось воспитание и обучение молодёжи этому ремеслу, развитие вышивального промысла. С 1977 года по творческому договору с Шуйской художественной школой велось обучение молодёжи. До настоящего времени в Шуйской художественной школе для детей преподаётся дисциплина по художественной вышивке. До перестройки на фабрике работало более 2000 вышивальщиц. В 1994 году фабрика выполнила крупный заказ для Италии на разнообразный ассортимент изделий: блузы с вышивкой, аксессуары для костюма, предметы домашнего обихода. Неоднократно фабрика проводила показ коллекций костюмов на Международном фестивале моды «Плёс на Волге. Льняная палитра» с 2006 года по настоящее время. Малочисленный (до 20 человек) коллектив шуйских мастериц и ныне работает над новыми коллекциями костюмов.
Село Васильевское издавна славилось искусством вышивки. Характерные вышивки, сложная разработка и изысканность объясняются давней связью этого села с царским двором и аристократией. Первое упоминание о селе содержится в Уставной грамоте 1554 г. царя Ивана Грозного. Своё настоящее название село получило при Василии Шуйском, став его дворцовой вотчиной. Здесь, начиная с XVIII века, развивалось торговое дело, и с этого же времени село стало местом проведения ярмарок, куда свозились изделия местных жителей и окраинных земель Ярославской, Владимирской, Костромской и других губерний. Богатый культурный фон, сопровождавший во
все времена жизнь села Васильевского, не мог не сказаться на развитости различных видов искусств, в том числе и вышивки. Искусство вышивки, распространённое в селе Васильевском, является ярким примером старинного владимирского шитья и неотъемлемой частью укоренившиеся в этом крае культурных традиций [10]. Среди наиболее излюбленных техник выделяется строчевая вышивка, которая была распространена в Васильевском с незапамятных времён и претерпевала различные изменения. Выполнялась строчка по белому льняному полотну белыми льняными нитками. Разнообразны были как приёмы, так и мотивы вышивки. Использовались геометрический орнамент, растительные узоры, мотивы барсов, коней, петухов, двуглавых орлов и др. Основой строчевой вышивки была предварительно выдернутая сетка-рефеть. Очень часто вышивальщицы вводили в строчевую вышивку цветную обводку из толстой шелковой, льняной или гарусной нити пастельных тонов, которая смягчала геометризм форм узоров и оживляла цветовую гамму [10]. Характер вышивки изменился после 1850 годов, так как в селе установился вышивальный промысел. Основу орнамента составляли вариации ромбов и крестов. В начале XX века в вышивке появились рисунки в стиле модерн, господствующие в данный период. Мастерицы вышивали розы, виноградные ветви, вьюнки и полевые цветы. Вышивкой украшали бельё, скатерти, салфетки. Работа на скупщиков заменилась работой в артели. Мастерицы строчевышивальной артели хорошо владели всеми приёмами строчевой вышивки и знали требования рынка. К ним примкнули вышивальщицы из Пестяков, Богородского, Бутырево, ведь строчевая вышивка бытовала в каждой крестьянской семье как домашнее ремесло с древних времен. С 1930 года артель функционировала как базовая, объединяющие все артели Ивановской области. В селе Васильевском получали работу артели, находящиеся в посёлках Мыт, Лух, Верхний и Нижний Ландех и др. Для активизации творческой деятельности вышивальщиц и повышения их квалификации в 1932 году в Васильевском была организована профтехшкола, из которой вышло множество талантливых мастериц и художников, сохранивших традиции владимирской вышивки. Выпускницы оставались как в Васильевской артели, так и уходили на соседние строчевышивальные производства. Мастера этой школы подняли пучежскую вышивку на должную высоту, способствовали организации строчевышивального дела в городе Иваново, стали работать в артелях художниками по вышивке в Москве. В 1936 году в Васильевской артели работало 1300 вышивальщиц. Кроме того использовался труд надомников [11]. Впоследствии, когда наладилось швейное производство вышивкой стали украшать женские платья, блузы, дамское бельё, воротники и др. Основу строчевой вышивки составлял орнамент ромбов крестов и розеток, обрамлённый мережками.
Успешное развитие ивановских артелей было нарушено Великой Отечественной войной. Несмотря на переориентацию производства всех артелей во время войны, искусство вышивки сохранялось. Этому способствовали конкурсы, проводившиеся институтом художественной промышленности. Работы вышивальщиц Ивановской области представлялись на конкурсах в 1944, 1945 и 1946 годах и были отмечены в числе лучших.
Только к середине 1950-х годов артели вернулись к выпуску строчевышивальной продукции. В 1970-е годы восстанавливались во всех фабриках Ивановской области забытые приемы и техники, характерные для традиционной ивановской вышивки. Изделия, выпущенные Васильевской строчевышивальной фабрикой, неоднократно экспонировались на выставках, в том числе и зарубежных.
«Палехская артель, организовавшаяся с ноября месяца 1929 года в количестве 24 членов, имела исключительно квалифицированных мастериц, окончивших местную учебно-показательную мастерскую. . Производственные возможности артели были невелики, но артель могла служить центром по выработке образцов для района» [11, с.137].
В прошлом село Палех находилось в составе Стародубского княжества, которое было поделено между князьями Пожарскими и Палецкими. В XVII в. это было бойкое торгово-ремесленное село. Издавна Палех известен как художественный центр иконописания и вышивки. В Палехе и близлежащих селах издавна существовало строчевое шитьё, включая разнообразные приемы, орнаментальные и сюжетные композиции, традиции которых восходят к древнему владимирскому узорочью. Строчевая вышивка палешанок отличается изысканным исполнением.
Мотивы птиц, пав, петухов, барсов, «древа жизни» неизменно сопровождали эти вышивки. Мир древних поэтических образов в сочетании с виртуозным исполнительским мастерством вышивальщиц - всё это делало вышивки палешанок драгоценными. Мастерицы также расшивали изысканными белыми узорами тонкие ткани. Этому их научили монахини. Многие названия узоров и приемов в палехских вышивках пришли из монастырских мастерских, а иные «разделки» так и назывались «монашки». Им были известны многие старинные швы и приемы шитья. В течение второй половины XIX века вышивка претерпевает различные изменения. В строчке появляются цветы, растительные мотивы, птички, в передаче форм которых лежало стремление приблизиться к натуре. Растительный узор получил повсеместное распространение и использовался в строчевой вышивке, украшавшей различные изделия: подзоры, полотенца, скатерти, постельное бельё и др. Не обошла стороной село и вышивка, источником которой являлись в конце XIX века обёртки дешевого мыла фабрик Броккар и Ролле, а также приложения с образцами вышивок к журналу «Нива».
К концу XIX века в начале XX веков стилистика строчевых вышивок меняет свое направление. Вкусы потребителя изменились, ранее широко распространенные растительные узоры, птички, бабочки заменяются сложными геометрическими орнаментами. Важное значение в этой вышивке приобрели разнообразные трудоёмкие технические приёмы. Большое распространение получили ажурные вышивки, различные виды гипюров. Одной из характерных особенностей этого рода вышивок являлось сочетание сплошь зашитых частей с ажурными узорами, передающих формы розеток, круглые, сноповидные и крестовидные мотивы. Излюбленным мотивом в палехской строчевой вышивке был уступчатый ромб, который назывался у мастериц «кубанец». «Кубанцы» имеют различные варианты, представляющие более 75 рисунков. Узоры в
форме «кубанцов» очень точны и правильны в построении, им свойственна укрупнённость масштаба, но благодаря светотеневой разработке и богатству фактуры, они не производят впечатления сухости и механичности. «Кубанцами» расшивали полотенца, скатерти, салфетки, постельное бельё.
Кроме вышивки белыми нитками по льняному полотну, мастерицы также вводили и цветную нитку в контур, а иногда некоторые элементы в вышивке исполнялись нитками контрастных ярких расцветок - красных, черных, зелёных. Огромное значение для возрождения строчевышивального промысла в Палехе имела художественно-учебная мастерская, организованная в 1923 году. В 1927 году мастерская из Палеха была перенесена в село Васильевское. Большую долю в сбыте палехской продукции составлял экспорт. Экспорт предъявлял высокие требования к качеству изготовления строчевышивальных изделий, способствовал культивированию чистоты и аккуратности исполнения вышивки.
Успешное развитие Палехской артели было нарушено Великой Отечественной войной. В конце 1942 года строчевышивальное производство вновь стало возрождаться. В 1944 году была восстановлена Пелехская артель. В результате ликвидации в 1944 году Шуйского строчевого союза с его хорошо отработанной системой разделения функций между артелями промыслу пришлось делать самостоятельные шаги в формировании ассортимента, выполнении подготовительных и отделочных работ, в поисках рынка сбыта готовой продукции [10]. В 1946 вышивки палехской артели на республиканском конкурсе были удостоены Диплома второй степени. В 1948 году палехская артель насчитывала 325 вышивальщиц. В 1949 году к Палехской артели присоединилась Пановская артель, а в 1954 году - Мало-Дарковская. Значительным по своей важности событием в 1960-е годы явилось создание на фабрике экспериментально-творческой лаборатории. В 1969 году на фабрике был проведен новый цикл работ по переводу ручной вышивки на машинную. В связи с чем, процесс исполнения строчевой вышивки, достаточно трудоемкий ускорился. К 1970 году на фабрике сложился ассортимент изделий, составивший основу продукции последующих десятилетий. В эти годы процесс освоения забытых приемов и техник, характерных для традиционной ивановской вышивки, охватил все строчевышивальные фабрики Ивановской области. Излюбленные в Палехе «кубанцы» приобрели больше разнообразия и вариаций. Среди множества узоров наиболее часто воспроизводился мотив «пуговка», имеющий вид уступчатого ромба, ажурные квадраты которого заполнены мелкими кружочками. На скатерти (хранящейся в музее Палеха), выполненной в 1993 году, используются мотивы «пуговка», «кудри», «монашки» и многое другое, что с незапамятных времён сохранено палехскими искусницами. Прозрачна и легка, словно воздух, вышивка на рушнике, представляющем композицию из двух стилизованных павлинов, выполненных в технике мелкой ивановской строчки. Черный контур, словно быстрый и безошибочный росчерк пера, подчеркивает изящные изгибы сказочных птиц [11]. Коллекции вышитых палехских изделий находятся во многих музеях страны: Москве, Санкт-Петербурге, Иванове и др. К концу ХХ века нет Мало-Дарковского и Крутецкого цехов ручной вышивки, распущены мастерицы
ручной вышивки в Палехе. Эти события больно отражаются на творческом процессе палехского промысла. Но художники предприятия изыскивают любую возможность поддержать мастериц. Хочется верить, что ручная вышивка не уйдет из промысла обретет полнокровное существование.
Другой центр строчевышивального промысла был в селе Холуй. Зарождение строчевышивки связано здесь с традициями монастырской вышивки, поскольку село принадлежало до середины XVIII века монастырю. Вышивкой занимались женщины из семей иконописцев. Начало этого промысла следует относить к более раннему периоду, чем в сельских районах - к 18501860 годам. Развитие строчевышивального промысла носило спонтанный характер. Связь между рынком и строчевышивальным товаром осуществлялась не через одного предпринимателя, а посредством многочисленных скупщиков, вывозивших изделия в Нижний Новгород, Москву, Астрахань, в города Поволжья. Холуй славился ярмарками. Сюда приезжали из Нижегородской, Московской, Владимирской губерний, привозили ткани, здесь торговали греки и армяне. Офени - торговцы иконами - закупали товар и расходились с ним по всем уголкам России. Вышивкой украшали столовое бельё и полотенца. Основными мотивами в строчке являлись геометрические формы и многолепестковые розетки, выполненные «настилом» или «штопкой» с дополнительными ажурными разделками.
В отличие от украшения полотенец вышивкой других регионов полотенце украшалось не только по концам, но и по боковым сторонам широкими узорными полосами. Изысканные техники и приемы сочетались с изящными растительными орнаментами и сложными фигурными композициями, состоящими из птиц пав, петухов, грифонов, барсов и других фантастических зооморфных мотивов.
В 1912-1928 года в селе Холуй создаётся учебно-показательная школа. Ученицы под руководством опытных и знающих вышивку мастеров приобретали теоретические и практические знания, что в будущем оказало большое влияние на развитие производства. «В начале 1920 года в Холуе была организована Холуйская трудовая артель по выпуску строчевышивальных изделий с общим охватом мастеров до ста человек и входила во Владимирский губернский «Артсоюз»» [4, с. 235]. В 1920-е годы в основном исполняли изделия по тонким хлопчатобумажным тканям. Холуйская артель объединяла 100 квалифицированных мастериц по работе строчкой и декоративной вышивке по экспортному заказу. В 1930-х годах Холуйская строчевышивальная артель стала частью Шуйского Строчсоюза. Вышитые в Холуе купоны отправлялись на Васильевскую базу, где из расшитых тканей или деталей шили готовые изделия [3]. Диплом II степени завоевала артель на выставке 1948 года в Москве в Павильоне лучших образцов товаров народного потребления. В 1948 году в Холуйскую профтехшколу организуется первый набор на строчевышивальное отделение для подготовки квалифицированных мастеров по строчке и вышивке. Профтехшкола была хранительницей подлинного сокровища - многочисленных образцов холуйской вышивки, выполненных в различных техниках, характерных для промысла. С 1955 года пошив изделий производился в Холуйской артели. Женские блузы, сорочки, косоворотки, постельное и
столовое бельё вышивали и шили в артели. Большим событием для промысла стала серебряная медаль, присуждённая за вышитые изделия по эскизам художницы А. Т. Бушуевой на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году [10]. На семинаре, проводившемся в 1973 году, были отмечены поиски новых декоративных решений, освоение забытых или мало использовавшихся техник. В изделиях выпускаемых строчевышивальной фабрикой до её закрытия в 2000-х годах отмечаются изысканные техники и приемы, которые сочетаются с изящными растительными орнаментами и сложными фигурными композициями, состоящими из птиц-пав, петухов, грифонов, барсов, и других фантастических зооморфных мотивов.
Становление строчевышивального промысла как ведущей хозяйственной отрасли в Верхнем Ландехе и окрестных селах относится к концу XIX века, что обусловлено общими закономерностями развития строчевышивального дела в Ивановском крае. На формирование своеобразного стиля верхнеландеховской вышивки сказалась близость с селами Нижегородской губернии. Первые заказы были ориентированы на нижегородскую вышивку. Покупателями строчевышитых изделий было среднее купечество и мелкие промышленники всех территорий, где продавались вышитые изделия. «... в течение XVIII -начале XX в. изменялся характер вышивки: её техника, материал, колорит, сюжеты и мотивы, а также источники, которые послужили прототипом многих из них ... что было связано с интенсивным развитием капиталистических отношений в России» [9, с. 199]. Старинные орнаментальные узоры строчевой вышивки заменяются новыми орнаментами. Появляются строчевые узоры с изображением розы, виноградных гроздьев, веточек смородины, полевых цветов, вьюнков. Впервые стали воспроизводиться в вышивке бабочки и простые по очертанию птицы.
В данном регионе строчевая вышивка по мелкой сетке была связана с традициями монастырской работы существовавшей до начала ХХ века. Мастерицами выполнялись нарядные покрывала, простыни, накидки на подушки и др. К началу ХХ века появляются различные виды гипюров, «вологодские стекла», при выполнении которых ткань вырезалась в виде квадрата, ромба, прямоугольника и на её место воспроизводился сплошной ажурный мотив со множеством очень тонких фактурных разделок. Ткань становилась обрамляющим элементом. Такой тип вышивки характерен для Новгородской губернии. В промысле Верхнего Ландеха этот вид вышивки не закрепился. Мастерицы предпочли белую строчку по мелкой сетке, которой владели в совершенстве. В артели к Всероссийской художественной выставке строчевых изделий 1923 года работы были выполнены по старинным рисункам. Развитию вышивального промысла Верхнего Ландеха способствовала открывшаяся в 1928 году в этом селе строчевышивальная профтехшкола, в которой молодёжь обучалась приемам вышивки. Белая строчка по мелкой сетке для данного региона была традиционной, её могли выполнять все вышивальщицы. В 1938 году изделия Верхнего Ландеха экспонировались на выставке в Париже, где были отмечены призами. В конце 1960 годов на Верхнеландеховской фабрике возобновляется выполнение изделий с традиционными более сложными узорами, многообразием приёмов выполнения
и орнаментального богатства. Особый характер вышивки сохранился до 2000-х годов. Современная вышивка Верхнеландеховской фабрики развивает лучшие традиции промысла
В старину Лух был административным центром довольно обширного края, в который входили: Вичуга, Кинешма, Юрьевец, Пучеж, Пестяки, Верхний и Нижний Ландех. Первое упоминание о Лухе относится к 1428 году, в связи с нападением казанских татар. Лух в ту пору был городом-крепостью, который охранял северо-восточную границу Владимиро-Суздальского княжества. Различные виды ремёсел были развиты в этом регионе. Среди ремёсел вышивка была распространена повсеместно.
Использовалась белая строчка по мелкой сетке и др. Вплоть до ХХ века вышивка была домашним ремеслом. Как промысел этот вид искусства сформировался в начале XX века. Артель в посёлке Лух была создана лишь в 1928 году. Через год в артели было уже 1000 вышивальщиц. К концу 1930 года сформировались основные особенности лухской строчевой вышивки [11]. В её узорах преобладали растительные мотивы, отдалённо напоминающие ромашку. Этот мотив мастерицы называли «бобурка». Он выполняется по перевитой сетке пушистым настилом и придает узору нарядность и богатство фактуры. Этот мотив выполнялся по-разному. Мотив мог располагаться в центре ромба или квадрата, и тогда «бобурка» воспринималась розеткой, из «бобурки» строились гирлянды фризовых композиций, но чаще всего этим мотивом обрамляли контуры наиболее крупных ромбов, благодаря чему вышитый узор обретал особую выразительность и богатство [10]. Усилиями творческого коллектива Лухской фабрики 1960-х годов разрабатывались новые виды вышитых изделий. Строчевые узоры во всей своей красоте и богатстве фактурных проработок выполнялись как на изделиях массового производства, таких как скатерти, салфетки, наволочки, пододеяльники, так и на уникальных, малосерийных изделиях. Вышитые изделия лухских мастеров экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках. Лухская вышивка составляет неотъемлемую часть ивановской строчевой вышивки, представляющей многообразные традиции искусства русской вышивки.
В Пестяковком районе, как и других районах области, бытовал вышивальный промысел. По заказам скупщиков выполнялись в конце XIX-начале XX века вышитые изделия. С образованием артели по строчке и вышивке, в которую объединились квалифицированные вышивальщицы, и деятельность скупщиков сократилась. Вышивкой занимались как в мастерской, так и дома. В 1933 году в Пестяковском районе было уже четыре строчевышивальные артели, в которых работало 386 человек [10]. В Пестяки перевели Нижнеландеховское отделение строчевышивальной артели. Мастера использовали как сложные строчевые узоры, так и простые - «мушку», «пшенцо», «сновку» и др. Особенно популярной была техника строчки по мелкой сетке и гипюры. Вышивали скатерти, салфетки, столешницы, декоративные полотенца, занавески на окна, строчевой ажур которых, дополненный мережками, четко вырисовывался на фоне плотного полотна, придавая изделиям особую нарядность. Пестяковские мастера и художники были постоянными участниками семинаров, конкурсов и выставок. Для сбора
материалов по народному искусству Пестяковского района организовывались выезды в окрестные селения, где были зарисованы бытовавшие ранее образцы вышитых изделий. Много новых разделок появилось в белой строчке. Это «одинарная и двойная штопка», «рогожка», «настил», контурные обводки и др. Вышитые изделия отличались тонкостью и изяществом технического исполнения строчевого узора. В 1960 году артель была преобразована в государственное предприятие - строчевышивальную фабрику, но, как и ранее работали при свете керосиновых ламп, так как электричество появилось лишь в 1970-е годы [10]. Гордостью Пестяковской фабрики была всегда сама вышивка, которая украшала плоскостные изделия интерьерного назначения: столовое и постельное бельё, накидки, детские уголки, декоративные полотенца. Для коллектива Пестяковской фабрики характерно творческое отношение к выполняемым изделиям, к выбору рисунка, размещению его на плоскости изделии, отработке технических приёмов. В настоящее время (с апреля 2022 года) строчевышивальная фабрика в поселке Пестяки перестала существовать.
Пучеж один из старейших верхнее-волжских городов. Вышивка в Пучеже и окрестных селах была особенно распространена в конце XVIII -начале XIX веков. Во Владимиро-Суздальском крае вышивкой издавна занимались женские монастыри. Кроме церковных облачений вышивальщицы выполняли заказы местного населения: простыни, подзоры, накидки на подушки, полотенца с вышивкой белой строчкой по мелкой сетке. Кроме монастырей с вышивальщицами работали скупщики, которые для богатых семей заказывали приданое с очень сложной и вычурной вышивкой. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков в связи с переселением в эти края жителей Новгородской губернии получила распространение строчевая вышивка по крупной сетке (размер ячеек до 10 мм) «Крестецкая строчка».
К 1927-1928 годам в Пучежской волости насчитывалось 14 строчевышивальных артелей, в которых в зимнее время работало более 11 тысяч вышивальщиц. Вышивали столовое и постельное бельё из традиционных тканей - мадеполама, батиста, шифона. Поскольку стране требовались товары на продажу за границу, с 1930 года все артели Ивановского края выполняли изделия по заказу Художественно-промышленного отдела Центральной научной опытно-показательной станции с традиционной русской вышивкой по белой льняной и хлопчатобумажной разреженной ткани, а Пучежская артель, в отличие от других, выполняла изделия со строчевой вышивкой из цветных тканей [11, с. 149]. К середине 1930 годов возобновился выпуск женских сорочек, накидок, подзоров. В послевоенные годы централизованный пошив изделий производился в Ивановской отделочной артели, но где не было условий и оборудования как у Васильевской базы.
«В 1948 году артели Пучежского района переживают новые трудности. Падает спрос на строчевышитые изделия, поскольку текстильная промышленность стала в достаточном количестве выпускать штапельные ткани, которые в то время были особенно модными. ... Требовалась срочная перестройка всей работы, и осенью 1949 года все четыре оставшиеся отделения артели были объединены в одну Пучежскую строчевышивальную артель. К 1950-1952 годам артель выпускала комплекты столового белья, столешницы,
занавески на окна, дорожки, накидки, женские блузки с дорогостоящей строчевой вышивкой» [10, с. 47-48].
Со строительством Горьковской ГЭС в 1953 году и затоплением старого Пучежа меняется месторасположение артели. Несмотря на переезд в новые здания, работники фабрики сумели сохранить индивидуальность узоров и разделок ивановской традиционной строчевой вышивки, отличающий её от вышивок соседних предприятий.
В 1965 году стоится ещё один корпус фабрики. Фабрика стала развиваться по пути дальнейшей индустриализации. В 1970-е годы в работе Пучежской фабрики наблюдается ситуация характерная для всех строчевышивальных предприятий России - рост объемов производства, увеличение выпуска материалоёмких изделий с минимальным количеством вышивки: пододеяльники, наволочки, ночные сорочки. Но также выпускались и более нарядные по оформлению уникальные и малосерийные изделия с ярким выразительным орнаментом и своеобразными приёмами технического исполнения. Это были скатерти, комплекты столового белья, блузы. Они шли на отечественные и зарубежные выставки, их приобретали музеи, небольшими сериями продавали в фирменных магазинах.
С 1987 года до настоящего времени Пучежская фабрика перешла на пошив современных модных костюмов как женских, так и детских с великолепной русской традиционной вышивкой. Разрабатываются новые коллекции одежды. Особую значимость и оригинальность выполненным моделям придали аксессуары - сумки, зонтики, шапки, пояса, перчатки. Разработанные модели одежды показали, что вышивка может выполняться не только на белой или слегка тонированной ткани, а ткани могут быть самыми разнообразными. В декоративном оформлении одежды применена традиционная строчевая вышивка с четкими ажурными узорами, дополненными мережками, застроченными складками и продержками. Модные вышитые воротники, галстуки, жабо стали одним из перспективных направлений Пучежской фабрики. Направляющая коллекция женской одежды 1992 года оказалась более полной. В ней преобладают вышитые блузы, которые даны в комплекте с юбкой, сарафаном, летним пальто, жилетом. Большая часть ансамблей дополняется вышитыми подъюбочниками, аксессуарами, которые органично согласуются со всем комплектом одежды. В коллекции преобладают контрастные традиционные ивановские ситцы, что придает моделям особую стилистическую выразительность [10]. В настоящее время коллектив строчевышивальной фабрики работает над новыми коллекциями строчевышитых изделий.
В 1942 году была основана Ивановская строчевышивальная фабрика. К этому времени в области уже функционировало 20 артелей этого профиля. Повсеместное распространение искусства вышивки на всей территории области, широкая сеть организованных производств потребовала создания ещё в 1928 году специализированного межрайонного Строчевого союза, который был вначале в селе Васильевском, а затем в Шуе. Такого союза не было ни в одном регионе России. Вышивальщиц было много и в самом Иванове, поскольку это сравнительно молодой город и его население изначально
составляли в основном переселенцы из различных районов сельской местности Ивановского региона. Кроме того были приглашены опытные вышивальщицы из других артелей Ивановской области. Изначально выпускали плоскостные изделия со строчевой вышивкой. Это были скатерти, салфетки, дорожки, столешники и др. К 1950 году в белой строчке по мелкой сетке появились более сложные разделки, она дополняется «стягами», счетной гладью, разнообразными мережками, что определило характер традиционной ивановской вышивки. Путь развития ивановского предприятия типичный для строчевышивальных промыслов. В 1972 году направляющая коллекция одежды Ивановской фабрики в полной мере учитывала и традиционные основы, и требования моды. В ней творчески использован крой старинной одежды, а кроме того, ивановские ситцы, кумач, ленты, тесьма, разнообразные мотивы строчевой вышивки. От народной одежды были взяты основные качества -художественная выразительность и удобство. В 1992 году была создана новая серия особенно нарядных и торжественных в своей праздничности плоскостных изделий, а также направляющая коллекция одежды. Вышитые изделия, предназначенные для современного интерьера: скатерти с салфетками для банкетов, ажурные мотивы строчки на которых в сочетании с мережками выглядит подлинной драгоценностью. Полотенца с широкой вышитой каймой и узорными зубцами. Подготовлены комплекты одежды, где традиционная ивановская строчка органично вошла в оформление современных модных ансамблей. Мастерство традиционной вышивки не угасло, на фабрике продолжают работать энтузиасты своего дела, которым не безразлично будущее промысла. Наиболее полное представление о вышивке дают вещественные материалы - образцы вышитой одежды и предметы быта, хранящиеся в музеях и у местного населения.
Выводы. Комплексное исследование проблемы сохранения и возрождения строчевой вышивки Ивановского края дает возможность выявить, что этот вид женского ремесла развивался и сохранился в «глубинке», где наиболее крепка связь поколений; раскрыть региональные особенности ивановской строчевой вышивки; показать, что до настоящего времени сохранены древние традиции узоров и техники исполнения строчевой вышивки Ивановского края, что до недавнего времени был мощный пласт местной художественной культуры по строчевой вышивке.
Литература
1. Антонов И. Край голубого льна. Прошлое и настоящее города Пучежа и одноимённого района. Иваново: Новая Ивановская газета, 2004. 248 с.
2. Борисов В. А. Описание города Шуи и его окрестностей // Собрание трудов (материалов). В 3 т. Т. 1. Иваново: МИК, 2001. 428 с.
3. Валькевич С. И. Региональные особенности традиционной холуйской строчевой вышивки // Преподаватель XXI век. 2012. № 2, ч. 1. С. 170-175.
4. Валькевич С. И. Становление холуйской строчки // Строгановские чтения. Декоративно-прикладное искусство и предметно-пространственная
среда : материалы межвуз. науч.-практ. конф. М.: Московская Государственная художественно-промышленная Академия им. С. Г. Строгонова, 2009. С. 233240.
5. Валькевич С. И. Строчевышивальный промысел в Ивановском крае XIX-XX веков // Научный журнал КубГАУ, 2017. № 129 (05). С. 287-296.
6. Валькевич С. И., Овчинникова Ю. М. Шуйская строчевая вышивка // Современные наукоёмкие технологии. 2013. № 6. С. 26-27.
7. Востриков С. Я. Наш край в истории Отечества. Иваново: Иваново, 1995. 156 с.
8. Город Шуя и Шуйский округ. Географическое, историческое и экономическое описание / сост. В. Рыжов. Шуя, 1930. 325 с.
9. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. 208 с.
10. Народные художественные промыслы Ивановской области / сост. Н. С. Королёва. М.: НИИХП, 1994. 139 с.
11. Народные художественные промыслы. Советское декоративное искусство : материалы и документы 1917-1932 гг. М.: Искусство, 1986. 232 с.
12. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984. 144 с.
13. Федорова Г. А. Традиционная культура Гороховецкого края // Из истории одежды жителей Гороховецкого уезда в контексте культуры России XVII - начала XX в. В 2 т. Т. 1. М.: Государственный Республиканский центр русского фольклора, 2004. 368 с.
References
1. Antonov I. Kray golubogo l'na. Proshloye i nastoyashcheye goroda Puchezha i odnomënnogo rayona [The land of blue linen. Past and present of the city of Puchezh and the district of the same name]. Ivanovo, Novaya Ivanovskaya gazeta Publ, 2004. 248 p. [In Russian]
2. Borisov V. A. Opisaniye goroda Shui i yego okrestnostey [Description of the town of Shui and its environs]. Sobraniye trudov (materialov). V 3 t. [Collection of works (materials). In 3 volumes]. Vol. 1. Ivanovo, MIK Publ, 2001. 428 p. [In Russian]
3. Val'kevich S. I. Regional'nyye osobennosti traditsionnoy kholuyskoy strochevoy vyshivki [Regional features of traditional Kholuy line embroidery].
Prepodavatel' XXI vek [21st Century Teacher]. 2012. No 2, Part 1. Pp. 170-175. [In Russian]
4. Val'kevich S. I. Stanovleniye kholuyskoy strochki [Formation of the Kholuy stitching]. Stroganovskiye chteniya. Dekorativno-prikladnoye iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda : materialy mezhvuz. nauch.-prakt. conf [Stroganov Readings. Decorative and applied arts and object-spatial environment: proceedings of interuniversity scientific-practical conf.]. Moscow, Moskovskaya Gosudarstvennaya khudozhestvenno-promyshlennaya Akademiya im. S. G. Strogonova Publ, 2009. Pp. 233-240. [In Russian]
5. Val'kevich S. I. Strochevyshival'nyy promysel v Ivanovskom kraye XIX-XX vekov [Embroidery in the Ivanovo region in the 19th - 20th centuries]. Nauchnyy zhurnal KubGAU [Scientific journal ofKubSAU], 2017. No 129 (05). Pp. 287-296. [In Russian]
6. Val'kevich S. I., Ovchinnikova Yu. M. Shuyskaya strochevaya vyshivka [Shuya stitching embroidery]. Sovremennyye naukoyomkiye tekhnologii [Modern High Technologies]. 2013. No 6. Pp. 26-27. [In Russian]
7. Vostrikov S. Ya. Nash kray v istorii Otechestva [Our land in the history of the Fatherland]. Ivanovo, Ivanovo Publ, 1995. 156 p. [In Russian]
8. Gorod Shuya i Shuyskiy okrug. Geograficheskoye, istoricheskoye i ekonomicheskoye opisaniye [City of Shuya and Shuya district. Geographical, historical and economic description], rev. by V. Ryzhov. Shuya, 1930. 325 p. [In Russian]
9. Maslova G. S. Ornament russkoy narodnoy vyshivki kak istoriko-etnograficheskiy istochnik [Ornament of Russian folk embroidery as a historical and ethnographic source]. Moscow, Nauka Publ, 1978. 208 p. [In Russian]
10. Narodnyye khudozhestvennyye promysly Ivanovskoy oblasti Folk art crafts of the Ivanovo region], rev. by N. S. Korolyova. Moscow, NIIKHP Publ, 1994. 139 p. [In Russian]
11. Narodnyye khudozhestvennyye promysly. Sovetskoye dekorativnoye iskusstvo : materialy i dokumenty 1917-1932 gg. [Folk art crafts. Soviet decorative art: materials and documents 1917-1932]. Moscow, Iskusstvo Publ, 1986. 232 p. [In Russian]
12. Popova O. S., Kaplan N. I. Russkiye khudozhestvennyye promysly [Russian art crafts]. Moscow, Znaniye Publ, 1984. 144 p. [In Russian]
13. Fedorova G. A. Traditsionnaya kul'tura Gorokhovetskogo kraya [Traditional culture of the Gorokhovets region]. Iz istorii odezhdy zhiteley Gorokhovetskogo uyezda v kontekste kul'tury Rossii XVII - nachala XX v. V 2 t. [From the history of clothes of the residents of the Gorokhovets district in the context of Russian culture in the 17th - early 20th centuries. In 2 vols]. Vol. 1. Moscow, Gosudarstvennyy Respublikanskiy tsentr russkogo fol'klora Publ, 2004. 368 p. [In Russian]
Статья поступила в редакцию 10.05.2022 Статья допущена к публикации 15.07.2022
The article was received by the editorial staff10.05.2022 The article is approved for publication 15.07.2022