Научная статья на тему 'СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ'

СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
стресс / эмоция / сон / физическое упражнение / студент / состояние человека. / stress / emotion / sleep / physical exercise / student / human condition.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уста-Азизова Дилноза Ахраровна, Эшонбобоев Фирдавс Эркинович

Данная статья посвящена изучению стрессовых ситуаций у студентов и решение проблемы с науч-ной точки зрения. В современном мире многие студенты, которые сдают итоговые экзамены, попадают в стрессовые ситуации, в результате чего наблюдается торможение той части головного мозга, кото-рая отвечает за знания. Частые стрессы в последствии ведут к дальнейшим депрессии из-за провалов в экзаменах. Эта проблема является актуальной не только в определённых странах, но и во всём мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS SITUATIONS AMONG STUDENTS DURING FINAL CONTROL IN MEDICAL UNIVERSITIES

This article is devoted to the study of stressful situations among students and the solution of the problem from a scientific point of view. In the modern world, many students who take final exams find themselves in stressful situations, as a result of which there is inhibition of the part of the brain that is responsible for knowledge. Frequent stress leads to further depression due to failure in exams. This problem is relevant not only in certain countries, but throughout the world.

Текст научной работы на тему «СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ»

28

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / «ШУШМУМ-ШУГМа^» #6(129), 2022

PSYCHOLOGICAL sciences

Уста-Азизова Дилноза Ахраровна

канд. пед. наук , доцент Эшонбобоев Фирдавс Эркинович

Студент

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Узбекистан

DOI: 10.24412/2520-6990-2022-6129-29-30 СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ В

МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Usta-Azizova Dilnoza Akhrarovna

cand. ped. Sciences, Associate Professor Eshonboboev Firdavs Erkinovich

student

Tashkent Pediatric Medical Institute Uzbekistan

STRESS SITUATIONS AMONG STUDENTS DURING FINAL CONTROL IN MEDICAL

UNIVERSITIES

Аннотация:

Данная статья посвящена изучению стрессовых ситуаций у студентов и решение проблемы с научной точки зрения. В современном мире многие студенты, которые сдают итоговые экзамены, попадают в стрессовые ситуации, в результате чего наблюдается торможение той части головного мозга, которая отвечает за знания. Частые стрессы в последствии ведут к дальнейшим депрессии из-за провалов в экзаменах. Эта проблема является актуальной не только в определённых странах, но и во всём мире.

Abstract:

This article is devoted to the study of stressful situations among students and the solution of the problem from a scientific point of view. In the modern world, many students who take final exams find themselves in stressful situations, as a result of which there is inhibition of the part of the brain that is responsible for knowledge. Frequent stress leads to further depression due to failure in exams. This problem is relevant not only in certain countries, but throughout the world.

Ключевые слова: стресс, эмоция, сон, физическое упражнение, студент, состояние человека.

Key words: stress, emotion, sleep, physical exercise, student, human condition.

На сегодняшний день в современном мире многие студенты, которые сдают итоговые экзамены, попадают в стрессовые ситуации, в результате чего наблюдается торможение той части головного мозга, которая отвечает за знания. Частые стрессы в последствии ведут к дальнейшим депрессии из-за провалов в экзаменах. Эта проблема является актуальной не только в определённых странах, но и во всём мире. Изучение процессов стресса у студентов и решение проблемы с точки зрения науки актуально.

Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — это общая неспецифическая реакция организма в ответ на интенсивное воздействие любого стрессора. Согласно определению Селье, стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма для приспособления к трудным условиям.

Стресс имеет три стадии развития. На первой стадии под воздействием стрессора активизируется симпатическая нервная система. Человек при этом может переживать тревожное эмоциональное состояние или душевный подъем. На второй стадии, стадии борьбы, надпочечники начинают выделять в кровь гормон кортизол, и происходит мобилизация

организма. На второй стадии человек может максимально эффективно решать задачи, требующие значительного усилия, которое выходит за рамки обычных. Если же действие стрессора продолжается, наступает третья стадия - стадия истощения. Если на третьей стадии возможности для мобилизации организма исчерпаны, то возникает дистресс. Именно дистресс ведет к значительным нарушениям как психической активности, так и физического здоровья человека.

В обыденном сознании понятие стресса однозначно связывается с негативными переживаниями. Действительно, например, риск попадания в депрессию студентов, переживающие за экзамены, в 2 раза больше, чем обычные студенты. Однако и позитивные изменения в жизни могут стать причиной глубокого стресса, переходящего в дистресс. Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса является уверенность в том, что ситуация остается под контролем. В одном из экспериментов две крысы одновременно получали болезненные удары током. Одна из них никак не могла повлиять на ситуацию, в то время как другая, дернув за кольцо, «контролировала» болевое воздействие. На самом деле сила и продолжительность электрического удара были идентичны для обеих участниц

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #6(129), 2022 / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

29

опыта. Однако у пассивной крысы развивалась язва желудка и снижался иммунитет, а активная сохраняла устойчивость к действию болевого стрессора. Выделяется два типа изменений поведения при стрессовых воздействиях: пассивно-эмоциональные изменения, которые проявляются в ожидании окончания воздействия экстремального фактора и активно-эмоциональные, направленные на активное удаление экстремального фактора, преодоление ситуации. Как видно из приведенных выше исследований, именно второй путь дает более позитивный психологический прогноз.

В первую очередь, чтобы перебороть стресс, надо забыть об экзаменах. Но это не значит, что нужно не приходить на экзамен и не готовиться к нему. Просто нужно изменить свое отношение к ним и убедить себя, что это обычная задача, с которой студент справляется каждый день, и просто спокойно готовится. Тогда мозг не будет воспринимать сессию в качестве опасности. Кроме того, полезно переформулировать в сознании саму суть сессии: пускай это будет не «ужасное время, которое нужно пережить даже ценой смерти», а «время, когда узнает, что-то новое, что пригодится в будущем и изменит жизнь к лучшему». Перед экзаменами нельзя употреблять кофеин и сахар. Да, в течение пары часов они действительно повысят уровень энергии, но в течение нескольких дней могут привести к тревожности и излишней возбужденности. Наоборот, следует питаться пищей, которая переваривается медленно: злаками, фруктами, орехами. Следует заниматься физическими упражнениями перед экзаменами. Экзамены - это повод не пропускать, а, наоборот, усилить спортивные тренировки. Ранее ученые уже выяснили, что спортивные люди лучше справляются со стрессом. Дело в том, что во время занятий спортом в гипоталамусе активнее вырабатываются новые нейроны, а ведь именно эта область в ответе за регулирование стресса. Таким образом, мозг лучше справляется со стрессовыми нагрузками. Надо научиться засыпать. Недостаток качественного сна - это одна из главных причин стресса и ухудшения работоспособности. К тому же, во время экзаменов иногда бывает трудно заснуть. Следует сделать искусственное разграничение между работой и сном. Рекомендуется заводить какую-либо привычку, которая будет сигнализировать мозгу, что время учения закончилось и пора расслабляться. Это может быть просмотр видео, занятия музыкой, принятие ванны; короткий перерыв на сон в течение полутора часов работоспособность не хуже, чем полноценный ночной сон. И обязательно надо попробовать осознанную медитацию. Осознанная медитация - это вид медитации, смысл которой в том, чтобы концентрироваться только на том, что происходит именно сейчас. Практика осознанной медитации улучшает рабочую память и помогает не отвлекаться на посторонние мысли во время выполнения умственной задачи. Занятия медитацией осознанности также связывают со количества гормона стресса кортизола в крови.

При проведении исследования, в целях эффективности данной теории избрали 10 студентов-ме-

диков, которые провалили первый заход на экзамене и остались на пересдачу. После выполнения данных советов 9 студентов из 10 прошли успешно сдачу экзамена, а 1 не смог участвовать на экзамене из-за неполадок со здоровьем, но позже данный студент тоже сдал экзамен на отлично.

Таким образом, стоит принять тот факт, что стресс — это естественное состояние человека и нормальная реакция на происходящее вокруг. Будь то крупный проект, курсовая работа или подготовка к экзамену, перед студентом будет стоять выбор: опустить руки или самостоятельно что-то предпринять. Многие студенты справляются со стрессом самыми обычными методами, среди которых общение с друзьями, вкусная еда и здоровый сон. Также, многие прибегают к антидепрессантам и медитациям. Каждый выбирает свой собственный способ борьбы со стрессом. Стресс — это отношение человека к ситуации.

Литература.

1. Абдуллахужаева, Гулруххон Хайруллаевна. "Организация психолого педагогической работы с" солнечными детьми" раннего возраста." Forcipe Приложение (2019).

2. Общая психология: Учебное пособие (Абрамова, Г.С), 2011 г., 320 с.

3. Общая психология (Маклаков, А.), 2019 г., 583 с.

4. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник (Немов, Р.С.), 2012 г., 739 с.

5. Общая психология 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО (Вероника Нуркова, Наталия Березан-ская), 2018 г., 237 стр.

6. Уста-Азизова, Дильноза Ахраровна. "Личность как феномен в процессе формирования." Современная педагогика 2 (2014): 1-1.

7. Уста-Азизова Д. А., Абдуллахужаева Г. ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ //Colloquium-journal. -Голопристанський мкькрайонний центр зайня-тосп= Голопристанский районный центр занятости, 2019. - №. 1-4. - С. 59-60.

8. Уста-Азизова Д. А., Нормухамедова М., Со-дикова Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ //Colloquium-journal. - Голопристанський мюькрай-онний центр зайнятосп= Голопристанский районный центр занятости, 2021. - №. 6-2. - С. 53-54.

9. Уста-Азизова Д. А. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //Colloquium-journal. - Голопристанський мюькрай-онний центр зайнятосп, 2022. - №. 2 (125). - С. 5153.

10. Хурсанова Д. Х., Уста-Азизова Д. А., Аб-дуллаева О. Ю. Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах //Молодой ученый. - 2017. - №. 8. - С. 374-376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.