Научная статья на тему 'СТРЕСС СТУДЕНТОВ И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ'

СТРЕСС СТУДЕНТОВ И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1506
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ВИДЫ СТРЕССА / СТУДЕНТЫ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СТРЕССА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельников В.И.

В статье рассмотрен стресс, возникающий у студентов в процессе обучения в вузе, его виды, влияние на деятельность и личностные качества студентов, основные методы его коррекции. Актуальность проведенного исследования определяется тем, что значительная часть студентов слабо знает психологическую природу стресса и динамику его развития, не может выбрать оптимальные методы коррекции своих стрессовых состояний. Одной из причин этого является хорошее психологическое здоровье при поступлении в вуз, они не уделяют достаточного внимания изучению методов уменьшения воздействия стресс-факторов. Незнание психологических механизмов воздействия стресса на здоровье приводит к уменьшению эффективности обучения в вузе. На основе проведенного исследования в статье рассмотрена физиологическая и психологическая природа стресса студентов, определено воздействие стресс-факторов на обучаемых с учетом их личностных особенностей, половых различий. Рассмотрены физиологические и психические проявления стресса у студентов, представлена динамика их изменений. По итогам проведенного исследования разработан процесс управления стрессом и предложены меры активного ему противодействия, меры первой самопомощи. Выделены эффективные способы снятия стресса перед экзаменом (трудной ситуацией). Предложены специфические методы нейтрализации стресса (психологические, физиологические, биохимические, физические), а также общеукрепляющие методы. По мнению автора, знания студентов о психологической природе стресса и методах его коррекции будут способствовать как сохранению их здоровья, так и улучшению результатов их обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мельников В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENT STRESS AND METHODS OF COPING WITH IT

The article examines the stress experienced by students during the educational process, the types of stress, the influence on student’s personal qualities, and the main methods of coping with stress. The relevance of the study is determined by the fact that a significant number of students do not have enough knowledge about the psychological nature of stress and the dynamics of its development. Therefore, they cannot choose the optimal methods for coping with or correcting the stressful situation. One of the reasons for this is that students usually have good psychological health when entering the university and after the graduation, so they do not pay much attention to training methods in order to reduce the influence of stressful factors on their psychological state. However, students’ ignorance of the stress influence on their psychological health leads to a decrease in the effectiveness of university studies. Based on the research results, the article examines physiological and psychological nature of the student stress and defines the influence of stress factors on students according to their personality and gender. The physiological and mental manifestations of stress in students are examined, and the dynamics of the changes is presented. Following the research, the article suggests a procedure of stress management and some measures for countering the stress, including the first self-help measures. The author identifies effective ways to relieve stress before exams (a difficult situation) and proposes several specific methods of stress neutralization including psychological, physiological, biochemical, physical methods, as well as improving general health. The author believes that a student’s awareness of the psychological nature of stress and the methods of coping with it will be beneficial to students’ health and will lead to better academic results.

Текст научной работы на тему «СТРЕСС СТУДЕНТОВ И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ»

УДК 159.944: 378.665.62(571.14)

В. И. Мельников

Стресс студентов и методы его коррекции

В статье рассмотрен стресс, возникающий у студентов в процессе обучения в вузе, его виды, влияние на деятельность и личностные качества студентов, основные методы его коррекции. Актуальность проведенного исследования определяется тем, что значительная часть студентов слабо знает психологическую природу стресса и динамику его развития, не может выбрать оптимальные методы коррекции своих стрессовых состояний. Одной из причин этого является хорошее психологическое здоровье при поступлении в вуз, они не уделяют достаточного внимания изучению методов уменьшения воздействия стресс-факторов. Незнание психологических механизмов воздействия стресса на здоровье приводит к уменьшению эффективности обучения в вузе.

На основе проведенного исследования в статье рассмотрена физиологическая и психологическая природа стресса студентов, определено воздействие стресс-факторов на обучаемых с учетом их личностных особенностей, половых различий. Рассмотрены физиологические и психические проявления стресса у студентов, представлена динамика их изменений.

По итогам проведенного исследования разработан процесс управления стрессом и предложены меры активного ему противодействия, меры первой самопомощи. Выделены эффективные способы снятия стресса перед экзаменом (трудной ситуацией). Предложены специфические методы нейтрализации стресса (психологические, физиологические, биохимические, физические), а также общеукрепляющие методы. По мнению автора, знания студентов о психологической природе стресса и методах его коррекции будут способствовать как сохранению их здоровья, так и улучшению результатов их обучения в вузе.

Ключевые слова: стресс, виды стресса, проявления стресса, студенты, методы коррекции стресса.

Стресс человека определяется как напряжение, возникающее при появлении отрицательного воздействия на его психические функции; нервные процессы или деятельность, которые нарушают гомеостаз [1].

Ученый Г. Селье выделил единый неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека в ответ на любые воздействия: во всех случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессор-ные» гормоны (глюкокортикоиды), помогающие организму адаптироваться к любому стрессору. Под стрессором Г. Селье понимал любой фактор, вызывающий стресс. В неспецифическом синдроме изменений, способствующих адаптации человека к новым условиям, Г. Селье выделил три стадии процесса: тревога, резистенция (адаптация), истощение [2].

На первой стадии (тревога) человек стремится приспособиться к возмущающему фактору (стрессу). Если этого не происходит, то приспособление человека к стрессу затягивается во времени, и на второй стадии (резистентность) человек мобилизует свои внутренние ресурсы, стараясь приспособиться к нему. Но если вредоносный стрессор продолжает действовать значительное время, то человек истощает гормональные ресурсы, про-

исходит срыв адаптации, и он может погибнуть. Это происходит на третьей стадии процесса адаптации (истощение).

Г. Селье выделял основные виды стресса: полезный - эустресс, вредоносный - дистресс. Согласно учению Г. Селье, стресс может быть полезным, так как он возбуждает работу организма человека и мобилизует его защитные силы (иммунную систему), принося пользу в его профессиональной деятельности. Для этого необходимо «наличие определенных условий: положительные эмоции; опыт положительного решения возникших проблем; одобрение действий со стороны окружающих; наличие ресурсов у человека для преодоления стресс-факторов; мотивации к преодолению возникших проблем» [3, с. 4].

При наличии других факторов (отсутствие информации, негативный прогноз, беспомощность, чрезмерный стресс, длительность стресса, низкая мотивация к деятельности и др.) первичный стресс может перейти в дистресс, пагубно воздействующий на организм человека и на его деятельность. Стресса невозможно избежать, но можно использовать его, если у человека будет выработаны психологические механизмы по управлению и снижению стресса, недопущению его перехода в дистресс.

Обучающиеся в вузе студенты постоянно находятся под влиянием стресс-факторов. Желательно, чтобы они умели управлять стрессом и оптимизировать его протекание, особенно при подготовке к экзаменам и во время его сдачи.

При стрессовых воздействиях у человека происходят «изменения эмоционального, физиологического, интеллектуального состояния: учащается пульс и сердцебиение, повышается кровяное давление, напрягаются мышцы, появляется тревога, страх, раздражительность и нервозность по незначащим поводам, повышается утомляемость, возникает безразличие к окружающим и своей собственной судьбе, меняется поведение человека, возникают трудности с принятием решения, снижается концентрация внимания, появляется ощущение контроля над собой и ситуацией и др.)» [4, с. 170-171].

Первоначально такие физиологические изменения, как активация гипоталамуса, повышение активности симпатического отдела нервной системы, активация гормональных механизмов, активация нервной системы, повышают уровень адаптации человека к новой среде. Так, активация гормональных механизмов способствует выработке специальных ан-тистрессорных гормонов, которые изменяют обменные процессы: появляется больше глюкозы в крови; воспалительные процессы подавляются; чувствительность к боли уменьшается. При возникновении стресса осуществляется и активация нервной системы, являющейся главной регулирующей системой организма человека. Под действием данной системы, по теории гомеостаза ученого У. Кеннона, человеческий организм стремится поддержать динамическое равновесие внутренней среды, преодолеть сопротивление внешней среды, способствуя быстрой адаптации человека [3].

Но если стресс-факторы действуют длительное время, запасы адаптационной энергии истощены, то у человека ухудшается состояние здоровья, вплоть до возникновения психосоматических заболеваний (язвенная болезнь, артериальная гипертония, неспецифический колит и т. д.). Стресс-факторы влияют не только на возникновение, но и на течение соматических (телесных) заболеваний. Так, реакция сердечно-сосудистой системы на стресс возникает сразу при появлении негативных

факторов и проявляется в изменении работы сердца, которое начинает биться сильнее и чаще. Под влиянием стресса может возникнуть ишемия сердечной мышцы, приводящая к страху смерти, боли и т. д.

Помимо негативных эмоциональных воздействий, типичные признаки психологического стресса могут вызвать у человека также сильные положительные эмоции.

У студентов под воздействием стресс-факторов возникают и физиологические проявления стресса, и выраженный психологический стресс, определяемый не только как реакция, но и как процесс, протекание которого зависит от личностных качеств студента, его взаимодействия с преподавателями и окружением.

Описание физиологических проявлений стресса дает основание предположить, что, когда студент идет на экзамен, в его организме вероятны следующие физиологические изменения:

- надпочечниками вырабатывается адреналин, подготавливая тело человека к критической ситуации и выходу из нее;

- сердце человека начинает биться быстрее, дыхание учащается;

- поступает больше крови к мозгу, обеспечивая его большим объемом кислорода для активной деятельности во время опасности;

- напрягаются мускулы и подготавливаются к действию;

- пищеварение прекращается, способствуя экономии энергии для организма человека.

Нами было проведено обследование, в котором приняли участие 104 студента в возрасте 18-23 года, из них 78 женщин, 26 мужчин. На первой стадии исследования студенты определяли признаки психофизиологического стресса. Ими были указаны следующие его проявления:

1) сердцебиение учащается;

2) ладони могут оказаться вспотевшими;

3) возникает обильное потовыделение;

4) дыхание может быть затруднено;

5) появляется ощущение подавленности;

6) лицо меняет цвет (бледнеет или краснеет);

7) расширяются зрачки;

8) кровяное давление возрастает;

9) мышцы напрягаются;

10) появляется усталость.

Ключом к избавлению от стресса является осознанное к нему отношение. Управление

стрессом определяется выбором стратегий, методов и приемов, позволяющих оптимизировать негативное воздействие стрессоров для человека.

Процесс управления стрессом можно определить следующим образом:

1. До появления предполагаемого стресса целесообразно психологические усилия сосредоточить на его профилактике.

2. После появления стресса человек должен активно ему противодействовать.

3. Если стресс выражен сильно, необходимо осуществить меры первоочередной самопомощи.

Профилактировать стресс можно следующим образом:

1. Мудро относиться к создавшейся ситуации: в любом случае можно найти выход из нее.

2. Формировать индивидуальную стрессо-устойчивость.

Мудрое отношение к проблемам может заключаться в следующем:

- ставить себе только цели, которые можно достичь, а в случае неудачи быстро выйти из стресса, используя приемы управления им;

- ориентироваться на основные цели, а не на второстепенные;

- реалистично относиться к своим возможностям по достижению цели;

- уметь оценить проблему объективно с разных сторон;

- быть готовым заранее к неприятным событиям и реально их оценивать;

- понимать и прогнозировать поведение других людей;

- уметь извлекать положительное из коррекции стресса;

- стремиться жить нормальной жизнью постоянно.

Стрессоустойчивость формируется следующими мероприятиями:

- самонаблюдение за появлением стресса;

- использование тестовых методик по определению уровня стресса;

- изучение научной литературы по коррекции стресса;

- оказание психологической помощи социальным окружением;

- формирование воли, выдержки, выносливости;

- выполнение физических упражнений [5].

Активное противодействие стрессу включает первоочередные действия:

- определение стрессов, оказывающих негативное влияние на человека;

- составление плана по их коррекции.

Активное противодействие стрессу может

включать также такие действия, как значительное увеличение приема жидкости ежедневно; улучшение питания; наблюдение за дыханием; выполнение физических упражнений.

Также активным противодействием стрессу является психическая саморегуляция, способствующая мобилизации психофизиологических возможностей. Психическая саморегуляция - это специально проводимая психическая деятельность человека для коррекции своего состояния. К основным разновидностям психической саморегуляции относятся:

- релаксация в форме сознательного нервно-мышечного расслабления в теле, состоящая из максимального сокращения и расслабления определенного участка тела;

- аутогенная тренировка, основанная на сознательном внушении чувств тепла, тяжести, облегчения различных органов и участков тела;

- медитация, представляющая собой метод психической саморегуляции при помощи умственных действий, способствующих приведению психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, погружения в себя [6].

Если воздействие стресса оказывается существенным, то следует применить меры первой самопомощи:

- не следует принимать ответственных решений, кроме тех, в которых речь идет о спасении жизни;

- следует заняться своим дыханием (медленно вдохнуть воздух, задержать дыхание, медленно выдохнуть);

- необходимо постараться сосчитать до десяти.

Если стрессовая ситуация произошла в помещении, то следует выйти из помещения; смочить лоб, виски холодной водой; выпить стакан воды; осмотреться по сторонам; применить успокаивающее дыхание; действовать спокойно, осторожно, чтобы не упасть [7].

Если стрессовая ситуация произошла вне помещения, то следует выполнить следующие действия: осмотреться по сторонам, мысленно называя их; выпить воды; использовать успокаивающее дыхание для коррекции стресса; осуществить легкую прогулку.

Далее в проведенном нами исследовании по определению основных действий студентов, направленных на коррекцию стресса,

была применена методика «Диагностика ко*

пинг-поведения в стрессовых ситуациях» (С. Норман и др.) [8].

Каждая шкала этой методики определяет специфику поведения человека в напряженной (стрессовой) ситуации:

1. Ориентация на решение задач - распределение своего времени при решении проблем; размышление о проблеме и ее решении; понимание ситуации с целью ее контроля и решения; стремление выйти из ситуации победителем.

2. Ориентация на эмоции - обвинение себя за эмоциональное отношение к ситуации; нерешительность; переживания, что не может справиться с ситуацией; нервное напряжение; ухудшение качества принятия решения; поиск своих недостатков; перенос отрицательных эмоций на других.

3. Ориентация на избегание - осуществление деятельности, считающейся подходящей для человека в данной ситуации; размышление о хорошем, но не о решении проблем; осуществление прогулок по магазинам, увеселительным местам; стремление больше спать и хорошо питаться.

Для изучения влияния личностных качеств человека на выбор поведения в стрессовых ситуациях была применена методика «Факторный личностный опросник Р. Кеттелла» (16 PF А) и

*

Копинг-поведение - это действия человека с целью побороть стресс.

проведены корреляционный и кластерный анализы результатов испытуемых [9].

После проведения обследования всех испытуемых по методике «Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях» результаты были сведены в табл. 1, из которой следует, что усредненные результаты испытуемых по всем шкалам методики, определяющим направленность человека при решении возникших проблем, очень различны.

В данном случае из табл. 1 можно определить, что наиболее изменчивым является признак «Ориентация на эмоции», имеющий коэффициент вариации 24,0 %, а наименее изменяемый признак - «Ориентация на решение задач» (12,0 %). Коэффициент вариации Кв, представляющий собой процентное отношение стандартного отклонения к средней величине, определяет степень изменчивости признака (переменной) [10].

Из данного анализа следует, что студенты реагируют на возникающие проблемы широким диапазоном эмоций (Кв = 24 %), а решают проблемы при нахождении в стрессовых ситуациях простым набором действий (Кв = 12 %): распределением своего времени при решении проблем; мыслями о проблеме и ее решении; вниканием в ситуацию с целью ее контроля и решения; стремлением выйти из ситуации победителями.

С целью определения копинг-стрессовых поведенческих стратегий нами был осуществлен углубленный анализ результатов испытуе-

1

Таблица

Усредненные результаты выборки испытуемых по методике «Диагностика копинг-поведения

в стрессовых ситуациях»

Шкалы методики «Диагностика копинг-поведения

Показатель в стрессовых ситуациях»

Ориентация Ориентация Ориентация

на эмоции на избегание на решение задач

Среднее значение 42,3 52,0 55,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мужчины 37,2 48,9 56,7

Женщины 43,9 53,3 55,6

Разность средних значений у женщин и мужчин (дельта) +6,7 +4,4 -1,1

Стандартное отклонение 10,1 7,6 6,6

Коэффициент вариации, % 24,0 15,0 12,0

Возраст 18-20 лет 39,7 53,1 54,7

Возраст 20-21 год 44,7 51,7 55,1

Возраст 22-23 года 39,2 52,3 57,4

мых с учетом их возраста и пола. Из анализа табл. 1 видно, что студенты старшего возраста (22-23 года) по шкале «Ориентация на решение задач» имеют 57,4 балла, а студенты младшего возраста (18-20 лет) имеют меньший балл -54,7, студенты в возрасте 20-21 год имеют 55,1 балла, т. е. чем больше возраст испытуемых, тем больше балл по данной шкале. Таким образом, более взрослые студенты на трудные ситуации реагируют их разрешением, они стремятся быстрее и эффективнее ликвидировать проблемы, чем студенты младших курсов.

Из углубленного анализа табл. 1 можно определить, что средняя оценка у мужчин и женщин различна по всем шкалам методики. Наибольшее отличие определяется по шкале «Ориентация на эмоции», по которой средняя оценка у женщин равна 43,9 балла, а у мужчин - 37,2 балла. Можно сделать вывод, что женщины более эмоционально, чем мужчины, реагируют на стресс-факторы.

В дальнейшем проведенный статистический анализ распределений результатов мужчин (26 чел.) и женщин (78 чел.) по трем шкалам методики выявил, что только распределения по шкале «Ориентация на эмоции» формируются по закону нормального распределения. Эти распределения выборок у мужчин имеют среднее значение 37,2 балла (у женщин -43,9 балла), стандартное отклонение распределений результатов у мужчин - 11,9 балла (у женщин - 8,9). Таким образом, гипотеза о равенстве средних значений двух групп (26 мужчин и 78 женщин) отклоняется. Был сделан вывод о том, что средние значения групп мужчин и женщин статистически различаются по параметру «Ориентация на эмоции» на уровне значимости р < 0,0024.

Из табл. 1 видно, что по шкале «Ориентация на эмоции» женщины набирают больше

на 6,7 балла, чем мужчины. Нами определено, что распределение результатов женщин статистически отличается от распределения результатов мужчин по шкале «Ориентация на эмоции». Женщины совершенно по-другому, по сравнению с мужчинами, более эмоционально реагируют на трудную ситуацию. Значительная часть из них при нахождении в стрессовых ситуациях может иметь высокий уровень ориентации на эмоции, проявляющийся в обвинении себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации; нерешительности; частых переживаниях о том, что не может справиться с ситуацией; очень высоком нервном напряжении; неумении принять решение; поиске своих недостатков; сильном раздражении; постоянном переносе отрицательных эмоций на других.

С целью выявления личностных качеств женщин, влияющих на копинг-поведение в проблемных ситуациях, был проведен корреляционный анализ, показатели которого приведены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что показатели коэффициентов корреляции между факторами методики Р. Кеттелла и шкалами методики «Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях» различны. Например, шкала «Ориентация на эмоции» имеет коэффициент корреляции с фактором С, равным -0,45 балла, с фактором О, равным 0,66 балла, с фактором Q4, равным 0,53 балла. Такие статистические взаимосвязи дают основания заключить, что более эмоционально на трудную ситуацию будут реагировать женщины, имеющие более высокие результаты по факторам личностного опросника О («Склонность к чувству вины - самоуверенность, уверенная адекватность») и Q4 («Напряженность - расслабленность»), и низкие результаты по фактору С («Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость»).

Таблица 2

Показатели коэффициентов корреляции (более 0,4 балла) между результатами испытуемых, полученных по методикам «Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях» и «Факторный личностный опросник Р. Кеттелла» (16 PF A)

Шкалы методики «Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях» Факторы личностного опросника (16 PF А)

С G Н О 24

Ориентация на решение задач 0,21 0,17 0,41 -0,38 -0,19

Ориентация на эмоции -0,45 0,1 -0,32 0,66 0,53

Ориентация на избегание -0,12 -0,33 0,12 -0,05 -0,08

Примечание. Значение факторов личностного опросника: С - «Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость»; G - «Низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»; Н - «Смелость - робость»; О - «Склонность к чувству вины - самоуверенность, уверенная адекватность»; <24 - «Напряженность - расслабленность».

Например, из интерпретации фактора О методики «Факторный личностный опросник Р. Кеттелла» следует, что личность с высокой оценкой по фактору О находится в тревожном, подавленном, озабоченном состоянии, легко плачет. Она склонна к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвергается различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Следовательно, женщины, имеющие высокие оценки по фактору О будут более эмоционально реагировать на возникшую проблему, так как показатель коэффициента корреляции между фактором О и шкалой «Эмоциональное реагирование» положителен и равен R = 0,66 балла.

Также можно определить, что женщины, имеющие высокие результаты по фактору Q4 (находящиеся в состоянии возбуждения, напряжения, с трудом успокаивающиеся, эмоционально неустойчивые с преобладанием пониженного настроения, раздражающиеся по пустякам), также будут сильнее эмоционально реагировать на возникающие проблемы, так как коэффициент корреляции между фактором Q4 и шкалой «Ориентация на эмоции» положителен и равен R = 0,53 балла.

Напротив, женщины, имеющие высокие результаты по фактору С (спокойные, способные достигать своих личных целей без особых трудностей, смело смотрящие в лицо фактам, не расстраивающиеся из-за пустяков и не поддающиеся случайным колебаниям настроения), будут меньше эмоционально реагировать на возникающие трудные ситуации, так как коэффициент корреляции между фактором С и шкалой «Ориентация на эмоции» отрицателен, он равен R = -0,45 балла.

Используя показатели коэффициентов корреляции табл. 2, можно выявить, что на решение проблем женщинами влияют также их личностные качества, определяемые высокими оценками фактора Н личностного опросника - нечувствительность к угрозам, смелость, решительность, тяга к риску и острым ощущениям, способность не теряться при столкновении с неожиданными ситуациями и быстро забывать о неудачах. В данном случае коэффициент корреляции между шкалой «Ориентация на решение задач» и фактором Н «Смелость - робость» положителен и равен R = 0,41 балла, поэтому чем больше значение по этому фактору у женщины, тем увереннее она будет разрешать проблемы.

В проведенном исследовании выявлены копинговые стратегии испытуемых, степень влияния их личностных качеств на преодоление трудностей, различие реагирования мужчин и женщин на возникающие проблемы. Существует множество методов коррекции психоэмоционального стресса, поэтому следует выбрать такие, которые соответствуют индивидуальным особенностям конкретного человека и реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.

В проведенном исследовании студенты, участники антистрессорного семинара, сами определили способы снятия стресса перед экзаменом:

1) шутка, юмор, смех;

2) кусочек сахара или шоколада;

3) профессионализм действий (знание учебной дисциплины);

4) еда;

5) занятие спортом;

6) успокаивающая музыка;

7) сон;

8) хобби;

9) общение с друзьями;

10) чтение книг;

11) парная, баня;

12) романтические прогулки;

13) возможность всплакнуть;

14) изменение отношения к ситуации;

15) представление, что есть люди, которым еще хуже.

Данный перечень способов снятия стресса говорит о том, что студенты знают, как бороться со стрессом перед экзаменом.

В конце семинара студентам были предложены и другие методы нейтрализации стресса:

1) психологические (аутотренинг, метод биологической обратной связи, дыхательные техники, мышечная релаксация, медитация, логически аргументированное разъяснение, диссоциирование от стресса, использование позитивных образов и пр.);

2) физиологические (массаж, акупунктура, физические упражнения, ходьба и пр.);

3) биохимические (ароматерапия, лекарственные растения и пр.);

4) физические (закаливание, солнечные ванны и пр.).

Для коррекции стресса, кроме специфических мер психологического воздействия, необходимо использовать и общеукрепляющие методы, такие как оптимизация режима

учебы, хороший отдых, систематическое пребывание на свежем воздухе и рациональное питание, следование сформировавшейся организационной культуре в вузе [11].

Знания психологической природы стресса и методов его коррекции будут способствовать сохранению здоровья студентов и лучшему обучению в вузе.

Библиографический список

1. Мельников В. И. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности : дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 145 с.

2. Мельников В. И., Сафронова О. Л. Психология стресса в профессиональной деятельности : учеб. пособие. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2008. 73 с.

3. ЩербатыхЮ. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб. : Питер, 2006. 256 с.

4. Демидова Л. И. Исследование стресса у участников образовательного процесса // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. № 31. С. 170-174.

5. Урбанович А. А. Психология управления : учеб. пособие. Минск : Харвест, 2003. 640 с.

6. Соколков Е. А., Мельников В. И. Стратегия преодоления стресса в экстремальных ситуациях / науч. ред. Н. В. Дмитриева. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. 368 с.

7. Соколков Е. А., Мельников В. И. Формирование психологической готовности личности к действиям в экстремальных условиях. Новосибирск : Изд-во НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт», 2008. 388 с.

8. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 442-444.

9. Рукавишников А. А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла : метод. руководство. СПб. : Иматон, 2002. 95 с.

10. Мельников В. И. Математические методы для психологов : учеб. пособие. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2014. 171 с.

11. Мельников В. И. Структура корпоративной (организационной) культуры и практические методики ее оценки // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2011. № 25. С. 103-110.

V. I. Melnikov

The Student Stress and Methods of Coping with It

Abstract. The article examines the stress experienced by students during the educational process, the types of stress, the influence on student's personal qualities, and the main methods of coping with stress. The relevance of the study is determined by the fact that a significant number of students do not have enough knowledge about the psychological nature of stress and the dynamics of its development. Therefore, they cannot choose the optimal methods for coping with or correcting the stressful situation. One of the reasons for this is that students usually have good psychological health when entering the university and after the graduation, so they do not pay much attention to training methods in order to reduce the influence of stressful factors on their psychological state. However, students' ignorance of the stress influence on their psychological health leads to a decrease in the effectiveness of university studies.

Based on the research results, the article examines physiological and psychological nature of the student stress and defines the influence of stress factors on students according to their personality and gender. The physiological and mental manifestations of stress in students are examined, and the dynamics of the changes is presented.

Following the research, the article suggests a procedure of stress management and some measures for countering the stress, including the first self-help measures. The author identifies effective ways to relieve stress before exams (a difficult situation) and proposes several specific methods of stress neutralization including psychological, physiological, biochemical, physical methods, as well as improving general health. The author believes that a student's awareness of the psychological nature of stress and the methods of coping with it will be beneficial to students' health and will lead to better academic results.

Key words: stress; types of stress; manifestations of stress; students; methods of coping with stress.

Мельников Владимир Иванович - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой «Социальная психология управления» СГУПСа. E-mail: melnikov@stu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.